37237

Практика и перспективы использования технических средств в учреждениях культуры

Реферат

Культурология и искусствоведение

В социальнокультурных мероприятиях речь идет не только о решении сценической площадки но и всего пространства: сцены зрительного зала фойе клубного здания и подходов к нему. Таким образом основными элементами сценографии в социальнокультурных мероприятиях выступают: художественнодекоративное решение интерьера и сценического пространства техника сцены световое звуковое решения. 1 Световое оборудование В оборудовании современной сцены освещение электротехническая часть играют весьма значительную роль. В зависимости от технического...

Русский

2013-09-23

73.5 KB

20 чел.

Практика и перспективы использования технических средств в учреждениях культуры

[1] 1 Световое оборудование

[2] 1.1 Работа со светорежиссером

[3] 1.2 Основы сценического света.

[4] 1.3 Световое оснащение КЦ «Москвич»

[5] Заключение

В наше время формат современных мероприятий достаточно многогранен. Юбилей на предприятии, а также шоу-программы и корпоративы предполагают оригинальное и незабываемое зрелище. Для создания яркой и совершенной атмосферы праздника осуществляется декорация мероприятий, которая мгновенно вносит настроение и отражает тематику события. 

XXI век – время грандиозных экспериментов и инноваций. Уникальная технология 360move, в частности, позволит менять декорации мероприятий, погружая зрителей в мир визуального ряда, образующегося на экранах, расположенных по кругу. Такое панорамное действо вызывает эффект присутствия внутри транслирующихся фильмов, роликов и изображений.

Сценографический подход позволяет понять так называемое "комплексное использование технических средств" . Термин "комплексное использование технических средств" нередко трактуется с количественной стороны: чем больше сумел организатор использовать в оформлении мероприятия разнообразных технических средств, тем лучше; при этом основным и единственным критерием эффективности их использования является техническое соответствие ГОСТам.

Сценография, разрабатывая концепцию мероприятия в целом, как бы объединяет в ее рамках все основные компоненты, из которых создается целостная форма: действие участников и игра исполнителей, а также сценарно-режиссерское решение, художественно-декоративное, световое, звуковое решения. В социально-культурных мероприятиях речь идет не только о решении сценической площадки, но и всего пространства: сцены, зрительного зала, фойе, клубного здания и подходов к нему. При этом все доступные средства ориентируются на решение главной задачи — создание художественно цельного мероприятия с оптимальной средой внутриаудиторного межличностного общения. Таким образом, основными элементами сценографии в социально-культурных мероприятиях выступают: художественно-декоративное решение интерьера и сценического пространства, техника сцены, световое, звуковое решения.

Проблема комплексного использования технических средств состоит прежде всего в разработке художественно-технических приемов, функционального их применения на каждом из творческих этапов. И разработка этих приемов возможна только на основе анализа накопленного опыта прежде всего в области технологии.

1 Световое оборудование

В оборудовании современной сцены освещение, электротех­ническая часть играют весьма значительную роль. В зависимости от технического оборудования сцены режиссер может добиться тех или иных эффектов в освещении соответствен­но постановочному плану и тому или иному стилю спектакля. Работа режиссера зависит от того, пользуется ли он только одной рампой, или рампой, которая опускается и заклады­вается клапанами, и второй рампой, находящейся у края про­сцениума, установлен ли выносной софит, имеются ли в театре постоянные прожекторы, светящие на сцену из осветительных будок или из лож с правой и левой сторон из зри­тельного зала; имеются ли прожекторы, которые светят от центра зрительного зала через весь партер или амфитеатр на; сцену; так ли устроено освещение, что приходится пользо­ваться софитами, или имеется подвижной портал, на порталь­ных башнях которого установлены площадки со световой аппаратурой, или имеется в верхней части портала подвижной мостик с двумя галереями, снабженными платформами для установки и укрепления осветительных приборов; имеется ли достаточное количество фонарей — снопосветов, софитов со светофильтрами, рампы с подвижными четырехцветными све­тофильтрами; сколько переменных щитков; достаточно ли оборудовано регуляторное помещение с распределительными-щитами; сколько и какого типа имеется реостатов и т. д.

1.1 Работа со светорежиссером

В оборудовании светоаппаратуры чрезвычайно важно, чтобы « одному центру управления и регулирования шла проводка от всех отдельных частей осветительных приборов. Режиссер должен сам проверить, как работает каждая из трех, чрезвычайно существенных при освещении сцены самостоя­тельных осветительских групп: основное освещение сцены, батарейное освещение горизонта, если таковое имеется, и эффектное освещение.

Для режиссера очень существенно, на сколько цветов за­ряжена рампа — четыре цвета или три; в какой мере при дан­ном объеме сцены можно использовать софиты, размещенные в каждом, плане, и сколько цветов имеет электротехническая часть; наконец, сколько имеется точек, от которых можно присоединить переменные щитки, и какое количество этих щитков. В этот же раздел основного освещения .входит и то, как далеко и с какой степенью интенсивности освещают ниж­няя и верхняя рампы и каково их устройство.

Наконец, в светооборудовании сцены чрезвычайно важно эффектное освещение, т. е. такое освещение, которое устанавливается или в зрительном зале, или в нишах подвижных башен, или на первом световом мостике для местного осве­щения с коротких расстояний, или в других точках по гори­зонтали и по вертикали сцены, в зависимости от тех задач, которые должно выполнять это освещение, причем аппарату­ра может помещаться или на осветительской лестнице, столе, табуретке или находиться в руках осветителя.

Эффектное освещение состоит из больших прожекторов с дуговыми и полуваттными лампами и разноцветными кассета­ми, серии малых прожекторов с полуваттными лампами и цветными кассетами, серии универсальных прожекторов для проектирования световых декораций различных световых эффектов (снега, пожара, радуги, дождя, северного сияния и пр.), аппаратов фосфорического свечения для изображения призраков и различных превращений, малых ручных прожек­торов, нужных для местного освещения движущихся фигур, большого проекционного фонаря для светопроекционных де­кораций на горизонте и в хорошо оборудованных театрах киноаппарата.

Даже при наличии очень хорошего светооборудования в УК режиссер окажется бессильным в достижении тех или иных нюансов в освещении, если в театре нет такого осве­тителя, которого можно было бы по праву назвать художни­ком-осветителем, творческим человеком, человеком большого вкуса и со склонностью к изобретательству.

Следует отметить, что электрооборудование на сцене не­обходимо и для того, чтобы добиваться тех или иных эффек­тов в движении отдельных предметов оформления. Машинист работает в тесном контакте с заведующим электрооборудова­нием. Многое в достижении эффектов в этой области зависит от того, в какой мере заведующий электрооборудованием ока­жется изобретательным и театральным человеком, насколько он захочет или сможет помочь в постановочном плане режис­серу по осуществлению его замысла на пути создания спектакля.

Конечно, вся техническая сторона подготовки осветитель­ной аппаратуры — специальное дело электротехнического це­ха, но расстановка световых аппаратов и характер светоаптаратуры должны интересовать и режиссера, который сам не­посредственно или через своих помощников и ассистентов следит за размещением источников света. Режиссер должен следить, чтобы, например, от аппаратов не ложилась тень на декорацию, если на определенном плане или в определенном пролете пройдет исполнитель.

Кроме того, необходимо, чтобы режиссер учитывал по­требности и законные претензии осветителя и сообразовался с ними в построений выходов, размещении шумовых аппара­тов или необходимых проходов за частями оформления.

Далее, во внимание в работе режиссера с осветителем уходит на размещение источников света по силе и направлен­ности его на соответственные части сцены. Наряду с интен­сивностью и направленностью света стоит вопрос об окраске его в тот или иной цвет.

В этом случае большую роль играет не только художник-декоратор, который добивается нужного впечатления от оформления концертной программы, спектакля, шоу сообразно со своим вкусом и пониманием,, но и режиссер, который идет главным образом от внутреннего действия и от желания так или иначе интерпретировать светом или цветом происходящее на. сцене. Вот почему в этой работе режиссера с осветителем большое место занимают опыты по нахождению цветовой -гаммы. Режиссер и осветитель долго обсуждают, как окрасить данное место действия— лимонным или оранжевым цветом, прибавить ли к белому лу­чу розовый, синий или фиолетовый, смешать ли лунный свет с фиолетовыми тенями и т. д.

К этому же разделу работы относится тот случай, когда известная часть сцены должна быть освещена рассеянными лучами или собранными в фокус, когда нужно, чтобы ряд пятен был освещен отраженными лучами, получающимися от той среды, которая окружает источник света, или необходимо добиться от светофильтров, чтобы они как бы образовали своего рода световой колпак над той группой предметов или лиц, которую надлежит высветить.

При работе с осветителем важную роль играет то, как художник-декоратор и режиссер решают осветить данную фактуру, расположенную по плоскости в виде многогранной или шероховатой, волнистой или угловатой массы, нужно ли все это засвечивать или надлежит добиться впечатления не выпирающего фона для фигур, находящихся на сцене.

1.2 Основы сценического света.

Световое решение может быть статичным или динамичным. Статичное световое решение остаётся неизменной на протяжении относительно длительного времени, например: концерты классической музыки, театрализованные представления, декоративный свет и др. Динамичный свет представляет собой относительно частую смену световых картин, подчеркивающих динамику выступления музыкальных групп, дискотеки и др.

Также в световом оформлении различают точечный и заливочный свет.Точечный свет - свет, получаемый достаточно узким лучём различной формы. Такой свет создают линзовые прожекторы, прожекторы с профилированием луча, безлинзовые прожекторы типа Par, следящий прожектор, некоторые прожекторы с автоматической сменой цвета. Прожекторы с автоматической сменой цвета имеют существенное преимущество перед другими прожекторами, поскольку можно оперативно управлять сменой цвета. Преимущество линзовых приборов над безлинзовыми заключается в том, что с их помощью можно производить фокусировку луча прожектора.Заливочный свет - свет, который заливает большие пространства. Для получения заливочного света используются симметричные и ассиметричные светильники, группы светильников, колорчейнжеры заливочного света, рампы и блиндеры.

Первый принцип - сценическое освещение не существует само по себе, а является основой для создания визуального образа, который должен подчеркнуть происходящее на сцене действие. Предположим на мгновение, что на сцене нет света. Что мы увидим? Ничего. Теперь представим, что для выступления рок-группы и танцевального коллектива русских народных инструментов будет использоваться одно и то же сценическое световое оформление. Это вызовет недоумение, поскольку то, что будет хорошо выглядеть в первом случае, совсем не подойдет во втором случае. Не всегда сценический свет является основным элементом мероприятия. Например, когда мы слушаем классическую музыку, исполняемую симфоническим оркестром, то нам важна сама музыка, а свет играет вспомогательную роль. Можно ли тогда совсем его убрать? Нет. Световое оформление, кроме всего прочего, является необходимым элементом визуальной связи между исполнителями и слушателями. В зависимости от музыкальных акцентов мы обращаем внимание, то на одну группу музыкантов, то на другую, то на дирижера и т.д. Свет, оставаясь статичным, подчеркивает мимику и жесты солистов, музыкантов, дирижера, красоту и блеск инструментов . Всё это в совокупности создаёт торжественную атмосферу, которая вместе с музыкой создаёт у слушателей настроение.

Второй принцип. Сценическое освещение не может быть монотонным на протяжении всего действия. Закончилось исполнение одного произведения, можно дать больше света на музыкантов и выделить дирижера, когда он повернулся к слушателям лицом. Как в танцах и в музыке, в световом оформлении должны быть акценты и паузы, динамика, стиль и гармония.

Третий принцип. Четкая видимость происходящего. Здесь возникают вопросы как о количестве света, необходимого для оформления того или иного сценического действия, так и распределение света во всем сценическом пространстве,в зависимости от сценической постановки.

Четвертый принцип. Художник по свету должен четко понимать, что он освещает: исполнителей, декорации, какой-то определенный элемент архитектуры или декорации на сцене, пространство сцены, задний план и др. Когда по времени необходимо произвести освещение предмета. При таком подходе становится понятным назначение каждого источника света в световом решении.

 Несколько примеров освещения.

1. Освещение сцены с использование одиночных источников света

Данный вариант реализовать достаточно сложно, поскольку для освещения сцены потребуется весьма мощный осветительный прибор, который, кроме того, для освещения всей сцены должен находится на значительном расстоянии от неё. Свет от такого прибора практически не управляем, не говоря уже о невозможности получить световые акценты. Один из принципов сценического освещения соотносит размер источника света и получающуюся при этом тень: чем меньше источник, тем резче тень и наоборот. Резкость тени повышается при увеличении расстояния до источника.

2.  Освещение сцены с использованием нескольких источников света

Сценическое освещения составляют: передний, задний, нижний, верхний, боковой свет и их сочетания. Это могут быть точечные источники света - прожекторы, сканеры, приборы полного вращения и др. или линейные источники - светильники, рампы, световые панели, экраны и др. Использование нескольких источников света позволяет художнику по свету контролировать и управлять такими параметрами как: освещенность, сила света, направление, распределение, цветность и движение в любой части сцены. Для этого он может выбирать световые приборы, изменять их параметры по световому излучению, используя фильтры, отражатели, трафареты и др., задавать местоположение в пространстве и определять направление света.Подходов к использованию нескольких световых приборов может быть несколько:для каждой сцены использовать определенную группу световых приборовдля всех сцен использовать одинаковую основу для светового оформления, а сами сцены подчеркнуть добавлением основных и (или) вспомогательных групп световых приборов.При этом необходимо найти тот необходимый и достаточный минимум световых приборов, с помощью которого можно реализовать замысел художника по свету. Избыточное использование световых приборов вызывает примерно такой же эффект, когда вместо музыкальной композиции слышна "каша" из звуков различных инструментов.

После того, как мы рассмотрели варианты освещения сцены, давайте поговорим о том, что мы будем освещать на сцене.

Прежде всего, это исполнители. В зависимости от сценического действия, исполнители могут как находится в одном месте, так и перемещаться по сцене. Например, музыканты группы или группа бэк-вокала стоят на месте, а солист и группа танцевальной поддержки перемещаются в своем рабочем пространстве. Солирующие исполнители - главные исполнители на сцене, поэтому их дополнительно "подсвечивают" и "ведут" при их перемещениях по сцене, что позволяет сделать на них акцент при любом их местоположении. После решения вопроса освещения исполнителей, далее приступают к световому оформлению окружающего пространства, декораций, задника сцены и др. для создания необходимой композиции, передающей атмосферу и настроение. При этом необходимо учитывать архитектуру и геометрию сцены, а также взаимное положение исполнителей. Поскольку освещение исполнителей производится в определенном световом интерьере сцены, то их нужно каким-то образом вписать в него, чтобы получить цельную композицию. Для этого используются светильники и прожекторы, которые будут освещать декорации, задавать тон и яркость декораций и сценического пространства. Можно также использовать рампы с установленными пленочными или стеклянными фильтрами разных цветов для получения необходимого светового микса.

Для удобства всё сценическое пространство разделяют на области:

авансцена - передняя часть сцены

 среднюю часть

 заднюю часть

которые могут быть условно разбиты на несколько, желательно нечетное количество (чтобы видеть центральную линию сцены) участков. В результате мы получаем матричную структуру, которая в зависимости от площади сценического пространства может состоять от 9 до нескольких сотен участков при масштабном шоу. Такое разбитие на участки необходимо для того, чтобы определить для каждого светового прибора или их группы рабочий участок на сцене, который они будут освещать.Отдельно следует уделить внимание освещению заднего плана, который может визуально изменять глубину сцены.Для заливочного света и подсветки используют лучи с размытыми краями, чтобы обеспечить плавность переходов световых пятен. Проекция и подсветка пространства производится лучами с резкими контурами.

1.3 Световое оснащение КЦ «Москвич»

  Ложи, вынос, порталы, софиты, галерки - ПрТЛГ-1,1 - 46шт.

  Ложи, порталы - прожекторы ЕТС Source Four 19” - 6шт.

  Ложи – пушки DTS MOON HMI 575 - 2шт.

  Вынос – ROBE Color Mix 575 AT - 4шт.

  Софиты – КЗС-220-500-4к - 32шт.

СТ-500 - 11шт.

  “Головы” – GLP Ypoc 575(Spot) - 4шт.

  GLP Ypoc 575 Color (Wosh) - 4шт.

  Сканеры – Italscan 575 (Fal) - 6шт.

  Центральный эффект “Nebula” 1200 (Fal)

  Рампа – СТ-4-500 - 8шт.

Дополнительная выносная аппаратура:

  Светильники “АРЕНА”-1000 - 6шт.

  Светоэффекты: “MultitunnelPГ 555 - 2шт.

  Skorpion” РГ 411 - 2шт.

  Стробоскоп “Фотон - 600-ДМХ

  Ультрафиолет Blacklight - 2шт.

  Дым-машины - 2шт.

Заключение

В концерте, шоу-программе, спектакле и во многих других культурных мероприятиях важную роль играет освещение. С помощью него создается определенная атмосфера, подчеркиваются различные детали декораций и, конечно же, «выделяются» те или иные персонажи.

Существует достаточно много осветительных приборов от малых по размеру и мощности, которые в основном используются в небольших помещениях, до больших и по размеру и по мощности, которые используются на огромных сценах, для освещения грандиозных мероприятий. Техника не стоит на месте, и сейчас все эти приборы совершенствуются, а также изобретаются новые, которые еще больше удивляют зрителей.

Были рассмотрены различные варианты освещения, основы сценического света и то, как важна работа режиссера с художником по свету, последнее особо интересно, ибо работа достаточно сложна - прописание партитуры, «пробование» различных вариантов света на концертный номер. Для того, чтобы участники концерта не задерживались допоздна на репетициях из-за того, что ставят свет, проводятся специальные световые репетиции.

Важно, чтобы организатор концерта, художественный руководитель творческого коллектива знал, световое оснащение сцены, на которой он собирается проводить свое мероприятие. Но, к сожалению, часто бывает, что руководители творческих коллективов не знают этого или же просто не хотят с этим «заморачиваться» и работают с тем светом, который используют уже много лет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61754. Произношение и правописание слов с сочетаниями жи, ши 22.15 KB
  Цели и задачи: а обучающая: уточнить представление учащихся о звуках ж ш как твёрдых и развивать умения писать сочетания жи ши; обогащать словарный запас: б способствовать развитию речи...
61755. Корень и однокоренные слова 17.57 KB
  Пальчиковая гимнастика 2 мин А теперь давайте подготовим наши пальчики к письму. 3 Словарная работа 7 мин Молодцы а теперь открываем тетради и записываем число. Записывают слова в тетрадях и на доске вспоминают написания слов.
61756. Картина Виктора Васнецова «Богатыри» 108.93 KB
  Задачи: 1)расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по теме; 2)закрепление навыка грамотного построения предложений разного типа; 3)обучать составлению символического плана рассказа-описания и рассказыванию с опорой на него. Оборудование: картина «Богатыри».
61757. Окончание и основа слова 31.28 KB
  Цель: сообщить учащимся что окончание изменяемая часть слова значимая: в ней содержится грамматическое значение слова образует форму слова а не новое слово служит для связи слов в словосочетании и предложении бывает нулевым материально не выраженным звуком буквой...
61758. Буквы безударных гласных в корне слова 20.32 KB
  Цель: обобщить и закрепить знания детей по орфограмме безударные гласные в корне слова Задачи: Образовательная: закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова проверяемых ударением...
61759. Мягкие и твердые согласные звуки 27.03 KB
  Задачи: совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные; содействовать осознанию учащимися способов обозначения мягкости согласных; прививать интерес к русскому языку.
61760. Правописание слов с удвоенными согласными 41.95 KB
  Цель: познакомить детей со словами в которых пишутся удвоенные согласные буквы. Развивать умение сопоставлять слова друг с другом объединять их по какому-то одному признаку и находить среди них лишнее...
61761. Виды речевых ошибок. Причины употребления слова несвойственном ему значении. Причины лексической несочетаемости 21.8 KB
  Причины употребления слова несвойственном ему значении. Употребление слова в несвойственном ему значении. Студенты знакомятся с классификацией речевых ошибок IV Изучение вопроса о причинах появления речевых ошибок типа...
61762. Лексическое значение слова и способы его объяснения 30.97 KB
  Цель: научить определять лексическое значение слова разными способами. Задачи: Обучающая: закрепить представление о лексике как разделе лингвистики изучающем словарный состав языка; закрепить основные способы объяснения лексического значения слов...