3724

Рынок как экономическая система

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому...

Русский

2012-11-05

314.5 KB

41 чел.

Введение

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

  Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

  Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.

  Невмешательство государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.

  Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие денежный эквивалент этих товаров.

  Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.


МЕХАНИЗМ   РАБОТЫ   РЫНКА

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течении которых менялось и содержание самого понятия.

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок – это то место,  где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Рыночный механизм – это механизм взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции.

Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им". 

Спросом называется платежеспособная потребность, т.е. только та потребность, которую потребитель может оплатить. Другими словами, спрос– это то количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене. Предложение – то количество товаров, которое производители доставили на рынок и готовы продать по определенной цепе. 

Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить? Для кого производить?". Рынок немыслим без конкуренции.

Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Спрос - желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand -спрос).

Рисунок 1 – Кривая спроса.

Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса.

Величина спроса - это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.

Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов (рис. 2). 

 

Рисунок 2 –Неценовые факторы спроса.

Предложение - это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.

Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение есть кривая предложения S (от английского supply- предложение).

Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предложения из A в B связано с изменением величины предложения.

P S3 S1 S2

4 B

2

   4   6   Q

Рисунок 3 – Кривая предложения.

Величина предложения - это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S1 вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов (рис. 4).

Рисунок 4 – Неценовые факторы предложения.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными.

Равновесная цена — цена, при которой спрос равен предложению, т.е. предложенные товары раскупаются по существующей цене, полностью удовлетворяя при этом текущий спрос. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя.

При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

  •  цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
  •  если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.

Рисунок 5 – Равновесие. а – по Вальрасу; б – по Маршаллу.

Рынок находится в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.

Равновесие называется устойчивым, если отклонения от него сопровождаются возвращением к первоначальному состоянию.

Изменение рыночного равновесия в зависимости от характера спроса и характера предложения позволяет установить четыре правила спроса и предложения:

  1.  увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара;
  2.  уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;
  3.  рост предложения товара влечёт за собой уменьшение равновесной цены и равновесного количества товара;
  4.  сокращение предложения ведёт к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Механизм рыночного равновесия цен – это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается.

Однако в реальной рыночной экономике спрос и предложение постоянно колеблются вокруг цены равновесия, поскольку факторы, влияющие на них редко остаются неизменными в течение длительного времени.

Предположим, что цена больше равновесной. В данном случае существует избыток предложении: не весь товар раскупается, происходит рост товарных запасов. Одновременно часть производителей вынуждена снизить цену до равновесной, ибо только тогда весь товар будет продан. Таким образом, рынок давит на цену в сторону понижения, подгоняя ее к точке равновесия.

Предположим теперь, что рыночная цена меньше равновесной. Дешевый товар быстро раскупается, не полностью удовлетворяя текущий спрос, возникает товарный дефицит, что позволяет производителю увеличить цену товара. Растут расходы производителей, происходит прилив капитала и рабочей силы в отрасль. Восстанавливается рыночное равновесие.

Итак, можно говорить о том, что рыночная система имеет механизм поддержания равновесия между спросом и предложением. Этот механизм постоянно координирует спрос и предложение товаров в зависимости от изменения цены или неценовых факторов, влияющих на рыночное равновесие, находя точку равновесия между спросом и предложением при каждом конкретном изменении рыночной конъюнктуры. При этом человек в рыночной экономике ориентируется прежде всего на собственные интересы и стремится выбрать такой вид деятельности, где произведенный продукт имел бы большую стоимость, чем в других отраслях, что позволило бы получить большую долю прибыли.

  1.  ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНКА

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.

Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.

Вместе с тем, было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.

Стихийное колебание цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы.

Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окружающей среды и т.д.

Преимущества рынка:

  1.  Он обеспечивает эффективное распределение ресурсов, т.е. потребности проявляются на рынке и в соответствие с потребностями производители создают необходимые товары.
  2.  Рынок обеспечивает удовлетворение разнообразных потребностей и повышение качества товаров и услуг.
  3.  Рынок формирует у фирмы гибкость, адаптивность к окружающей среде, т.е. фирма должна приспосабливаться к рынку.
  4.  Рынок стимулирует развитие научно-технического прогресса, так как для получения максимальной величины прибыли необходимо снизить издержки производства а основным способом снижения издержек производства является использование новых, более совершенных технологий.
  5.  Рынок позволяет успешно функционировать даже при наличии неполного объема информации о рыночных процессах
  6.  Рынок связан со свободой действий предпринимателей, т.е. предприниматель свободен в выборе.

Недостатки рынка:

  1.  Рынок не стимулирует производство товаров и услуг коллективного пользования, т.е. услуги здравоохранения, образование, возмещение экологических проблем;
  2.  Рынок не ориентирован на сохранение невоспроизводимых ресурсов;
  3.  Рынок не гарантирует права на труд, соответственно в любой рыночной экономике имеется определенный процент безработицы;
  4.  Рынок оказывает негативное воздействие на окружающую среду;
  5.  Рынок сопряжен с нестабильностью, то есть с экономическими кризисами.
  6.  Рынок не ориентирован на развитие нации, рыночная экономика снимает национальные особенности;
  7.  Рынок ориентирован на потребности людей, имеющих деньги;

Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь.

Итак, свободный рынок не может регулировать все сферы общественной жизни, его функции ограничены. Регулированием тех социально-экономических проблем общества, которые не решает рынок, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, лежащие за пределами действия рыночного механизма (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д.), но и уследить за отлаженностью действия рыночного механизма. Существуют так называемые «болезни» рыночной экономики, под действием которых рыночный механизм деформируется, что ведет к негативным для экономики последствиям. Среди таких «болезней» можно выделить прежде всего монополизм, инфляцию и безработицу, если они превышают допустимый для нормального функционирования рыночной системы уровень.

Однако следует помнить, что государство, регулируя действие рыночного механизма, при чрезвычайном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию. Так, при плановой системе хозяйствования, долгое время господствовавшей в нашей стране, государство полностью заменило рыночный механизм, взяв на себя функции посредника между производством и потреблением. Оно диктовало производству, что и в каком количестве производить, по каким ценам и кому продавать.

В результате производство утратило функции реагирования на меняющиеся нужды потребителей своей продукции и не было заинтересовано в совершенствовании ее качества и ассортимента. Кроме того, централизованное распределение ресурсов привело к неэффективному их расходованию и преобладанию в экономике ресурсоемкого производства. Следствием такой организации производства стало то, что экономический рост происходил за счет вовлечения в производство все большего количества ресурсов, а не за счет эффективного использования уже имеющихся ресурсов.

Исторический опыт доказывает, что чрезмерное вторжение государства в экономику не приводит к желаемому экономическому прогрессу, а толкает страну на экстенсивный путь развития, тормозит экономический рост.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Итак, рыночная система – это взаимодействие и сочетание различных

экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведёт к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономической политики оно создаёт “правила игры” , которыми следуют участники рынка.

  Государство не должно управлять хозяйственной деятельностью предприятий путем дачи указаний типа, что и сколько производить. Его – цель создать условия, выполнения которых бы обеспечило бы полную хозяйственную независимость предприятий как в области производства, так и реализации, свободу заключения договоров с хозяйственными субъектами,

выход на внешний рынок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. Гл.4.    –  М.: «Проспект», 2000.

2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: юристъ, 2002.

3. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

4. Основы экономической теории: Учебник. В.Г. Слагода. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

5. Добрынин А.И., Журавлев Общая экономическая теория. – СПб:  Питер,   2001. – серия «Краткий курс».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55067. Грай, трембіто, дзвеніть, цимбали 533.5 KB
  Обладнання: кабінет образотворчого мистецтва зразки народних інструментів: трембіти роги цимбали; відеоматеріали. Тут грали і на скрипці і на сопілці особливо любили цимбали. У цій хаті жив і учився робити цимбали В.
55068. Всеукраїнська олімпіада з математики 795 KB
  Завдання: сформулювати і довести теореми Чеви і Менедая; показати їх застосування до доведення відомих і доведених раніше тверджень; вчити використовувати ці теореми під час розвязування задач на доведення і обчислення. Напередодні засідання учитель дає завдання трьом учням підготувати доведення тверджень про перетин в одній точці бісектрис внутрішніх кутів трикутника висот і медіан трикутника поділ кожної медіани їх точкою перетину на частини відношення довжин яких дорівнює 2:1 якщо вимірювати довжину першої частини від вершини....
55069. Позакласна робота з математики 223.5 KB
  Але вона має свої особливості: якщо урок проводиться за програмою то позакласні заняття не регламентуються нею що дозволяє вчителю підбирати завдання які відповідають рівню знань та умінь учнів здійснювати індивідуальний підхід проводити їх в цікавій формі спрямовувати на розширення поглиблення знань...
55070. Поняття про форми організації виховного процесу. Характеристика і методика проведення форм поза навчальної виховної роботи 63.5 KB
  Позакласна виховна робота - це здійснювана в позаурочний час різноманітна діяльність учнів під керівництвом учителіввихователів школи спрямована на задоволення інтересів і запитів розвиток їх інтелектуальних можливостей. Принципи на яких ґрунтується позакласна і позашкільна виховна робота Добровільний характер участі в ній учнів враховуються їх інтереси.
55071. Позакласне заняття. Весняні квіти з гофрованого паперу 34.5 KB
  Діти а для того щоб ви дізналися що ми будемо виготовляти сьогодні на занятті я вам пропоную відгадати загадки. Люблять її діти і дорослі за веселу пісеньку струмочків за дзвінкий спів птахів за ніжні проліски за м’який килим з шовкової травиці за ласкаве сонячне проміння за повітря напоєне запахом молодого листя. Діти тому сьогодні на занятті ми будемо виготовляти з паперу крокуси. Діти давайте повторимо послідовність нашої роботи.
55072. Письменники-лауреати Нобелівської премії 601 KB
  Мета: розповісти про засновника премії Альфреда Нобеля; ознайомити учнів з письменниками-лауреатами Нобелівської премії; сприяти перетворенню загальнолюдських цінностей в індивідуальний духовний досвід учнів; виховувати повагу до людської особистості, до скарбів культури; формувати гуманістичні ідеали добра.
55073. Інтелектуальне шоу «Брейн-ринг» 50 KB
  Мета: відновити в пам’яті учнів уявлення про фізичні та хвмвчні властивості хімічних речовин. Розвинути уміння працювати разом, розвинути логічне, творче мислення, увагу, пам’ять. Сформувати науковий світогляд. Виховати працелюбність, наполегливість, колективність в роботі, волю до подолання труднощів, повагу до думки іншого, інтерес до предмета.
55074. АНТРОПОНОМИНАНТЫ В РУССКОМ И ЧЕШСКОМ ЯЗЫКАХ: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 517 KB
  Определить критерии отбора антропономинантов; выделить из всех наименований лица антропономинанты со значением профессии, рода занятий, внешних и внутренних качеств человека; изучить словообразовательные способы и средства, по которым образуются наименования лица по профессии, роду занятий, по внешним и внутренним качествам человека;
55075. Исследование прав авторов и их гражданско-правовой защиты 439 KB
  Исследовать понятие авторского права и его компоненты, понятие исключительного права в контексте авторских прав, изучить проблему определения субъектов авторских прав в современной России, проанализировать вопрос определения объектов авторских прав как основополагающей правовой дефиниции при осуществлении авторских прав, дать анализ проблематике защиты имущественных прав авторов