37289

Бюджетно-финансовая политика

Лекция

Политология и государственное регулирование

Государственные финансы – это все финансовые средства государственных организаций. Они включают в себя государственный бюджет и внебюджетные денежные фонды, которые находятся в ведении государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Русский

2014-10-19

141 KB

0 чел.

127


ТЕМА 11. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

11.1. Государственные финансы и государственный бюджет. Принципы бюджетно-финансовой политики.

11.2. Налоговая система  и бюджетно-налоговая политика государства.

11.1. Государственные финансы и государственный бюджет. Принципы бюджетно-финансовой политики.

Государственные финансы – это все финансовые средства государственных организаций. Они включают в себя государственный бюджет и внебюджетные денежные фонды, которые находятся в ведении государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования,  фонд обязательного медицинского страхования).

Государственный бюджет - это финансовый план правительства, сопоставляющий ожидаемые доходы с необходимыми расходами. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства на соответствующей территории. Так, консолидированный бюджет РФ включает в себя государственный (федеральный) бюджет, бюджеты субъектов федерации и бюджеты муниципальных образований.

Государственные бюджеты на очередной год разрабатываются Министерствами финансов и утверждаются парламентами, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета.

Структура доходов и расходов бюджета принципиально одинакова во всех странах со смешанной экономикой (рис.13-1).

Самой крупной статьей расходов в госбюджете РФ является финансовая помощь бюджетам различных уровней (порядка 30%). На национальную оборону и содержание госаппарат в 2003 г. было направлено порядка 16% расходной части госбюджета, на социальную сферу – порядка 15%.

Рис. 13 - 1. Структура доходов и расходов госбюджета

Для высокоразвитых стран характерно увеличение доли расходов на человеческие ресурсы, что объясняется возрастанием их роли в обеспечении экономического роста. Так в США в 2001 г. расходы на социальные цели (человеческие ресурсы) составили 65%, и в 3 раза превысили расходы на национальную оборону.

Бюджетная система РФ строится на принципе фискального федерализма, что предполагает:

  •  экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней, раздельное формирование их на нормативной основе, утверждение и исполнение;
  •  создание целевых бюджетных фондов для реализации общих республиканских, межрегиональных программ;
  •  наличие системы трансфертных выплат, которые выдаются для погашения расходов, если собственные доходы нижестоящего бюджета слишком низки.

Если доходы государственного бюджета равны расходам, то бюджет является сбалансированным. Если доходы больше расходов возникает  профицит бюджета.  Если доходы меньше расходов возникает дефицит государственного бюджета.

Государство постоянно должно контролировать соотношение своих доходов и расходов, проводя определённую бюджетно-финансовую политику. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью стимулирования экономического роста, экономической и социальной стабильности. Если образуется и растет бюджетный дефицит, это может быть сигналом “заболевания” экономики. Причины возникновения дефицита таковы:

  1.  Циклический дефицит возникает в условиях циклического спада в экономике, когда налоговые поступления сокращаются, а увеличиваются трансфертные выплаты.
  2.  Структурный дефицит связан с изменениями в налоговой политике и политике текущих расходов бюджета. Если налоги остаются на одном и том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (например, налоговые реформы, террористические акции и т.п.). Бездефицитность бюджета сама по себе не означает еще “здоровья” экономики. Кроме того, всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансированным. Такой подход позволяет решать текущие задачи, но не учитывает, на какой фазе экономического цикла находится экономика.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, тем самым стимулируя рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада.

Эта концепция имеет один очень существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности.  

  •  Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой, в первую очередь необходимо стимулировать экономический рост и поддержать макроэкономическую стабильность.

Вторая и третья концепции лежат в основе бюджетно-финансовой политики развитых государств. Практически все они живут в условиях дефицитных бюджетов. Однако есть границы бюджетного дефицита, за которыми резко возрастают отрицательные последствия для экономики. Считается, что неопасная величина бюджетного дефицита не должна превышать 2% ВВП.

Рост государственного долга - одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг - это долг в иностранной валюте. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в иностранной валюте, т. е. государство не может оплатить его посредством дополнительной денежной эмиссии. Кроме того, кредитор, как правило, ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты МВФ в 90-е гг. XX в. предоставлялись России с условием, что правительство будет сокращать дефицит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России может иметь такая жесткая финансовая политика. Внутренний государственный долг - это долг государства в национальной валюте. Он приводит прежде всего к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 процентного дохода по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.

Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:

  •  Зависимость от кредиторов, снижение международного авторитета страны, возможность  дефолта (неспособности государства платить по своим долгам).
  •  Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции.
  •  Рост государственного долга усиливает неуверенность домохозяйств и бизнеса в перспективах экономического и социального развития, ухудшает инвестиционный климат в стране.

Внешний долг России медленно снижается, однако Россия всё ещё входит в число крупнейших стран-должников. Так, с 2002 г. до 2004 г. он снизился с 130,1 млрд. долл. до 110 млрд. долл. По прогнозам Министерства финансов РФ к 2007 г. государственный долг России достигнет безопасного уровня 17-18% ВВП. На начало 2004 г. он составлял 31% ВВП, в 1988 г. -  145,6%.

11.2. Налоговая система  и бюджетно-налоговая политика государства.

Налоги - это обязательные,  принудительные, безвозмездные платёжи, взимаемые государством с фирм и домохозяйств.  Налоги выполняют  стимулирующую, регулирующую, распределительную и фискальную функции.

Стимулирующая и регулирующая функции заключаются в воздействии на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние НТП. Налоговые поступления позволяют государству решать государственные задачи: направлять финансовые средства на национальную оборону, социальную политику, образование и т. п. В этом случае реализуется распределительная функция налогов.

Налоговая система  содержит следующие элементы:

  •  субъект налога (налогоплательщик) – физические или юридические лица;
  •  объект налогообложения, или налогооблагаемая база – то, что облагается налогом (доход, товары и услуги, собственность, капитал);
  •  налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т. д.)
  •  налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством. Например, необлагаемый минимум (пороговая величина объекта, полностью освобожденная от налога) и инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа, предоставляемая в целях стимулирования инвестиционной активности и обновления основного капитала).

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода, капитала и собственности физических и юридических лиц (прямая форма обложения). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товара или услуги и являются налогами на потребителей. Например, это НДС, налог с продаж, акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

В зависимости от того, в распоряжение какого органа власти поступают налоги, различают федеральные налоги, налоги субъекта федерации и местные налоги.

Налоги могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными. Прогрессивный налог – налог, ставка которого возрастает по мере увеличения объекта налогообложения (например, ставка подоходного налога в высокоразвитых странах); регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения (например, ставка единого социального налога в РФ); пропорциональный налог – налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения (ставка подоходного налога в РФ).

При прогрессивном налогообложении бремя налогов в большей степени ложится на богатых, при регрессивном и пропорциональном - тяжелее ударяет по бедным. Именно поэтому многие экономисты выступают против введённой в России единой ставки налога на доходы с физических лиц.

Зависимость между налоговой ставкой на зарплату и прибыль и величиной налоговых поступлений показывает кривая А. Лаффера (рис. 11-1).  

Рис. 11-1. Кривая Лаффера

Определить величину оптимальной налоговой ставки, при которой налоговые поступления в бюджет являются максимальными, чрезвычайно сложно, но есть признаки, по которым можно судить, превышена ли “критическая точка” налогообложения:

  •  при очередном повышении налоговой ставки или увеличения числа налогов поступления в бюджет растут  медленно или сокращаются;
  •  снижаются темпы экономического роста, уровень и качество жизни домохозяйств;
  •  растет теневая экономика.

Особенностями налоговой системы в РФ являются излишне фискальный характер; нестабильность, противоречивость; отсутствие стимулирования отечественного производителя; чрезмерное налогообложение прибыли и, в то же время, низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой, по сравнению с высокоразвитыми странами, оплате труда; низкое налогообложение природных ресурсов.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30739. Особенности неоконсерватизма в Великобритании. Внутренняя и внешняя политика Тэтчер 31.5 KB
  Внутренняя и внешняя политика Тэтчер. Главой правительства стала Маргарет Тэтчер. Тэтчер проявила себя убежденной сторонницей консервативных взглядов за твердый и непреклонный характер ее прозвали “железная ледиâ€. Тэтчер пользовалась большим авторитетом и в Англии и в мире под ее руководством консервативная партия одержала победы на выборах 1983 г.
30740. Политическая борьба в западной зоне оккупации Германии. Образование ФРГ 24.5 KB
  После войны в Западной Германии происходит борьба партий: одни за единое немецкое государство СДПГ – соцдемокр партия герм но против советского военнополитического присутствия другие за формирование западноевропейского государства Христ. но распространить свое влияние на всю территорию Германии она не сумела оказавшись под жестким прессингом со стороны советской администрации.и раскол Германии Уже в начале 1947 г.
30741. Основные направления внутренней и внешней политики республиканских администраций в США (1921 – 1933-е гг.) 23 KB
  у власти в США стояли республиканцы. Это был период процветания США. В 20е годы мировая капиталистическая экономика стабилизировалась и в США наступил экономический подъем: рост автомобилей строительство дорог США становится мировым кредитором оттеснив Англию и т.
30742. Коминтерн и РСИ – особенности стратегии и тактики в 1920 – 1930 гг 25 KB
  в России по инициативе Ленина был создан Коммунистический интернационал Коминтерн участвовали 28 стран – был провозглашен курс на мировую социалистическую революцию. На первый план выдвигались не социалистические путем революции а демократические задачи реформы как подготовительный этап на пути к социальной революции. Новые задачи потребовали изменение отношения коммунистов к социалдемократии. Если раньше союз с социалдемократией был невозможен изза разницы во взглядах то теперь этот союз стал возможен т.
30743. Холодная война и ее этапы (с 40-х по 90-е гг.) 24.5 KB
  Конфликт двух сверх держав США и СССР противостояние двух военнополиитческих блоков НАТО и Варшавского договора. Воплощением конфликта стала холодная война между США и СССР. Начало Холодной войны было в момент послевоенного урегулирования когда возникли противоречия между союзниками антигитлеровской коалиции США и Великобритании и СССР. был создан англоамериканский военный союз для борьбы с СССР и коммунистической угрозой.
30744. Захватнические планы Гитлеровской Германии и их осуществление (1935 – 1941 гг.) 24 KB
  Захват чужих территорий стал центром всей политики гитлеровской Германии. Немаловажное значение для развития экономического потенциала Германии и использования его в военных целях против СССР имели захват и ограбление Австрии Чехословакии Польши Франции и других европейских стран. На выполнение только военных заказов Германии работали предприятия оккупированных западноевропейских стран.
30745. Возникновение и приход к власти фашизма в Италии и Германии: общее и особенное 24 KB
  Так в 1919 г возникла 1 фашистская организация в Италии а в Германии – националсоциальнеческая. В Италии её возглавил – Муссолини а в Германии – Гитлер фюрер. фашистское движение в Италии было преобразовано в национальную фашистскую партию с 1922 г.
30746. США и Латинская Америкак: эволюция и проблемы взаимоотношений во второй половине 20 столетия 26.5 KB
  Во время Второй мировой войны создались благоприятные условия для развития национального капитала в Латинской Америке. Выросли цены на сырье ослабло влияние национального капитала увеличились средства для вложения в национальную промышленность. Новый уровень глобализации иначе говоря огромная роль мировых хозяйственных связей привлечение современной технологии и иностранного капитала стал частью стратегии латиноамериканских стран. Основным источником накопления капиталов и модернизации стали широкое привлечение иностранного...
30747. Причины зарождения и сущность фашизма 24 KB
  в конкретной исторической обстановке фашизм нужен определенным кругам империализма чтобы справиться с возрастанием революционного движения разрешить в свою пользу классовые противоречия которые нельзя разрешить старыми методами и формами борьбы. Мировому капиталу фашизм был нужен чтобы разрушить главной оплот международного революционного процесса и антиимпериалистической борьбы – СССР. Германский фашизм сопровождался политическими убийствами погромами и др.