37298

Теория обучения и воспитания

Книга

Педагогика и дидактика

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины 13 Описание учебнометодического комплекса дисциплины Теория обучения и воспитания 15 Виды учебной работы 16 Тематический план курса 16 8. Задачи: Вооружить студентов системой научных знаний о сущности и особенностях процессов обучения воспитания и развития; Раскрыть потенциалы образовательной среды и ее возможные модификации для обеспечения качества образования; Активизировать развитие у студентов профессиональнопедагогического мышления умения видеть и анализировать...

Русский

2013-09-24

481 KB

111 чел.

PAGE  15

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Педагогический факультет

Кафедра теории и истории педагогики

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

 

Теория обучения и воспитания

050100 -  Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника -  бакалавр

Профиль подготовки -  «Психология и педагогика дошкольного образования»

Форма обучения -  очная

Курс-1

Семестр - 1

Москва, 2011


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Педагогический факультет

Кафедра теории и истории педагогики

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

 

Теория обучения и воспитания

Часть I. Программа учебной дисциплины

050100 -  Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника -  бакалавр

Профиль подготовки -  «Психология и педагогика дошкольного образования»

Форма обучения -  очная

Курс-1

Семестр - 1

Москва, 2011

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и истории педагогики протокол № 02, от 15 сентября 2011 года; утверждена и рекомендована к печати на заседании ученого совета Института педагогики и психологии образования протокол № 01, от 29 сентября 2011 года.

Программа рекомендована к печати ученым советом Института педагогики и психологии образования ГОУ ВПО МГПУ.

Директор Института педагогики и

психологии образования     А.И. Савенков

Заведующий кафедрой теории и

истории педагогики      А.Я. Данилюк

Секретарь Ученого совета     Е.В. Михайлова

Составитель       А.К. Подгорная

Рецензент        М.В. Воропаев

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Программа учебной дисциплины

4

1. Цель и задачи дисциплины

4

.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

5

3. Требования к результатам освоения дисциплины

5

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

7

5.  Содержание дисциплины и ее разделов

8

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

10

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

12

Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

13

Описание учебно-методического комплекса дисциплины

«Теория обучения и воспитания»

15

Виды учебной работы

16

Тематический план курса

16

8. Примерная тематика докладов, рефератов, контрольных работ

25

9. Требования и примерные вопросы к экзамену.

26

10. Список рекомендуемой литературы – основной и дополнительной

28

11. Список Интернет-ресурсов по дисциплине

29

12. Тесты для самоконтроля

31

13. Технологическая карта дисциплины

41


Часть I. Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка

Программа соответствует требованиям ГОС ВПО по направлению 050100 педагогическое образование, утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337

Профиль «Дошкольное образование» ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от  22 декабря 2009г. № 788.

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр.

Нормативный срок освоения программы - 4 года.

Форма обучения – очная

Общее количество часов на дисциплину – 108

1. Цель и задачи дисциплины

Цельстимулировать становление профессиональной компетентности студентов, их готовности к осуществлению педагогической деятельности на основе приобщения к общекультурным ценностям, овладения системой педагогических знаний и умений.

Задачи:

  1.  Вооружить студентов системой научных знаний о сущности и особенностях процессов обучения, воспитания и развития;
  2.  Раскрыть потенциалы образовательной среды и ее возможные модификации для обеспечения качества образования;
  3.  Активизировать развитие у студентов профессионально-педагогического мышления, умения видеть и анализировать явления окружающей жизни и педагогической практики, проектировать и конструировать свою профессиональную деятельность и деятельность других субъектов педагогического взаимодействия.
  4.  Упрочить позитивное эмоционально-ценностное отношение к профессиональной деятельности, к детям, к сознательному освоению педагогического мастерства.
  5.  Стимулировать развитие потребности к самообразованию, профессиональному совершенствованию, личностному росту;

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Теория обучения и воспитания» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин, модуль 1

Для освоения дисциплины «Теория обучения и воспитания» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины Педагогика  

Освоение дисциплины «Теория обучения и воспитания» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Бакалавр по направлению 050100 педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

Педагогическая

Культурно-просветительная

Изучение курса «Теория обучения и воспитания» направлено на формирование следующих компетенций:

Общепрофессиональных:

  •  осознает социальную значимость будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)
  •  способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)
  •  владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3)
  •  способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)
  •  способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

Профессиональных:

в области педагогической деятельности:

  •  способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
  •  готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
  •  способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
  •  способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
  •  готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
  •  способен организовывать сотрудничество обучающихся, воспитанников (ПК-6);
  •  готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности:

  •  способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);
  •  способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
  •  способен использовать отечественный и зарубежный опыт в организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
  •  способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11)

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  •  ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
  •  сущность и структуру образовательных процессов
  •  теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса
  •  способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса
  •  способы профессионального самопознания и саморазвития

уметь:

  •  системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
  •  учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
  •  учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
  •  проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
  •  создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
  •  организовывать внеучебную деятельность обучающихся;
  •  организовывать бесконфликтное общение воспитанников, педагогов, родителей  и волонтеров, координировать деятельность социальных партнеров;
  •  участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
  •  использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

владеть:

  •  способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
  •  способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
  •  способами проектной и инновационной деятельности в образовании
  •  различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Количество

часов

Трудоемкость (Зач.единицы) – 3

108

1.

Самостоятельная работа

43

2.

В аудиториии

38

3.

Лекции

20

4.

Практические занятия

18

5.

Курсовой экзамен

27

Итого

108


5.  Содержание дисциплины и ее разделов

Построение курса «Теория обучения и воспитания» совпадает с общепринятой в отечественной  науке систематизацией научно-педагогического знания в соответствии с которой, в предлагаемой программе выделены следующие разделы:

  1.  Характеристика  целостного педагогического процесса
  2.  Субъекты целостного педагогического процесса

Для профиля Дошкольное образование дисциплина читается в течение 1 семестра..

Итоговая форма контроля – экзамен  

Название разделов

Раздел 1.

Характеристика  целостного педагогического процесса

1.1..

Сущность целостного педагогического процесса

1.2..

Воспитательный процесс и его характеристика

1.3..

Учебный процесс и его характеристика

1.4..

Содержание целостного ПП

1.5.

Методы и средства целостного ПП

1.6.

Формы организации целостного ПП .

1.7.

Сущность и понятие педагогической технологии

Раздел 2.

Субъекты целостного педагогического процесса

2.1.

Ребенок в учебно-воспитательном взаимодействии

2.2.

Семья как субъект социализации и воспитания

2.3.

Педагог в учебно-воспитательном взаимодействии

2.4.

Формирование личности в детском коллективе

Итоговый контроль - экзамен


Раздел 1.

Характеристика  целостного педагогического процесса

Тема 1.1. Сущность целостного педагогического процесса

Педагогика как наука. Понятие «педагогический процесс». Движущие силы развития педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, двусторонность, целостность, цикличность. Принципы целостного педагогического процесса.

Тема 1.2. Воспитательный процесс и его характеристика

Категория воспитания в педагогике.  Воспитание как общественное явление, педагогический процесс и средство трансляции культуры. Взаимосвязь воспитания и обучения, специфика воспитания. Трудности в развитии теории и практики воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Тема 1.3. Учебный процесс и его характеристика

Процесс обучения: существенные признаки процесса обучения, цель обучения, закономерности процесса обучения. Функции процесса обучения. Обучение как единство преподавания и учения. Компоненты процесса обучения. Психологические основы и этапы обучения.

Тема 1.4. Содержание целостного ПП

Научные основы определения содержания образования и воспитания. Формирование базовой культуры личности в целостном ПП. Источники формирования содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. 

Тема 1.5. Методы, средства и формы оргканизации  целостного ПП

Понятие о методах воспитания и обучения. Метод , прием, средства обучения и воспитания как педагогические понятия. Подходы к классификации методов воспитания и обучения. Проблема выбора методов воспитания и обучения. Творческий подход к применению методов воспитания и обучения. Основные средства обучения и воспитания и их развитие. Понятие о формах организации педагогического процесса. Формы организации ПП общие и специальные. Подготовка педагога к организации образовательного процесса.

.

Тема 1.6. Сущность и понятие педагогической технологии

Современные понятия педагогической технологии (ПТ). Структура педагогического мастерства. Сущность и специфика педагогической задачи.Типы педагогических задач, их характеристика. Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов

Раздел 2. Субъекты целостного педагогического процесса

Тема 2.1. Ребенок в учебно-воспитательном взаимодействии

Общая характеристика категории субъекта. Ребенок как представитель возрастного периода. Возрастная периодизация. Активность и деятельность как факторы развития личности. Новая этика отношения к детству

Тема 2.2. Семья как субъект социализации и воспитания.

Семья – ведущее звено в системе социализации и воспитания подрастающего поколения. Современные тенденции в развитии семьи и их влияние на воспитание. Организация жизни ребенка в семье. Взаимосвязь образовательного учреждения и семьи в воспитании ребенка.

Тема 2.3. Педагог в учебно-воспитательном взаимодействии

Педагогическое сознание и педагогические способности. Стандарт и творчество в педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.

Тема 2.4. Формирование личности в детском коллективе

Микросреда как фактор социализации ребенка. Группа как социальная общность и институт социализации человека. Возрастные особенности общения и взаимодействия детей со сверстниками.  Влияние педагога на формирование коллективистских отношений детей. Теория воспитательного коллектива и ее развитие в отечественной педагогике.

  1.  Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) Основная литература

  1.  Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. – М., 1999
  2.  Козлова С. А. , Куликова Т. А   Дошкольная педагогика –М.:: Академия , 2007.- 205 с.
  3.  Коджаспирова Г.М. Педагогика . - М, 2009, 2010
  4.  Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
  5.  Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  6.  Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993-2000

б) Дополнительная литература

  1.  Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. – М., 1998
  2.  Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
  3.  Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  4.  Дронь А.В. Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2011 г.
  5.  Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. —208 с.
  6.  Коджаспирова Г.М.;Педагогика в таблицах и схемах.  -  М.: МГОПИ, изд-во «Альфа», 1993.
  7.  Коломинский Я.Л. Психология социальной одаренности. Пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. Линка-Пресс, 2009.
  8.  Концепция предупреждения социального сиротства / ред. Шипицын М.П.. – СПб, 2000
  9.  Корепанова М.В. , Гончарова О.В. , Лавринец И.А.Основы педагогического мастерства» . – М.:Academia, 2010. – 240 с
  10.  Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., Генезис, 1999
  11.  Кэнфилд Дж. Сикконэ Фр.  101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М, 2003.
  12.   Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). — М.: ТОО "ИнтелТех", 1994. - 216 с.
  13.  Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
  14.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.
  15.  Мерзлякова Е. Л Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения. - М.: Речь, 2007
  16.  Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988.
  17.  Панфилова А. П.Тренинг педагогического общения . – М.: Академия2008
  18.  Петровская Л.А Общение - компетентность - тренинг. Избранные труды - М.: Смысл,  2007 г
  19.  Петровский А.В. –Развитие личности и проблема ведущей джеятельности// Вопросы психологии. 1987. № 1
  20.  Рожков М.И., БайбородоваЛ.В.Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  21.  Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: Изд-во РПА, 1997
  22.  Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998

Интернет-ресурсы

  1.  Всё для детского сада. Консультации для воспитателей. [Электронный ресурс].-- Режим доступа:  - http://www . moi-detsad.ru
  2.  Все для детского сада – сайт дошкольных работников. - [Электронный ресурс].-- Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm
  3.  Гладышева Т. А. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в новых социальных условиях – [Электронный ресурс].-- Режим доступа: http://ipklabdo.lanta-net.ru
  4.  Личность ребенка как субъект воспитания – [Электронный ресурс].-- Режим доступа:  http://www.obsheniye.ru/poleznaya_informaciya
  5.  Портал Изба-читальня. [Электронный ресурс].- режим доступа - http://www.uchebnikfree.com/page/chitay/uchebnik/uch-4.html
  6.  Психология и педагогика [Электронный ресурс].- режим доступа http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/psych.html
  7.  Ресурс образования. http://pedagogik.mgou.ru/index.php?page=r691f2d7&directory=6
  8.  Сайт академика РАО А.М. Новикова. - Режим доступа - http://www.anovikov.ru/artikle.htm
  9.  Смирнова ЕО Общение дошкольника со сверстниками - [Электронный ресурс].- Режим доступа: -  http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml
  10.  Учительский портал,  - http://www.uchportal.ru/load/46

в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Медиатека и видеотека сайта ПЕДСОВЕТ org [Электронный ресурс].- Режим доступа: -  http://pedsovet.org/video/608/

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Педагогический факультет

Кафедра теории и истории педагогики

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

 

Теория обучения и воспитания

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

050100 -  Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника -  бакалавр

Профиль подготовки -  «Психология и педагогика дошкольного образования»

Форма обучения -  очная

Курс-1

Семестр - 1

Общая трудоемкость дисциплины [108 часов, 3 кредита]

Лекции [20 часов]

Семинары / практические занятия [18 часов]

Самостоятельная работа [43 часа]

Экзамен [1семестр]

Москва, 2011


Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры теории и истории педагогики, протокол № 08 от 17 марта 2011г.

Заведующий кафедрой:                            А.Я.Данилюк

Составитель:                                                      А.К. Подгорная

Часть II. Методические рекомендации и план  усвоения учебной дисциплины

Описание учебно-методического комплекса дисциплины

«Теория обучения и воспитания»

Данный учебно-методический комплекс составлен для курса «Теория обучения и воспитания». Учебно-методический комплекс состоит из двух частей.

Первая часть учебно-методического комплекса – программа учебной дисциплины. В ней содержится указание на государственный стандарт, в соответствии с которым разработано содержание курса, определены цели и задачи курса, определено место учебной дисциплины в основной образовательной программе, изложены требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся, сделаны ссылки на виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует данная учебная дисциплина, изложены требования к уровню усвоения дисциплины.

В первой части учебно-методического комплекса также раскрывается содержание основных разделов и тем дисциплины «Теория обучения и воспитания»,  приводится список литературы. 

Вторая часть учебно-методического комплекса  – методические рекомендации. 

Здесь содержатся указания на виды учебной работы (аудиторные занятия и самостоятельная работа)   и их трудоемкость.

Названы темы лекционных и практических занятий, выделены темы, рекомендованные для  самостоятельного изучения студентами. Сформулированы задания для самостоятельного выполнения в ситуации рейтинговой системы оценок.

Приводятся:

  •  примерная тематика докладов, рефератов;
  •  контрольных работ;
  •   вопросы к экзамену;

Приведен список рекомендованной литературы  по каждой из тем.


Виды учебной работы

Виды учебной работы

Первый семестр

Аудиторные занятия

38

1.

Лекции

20

2.

Семинарские занятия

18

Самостоятельная работа

70

3.

Самостоятельная работа

43

4.

Курсовой экзамен

27

5.

Итоговый  контроль

Экзамен

Всего

108 час

Тематический план курса

Название темы

Количество часов

лекции

практич.

Сам.

работа

всего

Раздел 1.

Характеристика  целостного педагогического процесса

1.1.

Сущность целостного педагогического процесса

2

2

4

8

1.2..

Воспитательный процесс и его характеристика

2

2

4

8

1.3..

Учебный процесс и его характеристика

2

2

4

8

1.4..

Содержание целостного ПП

2

2

4

8

1.5.

Методы, средства  и формы организации целостного ПП

2

2

4

8

1.6.

Сущность и понятие педагогической технологии

2

2

4

8

Раздел 2.

Субъекты целостного педагогического процесса

2.1.

Ребенок в учебно-воспитательном взаимодействии

2

2

4

8

2.2.

Семья как субъект социализации и воспитания

2

2

4

8

2.3.

Педагог в учебно-воспитательном взаимодействии

2

2

4

8

2.4.

Формирование личности в детском коллективе

2

-

7

9

Курсовой экзамен

27

27

Итого

20

18

70

108

Тема 1.1. Сущность целостного педагогического процесса

Лекция- 2 часа

Педагогика как наука. Понятие «педагогический процесс». Движущие силы развития педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, двусторонность, целостность, цикличность..Принципы целостного педагогического процесса. 

Практические занятия (2часа)

Учись учиться.

План занятия:

  1.  Проведение операций с понятиями.
  2.  Способы фиксации источников научной информации (ИНИ)

Задания для самостоятельной работы (4 часа)

1. Выписать из нормативных учебников по педагогике определение понятий «образование», «воспитание», «обучение», «развитие».

2. Установить взаимосвязь категорий педагогики: Воспитание – Обучение – Образование

Литература

  1.  Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. – М., 1999
  2.  Коджаспирова Г.М. Педагогика . - М, 2009, 2010
  3.  Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
  4.  Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  5.  Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993. Т. 1. – с. 457


Тема 1.2. Воспитательный процесс и  его характеристика

Лекция – (2 часа)

Категория « воспитание»  в педагогике.  Воспитание как общественное явление, педагогический процесс и средство трансляции культуры. Взаимосвязь воспитания и обучения, специфика воспитания. Трудности в развитии теории и практики воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Практическое занятие  (2 часа)

Категория «воспитание» в педагогике.

План занятия;

  1.  Проведение операций с понятиями.
  2.  Письменная работа

Задания для самостоятельной работы (4 часа)

1. Выписать из учебника Педагогика Г.М. Коджаспировой определение понятий, подобрать пример, оформить в таблице

Воспитание как общественное явление (В-1)

Воспитание как педагогический процесс (В-2)

Воспитание как педагогическая деятельность (В-3)

Воспитание как направление воспитательной деятельности (В-4).

2. Подготовиться к обсуждению на семинаре.

Литература

  1.  Коджаспирова Г.М. Педагогика . - М, 2009, 2010
  2.  Коджаспирова Г.М.;Педагогика в таблицах и схемах.  -  М.: МГОПИ, изд-во «Альфа», 1993.

Тема 1.3. Учебный процесс и его характеристика

Лекция – (2 часа)

Процесс обучения: существенные признаки процесса обучения, цель обучения, закономерности процесса обучения. Функции процесса обучения. Обучение как единство преподавания и учения. Компоненты процесса обучения. Психологические основы и этапы обучения.

Практическое занятие  (2 часа)

Сущность процесса обучения.

Вопросы для обсуждения

  1.  Согласны ли Вы с утверждением: «Научить нельзя, научиться можно»?

Докажите свою точку зрения опираясь на знание понятий: «обучение», « учение».

  1.  Что такое ЗНАНИЕ? Правомочно ли утверждение: «Учитель дает знания»?

Задания для самостоятельной работы:

  1.  Проведите операции с понятиями:

обучение - учение (учебная деятельность, учебные действия) - знание

  1.  Проведите самонаблюдение Вашего процесса усвоения знаний по одному из любимых предметов. Выявите закономерности процесса усвоения знаний. Работу оформите в таблице:

Этап усвоения знаний

Пример из самонаблюдения

Литература:

  1.  Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. – М., 1998
  2.  Коджаспирова Г.М. Педагогика . - М, 2009, 2010
  3.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. *
  4.  Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. *

Интернет-ресурсы

  1.  Психология и педагогика [Электронный ресурс].- режим доступа http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/psych.html
  2.  Ресурс образования. http://pedagogik.mgou.ru/index.php?page=r691f2d7&directory=6

Тема 1.4. Содержание целостного ПП

Лекция – (2 часа)

Научные основы определения содержания образования и воспитания. Формирование базовой культуры личности в целостном ПП. Источники формирования содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

 Практическое занятие  (2 часа)

«Я – бакалавр образования» (диспут по статьям А.М. Новикова)

Вопросы для обсуждения:

Понятие "образованность" в постиндустриальном обществе. 

Задания для самостоятельной работы:

  1.  Изучить предложенные статьи. Сделать конспекты.
  2.  Подготовиться к участию в дискуссии.

Литература:

Новиков А.М. Статьи

Образование: до... и после..... // "Педагогический вестник", 2008, № 9.

Понятие "образованность" в постиндустриальном обществе. // Специалист. -  2008, № 3.

Почему содержание школьного образования никого не удовлетворяет?  // Мир образования – образование в мире. -  2005, № 1.

Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван? //Народное образование,-  2001, № 1.

Интернет-ресурсы:

Сайт академика РАО А.М. Новикова. - Режим доступа - http://www.anovikov.ru/artikle.htm

Тема 1.5. Методы, средства и формы организации  целостного ПП

Лекция – (2 часа)

Понятие о методах воспитания и обучения. Метод , прием, средства обучения и воспитания как педагогические понятия. Подходы к классификации методов воспитания и обучения. Проблема выбора методов воспитания и обучения. Творческий подход к применению методов воспитания и обучения. Основные средства обучения и воспитания и их развитие. Понятие о формах организации педагогического процесса. Формы организации ПП общие и специальные. Подготовка педагога к организации образовательного процесса.

Практическое занятие  (2 часа)

Подготовка педагога к организации образовательного процесса.

План занятия:

1. Составление таблицы «Отражение компонентов ЦПП в организационной деятельности педагога.»

2. Обсуждение темы занятия.

Вопросы для обсуждения:

Проявления мастерства педагога в организации образовательного процесса.

Задания для самостоятельной работы:

На основе анализа педагогической периодики сделать доклад об интересном педагогическом опыте.

Литература:

Педагогические периодические издания:

«1 сентября», «Дошкольное воспитание»

«Начальная школа». «Обруч».

Интернет-ресурсы

  1.  Сайты соответствующих изданий.
  2.  Все для детского сада – сайт дошкольных работников. - http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm
  3.  Учительский портал,  - http://www.uchportal.ru/load/46

Тема 1.6. Сущность и понятие педагогической технологии

Лекция – (2 часа)

Современные понятия педагогической технологии (ПТ). Структура педагогического мастерства. Сущность и специфика педагогической задачи.Типы педагогических задач, их характеристика. Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов

Практическое занятие  (2 часа)

Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов

Вопросы для обсуждения:

  •  Профессиональная деятельность педагога в педагогической системе.
    •  Педагогическая задача и ее решение.
    •  Эвристическая программа анализа ситуаций.

Задания для самостоятельной работы ( 4 часа)

  1.  Проработать  схемы постановки и анализа решения педагогических задач. (2, Стр. 80-81)
    1.  Подобрать пример педагогической ситуации из литературы или собственного опыта для контрольного решения.

Литература

  1.  Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  2.  Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: Изд-во РПА, 1997

Раздел 2. Субъекты целостного педагогического процесса

Тема 2.1. Ребенок в учебно-воспитательном взаимодействии

Лекция – (2 часа)

Общая характеристика категории субъекта. Ребенок как представитель возрастного периода. Возрастная периодизация. Активность и деятельность как факторы развития личности. Новая этика отношения к детству

Практическое занятие  (2 часа)

Диспут «Ребенок – субъект или объект воспитания»

Вопросы для обсуждения:

Ребенок субъект или объект воспитания?

Задания для самостоятельной работы ( 4 часа)

  1.  Изучить предложенную литературу.
  2.  Зафиксировать изученную информацию в тетради.
  3.  Подготовиться к диспуту.

Литература

Кэнфилд Дж. Сикконэ Фр.  101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М, 2003.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

Интернет-ресурсы:

Личность ребенка как субъект воспитания –[Электронный ресурс].- режим доступа http://www.obsheniye.ru/poleznaya_informaciya/lichnost_rebenka_kak_sybekt_vospit/index.html

Портал Изба-читальня. - http://www.uchebnikfree.com/page/chitay/uchebnik/uch-4.html

Тема 2.2. Семья как субъект социализации и воспитания

Лекция – (2 часа)

Семья – ведущее звено в системе социализации и воспитания подрастающего поколения. Современные тенденции в развитии семьи и их влияние на воспитание. Организация жизни ребенка в семье. Взаимосвязь образовательного учреждения и семьи в воспитании ребенка.

Практическое занятие  (2 часа)

Взаимосвязь образовательного учреждения и семьи в воспитании ребенка.

Вопросы для обсуждения:

В чем сходство и в чем различие воспитательных подходов семьи и образовательного учреждения?

Задания для самостоятельной работы ( 4 часа)

  1.  Провести гносеологические операции с понятиями «функции семьи», «функции образовательного учреждения (школы)».
  2.  Подготовиться к аргументации своей точки зрения.

«Воспитывать ребенка должна семья, а школа должна учить».

«Только школа способна воспитать достойного гражданина, «нового человека», семья же развращает ребенка».

Литература

  1.  Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. – М., 1999
  2.  Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
  3.  Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  4.  Дронь А.В. Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2011 г.
  5.  Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. —208 с.
  6.  Коджаспирова Г.М. Педагогика . - М, 2009, 2010
  7.  Концепция предупреждения социального сиротства / ред. Шипицын М.П.. – СПб, 2000
  8.  Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). — М.: ТОО "ИнтелТех", 1994. - 216 с.
  9.  Рожков М.И., БайбородоваЛ.В.Теория и методика воспитания. – М., 2004.

Интернет-ресурсы

  1.  Гладышева Т. А. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в новых социальных условиях – Реж доступа - http://ipklabdo.lanta-net.ru
    1.  Всё для детского сада. Консультации для воспитателей. Режим доступа: - http://www . moi-detsad.ru

Тема 2.3. Педагог в учебно-воспитательном взаимодействии

Лекция – (2 часа)

Педагогическое сознание и педагогические способности. Стандарт и творчество в педагогической деятельности. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.

Практическое занятие  (2 часа)

Тренинг личностного роста

Вопросы для обсуждения:

Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.

.

Задания для самостоятельной работы ( 4 часа)

Сделать самоанализ уровня своей профориентации.

Литература

  1.  Корепанова М.В. , Гончарова О.В. , Лавринец И.А.Основы педагогического мастерства» . – М.:Academia, 2010. – 240 с
  2.  Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., Генезис, 1999
  3.  Мерзлякова Е. Л Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения. - М.: Речь, 2007
  4.  Панфилова А. П.Тренинг педагогического общения . – М.: Академия2008
  5.  Петровская Л.А Общение - компетентность - тренинг. Избранные труды - М.: Смысл,  2007 г
  6.  Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998

Тема 2.4. Формирование личности в детском коллективе

Лекция – (2 часа)

Микросреда как фактор социализации ребенка. Группа как социальная общность и институт социализации человека. Возрастные особенности общения и взаимодействия детей со сверстниками.  Влияние педагога на формирование коллективистских отношений детей. Теория воспитательного коллектива и ее развитие в отечественной педагогике.

Практическое занятие  (2 часа)

Группа как социальная общность и институт социализации человека

Вопросы для обсуждения:

С какого возраста ребенка необходимо воспитывать в группе?

Задания для самостоятельной работы ( 4 часа)

  1.  На основе анализа различных источников сделать таблицу «Возрастные особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками»
  2.  Подготовиться к диспуту.

Литература

 Козлова С. А. , Куликова Т. А   Дошкольная педагогика –М.:: Академия , 2007.- 205 с.

Коломинский Я.Л. Психология социальной одаренности. Пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. Линка-Пресс, 2009.

Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988.

Итернет-ресурсы:

Смирнова ЕО Общение дошкольника со сверстниками - http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml


8. Примерная тематика докладов, рефератов, контрольных работ

  1.  Отражение в жизни  характеристик педагогического процесса: целенаправленности, двусторонности, целостности, цикличности.
  2.  Реализация принципов целостного педагогического процесса в опыте образовательного учреждения и семьи.
  3.  Воспитание как  средство трансляции культуры
  4.  Современные гуманитарные подходы к воспитанию.
  5.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  6.  Формирование базовой культуры личности в целостном ПП.
  7.  Выбор методов воспитания и обучения как показатель педагогического мастерства.
  8.  Творческий подход к применению методов воспитания и обучения.
  9.  Основные средства обучения и воспитания и их развитие.
  10.  Формы организации педагогического процесса, историко-педагогический экскурс..
  11.  Возрастная периодизация как основа дифференциации субъектов образования.
  12.  Значение возрастного периода в общем цикле развития ребенка.
  13.  Активность и деятельность как факторы развития субъектности. личности ребенка.
  14.  Отражение в Конвенции ООН о защите прав ребенка новой этики отношения к детству.
  15.  Семья – ведущее звено в системе социализации и воспитания подрастающего поколения.
  16.  Современные тенденции в развитии семьи и их влияние на воспитание.
  17.   Организация жизни ребенка в семье.
  18.  Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
  19.  Стандарт и творчество в педагогической деятельности.
  20.  Стиль педагогической деятельности.
  21.  Общение как условие формирования общественных качеств личности, развития начал коллективных взаимоотношений детей

9. Требования и примерные вопросы к экзамену.

Экзаменационные билеты содержат два вопроса. При ответе по 1 вопросу студент демонстрирует системность и систематичность знаний по предмету. Вопрос 2 включает педагогическую задачу и выявляет способность студента использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач .

Примерные вопросы:

  1.  Сущность целостного педагогического процесса
  2.  Характеристика компонентов целостного педагогического процесса
  3.  Категория воспитание в педагогике
  4.  Взаимосвязь воспитания и обучения, специфика воспитания.
  5.  Процесс обучения: существенные признаки процесса обучения, цель , закономерности функции, двусторонний характе обучения.
  6.  Компоненты процесса обучения.
  7.  Обучение как процесс формирования знаний. умений и навыков.
  8.   Научные основы определения содержания образования и воспитания.
  9.  ). Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
  10.  Метод , прием, средства обучения и воспитания как педагогические понятия
  11.  Творческий подход к применению методов воспитания и обучения.
  12.  Основные средства обучения и воспитания и их развитие.
  13.  Понятие о формах организации педагогического процесса.
  14.  Подготовка педагога к организации образовательного процесса.
  15.  Современные понятия педагогической технологии (ПТ).
  16.  Структура педагогического мастерства.
  17.  Ребенок как субъект целостного педагогического процесса.
  18.  Возрастная периодизация как основа дифференциации субъектов образования
  19.  Современные тенденции в развитии семьи и их влияние на воспитание. Организация жизни ребенка в семье.
  20.  Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
  21.  Педагогическое сознание и педагогические способности.
  22.   Стандарт и творчество в педагогической деятельности.
  23.  Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.
  24.  Группа как социальная общность и институт социализации человека.Возрастные особенности общения и взаимодействия детей со сверстниками.
  25.    Влияние педагога на формирование коллективистских отношений детей.


10. Список рекомендуемой литературы – основной и дополнительной

(обновленный и конкретизирующий по сравнению со списком в Программе)

Основная

  1.  Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. – М., 1999
  2.  Козлова С. А. , Куликова Т. А   Дошкольная педагогика –М.:: Академия , 2007.- 205 с.
  3.  Коджаспирова Г.М. Педагогика . - М, 2009, 2010
  4.  Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
  5.  Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  6.  Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993-2000

Дополнительная

  1.  Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. – М., 1998
  2.  Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
  3.  Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  4.  Дронь А.В. Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2011 г.
  5.  Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. —208 с.
  6.  Коджаспирова Г.М.;Педагогика в таблицах и схемах.  -  М.: МГОПИ, изд-во «Альфа», 1993.
  7.  Коломинский Я.Л. Психология социальной одаренности. Пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. Линка-Пресс, 2009.
  8.  Концепция предупреждения социального сиротства / ред. Шипицын М.П.. – СПб, 2000
  9.  Корепанова М.В. , Гончарова О.В. , Лавринец И.А.Основы педагогического мастерства» . – М.:Academia, 2010. – 240 с
  10.  Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., Генезис, 1999
  11.  Кэнфилд Дж. Сикконэ Фр.  101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М, 2003.
  12.  Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). — М.: ТОО "ИнтелТех", 1994. - 216 с.
  13.  Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
  14.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.
  15.  Мерзлякова Е. Л Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения. - М.: Речь, 2007
  16.  Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988.
  17.  Панфилова А. П.Тренинг педагогического общения . – М.: Академия2008
  18.  Петровская Л.А Общение - компетентность - тренинг. Избранные труды - М.: Смысл,  2007 г
  19.  Петровский А.В. –Развитие личности и проблема ведущей джеятельности// Вопросы психологии. 1987. № 1
  20.  Рожков М.И., БайбородоваЛ.В.Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  21.  Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: Изд-во РПА, 1997
  22.  Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998

Список Интернет-ресурсов по дисциплине

  1.  Всё для детского сада. Консультации для воспитателей. [Электронный ресурс].-- Режим доступа:  - http://www . moi-detsad.ru
  2.  Все для детского сада – сайт дошкольных работников. - [Электронный ресурс].-- Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm
  3.  Гладышева Т. А. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в новых социальных условиях – [Электронный ресурс].-- Режим доступа: http://ipklabdo.lanta-net.ru
  4.  Личность ребенка как субъект воспитания – [Электронный ресурс].-- Режим доступа:  http://www.obsheniye.ru/poleznaya_informaciya
  5.  Портал Изба-читальня. [Электронный ресурс].- режим доступа - http://www.uchebnikfree.com/page/chitay/uchebnik/uch-4.html
  6.  Психология и педагогика [Электронный ресурс].- режим доступа http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/psych.html
  7.  Ресурс образования. http://pedagogik.mgou.ru/index.php?page=r691f2d7&directory=6
  8.  Сайт академика РАО А.М. Новикова. - Режим доступа - http://www.anovikov.ru/artikle.htm
  9.  Смирнова ЕО Общение дошкольника со сверстниками - [Электронный ресурс].- Режим доступа: -  http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml
  10.  Учительский портал,  - http://www.uchportal.ru/load/46


12. Тесты для самоконтроля

Вариант № 1

1. Дополните характеристику функций педагогики:

1. Объяснительная функция –_____________________

(предполагаемый ответ: объясняет закономерности педагогических явлений)

2. ___________________________________функцияна основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика.

(ответ: преобразовательная…)

3. Прогностическая функция - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(предполагаемый ответ: на основе фундаментального знания прогнозируется  развитие педагогических явлений).

2. Выберите правильный ответ:

Результатами педагогического исследования являются.

А)  черты характера личности;

Б)  теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы.

В) разработка государственных стандартов образования

Ответ: - Б

3. Установите соответствие:

Теоретические методы исследования

Эмпирические методы исследования

1. анализ,

7. анкетирование,

2.беседа.
3. тест,

8. обобщение,

4.классификация,

9.  моделирование,

5.наблюдение,

10. эксперимент

6. операции с понятиями

11. изучение детских работ

Ответ: - Теор: - 1,4,6,8,9

Эмпир: - 2,3,5,7,10,11

Вариант № 2

I. Дополните понятия:

Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека это - ____________________________________________________________

Формирование это _____________________существа под воздействием всех без исключения факторов: экономических, социальных, идеологических, психологических и др.

Ответ: - развитие; становление

II. Выберите правильный ответ:

Каждый ли человек – личность?

  1.  да
  2.  нет

Ответ: - да

III. Вставьте в схему пропущенные слова:

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

….

Ответ: -         1 в. - наследственность, среда, воспитание;

2 вар: - биологические, социальные, педагогические.

IV.  Отнесите перечисленные частные термины к виду средового влияния: «МИКРОСРЕДА»  -__________________

  1.  этнос,
  1.  семья,
  1.  регион,
  1.  средства массовой коммуникации,
  1.  страна,
  1.  субкультура,
  1.  группы сверстников,
  1.  государство,
  1.  общество,
  1.  тип поселения,
  1.  соседство.

Ответ: - 4,6,7.

Вариант № 3

  1.  Вставьте пропущенные слова в определение:

ВОСПИТАНИЕ 2 как педагогический процесс - это …………………………; …………………………насыщенное, ……………………оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при……………………………роли воспитателей.

Ответ: - целенаправленное, содержательно-;организационно-; ведущей…

  1.  Соотнесите перечисленные педагогические явления с понятиями «ВОСПИТАНИЕ-3» или «ВОСПИТАНИЕ –4», впишите их в нужный столбец.

ВОСПИТАНИЕ – 3

ВОСПИТАНИЕ - 4

  1.  нравственное воспитание,
  1.  педагогическая деятельность
  1.  классное руководство,
  1.  трудовое воспитание
  1.  воспитатель детского дома,
  1.  эстетическое воспитание
  1.  физическое воспитание
  1.  вожатый детского оздоровительного лагеря

Ответ: - В-3: - 2,3,5,8; В-4: - 1,4,6,7

  1.  Вставьте в клетки  слово.

ВОСПИТАНИЕ – 1  равнозначно термину-

Ответ: - социализация


Вариант № 4

I. Выберите правильный вариант ответа.

Процессуальными компонентами целостного педагогического процесса являются: __________

А.

Б.

В.

  •  Педагоги
  •  Воспитуемые
  •  Условия воспитания

  •  Цель,
  •  Задачи,
  •  Содержание,
  •  Методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,
  •  Результаты , достигаемые при этом.
  •  Система народного образования,
  •  Школа,
  •  Класс

Ответ: - Б

II. Дополни утверждение:

Характеристиками целостности в педпроцессе  являются единство …,…,…   функций

Ответ: - образовательных, воспитательных, развивающих….

III. Дополни определение:

Педагогический процесс – это процесс, в котором __________________ трансформируется в качества _____________________________.

Ответ: - Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). (М.Н. Данилов).

Вариант № 5

1. Определите понятие

Планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития и формирования.

Ответ: - воспитание

  1.  В приводимых ниже функциях одна не относится к воспитанию. Назовите ее.

А) Роль воспитания состоит в создании таких социальных условий, которые бы положительно влияли на личность.

Б) Организация жизнедеятельности личности.

В) Отбор из окружающей среды материала, который стимулирует развитие личности.

Г) Целенаправленное руководство развитием личности.

Д) Координация воздействий социальной среды.

Ответ: - А


Вариант № 6

1. Определите понятие

Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Ответ: - Целостный педагогический процесс

2. Выберите правильный ответ

Современная педагогическая концепция считает содержанием образования следующие элементы:

а) знания, умения, навыки;

б) начала основ наук;

в) опыт деятельности людей;

г) передачу опыта познания, способов деятельности, творчества, эмоционально–ценностных отношений;

д) верны все ответы.

Ответ: - Д

3. Установите соответствие: компонент познавательной деятельности – содержание деятельности.

Компонент ПД

Содержание деятельности

1. Знания

А) Действия совершающиеся легко, быстро, уверенно, при отсутствии или минимальной затрате умственных усилий. Общая структура таких действий остается неизменной.

2. Умения

Б) Познание предметов и явлений действительности, законов природы и общества.

3. Навыки

В) Действия образуются и функционируют под контролем сознания, на основе знаний. Общая структура такого действия не варьируется. Действие еще недостаточно отработано, выполняется медленно.

Ответ: - 1 – Б; 2 – В; 3 – А.

Вариант № 7

1. Определите понятие

Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Ответ: - Педагогика

2. В какую группу включены науки входящие в систему педагогических?

Выберите правильный ответ.

  1.  дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория воспитания, школьная гигиена, сравнительная педагогика.
  2.  общая педагогика, история педагогики, возрастная педагогика, социальная педагогика, педагогика высшей школы.
  3.  Педагогика, психология, физиология, этика, медицина, дидактика, менеджмент.

Ответ: - 2

Вариант № 8

1. Определите понятие

Наука о законах образования и воспитания детей и взрослых.

Ответ: - педагогика

2. Выберите правильный ответ

Предметом общей дидактики являются:

А) социальные условия формирования и образования учащихся;

Б) процесс обучения , его цели, принципы, содержание, методы и формы; образование;

В) психологическое развитие личности в процессе обучения;

Г) теория обучения отдельному предмету.

Ответ: - Б

3. Под фактором  развития личности «воспитание» имеется в виду:

А) влияние социального окружения

Б) влияние школы как специального социального института общества

В) социализация личности

Ответ: - Б

Вариант № 9

1. Определите понятие

Система научных знаний, практических умений и навыков, а также  мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть уч-ся в процессе обучения.

Ответ: - Образование

2. Выберите правильный ответ.

В какую группу включены основные категории педагогики?

А) Среда, нравственность, воспитание.

Б) Знания, умения, навыки.

В) Воспитание, образование обучение.

Г) Наследственность, образование, учебное заведение.

Ответ: - В

3.  Назовите не менее 3-х форм воспитательной работы по различным видам деятельности детей.

Формы работы

Виды деятельности

1

2

3

ТРУД

ИГРА

ОБЩЕНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ Д.

СПОРТИВНАЯ Д.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ Д.

ОБЩЕСТВЕННАЯ Д.

Предполагаемый ответ:

Формы работы

Виды деятельности

1

2

3

ТРУД

Мастерская «Деда Мороза»

Операция «Фантик»

Трудовой десант

ИГРА

КВН

Сюита игр

Игра-экспресс

ОБЩЕНИЕ

Огонек «Я +ТЫ»

Тренинг

Игра «Необитаемый остров»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ Д.

Викторина

Конкурс смекалистых

Выпуск газеты «Это интересно»

СПОРТИВНАЯ Д.

Веселые старты

Поход-прогулка

Футбольный матч

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ Д.

Концерт

Экскурсия в музей

Конкурс рисунков

ОБЩЕСТВЕННАЯ Д.

Операция «Радость людям»

Операция «Подарок дошкольнику»

Организация зимнего сада в классе

Вариант № 10

1. Определите понятие

Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

Ответ: - обучение

2. Выберите правильный ответ.

В чем сущность педагогического процесса?

  1.  Во взаимодействии педагога и воспитанника в системе образования и обучения.
  2.  В направленной работе педагога по формированию знаний, умений, навыков уч-ся.
  3.  В направленной работе педагога по предупреждению правонарушений.
  4.  В готовности сознательно выполнять теоретические и практические действия в процессе обучения.

Ответ: - 1


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По теме:

Развтитие, формирование, воспитание личности

Вариант № 1

  1.  Дайте определение понятия "РАЗВИТИЕ".
  2.  Каково значение среды в формировании личности? Поясните примером.
  3.  Вспомните пример из Вашей жизни, где педагогическая отношенческая ситуация отражала бы "целенаправленное, организационно - оформленное. содержательно насыщенное взаимодействие..."
  4.  Задача

Замечательная повесть – сказка Р. Киплинга заканчивается следующей сценой:

И когда Маугли с тяжелым сердцем взобрался по хорошо знакомым скалам на то место, где его когда-то приняли в стаю, он застал там только свою четверку волков, Балу, почти ослепшего от старости и тяжеловесного хладнокровного Каа, свернувшегося кольцом вокруг опустевшего места Акелы.

Значит, твой путь кончается здесь – сказал Каа, когда Маугли бросился на землю.

_ Еще, когда мы встретились в Холодных Берлогах, я это знал: человек, в конце концов, уходит к человеку, хотя джунгли его не гонят.

Попытайтесь предположить, что ждет Маугли среди людей? Чем бы Вы могли ему помочь, если бы он стал Вашим воспитанником?

Вариант № 2

  1.  Дайте определение понятия "СОЦИАЛИЗАЦИЯ".
  2.  Какое значение имеет деятельность человека для его развития? Поясните примером.
  3.  Объясните на примере из Вашей жизни, что единицей "Воспитания как педагогического  явления"  является  педагогическая  отношенческая ситуация.
  4.  Проанализируйте ситуацию.

Сегодня, дети, день рождения нашего Сесе. Давайте поздравим его, - говорит учительница. Второклассники встают и радостно аплодируют.

  •  А теперь напишем сочинение на тему «Мой друг Сесе». Можно к сочинению приложить и рисунки. Надо писать красиво, интересно. Ваши сочинения Сесе будет хранить долго-долго и много раз будет перечитывать их, когда станет взрослым.

В конце урока в красочный пакет, оформленный самими же детьми, вкладывают все сочинения и торжественно вручают мальчику.

ВОПРОСЫ:

  1.  Какие задачи решает учитель, используя этот прием? Можно ли его перенести в старшие классы? Почему?
  2.  Нужно ли специально выбирать ученика, в адрес которого будет организовано такое поздравление, или это не имеет значения?


Тесты для самопроверки

1. Установите последовательность:

Подготовка учителя к уроку:

  1.  Подбор оптимальных средств обучения.
  2.  Составление плана урока.
  3.  Определение содержания учебного материала.
  4.  Формулировка триединой дидактической цели.
  5.  Подбор оптимальных методов и приемов обучения.
  6.  Продумывание форм организации познавательной деятельности

2. Установите соответствие:

Содержание понятия

Метод воспитания.

1. Самоодобрение, самоанализ, самонаблюдение.

А) Методы стимулирования.

2. Поощрение, наказание, соревнование.

Б) Методы формирования сознания

3. Рассказ, беседа, лекция, диспут.

В) Методы самовоспитания.

3. Определите понятие

Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения м нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

4. Установите соответствия между видом обучения и – деятельностью преподавателя.

I. Программированный

1. Информирует о новых знаниях.

2.  Объясняет первую дозу материала и действия с ним.

II. Проблемное

3. . Организует проверку гипотезы.

4. Ставит контрольные вопросы, объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой.

III. Сообщающее

5. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой

6. Организует осмысливание учебной информации.

5. Какие признаки характеризуют Государственный образовательный стандарт? Выберите правильный ответ.

А) Стандарт – это типовой образец по качеству, размеру и форме.

Б) Введение в содержание образования новых учебных дисциплин: культура общения, риторика, эстетика и др.

В) Документ, регламентирующий требования к усвоению обучающимися обязательного минимума знаний, умений, навыков.

Г) Развитие творчества через основательное, прочное овладение знаниями, умениями, навыками.

Д) Гибкость учебных планов, учебных пособий, программ, разнообразие учебников, форм, методов, средств обучения.

6. Перечислите

Формы организации обучения (не менее семи).

7. Установите последовательность технологических компонентов методики КТД

  1.  Ближайшее последействие.
  2.  «Разведка дел и друзей».
  3.  Организация и проведение КТД.
  4.  Коллективное обсуждение.
  5.  Выбор советов дел.
  6.  Коллективное планирование.

8. Из всех ниженазванных выберите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:

А) приучение;

Б) самоанализ;

В) поощрение;

Г) упражнение;

Д) коллективное творческое дело;

Е) метод  «взрыва»;

Ж) создание воспитывающих ситуаций;

З) беседа;

И) поручение;

К) наказание.

9.Перечислите

Методы контроля и самоконтроля в обучении.

10. Выберите правильный ответ

Этапами процесса воспитания являются:

А) формирование знаний-представлений, формирование отношений, формирование ценностных ориентаций, формирование направленности личности.

Б) формирование мотивов деятельности уч-ся, формирование потребностей личности, формирование мировоззрения личности.

В) Формирование ума, чувств, воли личности.

11. Установите соответствие:

Содержание понятия

Метод воспитания.

1. Упражнения, приучение, поручение, требование

А) Методы контроля и самоконтроля

2. Педагогическое наблюдение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное обсуждение проведенного дела.

Б) Методы формирования сознания

3. Рассказ, беседа, убеждение, диспут.

В) Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

12.  Перечислите

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

13.  Что такое наказание? Из приведенных ниже высказываний выберите одно правильное.

А)Наказание – это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанника с целью формирования у него боязни за свои неверные действия.

Б)Наказание – метод воспитания, который представляет проявление формы требования к коллективу воспитанников.

В) Под наказанием необходимо понимать способ воздействия воспитателя на воспитанника с целью торможения отрицательных поступков.

14. Социокультурологический подход к воспитанию предполагает в качестве цели воспитания:

а) Формирование всесторонне гармонично развитой личности.

б) Создание условий для культурного самоопределения личности;

в) Воспитание личности, способной создать образ жизни достойный человека:

г) Формирование жизненно важных социальных навыков

15. Перечислите

Методы стимулирования и мотивации учения.

16. Что такое поощрение? Из приведенных высказываний выберите одно правильное.

А) Поощрение – способ педагогического воздействия на  воспитанника, выражающий положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с позиций интересов коллектива, с целью закрепления положительных качеств.

Б) Поощрение – это метод воспитания, который предлагает вынесение воспитаннику благодарности с целью его успокоения.

В) Под поощрением следует понимать такой метод воспитания, когда учитель поощряет воспитанника, с целью формирования у него положительного отношения к своим обязанностям.

Технологическая карта дисциплины

(при балльно-рейтинговой и кредитно-модульной системе)

Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования

Статус дисциплины

в учебном плане

Количество часов в учебном плане

Форма отчетности

Курс, семестр

Теория обучения и воспитания

бакалавр

Базовая часть профессионального цикла

108

Курсовой экзамен

1 курс

1 семестр

Смежные дисциплины по учебному плану:

Педагогика

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений на входе)

Тема или задание  текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное  количество баллов

Написание эссе «Образование будущего»

Ауд.

8

Итого:

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине)

Тема или задание  текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное  количество баллов

Практическое занятие № 1

Учись учиться.

1.Проведение операций с понятиями

2.Способы фиксации ИНИ

3.Выстпуление на семинаре

1-в/а

2. в/а

3 -а

1

1

1

4

4

4

Практическое занятие № 2

Категория «воспитание» в педагогике.

4. Письменная работа –сост табл.«Подведение под понятие»

5. Выступление на семинаре

4-в/а

5-а

1

1

4

4

Практическое занятие № 3

Сущность процесса обучения.

6. Опер. С пон- фикс в тетр.

7. Письм. Работа – Самонаблюдение

8.Участие в диспуте

6-в/а

7-в/а

8-а

1

1

1

4

4

4

Практическое занятие № 4

«Я – бакалавр образования» (диспут по статьям А.М. Новикова)

9.Конспект. статей

10. Участие в дискуссии

9-в/а

10-а

1

1

4

4

Практическое занятие № 5

Подготовка педагога к организации образовательного процесса.

11. Написать доклад об интересном педагогическом опыте.

12. Составление таблицы «Отражение компонентов ЦПП в организационной деятельности педагога.»

11- в/а

12- а

1

1

4

4

Практическое занятие № 6

Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов

13. Письм раб – СХЕМА

14. Подбор пед.сит.

15. Решение задач

13- в/а

14-в/а

15-а

1

1

1

4

4

4

Практическое занятие № 7

Диспут «Ребенок – субъект или объект воспитания»

16. Формы фиксации ИНИ

17. Участие в диспуте

16-в/а

17- а

1

1

4

4

Практическое занятие № 8

Взаимосвязь образовательного учреждения и семьи в воспитании ребенка.

18. – Таблица «Опер. С понятиями»

19. Участие в дискуссии

18-в/а

19-а

1

1

4

4

Практическое занятие № 9

Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога Тренинг личностного роста

20. Письмен. Раб – «Самоанализ»

21. Участие в тренинге

20- в/а

21- а

1

1

4

4

Практическое занятие № 10

Группа как социальная общность и институт социализации человека

22. Таблица «Возрастные особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками»

23.Участие в дискуссии

22- в/а

23 - а

1

1

4

4

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание  текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное  количество баллов

См задания для в/а аттестации БАЗОВОГО модуля.

Итого:

30

100

Необходимый минимум для прохождения межсессионной аттестации 30 баллов.

Необходимый минимум для прохождения промежуточной аттестации 20  баллов.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: Студенты должны выполнить все виды внеаудиторной аттестации

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по неуважительной причине:

 Студенты должны выполнить все виды внеаудиторной аттестации и пройти собеседование по контрольным тестовым вопросам.

УМКД

ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ ВПО

ПОДГОРНОЙ А.К.

2011-2012 у.г..

МОСКВА

2011


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36888. Ознайомитись з основними командами програмного симулятора dScope-51 56.5 KB
  1 При введенні команд перед командою ставиться SM без нього введення команди не відбудеться. Всі команди проводяться через акумулятор А Основні команди симулятора: DD – додавання; SUBB – віднімання; CPL – інверсія; RL – зсув вліво на один; RR – зсув в право на один; XCH – обмін; CJNE – порівняння; CLR – встановлення нулів; DEC – віднімання від регістра одиниці; INC – додавання до регістру одиниці; h ставиться в кінці вводу команди для того щоб показати що число вводиться в шістнадцятирічній СЧ; означає що ми вводимо до...
36893. Дослідження тиристорів за допомогою програмного комплексу Electronics Workbench 72.5 KB
  Дослідження прямої гілки ВАХ тиристора можна проводити з використанням схеми на рис. Рисунок 4 Схема для побудови прямої гілки ВАХ тиристора в режимі фіксованих струмів анода Рисунок 5 Схема для побудови прямої гілки ВАХ тиристора в режимі фіксованих струмів керувального електрода Порядок виконання роботи 1. Рисунок 6 Схема для лабораторного дослідження тиристора 5. В результаті момент відкриття тиристора зміщується в часі і залежить від величини резистора.
36895. Решение задач с использованием одномерного и думерного массивов 200.5 KB
  Задачи из данного пункта решить двумя способами, используя одномерный массив, а затем двумерный. Размерность массива вводится с клавиатуры.
36896. Спрощена інструкція по роботі з СППР PRIME Decisions 385.5 KB
  для всіх атрибутів які використовуються для прийняття рішень. Введення альтернативних значень для готової цілі та для атрибутів на основі яких здійснюється вибір. Введення альтернатив для головної цілі та для атрибутів в додатковому вікні lterntives 3. Ввести у відповідні стовпці альтернативні значення для атрибутів на основі якого здійснюється вибір.