37317

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНЫЙ И НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ ЯЗЫКА

Практическая работа

Иностранные языки, филология и лингвистика

ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНЫЙ И НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ ЯЗЫКА Вопросы Русский язык и его функции. Функциональная дифференциация языка. Язык литературный и нелитературные формы языка. Функциональные стили русского языка.

Русский

2013-09-24

163 KB

99 чел.

 

Семинарское занятие № 1

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.

ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНЫЙ И НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ ЯЗЫКА

Вопросы

  1.  Русский язык и его функции.
  2.  Функциональная дифференциация языка.
  3.  Язык литературный и нелитературные формы языка.
  4.  Функциональные стили русского языка.

Сообщение

Как не обмануться в собеседнике или Когда слова противоречат жестам   (по книге А.Пиза «Язык телодвижений»).

Литература

  1.  Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М.: «Гардарики», 2001
  2.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2007
  3.  Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. Русский язык и культура речи. М., 2009
  4.  Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М.: «Логос», 2003 (2010)
  5.  Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., 2010
  6.  Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи. М., 2004 (2011)

Задания.

1. Из толкового словаря выпишите все значения слова язык. Укажите, какое из значений реализуется в каждом из приведенных ниже предложений.

1) Первая попытка Тургенева познакомить французского читателя с творчеством Толстого относится к 1857 году, когда у него возник план перевода «Детства» на французский язык. 2) Язык произведений Толстого – сложное литературное явление, сущность которого с трудом укладывается в рамки обычных кратких определений достоинств художественной речи. Он пережил глубокую эволюцию, и рассматривать его необходимо в связи с тем, как рос и изменялся Толстой, художник и мыслитель. 3) Наибольшую информацию о наличии патологического процесса в области языка получают при его осмотре. 4) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку (К.Паустовский). 5) Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций (М.Уигман). 6) На фронте взять "языка" - и наука, и спорт, и целое искусство. 7) Кто такой Кукура в переводе на военный язык? 8) Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени.

2. Какие функции языка реализуются в следующих высказываниях?

1) Здравствуйте, меня зовут Марина Владимировна (преподаватель на первом занятии). 2) Он всё думал, как бы  задать вопрос, так долго мучивший его, чтоб не обидеть товарища?  3) В субботу ожидается переменная облачность, порывистый ветер. 4) «Я в среду не приду на тренировку, не смогу». – «Ты что?! Это невозможно!» (из разговора на улице). 5) «Какое было дождливое лето».  – «Да, а осень, говорят, еще хуже будет» (из разговора на улице). 6) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной (И.Бунин).

3. Найдите в отрывке из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» невербальные средства общения. Подчеркните их. С какой целью их использует автор? Какую информацию они передают?

- Вы сумасшедший, - выговорил почему-то Заметов тоже чуть не шепотом и почему-то отодвинулся вдруг от Раскольникова. У того засверкали глаза; он ужасно побледнел; верхняя губа его дрогнула и запрыгала. Он склонился к Заметову как можно ближе и стал шевелить губами, ничего не произнося; так длилось с полминуты; он знал, что делал, но не мог сдержать себя. Страшное слово, как тогдашний запор в дверях, так и прыгало на его губах: вот-вот сорвется; вот-вот только спустить его, вот-вот только выговорить!

- А что, если это я старуху и Лизавету убил? – проговорил он вдруг и – опомнился.

Заметов дико поглядел на него и побледнел, как скатерть. Лицо его искривилось улыбкой.

- Да разве это возможно? – проговорил он едва слышно.

  1.  Опишите, как, по-вашему, выглядят позы: нерешительности, самодовольства, готовности к конструктивному диалогу, готовности слушать собеседника.
  2.  Понаблюдайте за своими сокурсниками, опишите их невербальные средства, проанализируйте их.
  3.  Приведите примеры указательных жестов, описательных, изобразительных. Когда следует их использовать?
  4.  Составьте описание речевого поведения вашего знакомого, включите в текст описание различных жестов, используемых вашим собеседником.

8. Найдите в предложениях слова, находящиеся за пределами нормы русского языка. К какой группе лексики они относятся? C какой целью их использует автор?

Дедушка свернул в трубку принесенную газету и точно шлепнул муху. Та упала на подоконник и подняла лапку кверху в назидание, что так случится со всяким, кто будет действовать на нервы бабушке.

- Эх, Нина, а «Спартак»-то вчера проиграл, - сказал вдруг дедушка, глядя в газету, которой только что прибил муху.

- А мне чихать и на твой «Спартак», и на то, что он проиграл! Хоть бы они все сдохли и ты вместе с ними.

Бабушкин взгляд упал на пол, где остались фарфоровые крошки от разбитого чайника, и настроение ее снова ухудшилось.

- Жрите!

                                                   (П.Санаев «Похороните меня за плинтусом»)

- Как ты думаешь, Ярмола, откуда это сегодня такой ветер? <…>

- <…> Это я вам скажу: чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет. <…>

- Ну, а у вас здесь, в Полесье, есть ведьмы? – спросил я. <…>

- Была у нас лет пять тому назад такая ведьма… Только ее хлопцы  с села прогнали!

- Куда!.. Известно, в лес… Куда же еще? И хату ее сломали, чтобы от того проклятого кубла и щепок не осталось… А саму ее вывели за вышницы и по шее.

                                                                                      (А.Куприн «Олеся»)

Но вот Андрей Соколов снова заговорил… - Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с 1900 года рождения. Гражданскую войну был в Красной армии. В голодный 1922 год подался на Кубань, ишачить на кулаков. Потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился.

(М.Шолохов «Судьба человека»)

9. Как вы понимаете различия между термином и профессионализмом? Распределите данные ниже слова в соответствии с этими категориями. Приведите свои примеры.

Дворники (в речи автомобилистов), висячая строка (издательское дело), метафора (языкознание), шапка (издательское дело), баранка (из речи автомобилистов), аффект (юристы), атташе (юристы), кадастр (экономисты), котировка (экономисты), отлов (юристы).

10.

а) Прочитайте тексты и определите, к какому функциональному стилю они относятся.

б) Какая группа лексики преобладает в каждом из них? Почему?

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

I

Конституция (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации

Статья 68

1. Государстве__ым языком (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации на всей те__итории является русский язык.

2. (Р,р)оссийская (Ф,ф)едерация г_р_нтиру_т всем ее народам право на с_хр_нение родного языка с_здание условий для его изучения и развития.

II

Ректорат института х_датайствует о с_здани_  комп_ютерного класса.

III

«Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова вышел в свет в 1949 году. Он мног_кратно и_давался и переи_давался. Только при жизни уч_ного справочник был и_дан 8 раз. А к началу XXI века ожеговский словарь выдержал уже 28 и_даний! Сейчас «Словарь русского языка» содержит около 70000 слов и переи_дается каждые 2-3 года что позв_ляет р_гулярно вносить в него изм_нения уточнения и_правления и  дополнения (по) этому словарь (по) прежнему не уст_ревает. Этот словник стал лексик_графическим эт_лоном и ор_ентиром для сост_вления двуязычных словарей.

IV

Гра(м, мм)атические ошибки допускаются из-за (не) верного выбора формы слова или ошибочного построения синтаксической к_нструкции.

V

(Как) (бы) (то) (ни) (было), заслуги Пушкина перед Россией велики и д_стойны народной пр_знательности. Он дал ок_нчательную обр_ботку нашему языку который теперь по своему богатству силе логике и красоте формы пр_знается даже иностранными филологами едва ли не первым после (древне) греческого; он отозвался типическими образами бе_смертными звуками на все веяния русской жизни. Будем так (же) надеят_ся что в (не)дальнем времени даже сыновьям нашего простого народа который теперь не читает нашего поэта  станет понятно что значит это имя Пушкин! – и что они повторят уже с_знательно то что нам довелось (не)давно слышать из бе_сознательно лепеч_щих уст: «Это памятник – учителю!»

   (И.С.Тургенев. Открытие памятника Пушкину в Москве, 1880г)

VI

Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль,

И долговечней царственное слово.

                                                        (А.Ахматова)

Семинарское занятие № 2

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вопросы

  1.  Речь. Формы существования речи. Функционально-смысловые типы речи.
  2.  Коммуникативные качества речи.
  3.  Текст. Структура текста.

Литература

  1.  Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М.: «Гардарики», 2001
  2.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2007
  3.  Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. Русский язык и культура речи. М., 2009
  4.  Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М.: «Логос», 2003 (2010)
  5.  Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., 2010
  6.  Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи. М., 2004 (2011)

Задания

  1.  Заполните до конца таблицу «Язык и речь»

язык

речь

Система абстрактных категорий, постигаем его научно

Индивидуальна, конкретна

Ограниченный набор языковых единиц

Подвижна, динамична

социален

  1.  Какие коммуникативные качества речи нарушены в приведенных ниже предложениях?

1) Увеличение рождаемости в последние годы резко сократилось. 2) Почти каждый вечер мы завтракали вместе. 3) Снег лежал на  деревьях и на тротуаре, и на крышах домов. 4) НачАлся урок. 5) В прединфарктном состоянии он был доставлен в больницу. 6) Командированный человек позвонил командировавшему его. 7) На занятии по риторике мы осветили вопрос построения ораторской речи. 8) Необходимо будет пролонгировать этот вопрос. 9) Подчиненный начальнику: «Как ваши делишки?» 10) Шибко интересным был этот товарищ. 11) Большая серая птица села на ветку.

3. Определите, к каким типам речи относятся следующие тексты.

Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».

Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.

Рабом он [Эзоп] был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, он был урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни. (М.Гаспаров Занимательная Греция).

Составьте 3 текста-миниатюры различных типов речи, связанных с вашей деятельностью.

  1.  Прочитайте приведенный фрагмент официального устного выступления. Определите, какие особенности устной речи находят отражение в нем. Отредактируйте его для публикации в газете.

С третьего по десятое июля / одиннадцатого  года / в Ярославле / состоялся / двенадцатый / международный / ботанический конгресс// Намечалось что этот конгресс / будет / последним / среди ботанических конгрессов// Далее они уже проходить не будут / а будут проходить конгрессы по / например / таким направлениям / как физиологический / как / фотосинтезу / там симпозиумы / вот в таком / э-э/ духе / чтобы было // Но / следующий конгресс / было решено / созвать в Австралии / и он остался / ботаническим конгрессом // И это / такая задумка/ которая была сделана / международным союзом биологических наук / она оказалась / не / воплощенной в жизнь// От отдела защиты растений / на нем были / в качестве делегатов / это / кандидат биологических наук / Нина Семёновна Ярова / и доктор биологических наук / Юрий Васильевич Беляев //

5. Проверьте знание и понимание теоретического материала. Вставьте подходящие по смыслу слова. 

Главным и единственным показателем абзаца в письменной речи является ______________. Она как бы предупреждает, что начинается новая _______, ________, которая важна и на которую следует обратить особое внимание.

Абзац обладает смысловой _________. Смысл одной фразы в абзаце   ______ со смыслом других фраз.

В правильно построенном абзаце научного текста главную мысль выражает _____ предложение. Другие предложения ____ и ________ эту мысль, _________ основные положения абзаца или ________ их (примеры, цифровые данные).

Таким образом, в отличие от предложения, информативный ____ абзаца обычно находится в _____ абзаца.

6. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова, опорные словосочетания, информативные центры абзацев. К какому типу речи относится данный текст?  

Определите тему текста и микротемы его абзацев, основную мысль всего текста и идейное содержание каждого абзаца. Можно ли объединить отдельные абзацы текста? Почему?

Какова Ваша точка зрения по данному вопросу?

Творческое мышление и компьютерная революция

Сегодня, пожалуй, впервые в истории научно-технического прогресса возникла ситуация, связанная с массовым отчуждением профессиональных знаний от специалистов и передачей их в пользование другим специалистам. Конечно, передача знаний происходила всегда – ученики получали знания от своих учителей, авторы научных книг делились своими знаниями с читателями и т.п. Но этап, который наступил сейчас, имеет ряд радикальных отличий.

Прежде всего теперь знания деперсонализируются. Ученик всегда знал своего учителя, на обложке книги всегда стояло имя автора. И хотя это, к сожалению, не спасало от возможного присваивания чужих научных достижений и знаний без ссылки на источник, но все-таки сохраняло в большинстве случаев авторство. При передаче же профессиональных знаний компьютеру, помещении их в разного рода экспертные системы, происходит обезличивание знаний. Такое положение вызывает вполне обоснованные возражения ведущих специалистов. Их научное положение, социальная значимость, психологический комфорт во многом определяются тем, что их знания и умения находятся выше среднего уровня. Массовое же внедрение экспертных систем, аккумулирующих вложенные извне знания, низводит этих специалистов до среднего уровня. Широкое распространение «отчужденных» профессиональных знаний благотворно скажется на поднятии среднего профессионального уровня специалистов, но, вполне возможно, приведет к снижению творческой активности части специалистов – зачем напрягаться, если экспертные системы всегда могут прийти на помощь. Возможно также снижение активности учащихся при овладении специальностью, так как они будут надеяться скомпенсировать недостаток знаний за счет взаимодействия с экспертными системами.

Компьютеры как старых типов, так и новых поколений очень «логичны».

Общение с ними заставляет людей все больше и больше совершенствовать тот стиль мышления, который условно можно было бы назвать алгебраическим и который противопоставляется другому стилю мышления – геометрическому. Алгебраическое мышление имеет дело в основном с разложением объектов, всевозможными их классификациями по различным логическим основаниям. Именно это и требуется для компьютеров. Массовая компьютеризация, широкое внедрение машин в школьное и студенческое образование приведут к тому, что развитие алгебраического мышления получит мощный стимул. А наше образование, к сожалению, и так ориентировано главным образом на подавление образного, синтетического, эмоционально окрашенного геометрического мышления за счет алгебраического. Недаром так ценим мы умельцев, каким-то «шестым чувством» ощущающих суть предметов внешнего мира, ценим не слишком многочисленных крупных художников или композиторов, архитекторов и скульпторов – словом, всех тех, в ком геометрическое мышление не оказалось под влиянием мощной доминанты алгебраического мышления.

Весьма интересны попытки пойти по пути создания программных и аппаратных компьютерных средств, направленных на развитие образного, геометрического мышления. К таким попыткам относится, например, развитие графического способа общения с компьютером, возможность иметь на экране дисплея нерасчлененные сложные образы предметного мира. Фантастично, но вполне реально получить и тактильный канал общения с компьютером (у роботов такой канал связи с внешним миром уже существует).

И последнее, что мне хотелось бы отметить; общение с компьютером во много раз проще, чем общение с другим человеком. Уход в мир компьютера может породить у ряда людей иллюзию жизни в созданном для себя вполне комфортном и психологически стопроцентно приемлемом мире. Такая опасность действительно существует, это подтверждается появлением пока еще немногочисленных «ультрапрограммистов», у которых социальные связи с внешним миром оказываются ослабленными. Такое положение вряд ли может быть благом для общества, здесь необходимы всесторонние исследования социологов, психологов и медиков.

                                                                         Доктор технических наук Д. Поспелов

Семинарские занятия № 3-4

НОРМЫ

Вопросы:

  1.  Норма. Виды норм. Акцентологические, орфоэпические, лексические и фразеологические нормы русского языка.
  2.  Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Парономазия.
  3.  Грамматические нормы русского языка.
  4.  Стилистические нормы русского языка.
  5.  Кодификация норм. Словари. Виды словарей.

Литература

  1.  Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М.: «Гардарики», 2001
  2.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2007
  3.  Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. Русский язык и культура речи. М., 2009
  4.  Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М.: «Логос», 2003 (2010)
  5.  Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., 2010
  6.  Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи. М., 2004 (2011)

Словари и справочники

  1.  Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.
  2.  Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000 и др.
  3.  Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976
  4.  Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка, М., 1994
  5.  Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г.Бархударов и др. М., 1999
  6.  Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976
  7.  Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999
  8.  Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов русского языка. Ростов-на-Дону, 1995
  9.  Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998
  10.  Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 1997
  11.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000 и последующие издания
  12.  Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И.Аванесов. Начиная с 5-го издания.
  13.  Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999
  14.  Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999
  15.  Словарь антонимов русского языка. М., 1984
  16.  Словарь иностранных слов. М., 1988
  17.  Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. СПб, 1995
  18.  Словарь омонимов русского языка. М.,
  19.  Словарь русского языка: В 4-х т. /РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А.П.Евгеньевой. М., 1999 и последующие издания
  20.  Словарь синонимов русского языка в 2 т. /Под ред. А.П.Евгеньевой. М., 1970-1971
  21.  Словарь синонимов. Справочное пособие. /Сост. Л.П.Алекторова, С.Л.Баженова и др. Л., 1975
  22.  Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983
  23.  Словарь сочетаемости слов русского языка. Под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковкина. М., 2002
  24.  Современный словарь иностранных слов. М., 2000
  25.  Тематический словарь русского языка. Ред. В.В. Морковкин. М., 2000
  26.  Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. СПб., 1998 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова. М., любое издание
  27.  Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И.Молоткова. М., 1978 и последующие издания

Задания 

1. Выполните тест.

1. Языковая норма – это:

а) относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества.

б) отдельное слово или словосочетание, обозначающее какое-либо специальное понятие и предназначенное для удовлетворения специфических нужд общения в рамках определенной научной отрасли.

в) разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни.

г) естественно возникшая и закономерно развивающаяся знаковая система, служащая средством общения людей.

2. Кодификация языка находит отражение:

а) в речи известных людей

б) в грамматиках

в) в газетах

г) на телевидении

2. Заполните таблицы

Типы норм

Примеры

Примеры студентов

императивные = строго обязательные

звонИт, тОрты

новЫЙ тюль (м.р.)

диспозитивные = строго вариантные

твОрог – творОг

скирд – скирда, ставень – ставня

«старшая» норма

«младшая» норма

Орфоэпические

произношение

Акцентологические

ударение

Лексические

употребление слов

Фразеологические

Морфологические

Синтаксические

Словообразовательные

Стилистические

Орфографические

Пунктуационные

Орфоэпические и акцентологические нормы

1. Какой звук – Е или О – произносится под ударением в данных словах?

Береста, афера, новорожденный, истекший, опека, платежеспособный, двоеженец, елоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, издевка, маневр, двоеженец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, истекший, планер, старьевщик, тверже, острие, бытие.

2. Составьте предложения с приведенными словами и охарактеризуйте их сочетаемость.

Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, погруженный - погружённый, крестный – крёстный, оглашенный – оглашённый, падеж – падёж, совершенный – совершённый.

3. Пользуясь орфоэпическим словарем, отметьте твердый или мягкий вариант произношения согласного звука.

Интервью, интервокальный, рейтинг, адекватный, анемия, анестезия, артезианский, астероид, атеист, бифштекс, брюнет, генезис, девальвация, дегенерат, декада, демагогия, индекс, интервал, компетентный, лютеранин, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, фортель, фанера, френч, декан, сервис, депо, демократ, тенденция, термин, пюре, дефиле, Одесса, бутерброд,  шинель, Шопен, тоннель, прогресс, тезис, термин, тире, бассейн, сессия.

4.  Отметьте слова, в которых буквосочетание ЧН произносится как [шн] или [шн']:

скворечник, нарочно, ночной, справочник, Ильинична, конечно, очечник, алчный, порочный, молочный.

5. Поставьте ударение в словах. Проверьте правильность выполнения задания по орфоэпическому словарю

Апокалипсис, арахис, благовест, вечеря, духовник, мизантроп, еретик, знамение, молох, послушник, пасквиль, генезис, догмат, феномен, фетиш, филантроп, обеспечение, ходатайство, сосредоточение, асимметрия, кулинария, пурпур, петля, простыня, ракушка, свекла, флюорография, апостроф, жалюзи, мизерный, позвонит, в туфлях, кухонный, ходатайствовать, умерший, закупорить, оптовый, сливовый, благовест, коклюш, мастерски, феномен, упрочение, кулинария, созыв, бомбардировать, одновременный, анапест, апостроф, бюрократия, дефис, документ, фортель,  щавель, туфля, маркетинг, эксперт, бармен, иконопись, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво, приговор.

6. Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от ударения

Атлас, видение, кирка, ирис, безобразный, клубы, орган, ледник, характерный, острота, магистерский, языковая.

7. Поставьте ударение в глаголах

Звала, звало, звали; начала, начало, начали, начался; сняла, сняло, сняли, снялись; заняла, заняло, заняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.

Кружит, лила, наняла, наняли, отперла, позвонишь, премировать, рвала, солят, удит.

8. Образуйте формы прошедшего времени возвратных глаголов и расставьте в них ударение

Браться, взяться, влиться, даться, заняться, начаться, подняться, приняться, родиться, сорваться.

9. Расставьте ударение в выделенных словах

А что это мне никто не звонит? У вас нет недвижимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот. Без твоей опеки он и шагу ступить не может. Пусть премированных сотрудников будет как можно больше. Голос из-за двери. Хотите купить товар оптом – приезжайте на оптовый рынок. Баллотироваться в депутаты? Почему и нет?

Я балую свою дочь, ты балуешь своего сына, мы балуем своих детей. Выбор шарфов в магазине огромный. У вас тут броня должна быть на билеты. Мы сами вам позвоним. Из этих договоров следует… Предлагаем оптовые партии товара. Хочу поработать с каталогом. Когда же наконец включат свет? Мой духовник.

Сфотографироваться анфас. Дети все время балуются. У тебя нет случайно белого банта? У меня целая куча этих бантов. В бутиках все дорогое. Договор с вами заключат в начале следующей недели. Розничные цены зависят от оптовых. Всю броню уже продали. Пусть будет по-вашему, вы правы. Закрой жалюзи поплотнее.

Какие красивые жалюзи! Обратитесь в фирму по остеклению балконов. Ты уже откупориваешь банку огурцов? Будете суп со свеклой? А со щавелем? Свекла и щавель - вещи полезные. В каком квартале нужный нам дом? У вас нет тефлоновых сковород? Где у вас мусоропровод? Старинная иконопись.

Съешь-ка кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты. Купи бронированный автомобиль. Когда же ты наконец включишься в работу? Вы созвонитесь и дадите нам ответ.  Не знаешь, где купить банты на праздник для дочери? Какого вы вероисповедания?

Лексические нормы

1. В нижеприведенных предложениях найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Исправьте речевые ошибки.

Произведения Твардовского – это признак жизнеутверждающего оптимизма. В душе князя Андрея накапливается противоречие к войне. Несмотря на то что мы с большой оказией добрались до театра, настроение было приподнятое. Эти данные позволяют основать следующие выводы и предположения. Субъекты федерации какую роль несут в полиции? В школах Москвы родилась новая традиция. Началась избирательная фиеста. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров.

2. Укажите, с какими прилагательными и глаголами сочетаются следующие существительные. При выполнении задания используйте «Словарь сочетаемости слов русского языка» / Под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковкина (любое издание).

Анализ, задание, программа, приказ, задолженность, платеж, оплата, расчеты, проблема, способность, контроль.

3. На основе данных словарей продолжите список прилагательных, сочетающихся со следующими словами:

- политика: инвестиционная, налоговая, социальная, активная, антимонопольная, маркетинговая, монетарная, …

- оппозиция: политическая, непримиримая, легальная, …

- служба: миграционная, налоговая, городская, …

- власть: федеральная, региональная,

- опыт: политический, ….

- климат: инвестиционный, …

-  предприятие: убыточное, ….

4. Определите виды речевых ошибок, исправьте предложения.

Образец: Хочу одолжить у знакомого 500  рублей.

Одолжить - что кому. Дать взаймы. (//Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999). В данном предложении слово одолжить употреблено в несвойственном ему значении. Правильно: Хочу занять у знакомого 500 рублей.

Основную работу с группой мы начали с начала учебного года.

Сторонники этого метода объединились воедино.

К недостаткам диссертации нужно отнести недостаточную разработку отдельных частных вопросов.

Как и следовало ожидать, все выяснилось на следующий день.

Роль самого артиста в этом скандале, мягко говоря, нелицеприятная.

Похвальбу близко к сердцу не принимаю.

Ситуация в стране меняется со всей принципиальностью.

Студенты, авторы кроссворда, в разгадывании не участвуют, но представляют преподавателю перечень слов кроссворда.

Директора лицея скоропостижно сняли с должности.

Кроме глубоководного оборудования ждут психологов из центра.

Он записал песни коренных аборигенов Севера.

Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.

В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.

Вдали показалась стая уток и зайцев.

И в этой боевой операции отряд ОМОНа потерпел победу.

Это высказывание меня очень потрясло.

Подростки сознались в убийстве подполковника под пытками.

Осмысление содержания самого вопроса теста и в особенности правильного ответа требует от студента сосредоточенности, достичь которой в период менее 1 минуты проблематично либо совершенно нереально.

Факт проведения тестирования хорош тем, что заставляет студентов серьезно готовиться к нему и, следовательно, способен выполнить роль активного средства в подготовке студентов к тому или иному учебному курсу.

В этом понимании считаю, что тестированию студентов должно уделяться особое внимание как со стороны кафедр, так и учебного отдела университета.

Мы не успели еще расположиться, а я уже понимал, что происходит, ибо увидел папу со скрипкой в черном деревянном футляре.

5. Уточните по словарю значения приведенных слов, составьте с ними словосочетания

Активация – активизация, абонент – абонемент, действенность - действительность, дипломат – дипломант, гарантийный – гарантированный, замысел – умысел, прогрессивный – прогрессирующий, рекомендательное – рекомендованное, оплатить – заплатить, эффектный – эффективный, будний – будничный, отборный – отборочный, отображение – отражение, дипломатический – дипломатичный, воинственный – воинствующий, цветной – цветовой, криминальный – криминогенный, экономный – экономический – экономичный.

6.  Раскройте скобки, выбирая подходящие по смыслу слова.

(Демократичная, демократическая) система.

Телевизор (дефектный, дефективный).

(Наследие, наследство) Ренессанса.

В заводской столовой всегда был (сытый, сытный) обед.

(Заплатить, оплатить) проезд по железной дороге.

Слово (представляется, предоставляется) генеральному директору. 

В ответ на конкретный вопрос мы получили весьма (пространственные, пространные) ответы.

Депутаты (демонстрационно, демонстративно) покинули зал.

В журнале «Русский язык в школе» существует рубрика «Лингвистическое (наследство, наследие)», в которой рассказывается о деятельности выдающихся лингвистов прошлого.

7. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, внесите  необходимые исправления

Демонстративный материал, методологическая литература, оборонительный рубеж, отрывной календарь, сыскать уважение, оплатить за проезд, выразить признание, снискать ключ, снискать средства к жизни, сыскать дорогу домой, надеть шляпу, предоставить в дирекцию отчет, водяные растения, неоплаканные слезы, прогрессивная близорукость.

8. Отредактируйте данные предложения

В.В.Маяковский стоял у источников новой поэзии. В искусстве он совершенный невежа. Авторы представили издательству рукописи книг. Он был смешной парень: как начнет смеяться, так не остановишь. За нетактическое поведение на занятии Юрий получил замечание. Ни один из уколов, сделанных нашей медсестрой, не был больным. Я оцениваю ваши слова как клевету. У него были невыразимые черты лица. Они не сумели основать свои требования. Дело это хлопотливое, требует большого терпения. Он уже привык к галантерейному обхождению и очень удивился холодности встречающих.

9. Выясните значение приведенных ниже фразеологизмов. Какова их стилистическая окраска: нейтральная, разговорная, книжная? В каких стилях речи Вы можете их употребить? Составьте текст, включив в него не менее 7 фразеологизмов.

Калиф на час, перейти Рубикон, кануть в Лету, буриданов осёл, панургово стадо, адамово яблоко, яблоко раздора, по щучьему велению, орать благим матом, белые мухи, притча во языцех, прокрустово ложе, Содом и Гоморра, избиение младенцев, дамоклов меч, геркулесовы столбы, аттическая соль, гордиев узел, аркадская идиллия, желтая пресса.

10. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами.

Встать рано; я вас разоблачу; не надо преувеличивать; это ему не поможет; изучить основательно; ребенок растет быстро; у него много денег; он учится с большим напряжением; ему все безразлично; администрация не замечает этих недостатков; он очень умный; путешественникам пришлось поголодать.

11. В каких предложениях допущены ошибки при употреблении фразеологизмов?

Выпускники, радостные и веселые, на прощанье спели свою лебединую песню. В соседней комнате раздался веселый гомерический хохот. Никому не удавалось провести его вокруг пальца. Гордиев узел абитуриента – не сделать ошибок в работе. Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублями. Необходимо уделить самое серьезное значение подготовке к экзаменам. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование лектором примеров из жизни. Ваше предложение представляет интерес для нас. Пора приподнять занавес над этой историей. На солнечной полянке дети заморили червячков и пошли по дороге к станции. В этом году «Аэрофлоту» удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне. Положение на комбинате остается из рук вон плохим. И пошел он куда глаза смотрят. Сын во всем следовал за стопами отца. Ребята просили после окончания техникума отправить их в одно место. Вам это чревато боком. Начало – полдела, конец – всему делу голова.

11. Какие фразеологизмы обыгрываются в следующих примерах?

  1.  Во всю ивановскую трачу деньги. (Чехов). 2) Для концессионеров началась страдная пора. Остап утверждал, что стулья нужно ковать, пока они горячи. (Ильф и Петров). 3) Новое в архитектуре. По проекту архитектора М.Фрункеля на главной площади города Уйска строители возвели напраслину. (Кнышев). 4) Большая и тяжелая гора свалилась с плеч заведующего хозяйством. (Ильф и Петров).

12. Напишите сочинение-экспромт на тему «Жить, а не существовать», используя для этого фразеологизмы

Путевка в жизнь, коптить небо, вариться в собственном соку, горы свернуть, не покладая рук, золотые руки, тепленькое местечко, за чужой счет, за чьей-либо спиной.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

1.  К данным словам подберите определения, правильно согласуя их с существительными. 

Авеню, алиби, атташе, бра, бренди, безе, боа, визави, евро, жюри, какао, какаду, кенгуру, киви, кольраби, кофе, пенальти, табу, цунами, Калахари, Сочи, Миссисипи, Онтарио.

2. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Укажите существительные, имеющие варианты.

Автор, бант,  бухгалтер, год, директор, доктор, инспектор, катер, корпус, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, шарф, шофёр, шулер, якорь, ястреб.

3. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, гектары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, рентгены, сапоги, томаты, туфли, чулки, якуты, ясли.

4. Употребите аббревиатуры в контексте, выявляющем их родовую принадлежность.

ООН, ТЭЦ, МИД, МГГЭИ, ТАСС, ЗАГС, НИИ, РАН, АТС, МВФ, СПИД, ЮНЕСКО, МКАД, ГИБДД, ФСБ, ВАК, НАТО.

5. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Всегда ли возможны такие соответствия?

Агроном, адвокат, аспирант, врач, генерал, директор, доктор, доцент, инженер, инспектор, инструктор, кандидат, корректор, космонавт, корреспондент, лаборант, машинист, педагог, профессор, прокурор, редактор, слесарь, следователь, судья, член-корреспондент, тракторист, учитель.

6. Раскройте скобки, поставив фамилию, имя и отчество в нужном падеже.

  1.  Начальнику Департамента (Рябич Юлия Ивановна, Яхимович Андрей Антонович). 2. Директору ОАО «Вымпел» (Залесных Евгений Петрович, Лемешко Мария Ивановна). 3. Заявка от (Шалау Евгений Артёмович, Сирота Георгий Данилович). 4. Рассмотреть дело (Кузняк Артур Георгиевич, Москалец Елена Витальевна). 5. Вызвать свидетеля (Зимовец Елена Викторовна, Тома Светлана Игоревна). 6. Пригласить на мероприятие (Сывчук Василий Михайлович, Шалау Евгения Михайловна).

7. Составьте предложения с данными словами. Следите за правильностью употребления падежных форм и предлогов.

Предполагать (что?); управлять (чем?); заведующий (чем?); удостоен (чего?); радоваться (чему?); курировать (кого? что?); отметить (что?); свойственный (кому? чему?); благодаря (чему?); вследствие (чего?); согласно (чему?).

8. Прочитайте предложения, найдите ошибки в управлении и согласовании, внесите необходимую правку.

1) Согласно приказа ректора устанавливается следующий порядок проживания в общежитии. 2) Управляющий производства отклонил данное предложение. 3) Целью данной организации является выявление и указание на нарушение в работе предприятий. 4) Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышением тарифов и ужесточением условий страхования. 5) Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выявленные случаи нарушения установленных правил. 6) Тысяча книг уже просмотрены, и нет нигде упоминания о Николасе Фламене. 7) Все три всадника ехало молча. 8) Ряд симптомов тяжелого заболевания были выявлены у пациента еще в прошлом месяце. 9) Большинство выпускников нашей школы поступили в вуз. 10) Вчера прочитал первую лекцию молодой преподаватель Петрова. 11) Миссисипи вышло из берегов. 12) Мы не забудем тех, кто погиб во время блокады, переносивших страшные муки. 13) Очередной детектив уже поступил в продажу, написанный А.Марининой.

9. Определите виды грамматических ошибок, исправьте предложения.

Образец: Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти.  Тончайший – форма превосходной степени прилагательного. Превосходная степень прилагательного образуется либо при помощи суффиксов (-ейш-, -айш-), либо при помощи слов самый, наиболее и т.д. Правильно:

  1.  Пуловеры и шарфы связаны из тончайшей шерсти.  
  2.  Пуловеры и шарфы связаны из самой тонкой шерсти.  
    1.  Делая доклад при защите курсового проекта, реферата, сдаче экзамена, видна неграмотность студента. 2. Будучи сторонником применения тестирования, хотелось бы поделиться рядом наблюдений. 3. Он потребовал журналистку выйти из зала. 4. Он очень хотел исполнения всех своих мечт. 5. О своих впечатлениях он делился в программе «Своими глазами». 6. Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов. 7. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. 8. Как более опытный менеджер, Иванков добился сбыта свеклы в самый наикороткий срок.

10. Запишите цифры прописью

При сложении 713 с 846 получается 1559. Железная дорога Петербург-Москва, построенная более 150 лет назад, была знаменита 184 мостами и отличалась от заграничных дорог тем, что ширина ее колеи равнялась 1524 мм, а не 1435 мм. Температура на поверхности Меркурия днем поднимается до 427  градусов, а ночью падает до 183 градусов. В 1993 году, в честь 200-летия музея Лувр, в павильоне Ришелье открылось более 170 новых залов общей площадью около 21540 квадратных метров.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52212. Animals and the countries where they live 39.5 KB
  Visul mterils nimls ; posters; textbook; workbook; flsh crds; pictures of nimls; toys of nimls soft nd mde of rubber; project works of pupils. Guess wht niml is it 2 Pronuncition drill Mteril: song The nimls wlk two by two . The nimls wlk two by two Hoory Hoory The nimls wlk two by two Hoory Hoory The nimls wlk two by two The lions the tigers the elephnts too.
52213. Animals and habitats 39 KB
  Visul mterils nimls ; posters; textbook; workbook; flsh crds; pictures of nimls; word crds for the new words; toys of nimls soft nd mde of rubber; crossword nimls . Let's nme s mny nimls s you cn. 2 Pronuncition drill Mteril: song The nimls wlk two by two .