37343

Реализация проблемно-целевых программ в таможенном деле

Книга

Таможенное регулирование

Федеральная целевая программа развития ТС на 1996-1997 годы и на период до 2000 года 11 Целевые программы модернизации таможенной службы. Для таможенной системы внедрение прогрессивных технологий таможенного контроля является одним из приоритетных направлений. Созданная материальная база кадровые и финансовые возможности позволяют говорить о реализации в таможенной системе сложнейшей задачи завершении...

Русский

2013-09-24

4.83 MB

26 чел.

ПЛАН

I. Введение

Стр. 3

II. Основная часть                                     6

1. Понятие и сущность целевых программ.                         6

2. Классификация проблемно-целевых программ в таможенном деле.                                                         6

3. Основные проблемно-целевые программы в таможенном деле:      8

- программы развития регионов.                               8

- Федеральная целевая программа развития ТС на 1996-1997 годы и на период до 2000 года»                                 11

- Целевые программы модернизации таможенной службы.        18

4. Практическая реализация проблемно-целевых программ в тамо-     21 женном деле.

24

25

III. Заключение

IV. Список литературы

•• -/ -.<• >?

.   ' /• / •   -

г / / \

./

!               / ^

ВВЕДЕНИЕ

Во всех отраслях, в том числе и в таможенном деле, различные виды деятельности развиваются или сокращаются неравномерно, несогласованно. Это приводит к внутренним диспропорциям и снижению эффективности работы отрасли в целом.

Для устранения возникающих диспропорций экономической наукой уже давно применяется специальный инструмент — межотраслевые, межрайонные и комплексные целевые проблемные программы развития.

Эти программы называются целевыми (потому, что они направлены на достижение заранее намеченных целей), проблемными (так как посредством их предполагается решать какие-то проблемы).

Такая программа обычно включает следующие разделы:

1.     Паспорт программы.

2.     Содержание проблемы и необходимость ее решения программными средствами.

3.     Цели и задачи программы.

4.     Система программных мероприятий.

5.     Механизм реализации программы.

6.     Организация разработки, управления программой и контроля за ходом ее реализации.

7.     Оценка   ожидаемой   эффективности   и   социально-экономических последствий от реализации программы.

8.     Технико-экономическое обоснование финансирования программы.

9.     Заявка на получение ассигнований для финансирования программы.

Обычно программы развиваются на 5-10 лет, периодически на их основе разрабатываются другие документы - планы, проекты, схемы.

Реализация каждой из целевых программ позволяеит повысить эффективность деятельности на избранном направлении на 20-40%, при минимальных затратах на их реализацию (Справочно. Отечественная и мировая практика свидетельствует, что затраты на реализацию целевых программ составляют в среднем 20-30% от полученного прямого и косвенного эффекта).

Программно-целевое управление в нашей стране берет начало с плана ГОЭЛРО. В дальнейшем решение наиболее сложных и актуальных задач перспективного развития во многом было связано с программно-целевым управлением. Так, принципиальное значение для развития народного хозяйства имели такие народнохозяйственные программы, как программа подъема и освоения целинных и залежных земель, программа дальнейшего развития материально-технической базы сельского хозяйства на основе комплексной механизации, химизации и широкого мелиоративного строительства. В области внедрения и практического исследования достижений науки и техники существенная роль принадлежит программам освоения космического пространства, развития атомной энергетики, создания системы сбора, хранения и обработки информации на базе электронно-вычислительной техники для целей планирования и управления.

В области транспорта громадное значение имела реализация программы электрификации железных дорог и широкого внедрения полноводной тяги, программа строительства байкало-амурской железнодорожной магистрали, программа трубопроводного транспорта для перекачки нефти и подачи газа на большие расстояния.

Согласно Положению о ГТК РФ этому органу вменено в обязанность разрабатывать и реализовывать программы развития таможенного дела в Российской Федерации.

В практике управления таможенными органами имеет место применение федеральных комплексных программ, целевых и региональных программ.

Благодаря проблемно-целевым программам, в системе таможенных органов будет запущен постоянно действующий механизм обновления системы. Ежегодно в рамках таможенных органов через горизонтальные структуры возможно осуществление 6-8 целевых программ по совершенствованию различных направлений деятельности таможенных органов.

Итак, рассмотрим понятие, сущность, классификацию проблемно-целевых программ в таможенном деле и подробнее остановимся на некоторых из них.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Понятие и сущность целевых программ

Программа — это документ, решение, интегрирующее различные виды деятельности, работу различных организаций (коллективов) независимо от их ведомственности. Целевые программы высоки по степени интеграции. Целевая программа должна отвечать следующим требованиям:

иметь четко выраженный целевой характер, что означает строгую ориентацию всех входящих в нее мероприятий и заданий, а также используемых ресурсов на наиболее полное решение проблем, которое определяется уровнем достижения конечных (целевых) результатов (показателей);

содержать полную совокупность заданий, мероприятий и требуемых ресурсов, рассчитанных на весь период, необходимый для реализации программы;

охватывать все необходимые межведомственные связи, в первую очередь с другими ведомствами и органами, т.е. характеризоваться высокой степенью комплексности;

соединять в себе все функции управления, т.е. содержать мероприятия по управлению реализацией ЦП.

2. Классификация проблемно-целевых программ в таможенном деле

Определяется к какому виду классификации относится та или иная целевая программа. Это необходимо сделать для ориентирования по будущему составу исполнителей и органам ресурсного обеспечения. Программа определяется проблемами.

Общепринятая в научной литературе следующая классификация проблем:

технические (разработка и внедрение новых технологий. Для таможенной системы внедрение прогрессивных технологий таможенного контроля является одним из приоритетных направлений. Созданная материальная база, кадровые и финансовые возможности позволяют говорить о реализации в таможенной системе сложнейшей задачи — завершении автоматизации процесса контроля за доставкой товаров под таможенным контролем);

организационные (перестройка и совершенствование управления, плановой, финансовой, кадровой работы в таможенных органах, завершение организационных преобразований в структуре правоохранительных подразделений таможенных органов всех уровней и т.п.);

социальные (поднятие активности таможенных коллективов, разрешение проблем реализации социальных гарантий сотрудников, удовлетворение их благосостояния).

комплексные, когда решение поставленной задачи идет одновременно по нескольким направлениям.

Для таможенной системы более применимы следующие классы:

экономические (совокупность мер и рычагов, целенаправленно применяемые для совершенствования экономических отношений участников ВЭД, улучшения планирования, финансирования и т.д.

научно-технические (программы, направленные на ускорение разработки новых средств и видов технологий таможенного контроля);

социальные (программы, рассчитанные на удовлетворение потребностей и создания благоприятных условий для развития таможенной системы).

По содержательной направленности таможенные программы могут быть:

функциональными - предусматривающими качественно новое выполнение функциональных задач;

целевого развития. Они направлены на решение одной из узловых проблем таможенной системы. Например, создание сети автопереходов и таможенных постов;

организационные программы, имеющие целью совершенствование самой таможенной организации и ее управления.

Последние две программы могут объединяться общим названием проблемно-ориентированные программы.

Еще один принцип, по которому могут быть классифицированы программы: по их иерархическому уровню. Таможенные целевые программы могут иметь уровни: общегосударственного, отраслевого (в рамках ГТК), межрегионального (реализуемые в пределах региона и затрагивающие интересы ряда РТУ), регионального, внутриорганизационного (выполняемого в рамках одного таможенного органа или организации). Например, программа создания и функционирования РТА).

Есть и другие признаки классификации целевых программ: например, по времени реализации: долговременные, краткосрочные, сезонные на период проведения какой-то компании и т.д.

Рассмотрим основные программно-целевые программы в таможенном деле.

3. Основные проблемно-целевые программы в таможенном деле

Программы развития регионов

В 1993 году была сделана попытка комплексно подойти к реализации задач развития таможенной службы, увязав их с общим состоянием экономики и объемами внешнеэкономической деятельности в географических регионах. Приказами ГТК России были утверждены программы развития таможенной службы в Дальневосточном, Северо-Кавказском, Западно-Сибирском и Северо-Западном регионах на 1993-1995 гг.

Основными задачами программ развития регионов являлись:

обеспечение защиты экономических интересов России, способ-ствование развитию международных связей;

совершенствование организации таможенного контроля, активизация борьбы с контрабандой.

Мероприятия, направленные на решение поставленных задач, были сгруппированы в разделы, отражающие те или иные стороны деятельности:

совершенствование организации таможенного и валютного контроля, борьбы с контрабандой, материально-техническое и кадровое обеспечение, капитальное строительство, социальное развитие. Структура каждого раздела программ содержала методологические, организационные и ресурсные мероприятия. Таким образом, разделы программ можно определить как целевые программы, определяющие более узкие и конкретные задачи.

В апреле 1994 года была утверждена Программа развития таможенной службы Уральского таможенного управления на 1994-1996 гг. Применив общую схему построения утвержденных ранее программ разработчики данной программы внесли в нее существенные изменения:

по каждой группе мероприятий были определены ответственные как от Уральского таможенного управления, так и от ГТК России;

выделены в отдельные разделы мероприятия, направленные на обеспечение роста поступлений в федеральный доход и рациональное использование выделяемых на финансирование расходов таможенных учреждений региона средств Фонда развития таможенной системы РФ;

более подробно разработаны мероприятия по усилению социальной защищенности работников таможенных учреждений региона.

Однако, в целом Программе развития таможенной службы УТУ присущи все недостатки утвержденных ранее программ. Так, финансовые затраты определены только на капитальное строительство таможенных и социальных объектов и на организацию ведомственной связи.

Утвержденная в октябре 1994 года Программа комплексного развития таможенной службы в Московском регионе на 1994-1996 гг. носит

наиболее декларативный характер по сравнению со всеми рассматриваемыми программами, по своей структуре приближаясь к первоначальным программам. Она включает мероприятия не программного характера, являющиеся обязательными функциями РТУ или его подразделений. Программа не содержит указания потребностей в материально-техническом обеспечении для осуществления ее мероприятий, помимо транспортных средств. Потребность в финансовых ресурсах определена только для капитального строительства таможенных объектов.

В декабре 1994 года была утверждена Программа развития таможенной службы в Западном регионе на 1994-1996 гг.

Эту программу отличает от рассмотренных выше более тщательная проработка мероприятий всех разделов, обоснование потребности в материально-технических и финансовых ресурсах, дополнительной штатной численности, включение в программу мероприятий, апробированных в других таможенных органах. В программе учтены действующие на момент ее принятия условия финансирования расходов на содержание и развитие таможенных регионов, требования к порядку их планирования.

Завершающим этапов в формировании комплексного подхода к решению проблем регионов явилось утверждение программ развития таможенной службы в Поволжском. Татарском. Дагестанском, Калининградском и Восточно-Сибирском регионе.

Несмотря на то, что указанные программы развития таможенных регионов разрабатывались и утверждались одновременно, они резко отличаются друг от друга и от ранее утвержденных как по форме, так и по содержанию составляющих их мероприятий. Наибольшее внимание в программах обращено на мероприятия, направленные на развитие инфрастуктуры региона и связанное с этим развитием капитальное строительство, организационной структуры таможен и регионального таможенного управления, обеспечение функций таможенного контроля, пресечение контрабанды.

ю

. Федеральная целевая программа развития ТС на 1996-1997 годы и на период до 2000 года»

Сегодня таможенная служба при всех своих проблемах представляет собой достаточно уверенно развивающуюся систему, влияющую как на экономические, так и на политические процессы.

Характерно, что ежегодно, подводя итоги, служба определяет приоритеты на предстоящий период, что способствует концентрации усилий на главных направлениях.

6 июля 1995 года Правительство Российской Федерации на своем заседании рассмотрело вопрос о деятельности таможенной службы. По итогам рассмотрения Минэкономики России совместно с ГТК России, Минфином России, МВЭС России, Минтрансом России, МПС России и ФПС России было поручено разработать Федеральную целевую программу развития таможенной службы страны. Эта Программа была утверждена постановлением Правительства от 1.09.96 г. №1052 как «Федеральная целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года».

Целью Программы являлось содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, ускорение внешнеторгового оборота путем создания условий для становления и полномасштабного функционирования таможенной службы в период перехода экономики страны на рыночные отношения путем решения задач совершенствования таможенной политики, принципов и методов практического применения мер тарифного и нетарифного дела; организации и функционирования механизма таможенного контроля, в первую очередь - на наиболее активных направлениях незаконного перемещения товаров и транспортных средств; развития материально-технической базы таможенных органов и укрепления кадрового потенциала таможенных органов, социального статуса их сотрудников.

Решение задач, определенных Программой, было предусмотрено через практическую реализацию более 100 мероприятий с привлечением бо-

лее 20 федеральных министерств и ведомств, при этом головным исполнителем в основном определен ГТК России. Для практической реализации мероприятий Программы была создана Дирекция во главе с заместителем Председателя ГТК России Мещеряковым В.И.

Сейчас можно говорить, что определенные шаги в направлении реализации Программы сделаны.

12

Целевые программы модернизации таможенной службы

Широкое внедрение программно-целевого метода управления в таможенных органах развернулось с утверждением коллегией ГТК РФ концепции модернизации таможенной службы Российской Федерации. В рамках этой концепции программно-целевой метод выступает в качестве основного инструмента ее реализации. На каждом из 6 приоритетных направлений формируются целевые программы модернизации таможенной службы.

На приоритетных направлениях модернизации таможенной службы приняты следующие целевые программы для осуществления следующих задач:

В области законодательной и нормативно-правовой базы:

разработка пакета законодательных актов, регламентирующих деятельность органов ГТК России; разработка новых проектов и своевременная корректировка действующих внутриведомственных нормативных документов;

разработка законодательных актов по правовому обеспечению функций оперативно-розыскной деятельности, регулирования таможенных режимов, использования ТСТК, охраны объектов интеллектуальной собственности, изменения и дополнения статей закона «О таможенном тарифе»;

разработка предложений по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов ГТК России с другими правоохранительными органами: Генеральной прокуратурой, MB, ФСБ, Федеральной службой налоговой полиции и ФПС.

В области системы управления таможенной службы:

модернизация структур управления, улучшение организации процесса управления и моделей принятия решений;

совершенствование стиля руководства и управленческой деятельности (обучение руководящих кадров, разработка и внедрение совре-

менных принципов руководства, оптимизация функций руководства, активизация использования АСУ, разработка критериев определения эффективности и качества руководства, создание системы управления качеством с учетом международного опыта).

В области таможенной структуры и инфраструктуры:

разработка схемы оптимального размещения объектов таможенной инфраструктуры с учетом перспективы расширения Таможенного союза;

приведение существующей инфраструктуры таможенных органов в соответствие с требованиями современных технологий таможенного контроля и оформления;

разработка и внедрение региональных программ развития около таможенной сферы (создание и реконструкция складов для хранения и обработки таможенных грузов, предприятий по переработке товаров на таможенной территории, организация платных стоянок для автотранспорта и бензозаправок, гостиниц и других предприятий сервиса);

совершенствование технической базы таможенных органов (разработка, создание и эксплуатация необходимых технических средств таможенного контроля; развертывание системы таможенного контроля за перемещением объектов интеллектуальной собственности, радиоактивными, делящимися материалами и опасными отходами, ведение централизованного планомерного компьютерного учета оружия и боеприпасов);

осуществление мероприятий по совершенствованию управления капитальным строительством в ГТК России, создание ведомственной проектной организации, автоматизированной системы проектирования, разработка типовых проектов.

19

В области технологии таможенной деятельности, автоматизации всех процессов таможенного контроля и таможенного оформления:

введение в действие таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом; создание научно-методической базы определения их оптимального состава, предоставления льготных режимов, оценки соответствия применяемых режимов законодательным нормам;

разработка комментариев к Таможенному кодексу и положений по определению таможенной стоимости в зависимости от применяемых таможенных режимов;

упрощение и унификация таможенных процедур и требований к таможенным документам и документам для целей таможенного оформления и контроля;

совершенствование методов контроля и разработка единой технологии таможенного контроля, улучшение технологии таможенного оформления с учетом введения института таможенных брокеров, усиление текущего таможенного контроля за выпущенными товарами, создание института таможенных исполнителей, совершенствование ТСТК;

создание информационно-технической сети для контроля за обоснованностью принимаемых решений и согласование ее функций с ЕА-ИС ГТК России, формирование базы данных в правоохранительных целях, повышение уровня компьютеризации и автоматизации таможенных процедур, упрощение процедур статистической отчетности.

В области информационного обеспечения таможенной службы:

уточнение состава задач информации таможенного дела и автоматизации процессов управления, определение таможенной службы и критериев ее оценки, создание автоматизированных методик анализа, прогнозирования, моделирования, оптимизации и принятия решений;

создание единой системы таможенной информации, ведомственной системы классификаторов, унифицированной системы документов;

20

разработка информционно-функциональной модели таможенной службы и системы управления таможенными органами;

разработка методов и средств разграничения доступа и защиты информации;

создание информационно-аналитической системы для анализа деятельности таможенных органов, оперативной подготовки управленческих решений и обоснования направлений совершенствования таможенной службы.

В области кадровой работы:

оптимизация структуры и штатной численности таможенных органов, совершенствование системы комплектования кадров;

разработка и внедрение новых технологий профессионального образования таможенных кадров (мультимедийные, активные и дистанционные методы обучения и др.);

создание современной правовой основы и мотивационных механизмов прохождения службы в таможенных органах, улучшение системы воспитательной работы с личным составом, обеспечение социальной защищенности таможенников и членов их семей.

4. Практическая реализация проблемно-целевых программ в таможенном деле

В целях практической реализации Федеральной Целевой Программы развития таможенной службы Российской Федерации и разработанной ГТК России Концепции модернизации таможенной службы, на основании Приказа Председателя ГТК РФ №677 от 10 ноября 1997 г. в Западном РТУ и подчиненных ему таможнях был проведен эксперимент по организации и разработке:

- комплексной программы модернизации ЗТУ;

21

комплексных и целевых программ модернизации Брянской и Ярославской таможен;

- проектов комплексных и целевых программ остальных 14-ти таможен, подчиненных ЗТУ.

Представленные проекты программ были проанализированы совместно с ответственными за их разработку, внесены необходимые изменения и уточнения, даны рекомендации по оформлению программ. В результате проведения эксперимента по разработке комплексных и целевых программ модернизации таможенных органов Западного управления:

1.  Разработаны демонстрационные проекты программ модернизации Брянской (пограничной) таможни, Ярославской (внутренней) таможни.

2.   Разработаны проекты программ модернизации для 14-ти таможен Западного управления.

3.  Проведено обучение руководителей специалистов программно-целевых групп.

4.  Проведена доработка методик тренингов и методик разработки комплексной и целевых программ модернизации РТУ и таможен. Комплекты методических материалов разосланы в таможни ЗТУ для практического использования в работе.

5.  Созданы и действуют программно-целевые группы - инструмент реализации программ модернизации на местах.

6.  По результатам анализа, проведенного в таможнях ЗТУ получены обобщенные данные, характеризующие их положение, потенциальные возможности развития, слабые и сильные стороны и позволяющие выделить первоочередные задачи модернизации.

Проведенный эксперимент послужил основой для развертывания работ по формированию целевых комплексных программ модернизации таможенной службы РФ в целом.

22

На последней коллегии ГТК России принято решение о проектировании комплексной программы модернизации всей таможенной службы.

В рамках данного решения во II квартале нынешнего года планируется осуществить (при научно-методическом обеспечении РТА) демонстрационное проектирование комплексной программы модернизации таможенной службы Поволжского региона на основе новых стратегических задач, стоящих перед таможенной службой России и современных технологий их реализации.

В ходе демонстрационного проектирования предполагается сформировать типовую модель комплексной программы для использования ее при проектировании в региональных управлениях ГТК России.

В процессе демонстрационного проектирования провести обучение проектным технологиям и инструментам руководителей региональных штабов модернизации. После чего в III квартале нынешнего года предполагается обеспечить консультирование проектирования региональных комплексных программ на всей территории России.

В VI квартале 2000 года и I квартале 2001 г. на основе региональных комплексных программ модернизации предполагается в тренинговом режиме спроектировать комплексную программу модернизации таможенной службы и вынести на рассмотрение коллегии ГТК России.

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате реализации проблемно-целевых программ, меняются функции таможни. По образному выражению императора Наполеона, «Таможня должна быть не орудием казны, но средством к покровительству промышленности». Достижение такой цели позволит создать таможню XXI века, ориентированную, по версии Всемирной таможенной организации на «таможню для участников ВЭД».

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемно-целевые программы в таможенном деле преследуют цель выведения таможенной службы на уровень современных требований, определяемых:

- рекомендациями международных торговых и таможенных организаций;

- национальными интересами России;

- потребностями участников внешнеторговой деятельности и граждан в ускорении и упрощении процессов таможенного оформления и таможенного контроля товаров и пассажиров. Кроме этого, целевые программы разрабатываются для совершенствования работы таможенных органов (аппарат ГТК России, региональное таможенное управление, таможня, таможенный пост) и организаций (Российская таможенная академия, ГНИВЦ, таможенная лаборатория и др.), для совершенствования направлений и видов таможенной деятельности.

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Экономика таможенного дела (учебно-методическое пособие, издание 2-е, дополненное), М.: РИО РТА, 1999 г.

2.   Постановлением Правительства от 1.09.96 г. №1052 «Федеральная целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года».

3.  Решение коллегии ГТК России от 27 марта 1998 г. «О ходе модернизации таможенной службы Российской Федерации».

4.  Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование методологических проблем программно-целевого управления в таможенных органах», НИЦ, Люберцы, 1997 г.

5.  Программа комплексного развития таможенной службы Уральского таможенного управления на 1994-1996 гг.

6.  Программа комплексного развития таможенной службы в Московском регионе на 1994-1996 гг.

7.  Программа комплексного развития таможенной службы Западного ТУ на 1994-1996 гг.

8.  Программы развития таможенной службы в Поволжском, Татарском, Дагестанском, Калининградском и Восточно-Сибирском регионе.

25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77618. Управление пассивными операциями коммерческого банка 385.09 KB
  Цель данной дипломной работы – раскрыть сущность управления пассивными операциями коммерческого банка. Для осуществления данной цели необходимо выполнить ряд задач. изучить теоретические основы формирования пассивных операций коммерческого банка...
77619. Оценка конкурентоспособности ООО «Инком-Арт» и разработка бенчмаркингового авант-проекта по повышению конкурентоспособности на мебельном рынке 1.45 MB
  Завоевать рынок, превзойти конкурентов, создать лучший продукт или услугу и получить прибыль хотят все организации. Можно решать подобные задачи самостоятельно, а можно воспользоваться опытом успешных организаций.
77620. Автоматизоване робоче місце диспетчера автогосподарства при УМВС України 863 KB
  Метою розробки є створення програмного продукту автоматизації робочого місця диспетчера гаража в автогосподарстві. Розроблений проект реалізує функції процесу обслуговування диспетчера в автогосподарстві. Програмний засіб забезпечує швидку та ефективну роботу працівників автогосподарства.
77621. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ СП «ФРОСТ И К» 1.25 MB
  В рамках развития рыночных отношений в Республике Беларусь, в период мощной экспансии европейских производителей перед предприятиями появился ряд вопросов, связанных с повышением рентабельности хозяйственной деятельности.
77622. ПРОЕКТ ЕЛЕМЕМНТIВ IНТЕР’ЄРУ КОРИДОРУ НАВЧАЛЬНОГО ЗАКЛАДУ З ПРАКТИЧНИМ ВИКОНАННЯМ В МАТЕРIАЛI 241.05 KB
  Інформаційні стенди зараз дають докладну інформацію про будьяку подію застерігають зазивають тобто грають людським сприйняттям. Інформаційні стенди бувають декількох різновидів: пробкові маркерні фетрові поворотномобільні а так само готові стенди.
77624. Расчет оборудования для сборки и сварки механизированной крепи 1.46 MB
  Крепь применяется для поддержания и управления кровлей в горизонтальных и наклонных очистных выработках, разрабатываемых длинными очистными забоями, с вынимаемой мощностью пласта 0,9 – 3,0 м, способ управления кровлей – с полным обрушением, с частичной или полной закладкой выработанного пространства.