3744

Мировые масштабы и направления потоков интеллектуальной миграции

Контрольная

Социология, социальная работа и статистика

Мировые масштабы и направления потоков интеллектуальной миграции По оценкам, к началу третьего тысячелетия в мире насчитывалось около 168 млн. иммигрантов, из которых не менее половины были нелегалами. По данным МОТ, в конце 90-х годов общее число...

Русский

2012-11-05

53 KB

8 чел.

Мировые масштабы и направления потоков интеллектуальной миграции

По оценкам, к началу третьего тысячелетия в мире насчитывалось около 168 млн. иммигрантов, из которых не менее половины были нелегалами1. По данным МОТ, в конце 90-х годов общее число трудовых мигрантов распределялось следующим образом: в Европе проживало 30 млн. работников-мигрантов, в Африке - 20 млн., в Северной Америке - 17 млн., в Центральной и Южной Америке - 12 млн., на Ближнем Востоке - 9 млн., в Азии - 7 млн.

В некоторых странах иммигранты составляют существенную часть населения. Так, в США их доля достигает 20%, в Швейцарии - 15%, в ФРГ и Австрии - по 9%, во Франции - 7,5%. При этом многие государства остро нуждаются в притоке работников из-за рубежа. Так, только для поддержания численности трудоспособного населения по крайней мере на постоянном уровне странам ЕС ежегодно требуются не менее 1,6 млн. иммигрантов2.

Основной мотив международной миграции кадров - трудоустройство на более выгодных, чем в стране происхождения, условиях. Помимо экономических мотивов, миграция обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного характера и др.

К началу ХХI в. главными центрами миграционных потоков были США и Западная Европа. В 90-е годы в Соединенные Штаты въехало более 9 млн. легальных и около 2 млн. (по оценкам) нелегальных иммигрантов. В страны ЕС ежегодно въезжает более 1,3 млн. человек; лидерство по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Более локальным региональным центром притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы и Россия стала иммиграционно привлекательной.

Если в 60-х годах основными "донорами" США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-90-х годах доминировали Латинская Америка и Азия (из этих регионов в США въехало 85% всех иммигрантов).

Все возрастающее значение в общемировых миграционных потоках приобретает интеллектуальная миграция. Хотя точная статистика о ее размерах отсутствует, по оценкам, число иммигрировавших в развитые страны ученых и специалистов с высшим образованием в 90-е годы постоянно увеличивалось. Речь идет об иммиграционных потоках главным образом из стран Азии в США, Канаду, Австралию и Великобританию.

Спрос на высококвалифицированные кадры в развитых странах определяется потребностями их экономик, бурным развитием информационных технологий. Только за 90-е годы в Соединенные Штаты иммигрировало около 900 тыс. специалистов высшей квалификации, прежде всего, в области информатики: основными странами-донорами выступили Индия, Китай, Россия, Канада, Великобритания, Германия.

На долю США приходится также 32% всех иностранных студентов, обучающихся в странах-членах ОЭСР. Американская система высшего образования является, помимо всего, и важным каналом рекрутирования высококвалифицированных мигрантов: в 1999 г. примерно 25% получателей виз (Н1В) были специалистами высшей квалификации, окончившими университеты этой страны.

США, несомненно, являются главным центром притяжения зарубежных ученых и высококлассных специалистов. Об этом говорит хотя бы тот факт, что 40% американского населения, родившегося за рубежом, имеют степень магистра или доктора наук. Конгресс США только на 2002 г. увеличил въездную квоту по визе Н1В (для профессионалов высшей квалификации) со 115 тыс. до 195 тыс. человек.

Активные попытки привлечь к себе иностранных специалистов предпринимают и другие развитые страны. Безусловным нетто-импортером таких специалистов является Канада. ФРГ инициировала программу по привлечению иностранных студентов, ученых и специалистов по информационным технологиям. В частности, в 2000 г. объявлено о выделении 20 тыс. "грин-карт" для рекрутирования из-за рубежа специалистов по информатике - при этом уже в конце 2001 г. 10 тыс. специалистов этого профиля въехало в ФРГ. В странах ЕС дефицит в специалистах по информационным технологиям оценивается цифрой в 1,7 млн. человек. Однако не следует забывать, что сами европейские страны (хотя и в меньшей степени, чем прежде) продолжают оставаться источником научных кадров для США. Так, за период после Второй мировой войны из Европы в США переехало более 100 тыс. ученых.

Усилия по привлечению иностранных ученых и специалистов предпринимают также динамично развивающиеся Сингапур, Малайзия и Китай. В 2001 г. Япония разрешила въезд в страну 222 тыс. иностранных специалистов.

В соревновании за привлечение ученых и студентов США пока, безусловно, выигрывают у Европы. В Соединенных Штатах лучшие условия труда, блестяще оснащенные лаборатории, выше уровень зарплаты. Несмотря на существенно более высокую по сравнению с Европой стоимость обучения и на то, что многие европейские вузы предоставляют бесплатное образование, в том числе и иностранцам, США для студентов также весьма притягательны: помимо прекрасно оборудованных студенческих городков (кампусов), молодых людей привлекает возможность выучить английский язык, более тесная связь университетских программ с производством, активное вовлечение студентов в НИОКР. И самое главное, - наиболее успешные студенты имеют шанс получить разрешение на работу в Соединенных Штатах. Так, в соответствии с законодательством от 2000 г. в случае готовности предпринимателя заплатить налог примерно в 1 тыс. долл., он получает право принять иностранного выпускника на работу в свою фирму. Только в 90-е годы для иностранных студентов было создано около 100 тыс. рабочих мест. По данным американской статистики, около 50% всех европейцев, защитивших докторские диссертации в США, остаются там работать, причем многие - навсегда.

"Утечка мозгов" в Европу носит скорее внутрирегиональный характер. Так, на начало 90-х годов (1992-1994 гг.) около 82 тыс. ученых (из общего числа в 764 тыс. иммигрантов) в Германию прибыло из Европы, причем 46% - из республик бывшего СССР, прежде всего России.

Масштабы и черты интеллектуальной эмиграции из России

По официальным российским данным, потоки так называемой четвертой волны эмиграции, начало которой относят к 1987 г., распределялись в основном между Германией (более 50% уехавших), Израилем (более 25%) и США (более 10%). Примерно по 3% эмигрантов приходилось на Грецию, Канаду и Финляндию, 3% - на другие страны. При этом постепенно меняется этнический характер эмиграции: если в 1993-1995 гг. более половины эмиграционного потока составляли немцы, 13-15% - евреи, то к концу десятилетия доля немцев уменьшилась до 23%, несколько снизилась и доля евреев. Уже к 1998 г. на первое место в эмиграции среди этнических групп вышли русские (29,3%). В 2000 г. соотношение этнических групп среди эмигрантов из России было следующим: русские (25,8%), немцы (22,6%), евреи (4,5%), прочие (9,4%). В данную статистику вошли только лица, получившие разрешение на выезд и снявшиеся с учета по месту постоянного жительства в России.

Информация о масштабах реальной "утечки умов" из России достаточно отрывочная и не точная. Оценки порой разнятся в разы. Это связано и с тем, что многие российские ученые формально не эмигрируют за рубеж, а уезжают на работу по контракту, хотя временный статус такой работы порой перерастает в постоянный. В. Калинушкин, председатель Профсоюза научных работников России, к примеру, полагает, что за последние десять лет работу за рубежом нашли от 500 тыс. до 800 тыс. ученых. Западные оценки скромнее - максимальная цифра составляет 200 тыс.; по мнению же аналитиков Гарвардского университета, за период после 1991 г. лишь от 10 тыс. до 30 тыс. наших ученых покинули страну.

Различия в цифрах обусловлены методами подсчета и отсутствием систематической статистики. Одни исследователи включают в интеллектуальную эмиграцию только ученых, другие - ученых и инженеров, третьи добавляют к ним программистов, четвертые - всех лиц, имеющих высшее образование. Нередко к этой категории мигрантов относят студентов и стажеров.

В целом же эмиграция из России имеет явные признаки "утечки умов". Каждый пятый эмигрант в 90-е годы имел высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль - 30%, в США - более 40%, в Канаду - 60%. И это при том, что доля лиц с высшим образованием в населении России едва превышает 13%. В общем количестве выехавших в Германию и Израиль около 80% составляли лица, занятые в науке и образовании. У 40,5% иммигрантов, прибывших в Израиль из бывшего Советского Союза, общий срок обучения составляет 13 лет и более (аналогичный уровень образования имеют лишь 24,2% израильтян).

По оценке российского специалиста по "утечке умов" И. Ушкалова, на 1 января 1996 г. только в Израиль из России и других республик бывшего Советского Союза эмигрировали 110 тыс. ученых, не считая инженеров. Трудности достоверной оценки интеллектуальной эмиграции исследователь связывает, в том числе, и с неполнотой данных УВИР МВД о выезжающих "на постоянное местожительство". Обследование 16 НИИ РАН, проведенное в середине 90-х годов, выявило, что куда более распространенным является выезд ученых по временным контрактам: например, из Института химической физики им. Н.Н. Семенова за два года по таким контрактам уехали 172 научных работника, на постоянное место жительства - ни одного, из Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе - соответственно 83 и 15 человек. По свидетельству, профессора одного из московских технических вузов, который одновременно является научным сотрудником Института общей физики РАН, около 90% его бывших коллег по лаборатории лазерных исследований ныне работают за рубежом.

И представители научной элиты, и молодые специалисты, собирающиеся повысить уровень своей научной квалификации, уезжают, в том числе и безвозвратно, в основном с временными контрактами на руках. Суммарный выезд по таким контрактам на стажировку и на учебу превышает выезд на постоянное место жительство в три-пять раз. По оценке И. Ушкалова, постоянно проживающая за границей российская научная диаспора насчитывала во второй половине 90-х годов около 30 тыс. человек, в то время как количество лиц, работающих по контрактам, в четыре раза выше - не менее 120 тыс.

По оценкам, за 90-е годы число выехавших за рубеж ученых и специалистов из оборонных НИИ и предприятий ВПК составляет не менее 70 тыс. человек.

Только за период 1991-1996 гг. из Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (Арзамас-16), являющегося ведущим российским центром по ядерным исследованиям, за рубеж выехало более 5 тыс. специалистов. В 1992-1993 гг. из НПО "Импульс", специализирующегося на производстве систем наведения, электронно-оптического и другого электронного оборудования преимущественно военного назначения, за рубеж уехали 1800 ученых и инженеров. За десять лет (с середины 80-х до середины 90-х годов) Российский научный центр вирусологии и биотехнологии ("Вектор"), занимающийся, в том числе, и разработками в области биологического оружия, покинуло 3500 человек. Схожая тенденция наблюдается и в Украине: только одно из предприятий ВПК - "Южмаш", выпускавшее межконтинентальные ракеты СС-18 и проводившее соответствующие научные исследования, потеряло за период с 1991 по 1996 г. около 5 тыс. сотрудников.

Судя по разрозненным западным данным, относящимся в основном к первой половине 90-х годов, по крайней мере несколько сотен, если не тысяч специалистов в области ядерных и ракетных технологий, переехали на работу за рубеж, в том числе и в нарушение договоров о нераспространении оружия массового уничтожения. Так, только с 1992 г. на работу в Ирак выехали 16 специалистов-ядерщиков из центра Арзамас-16, в том же году отдельные специалисты работали в Иране и Ливии, 40 специалистов-ядерщиков эмигрировали в Израиль. В 1994 г. более 1 тыс. российских специалистов в области атомных и ракетных технологий работали в китайских программах по совершенствованию этих видов вооружений. В 1992 г. 450 российских специалистов-атомщиков работали на Кубе - на атомной электростанции в Ярагуа6.

В том числе и на предотвращение "утечки умов" направлено подписанное в 2000 г. соглашение между Министерством по атомной энергии РФ и Министерством энергетики США о создании Центра закрытия и восстановления военных предприятий в г. Железногорске, специализирующегося на утилизации ядерных отходов. Ассигнования американской стороны - 1,5 млн. долл.

В докладе, поддержанном администрацией Дж. Буша, рекомендуется израсходовать до 30 млрд. долл. в первое десятилетие ХХI в. на мероприятия в целях снижения риска распространения из России ядерных и иных технологий производства оружия массового поражения.

Причины массового выезда за рубеж российских ученых и специалистов хорошо известны; главная из них - резкое сокращение государственных ассигнований на научные исследования и разработки. Только за последнее десятилетие доля расходов на НИОКР в России снизилась с 1% до менее чем 0,3% ВВП. В советские же времена эта цифра никогда не опускалась ниже 2% ВВП. Средняя зарплата ученых в России как минимум на 30% ниже средней по стране. Ее уровень в 2002 г. составлял в среднем 60-100 долл. в месяц, тогда как в США - 5-7 тыс. долл.

Отток специалистов из сферы науки происходит не только за рубеж, но и в другие сферы хозяйства внутри страны (так называемая внутренняя эмиграция ученых). Число занятых в науке за 90-е годы сократилось более чем в три раза. Прекратился приток молодежи в науку, средний возраст ученых превысил 50 лет.

Количество перешедших из науки в другие отрасли внутри страны оценивается в 1,5 млн. человек. По свидетельству руководителя одного из отделов Института общей физики РАН, 15 из 20 его однокашников по университетской группе покинули сферу науки ради работы в банках или бизнесе. Из пяти его коллег, оставшихся в науке, трое уехали на работу за рубеж и лишь двое по-прежнему работают на родине.

Увеличивается численность отечественных студентов, обучающихся за рубежом: если в середине 90-х годов примерно 13 тыс. выходцев из России обучались в университетах 33 стран (при этом большинство - свыше 10 тыс. - в США, Германии, Франции и Великобритании), то в 2002 г., по оценкам американских экспертов, их число возросло до 26 тыс.

Сам по себе процесс обучения российских студентов за рубежом - явление позитивное. Помимо приобретения знаний, повышения квалификации, они получают доступ к передовым научным школам, осваивают иностранные языки, увеличивая свою конкурентоспособность на рынке труда. Однако серьезное беспокойство вызывает тот факт, что значительная часть опрошенных студентов намеревается и работать за рубежом. Так, 45% респондентов определенно заявляют о желании остаться работать за границей. Еще около 20% собираются после окончания университетского курса продолжить образование за рубежом. Лишь 18% твердо намерены вернуться на родину (примерно 17% не определили свои планы). В целом эмиграционный потенциал российских студентов, обучающихся за рубежом, по оценкам экспертов, очень высок - почти 70%.

Среди факторов, которые могли бы стимулировать возвращение выпускников вузов домой, - высокая заработная плата, наличие высококлассной профессиональной среды, условия для профессионального роста и карьеры, международные профессиональные контакты, зарубежные поездки, доступ к современному оборудованию, информационные и коммуникационные возможности, независимость, свободный рабочий график, долгосрочная и стабильная занятость. Очевидно, что большинство из этих условий пока не выполнимы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58832. Площа криволінійної трапеції 42.5 KB
  Освітня мета уроку математики: закріпити вміння і навички знаходження площі криволінійної трапеції через поняття первісної; ознайомити учнів із наближеними методами обчислення площі криволінійної трапеції; підготувати учнів до свідомого сприймання поняття інтегралу.
58833. БИЗНЕС-ПЛАН ОТКРЫТИЯ ТОРГОВО-ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА «ЯМАХА-ЦЕНТР» 205.59 KB
  Цель внутрифирменного планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.
58834. Украинский архитектурный модерн 620.79 KB
  Модерн как стиль в архитектуре и искусстве зародился на рубеже XIX-XX вв. сначала в Европе, а затем в России, включал в себя различные художественные течения и школы. Его отличительными особенностями являлся отказ от прямых линий
58835. Казка мовить просто, а розуму в ній багато. Казка «Дрізд і голуб». Загадки. Підсумок за темою 64.5 KB
  Мета. Сприяти узагальненню найважливішого матеріалу з прочитаної теми про жанрові особливості казок; удосконаленню навичці правильного, усвідомленого, виразного читання. Заохочувати учнів до висловлення власної думки. Розвивати мислення, память. Виховувати позитивне ставлення до знань, праці.
58836. Український народний одяг – складова духовної культури 64.5 KB
  Мета: познайомити учнів із декоративно – ужитковим мистецтвом на прикладі національного костюма; художніми особливостями народного одягу, його обереговим значенням, важливим елементом матеріальної та художньої культури; дати історичні відомості про розвиток національного костюма...
58839. Ділення раціональних чисел 152 KB
  Сформувати в учнів навички виконання ділення над раціональними числами обчислення значень виразів що містять раціональні числа з використанням чотирьох арифметичних дій; розвивати позитивні риси особистості...
58840. Ходовая часть легкового автомобиля 8.34 MB
  Подвеска автомобиля, или система подрессоривания — совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой. Качество подвески не только определяет плавность хода автомобиля, но и влияет на другие эксплуатационные показатели: устойчивость, проходимость, надежность. Скорость движения автомобиля по неровным дорогам обычно ограничивается не располагаемой мощностью двигателя