37471

Классики мировой философии о политику, государстве и праве

Реферат

Логика и философия

Противопоставление Гераклитом аристократического права и государства справедливым законам за которые люди должны биться как за стены родного города. Четыре свойства государства: мудрость мужество рассудительность справедливость. Структура государства. Разработал теорию возникновения и существования государства ради достижения благой жизни.

Русский

2013-09-24

26.46 KB

2 чел.

Классики мировой философии о политику, государстве и праве.

  1.  Гераклит о триедином источнике законов: божественная справедливость, всеобщий логос, всеобщий огонь.
  2.  Противопоставление Гераклитом аристократического права и государства справедливым законам, за которые «люди должны биться как за стены родного города».

Гераклит (ок.544 — ок.483 гг. до н.э.) — древнегреческий философ — материалист и диалектик. По Гераклиту, первовещество природы — огонь, из которого произошёл мир и который наиболее изменчив и находится в постоянном движении. Эти изменения — есть борьба противоположностей, в которой война играет огромную обновляющую роль. Война для Гераклита -это «отец всего, царь всего».

Анализ правовой проблематики, как и всех земных человеческих дел и отношений, проводил во взаимосвязи и единстве с глобальными космическими процессами.

3. Демокрит о различии наличного законодательства, «дурного
изобретения», с требованием «природной правды».

Демокрит (ок.470 — 366 гг. до н.э.) — древнегреческий философ — материалист, «первый энциклопедический ум среди греков». Разработал атомистическую теорию. За свою долгую жизнь написал около 70 философских, естественно —- научных и математических трудов. Но его сочинения почти не сохранились. Рассматривал закон и государство как искусственные человеческие образования, возникшие в процессе эволюции от первобытнообщинного строя к цивилизации.

4. Сократ о политической добродетели и нравственной природе
закона, в основе которых лежит знание.

Сократ (469 — 399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Центральное место в его философии занимает учение о сущности человека, которое Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Пропагандировал идею создания разумных и справедливых законов во взаимосвязи с полисной свободой, со справедливостью. Учение о добродетели, в основе которой лежит знание.

Платон (427 — 347 гг. до н.э.) — крупнейший древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. Пытался внушить идею об идеальном государстве, в котором правят философы. Тираном О. Дианисием I был продан в рабство. По освобождению основал академию. Платон оставил

после себя большое рукописное наследие. Разработал учение о взаимосвязи философии и политической деятельности. Идеальное государство и разумные, справедливые законы, как результат воплощения мира идей в земной, политической и правовой жизни. Четыре свойства государства: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. Структура государства.

  1.  Платон о взаимоотношении правителей и народа в идеальном государстве.
  2.  Платон об «извращённых» формах государственного устройства: тгшократия, олигархия, демократия, тирания.
  3.  Система воспитания в идеальном государстве Платона.
  4.  Аристотель о трёх слоях граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние, стоящие между теми и другими.
  5.  Противопоставление Аристотелем правильных государственных устройств и с отклонениями: монархия - тирания, аристократия олигархия, полития демократия.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — великий древнегреческий философ и учёный, систематизировавший практически все известные к тому времени знания. Учился в академии Платона. Был наставником Александра Македонского.

Разработал теорию возникновения и существования государства «ради достижения благой жизни». По его мнению, основа государства в восприятии человеком таких понятий как добро и зло, справедливость и т.д. Наивысшая форма государственной власти, по Аристотелю, та, которая служит всему обществу. Рассматривал человека как политическое существо, которое несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

10. Эпикур о трёх видах страха: перед Богом, перед небесными
явлениями, перед смертью.

Эпикур (341— 270 гг. до н.э) — греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. На основе атомизма разработал этическую концепцию отсутствия страданий, покоя души. Наиболее разумным для человека, по его мнению, является не деятельность, а покой, атараксия.

Государство и право по Эпикуру — результат договора между людьми для обеспечения их взаимной безопасности и преодоления страха. Роль законов заключается по его мнению в ограждении и защите «мудрых» от «толпы», ибо они «изданы ради мудрых не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла».

Влияние античных мыслителей на развитие политический философии в

средневековье и в эпоху Возрождения.

1. Фаталистическое развитие христианской концепции всемирной

истории Августином Блаженным.

Августин Аврелий (354 — 430 гг.) — крупнейший христианский богослов и философ. Он сформулировал основные принципы христианской политической доктрины.

Противопоставление «государства Божьего» «государству земному». «Град земной» - государственность, которая основана на любви к себе, доведённой до презрения к Богу. «Град Божий» основан на любви к Богу, доведённой до презрения к себе. «Граждан в земном Граде рождает, по Августину, испорченная природа, а граждан Града Небесного рождает благодать».

2. Классификация законов Ф.Аквинским: вечный закон, естественный
закон, человеческий закон, божественный закон.

Фома Аквинский (1226 — 1274 гг.) — выдающийся философ европейского средневековья, идеолог католической церкви, родоначальник философского религиозного направления — томизма.

Дал трактовку проблем права и закона в контексте христианской догматики. Опирался на учение Аристотеля о политике и о человеке как «политическом существе» (у Фомы «общественное существо). Закон, как считал великий богослов, «есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе». «Право — это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития».

3. Осуждение Т.Мором закона о казни.

Томас Мор (1478 — 1535 гг.) — английский философ, гуманист, политолог, общественный деятель, лорд-канцлер. Казнён по политическим обвинениям.

«Утопия» — главное философское произведение Мора об идеальном государстве, в котором нет частной собственности, где все трудятся, где нет власти денег. О несовместимости равенства и собственности.

4. Проблема государственного устройства в «Городе Солнца»
Т.Кампанеллы.

Томас Кампанелла (1568 — 1639 гг.) — итальянский философ. Представитель раннего утопического коммунизма. Выступал против

схоластики. За свободомыслие был заточён в тюрьму, где провёл 27 лет. Там он написал свою утопию «Город Солнца».

Много мыслей он высказал о государстве, основу которого составляют законы природы, выражающие волю Бога. Изложил комплекс социальных идей: полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, общественная организация производства и распределения, система образования.

  1.  Труд и воспитание в произведениях Т. Мора и Т.Кампанеллы.
  2.  Взаимосвязь теории платоновского государства «правления мудрых» с учением Т.Кампанеллы о государственном устройстве, основанном на принципе демократии.
  3.  Макиавелли о государстве «одновременно похожем на льва и лису».
  4.  Скариновская классификация права.

Франциск Скорина (1490?— 1541? гг.) — белорусский мыслитель— гуманист эпохи Возрождения, бакалавр философии. Политический идеал — светская, гуманная и мощная монархическая власть. Право, как считал Скорина, — необходимый механизм управления обществом. Дал анализ различия неписанных и писаных законов, обязательного критерия законов и права. Законность — «величайшее общественное благо». «Справедливость и общее благо» — универсальные юридические категории, определяющие «кодекс чести судьи».

Николай Гусовский (ок.1480 — после 1533 гг.) — представитель белорусской философской и гуманистической мысли эпохи Возрождения. Описал идеал руководителя государства на примере князя Великого княжества Литовского. Мощь государства в добродетели, образованности народа, в справедливом государстве. Оправдывал права угнетённых (затем позднее и английский мыслитель Гоббс) на сопротивление, вплоть до восстания, когда попираются естественные права человека.

  1.  Различие позиций Гераклита и Н. Гусовского о роли войн в решении
    социально-политических и государственных проблем.

Основные политические и правовые идеи в философии Нового времени.

Бэкон Ф. (1561 — 1626 гг.) — английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки Нового времени. Провозгласил целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, считал, что достижение этой цели возможно только для науки, постигающей истинные причины явлений.

Дал анализ позитивного права, «всеобщей справедливости». Закон,по его мнению, источник позитивного права («законы законов»). Законы по Бэкону, «якоря государства». Он различал право и закон.

1. Бэкон об отрицательном отношении к судейскому правосудию.

Гоббс Т. (1588 — 1679 гг.) — английский философ-материалист. Был секретарём Ф.Бэкона, взгляды которого разделял и развивал. Глубоко изучал математику и естественные науки. Большой интерес проявлял к социально-политическим явлениям, пытаясь понять их с научных позиций.

Сторонник теории о возникновении государства на основе общественного договора. Признавал три формы государства: демократия, аристократия, монархия. Лучшей формой он признавал монархию, так как в ней более тесно, по его мнению, совпадают общественные и частные интересы при паритете последних. Но в многочисленных оговорках и разъяснениях отводил место и революционным принципам. При определении закона и права, Гоббс рассматривал их как противоположности.

2. Гоббс о возникновении государства на основе общественного договора.

3. Учение Гоббса о трёх видах государства.

Локк Д. (1632 — 1704 гг.) — английский философ-материалист, первый в философии Нового времени систематически разработавший теорию познания как специальную область философии. Активно участвовал в политической жизни Англии. Известность приобрёл как создатель концепции либерализма.

Рассматривал теорию общественного договора как разумное преодоление недостатков естественного состояния, который ведёт к учреждению политической власти и государства, целью которого является обеспечение за каждым человеком его естественных прав на собственность, жизнь, свободу и имущество. Чтобы власть не превратилась в деспотическую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необходимо, по мнению Локка, разделение властей: на законодательную, исполнительную и судебную, при определяющей роли законодательной власти. Уделял много внимания проблемам связи между свободой и правом, свободой и законом.

Закон — выражение «воли общества».

Руссо Ж.Ж. (1712 — 1778 гг.) — французский философ-просветитель, писатель, политический мыслитель, педагог. Резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за равенство людей независимо от рождения.

Будучи сторонником теории общественного договора, Руссо, в отличие от Гоббса, считал, что в «естественном состоянии» не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовали дружба и гармония, рассматривал переход от естественного состояния к гражданскому обществу, в котором человек приобретает большие преимущества по сравнению с естественным состоянием.

4. Возникновение государства на основе идеи общественного договора.

Монтескье Ш. Л. (1689 — 1755 гг.) — французский социолог, писатель и историк, представитель раннего Просвещения. Дал острую критику абсолютистских порядков. Был одним из основоположников географического направления в социологии.

Попытался объяснить происхождение государства, природы законов и на этой «естественной» основе составить план общественных реформ. Наилучшей формой государственного правления Монтескье считал конституционную монархию, разрабатывал теорию разделения властей.

5. Монтескье об отличии природы человеческих законов от природы
религиозных законов.

Кант И. (1724 — 1804 гг.) — немецкий философ и учёный, родоначальник немецкого классического идеализма, создал космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция солнечной планеты выводится из первоначальной «туманности».

Дал классическое философское определение права: «равенство в свободе по всеобщему закону». Развитие этой мысли в кантовском категорическом императиве. Развил философское обоснование теории правового государства с наличием разделения властей при верховенстве законодательной власти. Вызывает интерес идея Канта равенства между преступлением и наказанием, согласно которой убийство должно караться смертью, соединение морали и права с политикой.

6. Классическое философское определение права Кантом.

Кантовская идея равенства между преступлением и наказанием.

Гегель Г.В. (1770 — 1831 гг.) — представитель немецкой классической философии, создатель системы объективного идеализма и диалектической логики. Считал, что в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало — «абсолютная идея», «мировой дух».

Рассматривал диалектику человеческой свободы, как результат исторического движения духа с Востока на Запад. Сформулировал три основные формы свободы и права (абстрактное право, мораль, нравственность) как ступени развития объективного духа. Разделил философию права на разделы о семье, гражданском обществе, государстве. Обожествлял идею государства как «шествие Бога в мире».

Маркс К. (1818 — 1883гг.) сформулировал диалектико-материалистическую концепцию понимания общества и его истории.

На основе опыта Парижской коммуны Маркс открыл форму государственной власти первого пролетарского государства — диктатуры пролетариата. Как считал Маркс, оно создаётся в интересах всех трудящихся и осуществляет подавление эксплуататоров.

Соловьёв В.С. (1853 — 1900 гг.) — выдающийся представитель русской религиозной философской мысли, поэт, публицист, литературный критик.

Значительное место в своей деятельности он уделял проблемам государства с тремя различными властями — законодательной, судебной и исполнительной, которое, по его мнению, должно служить общему благу. Рассматривал право как «свободу, обусловленную равенством», как выражение «принудительной справедливости». Сформулировал различие между «естественным и позитивным правом», между правом и нравственностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72339. Защита от вредных веществ и обеспечение параметров микроклимата 79.25 KB
  По мере увеличения величины тока организм человека отвечает соответствующими реакциями. Можно выделить 3 основные реакции: Ощущение тока. В электроустановках за смертельный порог берется значения фибрилляционного тока.
72340. Вредные привычки и их социальные последствия 13.03 KB
  Преступность агрессивность поведения пагубное влияние на потомство - вот социальные последствия алкоголизма наркомании токсикомании. Алкоголизм –- серьезное заболевание обусловленное пристрастием к употреблению алкоголя. В социальном аспекте алкоголизм является причиной разводов в семье.
72341. Влияние на человека электромагнитных полей и (неионизирующих) излучений 20.7 KB
  Действие ЭМП радиочастот на центральную нервную систему при плотности потока энергии ППЭ более 1 м Вт см2 свидетельствует о ее высокой чувствительности к электромагнитным излучениям. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна разности потенциалов т.
72342. 2 вида эффекта облучения: пороговые и беспороговые 16.14 KB
  Пороговый эффект облучения это биологические эффекты облучения в отношении которых предполагается существование порога выше которого тяжесть эффекта зависит от дозы. Пороговые эффекты облучения радиационные поражения: 1 острые поражения острая лучевая болезнь ОЛБ наступает при облучении...
72343. Защитные сооружения гражданской обороны 85 KB
  По защитным свойствам: убежища; противорадиационные укрытия далее ПРУ; простейшие укрытия. Под убежища и противорадиационные укрытия далее –- ПРУ можно приспосабливать естественные и искусственные подземные горные выработки.
72344. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля 356.5 KB
  Для измерения величин характеризующих синтезирующие излучения используют следующие внесистемные единицы: Рентген единица экспозиционной дозы рентгеновского или гамма-излучения под воздействием которого в 1 см3 сухого воздуха при t=00С и давлении 760 мм рт.
72345. Средства индивидуальной защиты 253.5 KB
  Для защиты от газов военнослужащих в частности – хлора стали применять многослойные марлевые повязки пропитанные специальными растворами но все эти действия оказались малоэффективными. В настоящее время системе защиты населения важное значение имеет обеспечение всего населения необходимыми...
72346. Современные средства поражения 115.5 KB
  В случае возникновения на территории России локальных вооруженных конфликтов и развертывания широкомасштабных боевых действий источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться современные обычные средства поражения при высокой вероятности применения противником...
72347. Гражданская оборона и ее задачи. Организация ГО в образовательных учреждениях 109.5 KB
  Настоящий Федеральный закон определяет задачи правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.