37505

Философия эпохи Возрождения

Доклад

Логика и философия

Для характеристики человека он вводит понятие микрокосм в нем как бы свернут большой космос он так же сложен так же важен подобен Вселенной. Человек в бесконечности – что он значит Но: в эпоху Возрождения сформировалась альтернативная культурная ориентация подчеркнувшая как раз достоинство человека. Гуманизм – это мировоззренческий принцип согласно которому признается безусловная ценность человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей утверждается благо человека как критерий оценки...

Русский

2013-09-24

60 KB

1 чел.

Философия эпохи Возрождения.

  1.  Социокультурные основания нового периода в философии.
  2.  Принцип пантеизма и его следствия.
  3.  Принцип гуманизма и его следствия.

Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика средневековой учености, попытка восстановления античной культуры, освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии (секуляризация – процесс, обратный сакрализации).

В период Возрождения:

  •  начинается формирование буржуазных общественных отношений – экономики, в основе которой лежат производство товаров и конкуренция производителей на рынке, и соответствующих форм социальной организации. Это отношения более динамичные, более персональные, в противовес средневековой закрытой и устойчивой социальной структуре, где человек рассматривался всегда как представитель определенного сословия;
  •  быстро растет городская культура. Города становятся своеобразным противовесом аграрному натуральному хозяйству, центрами развития. В них сосредотачиваются ремесла, торговля, банковское дело, возникают мануфактуры. В результате
  •  резко вырастает численно и приобретает светский характер прослойка людей, занятых умственным трудом. Самостоятельную социальную прослойку составляют представители свободных профессий – преподаватели университетов, врачи, художники, инженеры, очень часто соединявшие ряд этих навыков. Если в средневековье все образование и интеллектуальная деятельность были сосредоточены внутри церкви, то лица свободных профессий живут вне церкви, на доходы от профессиональной деятельности, работают на светскую знать. Возникают и первые их объединения – кружки, академии;
  •  начинается консолидация наций, формируется национальное самосознание, в том числе оформляются развитые национальные языки (в средневековье – все ученые труды выполнялись на латыни, а теперь культуры приобретают национальный характер);
  •  формируется общественное движение (противодействие с католической церковью), которое в 16 в. оформляется как Реформация. (Начало – выступление Мартина Лютера с 95 тезисами против традиционной церкви в 1517 г.). Основные идеи: человеку не нужен посредник в его общении с Богом; единственный источник веры – Священное Писание (не сочинения церковных деятелей), (церковь должна быть простой и дешевой), упрощение церковной иерархии, упрощение культа, отказ от монашества. В ходе Реформации формируются протестантские течения, школы, секты. Важный новый момент их интерпретации христианства: ценность практической деятельности, идеология реализации способностей, успеха в делах.

Период Возрождения был периодом расцвета искусства и формирования эмпирической науки (эпоха великих географических открытий, верная анатомия, верное представление о строении космоса)1. Но для понимания возможности искусства и науки как раз необходимо рассмотреть новые общие идеи, выраженные в философии.

Можно выделить две ключевые духовные ориентации эпохи и философские идеи.

1.Пантеизм. Это новое представление о Боге. Секуляризация не означала отказа от религии (тем более немедленного), а лишь изменение его образа и трактовки его отношения к природе. Идея пантеизма: традиционная религия напрасно представляла Бога персонифицированным. Бог глобален и безличен; ближе всего мы подходим к его пониманию, когда говорим о гармонии космоса, о мудрости природы, о единстве и взаимном соответствии всего существующего, когда испытываем чувство, что мир – не просто совокупность локальных процессов, а нечто целостное. Мир, в котором мы живем – упорядоченный мир, который организован едиными законами. Понятие Бога и выражает гармонию мира, т.е. внутренний порядок мироздания. Таким образом, пантеизм  - это учение о единстве Бога и мира, отрицающее их существование как отдельных, противостоящих друг другу сущностей. Единственное воплощение Бога – это мир (а не персональный образ), и, рассматривая мир с точки зрения его единства, мы познаем Бога.

Следствиями пантеизма будут:

  •  новый статус естествознания (в средневековье очень низкий);
  •  принцип натурализма: всему, что происходит в природе, можно найти объяснение в самой природе;
  •  идея бесконечности мира (ранее бесконечность приписывалась только богу, а мир считался конечным, и в нем все процессы конечны , отсюда док-ва бытия Бога).

Разработка идеи пантеизма в философии, попытка объяснить и развернуть принцип единства привела к формированию двух вариантов пантеизма: мистического и натуралистического.

Суть мистического пантеизма состоит в признании мира сакральным: природа священна, следовательно, она непостижима для человеческого разума, требует религиозного отношения. Якоб Бёме (1575 – 1624) («Аврора, или Утренняя заря» - толкует явления природы как символы библейских текстов, создает ряд метафорических образов для описания природы (браки планет).

Натуралистический пантеизм говорит о том, что в мире нужно видеть высшую и самодостаточную сущность, которую можно познавать, в том числе – на основе исследований в опыте, хотя, вероятно, нельзя познать исчерпывающе. Дж. Бруно (1548-1600) – представитель этого направления.

Николай Кузанский (1401-1464), стоящий у истоков пантеизма, создает учение, в котором эти варианты еще не разграничены, намечены оба. «Бытие бога в мире есть не что иное как бытие мира в боге» - 1 часть можно интерпретировать как натуралистический, 2 – как мистический пантеизм.

Подробнее важнейшие из этих концепций. Основная работа Николая Кузанского – трактат «Ученое незнание». Название трактата указывает как раз на принципиальную незавершенность познания. Бога он характеризует как «абсолютный максимум», «форму всех форм», а отношение его к миру раскрывает через любимую цитату из Ветхого завета: Бог при творении мира «все расположил мерою, числом и весом». Вот эти 3 характеристики и есть проявления Бога. Отсюда идеология количественного естествознания («Простец об опытах с весами»): данные измерений оцениваются выше «многих книг». Мир он рассматривает как организм, вспомнив для этого античную аналогию: камни – кости, реки – жилы, растения – волосы, а Бог – душа этого организма. Отсюда идея единства космоса и связи всего со всем. Для характеристики человека он вводит понятие «микрокосм» - в нем как бы свернут большой космос, он так же сложен, так же важен, подобен Вселенной. «Малый – подобие большого, большой – подобие максимального» (вспомним, что максимум – это Бог). Три одинаковых структуры, одна в другой, или три равномощных множества, бесконечных.

Дж. Бруно: «Природа есть Бог в вещах». Уже чистый натурализм: бог – символ единства природы, по-настоящему реальны вещи. «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над…» - т.е. не обладает самостоятельным существованием. Возрождает понятие материи: «божественное бытие в вещах» и понятие атома (начинает говорить о монадах как единицах бытия). Говорит: «Мир одушевлен со всеми его частями» - т.е. он тоже представляет космос как живой, единый организм. Он много говорит о разуме, заложенном в каждом феномене природы, например, о формировании организма: как велик «тот интеллект, который изнутри семенной материи сплачивает кости, протягивает хрящи, выдалбливает артерии, вздувает поры, сплетает фибры, разветвляет нервы и со столь великим мастерством располагает целое».

Пантеизм близок многим современным ученым. В эпоху Возрождения именно он создал возможность развития науки.

Оба они говорят о бесконечности природы. У Кузанца она онтологическая: космос безграничен и гносеологическая: безгранично познание. Пример актуальной бесконечности – круг, который не имеет границы и который можно рассмотреть как многоугольник с бесконечным числом граней, т.е. реализованный бесконечный процесс. У него лишь намечена космологическая бесконечность: Земля не в центре мира, и вообще мир не имеет центра. У Дж.Бруно – уже космологическая тоже: бесконечное число миров, в т.ч.обитаемых, в т.ч. населенных разумными существами.

Вообще идея бесконечности Вселенной – в определенном смысле мировоззренческая катастрофа. Паскаль: «Пусть человек отдастся созерцанию природы во всем ее высоком и неохватном величии. Пусть уразумеет, что Земля  - всего лишь точка по сравнению с огромной орбитой, которую описывает это светило, пусть потрясется мыслью, что и сама эта огромная орбита – не более чем неприметная черточка по отношению к другим светилам. А потом пусть человек подумает о себе и сравнит свое существо со всем сущим; пусть почувствует, как он затерян в этом глухом углу Вселенной и, выглядывая из чулана, отведенного ему под жилье – я имею в виду зримый мир – пусть уразумеет, чего стоит наша Земля со всеми ее державами и городами и, наконец, чего стоит он сам. Человек в бесконечности – что он значит?»

Но: в эпоху Возрождения сформировалась альтернативная культурная ориентация, подчеркнувшая как раз достоинство человека.

2. Гуманизм.

Гуманизм – это мировоззренческий принцип, согласно которому признается безусловная ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждается благо человека как критерий оценки общественной жизни. (В дальнейшем этот принцип был обобщен, и сейчас в понимание гуманизма включается необходимость признания важности, значимости за каждым человеком просто в силу того, что он человек, а не из-за особых заслуг, недопустимость жертвовать человеком ради иных интересов).

Откуда появился принцип гуманизма?

а) Социальный фон эпохи: начинает цениться деятельность по созданию нового (картины, машины, идеи), творчество, соответственно - индивидуальность, личные качества и способности человека; происходит автономизация личности, расцвет индивидуальности, и тем более значимой она становится.

б) Подготовлен христианством, в котором присутствовала идея важности, значимости человека, выделенности его из природы (царь природы). Новая интерпретация выведет эту идею на первый план.

Именно гуманизм делает возможным искусство (как пантеизм – науку) этого периода: не просто появляются новые сюжеты (начинает воспеваться красота человека), но для них создаются новые каноны (для икон все расписано заранее) и становятся возможными новые изобразительные средства (появляется перспектива – изображение, которое строится  так, как видит человек, с его т.з., это становится правомерным).

Интерпретируя христианство с точки зрения места и значения человека в мире, мыслители Возрождения – Эразм Роттердамский, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Томмазо Кампанелла – подчеркивают:

  •  неверно, что человек низок и греховен из-за своей телесности. Тело тоже создано Богом, тоже м.б. прекрасно, человек целостен. Эразм: «Эти две столь отличающиеся друг от друга природы высший творец объединил в счастливом согласии, а змей, враг рода человеческого, разделил несчастливым разногласием» (т.е. не изначально и можно вернуться к гармонии). Лоренцо Валла пишет в трактате «Об истинном и ложном благе» что в раю человек возродится не только душой, но и телом; он же всячески приветствует телесные наслаждения, возрождая эпикурейство (деятели Возрождения познакомились с этим течением по трактату Лукреция Кара);
  •  человек занимает уникальное место в природе, он сам играет роль в определении своего положения. Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека»: Бог говорит человеку при сотворении: «не даем мы тебе ни своего места, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю… Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь стать по велению своей души и высшим, божественным».
  •  человек выше всех не только потому, что Бог дал ему хорошие возможности, но и потому, что человек хорошо ими воспользовался: уже много открыл, изобрел, узнал. Кампанелла: «Если кто взглянет, как человек узнает равноденствия, тропики и места апогеев, тот убедится, что человек – это бог».

Но вместе с тем прославление места человека в мире, его возможностей дополнялось критикой реальных нравов, реального облика человека (Принцип и факт). Такая критика обнаруживается у Эразма Роттердамского (Нидерланды, наст.имя Герхардт Герхардс, 1467-1519), в его памфлете «Похвала Глупости». Там Глупость хвастается. что она – повсюду, «в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и для дураков». Глупо и смешно человеческое самодовольство, присущее всем слоям – серьезность политиков, теоретизирование ученых, претенциозность недавно разбогатевших, вера толпы в чудеса и всякие модные увлечения – вдруг все чем-нибудь лечатся, или одеваются по дурацкой моде. Очень большая глупость – война: и начинать ее глупо, и ведутся войны глупо, и результаты не используются. «К дуракам плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще процветают». «Под красотой скрывается безобразие, под изобилием – жалкая бедность, под позором – слава, под ученостью – невежество, под мощью – убожество, под благородством – низость, под весельем – печаль, под преуспеянием – неудача, под дружбой – вражда». Выход: быть проще, не принимать себя чересчур всерьез, во всем знать меру. Чуть-чуть слишком – и мудрец превращается в дурака, мудрый государь – в деспота.

Такая же критика у Монтеня (1533-1592), в его «Опытах» (появление эссе как философско-литературного жанра). Он описывает социальные раздоры, религиозные войны, вообще достаточно критически отзывается о религии, скептически настроен по поводу бессмертия души: во-первых, опытом не доказано, во-вторых, вообще что в этом хорошего? У него человек не особенно и отличается от животных: есть язык, но и у животных есть свои, они способны к обучению, они многое умеют в своей повседневной жизни.  «У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь – рабом другого коня». Только люди. Недостаток людей в их погоне за пустяками (женские ухищрения ради красоты), а вот на настоящие волевые решения их не хватает. «Если жить в нужде плохо, то нет никакой нужды жить в нужде». «Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам». Надо действовать.

В этом же ключе лежит концепция  Никколо Макиавелли (1469-1527, Флорентийская республика) (имя нарицательное для политики). «Государь». На самом деле он непосредственно продолжает Валлу: человек стремится к удовольствиям, каждым движут лишь свои интересы, человеческая природа эгоистична. (Макиавелли вводит это понятие, которым потом все будут пользоваться – природа человека, т.е. естественные общие свойства). Интересы прежде всего материальные: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества». Государь должен ориентироваться на интересы государства и быть прагматиком: принимать не моральные и благородные решения,  а те, что выгодны государству. «По возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». (С современной т.з. м.б. это не цинизм, а просто реализм). Традиционную католическую религию он критикует с позиций гуманистического активизма: она провозглашает героями людей смиренных, удаленных от жизни, пассивных; это поощряет лишь ловкачей, ни на что реальное не способных.

Критическая тенденция ренессансного гуманизма нашла свое продолжение в утопии как новом философско-литературном жанре.

Слово «утопия» введено Т.Мором (1437 – 1535), буквально это «нигде», а у него якобы от правителя Утопа. Общий сюжет: неведомая земля с идеальным обществом. В 1 части дается картина современного социального порядка (главное: «овцы съедают людей»). Во второй – социальный идеал. По Марксу, идеал - это «вывернутое наизнанку наиболее острое противоречие эпохи»; в сочинении Мора именно так. Нет никакой собственности, нет денег, все произведенное сдается на общественные склады и главы семейств получают там сколько надо. Золото – презренный металл, из него делают горшки, цепи для преступников, драгоценными камнями играют дети и т.п. (Реакция на всевозрастающую роль денег в раннебуржуазном обществе). Все заняты полезным трудом, причем в ремеслах специализируются, а на сельхозработах отрабатывают два года. Ремесло передается в семьях, но возможны переходы из одной семьи в другую + просто передача детей по общественному решению, если в одной семье их много, а в другой мало). При заключении брака дают хорошо рассмотреть друг друга (О психологическом узнавании пока речи нет). На острове 54 совершенно одинаковых города на равном расстоянии друг от друга. Дома распределяются по жребию и меняются через 10 лет. Все прикреплены к месту жительства и отлучаются только по заявлению (реакция на бродяжничество). Законы просты и всем понятны; рабочий день 6 часов (зато все работают, поэтому и хватает, + никто не набирает в запас); распределение общественное и равное. Быт довольно прост – так здоровее, но без искусственного аскетизма. Религии каждый придерживается какой хочет, а в политике – полная выборность тайным голосованием.

Другая знаменитая утопия – «Город Солнца» Кампанеллы (1568-1639). В нем живут солярии. Правят им самые умные и образованные: Солнце (Метафизик), Мощь (отв. за военное дело, силовые ведомства), Мудрость (за науку и технику) и Любовь (за питание, деторождение, воспитание – в общем, социальная сфера). Меняются по мере появления людей, превосходящих их способностями и образованием. Вообще большую роль играет наука, все образованы, на всех стенах в городе чертежи геометрических фигур, изображения и образцы растений и животных и т.п. Опять нет частной собственности, трудятся по 4 часа, у них масса полезных технических приспособлений (суда без весел и парусов, земледельческие машины (позднеренессансная идея!). Семей как таковых нет вообще, живут в некоторых подобиях мужских и женских общежитий, места в помещениях определяются решением правителей и регулярно меняются. Жизнь жестко регламентирована, в т.ч. по астрологии – например, подбор пар для получения наилучшего потомства: выбор по сходству и различию свойств (например, умного мужчину с бойкой женщиной, толстого с худой), команда на зачатие по положению звезд.  (Реакция на неразумность общественной жизни).

1 Важнейшими из географических открытий были: открытие Америки Х. Колумбом (1492 г.), открытие морского пути из Европы вокруг Африки в Индию Васко да Гамой (1497 – 1499 гг.), первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана, доказавшее шарообразность земли и наличие океана между Америкой и Азией (1519 – 1522 гг.). В анатомии создается научная, в общих чертах верная модель строения человеческого тела (поскольку исследования начинают базироваться на вскрытии тел). В 1543 г. появляется анатомический атлас Везалия в семи книгах; в нем дано описание основных органов и систем организма. В том же 1543 г. выходит в свет трактат Н. Коперника «Об обращении небесных сфер», где была предложена гелиоцентрическая модель мира, основанная на трех идеях: Земля вращается вокруг своей оси, Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца, Луна обращается вокруг Земли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62756. Практична політологія. Політичний менеджмент та політичний маркетинг 37.2 KB
  Річ у тім що постійне ускладнення процесів політичного розвитку зростання ролі засобів масової інформації в суспільному житті значно посилили суспільну увагу до практичних аспектів політологічних знань.
62758. Про доброту і милосердя. Ніхто не має права ображати іншу людину 23.81 KB
  Мета: учити оцінювати вчинки дійових осібпоглиблювати уміння творчо працювати; з’ясувати зміст понять добриймилосерднийпривітний; розвивати память мисленнямовлення; формувати у дітей уявлення про тещо добрачуйна людина допомагає іншим...
62759. Здоровя - найдорожчий скарб 32.14 KB
  Мета: Допомогти усвідомити дітям що здоров’я це великий дар не тільки для людини а й для всього суспільства а сім’я осередок збереження та зміцнення здоров’я.
62761. Невербальное общение. Навыки невербального общения 16.39 KB
  Познакомить учащихся с понятием общение и его видами; Что такое общение Общение это: а поддержка взаимных отношений с кем либо с чем либо; б взаимные отношения деловая или дружеская связь; в процесс установления и развития контакта между людьми.
62763. Спряжение глагола. Неопределённая форма глагола 21.2 KB
  Цели: Закрепить умение определять спряжение глагола, распознавать неопределённую форму. Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать...
62764. Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами 25.29 KB
  Задачи: образовательные закрепить знания об однородных членах предложения. Актуализация знаний Ребята давайте с вами вспомним что такое предложение А что такое однородные члены предложения То есть сколько признаков имеют однородные члены...