37508

Философия. Основные понятия и термины

Другое

Логика и философия

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ – наука о развитии технических систем см. С точки зрения естественных наук история техники изучает этапы овладения человеком законами природы что обеспечивает более глубокое и разностороннее использование и применение вещества и энергии природы. С социальной точки зрения история техники изучает общественные движущие силы общественные условия развития техники и роль творцов техники. К наиболее крупным периодам истории техники относятся: история каменного века и ручных орудий техники машин и механизации техники...

Русский

2013-09-24

95.72 KB

6 чел.

Основные понятия  и термины

Основные понятия  и термины

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ТЕХНОЛОГИЙ – (см. технология). Современные исследователи выделяют типы  технологий: 1) орудийный (ручной); 2) машинный (механизированный) и 3) автоматический (автоматизированный). В соответствии с ними выделяются три периода становления технических наук:

  1.  донаучный (VII тыс. до н.э. – нач. XIX в. н.э.) характеризуется накоплением эмпирического материала, на основе которого создавались предпосылки формирования технических наук;
  2.  научный или классический (нач. XIX – первая пол. XX в.) период  характеризуется тем, что технические знания базируются на закономерностях естествознания, формируются отдельные научно-технические дисциплины и создается система технических наук технологического и энергетического циклов;
  3.  постклассический или современный (начинается со второй половины XX в.) период характеризуется формированием технических наук информационно-кибернетического цикла, активизацией интегративных тенденций в рамках технических наук, а также усилением взаимосвязей между естествознанием, технознанием и человекознанием.

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ – наука о развитии технических систем (см. техника) и средств труда в системе общественного производства в связи как с формами и приёмами труда, так и с объектом (предметом) труда. С точки зрения естественных наук история техники изучает этапы овладения человеком законами природы, что обеспечивает более глубокое и разностороннее использование и применение вещества и энергии природы. С социальной точки зрения история техники изучает общественные движущие силы, общественные условия развития техники и роль творцов техники. К наиболее крупным периодам истории техники относятся: история каменного века и ручных орудий, техники машин и механизации, техники автоматизированных устройств и производств.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ.  В философии техники (см. философия техники) сложились две концепции:

1) «орудийная» концепция Л. Нуаре. «Орудийная» концепция формирования человека разработана в трудах «Происхождение языка» (1877) и «Орудие и его значение в историческом развитии вещества» (1880) в которых обосновывается идея о том, что только с появлением орудий труда начинается подлинная история человечества. В орудиях труда человек «проектирует» собственные органы, сначала действуя инстинктивно, а затем осознанно. Позже мозг человека, обретая функцию опережающего реагирования, начинает умозрительно опережать практику, проявляя себя, как творческая сила, т. е. развивается вместе с орудиями труда;

2) «трудовая» концепция Ф. Энгельса, «трудовая» теория атропосоциогенеза изложена в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).  Философ доказал, что три великих приобретения сыграли решающую роль в развитии человека: 1) прямая походка; 2) эволюция гортани; 3) качественное преобразование органа мышления – мозга, органов чувств. Человек, таким образом, не ограничивается пассивным непреднамеренным влиянием на природу, он изменяет природу активно, сознательно приспосабливая её к своим нуждам.

ТЕХНИКА (греч. — искусство, ремесло, мастерство) — совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Развёрнутое определение техники: техника есть совокупность вещей, создаваемых и применяемых человеком на основе целенаправленного использования материалов, законов и процессов природы и выступающих в качестве материальных средств целесообразной (прежде всего трудовой и, особенно, производственной) деятельности людей. Термин «техника» часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приёмов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В качестве философской проблемы техника впервые рассматривается в работе Э. Каппа «Основы философии техники».

  1.  Э. Капп трактует технику как органопроекцию, систему искусственных органов человека, продолжение человеческого тела. Так, крючок представляет собой изогнутый палец, а телеграф — нервную систему. Идеи органопроекции получили развитие в философской антропологии М. Шелера.
  2.  Ф. Дессауэр  считал технику продолжением творения, способом бытия человека, связанным с материальным воплощением трансцендентальной реальности, объективации идеального.
  3.  Х. Ортега-и-Гассет трактует технику как специфический человеческий способ бытия в мире, с помощью которого человек освобождает себя от природных потребностей и преодолевает сопротивление мира на пути осуществления собственного проекта бытия. Техника — это преобразование природы, той природы, которая делает нас нуждающимися, обездоленными. Техника — это главным образом усилие ради сбережения усилий. Миссия техники —  освобождение человека, дарующее ему возможность всецело быть самим собой.
  4.  Критикуя технику, Л. Мэмфорд указывал на дегуманизирующий потенциал современной техники, на опасность «Мегамашины» — технизации социальной системы, превращающей человека в безвольный компонент технической системы.
  5.  Согласно М. Хайдеггеру, техника является специфическим способом раскрытия бытия и как таковая не принадлежит человеку.
  6.  К. Ясперс видит в технике демоническую сущность, порабощающую человека: возникнув как средство, она постепенно превращает в средство человека, делая его элементом воспроизводства техники.
  7.  Н. Бердяев называет технику и индустрией, и искусством. При этом можно говорить не только о технике экономической, промышленной, военной, связанной с комфортом жизни, но и технике мышления, стихосложения, живописи танца, даже о технике духовной жизни, мистического пути.

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. искусство, мастерство, умение и греч. изучение) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства. Термин введён Иоганном Бекманом в работе «Введение в технологию» (1777 г.) для обозначения ремесленного искусства. Современное понимание технологии:

  1.  технологическая форма движения материи – совокупность материальных процессов вещественно-энергетического взаимодействия общества и природы, протекающих в системах техники и в целом формирующих техносферу;
  2.  технологический процесс материальные воздействия на предмет, вызывающие в нём целесообразные качественные и количественные изменения свойств и пространственно-временного положения;
  3.  технологические науки – класс технических наук, изучающих проблемы превращения природных предметов и процессов в искусственные целесообразные формы.
  4.  технологическая методология – системы принципов, норм и требований, технологических методов, способов и приёмов, разрабатываемых инженерными дисциплинами для создания и регулирования технологических процессов получения, трансформации, передачи и хранения предметов;
  5.  применение любого научного знания для решения практических задач, такая трактовка технологии принята в зарубежной философско-социологической литературе, преимущественно англоязычной.

В широком смысле технология это объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов, а в узком смысле это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология способствует эффективности реализации определенных социально-технических решений и преодолению соответствующих проблем. Следовательно, технология – реальное (практическое) разрешение конкретной научно-технической, производственно-хозяйственной и социально-политической задачи.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — одно из значимых проблемных полей современной философии, основанное на комплексном системном анализе техники (см. техника) как социального феномена в историко-цивилизационном контексте. Основоположником считается  немецкий философ Эрнест Капп, который ввёл в научный обиход термин «философия техники» («Основные линии философии техники», 1877).  В России философия техники основана П. К. Энгельмейером в 1929 г.  Современными исследователями в  философии техники выделяются: немецкая, российская, американо-французская и марксистская школы. Философия техники имеет отличный от философии,  технологии и технической науки объект и предмет:

  1.  объект — техника, техническая деятельность и техническое знание как феномен культуры;
  2.  предмет — развитие технического сознания, рефлектирующего этот объект.

Отсюда вытекают и основные сферы философии техники:

1) культура и техника (историко-культурный и социокультурный аспекты);

2) методологические проблемы философии техники, методология технических наук и проектирования;

3) социальная оценка техники и её последствий;

4) инженерная этика (см. этика инженерная).

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ (см. техника) включают в себя:

  1.  пратехника – эпоха каменного века, когда техника была орудием убийства и обработки (копьё, бумеранг, каменный топор, игла, шило) и эпоха неолитической революции,  когда появляется агротехника, транспорт и гидротехнические сооружения, а также простейшие механические приспособления (рычаг, клин, ворот, блок, колесо);
  2.  промышленная революция конца XVIII - начала XIX вв. создание паровой машины и универсальных прядильных станков, что ознаменовало закат ремесленного производства и переход к промышленной экономике (машинному производству);
  3.  создание электрических машин и способов его генерации в конце XIX в. (появляется двигатель внутреннего сгорания, что позволило создать новый класс компактных машин, в том числе автомобилей, судов и т.д.);
  4.  развитие радиотехники и радиоэлектроники в начале XX в. создание конвейерного производства;
  5.  автоматизации производства в середине XX в. создание вычислительной техники, выход в космос;
  6.  внедрение био-  и нанотехнологий  в конце XX - начале XXI вв., которые могут привести к очередной революции во многих областях деятельности человека.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ (см. технология): философы техники выделяют следующие этапы:

  1.  предтехнология, когда господствовало искусство, и человек делал то, что получалось только у него (а с помощью технологии всё то, что доступно только избранным, одарённым, становится доступно всем);
  2.  переход от искусства к технологии, которую рассматривали как сумму и нужную последовательность операций, причём схема работает только тогда, когда все операции расставлены в нужном порядке;
  3.  технологии человека (хотя технология присутствует во всём живом, поскольку всё живое, так или иначе, производит переработку продуктов питания в продукты жизнедеятельности) – это первый опыт улучшения свойств первобытных инструментов (палка-копалка, кремневый нож);
  4.  технологии как процесс – начинаются с процесса добычи первобытным человеком огня посредством трения;
  5.  технология как сложный комплекс знаний, ноу-хау, полученных с помощью дорогостоящих исследований;
  6.  технологии как передача информации от человека к человеку, от поколения к поколению.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ  (см. философия техники)это основные периоды развития философии техники, каждый из которых имеет свои специфические черты.  Первый этап – время определения круга идей, получивших развитие в дальнейшей эволюции философии техники. К этому периоду относятся работы Э. Каппа, О. Шпенглера, Ф. Дессауэра, Н. Бердяева, М. Хайдеггера, Ж. Элюля, К. Ясперса, Э. Фромма и др. Техника анализировалась в связи с всемирно-историческим развитием человека и культуры. Второй этап эволюции философии техники связан с анализом технического прогресса, который осуществляется сквозь призму общественных отношений, развития общества в целом и его отдельных институтов в частности. К этому этапу относятся работы Р. Дарендорфа, Л. Мэмфорда, Сколимовски, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, членов Союза немецких инженеров. Тенденция изучения техники на широком социально-культурном фоне пробивает себе дорогу в третий период эволюции философии техники, когда техника начинает рассматриваться в тесной связи с теми новыми социально-экономическими и политическими процессами, которые характеризуют переход общества к новому типу цивилизации – «информационному обществу».

Основные понятия  и термины

БЫТИЕ ТЕХНИКИ  осуществляется в следующих формах:

  1.  как средства труда, при помощи которых преобразуются природные объекты, т. е. как совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств искусственного порядка, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей;
  2.  как специально выработанные способы действий, совокупность различных видов деятельности, направленных на изготовление, обслуживание и применения технических устройств (научно-технические исследования, производственный процесс изготовления и эксплуатация технический устройств);
  3.  как совокупность знаний о способах и средствах специфического рода человеческой деятельности;
  4.  как интегрирующий элемент культуры, т.е. как специфический культурно-обусловленный процесс, определяющий уровень развития цивилизации.

ЗАКОН ПРОГРЕССИВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ  всеобщий закон развития техники.  В технических системах, выполняющих определенные технические функции, переход к новым моделям и поколениям технических систем вызван необходимостью устранения в используемых технических системах выявленных недостатков и дефектов, а также противоречий, что обычно связано с улучшением критериев эффективности и происходит при наличии необходимых и достаточных внешних факторов.

ЗАКОН СТАДИЙНОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ – всеобщий закон развития технических систем, с помощью которого осуществляется обработка материального предмета труда. При обработке любого материального предмета труда реализуются четыре фундаментальных функций: а) технологическая – связанная непосредственно с изменением материального предмета труда (разделение бревна на доски); б) энергетическая – связанная с обеспечением энергией процесса обработки предмета труда; в) функция управления процессом обработки и подачи энергии; г) функция планирования количества и качества производимой продукции. Суть закона: развитие технических систем происходит при последовательной передаче новым поколениям технических систем выполнения указанных фундаментальных функций.

ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ  законы и закономерности, которые в зависимости от исторического времени смены моделей и поколений технических систем отражают и определяют для отдельных сходных технических систем объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения. Наиболее изученные и известные из них: закон стадийного развития техники, закон прогрессивной эволюции технических систем, закономерность возрастания сложности технических систем, закономерность изменения критериев эффективности, закономерность дифференциации и специализации техники, закономерность возврата к старым структурам технических систем, закономерность удешевления единицы полезного эффекта и др.

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ   объективные законы, отражающие существенные и повторяющиеся особенности развития технических систем. Выявлены следующие законы развития технических систем:

  1.  закон противоречий в развитии;
  2.  закон повышения степени идеальности;
  3.  закон перехода на микроуровень и к использованию полей;
  4.  закон повышения динамичности и управляемости;
  5.  закон повышения полноты технической системы;
  6.  закон развертывания;
  7.  закон согласования и др.

ЗНАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ — часть человеческого знания, которая служит для проектирования, конструирования, развития и функционирования искусственно созданных средств целесообразной деятельности людей. Его формирование связано с развитием труда, в процессе которого использовались не только материал и энергия, но и знания о способах превращения природных вещей в социальные ценности. По мере совершенствования трудовой деятельности человека, его техническое знание обогащалось, вступало во все больший контакт с наукой, не теряя своей специфики. Особенностями современного  технического знания являются:

  1.  разделение на конструкторское и технологическое знание,
  2.  преобладание эмпирического знания над теоретическим знанием,
  3.  функционирование знаний не только в субъективной, но и в овеществлённой форме,
  4.  терминологическая строгость и специфические методы фиксации знаний — графики, схемы, чертежи, стандарты.

При всей своей уникальности и самостоятельности технические науки являются элементами системы «наука — производство». Как относительно независимая система знаний, они имеют свою логику развития, но ведущую роль в развитии технических наук выполняют внешние факторы — потребности общества и новые открытия, теоретические обобщения в естествознании. Потребности общества в том или ином виде техники определяют соответствующую ориентацию развития технических наук. Естествознание же и другие области знания создают необходимую основу для этого.

В настоящее время происходит интенсивное проникновение знаний, отражающих «чисто» природные явления в технику. В сфере технических наук возникают глубокие теоретические проблемы, которые становятся предметом фундаментальных исследований.  

КАРТИНА МИРА ТЕХНИЧЕСКАЯ  это система законов, категорий и принципов, дающих обобщенное представление об объектах техники и технических процессах.

НАУКИ ТЕХНИЧЕСКИЕ — специфическая форма технического знания, которая открывает и изучает законы, явления и процессы технических устройств, и способы использования законов природы в процессе технического творчества (см. теория инженерного творчества). Формированию технических наук как прикладных отраслей естествознания (механики) способствовало появление крупного машинного производства. Сейчас они  являются самостоятельным классом наук, основанных не только на эмпирическом материале, но и имеющих свою теоретическую базу.

Как определенная система знаний технические науки включают в свое содержание используемые в технической деятельности научные факты и понятия, законы и принципы науки, научные теории.

Как духовная потенция материального производства, они выступают в качестве элемента производительных сил общества.

«ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ КЕНТАВР» —  понятие, которое вводит  Х. Ортега-и-Гассет, анализируя сущность техники. Онтологический кентавр — это человек, который одновременно и естествен, и сверхъестествен. Одна половина его вросла в природу, а другая, — выходит за её пределы. Природное, или естественное, человеческое начало осуществляется само по себе — здесь нет проблем, подчеркивает философ. Именно поэтому человек не считает природное подлинным бытием. Наоборот, сверхъестественное, надприродное в человеке, никак не может считаться осуществлённым итоговым — человек всегда в стремлении к бытию, в жизненном проекте.  Именно это Ортега считает подлинным бытием, личностью, «Я».

ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНЫЕ — современные проблемы существования и развития человечества в целом: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами: продовольствием, промышленным сырьём, источниками энергии; предотвращение отрицательных  последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует признания развёртывания международного сотрудничества.  

ПРОГРЕСС НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ —  единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники (см. техника). Первый этап научно-технического прогресса относится к 16 — 18 векам, когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Второй этап связан с развитием машинного производства с конца 18 века. Современный этап развития определяется научно-технической революцией (см. революция научно-техническая). Она охватывает наряду с промышленностью и сельским  хозяйством, транспорт, связь, медицину, образование, быт, сферу досуга.

РЕАЛЬНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКАЯ  одна из составляющих искусственных систем (см. система техническая), кроме знаковой системы, которая вместе с естественной подсистемой, включающей в качестве составляющих природу и общества, образует систему объективной реальности. Техническая реальность – это целостность, включающая функционирующую технику, применяемую технологию используемые материалы, изготовляемую продукцию, а также появляющиеся отходы, выбросы, брак, излучение и т.п. В техническом творчестве техническая реальность   все материальные объекты (и их информационное отображение), которые созданы: человеком непосредственно или с использованием технических изделий.

РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ — качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. НТР началась с середины 20 века. Она резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. НТР предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников (см. Ответственность).

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКАЯ. В современных исследованиях обнаруживаются две трактовки: 1. Искусственно созданные объекты, предназначенные для удовлетворения определенной потребности, которым присущи возможность выполнения не менее одной формы, многоэлементность, иерархичность строения, множественность связей между элементами, многократность изменения состояний и многообразие потребительских качеств. Техническая система существует в трёх модусах (проявлениях):

1) как изделие производства,

2) как устройство, потенциально готовое совершить полезный эффект,

3) как процесс взаимодействия с компонентами окружающей среды (источником внеш. энергии, потребителем и т.д.), в результате которого и происходит эксплуатация (функционирование) технических систем и образуется полезный эффект. 2. Устройство, предназначенное для удовлетворения определенной потребности.

СУЩНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ  характерная особенность технического знания, основанная на интерпретации природной реальности, имеющая преимущественно прикладной характер и решающая практические задачи. Технические науки  обладают всеми характеристиками теоретического знания (понятийный аппарат, законы, правила и т.п.). Несмотря на высокий уровень абстрактности, знание этого типа преимущественно ориентируется, тем не менее, на решение не теоретических, а определенных практических (технических) задач. Технические науки, с одной стороны, переводят (способствуют «материализации») естественнонаучные, закономерности в сферу производства, а с другой – в их рамках получают теоретическое осмысление экспериментальные данные и целевые установки, требующие фундаментального естественнонаучного анализа.

ТЕОРИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ  система обобщенного знания о технических объектах и их системах. В общем виде теория это определенная научная абстракция (идеализация), в рамках которой анализируется идеальный объект, принципиально не существующий в реальности, но отражающий её существенные и определяющие характеристики. Целевая установка технической теории построение «идеальной конструкции», которая должна соответствовать реальному техническому объекту. Первые научные теории появляются вначале XIX в., и на их основе разрабатываются соответствующие технические системы. Происходит снятие естественнонаучных закономерностей, на основе которых формируется техническая теория. При этом каждая техническая наука детерминирована собственной базовой естественнонаучной дисциплиной. Различают следующие уровни технической теории:

  1.  функциональный, ориентированный на математическое описание объекта или процесса;
  2.  динамичный, описывающий естественные процессы, происходящие в техническом объекте;
  3.  структурный, дающий конструктивные параметры и инженерные расчеты объекта.

Реализация технической теории зависит: 1) от степени технологичности технического знания – возможности его воплощения в соответствующих объектах или процессах; 2) от экономичности технико-технологических решений; 3) от социальной востребованности (именно общество определяет степень, готовности реализации тех или иных технических проектов).

ТЕОРИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  высшая системная форма организации научного знания, основанная на предметно-практической деятельности и целостно описывающая связи и закономерности технологических взаимодействий технического объекта и предметных форм вещества, энергии и информации. Основные компоненты технологической теории:

  1.  множество технологических фактов, требующих теоретического объяснения;
  2.  технологические категории и сформулированные на их основе гипотезы;
  3.  принципы, идеализации, постулаты, аксиомы, позволяющие построить и описать идеализированный объект (модель) технологического взаимодействия;
  4.  установленные технологические законы, т.е. постоянно повторяющиеся связи между сторонами (законы и закономерности строения техники), взаимодействия сторон (законы и закономерности функционирования техники), качественно-количественные изменения (законы и закономерности развития техники) объекта.

Технологическая теория может стать базой технического творчества при разработке конкретных технологических методов.

ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В исследованиях сущности деятельности человека, под техникой понимают наиболее эффективный способ достижения чего-либо. Техника помогает  достигать наибольшего результата при наименьшей затрате сил, поэтому для неё необходимы навыки, умение и мастерство.

ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ. В анализе сущности знания, под техникой понимается совокупность приёмов, правил и операций, ведущих к достижению какого-либо результата. Техническое знание является обобщением практической деятельности человека. В узком смысле слова под техническим знанием понимают прикладные науки науки, направленные на достижение какого-либо практического результата. Близкое по смыслу к понятию «техника» является понятие «технология» (см. технология).

ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА  выступает как система средств, направленных на достижение каких-либо целей. Техника является нейтральной по отношению к цели и может употребляться в качестве экономящего усилия, посредника. Она служит хозяйственному удовлетворению потребностей и предотвращает отдельные действия в качестве порядка использования этих действий. Техника служит облегчению и формированию нашего бытия,  представляет собой совокупность методов и вспомогательных средств по овладению природы сопровождая человека на всём пути его исторического развития.

ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ.  В аспекте цивилизационного подхода к анализу  генезиса общества техника (см. техника) является  показателем уровня развития культуры и цивилизации. Исследователи подчёркивают тот факт, что экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится и какими средствами труда. Воздействие техники на общество или уменьшается или усиливается в зависимости от социально-экономических условий применения техники. Само же развитие техники испытывает мощное воздействие со стороны экономической, политической и социальной обстановки. При этом можно сказать, что  техника сама стимулирует развитие экономики и общества в целом.

ТЕХНОГЕНЕЗ  происхождение, возникновение, процесс образования элементов технической реальности (см. реальность техническая) и старение и «смерть» её элементов. Рассматривая результаты техноэволюции в историческом аспекте, можно представить техногенез в определённой последовательности. Изделия развивались не из одной или немногих привычных форм, а из нескольких. Дальнейшее развитие происходило как дивергентно, так и конвергентно: специализируясь, каждая форма даёт начало новым. Ряд отстоящих форм порождает качественно отличающуюся форму основу для специализации.

Циклом техноэволюции определяются движущие и консервативные проявления информационного отбора, который направлен на максимальное использование ресурсов в целом.

ТЕХНОЗНАНИЕ система технических наук, направленная на изучение предметов орудийной деятельности общества, имеющая преимущественно практическую направленность и реализуемая в рамках технико-технологической (инженерной) деятельности (см. деятельность инженерная). Если техника – это материализация природных закономерностей, выявленных в рамках науки (технознания), то технознание – система закономерностей, обусловливающих создание, функционирование и развитие техники. Технические науки занимают промежуточное положение между естествознанием и человекознанием, но при этом технознание – самостоятельная сфера технических, инженерных и социально-технических знаний.

Во второй половине XX в. статус технических наук в системе научного знания значительно повысился, что обусловлено:

  1.  технические объекты («вторая природа») всё более активно вытесняют естественные природные системы;
  2.  возникает «разочарование» результатами развития естественных наук;
  3.  перед обществом возникли проблемы, требующие практического разрешения (например,  эффективное использование биотехнологий).

Технознание как сложная система включает следующие подсистемы:

  1.  знание, конкретизирующее соответствующие закономерности естествознания применительно к техническим системам;
  2.  знание, формирующее общее представление о технико-технологических системах различного уровня и назначения, разрабатывающее методы и средства проектирования, конструирования и овеществления соответствующих технико-технологических процессов и явлений в конкретных технических объектах и системах;
  3.  знание, выявляющее закономерности развития технико-социальных систем, образованных в процессе включения технических объектов в социокультурную реальность (например, эргономика (см. эргономика));

Выделяют фундаментальные и частно-конкретные технические науки.

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ — совокупность машинизированных средств и методов выработки, сбора, обработки, хранения, передачи и использования информации, представленная в проектной форме для практического использования.

Существует три основных вида информационных технологий:

  1.  сберегающие — экономят труд, материальные ресурсы и время;
  2.  рационализирующие — имеют разнообразные функции и охватывают связь и использование полученных сообщений;
  3.  созидающие — технологии переработки и использования семантической информации, включающие весь информационный цикл.

Информационные технологии широко используются в самых разнообразных жизненных сферах — от производственной деятельности до политической жизни.

ТЕХНОСФЕРА   совокупность всех функционирующих и старых, недействующих технических объектов и всех продуктов их деятельности, возникших на Земле и в космосе. Техносфера создавалась и развивалась для обеспечения благополучного существования человека и улучшения условий его жизни. Техносфера – это пространственно-временная система социально организованной тех. формы материи — техники и управляемой ею технологической формы движения материи. Техносфера имеет теоретически беспредельные возможности эволюционировать как вглубь геосферы, так и за её пределы в космос. Неосознанное обществом саморазвитие техносферы привело к ряду крупномасштабных негативных последствий.

Основные понятия  и термины

АНТРОПОЛОГИЯ ТЕХНИКИ   учение А. Хунинга, которое претендовало на выполнение интерпретаций знаний о технике – поднимать эти знания до уровня её теоретического осмысления, насыщая их научными понятиями. Основными функциями антропологии техники, по А. Хунингу, являются: 1) функция интеграции – объединять знания о технике, 2) функция эмансипации – освобождать сознание человека от ложного понимания технического прогресса.

БИОТЕХНОЛОГИЯ  отрасль технологии, использующая биологические формы материи и процессы в качестве средства воздействия на предметы природы с целью получения социально значимых продуктов. Целенаправленное практическое применение человеком биотехнологии начато в IX-VIII тыс. лет до н.э. с использования методов селекции (искусственного отбора) для выведения более продуктивных пород домашних животных и культурных растений. Термин биотехнологии впервые применил в 1919 г. венгерский учёный К. Эреки для обозначения работ, в которых продукты получают с помощью живых организмов. Сегодня создаются трансгенные растения и животные (содержащие чужеродный ген во всех клетках), отличающиеся высокой продуктивностью.

ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ (греч. искусство, мастерство, и учение) социально-философская концепция, рассматривающая технику и технологию как фундамент целостности общества и главный фактор его развития. Технологический детерминизм абсолютизирует социокультурные функции техники и технологии, не видит их зависимости от экономических, социально-политических и других общественных отношений, которые придают определенную направленность и смысл научно-техническому развитию. В рамках технологического детерминизма формулируются концепции постиндустриального (технотронного) общества.

ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ТЕХНОГЕННОЕ  совокупность непосредственно воздействующих на природу человека факторов, обусловленных развитием техники и технологии, а также опосредованно влияющих на все аспекты человеческого бытия антропогенных изменений окружающей среды. Это обстоятельство позволяет некоторым исследователям предполагать возможность постчеловеческой стадии эволюции.

КРИТЕРИИ ТЕХНИКИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ  показатели соответствия и приспособления технических систем к человеку, снижения дискомфорта и повышения положительных эмоций, уменьшения или исключения вредных и опасных воздействий техники на человека, который включает критерии: эргономичности, красоты, безопасности, экологичности. Антропологические критерии техники относятся к группе критериев эффективности технических систем.

НАНОТЕХНОЛОГИЯ («нано» греч. карлик) 1) закономерный этап развития технологии, связанный с управлением веществом на атомно-молекулярном уровне и объединяющий гуманитарную и инженерную философию техники; 2) совокупность методов и приёмов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, хотя бы в одном измерении, и в результате этого получившие принципиально новые качества, позволяющие осуществить их интеграцию в полноценно функционирующие системы большого масштаба; 3) в более широком смысле – это методы диагностики, характерологии и исследований различных объектов.

ОПТИМИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ (лат. наилучший) положительная оценка перспектив научно-технического прогресса и его роли в развитии человека и человечества. Технологический оптимизм уходит корнями в характерные для эпохи Просвещения (XVIII в.) представления о совпадении принципов гуманизма и научной рациональности, о совпадении объективных тенденций научно-технического, социального и нравственного развития. Он полагает научно-технический прогресс основным средством решения глобальных проблем человечества.

ПЕССИМИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ (лат. наихудший) отрицательная оценка перспектив научно-технического прогресса и его роли в развитии человечества. Он подчёркивает противоречивость экологических, социально-политических, антропологических последствий развития науки и техники, смыкаясь с антисциентизмом.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.  Проблема последствия научно-технической революции связана с системным решением вопросов: как использовать ресурсы природы и общества; что и как производить; что и как потреблять; как предвидеть результаты наших действий; что требуется человечеству для преодоления кризиса технической цивилизации. Последствия научно-технической революции обусловливают разнородные факторы:

  1.  объективно общие факторы природная среда, уровень и объём производства, уровень и характер техники, тип технологии и т. п.;
  2.  объективно специфические (социальные) факторы конкретные экономические, социальные, политические, организационные, управленческие структуры, форма и стимулы поисковой деятельности и др.;
  3.  субъективно-общие (не социальные) факторы – уровень и характер научно-технических знаний; относительность оценок полезности или вредности природных, производственно-технологических, человеческих факторов; методы деятельности и т. д.;
  4.  субъективно-специфические (конкретно-социальные) факторы – социальная активность и пассивность; творческая инициатива и боязнь риска; предприимчивость и страх банкротства и пр.

Все нововведения дают положительные и отрицательные эффекты. Знание причин и конкретного характера отрицательных последствий, уровня и форм их проявления в различных условиях, системах и средах основа преодоления, уменьшения или нейтрализации ущерба от отрицательных влияний научного развития, дифференцированного поиска эффективных мер, средств и методов борьбы с ними.

ПСИХОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ  —  научная дисциплина, изучающая конструкции инструментов, машин, приборов и особенности производственных операций под углом зрения тех требований, которые они предъявляют к психическим свойствам человека. С другой стороны, изучая психические процессы и свойства человека, инженерная психология формулирует соответствующие требования к орудиям труда и технологии. Задача инженерной психологии состоит в комплексном проектировании средств деятельности человека-оператора.

РЕВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИЕ  это основные этапы технико-технологического и промышленного развития общества. Исследователи выделяют  четыре революции в динамике технического развития современной цивилизации:

  1.  неолитическая техническая революция;
  2.  промышленная революция XVIII в.;
  3.  научно-техническая революция середины XX в. (см. революция научно-техническая);
  4.  информационная революция второй половины XX в. (см. революция информационная).

РЕВОЛЮЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ   коренные изменения в   материальных и духовных сферах человеческой деятельности, обусловленные созданием и использованием вычислительной техники.  Основой «компьютерной революции» стало возникновение и развитие кибернетики – науки об управлении и связи между объектами и системами различного уровня и качества, основателем которой является американский ученый Н. Винер. Кибернетика междисциплинарная наука на стыке естественных, технических и гуманитарных наук, для которой характерен специфический метод исследований объекта (или процесса), а именно: моделирование. В процессе развития кибернетики возникла проблема создания искусственного интеллекта.

ТЕХНОКРАТИЗМ (греч. ремёсла, искусство, техника, и сила, власть, господство) 1) концепция господства в современном обществе технических специалистов на основе осуществляемой ими научной или технической экспертизы проблем и решений; 2) способ мышления, характерный для значительной части управленческой элиты, в рамках которого любая проблема рассматривается как проблема чисто технологическая: в её решении приоритет отдается формально-рациональному достижению поставленных целей. Такой способ мышления не учитывает отдаленных последствий управленческих решений, их влияния на человека, ценности культуры и имеет антигуманный, разрушительный характер.

ТЕХНОКРАТИЯ (греч. — искусство, ремесло, мастерство и кратия) —  1) Направление в общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности, носителями которой являются техники, инженеры (см. инженер) и учёные (технократы); к ним от предпринимателей и политиков  должна перейти власть на предприятиях и в обществе в целом.

2) Обозначение слоя специалистов — высших функционеров монополизированного производства и государственного аппарата.

3) Общественное движение в США в 30-х годах 20 века, ставившее целью достижение всеобщего благосостояния с помощью индустриального переворота в результате научного планирования производства в национальных масштабах.

ТЕХНОЛОГИИ ВЫСОКИЕ  это новые и прогрессивные технологии современности, которые являются важнейшим звеном научно-технической революции (см. революция научно-техническая). К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ  это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления, накопления, обработки и передачи информации. Информационная технология процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Основная цель информационной технологии в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию. В основном под информационными технологиями подразумевают компьютерные технологии, связанные с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

ТЕХНОТРОННОЕ (постиндустриальное, информационное) ОБЩЕСТВО  концепция современной западной социологии и социальной философии, основанная на принципе технологического детерминизма. Согласно данной концепции, технотронное общество является принципиально новой стадией развития общества, основанной на применении высоких, прежде всего информационных, технологий. Характерными чертами технотронного общества являются:

  1.  переход от технологий изготовления предметов, преобразования и использования материальных, природных ресурсов к технологиям производства, распространения и использования информации;
  2.  изменение целей и структуры экономической деятельности, переход от материального производства к производству услуг;
  3.  преобразование системы политической жизни;
  4.  изменение ориентиров повседневной жизни людей.

Характер возникающих в технотронном обществе экономических, социально-политических отношений и структур повседневности может сильно варьироваться в концепциях разных авторов: Д. Белл, Г. Кан, О. Тофлер, 3. Бжезинский, Ж. Фурастье, Я. Масуда.

ТЕХНОФИЛИЯ (греч. мастерство, ремесло и …любовь) технический оптимизм, опирающегося на сциентизм и абсолютизирующий позитивные перспективы развития техники и технологии, в противоположность технофобии (см. технофобия) как технологического пессимизма. С одной стороны, техника в её современных формах является фактором, оказывающим существенное негативное воздействие на естественные экосистемы, но, с другой стороны, именно технический прогресс в его социально-экологической ориентации становится фактором, преодолевающим остроту противоречий в системе «человек-биосфера». Так проявляется противоречивая сущность техники и технического прогресса.

ТЕХНОФОБИЯ (греч. мастерство, ремесло и …страх)  технологический пессимизм, опирающийся на антисциентизм и акцентирующий внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации, в противоположность технофилии (см. технофилия) как технологического оптимизма с середины XX в. (например, идеи О. Шпенглера). Особенно заметное воздействие на общественное мнение оказали результаты исследований, выполненных учёными  Римского клуба («Пределы роста», 1972 и др.), из которых следовало, что сохранение современных тенденции мирового развития, прежде всего в технико-технологической сфере, ведёт к планетарной экологической катастрофе.

ФЕТИШИЗМ ТЕХНИЧЕСКИЙ (или социологический техницизм) – концепции социального развития, основу которых составляют два принципа: наделение техники способностью к спонтанному, самопроизвольному, самодовлеющему развитию и технологическая интерпретация причин социальных процессов и отношений, представление их производной формы саморазвития техники.

УТОПИИ ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЕ  (утопия — место, которого нет) — учения, основывающиеся на концепции технологического детерминизма, согласно которой техника не только развивается независимо от человека и общества, но и является непосредственной причиной всех социальных изменений — от экономических до нравственных. Сформулированные в начале 20 века идеи фетишизации техники получили развитие в концепциях Дж. Бернхема «революции управляющих», Ж. Фурастье об «индустриальном обществе», У. Ростоу о «стадиях экономического роста», Дж. Гелбрейта о «техноструктуре».

ФОРМАЛИЗМ ТЕХНИЧЕСКИЙ  теория и практика творческой деятельности, для которых характерны: сведение творчества к «формотворчеству», «бессознательному творению образа» (формы); абсолютизация формы как самоцели и самоценности творческого поиска; отрыв (противопоставление) формы от содержания; игнорирование системы критериев новой техники и требований к её качеству; забвение интересов потребителя, социального смысла и отрицательных последствий технического творчества как «формотворчества».

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ТЕХНОГЕННАЯ (буквально – цивилизация, порожденная техникой) современное состояние цивилизации, обусловленное развёртыванием научно-технического прогресса. Наука и техника являются основой техногенной цивилизации, источником ее развития, средством решения любых возникающих в обществе проблем.

ЭРГОНОМИКА —  научная дисциплина, возникшая на стыке технических наук, психологии, физиологии и гигиены труда. Решение практических задач оптимизации трудовой  деятельности человека в современном производстве является реальной основой формирования взаимосвязей и взаимодействий данных наук. Для решения этих задач нужно представлять себе не отдельные функциональные возможности восприятия, мышления и действий работающего человека, а его деятельность в целом и учитывать все обстоятельства, от которых зависит эффективность работы человека. Предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а объектом  исследования система «человек — орудие труда  — производственная среда».

Наиболее близкой к эргономике отраслью психологии является инженерная психология (см. инженерная психология).

Основные понятия  и термины

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНЖЕНЕРНАЯ  —  деятельность, направленная на создание нового объекта, практическое применение научных знаний и организацию производства. Две тенденции в реализации — ориентация на практику и на науку — характерны и сегодня для высших технических школ.

  1.  С точки зрения первой ориентации, инженерная деятельность рассматривается как искусство, то есть система приемов и методов практической деятельности (например, строительное искусство, искусство проектирования).
  2.  С точки зрения второй — как своего рода прикладная, техническая наука как порождение науки, как результат приложения науки к технической практике.

В соответствии с этими тенденциями реализуются и различные идеалы и нормы инженерной деятельности и инженерного образования:

  1.  культивирование изобретательской, проектной функции инженера, восходящей к художникам-архитекторам и ремесленникам-механикам эпохи Возрождения;
  2.  познавательно-исследовательской, расчетной, научной функций, восходящей к ученым-экспериментаторам Нового времени.

Полный цикл инженерной деятельности включает изобретательство, конструирование, проектирование, инженерное исследование, технологию и организацию производства, эксплуатацию и оценку техники, ликвидацию устаревшей или вышедшей из строя техники (см. Изобретательство, Конструирование, Проектирование, Исследование инженерное, Технология).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКАЯ  это совокупность действий, обеспечивающих реализацию научных, производственных и социальных задач, которые могут быть рассмотрены на двух уровнях: 1) теоретическом (как техническое творчество); 2) практическом, который начинается с инженерных исследований, и проектирования, проходит стадию конструирования, и завершается созданием промышленных образцов.

ЗАДАЧА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА  объективная потребность улучшения и усовершенствования технического объекта по какому-либо критерию эффективности или противоречию либо потребность создания принципиально нового тех. объекта для удовлетворения новой общественной потребности. Решение задачи технического творчества часто представляет собой предмет изобретения, которое защищается патентом. Различия между задачей технического творчества и чётко определенными инженерными задачами состоят в следующем: если в инженерных задачах  имеется постановка задачи, указан метод (способ) решения, есть аналог решения, то в задаче технического творчества они отсутствуют.  Кроме того, результат решения инженерной задачи, как правило, однозначен и предсказуем в первом приближении, тогда как в задаче технического творчества он многозначен и обычно непредсказуем.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО — изобретательская деятельность начинает цикл инженерной работы. В изобретательской деятельности, на основании научных знаний и технических достижений, заново создаются новые принципы действия, способы реализации этих принципов или конструкции инженерных устройств и систем или же их отдельные компоненты.

Сложности в изготовлении, конструировании и техническом обслуживании существующих технических систем, а также необходимость создавать принципиально новые инженерные устройства и системы, стимулируют производство особого продукта — изобретений, авторство на которые закрепляется в виде патентов (см. Изобретение, Патент). Они имеют широкую сферу применения, выходящую за пределы единичного акта инженерной деятельности, и используются при конструировании и изготовлении новых технических систем или усовершенствовании старого оборудования.

ИЗОБРЕТЕНИЕ —  объект промышленной собственности, которому предоставляется правовая охрана на основе патента (см. Патент). Изобретение считается таковым, если оно является новым, то есть неизвестным из уровня техники и для специалиста явным образом не следует из этого уровня. Изобретениями могут быть устройства, вещества, способы, штаммы микроорганизмов, культура клетки растений и животных и многое другое. Изобретение представляет собой способ реализации открытия.

ИНЖЕНЕР (лат. – хитроумный, остроумный, изобретательный; англ. —  догадка и его синонимы: сметливость, сообразительность, прикладность, практичность) — эти слова означают то же, что и древнерусское «измысленный», хитро задуманный и искусно выполненный. Инженер — субъект инженерной деятельности (см. Деятельность инженерная), основной целью которой является изобретение (см. Изобретение) новой вещи, процесса, сотворение того, чего нет в природе.

Звание инженера давалось в Англии, а затем и во Франции первоначально как королевская милость. После основания в 1794 г. Парижской политехнической школы из нее стали выпускаться образованные механики со званием инженера; одновременно во Франции были основаны высшие училища для инженеров путей сообщения и горных инженеров. Русское техническое общество было образовано в 1866, в 1874 году оно удостоилось наименования «Императорское». Согласно Уставу общество имело целью содействовать развитию техники (см. Техника) и технической промышленности в России. В современном обществе инженеры составляют большую социальную группу. 

ИННОВАЦИЯ (нововведение) процесс создания, освоения и практической реализации научно-технических достижений. Процесс инновации  включает следующие фазы:

  1.  фундаментальные исследования, приводящие к научным открытиям;
  2.  прикладные научные исследования и инженерное творчество, приводящие к созданию изобретений в виде устройств, способов или веществ;
  3.  разработку и испытание экспериментальных образцов новых изделий, технологий, материалов и т.п.;
  4.  проектирование новой техники и её промышленное освоение;
  5.  реализация первых промышленных образцов и при достижении коммерческого успеха расширение производства;
  6.  фаза диффузии (проникновения) инновации в другие области науки, техники, производства, духовной сферы и т.д.

Инновация включает как одну из основных частей маркетинг и маркетинговые исследования.

ИССЛЕДОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫЕ  — деятельность инженера по выделению слоя собственных исследований, которые получили название инженерных, или научно-технических, где не только доводятся до практически применимого уровня полученные в науке результаты, но и происходит обобщение, систематизация и даже теоретическое осмысление выработанных в ходе инженерной деятельности знаний (см. Деятельность инженерная).

Для инженерной деятельности характерна ориентация каждого вида инженерной практики на соответствующую базовую техническую науку, а впоследствии, даже на целый комплекс научно-технических дисциплин. Система сложившихся технических наук простирается от теоретических до прикладных исследований, от электроники и машиностроения до промышленной экологии и системотехники.

Прямым посредником между инженерной деятельностью и производством становятся инженерные исследования и проектирование (см. Проектирование).

КОНСТРУИРОВАНИЕ  —  деятельность, результатом которой является готовая конструкция технического устройства или системы, материализуемая затем в процессе изготовления. Конструкция, как правило, состоит из связанных определённым образом стандартных элементов, выпускаемых промышленностью. Если каких-либо элементов или не достает, или их параметры не соответствуют требованиям, они изобретаются и проектируются заново. Для целей массового производства и варьирования технических характеристик по требованию заказчиков, на этой стадии проводятся дополнительные инженерные расчеты и учет ряда таких требований, как простота и экономичность изготовления, удобство использования, соблюдение определённых габаритов и возможность применения стандартных или уже имеющихся конструктивных элементов.

Конструктор рассчитывает конкретные конструктивно-технические характеристики создаваемого устройства, учитывающие специфические условия его изготовления на данном производстве. Конструктор создает новые типы машин, имеющие общее устройство, но различающиеся характером отдельных деталей, их расположением, материалом и другими конструктивными особенностями.

Разработка технологии изготовления — задача уже другого специалиста — инженера-технолога. Однако это не снимает с конструктора ответственности (см. Ответственность) за создание технологичной конструкции.

КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА: 1. Концепция Ф. Дессауэра, где в соответствии с платоновскими традициями техническое творчество трактуется как реализация предустановленных идей, которые предшествуют человеческому существованию. Человек «извлекает» идеи и «помещает» их в сферу «чувственного восприятия». Творец, наделив человека способностями к творческой деятельности, создал условия для воплощения божественных идей, обогащения человеком эмпирического мира вещей. 2. Концепция М. Хайдеггера, где техническое творчество рассматривается как процесс «перевода» вещей из одного состояния в другое, а именно – в «орудийное». Этот «перевод» обусловливается самой сущностью природы, которая как бы ведет творчество инженера к новым технологическим объектам и решениям. Техническое творчество трактуется как способ раскрытия онтологической определенности вещей и «испытания» гуманистических убеждений личности.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ совокупность методов анализа, характеризующейся тем, что: 1) решение задачи основано на суждениях экспертов – специально отобранных специалистов ( лат. – опытный); 2) результат решения задачи состоит в получении новой информации; суждения экспертов базируются на их опыте и интуиции, а не на результатах расчетов или экспериментов. Экспертный метод используется при поиске новых, улучшенных технических решений (в рамках метода мозговой атаки), при прогнозировании развития технических систем.

НОУ-ХАУ это 1) полностью или частично конфиденциальные знания, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему; 2) технические знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой.

ОТКРЫТИЕ  выявление естественных вещей, явлений, закономерностей реально существующих в природе, но не известных прежде, в основе которого доминируют внутренние потребности индивидуума (учёного) по сравнению с воздействием внешних условий и обстоятельств.

ПАТЕНТ (от лат. — грамота, открытый) — 1) документ, удостоверяющий  признание технического решения изобретением (см. Изобретение), полезной моделью, промышленным образцом и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на использование указанных объектов. 2) Документ на право заниматься торговлей или промыслом, в некоторых государствах  —  на занятие определённой должности.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ —  процесс создания проекта  — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Основные принципы традиционного проектирования:

  1.  Принцип независимости — материальная реализация проекта не меняет природу и её законы.
  2.  Принцип реализуемости —  по проекту в существующем производстве можно изготовить соответствующее проекту изделие — вещь, сооружение, здание, город, системы.
  3.  Принцип соответствия — в проектируемом объекте можно выделить, описать, разработать процессы функционирования и морфологические единицы (единицы строения) и поставить их в соответствие друг другу; то же справедливо и в отношении функций и конструкций.
  4.  Принцип завершенности — почти любой проект может быть улучшен во многих отношениях, то есть, оптимизирован в целом.
  5.  Принцип конструктивной целостности — проектируемый объект решается в существующей технологии; состоит из элементов, единиц и отношений, которые могут быть изготовлены в существующем производстве.
  6.  Принцип оптимальности (выбор наилучшего варианта из возможных).

ТВОРЧЕСТВО ИНЖЕНЕРНОЕ —  проявляется на  уровнях: 1) изобретения – акт сознания, который оставляет позади себя старую действительность и творит новую; 2) инженерного решения – это решение практических технических проблем, имеющее творческий характер, реализуемое не только в определенных технических образцах, но и в масштабах общественного производства; 3) внедрения, когда опытный образец доводится до промышленного образца и серийного изделия через производственный эксперимент, связывающий науку с производством; 4) функционирования новой техники и технологии.

ТВОРЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ  процесс создания нового технико-технологического объекта, включающий систему взаимосвязанных этапов: 1) постановка конкретной технико-технологической идеи (проблемы) и выявление направления её решения, когда человеческий (субъективный) фактор материализуется в процессе создания новой идеи; 2) создание действующей модели соответствующего объекта или прогресса, когда идея приобретает более отчетливые технико-технологические формы выражения. Исторически техническое творчество реализуется в двух формах:

1) изобретательство (см. Изобретение)

2) открытие (см. Открытие).

ТЕОРИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА — разработана русским инженером  П. К. Энгельмейером.  Анатомия процесса изобретения от первого проблеска идеи до окончательного её выполнения на деле распадается на три акта: догадки, знания и умения.

1 акт: создание идеи, акт догадки. Здесь, прежде всего, осознаются условия задачи — например создание нового приспособления. Откуда добывать знания, из каких наук — дело интуиции изобретателя, его прошлого опыта работы. В результате этого акта формируется ясная определённая мысль в качестве предположения, намерения, замысла (внутреннее чтение идеи).

2 акт: выработка плана, схемы, акт знания. Задача этого акта заключается в том, чтобы заполнить пробелы и устранить из идеи её гипотетичность. Здесь изобретателю приходится чертить, вычислять, делать опыты, строить модели, испытывать их. На этом этапе включается методическое мышление, проводится рассудочная работа. В результате должна быть доказана осуществимость идеи. Составляется план, схема изобретения, в которой уже содержится всё то, что необходимо и достаточно для действия.

3 акт: выполнение, акт умения. Задача изобретения здесь распадается на столько отдельных задач, сколько частей в изобретении. Чаще всего они берутся готовыми по образцу уже существующих машин. На этом этапе  подключается конструктор. Наконец, натурное исполнение изобретения в одном экземпляре производится в мастерской или лаборатории.

В настоящее время изобретение редко бывает продуктом деятельности изобретателя-одиночки и часто требует сложной и кропотливой предварительной и параллельной научной работы.

ТЕХНОЛОГИИ ИННОВАЦИОННЫЕ  это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают следующие виды инновационных технологий:

  1.  внедрение;
  2.  тренинг деловое общение, вид социально-психологического упражнения, направленного на развитие установок, необходимых для успешных коммуникаций в условиях профессиональной деятельности;
  3.  консалтинг консультирование производителей, продавцов и покупателей по экономическим, хозяйственным и правовым вопросам;
  4.  трансферт (от англ. переношу, перемещаю) безвозмездная передача технологии, от одного лица к другому;
  5.  аудит (от лат. проверка) проверка финансов и документации независимыми специалистами или организациями;
  6.  инжиниринг (от англ. инженерное искусство) – представление на коммерческой основе инженерно-консультационных услуг (проектирование, представление лицензии и ноу-хау) по созданию объектов промышленности, инфраструктуры и пр.

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.  Современные исследователи выделяют следующие этапы технического творчества 1) перенос неадекватного для стоящей задачи ранее выработанного решения; 2) осмысление неудачной попытки решения, преобразование представления об условиях задачи; 3) приложение широкого круга научных знаний, выработка гипотетических программ решения; 4) интуитивное решение задачи; 5) вербализация интуитивного решения; 6) формализация вербализованного решения.

ЭТАПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.  Современные исследователи выделяют следующие этапы технического творчества:

1) критическое осмысление существующего положения вещей на базе экспериментальных материалов и логических рассуждений, формирование проблемной ситуации и  формулировка конкретной технической задачи;

2) этап «рождения» и вынашивания новой технической идеи как результата скачка в новое качество при реализации поиска решения определенной технической;

3) этап разработки идеальной модели как результата схематизации новой технической идеи, как структурной и функциональной схемы будущего технического объекта;

4) этап конструирования (см. Конструирование), перехода от мысленного построения к реальным разработкам, результаты которого выражаются в эскизном и техническом проектах, в рабочих чертежах или модельно-макетном воплощении;

5) этап воплощения изобретения в новом техническом объекте, который включает в себя ряд стадий: а) создание  экспериментального образца, б) создание  промышленного образца; в) запуск новой техники (см. Техника) и технологии (см. Технология) в серийное или массовое производство.

Основные понятия  и термины

ДИЗАЙН (англ. проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок»).  Дизайнер — человек, умеющий планировать, рисовать, чертить. Одновременно «дизайнер» в переводе с английского — «хитроумный человек». В англоязычной Библии времен Реформации во фразе «В начале сотворил Бог небо и землю» слово «сотворил» обозначено как «designed». В современной англоязычной литературе под словом «design» может пониматься и стиль, и проект, и проектирование, и собственно дизайн как профессиональная деятельность, существующая наравне с архитектурой или инженерным проектированием. Термин вошёл в обиход в конце IXX века вскоре после завершения промышленной революции, когда, собственно, и зародилась новая профессия — художник-проектировщик промышленных изделий.

В 1969 году  Т. Мальдонадо предложил следующее определение дизайна: «Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством». К концу 20 века дизайн стал пониматься как  органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином «дизайн»  может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат.

Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) — отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида. Промышленный дизайн как вид деятельности включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии. Промышленный дизайн охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к задачам промышленного дизайна относятся прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного и воздушного транспорта (в том числе автомобилей, самолётов, поездов), разнообразного инвентаря.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — особое социальное чувство, предполагающее осознание последствий в момент деяния, что фиксируется понятием вины. Именно вина, формируемая в объективной смысловой связи ценностей, а не действие или бездействие само по себе является причиной, началом и источником ответственности. Ответственность тесно связана с культурой, включая и правовую культуру. Ответственность сопряжена с таким феноменом бытия как свобода. Свободный человек — выбирает, несвободный — подчиняется позыву. Только способность взять на себя ответственность делает человека свободным. В этом смысле ответственность есть мера свободы.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТЕХНИКЕ. Применительно к инженерно-технической деятельности трактовка ответственности (см. ответственность) в веберовском смысле означает существенный шаг вперёд по сравнению с доминировавшим прежде пониманием профессионального этоса как добросовестного исполнения профессионального долга. В этом плане уже знаменитый поступок Леонардо да Винчи, утаившего чертеж аппарата для плавания под водой, можно истолковать как первое предвосхищение действия инженера с позиций моральной ответственности. Однако до 20 в. вопрос об ответственности учёных, изобретателей и инженеров за реальные или потенциальные негативные последствия технических инноваций не обсуждался.

В 1922 г. В. И. Вернадский писал о предстоящем перевороте в жизни человечества, который вызовет использование атомной энергии. В связи с этим философ ставил вопрос об ответственности, утверждая, что учёные должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. В дальнейшем проблема ответственности стала основной для ведущих физиков мира, разрабатывавших как фундаментальную теорию, так и участвовавших в проектах применения энергии атома в военных и мирных целях.

Своё концентрированное выражение новое понимание нашло в Кармельской декларации «О технике и моральной ответственности» (1974), где было отмечено, что ни один аспект современной технической деятельности не может рассматриваться в качестве нейтрального с позиций морали.

Известный философ Х. Йонас, развивая веберовскую этику ответственности и этику «благоговения перед жизнью» А. Швейцера, в связи с вызовами технологической цивилизации пришёл к выводу о необходимости новой расширительной концепции ответственности, знаменующей переход или дополнение ответственности виновного ответственностью хранителя или опекуна. Идеи Йонаса о родовой ответственности перед будущими поколениями и окружающей средой придали новый импульс этической дискуссии, вызвали как горячий положительный отклик, так и аргументированную критику.

Часть немецких философов техники (Х. Ленк, Г. Рополь) пошли по пути дальнейшего развития идей Йонаса с позиций аналитической нормативной этики. Им оппонировали Н. Луман и его последователи. Критике, в частности, подвергалась «эвристика страха», суть которой состояла в «предпочтении худших прогнозов лучшим», и вытекавшей из неё необходимости руководствоваться в отношении технических инноваций этосом самоограничения, что неизбежно приведёт к отказу от действия, а в случае ориентации оценки техники на наиболее пессимистические прогнозы —  к блокированию развития техники.

Вопрос о моральной вменяемости поднимается и в фундаментальной работе итальянского философа Э. Агацци. Он предлагает концепцию, обосновывающую сферы корректного «морального измерения науки и техники».  Он исходит из понимания науки как системы деятельности и знания, отвечающей на вопрос «почему», техники —  на вопрос «как», и технологии —  на вопросы «почему и как».

СООТНОШЕНИЕ ТЕХНИКИ И НАУКИ.  В философии техники при решении проблемы соотношения науки и техники сформировались следующие основные модели.

1) Линейная модель  рассматривает технику как прикладную науку. Сегодня данная модель большинством специалистов признана упрощённой.

2) Эволюционная  модель  процессы развития науки и техники рассматривает как автономные, но скоординированные процессы, а проблему их соотношения решает следующим образом: a) полагает, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, или наоборот  техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей; б) техника задаёт условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь технических.

3) В инструментальной  модели наука рассматривается как прикладная, ориентирующаяся на развитие технических достижений, наука развивается, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.

4) Опережающая модель  рассматривает технику науки как постоянно обгоняющую технику повседневной жизни, т. е. утверждает, что техника науки, т. е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни.

5) Модель технизации науки   утверждает, что до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. Модель технизации науки является наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения.

СООТНОШЕНИЕ И ТЕХНИКИ РЕЛИГИИ кратко можно выразить идеями Эпштейна  М. Н. , автора статьи «Техника — религия — гуманистика. Два размышления о духовном смысле научно-технического прогресса. Научно-технический аргумент бытия Бога.  Религиозное знание». Он подчёркивает тот факт, что технология обычно рассматривается как область, питающая самые радикальные атеистические взгляды.  Автор задаёт вопрос: если человек способен своим разумом и энергией перестраивать вселенную по своему плану, где же находится в это время Творец, почему он бездействует, в чём проявляется его воля? Активность человека, всё более возрастающая в ходе истории, оставляет как будто всё меньше места для активности Творца.

Философ считает, что успехи техники не опровергают бытие Бога, а напротив, доказывают  возможность такого его всемогущества, которое раньше представлялось совершенно немыслимым людям, владевшим лишь примитивными орудиями труда. Более того, возможности искусственного разума, который творит  человек, увеличивает вероятность того, что сам человек сотворён.

ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — область эстетического знания, которая изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы творчества художника-конструктора (дизайнера) (см. творчество).

ЭТИКА ИНЖЕНЕРНАЯ — особое предметное поле философии техники, связывающее моральные ценности и инженерную деятельность (см. деятельность инженерная).  К  60-м годам 20 века инженеры стали обладать значительно возросшими  техническими возможностями, что привело к пониманию факта — в первую очередь инженеры несут ответственность перед обществом в целом (см. ответственность).

Новые типы и оценки  действий предполагают и соответствующую им этику предвидения и ответственности, которая должна отвечать современным требованиям. Х. Йонас предлагает использовать «эвристику страха», что заставляло бы человечество рассматривать худшие сценарии до начала осуществления какого бы то ни было технического проекта.

Необходимо выделить самый современный аспект соприкосновения этики и техники (см. техника) — компьютерную этику.  Основной вопрос, на который  предстоит еще ответить: каковы этические нормы создания, распространения и использования информации в информационном обществе  не просто в компьютерах  и с помощью компьютеров, но и во всех средствах обработки информации и с помощью этих средств, начиная с телефона и радио и заканчивая телевидением и спутниками. Препятствием в решении вопроса об ответственности является так называемый «парадокс информационной технологии» — чем больше информации, тем меньше возможность контроля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37569. Методология управления финансами финансово-промышленных групп 1017 KB
  ФПГ как специфическая организационная форма предпринимательской деятельности [2. Современные тенденции создания и функционирования ФПГ за рубежом [2. Анализ российского опыта создания ФПГ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСАМИ ФПГ [3.
37570. МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП 610.5 KB
  Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методологии применения статистических методов в управлении эффективностью функционирования финансово-промышленных групп в условиях переходной экономики.
37571. Управление деятельностью корпораций в россии 1.32 MB
  субъект 2 Управляющая компания Государство орпорация i Команда j Технологическая цепочка j Предприятие k Общекорпоративные подразделения Если у одной корпорации модуль отсутствует используется существующий модуль другой корпорации; Если у обеих корпораций присутствуют аналогичные модули то используется более эффективный а другой сокращается. Корпорация Портфель 1 Элемент Портфель 2 Элемент Портфель N Элемент 1 7 2 6 3 5 4 Анализ возможностей Планирование Организация Диспетчирование Мотивация Контроль Регулирование Определение потребностей...
37572. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФАКТОРАМИ ПРОИЗВОДСТВА В КОРПОРАЦИЯХ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ 3.27 MB
  Корпорации оборонной промышленности в экономике России [2. Инструментарий формирования факторов производства корпорации оборонной промышленности [3.1] Разработка плана финансирования деятельности корпорации оборонной промышленности [3. Разработка и обоснование методики оценки прогнозирования оптимального состава факторов производства корпорации оборонной промышленности [3.
37573. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПОСРЕДНИКОМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ – ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КОНТРАКТОВ В СФЕРЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 874 KB
  ПЛЕХАНОВА ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ На правах рукописи БЕЛЬЯНИНОВ Андрей Юрьевич ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПОСРЕДНИКОМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ – ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КОНТРАКТОВ В СФЕРЕ ВОЕННОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Специальность 08. Исследование основных инвестиционных аспектов военнотехнического сотрудничества россии [2. Современное состояние системы военнотехнического сотрудничества России [2. Инвестиционный процесс в системе военнотехнического сотрудничества России [2.
37574. ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ В НЕМЕЦКОЙ ДУХОВНОЙ ПРОЗЕ XIII ВЕКА (трактат «Geistlicher Herzen Bavngart» и его источники) 1.16 MB
  Главы 202 и 203 содержат почти полный текст трактата Давида “Die Sieben Vorregeln der Tugend†а глава 205 так называемые “монастырские проповед膓Sechs Klosterpredigten†Бертольда Регенсбургского. Прямое указание на авторство Давида встречается только один раз для трактата “Die sieben Vorregeln der Tugend†причем в самом Bvngrt гл. Она подтвердила авторство Давида для восьми трактатов: “Die Sieben Vorregeln der Tugend†“Der Spiegel der Tugend†“Von der Offenbrung und Erleuchtung des...
37575. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НАСЛЕДСТВЕННОЙ КОМПОНЕНТЫ ПОДВЕРЖЕННОСТИ К БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ И ТУБЕРКУЛЕЗУ ПО ГЕНАМ ФЕРМЕНТОВ МЕТАБОЛИЗМА КСЕНОБИОТИКОВ 880.5 KB
  Полиморфизм генов глутатионовых Sтрансфераз GSTT1 GSTM1 GSTP1 и цитохромов Р450 CYP2E1 CYP2C19 у жителей г. Ассоциация полиморфных вариантов генов GSTT1 GSTM1 GSTP1 CYP2E1 и CYP2C19 с атопической бронхиальной астмой 65 3. Связь полиморфизма генов ферментов метаболизма ксенобиотиков с изменчивостью количественных признаков у больных бронхиальной астмой и туберкулезом 85 Заключение 101 Выводы 107 Литература 109 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 95 CI – 95 доверительный интервал; CYP – гены цитохрома Р450;...
37576. МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.05 MB
  Борьба за влияние внутри корпорации за контроль финансовых потоков в условиях общих целей и критериев оценки трансформировалась бы в сотрудничество и совместный рост благосостояния корпорации собственников и менеджеров. К наиболее важным результатам характеризующим научную новизну исследования относятся следующие: выявлены исторические тенденции и особенности формирования корпоративных отношений; определены предпосылки и условия для эффективного развития корпоративного управления; оценено влияние национальных особенностей на развитие...
37577. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА РФ 528.5 KB
  ДОСТОЕВСКОГО На правах рукописи Волнянский Денис Анатольевич ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА РФ Специальность 12.01 – теория и история права и государства; история правовых учений Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Научный руководитель: доктор юридических наук профессор Бутаков А. Омск – 2006 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА РФ План Глава 1. Подходы к пониманию корпоративного права РФ.