37511

Философия. Сборник тестов

Тест

Логика и философия

Предмет и специфика философии. Мировоззрение и философия. Общий обзор исторических типов философии. Античная философия.2 Философия. Средневековья. Философия Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Философия марксизма. Русская философия. Современная западная философия...

Русский

2013-09-24

425.5 KB

50 чел.

Оглавление

1. Предмет и специфика философии ……………..............................................

1.1 Мировоззрение и философия.………………………………………………………….

1.2. Общий обзор исторических типов философии……………………….

1.2.1 Античная философия…………………………………………………………………….

1.2.2 Философия Средневековья……………………………………………………………

1.2.3 Философия Возрождения………………………………………………………………….

1.2.4 Философия Нового времени……………………………………………………………

1.2.5 Немецкая классическая философия………………………………………………

1.2.6 Философия марксизма………………………………………………………………………

1.2.7 Русская философия…………………………………………………………………………..

1.2.8 Современная западная философия………………………………………………

2. Проблемы онтологии и гносеологии ……………………………………………

2.1 Проблема бытия. Диалектика бытия…………………………………………….

2.2 Философское понимание материи…………………………………………………..

2.3 Идеальное бытие сознания………………………………………………………………..

2.4 Познание: возможности и границы…………………………………………………..

3. Социальная философия……………………………………………………………………..

3.1Общество как объект познания и целостная, саморазвивающаяся система………………………………………………………………….

3.2 Культура и цивилизация…………………………………………………………………….

3.3 Философские вопросы техники………………………………………………………..

3.4 Духовная жизнь общества. Наука, искусство, религия, мораль…………………………………………………………………………………………………………….

3.5 Философские проблемы человека…………………………………………………..

3.6 Ценности……………………………………………………………………………………………

Ответы на тесты…………………………………………………………………………………

3

5

5

9

9

12

15

18

22

26

28

32

36

36

40

42

45

50

50

65

70

74

82

1. Предмет и специфика философии

1.1 Мировоззрение и философия

Соотнесите понятия «мировоззрение» и «философия»:

Понятие «философия» шире понятия «мировоззрение».

Понятие «философия» уже понятия «мировоззрение».

Понятие «философия» совпадает с понятием «мировоззрение».

По мнению Бертрана Рассела:

1.Философия

1. Точное знание

2.Наука

2. Ничья Земля

3.Теология

3.Догмы

Дело философии:

Исследовать вопросы, на которые наука не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными.

Отвечать на вопросы, которые возникают в области науки и религии.

По мнению Вернадского В. И. на становление научного мировоззрения влияют:

Все процессы развития научных идей.

Только те процессы развития научных идей, которые способствуют развитию науки, проверены временем, не исключаются  новыми открытиями.

Влияет ли информационная модель мира на формирование мировоззрения современного человека:

Любой процесс обработки информации в социокультурной системе опосредован системой категорий или понятий, являющихся информационной моделью мира.

Формирование мировоззрения – процесс, не опосредованный никакими внешними структурами.

К особенностям формирования мировоззрения современного человека можно отнести:

Стремительное расширение возможностей взаимодействия человека и мира в цифровом пространстве.

Самодостаточность человека и окружающего его мира. Организацию новых  степеней свободы человека в разрастающемся нелинейном Интернет-пространстве.

Личностную ответственность за глобальные мировые проблемы.

В чём, по мнению Бердяева Н. А., состоит трагедия философа:

В столкновении между мыслью индивидуальной и мыслью коллективной.

В невозможности выведения бытия из познания, а лишь выведения познания из бытия.

В ограничении познания философа от лица Божьей благодати.

В ограничении познания философа от лица природной необходимости.

В социальности философии.

В персональности философии.

Хронологический порядок появления исторических типов мировоззрения:

Философия.

Мифология.

Религия.

Соответствие между основными разделами философии и их содержанием:

1

Аксиология

1

Учение о законах и формах мышления

2

Гносеология

2

Учение о бытии

3

Логика

3

Учение о познании

4

Онтология

4

Учение о прекрасном

5

Эстетика

5

Учение о морали

6

Этика

6

Учение о ценностях

Отличительной чертой философии является:

Поиск всеобщих оснований бытия.

Истолкование священных текстов.

Построение систематизированного образа реальности.

Соответствие между философией, наукой, теологией и их сущностными чертами:

1

Философия

1

процесс построения систематизированного образа части реальности, ориентированный на выявление её общих свойств

2

Теология

2

разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он принимается некритически и только разъясняет «слово божие».

3

Наука

3

наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

Обыденному знанию присущи черты:

Способствует ориентации в окружающем мире.

Имеет теоретико-систематическую форму.

Связано с жизненным опытом отдельного индивида.

Научному знанию присущи черты:

Выражено эмпирическим и теоретическим уровнями отражения действительности.

Имеет личностный характер.

Опирается на сложную систему индивидуального опыта исследователя.

Передается непосредственно от учителя к ученику с помощью личного примера.

Мировоззрение — это:

Система взглядов на объективный мир и место человека в нём.

Воля,  убеждения,  идеалы людей.

Высшая цель, определяющая стремления и поведение отдельного человека, группы людей.

Идеализм — это :

Философское учение, которое всё выводит из одного духа.

Философское учение, которое объясняет возникновение духа из материи.

Объективный идеализм :

Философское учение, которое провозглашает независимость идеи, бога, духа не только от материи, но и от сознания человека.

Философское учение, которое утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека.

Материализм – это:

Философское учение, в соответствии с которым материя является единственным основанием всего существующего, также и явлений духовного порядка.

Философское учение, которое объясняет возникновение материи из духа.

Обыденному типу мировоззрения присущи черты:

Отсутствие осознания отличия человека от внешней природы.

Понятийная, категориальная форма, опора на достижения наук.

Порождение непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей.

Удвоение мира на «земной» и «небесный».

Уровню мировоззрения – мировосприятию – присущи черты:

Создание цельной картины мира, обозначение взаимосвязи процессов и явлений, фиксация их тождества и различия.

Фиксация лишь отдельных, внешних проявлений бытия, мира явлений, а не сущностей.

Интеллектуальный аспект мировоззрения, способный вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

Плюрализм предполагает:

Несколько или множество исходных оснований.

Многообразие явлений мира, исходящее из одного начала.

Признание равноправными,   не   сводимыми друг к другу, двух начал — материи и сознания.

Многообразие явлений мира, исходящее из одного начала — это ***.

 Признание равноправными,   не   сводимыми друг к другу, двух начал материи и сознания — это ***.

1.2 Обзор исторических типов философии

1.2.1 Античная философия

Хронологический порядок периодов развития античной философии

Гуманистический

Классический

Натурфилософский

Эллинистический

Античные философские школы в порядке их возникновения

Ликей Аристотеля

Неоплатонизм

Пифагореизм

Платоновская Академия

Римский стоицизм

Соответствие между именами мыслителей  и их утверждениями о первооснове всего сущего:

1

Анаксагор

1

Божественный абсолют

2

Аристотель

2

Гомеомерии

3

Платон

3

Атомы

4

Плотин

4

Идеи

5

Эпикур

5

Единство материи и формы

6

Фалес

6

Вода

Началом всего  признавал воду:

Фалес

Анаксимен

Анаксагор

Гераклит

На вопрос «Что трудно?» Фалес ответил:

«Познать самого себя»

«Дать совет другому»

«Иметь удачу»

Сущностные признаки первоначала всего:

То, из чего всё сущее состоит.

То, из чего сущее первоначально возникает и во что оно в конце концов разрешается.

То, что оставаясь неизменным само по себе, изменяется в своих свойствах (акциденциях).

То, что пребывает всегда.

То, что ограничено во времени и в пространстве.

Автором цитаты «Многознание не научает уму» является:

Гераклит

Фалес

Парменид

Зенон

Эпикур

«Невозможно дважды войти в ту же самую реку», говорил:

Гераклит

Фалес

Парменид

Зенон

Эпикур

9. Пармениду принадлежат мысли о бытии:

Вселенная вечна и неподвижна.

Вселеная едина, вечна, шаровидна.

Вселенная вечна, безначальна, шаровидна и подобна (себе), неподвижна и ограничена.

10. Четыре рассуждения о движении, которые заключают в себе не легко разрешимые трудности (апории) принадлежат:

Зенону

Пармениду

Фалесу

Гераклиту

Удовольствие, по Эпикуру, есть:

Отсутствие страдания.

Правильная жизнь.

Покой души.

Чувственное наслаждение.

По мнению Эпикура не надо бояться смерти, потому что:

Смерть есть лишь лишение ощущения.

Смерть лишь отнимает жажду бессмертия.

Смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют.

Аристотель определяет благо как:

То, к чему всё стремится.

То, к чему всё стремится ради чего-либо иного.

То, что пребывает само по себе.

По Аристотелю дружба:

Сопряжена с добродетелью.

Самое необходимое для жизни.

Возможна между сходными людьми.

Возможна между людьми, которые полезны или приятны друг другу.

Соответствие между философами и их трудами:

1

Платон

1

Диалоги

2

Аристотель

2

Малый диакосмос

3

Гераклит

3

О природе

4

Демокрит

4

Никомахова Этика

Один из родоначальников философской диалектики, в смысле нахождения истины при помощи бесед — ***.

Составная часть сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением — ***.

Благодаря *** познание переходит от философского сомнения («Я знаю, что ничего не знаю») к рождению истины посредством самопознания («Познай самого себя»).

1.2.2 Философия Средневековья

Позиций номинализма придерживался ...

Августин

Ансельм

Платон

Плотин

Росцелин

Сенека

Выдающимся представителем зрелой схоластики, основателем томизма был:

Ансельм

Платон

Плотин

Росцелин

Аквинский

Августин

3. Теология Ф. Аквинского была целиком подчинена философии такого выдающегося мыслителя античности, как:

Платон

Аристотель

Сократ

Эпикур

4.Согласно Ф.Аквинскому, бытие Бога может быть доказано ... путём(ями)

Двумя

Одним

Пятью

Тремя

Четырьмя

5. Согласно Ф.Аквинскому, сущность и существование соединены вместе в ...

Абсолютном духе

Боге

Природе

Человеке

Чувственно воспринимаемых вещах

6. Единственно истинной философией католическая церковь признает учение ...

Авг. Блаженного

Альберта Великого

Ансельма Кентерберийского

Аристотеля

Ф. Аквинского

7. Согласно Ф. Аквинскому, Бог является ...

Демиургом, создающим мир из вечно существующих идей и материи.

Творцом мира из ничего.

Тождественным природе.

Только перводвигателем.

8.«Бритва Оккама» требовала удалять из науки понятия, не поддающиеся проверке в :

Опыте

Доказательстве

9. Хронологический порядок периодов в развитии средневековой философии:

Патристика

Схоластика

10.Соответствие между понятиями и их определениями:

1

Номинализм

1

Средневековая христианская философия, характеризующаяся особым интересом к формально—логической проблематике

2

Патристика

2

Совокупность теологических и философских доктрин, созданных отцами церкви

3

Реализм

3

Учение, согласно которому общее не существует, а понятия есть лишь имена

4

Схоластика

4

Учение, согласно которому общее существует объективно, независимо от человеческого сознания

11. Спор об универсалиях предполагает ответ на вопрос:

Существует ли общее в реальности?

Как происходит объединение единичных имен в общие?

Что такое общее имя?

12.Соотнесите имена философов и названия их трудов:

1

Авг. Блаженный

1

Исповедь

2

Фома Аквинский

2

О возникновении и уничтожении

3

У. Оккам

3

Да и нет

4

П. Абеляр

4

Сумма логики

13.Есть ли в философской системе Авг. Блаженного место человеческой свободе:

В его системе есть место человеческой свободе.

Человек — ничто: его свобода всецело поглощается снизу или сверху, вся уходит в грех или в благодать.

14.Внутренний человек по Августину – это:

Жизнь человеческой души в Боге.

Субъективный внутренний мир человеческого сознания, воли и чувства.

Одинокая отдельная личность.

15.Доказывая бытие Бога, Фома Аквинский утверждает, что это:

Субстанция вечная, неподвижная и отделенная от материи.

Субстанция неподвижная и природная.

Субстанция, которая всегда движет, или действует.

Субстанция, которая всегда актуальна.

16. Особенность средневекового мышления, для которого реальностью, определяющей всё сущее, является Бог – ***.

17. Учение о создании мира Богом из ничего  –***. 

1.2.3 Философия эпохи Возрождения

Пантеистические взгляды были присущи ...

Бруно

Данте

Макиавелли

Монтеню

Петрарке

Высказал гипотезу о бесконечном множестве миров ...

Бруно

Леонардо да Винчи

Монтень

Петрарка

Фичино

Благородство человека, согласно гуманистам эпохи Возрождения, определяется …

Заслугами перед Богом.

Личными заслугами.

Происхождением.

Происхождением и социальной принадлежностью.

Социальной принадлежностью.

Ренессансные философы понимали человека как …

Общественное животное.

Политическое животное.

Творение бога.

Творца.

Художника.

Периоды развития ренессансной философии в хронологическом порядке:

Гуманистический.

Натурфилософский.

Неоплатонический.

Соотнесите имена философов и их произведения:

1

Валла

1

«О наслаждении»

2

Данте

2

«Город Солнца»

3

Кампанелла

3

«Божественная комедия»

4

Кузанский

4

«Об учёном незнании»

5

Макиавелли

5

«Опыты»

6

Монтень

6

«Государь»

Соотнесите понятия и их определения:

1

Гуманизм

1

Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания

2

Антропоцентризм

2

Воззрение, признающее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие

3

Реформация

3

Эпоха возрождения идеалов античности

4

Ренессанс

4

Идеологическое движение 16 в., направленное против средневековой католической церкви

Дж. Бруно утверждал: «вселенная едина, бесконечна, неподвижна», - какие из суждений могут служить доказательством этого:

Едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность, едина форма, или душа, едина материя, или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее.

Вселенная никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична.

Вселенная не движется в пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем.

Вселенная изменяется в другое расположение, благодаря внешнему, она приходит в возбужденное состояние.

Н. Кузанский, утверждая, что «мы желаем знать, что ничего не знаем», обосновывал это, опираясь на труды философов Античности. Кто является автором утверждений:

Пропорция, выражающая согласованность в чем-нибудь, с одной стороны, и разобщенность, с другой, не может быть понята без помощи числа.

Уточнение сочетаний в материальных предметах и точное применение известного и неизвестного настолько выше человеческого разумения, что мы ничего не знаем, кроме своего незнания.

Все вещи труднопостижимы, и язык не может их объяснить.

Леонардо да Винчи утверждал, что «Всё наше познание начинается с ощущений». Какие суждения могут служить доказательством этого высказывания:

Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы.

И хотя природа начинается с причин и кончает опытом, нам надобно идти путем обратным, то есть начинать с опыта и с ним изыскивать причину.

Опыт ошибается, также ошибаются и наши суждения.

Разрабатывала проблему материи, находясь под воздействием успехов естествознания и античной философской традиции ***.

Пантеистическую концепцию разрабатывали:

Кузанский

Монтень

Галилей

Приписывал движение самой материи как активность, как вечный круговорот, при котором ни один элемент природы не исчезает, а лишь превращается в иную форму ***.

Теория *** обосновывала права человеческого разума на самостоятельное исследование, независимое от авторитета церкви и церковной догматики, хотя этот авторитет не уничтожался, а лишь ограничивалась сфера его влияния.

Отделение этики от религии, зависимость её от «естественной природы человека» характерна для философов *** .

1.2.4 Философия Нового времени

Согласно Лейбницу, субстанция как духовная единица бытия есть ....

Бог

Идея

Монада

Триада

Форма

Г. Лейбниц следовал …

Номиналистической традиции Оккама.

Пантеизму Бруно.

Рационалистической традиции  Декарта.

Сенсуалистической традиции Локка.

Эмпирической традиции Бэкона.

Выдающийся философ Нового времени, сторонник сенсуализма в теории познания –  ...

Бэкон

Декарт

Лейбниц

Локк

Спиноза

4.Согласно Локку, к первичным качествам вещей относятся …

Вкус

Запах

Протяжённость

Фигура

Форма

Цвет

5.Принцип «существовать значит быть воспринимаемым» принадлежит …

Беркли

Бэкону

Декарту

Лейбницу

Локку

Какие из суждений Ф. Бэкона можно  считать подтверждением позиции эмпиризма:

В природе  существуют единичные тела, осуществляющие отдельные чистые действия, однако, на основе знания о них невозможно открыть никакой закон.

Знание причины какой-либо природы (как, например, белизны или теплоты) только в некоторых предметах, несовершенно.

Исследование самого факта, или истинного положения вещей, не менее, чем познание причин и соответствий, зависит от тех первичных и всеобщих аксиом о простых природах, таких, как природа самопроизвольного вращения, притяжения или магнетической способности, или многих других явлений, которые более общи, чем сами небесные явления.

Соотнесите имена философов и их труды:

1

Ф. Бэкон

1

Правила для руководства ума

2

Р.Декарт

2

Новый Органон

3

Дж. Локк

3

Монадология

4

Г.В. Лейбниц

4

Опыты человеческого разума

5

Д. Юм

5

Трактат о человеческой природе

Какое из четырех правил для руководства ума применил Декарт, «уподобляя себя путникам, заблудившимся в лесу, которые не должны кружить или блуждать из стороны в сторону, ни, тем паче, застревать на месте, но должны идти как можно прямее в одну сторону, не меняя направления по ничтожному поводу, хотя бы первоначально всего лишь случайность побудила их избрать именно это направление»:

Первое: не принимать за истинное что бы то ни было, прежде чем не признал это несомненно истинным, т.е. старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе: делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье: руководить ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном порядке вещей не предшествуют друг другу.

И последнее: делать всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Полемизируя с Р. Декартом на предмет отсутствия в душе врождённых признаков, Дж. Локк использует для доказательства доводы общего согласия, что из приведённых цитат можно к ним отнести?

«Что есть, то есть».

«Невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была».

«Одно либо истинно, либо ложно, а третье не дано».

Какие из примеров соответствуют тезису Беркли «существовать, значит быть воспринимаемым»:

Когда я говорю, что стол, на котором я пишу, существует, то это значит, что я вижу и ощущаю его; и если б я вышел из своей комнаты, то сказал бы, что стол существует, понимая под этим, что, если бы я был в своей комнате, то я мог бы воспринимать его, или же что какой-либо другой дух действительно воспринимает его. Здесь был запах — это значит, что я его обонял; был звук — значит, что его слышали; были цвет или форма — значит, они были восприняты зрением или осязанием.

Дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум.

Свет и цвета, тепло и холод, протяжение и формы, словом, все вещи, которые мы видим и осязаем, — что они такое, как не разнообразные ощущения, понятия, идеи и чувственные впечатления.

Объект и ощущение одно и то же (are the same thing) и не могут поэтому быть абстрагируемы одно от другого.

Нет иной субстанции, кроме духа или того, что воспринимает.

Д. Юм в «Трактате о человеческой природе» говорит, что «…объектом любви и ненависти, очевидно, является какая-либо мыслящая личность и что ощущение, доставляемое первым аффектом, всегда приятно, а ощущение, вызываемое вторым, неприятно. …лишь немногие в состоянии образовывать точные системы аффектов или размышлять об их общей природе и сходных чертах. Но даже и без таких достижений в философии мы не слишком подвержены ошибкам в данном отношении, ибо нам достаточно руководства повседневного опыта, а также некоторого рода представления (presentation), подсказывающего нам, что возымеет действие на других, на основании того, что мы непосредственно переживаем в себе». На основании этого суждения можно сделать вывод, что он принадлежит к:

Эмпиристам

Рационалистам

Соотнесите имена философов  и понятия:

1

Ф. Бэкон

1

первичные качества

2

Р.Декарт

2

врождённые идеи

3

Дж. Локк

3

идолы

4

Г.В. Лейбниц

4

монады

По мнению *** ум новорождённого представляет собой «чистую доску».

Существование в душе неосознанных представлений, потенциальных восприятий по мнению Лейбница означает ***

Учением о *** Лейбниц объединял понятия философии и всех наук, которыми занимался:  в математике – это нумерическая единица и дифференциал, в физике – это сила с её механическим законом действия, в химии – это атом, в биологии – органические формы, в психологии  - это перцепции (восприятия). В логике – субъект суждения, в праве – юридическое лицо, индивид…

1.2.5 Немецкая классическая философия

1. В «Критике практического разума» И. Кант говорит о том, что «принцип, который основывается только на субъективном условии восприимчивости к удовольствию или неудовольствию» не может быть практическим законом потому, что:

В этом принципе нет объективной необходимости, которую надо познавать a priori.

Всегда познается только эмпирически и не может иметь одинаковой значимости для всех разумных существ.

Не является условием возможности определения произвольного выбора.

2. По Канту суждение вкуса является эстетическим, доказывая это, он опирается на доводы:

Мы соотносим представление с объектом познания посредством рассудка.

Мы соотносим представление с субъектом и испытываемым им чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения.

Практическая философия И. Канта исследует:

Природу морали.

Природу познания.

Природу прекрасного.

Моральность, по Канту, всегда связана с долженствованием:

Условным

Категорическим (безусловным)

Превращает ли нравственный выбор в произвол моральный закон И. Канта, выражаемый категорическим императивом – «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы иметь также и силу принципа всеобщего законодательства»:

Не превращает, так как сохраняет методику проверки моральной ценности поступка через представление его максимы в образе всеобщего закона природы.

Превращает, так как стремление к счастью имеет большую ценность, чем моральные предписания.

Моральный закон не связан с законами природы, от которых в конечном счете и зависит чувственная удовлетворенность человека. Может ли человек вести себя морально, зная, что этим он заслужит счастье, но едва ли получит его?

Закон работает, если «усилить» моральную мотивацию надеждой на получение счастья.

Закон не устраняет бескорыстности моральных поступков и автономии воли.

Соотнесите имена философов и их понятия:

1

И. Кант

1

Я и Ты

2

Г. Гегель

2

Абсолютная идея

3

Л. Фейербах

3

Вещь-в-себе

Соотношение Свободы и Необходимости по Гегелю заключено в высказывании:

Свобода и необходимость — стороны действительности, ступени её развития.

Абсолютная необходимость «слепа» в том смысле, что она есть абсолютное превращение всех различий в их возможность и их возможности в действительность

3.Истинный генезис познания предполагает возвышение над необходимостью и переход из сферы необходимости в сферу свободы, т. е., по Гегелю, в сферу понятия.

Гегелевская субстанция абсолютной идеи выступает как реальность в виде природы и в виде духа. Равноправны ли эти две реальности между собой?

Нет.  Мир конечных, чувственных вещей — это не истинное, а мнимое бытие, видимость, все природное ничтожно.

Да. Природа, чувственное начало, тело — вещи необходимые. Необходимость природы проистекает из целеустремленности абсолютной идеи, которая имеет целью познать самое себя.

 Абсолютная идея Гегеля — раскрывает общую схему творческой деятельности Мирового духа, как объективного, безличного, идеального начала, выступающего основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Исходя из этого, Гегеля можно отнести к представителям:

Объективного идеализма.

Субъективного идеализма.

11.  Аналитические суждения И. Канта означают, что предикат, уже содержащийся в понятии субъекта и смутно мыслящийся в нём, эксплицируется из этого понятия по закону тождества. Аналитические суждения не углубляют наших познаний, но, всё же, расширяют сферу отчетливо мыслимого. Определите примеры аналитических суждений:

«Все тела протяженны».

«Всякое золото желто».

«Все мои представления объединены в «Я».  

3+4=7.

12. Сколько Антиномий в философии И. Канта:

Этих антиномий четыре.

Этих антиномий две.

Этих антиномий пять.

13. Антиномии И. Канта касаются:

Времени и пространства.

Простого и сложного.

Свободы и необходимости.

Детерминизма и индетерминизма.

Веры и любви.

Жизни и смерти.

«Вещь в себе»важнейшее понятие в философии И. Канта:

Означает  вещь со стороны тех её свойств, которые зависят от человеческого восприятия и его специфических условий.  

Она противоположна явлению как тому, что с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности.

По И. Канту Синтетические суждения такие, в которых предикат привносит новый признак, не содержащийся до этого в содержании понятия, относящегося к субъекту. Определите их:

«Все тела имеют тяжесть».

«Всякое изменение имеет причину».

«Золото желто».  

Соотнесите имена философов и их труды:

1

И. Кант

1

Философия духа

2

Г. Гегель

2

Критика способности суждения

3

И. Фихте

3

К критике гегелевской философии

4

Л. Фейербах

4

Основа общего наукоучения

Понятие идеалистической философии о ничем не обусловленном духовном начале, доприродной сущности, «божественной» мысли, безличном разуме, порождающем реальный  материальный мир – природу, человека, общество, человеческое мышление.

 

Термин идеалистической философии, означающий знание, которым человечество располагает независимо от опыта  – ***.

1.2.6 Философия марксизма

Одно из основных достижений марксистской философии ...

Идеалистической диалектики.

Идея активности субъекта в познании.

Открытие материалистического понимания истории.

Создание антропологической формы материализма.

Формулировка категорического императива.

Основной труд Маркса – …

«Диалектика природы».

«Капитал».

«Монадология».

«Наука логики».

«Сущность христианства».

Согласно Марксу, определяющим типом отношений между людьми являются отношения

Бытовые

Идеологические

Политические

Правовые

Производственные

Термин «отчуждение», введенный в марксистской философии  отражает процесс:

В ходе которого результаты активности или сама активность некоторого субъекта становятся самостоятельными и чуждыми по отношению к этому субъекту.

Человеческой деятельности, порабощающей субъекта деятельности.

По К. Марксу заработная плата рабочего связана с прибылью капиталиста:

При выигрыше капиталиста рабочий обязательно выигрывает.

При убытке капиталиста рабочий обязательно вместе с ним теряет.

По мнению Ф. Энгельса «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира», принадлежали к лагерю:

Идеализма

Материализма

По мнению Ф. Энгельса «Те, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам»:

Идеализма

Материализма

Философская формулировка гносеологической стороны основного вопроса философии содержит:

Отношение мышления к бытию.

Отношение наших мыслей об окружающем мире к самому этому миру.

Соответствие наших представлений и понятий о действительном мире верному отражению действительности.

Вопрос о тождестве мышления и бытия.

По мнению Ф. Энгельса познаваемость мира может быть обоснована только:

Практикой.

Логичностью мыслительного процесса.

Соотнесите имена философов и их труды:

1

К. Маркс

1

Материализм и эмпириокритицизм

2

Ф. Энгельс

2

Капитал

3

В. Ленин

3

Диалектика природы

 Соотнесите имена философов и их понятия:

1

К. Маркс

1

Коммунистический труд

2

Ф. Энгельс

2

Исторический материализм

3

В. Ленин

3

Отчуждение

Категория исторического материализма, служащая для обозначения общества на определённом этапе исторического развития ***

В диалектическом и историческом материализме отношение людей к природе фиксируется с помощью категории ***

В диалектическом и историческом материализме отношение людей друг к другу выражается в категории ***

Понятие, фиксирующее существование общественного производства в исторически определённых конкретных формах, в рамках которых осуществляется не только отношение между людьми, но и их отношение к природе – это ***

1.2.7 Русская философия

Философию В.Соловьева называют философией ... Всеединства

Абсолютного

Объективного

Относительного

Отрицательно

Положительного

Согласно В. Соловьеву, три абсолютные ценности – благо, истина и красота – всегда образуют единство, смыслом которого является ...

Благо

Вера

Любовь

Надежда

Справедливость

Автор произведений «Оправдание добра» и «Чтение о Богочеловечестве» – ...

Аксаков

Бердяев

Герцен

Достоевский

Соловьёв

Толстой

Истоки и смысл русской идеи и русского коммунизма раскрыл перед миром ...

Бердяев

Достоевский

Плеханов

Соловьёв

Чаадаев

Высшую ценность Н. Бердяев видел в ...

«Правильных» законах и справедливости

Вере в Бога и любви

Добре

Красоте

Поиске истины

Свободе личности и творчестве

Главное понятие философии Н. Бердяева – ...

Благо

Бог

Богочеловечество

Истина

Непротивление злу насилием

Свобода

Автор произведений «Смысл творчества» и «Истоки и смысл русского коммунизма» – ...

Бердяев

Достоевский

Радищев

Соловьёв

Толстой

Чаадаев

Учение в русской философии конца ХIХ – начала ХХ веков о неразрывном единстве человека, Земли и космоса – ...

Антропоцентризм

Гелиоцентризм

Геоцентризм

Космизм

Космоцентризм

По мнению В. С. Соловьева человека отличает от животных наличие:

Стыда

Жалости

Страха

Благоговения

Преодоление одиночества по Бердяеву есть:

Объективированное познание.

Объективированная природа.

Объективированное общество.

Познание, которое построено в перспективе общения, а не в перспективе общества.

 По мнению В. И. Вернадского «Живое вещество» есть:

Совокупность живых организмов.

Биосфера.

Материально–энергетическая среда.

Ноосфера – это:

Последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории.

Соотнесенность общественной жизни со стихийным геологическим процессом, с законами природы.

Будущее планеты.

По мнению К. С. Аксакова современный человек:

При необъятном богатстве способов и средств для жизни, характеризуется страшной бедностью души.

Характеризуется исчезновением искренности, проникновением в душу  лжи, как ржавчины.

Характеризуется эволюцией основных качеств души.

В философии К. Э. Циолковского монизм означает:

Отзывчивость всех тел космоса. Так, все тела изменяются в объеме, форме, цвете, крепости, прозрачности и всех других свойствах в зависимости от температуры, давления, освещения и вообще воздействия других тел.

Только степень чувствительности разных частей Вселенной, которая различна и непрерывно меняется от нуля до неопределенно большой величины.

В математическом же смысле вся Вселенная жива, но сила чувствительности проявляется во всём блеске только у высших животных.

Всё живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствует.

По И. А.  Ильину предметная любовь:

Начало слепой страсти.

Сочувствие.

Способность к единению и отождествлению с любимым.

Творчество.

Духовная.

Соотнесите имена философов и их труды:

1

Н. А. Бердяев

1

Оправдание добра

2

В. С. Соловьев

2

Философия свободы

3

Н. А. Федоров

3

Монизм Вселенной

4

К. Э. Циолковский

4

Философия общего дела

Исторический путь России, по мнению западников:

Усвоение исторических достижений стран Западной Европы.

Самобытный путь развития России.

Русский космизм – это:

Учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса.

Идеи развития и всеобщей взаимосвязи явлений материального и духовного мира.

Представители русского космизма – это:

Н. Федоров

Вл. Соловьев

К. Циолковский

В. Вернадский

А. Чижевский

Н. Бердяев

Соотнесите имена философов и их понятия:

1

К. Циолковский

1

Всеединство

2

Вл. Соловьев

2

Свобода

3

Н. Бердяев

3

Ноосфера

4

В.Вернадский

4

Монизм

*** отстаивали возможность и необходимость развития России по пути западноевропейских государств.

*** – представители идеалистического течения русской общественной мысли середины 19 века, обосновывающие необходимость развития России по особому пути, отличному от западно–европейского.

1.2.8 Современная западная философия

Первичная реальность в неклассической философии представлена как …

Духовная культура.

Жизнь человека.

Материальная культура.

Общественное производство.

Разум.

Согласно Шопенгауэру, все существующее представляет собой …

Волю.

Волю к власти.

Воплощение абсолютной идеи.

Комплекс ощущений.

Феномены сознания

Понятие «воля к власти» ввел в философию …

Бергсон

Гуссерль

Дильтей

Ницше

Шопенгауэр

Учение о сверхчеловеке разрабатывал …

Гегель

Ницше

Фихте

Шеллинг

Шопенгауэр

Основу экзистенциализма составляет философская традиция ...

Агностицизма

Иррационализма

Рационализма

Скептицизма

Эмпиризма

Основание психоанализа как философской концепции связано с именем ...

Гуссерля

Ницше

Рассела

Фрейда

Согласно Фрейду, структура человеческой личности включает в себя – ...

«Он», «Она»,  «Я».

«Он», «Она», «Они».

«Оно», «Я», «Сверх—Я».

«Оно», «Ты», «Я».

«Ты», «Я», «Сверх—Я».

Соответствие между именами философов и их трудами:

1

З. Фрейд

1

Так говорил Заратустра

2

О. Конт

2

Толкование сновидений

3

Ф. Ницше

3

Мир как воля и представление

4

А. Шопенгауэр

4

Дух позитивной философии

По учению К. Юнга архетип – это:

Врожденная психическая структура, находящаяся в коллективном бессознательном.

Религиозное представление.

Символ.

По мнению З. Фрейда бессознательное:

Невербализовано (несловесно).

Скрыто от сознания субъекта.

Невротические состояния

 

Рационализм в современной западной философии представлен школами:

Неопозитивизма.

Постпозитивизма.

Философии жизни.

Психоанализа.

Экзистенциализма.

Иррационализм в современной западной философии представлен школами:

Неопозитивизма.

Постпозитивизма.

Философии жизни.

Психоанализа.

Экзистенциализма.

По мнению К. Юнга «коллективное бессознательное»:

Противоположно понятию «бессознательное» З. Фрейда.

Сводимо исключительно к биологической компоненте.  

Является проблемой культуры.

По мнению неопозитивистов к научному знанию можно отнести:

Всё то, что относится к частным дисциплинам, к эмпирическим наукам.

Логику и математику, являющуюся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания.

Философию.

Метафизику.

Сверхчеловек по Ницше:

Не связан с обществом и другими людьми никакими нравственными обязательствами.

Абсолютно свободный человек.

Человек «альтруист».  

Обладает врожденной аристократичностью, благородством и доброжелательностью по отношению к равным себе.

Основные представители Философии жизни –  

Ницше  

Бергсон

Шпенглер

Фрейд

Сартр  

К основным чертам экзистенциализма можно отнести:

Акцентирование внимания на вопросе о смысле жизни уникальной человеческой личности.

Представление способа поведения человека как осознанного действия интеллектуально и нравственно свободного существа, соблюдающего свободу других.  

Отрицание человеческих ценностей.

Сциентистскую направленность.

18. Представители экзистенциализма:

Сартр

Камю  

Хайдеггер

Ясперс

Кьеркегор

Бердяев

Шпенглер

19. Рациональное –

Логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное универсальное знание предмета.

Предмет, явление, действие, в основании бытия которых лежит закон, формообразование, правило, порядок, целесообразность.

Нельзя выразить понятийно, вербально, не способно быть воспринято всеми субъектами.

То, что не дает и в принципе не способно дать знание сущности предмета в целом, оно скользит по поверхности и служит исключительно для целей ориентации человека в окружающей среде.

20. Принцип ***, выдвинутый логическим позитивизмом (Шлик, Витгенштейн) в качестве критерия научной осмысленности высказываний.

2. Проблемы онтологии и гносеологии

2.1 Проблема бытия. Диалектика бытия

Проблемы бытия изучает философская дисциплина:

Онтология

Гносеология

Аксиология

Бытие – это:

Философская категория, утверждающая наличие явлений и предметов — самих по себе или как данное в сознании, а не содержательный их аспект.

Мысленный конструкт.

Понятие бытия предполагает поиск ответов на вопросы:

Мир существует вечно или конечен во времени?

Конечен мир или бесконечен пространственно?

Един или множествен мир?

Стабилен или изменяется мир? Где источник его движения и развития?

Каково строение Вселенной?

К формам бытия относят:

Бытие природы (вещей, процессов, состояний).

Бытие социального (общества, человека).

Бытие духовного, идеального (субъективное идеальное, объективное идеальное).

Бытие виртуального (интернет–пространство).

Вещь – это:

Понятие, выражающее часть бытия, имеющего относительно самостоятельное и относительно устойчивое существование.

Собственность.

Действительность — это:

То, что нас окружает, то, что уже существует, это наличное, актуальное бытие.

Печальная реальность.

Реальная возможность:

Это потенциальное, ещё нереализованное, бытие.

Выражает либо отсутствие каких–либо условий, порождающих некоторое явление, либо отсутствие условий, препятствующих его возникновению.

Это наличие ряда необходимых условий реализации (превращения в действительность) данного явления.

Результат случайных факторов развития.

Материалистическая диалектика — это:

 Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

Способность вести спор посредством вопросов и ответов.

Искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Закон диалектического синтеза (отрицания отрицания):

Воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Выражает взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.

Выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным изменениям, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Источником самодвижения и развития выступает:

Закон диалектической противоречивости. 

Закон перехода количества в качество.

Закон диалектического синтеза.

Внутренняя определённость предмета обозначается с помощью категории:

Качество

Количество

Мера

Скачок

Определённость предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой, обозначается с помощью категории:

Качество

Количество

Мера

Скачок

Целостное единство качественной и количественной определённости предмета обозначается с помощью категории:

Качество

Количество

Мера

Скачок

Обусловленное законами событие, которое обязательно наступит обозначается с помощью категории:

Необходимость

Возможность

Случайность

Фактор неоднозначности развития, которое выступает как целый спектр возможностей и вариантов реализации закономерностей обозначается с помощью категории:

Необходимость

Возможность

Случайность

Свойства, присущие только данному объекту, его неповторимые признаки обозначаются с помощью категории:

Особенное

Единичное

Всеобщее

Общие черты, присущие некоторым   объектам, относящимся к  определённому  классу обозначаются с помощью категории:

Особенное

Единичное

Всеобщее

Черты,   обнаруживающиеся    у    всех    без    исключения представителей этого класса обозначаются с помощью категории:

Особенное

Единичное

Всеобщее

Процессы в природе, обществе и мышлении, которые вызываются или обусловливаются другими явлениями, событиями, процессами обозначаются категорией:

Причина

Следствие

Отграниченное множество элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях, образующих определенную целостность, обозначается с помощью категории:

Система

Элемент

Структура

Запах, цвет розы являются примером:

Сущности

Явления

Отличие потребности от бытия:

Потребности людей только материальные

Потребности людей только духовные

Потребности людей близки к инстинктам

Потребности людей носят как материальный, так и духовный характер.

Первая форма диалектической философии – это:

Греческая философия

Классическая немецкая философия от Канта до Гегеля

Философия Маркса.

Основные и наиболее общие понятия наук, у Платона, например – это  сущее, движение, покой, тождество и различие – ***.

Теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления – ***.

26. Автором произведения «Диалектика природы» является ***.

2.2 Философское понимание материи

Атрибутами материи являются:

Пространство

Время

Движение

Хрупкость

Твердость

Атрибут материи, выражающий длительность и последовательность изменений – это:

Время

Пространство

Движение

В субстанциональной концепции  время рассматривается:

Как длительность.

Как особого рода отношение между объектами.

Термин, указывающий на специфику протекания времени в живых организмах:

Биологическое время

Физическое время

Социальное время

Изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний это:

Движение

Развитие

Прогресс

Регресс

Материи присущи свойства:

Системность

Абсолютность

Неисчерпаемость

Отражение

Уничтожимость

Категория философии для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов:

Пространство

Время

Движение

Специфические свойства: трехмерность; однородность и изотропность, присущи:

Пространству

Времени

Движению

Материи

Категория философии и методологии истории, одна из объективных форм существования общественной жизни, это

Социальное пространство

Индивидуальное пространство

Экономическое пространство

Политическое пространство

Отрицание материи в смысле отрицания внешнего, объектного источника наших ощущении, объективной реальности, соответствующей нашим ощущениям, свойственно:

Материалистам

Идеалистам

По Энгельсу движение как атрибут материи имеет формы: механическое,  физическое, химическое, биологическое ***.

С точки зрения представителей атомистической концепции, бытие мыслится как:

Как неизменное и неделимое.

Как становление.

В соответствии с общей теорией относительности пространство и время:

Вечны и бесконечны.

Динамические величины.

Позволяет ли взгляд на мир как на синтез порядка и беспорядка, стабильности и нестабильности, предсказывать будущее:

Да, но в рамках темпорального горизонта.

Нет. 

 Понятие «автопоэзис» относится:

К характеристике живых систем, которые непрерывно обновляются и регулируют этот процесс так, чтобы поддерживать целостность своей структуры.

К характеристике неживых систем, нацеленных на выпуск определенного продукта.

2.3 Идеальное бытие сознания

Воссоздание целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств – это:

Восприятие

Представление

Ощущение

Воображение

 

Отражение действительности посредством духовной деятельности, субъективный образ объективного мира, который возникает в целенаправленной деятельности человека и является одним из её моментов – это:

Идеальное

Материальное

Социальное

Понятие, выражающее предметную направленность переживаний сознания:

Интенциональность

Активность

Идеальность

Переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека:

Ощущение

Восприятие

Представление

Форма мышления, которая выделяет из определённой предметной области и обобщает в класс объекты посредством указания на их существенные (общие и отличительные) признаки:

Понятие

Суждение

Умозаключение

Переживание единства и специфичности «Я» как автономной сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию:

Сознание

Самосознание

Подсознение

Бессознательное

Родовой признак человека, выделяющий его из царства животного мира, социальное свойство, возникающее в процессе долгой эволюции и становления человека современного типа.  

Сознание

Самосознание

Подсознание

Бессознательное

К свойствам сознания можно отнести:

Соотнесённость его с миром знания.

Возможность представления сознания как идеального мира.

Интерсубъективность, то есть понимаемость элементов знания     носителями сознания.

Предметность и направленность.

Несоотносимость сознания и бытия.

Язык — это:

Семиотическая (знаковая) система, хранящая и передающая информацию.

Непосредственная действительность мысли, сознания.

Средство перехода от восприятий и представлений к понятиям.

Элемент сознания.

Проблема сознания по М. К. Мамардашвили может быть описана с помощью трех абстракций, соотнесите их с именами философов:

1

Абстракция рациональной структуры вещи

1

Эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта

2

Абстракция операционального сознания

2

Материализм К. Маркса

3

Абстракция практики, или предметной человеческой деятельности

3

Идеальный мир Платона

«Объективный разум» или «объективно идеальное» по Ильенкову Э. В. это:

Исторически сложившиеся формы культуры.

Язык, его словарный запас, грамматические и семантические схемы связывания слов.

«Третий мир» К. Поппера.

Нормы морали.

Общество.

 У Г. И. Челпанова многообразие душевных явлений составляет классы: познание, чувство и воля. Какая сторона душевной жизни имеет активный характер и способствует осуществлению самого психического процесса:

Ппознание

Чувство

Воля

Если оценивать человеческий мозг с позиций «компьютерной метафоры», т.е. как универсальное вычислительное устройство, то различие между мозгом и обычным компьютером с принципиальной точки зрения может касаться только двух параметров быстродействия и …

По З. Фрейду в структуре личности соотносятся:

1

Я

1

Страсти

2

Оно

2

Внутриличностная совесть

3

Сверх-Я

3

Рассудок и осмотрительность

Феномен человеческой агрессивности обусловлен:

Снятием запретов со стремления к удовлетворению тех подсознательных желаний, которые подавлялись наедине с самим собой вследствие приобщения индивидуума к массе.

Феноменом заражения, способствующего возникновению в массе специфических признаков и придающий движению массы определенное направление.

Возникновением особых качеств (внушаемости), противоположных тем, которыми обладает каждый индивидуум в отдельности от толпы.

Полной потерей личностных качеств.

Соотнесите необходимые для прояснения феномена «бессознательное» понятия и их определения:

1

Травма

1

Высвобождение сдерживаемой эмоции

2

Отреагирование

2

Эмоционально важное происшествие, болезненно переживаемое, не находящее выражения

3

Вытеснение

3

Высвобождение эмоции

2.4 Познание: возможности и границы

Прием познания, при котором наличие сходства, совпадения признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках:

Аналогия

Индукция

Дедукция

Обоснованное (не полностью) предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями – это:

Гипотеза

Теория

Факт

Предположение, чтобы быть гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:

Быть непротиворечивым.

Быть принципиально проверяемым.

Быть приложимо к возможно широкому кругу явлений.

Перерастать в теорию.

Способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному – это:

Дедуктивный метод

Индуктивный метод

Метод по аналогии

Способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок:

Дедуктивный метод

Индуктивный метод

Метод по аналогии

Непосредственное постижение истины, вещи, идеи, природной, идеальной или божественной сущности при помощи прямого усмотрения:

Интуиция

Предположение

Утверждение

Истина  — это:

Адекватное отражение действительности.

Результат познания.

Противоположное понятию «ложь».

В корреспондентской (классической, аристотелевской) концепции истины критерием является:

Соответствие между миром и воспроизводящим его высказыванием.

практика.

Логическая дедукция из исходных постулатов некоторой непротиворечивой теории.

Принятые соглашения.

В когерентной концепции истины критерием является:

Соответствие между миром и воспроизводящим его высказыванием.

Практика.

Логическая дедукция из исходных постулатов некоторой непротиворечивой теории.

Принятые соглашения.

В прагматической концепции истины критерием является:

Соответствие между миром и воспроизводящим его высказыванием.

Практика.

Логическая дедукция из исходных постулатов некоторой непротиворечивой теории.

Принятые соглашения.

В конвенциональной концепции истины критерием является:

Соответствие между миром и воспроизводящим его высказыванием.

Практика.

Логическая дедукция из исходных постулатов некоторой непротиворечивой теории.

Принятые соглашения.

Различают истину:

Абсолютную

Относительную

Объективную

Субъективную

Индивидуальную

К философским методам относятся:

Материалистическая диалектика

Метафизика

Субъективная диалектика

К общелогическим методам относятся:

 Анализ

Синтез

Индукция

Дедукция

Абстрагирование

Аналогия

Формализация

Метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта – это:

Моделирование

Наблюдение

Эксперимент

Познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира:

Наблюдение

Эксперимент

Моделирование

Сфера человеческой деятельности, феномен общественного сознания, процесс построения систематизированного образа части реальности, ориентированный на выявление её общих свойств.

Наука

Искусство

Творчество

Философия

Механистическая картина мира соответствует науке:

Античности

Средневековья

Нового времени

Возрождения

Новейшего времени

Понятие «научная революция» введено в научный оборот:

Куном

Лакатосом

Поппером

Согласно Куну  научное сообщество — это

Группа учёных, которые признают одну парадигму.

Астрологи.

Экстрасенсы.

Новаторы, т.е. такие учёные, которые претендуют на обсуждение и изменение самих основ парадигмы.

Парадигма –  это:

Совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

Основание выбора проблем.

Модель, образец для решения исследовательских задач.

Способ разрешения научных аномалий.

Познание бывает:

Чувственное

Рациональное

Эмоциональное

 

Опирается на здравый смысл:

Обыденное познание

Научное познание

Эмпирическое познание

Теоретическое познание

Отличается проникновением в сущность объекта познания, системностью, доказательностью, строгостью и однозначностью языка, фиксацией методов получения знания:

Обыденное познание

Научное познание

Эмпирическое познание

Теоретическое познание

Выделяется внутри собственно научного знания, является отражением предметов в процессе непосредственного (или с помощью приборов) взаимодействия с ними человека:

Обыденное познание

Научное познание

Эмпирическое познание

Теоретическое познание

Сложная и наиболее развитая форма организации научного знания, представляющая целостную и логически согласованную систему, дающую всеобъемлющее представление о существенных свойствах, закономерностях и связях определённого явления или области действительности.

Теория

Факт

Гипотеза

27.Фрагмент реальности, выступающий объектом человеческой деятельности или познания ***.

28. Исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.

Эксперимент

Наблюдение

Испытание

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

Предмет и специфика философии

Мировоззрение и философия

1(2), 2 (1-2,2-1,3-3), 3 (1), 4 (2), 5 (1), 6 (1,3,4), 7 (1,2,3,4,6), 8 (2,3,1), 9 (1-6, 2-3, 3-1,4-2, 5-4, 6-5), 10 (1), 11 (1-3, 2-2, 3-1), 12 (1,3), 13 (1), 14 (1), 15 (1), 16 (1), 17 (1), 18 (3), 19 (1), 20 (1), 21 (монизм), 22 (дуализм). 

1.2. Общий обзор исторических типов философии

1.2.1 Античная философия

1 (3,1,2,4), 2 (3,4,1,5,2), 3 (1-2,2-5,3-4, 4-1,5-3,6-6), 4 (1), 5 (1), 6 (1,2,3,4), 7 (1), 8 (1), 9 (3), 10 (1), 11 (1,2,3), 12 (3), 13 (1), 14 (1), 15 (1-1,2-4,3-3,4-2), 16 (Сократ), 17 (майэвтика), 18 (майэвтике).

1.2.2 Философия средневековья

1 (5), 2 (5), 3 (2), 4 (3), 5 (2), 6 (5), 7 (2), 8 (1), 9 (1,2), 10 (1-4, 2-2, 3-3, 4-1), 11 (1), 12 (1-1, 2-2, 3-4, 4-3), 13 (2), 14 (1,2), 15 (1, 3, 4), 16 (теоцентризм), 17(креационизм).

1.2.3 Философия эпохи Возрождения

1 (1), 2 (1), 3 (2), 4 (4,5), 5 (1,3,2), 6 (1-1, 2-3, 3-2,4-4, 5-6, 6-5), 7 (1-2, 2-1, 3-4, 4-3), 8 (1,2,3), 9 (Пифагр, Сократ, Соломон), 10 (1), 11 (натурфилософия),

12 (Леонардо да Винчи), 13 (1,2), 14 (двойственной истины), 15(эпохи Возрождения)

1.2.4 Философия Нового времени

1 (3), 2 (3), 3 (4), 4 (3,4,5), 5 (1), 6 (2,3), 7 (1-2, 2-1, 3-4, 4-3, 5-5), 8 (1), 9 (1,2), 10 (1,3,4,5), 11 (1), 12 (1-3, 2-2, 3-1, 4-4), 13 (Локк), 14 (врождённые идеи), 15(монадах).

1.2.5 Немецкая классическая философия

1 (1,2), 2 (2), 3 (1), 4 (2), 5 (1), 6 (1), 7 (1-3, 2-2, 3-1), 8 (1), 9 (2), 10 (1), 11 (1,2,3), 12 (1), 13 (1,2,3,4), 14 (2), 15 (1,2), 16 (1-2, 2-1, 3-4, 4-3), 17 (абсолютная идея), 18 (априори).

1.2.6 Философия марксизма

1 (3), 2 (2), 3 (5), 4 (1), 5 (2), 6 (1), 7 (2), 8 (4), 9 (1), 10 (1-2, 2-3, 3-2), 11 (1-3, 2-2, 3-1), 12 (общественно-экономическая формация), 13 (производительные силы), 14 (производственные отношения), 15 (способ производства).

1.2.7 Русская философия

1 (5), 2 (3), 3 (5), 4 (1), 5 (6), 6 (6), 7 (1), 8 (4), 9 (1,2,4), 10 (4), 11 (1), 12 (1), 13 (1,2), 14 (1), 15 (5), 16 (1-2, 2-1, 3-4, 4-3), 17(1), 18 (1), 19 (1,2,3,4,5), 20 (1-4, 2-1, 3-2, 4-3), 21 (западники), 22 (славянофилы).

1.2.8 Современная западная философия

1 (2), 2 (1), 3 (4), 4 (2), 5 (2), 6 (4), 7 (3), 8 (1-2, 2-4, 3-1, 4-3), 9 (1), 10 (1-2), 11 (1,2), 12 (3,4,5), 13 (1,3), 14 (1,2), 15 (1,2,4), 16 (1,2,3), 17(1,2), 18 (1,2,3,4,5,6), 19 (1,2), 20 (верификации).

Проблемы онтологии и гносеологии

Проблема бытия. Диалектика бытия

1 (1), 2 (1), 3 (1,2,3,4), 4 (1,2,3), 5 (1), 6 (1), 7 (3), 8 (1), 9 (1), 10 (1), 11 (1), 12 (2), 13 (3), 14 (1), 15 (3), 16 (2), 17 (1), 18 (3), 19 (2),20 (1), 21 (2), 22 (4), 23 (1), 24 (категории),  25 (диалектика), 26 (Энгельс).

Философское понимание материи

1 (1,2,3), 2 (1), 3 (2), 4 (1), 5 (1), 6 (1,2,3,4), 7 (1), 8 (1), 9 (1), 10 (2), 11 (социальное), 12 (1), 13 (2), 14 (1), 15 (1).

2.3  Идеальное бытие сознания

1 (1), 2 (1), 3 (1), 4 (1), 5 (1), 6 (2), 7 (1), 8 (1,2,3,4), 9 (1,2,3), 10 (1-3, 2-1, 3-2), 11 (1,2,3), 12 (3), 13 (объёма памяти), 14 (1-3, 2-1, 3-2), 15 (1,2,3), 16 (1-2, 2-1, 3-3).

2.4  Познание: возможности и границы

1 (1), 2 (1), 3 (1,2,3), 4 (1), 5 (2), 6 (1), 7 (1,2,3), 8 (1), 9 (3), 10 (2), 11 (4), 12 (1,2,3,4), 13 (1,2,), 14 (1,2,3,4,5,6), 15 (1), 16 (1), 17 (1), 18 (3),19 (1), 20 (1), 21 (1,2,3), 22 (1,2), 23 (1), 24 (2), 25 (3), 26 (1), 27 (факт), 28 (1).

Социальная философия

3.1. Общество как объект познания и целостная, саморазвивающаяся система

1 (3); 2 (3); 3 (2); 4 (2); 5 (4); 6 (1); 7(3); 8(3); 9(1); 10(2); 11(2); 12(1, 3, 5); 13 (2, 4); 14 (2); 15(4); 16 (1); 17 (3); 18 (позитивную); 19 (Спенсер); 20 (4); 21 (1); 22 (5); 23 (4); 24 (1); 25(3); 26 (1, 4); 27 (2, 4, 5); 28 (5); 29 (3); 30 (2); 31 (1); 32 (4); 33 (1); 34 (3); 35 (4); 36 (2); 37 (1); 38 (3); 39 (3); 40 (4); 41 (4); 42 (2); 43 (1); 44 (3); 45 (экономика); 46 (производственные); 47 (3); 48 (2); 49 (1); 50 (3); 51 (1); 52 (2);53 (4);54 (4); 55 (5); 56 (общество); 57 (1, 2, 4, 5); 58 (гражданское); 59 (нация); 60 (4); 61 (3); 62 (1); 63 (2); 64 (3); 65 (5); 66 (1); 67 (2); 68 (4); 69 (государство); 70 (2); 71 (1); 72 (2); 73 (1); 74 (4); 75 (1, 2, 5); 76 (1); 77 (глобализация); 78 (2); 79 (1 — 2, 2 — 3, 3 — 1); 80 (1 — 3, 2 — 4, 3 — 3, 4 — 1); 81 (1 — 2, 2 — 1, 3 — 4, 4 — 3).

3. 2 Культура и цивилизация

1 (3); 2 (4); 3 (4); 4 (цивилизация); 5 (1); 6 (7, 8); 7 (3); 8 (1, 2, 3, 4, 5, 6, 9); 9 (2); 10 (духовное); 11 (3, 4); 12 (духовная культура); 13 (2); 14 (1); 15 (национализм); 16 (восточной); 17 (западной); 18 (1); 19 (2); 20 (3); 21 (1); 22 (2); 23 (3); 24 (3); 25 (2); 26 (1); 27 (1 — 3, 2 — 2, 3 — 1); 28 (1 — 2, 2 — 3, 3 — 1).

3. 3 Философские вопросы техники. Специфика инженерной

деятельности

1 (техника); 2 (Хайдеггер); 3 (3); 4 (2, 3); 5 (технические); 6 (1, 3); 7 (2); 8 (3); 9 (1); 10 (2); 11 (3); 12 (1); 13 (2); 14 (1 — 3, 2 — 1, 3 — 2; 15 (1 — 3, 2 — 4, 3 — 2, 4 — 1); 16 (1 — 4, 2 — 3, 3 — 2, 4 — 1); 17(1).

3. 4. Духовная жизнь общества. Наука, искусство, религия, мораль и право

1 (2); 2 (1); 3 (3); 4 (4); 5 (2); 6 (1); 7 (2); 8 (2); 9 (1); 10 (2); 11 (1, 2, 3, 5); 12 (4); 13 (Аристотелем); 14 (2, 4, 5, 6); 15 (5); 16 (2); 17 (эстетическое); 18 (1); 19 (1, 3, 2); 20 (3); 21 (1, 3, 5); 22 (нравственность); 23 (1); 24 (1, 3); 25 (2); 26 (3); 27 (4); 28 (собственность); 29 (4); 30 (3), 31 (2); 32 (1); 33 (2); 34 (4); 35 (3); 36 (3); 37 (1); 38 (1); 39 (правосознание); 40 (1 —2 , 2 — 4, 3 — 3, 4 — 1); 41 (1 — 2, 2 — 5, 3 — 4, 4 — 1, 5 — 3).

3. 5. Философские проблемы человека

1 (философская антропология); 2 (Платон); 3 (Протагор); 4 (1); 5 (1); 6 (3); 7 (4; 8 (1); 9 (1); 10 (3); 11 (2); 12 (4); 13 (социализация); 14 (1); 15 (2); 16 (3); 17 (2); 18 (1); 19 (2); 20 (3); 21 (1); 22 (Сократ); 23 (4); 24 (2); 25 (3); 26 (1); 27 (5); 28 (теология); 29 (5); 30 (1); 31 (2); 32 (4); 33 (3); 34 (категорический императив); 35 (2); 36 (1); 37 (3); 38 (5); 39 (3); 40 (1); 41 (4); 42 (6); 43 (2); 44 (существование); 45 (1); 46 (4); 47 (2); 48 (2); 49 (1, 3, 4); 50 (2); 51 (4); 52 (4); 53 (1); 54 (1 — 2, 2 — 3, 3 — 4, 4 — 1); 55 (1 — 3, 2 — 1, 3 — 2), 56 (1 — 2, 2 — 3, 3 — 4, 4 — 1); 57 (1 — 4; 2 — 3; 3 — 2; 4 — 1).

3. 6. Ценности

1 (аксиология); 2 (1); 3 (4); 4 (1); 5 (2); 6 (3); 7 (4); 8 (1); 9 (2); 10 (3); 11 (1); 12 (4); 13 (5); 14 (2); 15 (социализация); 16 (1); 17 (2); 18 (1); 19 (2); 20 (3); 21 (2); 22 (3); 23 (4); 24 (1); 25 (1 — 3, 2 — 1, 3 — 2); 26 (1 — 4, 2 — 3, 3 — 1, 4 — 2); 27 (1 — 3, 2 — 2, 3 — 1, 4 — 5, 5 — 4).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48903. Технико-экономическое обоснование электролизного цеха 756.5 KB
  Непромышленный персонал работники, обслуживающие непромышленные хозяйства и организации хозяйствующего субъекта. К ним относятся работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебносанитарных учреждений, культурнопросветительских и т.д.