37514

Философия. Краткий конспект

Конспект

Логика и философия

11 Философия Пифагор: Мир не хаос мир подчиняется строгим математическим законам. Средневековая философия. С 5 века по 11 век – европейская философия по 16 – восточная философия. Гуманистическая философия т.

Русский

2013-09-24

20.02 KB

33 чел.

11.10.11

Философия

Пифагор: Мир не хаос, мир подчиняется строгим математическим законам.

Атомистическая теория Левкипа-Демокрита.

Всё состоит из атомов, атом – мельчайшие неделимые частицы. Различаются по форме и величине, число атомов бесконечно. Атом вечен, его нельзя уничтожить и создать =Р  Атомы движутся в пустоте однородной.

Как познаём мы мир?

При помощи органов чувств и при помощи разума. Чувства нас обманывают. Разум даёт истину.

Софисты.

Элиаты считали, что в разуме не может быть противоречий.

Софисты – это ораторы, учителя жизни. Они учили как выйграть спор, как выступать…

Недостаток софистов: спекулятивная риторики, применяли запрещённые уловки (подмена понятий).

Сократ.

Сократ впервые остановил гибкость понятий софистов. Он разработал теорию определения понятий. В дальнейшем эту проблему рассматривал Аристотель. Понятие «красота» даёт множество определений. Сократ сталкивает противоположные значения того или иного понятия.

Аристотель.

Аристотель – вершина античной мысли. Аристотель обобщил, классифицировал более чем 300 летний путь развития науки и философии. Он затронул все области. Создал впервые теоретическое системное изложение философии, разработал категории философии, такие как качества, количество, мера, причина, следствие и др. он является родоначальником формальной логики, разработал 3 закона формальной логики:

Закон тождества

Закон непротиворечивости

Закон исключённого третьего

Эти законы работают по сей день работают в логике.

Средневековая философия.

С 5 века по 11 век – европейская философия, по 16 – восточная философия. Этот период принято называть. Средневековый этап – перерыв в развитии, господство церкви. Церковь пронизала культуру, философию, искусство, политику, культуру. Направления:

патристика – совокупность философских, политический взглядов мыслителей 2-8 века. Их называли «отцы церкви»: Василий Великий, Григорий Богослов, Августин Аврилий.

Сколастика – на основе логики Аристотеля создавали догматические учения: Ансельм Кентабирийский, Фома Аквинский, Альберт Великий. В средневековье были запрещены все учения античности и лишь логика Аристотеля применялась для доказательства бытия бога. Бог – вездесущ, везде, во всём.

Эпоха возрождения. Ренессанс. (Алигерий Данте 1265-1321, Петрарко 1304-1374, Мартин Лютер 1483-1546, Леонардо Давинчи 1452-1519, Николай Кузанский 1401-1464, Джардано Бруно 1548-1600)

Возрождается античность. Характеризуется созданием гуманистической философии. Проблема человека звучит впервые гордо. Достоинство человека. Гуманистическая философия, т.е. в философии теоцентризм (религия) в эпоху возрождения сменился антропоцентризмом (человек). Расцвет искусства, братство, равенство, свобода зародились в эпоху возрождения.

КОНФЕРЕНЦИЯ 2.12.11 в 733 ауд. УЛК.

Понятие модернизации философии. (техническая область, по направлению).

Перспективы модернизации в современной России.

Российская академия наук и её место в проведении модернизации.

Роль высоких технологий в модернизации России.

Интернет модернизации России.

Основные направления научно технического процесса в современной модернизации.

Этическая сторона модернизации России

Проект Сколково и его значение в модернизации России.

Наукограды и их место в модернизации.

Церковь и модернизация.

Россия без модернизации и возможности её развития

Модернизация и исследование космоса.

Альтернативная энергетика.


25.10.11

Философия Нового времени.

Основные особенности эпохи Нового времени.

Эмпиризм и рационализм – основные два направления философии.

Учение Фрэнсиса Бэкона.

Учение Рене Декарта.

Эмпиризм – Опыт (Фрэнсис Бэкон)

Рационализм - Дидукция, математический подход, наука. (Декарт)

Фрэнсис Бэкон 1561-1626гг. его отец первый министр, Фрэнсис учился в Париже, рос при дворе, всё наследство переходило после смерти к старшему сыну, а он был младшим. Ему приходилось надеяться на свои силы. Его работы: «Новый арганон» 1620 (сочинения о науки, методологические принципы), «Великое восстановление наук» (о достоинстве и приращении наук), «Мысли и наблюдения», «Новая Атлантида»,

«История Генриха 7», «О мудрости древних» (анализирует всю мифологию). Знание и сила! Был оратором.

В центре ставит ОПЫТ, эксперименты. Метод его – индуктивный.

4 идола, мешающие процессам познания:

Идолы рода – человек обладает определёнными познаниями, существует ограничения.

Идолы пещеры – каждый человек имеет свою собственную пещеру. Каждый человек индивидуален, имеет что-то своё.

Идолы площади (рынка) – тоже искажают процесс познания. В качестве одних и тех же понятий, вкладывается разное содержание, и наоборот. (терминология)

Идолы театра – познанию мешает чей-либо авторитет научный.

Томас Гоббс (1588-1679) – социальная философия. «О человеке», «О гражданине». Политическими проблемами занимался, проблемами познания. «Истинные знания дают нам чувства» - чувственное познание, это направление называется сенсуализм, нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.

Абсолютизация чувств – Джонн Локк (1632-1704), считает, что человеческая душа чиста и по мере его жизни она заполняется. Чувственное познание – важное.

Рене Декарт (1596-1650) – представитель классического европейского рационализма, великий математик, родоначальник аналитической геометрии, математик переменных величин. В качестве метода познания он ставит ДЕДУКЦИЯ. Его работа: «Правило для руководства ума». Эта работа содержит методические руководства познания. «Рассуждение о методе» и т.д. в своих работах математику провозглашает царицей наук. Представитель дуализма – двойственность. Материальный и идеальный – параллельны. «учёный обязан хоть раз в жизни подвёргнуть сомнению что-то»… «я мыслю, следовательно, я существую».

Бенедкт Спиноза (1632- 1677) – представитель рационализма. В процессе познания он выделяет три уровня:
низший – мнения основанные на воображении, чувственном образе.

Средний – рассудочные знания, понятия…

Высший – интуитивные познания. Интеллектуальная интуиция.

Пантеизм Спинозы – Бог – это мир в целом. Он не выделяет законы природы и природу, в отличие от Гегеля. Причино-следственная связь. Взаимодействие. Откуда берётся движение? Спиноза: «Движение – это взаимодействие. Нет ни одного изолированного объекта. Всё в мире в универсальном взаимодействии».

Субъективный идеализм.

Представители: Беркли (1686-1753), Юм (1711-1776).

Субъективный идеализм – мир и мои знания, отражение мира в знаниях, тождества между законом и познанием. Мир – хаос, человек его упорядочивает. Вся наука находится в голове. «Какой мир – я не знаю и никогда не могу познать. Я познаю лишь свои ощущения, которые появляются в результате моего взаимодействия с миром».

Учение Лейбница (1646-1716) – представитель рационализма. Ядро учения Лейбница – учение о монадах. Монады никогда не возникают и никогда не гибнут. Это духовная сущность, как душа, это замкнутый космос. Монады бывают высшие и низшие. Монада всех монад – БОГ.

ДОКЛАД СПИНОЗА.

8.11.11

К РК

Особенности средневековой философии

Патристика, схоластика,

Эпоха возрождения (Леонардо Давинчи, Джордано Бруно, Бетрарко, Данте, Николай Кузанский)

Особенности нового времени. (Френсис Бэкон, Рене Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Социальная философия – об обществе, идеи, гос-во, принципы. (Дедро)

Субъективный идеализм Беркли и Юма.

Эпоха просвящения (Вольтер, Дидро)

Немецкая классическая философия ( Имануил Кант, Гегель). 1770-1831г.  – объективный идеализм.

Немецкая классическая философия.

Основные особенности:

Родоночальник – Имануил Кант (докритический период (естествознание) учения Канта, критический период ( учения Канта – процесс познания мышления).

Мир реально существует. Но мир – «вещь в себе», человек не может познать мир, он познаёт лишь явление. Мы познаём явление, а не мир. (субъективный идеализм). Человек – знания. Две ступени познания – оприорные формы. Пространство, время – врождённые. Они оприорные. Количественные хар-ки приобретённые.

Иделистическая диалектика учение.

Гейгель: Развивается у него дух, абсолютная идея, а не материальный мир.  Диалектический метод требует бесконечного развития. А философия замкнутая система, начало и конец совпадает. Бесконечности нет.

Закон единства и закон противоположностей

Закон перехода кол-ых изменений в качественные и обратно….

Закон отрицания отрицания

Противоречие между методом и системой философии Гегеля.

Людвиг Вейербах.

Философия природы – принцип тождества

Механическ взаимодействие – физиче- химич- биологич-социальное взаимодействие. (от нисшего к высшему)

22.11.11

Русская философия.

Особенности русской философии.

Учение Бердяева.

Соловьёв.

Зародилась в 9 векеее. Пришла греческая образованность на РУСЬ.

Религиозные деятели. Правда, справедливость, человек, добро и зло.это не философия. Философия предполагает теоретический уровень, теории здесь нет. Лишь в 19 веке в 30-ые года появляется теоретическое выражение русской философии. Т.е. совокупность знаний теоретических в целом, природа, общество, познание. Особенности русской философии в осознании своего места в истории человечества. Географическое наше положение в том, что мы и с Востока держим и с Запада.

Славянофилы и западники. Русская философия религиозная. Космизм русский (у Миши доклад) Герцин, Белинский, Грановский.

Славянофилы – оХомяков, Самарин, Достоевский, чернышевский,

Цаолковский, Фёдоров


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47843. Философия. Основы философского учения 948.5 KB
  Мировоззрение его структура и основные типы Мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир на место в нем человека и его отношение к этому миру а также основанные на этих взглядах убеждения чувства и идеалы определяющие жизненную позицию человека принципы его поведения и ценностные ориентации. Убеждения не особый вид знаний а их состояние качественная характеристика Мировоззрение включает настроения чувства переживиния составляющие его эмоциональнопсихологическую сторону и оказывающие существенное влияние на...
47844. Финансы. Учебное пособие 519 KB
  В учебном пособии представлен первый раздел Финансы где рассматриваются основные вопросы сущность и функции финансов финансовая политика финансовая система и ее звенья управление финансами организация финансового контроля. Особое внимание уделяется изучению государственных и местных финансов: бюджетное устройство РФ государственный кредит и внебюджетные фонды. Финансы выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно важным инструментом реализации финансовой политики государства. Целью учебного...
47845. Финансы железнодорожного транспорта 95 KB
  Сущность финансов железнодорожного транспорта Централизация управления финансами на железнодорожном транспорте ВВЕДЕНИЕ Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства обладающую общностью законов развития однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции. Поэтому стратегия развития транспорта должна строиться с учетом неразрывности двух его функций: как поставщика услуг необходимых для развития экономики так и...
47846. ЗАКОН ХАРДИ-ВАЙНБЕРГА 622 KB
  ЧАСТОТА ГЕНА А и а рассматриваемые аллели N количество диплоидных особей 2N – количество генов D – количество особей с доминантными аллелями АА Н количество гетерозиготных особей Аа R – количество рецессивных особей аа D H R = N D H R структура популяции D H R доля или частота гена доля или частота гена а СЛУЧАЙНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ структура популяции частота скрещиваний УСТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ формула теоретической популяции ; экспериментальная популяция
47847. Аспекты информатизации в цивилизации 817.5 KB
  Дробные числа переводятся аналогично но деление на группы проводится двигаясь вправо от десятичной точки и записывая недостающие нули являющиеся значащими. На каждом шаге деления получают цифры числа в системе S начиная с младшей. Отдельно для целой и дробной части числа в произвольной системе счисления.
47848. ПРИКЛАДНІ АСПЕКТИ ЗДІЙСНЕННЯ ІНВЕСТУВАННЯ В ЛЮДСЬКИЙ ПОТЕНЦІАЛ ТОВ «КРИЖАНА ФУДС» 413.77 KB
  Метою випускної кваліфікаційної роботи є розкриття теоретичних та практичних аспектів формування та функціонування ефективного інвестиційного поля для матеріальних та психологічних вкладень в людський капітал, а також визначення напрямів покращення його функціонування у ТОВ »Крижана Фудс».
47849. Модусы иронии в творчестве Евгения Замятина и пародия как средство выражения авторской позиции 159.5 KB
  Дать определение понятий «ирония» и «пародия» с точки зрения Ю.Н. Тынянова; привести классификацию иронико-комических модусов, выделенных в творчестве Е.И. Замятина; интерпретировать авторскую позицию через анализ приёмов иронически-пародийного модуса в книге «Нечестивые рассказы»; рассмотреть особенности комически-пародийного модуса в цикле «Чудеса».
47850. Элементарная логика 244.5 KB
  Логические операции можно объединить с помощью одного понятия – умозаключения или рассуждения. Форма понятия: Т. Форма понятия: круг символизирует любую совокупность предмета а каждая точка внутри символизирует отдельно взятые предметы. 1 суждение – 2 понятия.
47851. Высшая математика 4.3 MB
  Султанаев Высшая математика Курс лекций для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения...