3752

Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии на примере ТОС в г. Биробиджан

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Признав в 1993 году местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, установив его самостоятельность в обеспечении жизнедеятельности населения, Конституция России положила начало огромной и чрезвычайно сложной законо...

Русский

2012-11-05

256 KB

45 чел.

Введение

Признав в 1993 году местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, установив его самостоятельность в обеспечении жизнедеятельности населения, Конституция России положила начало огромной и чрезвычайно сложной законотворческой и правоприменительной деятельности по формированию нового российского законодательства о местном самоуправлении.

Одним из этапов административно-правовой реформы стало принятие в 2003 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Принятый закон значительное место отводит формам непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения. Одной из важнейших форм непосредственной демократии является территориальное общественное самоуправление. Важность данного института обусловлена тем, что территориальное общественное самоуправление наиболее приближено к населению и способствует воспитанию гражданского самосознания населения.

Территориальное общественное самоуправление является фундаментом, первичным образованием местного самоуправления. Именно с этого уровня власти населения может действенно развиваться система местного самоуправления.

Особенность органов территориального общественного самоуправления проявляется в том, что они носят двойственный характер, сочетающий в себе элементы как публичного, так и общественного управления.

Действующее законодательство допускает наделение органов территориального общественного самоуправления властными полномочиями, хотя сущность и способ формирования рассматриваемых органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц.

Непонимание сущности территориального общественного самоуправления приводит к отказу населения от участия, а иногда и к противодействию работе органов территориального общественного самоуправления.

В настоящее время назрела необходимость рассмотрения вопросов взаимодействия органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, что имеет важное значение для уяснения сущности и правовой природы института территориального общественного самоуправления.

Объект – Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии

Предмет – Особенности организации работы ТОС в г. Биробиджан

Цель – выявить особенности организации работы ТОС в г. Биробиджан

Для достижения данной цели  предполагается решение следующих задач:

  1.  раскрыть сущность, принципы, правовой статус ТОС;
    1.  определить законодательные основы ТОС;
    2.  обосновать экономическую основу ТОС;
    3.  раскрыть нормативно – правовые основы ТОС в г. Биробиджан;
    4.  описать деятельность отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана
    5.  выявить механизмы и процедуры социального партнёрства мэрии города и органов ТОС в г. Биробиджан;
    6.  разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ТОС в г. Биробиджан.

Состояние научной разработанности темы в короткой истории ТОС  характеризуется двумя этапами активности внимания исследователей к разработке его проблем: 1985 - 1993 (до принятия Конституции) и 1995 - н. в. В 1985-1993 г. в трудах советских ученых и исследователей Сиддикова Р.Р., Ларькиной А.П., Ильинского И.П., Прохорова В.Г., Авакьяна С.А., Ковалева А.А., публикациях руководителей комитетов ТОС  г. Москвы Запольского В.В., Поляка Д.А., Федотова В.Н, Церевитинова С.С., Яшина М.М. и др. С 1995 года политико-правовые и социально – экономические аспекты ТОС рассмотрены в трудах российских ученых Бондаря М.С, Авакьяна С.А., Шугриной Е.С., Скуратова Ю.И. Глотова С.А. и др. Период характеризуется статьями, обобщающими опыт организации и деятельности конкретных органов ТОС практиками – Арбузов Е.Б., Запольский В.В., Жавко В.Н., Андрюхов Ю.А., Борисова Н.Ф, Церевитинов С.С., Перовская С.Н., Морозова С.С., Тучин А.И., Путилина С.Н., Сеземан В.И., Широких Р.М. (Москва и Московская область), Башкатов С.П., Мякинина И.А., Калашников Н.В., Куржанский Ю.А., Кожевников В.И. (Санкт-Петербург), Дробышев Е.Г., Козакова Л.Н., Голубничий В.И. (Ставропольский край), Кушвиденко Н.К. (Тверь), Перепеченов С.И. (Саратов), Фурман Б.Ф. (Воронеж), Полищук В.В. (Тюмень), Жуков А.А., Касимов М.Б. (Пермь), Скобеев Н.Л.(Самара) и др.

Глава 1 Общая характеристика территориального общественного самоуправления

  1.  Сущность, принципы, правовой статус ТОС

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на определенной части территории поселения: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом с прилегающей к нему территорией, группа жилых домов, улица, квартал, группа кварталов, микрорайон, сельский населенный пункт и иные территории проживания граждан.

Система территориального общественного самоуправления включает в себя: - собрания (конференции) граждан жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территорий - высший руководящий орган; - выборный и подотчетный собранию (конференции) граждан жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территории – постоянно действующий орган территориального общественного самоуправления.

Периодичность проведения собраний (конференций) устанавливается уставом территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления имеют право:

созывать общие собрания (конференции) граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;

- осуществлять общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей;

- оказывать содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;

- выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей соответствующей территории их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан, в том числе предъявлять в суд заявление (иск) о признании недействительными актов органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Органы территориального общественного самоуправления могут вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам:

- выделения земельных участков под скверы, стоянки автомобилей, гаражи и для других общественно полезных целей;

- создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, культуры;

- создавать в установленном порядке потребительские кооперативы, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;

- участвовать в осуществлении социальных программ, используя собственные и привлеченные средства;

- разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития района, принимаемых органами местного самоуправления;
- участвовать собственными средствами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;

- получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;

- организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;

- определять в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления штаты и порядок оплаты труда работников органа территориального общественного самоуправления. [16]

Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности [12].

В соответствии с действующим федеральным законом органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему[2].

Сущность ТОС и способ формирования этих органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц. Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации [11].

Непонимание сущности ТОС приводит к возникновению ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия, а иногда и противодействие работе таких псевдо ТОС, заменяющих подлинную самостоятельность граждан.

Важность такого института как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов [10].

Однако при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают какие собственные инициативы, они будут осуществлять в вопросах местного значения.

В первую очередь, как законодательством, так и уставом муниципального образования должно быть установлено право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления и определены гарантии такого права. Серьезным является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий. Наиболее распространенным является создание органов ТОС в городах и поселках на территории дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако, такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями [14].

Самоуправление населения осуществляется на следующих принципах:

- свобода выбора гражданами форм самоуправления территорией;

- защита интересов и прав населения;

- широкое участие населения в выработке, принятии и реализации решений местного значения;

- самостоятельности в определении и реализации приоритетов развития территории;

- самостоятельности и свободы предпринимательства;

- выборности органов территориального самоуправления, их ответственности за решение вопросов местного значения;

- гласности и учета общественного мнения;

- сочетания интересов самоуправляемой территории с интересами других административно- территориальных образований и государственными интересами.

Большое значение для становления и развития ТОС имеет наличие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов ТОС.

Такую нормативную правовую базу составляют:

• Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 №131-ФЗ.

• Уставы муниципальных образований.

В настоящее время не представляется возможным эффективного общественного самоуправления в связи с имеющей место законодательной неурегулированностью вопросов собственности и разграничения предметов ведения и полномочий по линии «Федеральный центр - субъект Федерации -местное самоуправление».

Разрешение возникающих противоречий возможно при закреплении за органами ТОС правового статуса в Федеральном законе «Об органах территориального общественного самоуправления».

1.2  Взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, гарантии деятельности территориального общественного самоуправления

Органы государственной власти области способствуют становлению и развитию территориального общественного самоуправления, обеспечивают гарантированное Конституцией РФ [1], федеральными законами, Уставом и законами области участие граждан в решении вопросов данной территории, принимают программы поддержки ТОС.

Государственные органы могут оказывать финансовую, материальную и иную помощь в обеспечении деятельности органов ТОС.

Органы и должностные лица органов местного самоуправления содействуют становлению органов ТОС и оказывают помощь в осуществлении их деятельности.

В соответствии с Уставом муниципального образования органы местного самоуправления по взаимному соглашению с органами ТОС устанавливают сферы совместной компетенции и могут передавать последним объекты социально-бытового назначения с правом полного распоряжения или на условиях аренды. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать или делегировать органу ТОС часть своих полномочий и устанавливать сферы возможной совместной компетенции [15].

Орган местного самоуправления, передавший полномочия органу ТОС, осуществляет контроль исполнения в отношении переданных полномочий.

Органы местного самоуправления способствуют выполнению решений собраний (сходов), конференций, принятых в пределах их компетенции.

Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующих территории [13].

Защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством

Решения ТОС, принятые им в пределах своих полномочий, подлежат рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки, теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.

Органы ТОС в соответствии с законодательством имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия ТОС.

  1.  Экономическая основа ТОС

Финансово-экономической основой ТОС являются средства местного бюджета или собственные средства ТОС. ТОС может осваивать муниципальные бюджетные средства.

Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов ТОС способствуют более эффективному использованию бюджетных средств, особенно это касается вопросов местного значения конкретного поселения (деревни). При этом органы ТОС, как субъекты участия населения в местном самоуправлении, максимально приближенные к населению, знающие о проблемах развития соответствующей части территории муниципального образования, могут вносить в органы местного самоуправления предложения о том, на решение каких первостепенных проблем следует направить муниципальные средства.

Возможны три варианта взаимодействия органов местного самоуправления и ТОС при расходовании бюджетных средств муниципального образования.

Первый вариант: ТОС просто указывает органам местного самоуправления на приоритетную область финансирования, а дальше органы местного самоуправления уже сами реализуют свои полномочия, используя муниципальные средства и решая указанную проблему.

Второй вариант: орган ТОС указывает органу местного самоуправления на проблему и, если будет более целесообразно органу ТОС как максимально приближенному к населению самому решить обозначенную проблему, орган местного самоуправления передает органу ТОС данное свое полномочие и финансовые средства для его реализации. Таким образом, органы ТОС могут очень эффективно осваивать средства местного бюджета.

В договоре указываются объемы и сроки выполнения работ и услуг, их стоимость, обязательства и ответственность сторон.

Третий вариант, при котором орган ТОС контролирует, эффективно ли используются муниципальные средства, по целевому ли назначению они ушли после передачи исполнителю получило средства из местного бюджета для ремонта колодцев - ТОС контролирует расходование этих средств и исполнение работ, для выполнения которых средства были переданы).

Глава 2 Особенности организации работы ТОС в г. Биробиджан

  1.  Нормативно – правовые основы деятельности ТОС

В своей деятельности органы ТОС руководствуется Конституцией РФ законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Положением об отделе по работе с территориальным общественным самоуправлением, регламентом работы мэрии, постановлениями и распоряжениями главы мэрии города.

Основные нормативно – правовые акты отдела:

  1.  Постановление от 16 января 2006 года № 8 об утверждении положения об отделе по работе с территориальным общественным самоуправлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области;
  2.  Постановление от 6 мая 2006 года № 270 Об утверждении порядка ведения реестра уставов территориальных общественных самоуправлений в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области;
  3.  Постановление от 9 августа 2005 года № 417 О совершенствовании взаимодействия мэрии города С территориальным общественным самоуправлением;
  4.  Постановление от 31 мая 2005 года № 265 Об утверждении типового устава территориального общественного самоуправления муниципального образования «Город Биробиджан»;
  5.  Решение от 28 апреля 2005 года № 211 Об утверждении порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «Город Биробиджан»;
  6.  Постановление от 15 декабря 2004 года № 649 Об общественном совете по территориальному общественному самоуправлению при мэрии города;
  7.  Постановление от 15 декабря 2004 года № 649 Об общественном совете по территориальному самоуправлению при главе мэрии города;

Более того, для проведения различных конкурсов и мероприятий составляется положение, которое впоследствии утверждается Городской Думой и Мэром г. Биробиджана.

Ежегодно отдел проводит такие конкурсы, как "Лучший комитет", "Лучший садовод-огородник", "Лучшая усадьба городского округа "Город Биробиджан"" и т.п.

Например, в целях активизации деятельности органов территориального общественного самоуправления и более широкого привлечения жителей к решению вопросов местного значения, руководствуясь Уставом муниципального образования "Город Биробиджан" ежегодно проводится конкурс «Лучший комитет».

В соответствии с Постановлением от 21 декабря 2004 года № 676 О проведении смотра – конкурса на звание «Лучший комитет» ежегодно проводится смотр-конкурс на звание "Лучший поселковый (Совет микрорайона) комитет", "Лучший уличный комитет", "Лучший домовый (дворовой) комитет".

Целью конкурса является улучшение внешнего благоустройства городских территорий, создание соответствующего общественного мнения вокруг проблемы благоустройства и сохранности домов, дворовых территорий и улиц; расширение самодеятельности жителей города, домовых, дворовых, уличных, поселковых комитетов совместно со службами городского хозяйства, оказание помощи правоохранительным органам в охране общественного порядка.

Условия конкурса:

Показатели, определяющие условия конкурса для поселковых, уличных, домовых, дворовых комитетов:

1. Наличие планов и отчетов, а также:

- участие в самоуправлении, внесение предложений при разработке планов социально-экономического развития города;

- активное участие в реализации намеченных мероприятий.

Максимальное количество баллов - 5.

2. Культурно - массовая работа:

- подготовка и проведение культурно - массовых мероприятий для жителей города;

- организация работы с детьми, подростками.

Максимальное количество баллов - 7.

3. Организационная работа:

- проведение отчетных собраний; -

- работа с муниципальными унитарными предприятиями;

- благоустройство и озеленение территории;

- соблюдение правил застройки и землепользования;

- участие в переписи скота;

- содержание в чистоте мест общего пользования;

- проведение работы с населением об оплате за коммунальные услуги;

- организация работ по санитарной очистке улиц;

- взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции по вопросам охраны общественного порядка;

- участие в государственных мероприятиях и т.п.

При подведении итогов на "Лучший поселковый (Совет микрорайона) комитет", кроме выше изложенных условий, учитываются:

- руководство и взаимодействие с уличными (домовыми, дворовыми) комитетами;

- оперативное решение запросов и предложений председателей уличных, домовых комитетов и жителей поселков, микрорайонов. Максимальное количество баллов - 15.

3. Порядок подведения итогов

3.1. Итоги по всем показателям подводятся конкурсной комиссией ежегодно до 20 декабря.

3.2. Звание "Лучший комитет" присваивается по итогам работы за год.

4. Награждение

4.1. Награждение победителей проводится в феврале на ежегодной встрече главы мэрии города с активом органов ТОС. Награды вручает глава мэрии города.

4.2. Средства, полученные комитетом в результате конкурса, расходуются на организацию и проведение общественных мероприятий соответствующей территории.

- 3,0 тыс. руб.

- 3,0 тыс. руб.

- 2,0 тыс. руб.

4.3. Награды победителям каждой номинации:

«Лучший  поселковый (Совет микрорайона) комитет»

I место -  4,0 тыс.руб.

II место-  3,0 тыс.руб.

III место- 2,0 тыс.руб.

«Лучший уличный комитет»

I место - 2,0 тыс. руб.

II место- 1,0 тыс. руб.

«Лучший домовый (дворовый) комитет»

I место-  3,0 тыс. руб.

II место- 2,0 тыс. руб.

III место- 1,5 тыс.руб.

4.4. Итоги конкурса публикуются в муниципальной информационной газете "МИГ".

  1.  Функционирование отдела мэрии города Биробиджана по работе с ТОС

Отдел по работе с территориальным общественным самоуправлением (далее отдел по работе с ТОС) является структурным подразделением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.

Отдел по работе с ТОС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Еврейской автономной области, Уставом муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области и иными муниципальными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Отдел по работе с ТОС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и областными органами исполнительной власти, структурными подразделениями мэрии города, организациями иных форм собственности, учреждениями, индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в области ТОС на территории городского округа.

Положение об отделе по работе с ТОС утверждается главой мэрии города по представлению руководителя отдела.

Отдел по работе с ТОС возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности главой мэрии города.

В отделе существует элементарная организационная структура, где деятельность осуществляется на двух уровнях. Верхний уровень управления  – начальник, второй уровень исполнения – зам. начальника, ведущие специалисты (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Организационная структура отдела

Основные задачи и функции отдела по работе с ТОС

  1.  Расширение правового поля деятельности органов ТОС. Разработка и внесение в городскую Думу проектов муниципальных правовых актов, направленных на развитие самоорганизации населения по месту жительства.
    1.  Координация деятельности органов ТОС, садово-огородных товариществ (далее СОТ), оказание содействия органам территориального общественного самоуправления (уличным, поселковым, домовым, дворовым комитетам, Советам микрорайонов, СОТ) в организации работы, улучшении взаимодействия с органами местного самоуправления городского округа, органами охраны правопорядка, организациями жилищно-коммунального хозяйства, общественными организациями и другими юридическими лицами.
    2.  Оказание содействия по государственной поддержке личных подсобных хозяйств в части субсидирования в соответствии с Законом Еврейской автономной области от 14.11.2005 N 589-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области отдельными государственными полномочиями по вопросам поддержки сельскохозяйственного производства".
    3.  Повышение эффективности деятельности органов ТОС через развитие новых социальных технологий.
    4.  Укрепление организационного, материально-технического потенциала территориального общественного самоуправления.
    5.  Создание системы повышения квалификации руководителей ТОС и СОТ, формирование кадрового резерва актива ТОС и СОТ.

Для реализации своих полномочий отдел по работе с ТОС выполняет следующие функции:

  1.  разрабатывает общую концепцию развития ТОС в городском округе, обобщение и распространение опыта работы ТОС;
  2.  разрабатывает по поручению главы мэрии города проекты муниципальных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции отдела по работе с ТОС;
  3.  осуществляет регистрацию действующих на территории городского округа органов ТОС, ведение реестра органов ТОС;
  4.  организовывает систему взаимодействия органов ТОС со структурными подразделениями мэрии города, жилищно-коммунальными службами, правоохранительными органами и другими юридическими лицами;
  5.  взаимодействует с государственными, областными организациями, учреждениями, предприятиями города, общественными организациями по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
  6.  участвует в подготовке и проведении собраний с жителями городского округа по вопросам территориального общественного самоуправления;
  7.  организовывает проведение встреч главы мэрии города, депутатов городской Думы, заместителей главы мэрии города и руководителей городских служб с жителями городского округа, проживающими на территории ТОС;
  8.  обеспечивает работу общественного Совета по ТОС при главе мэрии города;
  9.  осуществляет контроль за исполнением обращений, заявлений органов ТОС;
  10.  проводит учебу актива ТОС и СОТ согласно утвержденным планам;
  11.  организует проведение конкурсов на звание "Лучший комитет", "Лучший садовод-огородник", "Лучшая усадьба городского округа "Город Биробиджан"";
  12.  оказывает методическую, консультационную и организационную помощь органам ТОС и СОТ;
  13.  координирует деятельность городского Совета председателей СОТ;
  14.  осуществляет прием актива ТОС и СОТ;
  15.  осуществляет приём граждан по личным вопросам.

Исходя из вышесказанного, одной из важнейших задач отдела по работе с ТОС является регистрация территориальных общественных самоуправлений.

В статье 27 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ТОС определяется как «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Создание ТОС – очень ответственное, важное дело. Чем больше население будет вовлечено в управление своей жизнедеятельность и условиями жизни, тем продуктивнее будет развиваться город.

Итак, в соответствии с Постановлением от 6 мая 2006 года № 270 Об утверждении порядка ведения реестра уставов территориальных общественных самоуправлений в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области Отдел по работе с ТОС ведет реестр уставов ТОС, действующих на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.

Органы ТОС для регистрации предоставляют в отдел по работе с ТОС следующие документы:

  1.  заявление, подписанное уполномоченным выборным лицом органа ТОС с указанием места жительства;
  2.  Устав ТОС в двух экземплярах;
  3.  протокол собрания (конференции), содержащий сведения об организации ТОС, об утверждении Устава ТОС и о выборах в состав органа ТОС.

Регистрация Устава ТОС осуществляется не позднее 30 дней со дня предоставления документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка. Регистрация осуществляется путем присвоения Уставу ТОС порядкового номера в реестре. На титульном листе Устава ТОС проставляются наименование ТОС, номер и дата регистрации. Органу ТОС выдается регистрационное свидетельство установленного образца.

После принятия устава ТОС, его деятельность координирует Общественный Совет. Общественный Совет по территориальному общественно самоуправлению формируется при главе мэрии города и имеет статус совещательного.

В соответствии с Постановление от 15 декабря 2004 года № 649 Об общественном совете по территориальному общественному самоуправлению при мэрии города основной задачей Совета является содействие развитию территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "Город Биробиджан", привлечение населения к решению вопросов местного значения. В состав Совета входит начальник отдела по работе с ТОС, поэтому координируя деятельность Совета, отдел координирует деятельность всех ТОСов.

Финансирование программ, разработанных отделом по работе с ТОС, осуществляется из бюджета города.

Ежегодно отдел по работе с ТОС пишет программу развития на год. Программа содержит примерные суммы, необходимые для реализации того или иного мероприятия. На слушании бюджета Городская Дума либо урезает заданные суммы, либо принимает их. После утверждения программы Городской Думой и Мэром г. Биробиджана, на её реализацию выделяют средства.

В 2009 году на реализацию программы «Активизация участия населения в местном самоуправлении на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2009 год» отделом была заявлена сумма в 820 тыс. рублей. Городская Дума урезала финансирование до 750 тыс. рублей.

В 2010 году на реализацию этой программы отделом была заявлена сумма в 773,0  тыс. рублей. Городская Дума урезала финансирование до 615 тыс. рублей, что на 17,8 % меньше, чем в предыдущий период.

На сегодняшний день Городской Думой принята программа на 2011 год. Сумма финансирования составляет 1 728 тыс. рублей, что практически втрое больше, чем в предыдущий период.

  1.  Механизмы и процедуры социального партнёрства мэрии города и органов ТОС в г. Биробиджан

На территории муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО  с 2008 года реализовывается ведомственная целевая программа «Активизация участия населения в местном самоуправлении на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области».     

Приоритетом деятельности мэрии города в ней является создание условий по развитию гражданской активности жителей городского округа  в решении вопросов местного сообщества, что предполагает:

1. Повышение активности населения в решении вопросов местного значения

2. Расширение правового поля для деятельности ТОС и других форм самоорганизации жителей

3. Расширение участия органов ТОС в решении социальных проблем городского округа

4. Создание условий для внедрения различных форм самоорганизации жителей

5. Улучшение взаимодействия населения с органами местного самоуправления, органами охраны правопорядка, организациями жилищно-коммунального хозяйства

6. Повышение профессионального уровня актива ТОС и ТСЖ  

7. Поднятие престижности деятельности активистов ТОС и ТСЖ

В городе Биробиджане развиваются различные формы самоорганизации населения, самой массовой среди которых является территориальное общественное самоуправление.

Значение территориального общественного самоуправления в жизни нашего города высоко. Прежде всего,  потому, что эти объединения служат средством самовыражения граждан, рупором гражданских инициатив по вопросам местного значения. Говоря иными словами, ТОС – это тот орган, который помогает формировать активную жизненную позицию у населения города и привлекать жителей к решению городских проблем.

На сегодняшний день на территории городского округа действуют  следующие органы ТОС: 4 Совета микрорайона: «Осенний», «Икуринский», «Сопка», «Биробиджан-2», 24 поселковых комитета, 68 уличных, 60 домовых комитетов.

Сегодня ТОСы, которыми охвачено 37% территории нашего города, объединяют вокруг себя более 20 тысяч жителей-активистов. Цели и задачи актива ТОС понятны людям: отстаивать интересы населения и через повышение его активности в общественной жизни вместе с органами местного самоуправления, создавать комфортные условия для проживания.

В 2010 году основными направлениями и формами развития ТОС в городе Биробиджане являлись:

1) повышение эффективности взаимного сотрудничества мэрии города с органами ТОС путем:

- разработки правовой базы, регламентирующей деятельность ТОС;

- организации деятельности общественного Совета по ТОС при главе мэрии города;

- проведения совместных мероприятий мэрии города и органов ТОС;

- обучения представителей ТОС специальности «Социальный организатор»;

- организации совещаний главы мэрии города и руководителей структурных подразделений мэрии города, депутатов городской Думы, руководителей служб городского округа с активом ТОС;

- проведения тематических семинаров, круглых столов, конференции для представителей органов ТОС;

- организации поддержки деятельности ТОС мэрией города.

2) развитие активности населения в деятельности ТОС путем:

- участия в смотре-конкурсе на звание «Лучший комитет» в 2010 году, конкурсе  «Лучшая дворовая территория города Биробиджана в 2010 году», «Лучшая усадьба города Биробиджана в 2010 году»,  «Лучшее ЛПХ города Биробиджана в 2010 году», «Лучшая дворовая ёлка города Биробиджана».

- реализации  ведомственной целевой программы «Активизация участия населения в местном самоуправлении на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2010 год»;

- участия в муниципальном конкурсе социально значимых проектов органов территориального общественного самоуправления.  

- участия в публичных слушаниях;

- привлечения к участию в мероприятиях по обеспечению сохранности жилищного фонда, санитарной очистке, благоустройству и озеленению территории города Биробиджана;

- развития системы поддержки представителей ТОС: материальное поощрение, награждение грамотами, благодарственными письмами и другие формы поддержки.

3) укрепление взаимодействия между органами ТОС и некоммерческими организациями посредством:

- оказания содействия в разработке и осуществлении совместных общественно полезных инициатив;

- организации и проведения совместных мероприятий;

- обобщения и распространения положительного опыта работы органов ТОС.

4) информационное обеспечение деятельности ТОС, осуществляемое в следующих формах:

- подготовка и издание справочника по вопросам деятельности ТОС;

- выпуск информационных листков комитетов ТОС для населения;

- выпуск сборника об организации конкурса социально значимых проектов органов ТОС;

- выпуск карманных календарей «С любовью к родному городу»;

- привлечение средств массовой информации к освещению опыта и результатов работы органов ТОС, практики взаимодействия с мэрией города. В 2010 году в СМИ  – 32 публикации, 52  телесюжета и радиорепортажа.  

Взаимодействие мэрии города с органами ТОС осуществляется на основе принципов социального партнерства и предполагает дальнейшее развитие ТОС, расширение взаимодействия органов ТОС с мэрией города, некоммерческими организациями, предприятиями малого и среднего бизнеса, осуществляющими деятельность на территории города Биробиджана, повышение гражданской активности и ответственности населения за решение социально-экономических задач, направленных на развитие самоуправляемых территорий.

Развитие системы ТОСов в нашем  городе показывает, что они востребованы населением, поскольку выполняют несколько функций, являясь:

• формой активного, деятельного совместного участия в местном самоуправлении;

• механизмом реальной демократизации местного самоуправления;

• формой общественного сотрудничества различных социальных слоев населения, культурно-политических сил города.

• каналом, способствующим преодолению отчуждения населения и власти.

Поэтому с уверенностью можно утверждать, что органы ТОС в Биробиджане являются не только механизмом естественного и поступательного развития соседских сообществ, но и развития инфраструктуры местного гражданского общества как накопления капитала гражданской энергетики для реализации социальных проектов.

О значимости деятельности органов ТОС в социально-экономическом развитии городского округа говорит тот факт, что финансирование Программы «Активизация участия населения в местном самоуправлении на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» увеличилось в три раза. (В 2010 году – 615 тыс. рублей, в 2011  - 1728 тыс. руб.)

Сегодня начат эксперимент по апробации системы муниципального гранта в городе Биробиджане – конкурса социально значимых проектов среди органов ТОС городского округа   (далее - Конкурс)-  новой технологии, которая позволяет более эффективно использовать бюджетные средства, выделяемые на развитие социальной сферы и одновременно привлечь дополнительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы некоммерческих организаций (НКО) и органов ТОС, созданных для решения различных социальных проблем.

Поэтому именно данному механизму взаимодействия уделено внимание в данной статье. Принято постановление мэрии города от 24.12.2009 № 4443 «О муниципальном конкурсе социально значимых проектов органов территориального общественного самоуправления»,  что позволяет использовать конкурсные начала для выбора лучших исполнителей социальных проектов среди органов ТОС. Определена общая сумма конкурса – 90000 рублей. В Положении оговорена возможность участия бизнеса в поддержке конкурса, тем самым его представители смогут внести свою лепту в улучшение социальной среды города. Технология конкурса социально значимых проектов  связывает воедино три важнейших сектора экономики – государственный, коммерческий и некоммерческий - для решения социально значимых проблем местного сообщества.

К тому же конкурсная технология обеспечивает и весомые выгоды населению нашего города, которые в общем плане можно определить как снижение социальной напряженности, повышение качества социальных услуг, и много другое.

Вся процедура конкурса построена на четырех основных принципах: социальная значимость проекта; открытость информационного сообщения о конкурсе;  равенство прав участников конкурса; состязательность (конкурсная основа) предоставления финансирования.

Социальная значимость проекта определяется на основании соответствия приоритетам социально-экономического  развития городского округа.

Открытость обеспечивается публикацией объявления о конкурсе, рядом публикаций о ходе и результатах конкурса в печатных СМИ города, а также размещением новостей и всей информации на МУП «Бест-видео».

Равные возможности для всех органов ТОС обеспечивается во-первых, несколькими приоритетными направлениями конкурса, во-вторых, экспертной системой оценки заявок, при которой каждая заявка будет оцениваться несколькими специалистами из числа членов конкурсной комиссии.

Обеспечение всех принципов Конкурса и проведение всех процедур Конкурса осуществляется во взаимодействии основных участников конкурса:

  •  конкурсной комиссии,
  •  организатора конкурса,
  •  органов ТОС – участников конкурса.

Тематическое содержание проектов, в соответствии с объявленными приоритетами конкурса, варьируется от благоустройства территории, её озеленения, строительства детских площадок. Спорт, культура, здоровье, досуг молодежи и информирование населения – все эти темы представлены в заявках, поданных на конкурс.

На  Конкурс было подано 9 заявок, из которых победителями стало 6 проектов. Общая сумма финансирования  - 90000 рублей.

Технологическая процедура конкурса  представлена тремя этапами:

Содержание

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ

1.1

Формирование банка проектов и программ органов ТОС, реализуемых на территории городского  округа

1.2

Систематизация данных разнообразных опросов и исследований интересов и проблем местного сообщества

1.3

Вычленение интересов и проблем местного сообщества

1.4

Разработка положений и документов, регламентирующих проведение муниципального конкурса социально значимых проектов органов ТОС

2. СТАДИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

2.1

Организация информационно-разъяснительной, работы по проведению муниципального конкурса социально значимых проектов органов ТОС

2.2

Организация методического сопровождения инициатив: встречи, консультирования, помощь в разработке проектов, Школа проектных технологий.

2.3

Организация общественно-профессиональной экспертизы поступающих проектов.

2.4

Подготовка и принятие решения о поддержке проектов-победителей

2.5

Заключение договоров с органами ТОС, получившими муниципальную поддержку.

3. СТАДИЯ КОНТРОЛЯ И ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ

3.1

Организация контроля за ходом и реализацией проектов.

3.2

Организация социально-педагогического последействия по результатам реализации инициативных проектов.

3.3

Организация мер общественного стимулирования и признания  участников ресурсной поддержки инициативных проектов органов ТОС.

Очень важным, на наш взгляд, представляется механизм определения победителей и распределения средств. В данном случае речь идет не о традиционном целевом финансировании мэрией города определенных организаций. Здесь задействован весьма актуальный конкурсный механизм отбора заявок конкурсной комиссией, в состав которого входят депутаты городской Думы, представители мэрии города, предпринимательства, образовательных организаций, иных некоммерческих организаций, в том числе и молодежных,  общественности, что обеспечивает объективность оценок. Кроме того, большую роль играют заранее объявленные в условиях конкурса критерии оценок заявок, на которые ТОСы-участники могут ориентироваться при разработке некоммерческих проектов.

Возможно, что для многих некоммерческих организаций процедура участия в конкурсе представляется достаточно сложной, особенно для начинающих разработчиков социально-значимых проектов. В основном это связано с необходимостью сбора большого числа документов, которые должны быть приложены к проекту. Однако, это требование имеет свои основания: во-первых, подобный состав документов для участия заявки в конкурсе является обязательным практически во всем мире. Таким образом, уже в проведении  конкурса заложены основы соответствия подаваемых заявок международным требованиям. Во-вторых, мэрия и конкурсная комиссия на основании документов некоммерческих организаций смогут сделать более полные выводы о соизмеримости разработанной ТОСом программы с возможностями организации ее реализовать с максимальной эффективностью. Кроме того, потенциальные участники конкурса могут получить подробные консультации у организаторов конкурса. Ежегодно проводится «Школа проектных технологий», на которой подробно рассматривается процедура написания проекта, планируются пилотные проекты.

Может быть, сумма  в 90000 рублей покажется кому-то не такой уж большой. Однако, следует учитывать тот факт, что предоставление этих средств уже является большим достижением: с одной стороны, активисты ТОС получают важный источник поддержки своих программ, с другой стороны, очень важен сам факт социального партнерства власти и НКО.

В результате проведения конкурса  общая стоимость проектов составила  - 498716 рублей.  из них привлеченные средства  - 2920160 руб., собственные средства заявителя - 116700 руб В настоящее время за счет привлечения средств благотворительных организаций и спонсорской помощи коммерческих организаций, за счет использования безвозмездного труда добровольных помощников ТОСам удается эффективно решать конкретные проблемы горожан. Мэрия города  путем инвестирования бюджетных средств в наиболее профессиональные проекты стремится активизировать гражданские инициативы в городе, привлечь дополнительные внебюджетные средства на решение проблем горожан.

Общая стоимость проектов составила 498716 рублей.

Непосредственных участников проектов было 118 человек. Привлечено же к деятельности по проектам 1416 человек.

Было проведено 63 мероприятия. В рамках реализации проектов по благоустройству дворовых территорий было приобретено 18 малых архитектурных форм.

Эффективность определяется путем сравнения получаемого результата каждого проекта и планируемых затрат на его осуществление. Кроме оценки самой заявки на эффективность и экономичность, по окончании каждого проекта оценивается социальный эффект от его реализации, что позволит более точно оценить масштаб проекта и его влияние на социальную жизнь города. Мониторинг и оценку реализации  проектов проводят специалисты отдела  по работе с ТОС, имеющие опыт подобной деятельности.

Эффективность проведенного муниципального конкурса социально значимых проектов органов ТОС в 2010 году представлена в трех направлениях:

1. Экономический эффект направление состоит в целевом, адресном, частичном  инвестировании ресурсов в дееспособные авторские коллективы, деятельность которых не прекращается вместе с окончанием сроков проекта. В то время как самостоятельное проведение мероприятий требует 100% финансирования и оплаты из местного  бюджета.

Экономический эффект наглядно представлен и в увеличении стоимости реализованных проектов - 5,5 раза. На каждый выделенный рубль для реализации проектов заявителями было привлечено 4,5рубля.  

2. Социальный эффект - в создании прецедента социального партнерства и социального инвестирования проектов ресурсами мэрии города с привлечением внебюджетных источников.

3. Педагогический эффект, так как активную позицию по участию в реализации проектов заняла молодежь, являясь, где субъектом, а где и объектом воздействия на территориях.

Данный конкурс является социально значимым для нашего города.

Соответствие приоритетам социально-экономического развития города может достигаться несколькими путями. Во-первых, и это самый простой путь, можно получить данные направления проектов из программ развития города. Во-вторых, можно предварительно провести опрос среди представителей органов ТОС, которые будут участвовать в конкурсе. В-третьих, возможно провести анализ потребностей горожан и на основе этого анализа выявить те направления, которые волнуют большую часть населения города. С точки зрения сложности процедур, приоритеты на первый конкурс были  определены по первому способу. В дальнейшем, в следующем году возможно более глубокое изучение потребностей горожан на этапе планирования конкурса.   

Реализация Конкурса отражает позитивные тенденции в управлении социально-экономическим развитием города и способствует, с одной стороны, повышению финансовой устойчивости некоммерческих организаций, в частности, в лице органов ТОС,  а с другой, дает возможность проводить более гибкую социальную политику мэрии города.

Во  внедрении конкурсного механизма на территории городского округа содержится серьезный  потенциал для решения социально-экономических проблем.

Важность данного конкурса состоит в том, что в каждом проекте обозначены конкретные результаты и события, достижение которых хотя бы немного изменит жизнь горожан в лучшую сторону, позволит увидеть позитивные изменения в обозримом будущем.  

В настоящее время результатами проведения конкурса уже стали:

- возможность проявления гражданской инициативы через проекты и общественные акции;

- освоение проектной культуры партнерства инициативными группами органов ТОС;

- освоение новых  проектных технологий;

- разработана система обучения населения формам участия в принятии решений, касающихся перспектив развития городского округа;

- повышение активности жителей в решении социальных проблем.

Время подтверждает, что муниципальным грантовым конкурсом заниматься выгодно. Во-первых, конкурсная основа – это здоровая конкуренция. Во-вторых, это обучение навыкам проектирования, расходования средств, отчетности. Это современно. В-третьих, это партнерские связи с муниципальными учреждениями, другими  общественными инициативами.

  1.  Рекомендации по совершенствованию деятельности ТОС в г. Биробиджан

Как говорилось ранее, приоритетом деятельности мэрии города в ней является создание условий по развитию гражданской активности жителей городского округа  в решении вопросов местного сообщества, что предполагает:

1. Повышение активности населения в решении вопросов местного значения

2. Расширение правового поля для деятельности ТОС и других форм самоорганизации жителей

3. Расширение участия органов ТОС в решении социальных проблем городского округа

5. Улучшение взаимодействия населения с органами местного самоуправления, органами охраны правопорядка, организациями жилищно-коммунального хозяйства

6. Повышение профессионального уровня актива ТОС и ТСЖ  

7. Поднятие престижности деятельности активистов ТОС и ТСЖ

Важной целью ТОС является активизация населения в решении вопросов местного значения. Но мы считаем, что в нашем городе этот круг вопросов заключается в организации «территориальных» праздников и обустройстве дворовых территорий. В любом случае местное самоуправление во много ограничивает ТОС и является больше не координирующим, а контрольным, распорядительным органом. Поэтому и активность граждан невысока, в силу того что они не ощущают полной ответственности за свою деятельность.

  •  Необходимо пропагандировать работу ТОС как самостоятельного, нужного органа.
  •  Необходимо привлекать молодёжь с её новыми идеями и взглядами.
  •  Расширить правовое поле для деятельности ТОС. Осуществлять не контроль, а координацию и расширить права таким образом, чтобы  инициатива шла снизу, а не сверху.
  •  Что касается вовлечения ТОС в решение социальных проблем, то как было сказано ранее вводится в практику конкурсы социально значимых проектов. Помимо этого, возможно проводить различные встречи, круглые столы с администрацией города по вопросам социальной значимости. Здесь же привлекать молодёжь для создания социальных программ, возможно на конкурсной основе, проведение акций, социальных мероприятий. Привлечение общественных организаций.
  •  Улучшение взаимодействия населения с местным самоуправлением, органами охраны правопорядка, организациями ЖКК можно достигнуть также с помощью ТОС. Сделать ТОС своеобразным проводником между населением и властью. Нельзя превращать ТОС в ещё один уровень власти, он должен быть самостоятельной единицей выражения интересов населения.
  •  Повышение профессионального уровня актива ТОС в г. Биробиджане постоянно проводится в виде систематических занятий по созданию ТОС, ТСЖ, отчётных конференций.
  •  А что касается поднятия престижности, то по нашему мнению, хорошо налаженный механизм  деятельности, энтузиазм самих жителей города будет способствовать поднятию престижа ТОС.

Заключение.

Органы ТОС - исключительно российской явление, возможности которого в возрождении нашего традиционного образа жизни и основанной на нем самоорганизации граждан по решению местных проблем исключительно велики.

Формирование органов ТОС позволяет реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории.

Формирование территориального общественного самоуправления сталкивается с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС, можно отметить такие:

В настоящее время, в том числе в г. Биробиджане у органов местного самоуправления несколько двойственное отношение к органам ТОС. С одной стороны - органы местного самоуправления видят в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем.

Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.

Список литературы

  1.  Конституция РФ 1993 г. Ст. 130 ч.2
  2.  ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
  3.  Постановление от 16 января 2006 года № 8 об утверждении положения об отделе по работе с территориальным общественным самоуправлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области;
  4.  Постановление от 6 мая 2006 года № 270 Об утверждении порядка ведения реестра уставов территориальных общественных самоуправлений в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области;
  5.  Постановление от 9 августа 2005 года № 417 О совершенствовании взаимодействия мэрии города СС территориальным общественным самоуправлением;
  6.  Постановление от 31 мая 2005 года № 265 Об утверждении типового устава территориального общественного самоуправления муниципального образования «Город Биробиджан»;
  7.  Решение от 28 апреля 2005 года № 211 Об утверждении порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «Город Биробиджан»;
  8.  Постановление от 15 декабря 2004 года № 649 Об общественном совете по территориальному общественному самоуправлению при мэрии города;
  9.  Постановление от 15 декабря 2004 года № 649 Об общественном совете по территориальному самоуправлению при главе мэрии города;
  10.  Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право в России: Учебник. Екатеринбург, 2003.
  11.  Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. - М., 1999
  12.  Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2003.
  13.  Калинин В.Д. Из истории городского самосохранения в России (XIX — начало ХХ вв.). Институт экономики РАН. Л., 2004.

  1.  Сиддиков Р. Территориальное общественное самоуправление//Человек и политика. 2001. №8.
  2.  Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебное пособие. Новосибирск, 1995


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85240. Активное управление портфелем ценных бумаг в условиях неопределенности и риска 1.81 MB
  На современном этапе реформирования экономики Украины, актуальной проблемой является обеспечение полноценного функционирования фондового рынка, как эффективного механизма перераспределения финансовых ресурсов между субъектами экономической деятельности.
85241. Пути повышения эффективности управления оборотными активами ОАО «Дзержинский мясокомбинат» 550.5 KB
  Теоретические основы управления оборотными активами Общие основы управления оборотными активами Особенности управления оборотными активами Анализ технико-экономических и финансовых показателей ОАО Дзержинский мясокомбинат Пути повышения эффективности управления оборотными активами ОАО Дзержинский мясокомбинат Анализ состава и структуры оборотных активов ОАО Дзержинский мясокомбинат Оптимизация размера основных видов оборотных активов Пути рационального использования оборотных средств ОАО Дзержинский...
85243. Совершенствование организации процесса приготовления и приготовление сложных горячих фирменных блюд из мяса (говядины, телятины, свинины) в ресторанной кухне с использованием современных технологий и оборудования 153.5 KB
  Актуальность моей работы заключается в том, что она имеет практическую значимость для предприятий общественного питания. Результаты проделанной работы могут быть использованы для разработки рецептур мясных блюд европейской кухни и определения технологических нормативов закладки сырья, что необходимо...
85244. Особенности маркетинга кинорынка и специфика кинопродукции как объекта маркетинга 386.3 KB
  Вопросам развития рекламы всегда придавалось огромное значение. Значение рекламы наилучшим образом раскрывается в законе перепроизводства который гласит: в экономике производящей больше товаров и услуг чем их может быть потреблено реклама обеспечивает потребителей информацией об альтернативах выбора...
85245. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИНИИ СВЯЗИ НА УЧАСТКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 957.71 KB
  На основе разнообразных линий передачи создана собственная обширная ведомственная сеть электросвязи МПС, предназначенная для оперативного руководства технологическим процессом работы ж.д.транспорта
85248. Вариант оснащения очистного забоя новым оборудованием 1002.5 KB
  Целью моей курсовой работы является представить вариант оснащения очистного забоя новым оборудованием, его техническая увязка и обоснование выбранного мною оборудования в привязке к определенным горно-геологическим условиям.