37520

Сравнительный анализ истоков философского мышления Запада и Востока

Контрольная

Логика и философия

Существует также трактат Нань Цзин - один из древнейших в Китае медицинских трактатов, в основу которого положена девятка : - он описывает 81 трудность классической медицины И-Цзин по своей сути является трактатом, описывающим всеохватно-круговые перемены. Это учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций, структуре постоянно и циклически изменяющегося мира.

Русский

2013-09-24

51.65 KB

3 чел.

10

1 задание. Сделать сравнительный анализ по нижеприведённой схеме истоков философского мышления Запада и Востока

 

Индия

Китай

Онтология

Веды, а также входящие в их состав религиозно-философские трактаты - Упанишады.

«Дао Дэ Дзин». учение Лао-цзы.

Гносеология

Передача знаний. Важная роль мифологии.

Закон природы Дао, которому все подчиняется. Всеобщая любовь и взаимная выгода.

Праксиология

Диалог учителя и ученика, обучение мыслить. Йога - духовное совершенствование.

Следование гармонии и естественности. Все в мире прекрасно в своем естественном состоянии.

Аксиология

Учение о Брахмане, Атмане. Послушание, уважение и следование традициям.

Почтение к «родителям, старшему брату, правителю и своему господину». Закон Дао.

Диалектика

Пассивное отношение к миру.

Отражение реального мира в символике.

Китай.

1. Единство всего сущего. «И-Цзин»

2. Достижение совершенства через непротивление естественному ходу событий.    Даосизм и конфуцианство

1.Около 10 лет назад мое внимание привлекла И-ЦЗИН, - другое название Чжоу и, или КАНОН ПЕРЕМЕН, или в менее точном, но более известном переводе КНИГА ПЕРЕМЕН - одно из величайших и одновременно наиболее загадочных творений человека, выдающихся произведений китайской культуры. С точки зрения породившей его китайской культуры (древнейшей из ныне существующих на земле) он представляет собой творение Сверхчеловека, запечатлевшего в особых символах и знаках тайну мироздания.. В действительности, философия, науки, государственные институты и даже повседневная жизнь в Китае подчинена этим принципам. Канон перемен - книга книг, включает в себя каноническую часть (в двух разделах), созданную, видимо, в VIII-VII вв. до н.э., - собственно "И цзин" и комментирующую часть, созданную в VI-IV вв.до.н.э., - "И чжуань" (или"Ши и" - "Десять крыльев", то есть семь комментариев - чжуань, три из которых имеют по два раздела), в которой важнейшее значение имеет "Си цы чжуань" ("Комментарий привязанных афоризмов").

Существует также трактат Нань Цзин - один из древнейших в Китае медицинских трактатов, в основу которого положена девятка : - он описывает 81 трудность классической медицины И-Цзин по своей сути является трактатом, описывающим всеохватно-круговые перемены. Это учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций, структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Положенные в специфическую основу И цзина 64 гексаграммы (люшисы гуа - особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой и прерванной - во всех возможных сочетаниях, составляемые путем комбинирования восьми основных триграмм), и восемь триграмм (ба-гуа) выступают как знаки конкретных воплощений Инь и Ян во всех сферах бытия.

ИНЬ И ЯН - являются противоположными, взаимодополняющими аспектами одной силы. Всемирно известно графическое изображение этого знака: круг, разделенный на две половинки: черную :л белую, который отражает два принципа Вселенной.

ЯН - мужской элемент - светлый и активный, он символизирует Небеса, Свет, Силу, позитивную Энергию, Дракона. Его качественные характеристики — мужской, сильный, тяжелый, жесткий, теплый, горячий, движущийся, живой; четные числа. В Фэн-Шуй Ян представлен горами и выступающими формами. ИНЬ - женский элемент - темный и пассивный он символизирует Землю, Луну, Тьму, Тигра и несет женские качества холодности, мягкости, нечетные числа. Иньские качества несут долины и вода. Совместно ИНЬ и ЯН образуют ДАО - путь - вечный принцип небес и земли, Вселенную, жизнью и дыханием которой является энергия; они зависят друг от друга и дают смысл человеческому существованию. Так, без тьмы не может быть света, без жары — холода, без смерти — жизни, а без спокойствия нет движения. Эти два элемента постоянно взаимодействуют, создавая движение. Человеческое счастье непостоянно: когда есть, когда нет. Это относится к Дао человечества и составляет кардинальный принцип И - Цзин , Книги Перемен.

По теории "Книги Перемен" весь мировой процесс представляет собою чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского, и каждая из таких ситуаций символически выражается одним из знаков, изображаемых чертами (сяо). Один тип представляет собою целые горизонтальные черты: они называются ян ("световые"), ган ("напряжённые11), или чаще всего по символике чисел, цзю ("девятки") Другой тип черт - это прерванные посредине горизонтальные черты; они называются инь ("теневые"), жоу ("податливые"), или чаще всего, по символике чисел, лю ("шестёрки"). В каждом значке шесть таких черт, размещённых в разных комбинациях, которых в "Книге Перемен" всего 64. Они рассматриваются как символы действительности и по-китайски называются гуа ("символ"). В европейской китаеведной литературе они называются гексаграммами. Гексаграммы, вопреки норме китайской письменности, пишутся снизу вверх, и в соответствии с этим счёт черт в гексаграмме начинается снизу. Черты символизируют этапы развития той или иной ситуации,выраженной в гексаграмме. Места же от нижнего, "начального", до шестого, "верхнего", которые занимают черты, носят название вэй ("позиции"). Нечётные позиции (начальная, третья и пятая) считаются позициями света - ян; чётные (вторая, четвёртая и верхняя) - позициями тьмы - инь. Естественно, только в половине случаев световая черта оказывается на световой позиции и теневая - на теневой. Эти случаи называются "уместностью" черт: в них сила света или тьмы "обретает своё место". Вообще это рассматривается как благоприятное расположение сил, но не всегда считается наилучшим.

Уже в древнейших комментариях к "Книге Перемен" указывается, что первоначально было создано восемь символов из трёх черт, так называемые триграммы. Они получили определённые названия и были прикреплены к определённым кругам понятий.

Знак

Название

Свойство

Образ


цянь (творчество)

крепость

небо


кунь (исполнение)

самоотдача

земля


чжэнь (возбуждение)

подвижность

гром


кань (погружение)

опасность

вода


гэнь (пребывание)

незыблемость

гора


сунь (утончение)

проникновенность

ветер, дерево


ли (сцепление)

ясность

огонь


дуй (разрешение)

радостность

водоём

Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. Их взаимное отношение характеризует данную гексаграмму. При этом в теории "Книги Перемен" принято считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему, к созидаемому, а верхняя - к внешнему миру, к отступающему, к разрушающемуся.

2. На основе Книги Перемен и других древних текстов в Китае развилось учение даосизма близкое и понятное мне. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в.до н. э) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете Даже .великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему. слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Дао - всеобщий управитель. Оно не только рождает, но и приводит все в должное согласие и гармонию. В этот стройный порядок включена и Поднебесная - так издавна называли китайцы землю людей. Дао все соразмеряет, и каждому отводит его место. Дао блюдет закон движения жизни невидимым и неощутимым образом, и все свершается как бы само собой, естественно направляемое его Благой силой (Дэ) и ко Благу целого. Дэ действует и на космическом, и на природном уровнях, способствуя росту и созреванию всех "вещей" - от малых до великих. Среди людей оно действует через посредство избранных, обладающих "мудростью". Высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности.
В "Книге о Дао и Дэ" формулируются и этические нормы, правила поведения каждого, необходимые для осуществления Блага. Вот они: не кичись заслугами, не унижай слабого, живи в мире и согласии с другими, не желай богатства и роскоши, довольствуйся малым, не кради и пр. Всеобщий закон Дао содержит и другие практические наставления: живи, не противодействуя Дао, не ломай заданный свыше порядок, чти его, благоговейно следуй ему, и все само собой выправится. Таким образом, даосизм предлагает нравственность, которая может быть определена как природно-космическая. Она-то и составляет самую суть даосизма: следуй естественной природе - и будешь счастлив и здоров как физически, так и духовно.Высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности.

Согласно учению Лао-цзы, каждый в любой момент может достичь гармонии, с начала начал существующей между небом и землей, но только не с помощью ритуалов, как в конфуцианстве. В своем трактате он писал, что земля, в сущности, является отражением неба, и управляется она теми же самыми законами, которые, правда, не имеют ничего общего с законами людей. Эти законы влияют не только на вращение далеких планет, но и на пение птиц в лесу, и на рыбу в море. По словам Лао-цзы, чем больше человек вмешивается в природное равновесие, поддерживаемое универсальными законами, тем больше он удаляется от гармонии. Чем больше усилий, тем больше проблем. Все уже обладает своей собственной природой, независимо оттого, тяжелое они или легкое, мокрое или сухое, быстрое или медленное. И эту природу нельзя изменить насильно, не причиняя при этом вреда. Когда извне насаждаются какие-то надуманные правила, борьба неизбежна. По мысли древних, все люди рождаются добродетельными, их земная и небесная природа уравновешены (отсюда идеал даосов - младенческое состояние}. Но земная жизнь воздействует на человека, и прежде всего - обилием вещей в мире. Увлекаемые желанием обладать все большим количеством вещей, получать все больше пользы и наслаждения от общения с ними, люди нарушают природное равновесие души и тела: ум устремляется в погоню за "вещами", сердце - управитель жизни - не может удержать страсти, и само приходит в волнение. От этого его прежде чистая и ровная поверхность, уподобляемаяповерхности зеркала, замутняется, и мир предстает сознанию в искаженном виде. Только "мудрец, постигший Дао", способен не терять контроль над земной, плотской природой и не замутнять сердце страстями. Только он никогда не теряет из виду "путеводной звезды" - Дао и Дэ, действует согласованно с ними. Деятельность людей, побуждаемая страстями, какими бы благородными целями она ни оправдывалась, носит название "деяние", если же она пронизана стремлением следовать Дао, не нарушая природный порядок, носит название "недеяние". Лао-цзы взывает к миру: будьте простыми и чистыми, отбросьте своекорыстие, умерьте желания! Увы, люди его не слышат...

Противоположностью даосизма, находящего опору в древних источниках, стало конфуцианство - новое направление мысли Тип общества, который существовал в Китае и всячески поддерживался в течение веков, соответствует тому, что предложило это течение. Ячейка общества — это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегатьсколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, который житель имеет в общине Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание.

В этой статичной концепции общества в качестве основных принципов выступали: сыновняя любовь, подчинение "высшим" в иерархии, запрещение любых эксцессов и возмущений, Да и власти остерегались править по произволу: они сами были воспитаны в уважении к ритам, а, кроме того, их сдерживали моральные установки, требовавшие сперва объяснить, а потом приказывать, выступить в качестве арбитра, а уж потом судить, предупредить, прежде чем наказать.

Китай в течение веков жил, не зная организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, сдававшие для занятия поста экзамены литературного характера. Они не знали права и руководствовались советами своих чиновников, принадлежащих к наследственной касте Людей, сведущих в законе, презирали, и если советовались с ними, то тайно. Не было юридической доктрины, и в долгой истории Китая не обнаруживается ни одного крупного юриста, оставившего в ней след.

Если попытаться выделить в учении Конфуция основное концептуальное ядро, то всю его важнейшую проблематику можно разделить на три главные части: доктрина цзюнь-цзы. то есть совершенного мужа, доктрина гуманизма или гуманности жэнъ и доктрина надлежащих норм взаимоотношений между людьми (категория ли) Начиная по порядку, надо сказать, что Конфуций был первым в Древнем Китае кто поделил всех людей на группы. Он отделил всех тех, кто руководствовался сходными с ним идеалами в прошлом, от обыкновенных, нормальных людей, руководствующихся в жизни, главным образом, своими корыстными интересами. Последних он называл сяо жэнъ,маленькими или низкими людьми. Правда, это не означает, что Конфуций свысока относился к простому народу. Наоборот, все высказывания Конфуция, касающиеся народа, проникнуты глубокой симпатией и неподдельным состраданием к простым людям, жертвам несовершенного правления и своекорыстного поведения властей. Но Конфуций рассматривал народ как нерасчленимое целое, как естественное единство. Отдельный человек из народа его как философа и педагога не интересовал. Ему не было места в конфуцианской персонологии, туда входили лишь люди, профессией которых было, или могло бы быть, государственное управление. В духовном арсенале мировой культуры конфуцианский тип личности - цзюнь цзы - отличается своим удивительным долголетием, намекающим на возможную вечность. Решительный перенос интеллектуальных усилий с внешних средств управления на личностьсамого управляющего, который был совершен в Древнем Китае благодаря Конфуцию, наложил отпечаток на всю китайскую цивилизацию, предопределив в ней решительное и стабильное предпочтение морали перед правом. Кроме того, сосредоточение интеллектуальных усилий на том слое населения, который должен был управлять обществом, сделало этих кандидатов на управляющие должности главными носителями традиционной китайской культуры, что резко отличало древнекитайскую цивилизацию от всех остальных. Существенно и то обстоятельство, что Конфуций прежде всего обратил свой взгляд на тех, чьи претензии на власть не были подкреплены ничем, кроме их личных качеств. Несмотря на большие заслуги Конфуция и мудрость отдельных принципов конфуцианства, учение Дао кажется мне более естественным и справедливым.

Эпикурейцы.

 На мой взгляд, чем-то близок учению Лао-цзы образ мыслей последователей философской школы, основанной Эпикуром с Самоса (341-270 гг. до Р. X.). Эпикурейцы полагали удовольствие наиболее желательным состоянием, но оно, по их мнению, достигается через отречение от утех умственных и эмоциональных противоречий, которые производят боль и печаль, и является серьезнейшим и благороднейшим состоянием. С точки зрения Эпикура, боль ума и души более серьезна, чем боль и печаль тела, поэтому радость ума и души превышает радость тела. Эпикурейцы провозглашали, что покой или отсутствие действия равно продуктивны для удовольствия. Эпикур принял философию Демокрита относительно природы атомов и основывал свою физику на этой теорию. Во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они воспринимаются нашими чувствами. Э. считает, что атомы могут самопроизвольно отклоняться. Получается, что атомам присуща свобода воли, поэтому они способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, в результате чего возникает мир. Таким образом Э. впервые в истории философии выдвинул идею об объективности случайности. По Э. жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: "Пока мы существуем, нет смерти. Когда смерть есть, нас более нет". Жизнь и есть наибольшее наслаждение, такая какая есть, с началом и с концом. Эпикур признавал наличие души у человека, которая состоит из самых мелких и самых гладких элементов: чувства, ощущения... Знание начинается с чувственного опыта. Чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли не есть еще знание. Основным признаком этики эпикурейцев является удовольствие - принцип гедонизма. При этом удовольствия отличаются благородным, спокойным характером. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора. Если у человека отнять чувства, то не останется ничего. Э. хочет постоянного, ровного блаженства. Предел наслаждение - это избавиться от страданий. Нельзя жить приятно, не живя разумно. Он проповедовал благочестие, богопочитание. философия Эпикура может быть изложена кратко так:

"(1) Чувства никогда не обманывают, и следовательно, каждое ощущение и каждое восприятие является истинным

  1.  Мнения, следующие из ощущений, способны быть истинными или ложными.
  2.  Подтвержденные мнения, не противоречащие свидетельствам чувств, являются истинными.
  3.  Противоречивое мнение, не подтвержденное свидетельством чувств, ложно".

Стремление спокойно следовать естественному ходу вещей, принцип единства всего существующего, по моему мнению, сближают эпикурейцев и последователей даосского учения.

индия

5ВТИ-3ДБ-075 Калинина Мария.
 Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. В историй индийской философии различают 4 периода: 1) ведийский; 2) классический, или брахманобуддийский - с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.; 3) послеклассический - 10-18 вв.; 4) новая и современная индийская философия. К древнеиндийской философии относят ведийский период и часть классического с 6 в.до н.э. до 2 в. до н.э.

II. Начала философского мышления (Веды) Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры. В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы. Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч дет до нашей эры). Вторая часть Вед - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед - Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть Вед - Упанишады — и есть собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.

  1.  Ригведы выше брахманы - это жреческая варна (группа). Кшатрии - варна военной аристократии. Вайшьи - варна земледельцев, ремесленников, торговцев. Шудры - низшая варна, не имеющая права на общинную собственность, находящаяся в подчинении у остальных варн. Варны - группы впоследствии легли в основу кастовой системы.
  2.  Упанишады. Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - "тайное, сокровенное знание")- философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.
  3.  Бхагавад-Гита Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрита и природы человека. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.

* III. Основные философские школы.

К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств. Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед. Вторая группа - неортодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед.

1.Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии

1.1 Веданта (“завершение вед”) (IV-II в.в. до н.э.) в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности - Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен.. Цель человека — постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество.

Без бога и души и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека - освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу.

  1.  Миманса (VI в. до н.э.) Цель Мимансы - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы.
  2.  Санкхья (VI в. до н.э.) Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало — это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность).
  3.  Ньяя (III в. до н.э.) существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. Учение признает четыре способа познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.
  4.  Вайшешика (с санскрита - “особенность) (VI-V в. до н.э.) Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

1.6 Йога (II в. до н.э.) Йога - есть индивидуальный путь спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий.

2. Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии

2.1 Джайнизм (IV в. до н.э.) Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Степень сознательности людей различна. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

2.2 Буддизм (VII-VI в. до н.э.) Выдвинул три положения: жизнь исполнена страданий, существует причина возникновения страданий, есть возможность избавления от страданий. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение “высшего просветления” - нирваны, состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний сознания. Все существующее в мире временно.

2.3 Локаята (Чарвака). В основе Локаяты лежит учение о том, что все предметы состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от Пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств тоже возникают в результате сочетания этих элементов. После смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. Единственный источник познания - ощущение.

Морозов Михаил, группа 5ПМИ-3ДБ-073.

Философия Египта

Древнейшая культура  -  древнеегипетская относится к IV – II тыс. до н. э.

Народы Египта раньше, чем другие народы, вступили на путь создания великих цивилизаций. Культ фараона сопровождался большим влиянием жречества. Власть фараонов и жреческой аристократии повлияла на мировоззрение. Оно развивалось преимущественно в религиозно-мифологическом обрамлении.

Сфинкс был первым творчеством Египта и его главным символом. Голова человека на теле могучего быка со львиными когтями и орлиными крыльями, сложенными по бокам.

Сфинкс изображает богиню Исиду (главную богиню Египта). Богиня символизировала природу в живом единстве различных ее царств. В соединении быка, льва, орла и человека отражено единство четырех составных элементов человека и природы: земли, воды, воздуха и огня.

Разгадка тайны сфинкса состоит в том, что представлен человек как микрокосм, божественный проводник, который одновременно един с природой и включает в себя все ее элементы, все силы природы.

Таким образом, Древний Египет с самого начала цивилизации поставил самый главный философский вопрос: Что есть человек? Египет оставил свой вариант ответа, решая великую проблему своеобразно.

Можно назвать еще один символ Египта - символ ситеза всех наук, под названием Osiris (Осирис) - владыка разума. Большая пирамида представляет собой отражение этого символа. Оба бога -Исида и Осирис - были сокровенными символами жречества, и одновременно действующими лицами народной мифологии.

Очень развитым в Египте был погребальный культ. Тела умерших царей подвергали сложной операции бальзамирования и превращали в мумию. Затем мумификации подвергали и людей других слоев общества. Искусство это находилось в руках жрецов. Мумификация была очень развита, это видно из того, что с XVI в. до н. э. множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней.

Наука египтян предлагала два ключа к миру. Первый: “Внешнее подобно внутреннему: малое таково же, как и большое; закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего великого в божественной экономии”. Второй: “Люди - смертные боги, а боги - смертные люди”. Счастлив тот, считали египтяне, кто понимает эти слова, он овладеет ключом ко всему. Египет - возможно страна самых ранних научных знаний. В Египте сооружались мощные оросительные системы, огромные пирамиды, храмы и дворцы. Нужны были расчеты, математические вычисления и т. п. Расширяющееся хозяйство требовало знаний и стимулировало их развитие.

Так, египтяне вычислили периодичность подъема и спада воды в Ниле и установили ее прямую связь с фазами Луны. С этого начались астрономические исследования.

Воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. Именно у египтян заимствовали мысль о воде как первопричине и начале всех вещей.

Истоками философии Египта являются мифы. Основой которых можно назвать верования в загробную жизнь, т.е. жизнь после смерти. В явном виде до нас эти мифы не дошли, но частично до нас дошли так называемые «Книга мертвых» и «Книга дыхания». Которые выражают суть всех представлений и верований людей относительно бессмертия и счастья души усопшего и его мертвого тела. По сути «Книга мертвых» представляет собой религию Египта, так как в ней приводится описание всех богов Египта, свод законов по которым надо жить, чтобы пройти «Суд в Дуате», ибо наградой за праведную жизнь была вечная жизнь рядом с Осирисом (главным богом Египта) и родными. Также в ней приводятся гимны богам, которые можно интерпретировать как своеобразные молитвы. Ещё одной отличительной чертой истоков философии Египта является то, что почти нигде в книге не указаны авторы текста, за исключением царей Семти, Менкаура и т.д. А вообще считалось, что «Книга мертвых» написана богом Тотом - помощником Осириса.

Итак, подведём итог:

  1.  Истоками философии Египта являются мифы оккультно-мистического характера.
  2.  «Книга мертвых» - является собранием всех мифов.
  3.  Египтян можно считать основателями религии как единого целого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77101. Единство и многообразие общественной жизни 110 KB
  Представление о мире как о замкнутой сфере перенесенное на развитие общества привело к идеям согласно которым общество развивается не бесконечно а в ограниченном круге повторяя уже пройденные в определенном ритме этапы Пифагор.
77104. Отбор кадров 25.56 KB
  Чтобы правильно определить критерии отбора, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: опыт, здоровье и личностные характеристики
77105. Реформи «прогресивної ери» 62.5 KB
  Міцним імпульсом, який посилив втручання держави в економіку вже в умовах мирного часу, стала світова економічна криза 30-х років. Вона поставила перед американським суспільством завдання пошуку шляхів подальшого еволюційного розвитку капіталізму...
77107. Календарные системы в Европе 216.95 KB
  За основу этого нового календаря был взят действующий календарь жрецов Египта. Юлий Цезарь его несколько изменил таким образом появился всем известный Юлианский календарь. Запретить старый календарь и ввести новый Юлианский.
77108. Реформаторская деятельность Петра І 66.17 KB
  По мнению С. Ф. Платонова, разделяемому большинством историков, Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня.
77109. Реформы здравоохранения в современной России 89.5 KB
  Тема, которую я собираюсь описать в данной работе, актуальна и по сей день. По мере развития общества, было создано здравоохранение. Буквально – это охрана здоровья граждан в какой-либо стране.