37521

Наука

Контрольная

Логика и философия

Проблема начала науки ее возникновения имеет важное методологическое значение для формирования теоретических подходов к определению природы науки ее статуса этапов развития. Античная наука Страна происхождения науки в европейском понимании Древняя Греция. Для этой науки характерна органичная связь с философией.

Русский

2013-09-24

20.83 KB

3 чел.

Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:

1) наука была всегда, начиная с момента зарождения  человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;

2) наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь  знания впервые получили свое теоретическое обоснование;

3) наука возникла в Западной Европе в XII—XIV вв., поскольку проявился интерес копытному знанию и математике;

4) наука начинается в XVI-XVII вв., и благодаря работам Г.  Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

5) наука начинается с первой трети XIX в., когда  

исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием

На Востоке наука развивалась вместе с философией и  религией, составляя с ними одно целое. Наука как специфический тип знания возникает только на Западе, так как европейская культура изначально была ориентирована на познание внешнего мира.

Проблема «начала» науки, ее возникновения имеет важное методологическое значение для формирования теоретических  подходов к определению природы науки, ее статуса, этапов развития.

3.2. Античная наука

«Страна происхождения» науки в европейском  понимании — Древняя Греция. Для того чтобы стать научным, знание должно оторваться от практических запросов и приобрести свою теоретическую форму выражения. Объектом познания являются не реально существующие предметы, а идеальные объекты,  конструируемые самим мышлением. Главным средством получения  нового знания выступает не эмпирический опыт, а теоретический  анализ, основанный на системе логических доказательств. Именно эти качества - теоретичность, логическую оказательность,  независимость от практических потребностей, открытость для обсуждения и критики — приобретает знание в Древней Греции.

Логико-понятийное мышление открывает новую реальность — реальность логических конструкций и доказательств, для которых чувственная реальность не имеет решающего значения.  Для этой науки характерна органичная связь с философией. Наука пытается заглянуть в сферу умопостигаемого, где и  начинается влияние на нее философии. Философия отличается от  мифологии тем, что она стремится к построению знания о мире (Космосе), его причинах и первоначалах.

Кроме того, к миру знания стало возможным  применение математических и логических средств. Идея применения математических средств восходит к  Пифагору  и его школе. Именно здесь были заложены основы научного миропонимания, а математика становится его ведущим нструментом.  

Античная наука сумела выстроить завершенные образцы своего знания. К ним следует отнести «Аналитики» Аристотеля, «Начала» Евклида, работы Архимеда: «О математическом методе  доказательства теорем», «О равновесии плоских фигур», «О плавающих телах» и др. Их объединяют общность логических основ, теоретическая доказательность, активное использование математических средств. Характерной особенностью античной науки является ее  созерцательный характер. Она выстраивается ради поиска истины, а не ради решения практических задач.

3.3. Средневековая европейская наука

В Средние века науке были присущи теологизм,схоластика, догматизм; она обслуживала социальные и практические потребности религиозной культуры. В этих условиях наука была вынуждена согласовывать свои истины («истины разума») с  богословскими догматами.

В то время форма (теология) пыталась объять все, но  содержание, добываемое наукой, часто вступало в противоречие с ней.Поэтому наука не могла выстраивать собственных теоретических построений (ибо их форма была задана теологией), а совершала развитие за счет решения научно-технических проблем. Большое значение для развития науки имело открытие  университетов. Однако в сфере науки не было совершено прорыва. Говоря языком диалектики, количество не перешло в качество.  Отдельные идеи и подходы еще не позволяли совершить научную  революцию в сфере теоретического знания. Итак, средневековая европейская наука не имела  собственных оснований и как форма духовной жизни общества была  ориентирована на теологию.

3.4. Новоевропейская наука

Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт полагали  главными ценностями новой науки ее светский характер, критический дух, объективную истинность, практическую полезность. Изменялось и само понимание науки-она должна перестать быть  созерцательно-аблюдательной. Прорывом в ее понимании было открытие  экспериментальной основы науки. Наука могла развиваться, определяя свои собственные основы, к которым следует отнести экспериментальные исследования, а в более широком смысле — методологические основы. Работы Ф. Бэкона «Новый органон» и Р. Декарта  «Рассуждение о методе» выразили потребность науки в осмыслении  собственных методологических средств. Конструктивный характер новоевропейской науки выразил Г. Галилей, вводя метод идеализации. Галилей раскрывает конструктивно-творческую роль научного мышления, работающего с идеализациями, экспериментирующего над исходными  предпосылками. Само построение новоевропейской науки было совершено И. Ньютоном (1643-1727). Великий ученый оставил огромное  научное наследство в разных областях науки - оптике, астрономии, математике. В итоге формируется образ классической науки. Характерной ее особенностью становится опора на авторитет знания .Неклассическая наука формировалась в первой половине XX в. В итоге на основе специальной теории относительности и принципов квантовой механики утверждается квантово-релятивистское научное миропонимание. в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности  объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации  особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с  объектом. Становление неклассической научной картины мира  осуществлялось на основе представлений о мире как сложной системе, включающей микро-, макро- и мегамиры. В формировании научного мировоззрения был сделан  существенный прорыв, на который не решались классическая и  неклассическая наука, — человек был введен в научную картину мира. Вселенная в ее эволюционном развитии получила  антропологическую направленность. Антропный принцип выражает идею о том, что структура Вселенной и ее фундаментальные характеристики имеют антропологическое выражение (см. § 8.3). Важнейшей особенностью постнеклассической науки является формирование этики ответственности научного сообщества за  применение научных достижений. Наука не только ищет истину, но и определяет условия ее применения. Если классическая и  неклассическая науки ставили своей целью только поиск истины, а проблемы использования и применения научных открытий возлагали на  общество, то постнеклассическая наука, включающая в свой предмет и антропогенную деятельность, не может оставаться в стороне от  решения этических проблем, связанных с влиянием научных  открытий на различные сферы человеческой жизнедеятельности. Итак, новоевропейская наука, основываясь изначально на экспериментальном методе, обретает самостоятельный статус.

ИЗ ИНЕТА:

Возникновение науки. Наука в доисторическом обществе и древнем мире.
В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.
Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.
Этапы развития науки: 
1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. 
Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.
Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.
Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания – наблюдение.
Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.
Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей.
2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).
Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).
Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.
Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.
Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)

  1.  научное знание ориентируется на теологизм
  2.  ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа
  3.  возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.
Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.
Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)
Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.

  1.  Культура постепенно освобождается от господства церкви.
  2.  первые попытки убрать схоластику  догматизм
  3.  интенсивное развитие экономики
  4.  лавиноообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода:

  1.  научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность
  2.  попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
  3.  начинают преобладать экспериментальные знания
  4.  наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
  5.  начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.
Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.
Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).
Филос. основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)

  1.  этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13261. Ознакомление с устройством и работой электронного осциллографа 2.54 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОСЦИЛЛОГРАФА Цель работы: ознакомление с устройством и работой электронного осциллографа. Приборы и принадлежности: универсальный стенд электронный осциллограф звуковой генератор. Введение Осциллограф предна
13262. Исследование цепей переменного тока 426.5 KB
  Лабораторная работа №3. Исследование цепей переменного тока Цель работы: изучение простейших цепей переменного тока и методик измерения их основных параметров. Приборы и принадлежности: Универсальный стенд. Вольтметр. Осциллограф. Амперметр. ...
13263. Исследование неразветвленной цепи переменного тока 2.98 MB
  Лабораторная работа № 4. Исследование неразветвленной цепи переменного тока. Цель работы: Исследование зависимостей параметров неразветвленной цепи переменного тока от частоты. Изучение резонанса напряжений. Приборы: 1. универсальный стенд. 2. ге...
13264. Исследование разветвлённой цепи переменного тока 1.04 MB
  Лабораторная работа № 5 Исследование разветвлённой цепи переменного тока. Цель работы: Исследование зависимостей параметров разветвлённой цепи переменного тока от частоты. Исследование резонанса токов.
13265. Измерение мощностей цепей переменного тока 2.52 MB
  Лабораторная работа №6. Измерение мощностей цепей переменного тока. Цель работы: изучение методов измерения активной реактивной полной мощности и коэффициента мощности в цепях содержащих R C и L.. Приборы: 1. Универсальный стенд; 2. Ваттметр; ...
13266. Ознакомление с устройством и принципом работы трансформатора 1.49 MB
  Лабораторная работа № 7 Исследование однофазного трансформатора. Цель: Ознакомление с устройством и принципом работы трансформатора. Получение основных характеристик трансформатора. Приборы: 1. Амперметр 2. Вольтметр ...
13267. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИОДОВ 361.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 ЭТ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИОДОВ Цель работы: Изучение полупроводниковых диодов и стабилитронов снятие их вольтамперных характеристик. Приборы: 1.Универсальный стенд.
13268. Изучение выпрямителей 307.5 KB
  Лабораторная работа №9 Изучение выпрямителей Цель работы: Изучение различных схем выпрямления переменного тока. Определение основных характеристик выпрямителей. Приборы и принадлежности: 1. Универсальный стенд. 2. Осциллограф. 3. Амперметр. 4. Вольтм
13269. Изучение различных схем сглаживающих фильтров 335 KB
  Цель работы: Изучение различных схем сглаживающих фильтров определение основных характеристик. Изучение параметрического стабилизатора на стабилитроне. Приборы:1. Универсальный стенд. Амперметр. Вольтметр. Осциллограф. 10.1Теоретическое введени...