37525

Основные концепции теории познания и истории философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм)

Доклад

Логика и философия

Такая философия – это методологическая ориентация познания которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства в результате чего они выступают образами этого мира. Иррационализм – это направление философской мысли которое признает основой процесса познания и преобразования мира – внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция вера воля ограничивая или отрицая возможности разума в этом...

Русский

2013-09-24

17.74 KB

10 чел.

Основные концепции теории познания и истории философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм)

В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через ряд ступеней: 1. Эмпиризм (основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия – это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме – это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания. 2. Рационализм – это идейно - теоретическая и  методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза (XVI век). 3. Иррационализм – это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира – внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе. 4. Сенсуализм – многообразная философская позиция, представители которой в полной мере признавали чувства единственным источником и фактором достижения истины всем ее содержанием и единственной существенной реальностью, абсолютизируя их значение, недооценивая или игнорируя другие познавательные особенности человека.

Проблема познания мира и основные пути её решения

Проблема получения истинного знания о мире, т.е. вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии. В истории философии сложились три основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости действительности: 1) познавательный оптимизм; 2) скептицизм; 3) агностицизм (познавательный пессимизм). Познавательные оптимисты (к ним относятся преимущественно материалисты и объективные идеалисты) считают, что явления действительности в сущности познаваемы, хотя мир – в силу своей бесконечности - до конца не познаваем.  Сторонники скептицизма (от греч. «скептикос» - ищущий, рассматривающий, исследующий) сомневаются в возможности получения достоверных знаний о мире, абсолютизируя момент относительности в истинном знании, указывая на его формальную недоказуемость. Представители агностицизма (это в основном субъективные идеалисты) отрицают возможность познания сущности явлений. Абсолютизируя несовершенство чувственного восприятия действительности, агностики в своих крайних выводах даже отрицают существование объективной реальности. Все эти подходы имеют определённое теоретическое обоснование. Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания. Теоретико-познавательная ситуация имеет свою структуру, включающую субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.

Диалектика процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуитивного в познании

Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. А знание – это идеальные образы (представления, понятия, теории) закреплённые в знаках естественных и искусственных языков, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Существуют различные уровни познания – обыденное, теоретическое, художественное – как чувственно-образное отражение действительности. Раздел философии, где исследуется познание, называется гносеологией. Познаваем ли мир, способен ли человек составить верную картину мира? Большинство философов положительно решают эту проблему. Такая позиция получила название – гносеологический оптимизм. У материалистов – мир познаваем – знание есть субъективный образ объективного мира. У субъективного  идеализма (Беркли) возможно познание внутреннего мира человека и т. д. Но есть философы, отрицающие возможность достоверного знания - агностицизм  (не доступный познанию). В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально – чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта – активность, объекта приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием. В структуру познавательной деятельности включаются такие её уровни как чувственное и рациональное. Чувственное познание: ощущение – субъективный образ предмета, первичная информация о мире, восприятие – целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нём отражаются различные свойства вещи как одно целое, представление – это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Оно базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д. Рациональное познание – это, прежде всего мышление, которое опирается на чувственное познание и даёт обобщённое знание. Оно осуществляется в 3 формах: понятия, суждения, умозаключения. Для всех трёх форм логического мышления характерна связь с языком. Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания, к абстрактному мышлению – от него к практике. Итог познания – достижение истинного знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26190. Диссоциативные расстройства 14.55 KB
  В современной психиатрии термин диссоциативные расстройства используется для обозначения трех феноменов: возникновения множественной личности психогенной фуги психогенной амнезии. В американской классификации DSM–IV термины диссоциативный и конверсионный имеют разное значение: понятие конверсионное расстройство используют для определения тех психологически детерминированных расстройств которые проявляются соматическими симптомами; в то время как понятие диссоциативные расстройства относится к расстройствам которые проявляются...
26191. Депресси́вный синдро́м 19.74 KB
  При депрессии снижена самооценка наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.Различают униполярные депрессии при которых настроение остаётся в пределах одного сниженного полюса и биполярные депрессии являющиеся составной частью биполярного аффективного расстройства которые перемежаются маниакальными гипоманиакальными либо смешанными аффективными эпизодами. Можно выделить следующие формы униполярных депрессий Большое депрессивное расстройство часто называемое клинической депрессиейМалая депрессия которая не...
26192. Медикаментозное лечение и психотерапия 15.73 KB
  Психотерапия Психотерапия является не альтернативой а важным дополнением к медикаментозному лечению депрессий. В отличие от медикаментозного лечения психотерапия предполагает более активную роль пациента в процессе лечения. Психотерапия помогает больным развить навыки эмоциональной саморегуляции и в дальнейшем более эффективно справляться с кризисными ситуациями не погружаясь в депрессию.
26193. Нарушения психической деятельности при маниакальных состояниях 11.65 KB
  Женщины заболевают примерно в 2 раза чаще чем мужчины.У подростков значительно чаще классических вариантов наблюдаются депрессии в форме психопатических эквивалентов с асоциальным поведением. Депрессивные фазы встречаются в несколько раз чаще.
26195. Виды личностных расстройств: шизоидное, шизотипическое 11.75 KB
  Шизоидное расстройство личности Люди страдающие шизоидным расстройством личности испытывают глубокую отчужденность в отношениях изза трудностей в выражении эмоций. Люди с шизоидным расстройством личности ведут замкнутый образ жизни и очень осторожны в контактах с другими людьми. Люди с шизоидным расстройством личности производят впечатление далеких и холодных. Шизотипическое расстройство личности Шизотипическое или шизофренияподобное расстройство личности характеризуется необычностью мыслей убеждений и идей.
26196. Истерическое расстройство личности 18.29 KB
  Симптомы истерического расстройства личности Особенностью истерической психики является отсутствие четких границ между продукцией собственного воображения и действительностью. Зависимое расстройство личности Люди которые подвержены этому заболеванию уверены в том что они абсолютно беспомощны некомпетентны в любой сфере жизнедеятельности. Человек имеющий зависимое расстройство личности постоянно полагается на окружающих ждет что ктото решит его вопросы и ничего не может предпринять самостоятельно.
26197. Виды личностных расстройств: обсессивно-компульсивное, антисоциальное 11.6 KB
  Антисоциальное расстройство личности Суть антисоциального расстройства личности в том что пациент демонстрирует полное неуважение к правам и чувствам других людей. Обсессивнокомпульсивное расстройство личности Люди с обсессивнокомпульсивным расстройством личности как правило озабочены экономией денег стремятся соблюсти во всем абсолютный порядок отказываются обращаться за помощью или сотрудничать с кемлибо так как считают других слишком беспечными и некомпетентными.
26198. Параноидальное расстройство личности, паранойя 17.14 KB
  Люди с параноидальным расстройством личности убеждены что действия со стороны других несут в себе угрозу или дискомфорт. Люди с параноидальным расстройством личности склонны проецировать свои чувства на других особенно когда речь идет о чувствах с которыми они сами не могут согласиться. Параноидальное расстройство личности не является проявлением шизофрении расстройства настроения с психотическими функциями и других психотических расстройств.