37536

Индивид, индивидуальность, личность

Доклад

Логика и философия

Для человека как индивидуального феномена философия использует множество выражений. Уникальность реальной жизни и деятельности отдельного человека в это понятие не входит. С помощью понятия индивид подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий в которых совершалось его личностное формирование. Однако несводимость человека к его социальногрупповому положению независимость поведения от первоначально обусловивших го факторов способность быть ответственным за свой моральный облик – все это фиксируется...

Русский

2013-09-24

13.14 KB

1 чел.

Индивид, индивидуальность, личность

Человеческое общество не есть некий «сверхорганизм», подвижными микроорганами, функциональными элементами которого являются отдельные люди. Человечество, на какой бы стадии истории мы его не застали, - достаточно богатое многообразие индивидуализированных живых существ. Это многообразие имеет досоциальные предпосылки и превосходит любое другое внутривидовое многообразие. Такова специфика человеческого бытия. И во все времена мы встречаем мыслителей, которые упрекают общество за то, что оно не ценит неповторимости и уникальности отдельных людей, нивелирует их или разделяет на категории.

Для человека как индивидуального феномена философия использует множество выражений. Но есть три основных: индивид, индивидуальность, личность.

Термин «Индивид» употребляется, прежде всего, для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. В социальной философии – это единичный представитель какой-либо группы, общины, корпорации. Уникальность реальной жизни и деятельности отдельного человека в это понятие не входит. Индивид экземплярен. Это не просто «один», а всегда «один из». Различия людей, как индивидов – это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, насколько полно типические признаки группы выражены в разных ее представителях. С помощью понятия «индивид» подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование. Во всякий момент, когда человек уже может осознавать себя, он существует в качестве продукта социальных отношений. Эпоха, в которую человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, отличающий социальную группу, к которой он принадлежит, - всё это накладывает печать на индивидуальное поведение, определяя первоначальные, чаще всего неосознаваемые, установки. Человеку приходится не просто «считаться» с условиями и возможностями существующего общества, он должен еще понять, что обязан последнему многими качествами, которые могут показаться ему самостоятельными приобретениями.

Однако несводимость человека к его социально-групповому положению, независимость поведения от первоначально обусловивших го факторов, способность быть ответственным за свой моральный облик – все это фиксируется понятиями индивидуальность и личность.

Человек – продукт и субъект общественных отношений. Если понятие индивида нацелено на первое, то понятия индивидуальности и личности ставят во главу угла «самоустроение» человека.

Смысловая близость терминов приводит к тому, что они нередко используются как однозначные. Между тем, понятия индивидуальности и личности фиксируют разные аспекты человеческого самоустроения. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности, скорее самостоятельность.

То есть понятие индивидуальности акцентирует внимание на то особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного человека от других людей, а понятие личности акцентирует сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63236. Греко-перські війни 19.73 KB
  Мета: визначити головні причини й розглянути основні події грекоперських війн; дати оцінку війнам як способу вирішення суперечностей між людьми. Після цього уроку учні зможуть: називати час грекоперських війн...
63237. Розквіт афінської демократії 23.09 KB
  Мета: розглянути форму державного правління за часів правління Перікла що називають золотою добою Афін визначити причини поразки Афін у Пелопоннеській війні й наслідки перемоги Спарти для подальшого розвитку суспільного ладу Афін.
63238. Побут, традиції і господарювання греків 30.63 KB
  Мета: дати уявлення про релігійні вірування давніх греків порівняти їх із релігійними уявленнями інших давніх народів; простежити звязок між рівнями розвитку господарського і духовного життя в Давній Греції...
63239. Грецька культура 26.07 KB
  Мета: розглянути досягнення грецької науки літератури театру; визначити особливості формування культури Давньої Греції показати особливості грецької архітектури скульптури живопису; простежити вплив давньогрецького мистецтва на розвиток культури інших народів.
63240. Античні міста-держави в Північному Причорномор’ї 30.65 KB
  Мета: розглянути суспільне, господарське та духовне життя колоній, заснованих давніми греками в Північному Причорноморї; визначити причини створення грецьких колоній у Північному Причорноморї та їхній вплив на розвиток цивілізації у Давній Греції та на території сучасної України.
63241. Урок узагальнення з теми «Греція в V—IV ст. до нашої ери 21.86 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати характерні риси тиранічного й демократичного правлінь політичного устрою Афін доби Перикла; найзначніших політичних та культурних діячів Греції...
63242. Криза грецької державності і піднесення Македонії 23.04 KB
  Мета: розглянути причини занепаду Греції й піднесення Македонії; дати уявлення про Македонію як велику військову державу; удосконалити навички роботи з підручником установлення причиннонаслідкових звязків.