37540

Философия и ее основные смыслы

Шпаргалка

Логика и философия

То есть он имел в виду не благоприобретенное субъективное свойство человеческого ума а некое объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Проследите становление ОВФ историческую роль категорий Смерть Жизнь Тело Душа Природа Дух Бог Бытие Мышление Материя Сознание Материальный мир Духовный мир как ступеней абстрагирования при постановке проблемы. Homo Spiens начинается с момента который может длиться веками когда он осознает себя как индивидуальность личность Я окруженную...

Русский

2013-09-24

35.46 KB

1 чел.

  1.  Какова этимология (происхождение) слова "софия" и "философия"?

Исторический процесс – это процесс накопления человечеством знаний и умений. Знания в Греции называли «софией», а знатоков (ученых) – «софистами».  Философия – если восстановить исходную этимологию этого слова – это «любовь к софии», что часто неточно переводят как «любовь к мудрости». В действительности понятие «софия» более ёмкое и сложное, чем просто мудрость. Иначе стал бы Платон вводить понятие философа, не остановился же он просто на названии мудрец. То есть он имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Философия в своем зарождении мыслилась не только как простое создание истин, а как стремление к истине, как такому идеальному настрою души и тела человека, который приведет к гармоничному и счастливому существованию.

  1.  Проследите становление ОВФ, историческую роль категорий,

Смерть Жизнь  Тело Душа     Природа  Дух (Бог) Бытие Мышление

Материя Сознание Материальный мир          Духовный мир  как ступеней абстрагирования при постановке проблемы.

Становление человека происходило более двух миллионов лет. Антропология выделяет в этом процессе несколько стадий. Homo Sapiens начинается с момента (который может длиться веками), когда он осознает себя как индивидуальность (личность, Я) окруженную (погруженному) миром (в мир), и задаст себе вопрос об отношении этих противоположностей: «Что я такое и что мне мир? »

Жизнь и смерть. Эгоцентризм, вытекающий из инстинкта самосохранения, диктует человеку его первую абсолютную ценность - индивидуальную жизнь. Приглядываясь к проявлениям жизнедеятельности своего организма и организмов других существ, инстинктивно отвращаясь от смерти, как антипода жизни, наблюдая факты преждевременной, насильственной, внезапной, неумолимой гибели, человек искал в себе источник, центр, седалище жизни, указывая наиболее уязвимые места своего тела (сердце, печень, легкие, диафрагму и т.д.), а также их физиологические функции и процессы (кровотечение, дыхание, движение) и продуцируемые ими эссенции – кровь, запах, желчь или силы – потенция, энергия.

Душа и тело. Обобщая и абстрагируясь от наблюдаемых физиологических фактов, человек создал себе представление об этом источнике жизни – душе, как особой, отдельной и отделимой от тела субстанции, которая поначалу имела «тонкую» материальную природу.

Знакомясь с названиями души в разных языках, мы обнаруживаем прямые связи её с телесными сущностями (руах – кровь, пневма – вдыхаемый воздух), материальными силами и состояниями (псюхе – движение, дух – запах, спира – испарение, анима - теплота), и попытки изобразить её в виде облачка пара, дымков, теней.

Осознание двойственности природы человека постепенно выразилось в признании его смертной (тело) и не смертной (душа) части. Главным мировоззренческим вопросом стало отношение между ними. Душа стала бессмертной, потому что никто не видел её смерти, разложения, уничтожения. Хрупкую по определению душу считали вместилищем вечной, неповреждаемой жизни.

Добро, зло и мир. Человек весь мир поделил на две половины: плохую и хорошую. Удалим человека из мира – мир станет нейтральным, то есть в нем не будет ни злого, ни доброго. Это человеческие оценки больше описывают набор его потребностей, чем мир вещей и явлений самих по себе. При радикальном изменении потребностей, добро и зло могут меняться, хотя вещи могут остаться прежними. (Например – отношение к каннибализму в древности и в современности).

По мере дальнейшего обобщения и абстрагирования личная душа становится человеческим коллективным духом, потом надмирным Духом (Душой мира), а затем и Богом, а индивидуальное тело обобщается в природу, материальное бытие. В Средневековье основной вопрос философии стал вопросом об отношении Бога и Творения. По мере развития науки люди начинают связывать психику с деятельностью мозга, духовное – с высшей формой сознания – абстрактным мышлением, а телесный мир – с материальным бытием.

  1.  Как Ф. Энгельс формулирует ОВФ и его две стороны? Дайте классификацию основных направлений в философии по ОВФ, укажите представителей во всех четырёх направлениях.

ОВФ есть вопрос об отношении мышления к бытию:

ОВФ1: Что первично? Мышление или бытие?

ОВФ2: Познаваем ли мир? Способно ли мышление к верному отражению бытия?

Отвечая на ОВФ1 философы поделились на материалистов (линия Демокрита) и идеалистов (линия Платона).

Отвечая на ОВФ2 философы поделились на агностиков (мир непознаваем) и антиагностиков (мир познаваем).

Материалисты: Энгельс, Фейербах, Бекон, Демокрит  Идеалисты: Гегель, Кант, Фома Аквинский, Платон

Антиагностики: Энгельс, Гегель    Агностики: Юм, Кант

  1.  Как делятся все философы по методу и числу первоначал?

Много споров вызывала проблема мировых субстанций, сколько их и каковы они:

Монизм

Дуализм

Плюрализм

Анаксимандр: Апейрон

Фома Аквинский: Бог

Гегель: Абсолютная идея

Фейербах: Материя

Демокрит: атомы и пустота

Аристотель: Материя и форма

Декарт: Материя и сознание

Эмпедокл: Вода, воздух, земля, огонь.

Анаксагор: Геометрии

Мах: элементы мира (ощущения)

  1.  Какие два базисных направления в идеализме вы знаете?

Объективный: Сознание как объект – Эйдос, Бог, Абсолютная идея, (первичное начало существует как независимый от личности, человечества, от мира объект)

Субъективный: Сознание как субъект – сознание как мое Я, мир как «комплекс ощущений», (солипсисты), т.е.

  1.  Какие две основных стадии в развитии материализма можно выделить?

Материалистическое направление стали делить на две стадии, метафизическую и диалектическую, чтобы подчеркнуть качественную новизну марксизма.

Метафизики

Диалектики

Мир не развивается, вещи статичны и не взаимодействуют

Мир развивается и содержит взаимосвязанные противоположности

Парменид: Мир един, неподвижен и равен самому себе

Фома Аквинский: Бог создал единый и целесообразный мир на основе вечных законов

Фейербах: Сущность человека неизменна и определяется его биологической природой

Гераклит: Космос вечен и не сотворим ни Богом, ни человеком. «Вечно живой огонь, загорающийся и потухающий»

Гегель: Мир – стадия саморазвития самопознающего себя Мирового духа.

Маркс-Энгельс: Мир – не сумма статичных вещей, а сумма процессов.

  1.  Какие три недостатка материализма XVIII века выделены в работе № 2 Пакета №1?
  2.  Материализм был преимущественно механистическим, потому что из всех естественных наук к тому времени только механика достигла известной законченности. В глазах материалистов человек был машиной, как и животное в глазах Декарта.
  3.  Неспособность понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии (метафизический метод философского мышления). Природа находится в вечном движении – это знали и тогда. Но по тогдашнему представлению, это движение столь же вечно вращалось в одном и том же круге, и таким образом оставалось собственно, на том же месте: оно всегда приводило к одним и тем же последствиям.
  4.  Отсутствие исторического взгляда на вещи. На средние века смотрели как на простой перерыв в области истории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные во время средних веков (расширение культурной области Европы, образование великих наций, технические успехи 14-15 веков).
  5.  Какие три естественнонаучных открытия ХIХ века повлияли на развитие философии?

Открытие клетки, учение о превращении энергии, Дарвиновская теория развития.

  1.  Кто такие филистеры, их отношение к основным школам в философии?

Филистер, от немецкого «филистимлянин», у немецких студентов название всякого студента, человек с узкими взглядами, преданный рутине.

Филистер  - человек без духовных потребностей (Шопенгауэр)

Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть, плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче – все те грязные пороки которым он сам предается втайне. Идеализм же у него означает веру в добродетель, любовь о всему человечеству и вообще веру в «лучший мир»,ю о котором он кричит перед другими, но в который он сам начинает веровать разве только тогда, когда у него голова болит с похмелья или когда он обанкротился, словом – когда ему приходится переживать неизбежные последствия своих обычных «материалистических» излишеств.

  1.  Охарактеризуйте по четырём параметрам мировоззрение Гегеля, Энгельса, Канта, Фейербаха, своё мировоззрение.

Гегель – объективный идеалист, антиагностик, монист, диалектик.

Энгельс – диалектический материалист, антиагностик, монист, диалектик.

Кант – субъективный идеалист, агностик, дуалист, диалектик.

Фейербах – метафизический материалист, агностик, метафизик, монист.

Я – объективный идеалист, антиагностик, диалектик, монист.

  1.  Какова роль практики для философии и роль философии для практики?

Практика (в данном случае – это совокупность различных наук) – служит для философии критерием истинности.

Философия по отношении к наукам стала из мировоззренческой и методологической базой, а также языком науки.

  1.  Может ли жить человек без мировоззрения? А без философии?

У каждого человека имеется совокупность житейских правил, мнений, оценок, стихийно и неосознанно вырабатываемых им, которыми он руководствуется в своих поступках и действиях, потому, что человек в отличие от других живых существ, не может жить без мировоззрения.

Мировоззрение – совокупность взглядов на мир у человека ли общества. Уровни в онтогенезе: мироощущение, мировосприятие, миропредставление, мирочувствование, мировоззрение – благодаря чему он становится личностью.

Каждый человек обладает мировоззрением и имеет на это право. Но, как правило, мировоззрение личности неполно, противоречиво и неадекватно, - оно не систематизировано и не обосновано практикой.

  1.  Как менялся предмет философии в её истории?

ФИЛОСОФИЯ

(система современных обобщенных и отвлеченных от конкретики знаний человека о мире)

Религиозная философия

(обобщение и систематизация верований в сверхъестественные явления и законы)

Научная философия

(обобщение и систематизация эмпирических и логических знаний)

Религия

(вычленение сверхъестественной компоненты – религиозная картина мира)

Наука

(вычленение естественной компоненты – научная картина мира)

Миф

(первичная стадия – смесь реального и иллюзорного в первобытной картине мира) Начальные знания людей были антропоморфны и антропоцентричны.

  1.  Чем отличается предмет философии от её объекта?

Философия, как и всякая наука, имеет свой объект,  - тот фрагмент реальности, который изучается данной наукой, и предмет - систематизированный набор знаний об этом объекте. Объект существует вне и независимо от людей (познающего субъекта), предмет создается людьми в процессе познания объекта. Объект философии – мир в целом, предмет философии – система универсалий и универсальных законов.

  1.  Что такое эйдос Платона, как он связан с материальной вещью?

Если досократовская философия понимает по эйдосом собственно оформление чувственно воспринимаемой вещи, у Платона содержание понятия сильно трансформируется. Теперь эйдос понимается не как внешняя, а как внутренняя форма, как имманентный способ бытия вещи. Кроме того, эйдос приобретает теперь онтологически самостоятельный статус, формируя трансцендентный мир вещей, то есть собственно мир эйдосов, как совокупность идеальных и совершенных образов возможных вещей. Совершенство эйдоса у Платона выражается через неподвижность его сущности. Способом бытия эйдоса является его воплощаемость и воплощенность в конкретных вещах в соответствии со своей функциональной структурой как образа, рода и образца. В таком контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируются Платоном как общение между эйдосом объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток эйдоса в душе человека. Эйдос по Платону – это то, на то на самом деле направлена постигающая способность человека. В отличие от идеи, эйдос не обобщает, а наоборот, выделяет и отличает вещь от многих других вещей.

У Платона понятие Эйдос имеет 3 смысла:

  1.  Просто вид вещи
  2.  Понятие вещи (идея)
  3.  Собственно понятия как красота, совершенство и т.д.
  4.  Что такое Дао, дхарма и карма?

Дао (китайское, букв. — путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир — «воплощение» Дао. Мудрец, следуя Дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства.

Дхарма (санскр.), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) — в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.

Карма (санскрит — деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

  1.  Какую философию называют античной, кто её представители?  

Античная философия – философия античности подразделяется на греческую и римскую. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним – Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как самый ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

  1.  Какие апории Зенона вы знаете?

Апория - (греч. aporia, букв, — безвыходность), трудная или неразрешимая проблема, связанная с возникновением противоречия, с наличием аргумента против очевидного, общепринятого.

Современники упоминали 40 апорий Зенона, до нас дошли 9, из них наиболее известны 4 (аргументы против возможности движения):

Ахиллес и черепаха - самый быстрый бегун никогда не догонит самого медленного, так как необходимо, чтобы догоняющий прежде достиг той точки, откуда стартовал убегающий, поэтому более медленный бегун по необходимости всегда должен быть чуть впереди. Этот .аргумент также основан на делении до бесконечности, но иначе формулирован.

Дихотомия – невозможно в конечное время пройти бесконечный путь, т.к. для того, чтобы пройти весь путь, надо сначала пройти половину, четверть и т.д.

Стрела - Летящая стрела покоится в полете, коль скоро все, по необходимости, либо движется, либо покоится, а движущееся всегда занимает равное себе пространство. Между тем то, что занимает равно себе пространство, не движется. Следовательно, она покоится.

Стадий - о равных телах, движущихся по стадию в противоположных направлениях мимо — параллельно равных им тел; одни движутся от конца стадия, другие — от середины с равной скоростью, откуда следует, что половина времени равна целому.

  1.  Назовите божества языческой Руси. Что такое капище, требище, кощун?

Ярило, Перун, Макошь, Велес, Сварог, Дажбог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Род.

Капище — древнеславянское и русское слово, которым обозначается пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капов (статуй, изображающих богов) или иных сакральных предметов.

Требище — возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы. Основной тип жертвенника — это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самой земле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу божества. Поэтому и самые жертвенники созидались обыкновенно на «высотах», о которых так часто говорится в Библии.

Кощун – человек, который после принятия на Руси христианства, продолжал верить в языческих богов и рассказывать мифы.

  1.  Мировоззрение Иисуса Христа и христианство, философская проблематика в учениях апостолов и отцов церкви (ап. Павел, Августин Блаженный).
  2.  Что такое теология? Что такое шестоднев?

ТЕОЛОГИЯ (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.

Шестоднев – первая глава Бытия. В ней рассказывается о том, как Бог сотворил этот мир за шесть дней.

  1.  Раскройте смысл формулы Дин = Иман + Исхан + Ислам.

Важнейшие понятия мусульманской религии — «ислам», «дин», «иман».

Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана.

Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (исхан).

  1.  Какова этимология слова схоластика и его переносный смысл?

Схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый)(школьная философия), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

Образовалась под влиянием рассмотрения проблем логики Боэцием.

  1.  Как вышли схоласты на философскую проблему общего?

Согласно Боэцию, бытие и сущность вовсе не одно и то же. Только в Боге они совпадают. В остальных же вещах бытие и сущность не тождественны. Таким образом, вопрос существования, как не относящегося к понятию сущности, вводится для осмысления догмата творения.

У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к 4 вопросам:

Есть ли вещь? Что она такое? Какова она? Почему или для чего она есть? Первый вопрос требует установить существование вещи, а последующие – сущность вещи. В результате философы разделись на два направления. Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные объекты. Универсалии существуют до вещей, в виде идей. Из этого следует, что познание возможно только с помощью разума.

Противоположное направление было связано с приоритетом воли над разумом и носило название номинализма. Общие понятия – только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и образуются в нашем уме путем абстрагирования. Например, понятие человек образуется в нашем разуме, если мы откинем все индивидуальные особенности каждого отдельного индивида.

  1.  Что такое "бритва Оккама"?

Иди, согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в качестве прообразов вещей: сначала Бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей. Реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия. Ум – есть не бытие, а представление о бытии.

  1.  Какие философские вопросы интересовали русское православие?

В тетради.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3054. Обробка даних вимірювань. Апроксимація та інтерполяція даних 188 KB
  Обробка даних вимірювань. Апроксимація та інтерполяція даних. Мета: Вивчити процедури для апроксимації та інтерполяції даних в системі MathCad. Завдання. Побудувати апроксимаційний поліном 1-го степеня за методом найменших квадратів. Значення...
3055. Використання ранжованих змінних 79 KB
  Використання ранжованих змінних Табулювання функцій та побудова їх графіків. Розв’язання нелінійних рівнянь та їх систем засобами MathCad. Теоретичні відомості Ранжовані зміні - це клас змінних, що у MathCad замінюють управляючу структуру...
3056. Аналітичні обчислення. Спрощення арифметичних виразів 140 KB
  Аналітичні обчислення. Спрощення арифметичних виразів Обчислення похідної, первісної. Обчислення означеного інтегралу. Обчислення границь. Аналітичний розв’язок рівнянь та систем лінійних алгебричних рівнянь. Обчислення найпростіших сум та добу...
3057. Настройка горизонтального оптиметра и измерение наружного диаметра подшипника качения 45 KB
  Настройка горизонтального оптиметра и измерение наружного диаметра подшипника качения. Цель работы: Определить класс точности наружного кольца подшипника. Эскиз. Основные данные об измерительных приборах. Наименование прибора Цена деления прибора. П...
3058. Измерение линейных и диаметральных размеров деталей прямым относительным методом 43.5 KB
  Измерение линейных и диаметральных размеров деталей прямым относительным методом. Цель работы: Ознакомится с практическими навыками при измерении размеров прямым относительным методом. Получить представления об устройстве и процессе измерения при по...
3059. Изучение устройства инструментального микроскопа и определение точности резьбы 59.5 KB
  Изучение устройства инструментального микроскопа и определение точности резьбы. Цель работы: Ознакомится с устройством инструментального микроскопа, принципом выполнения измерений, а также с элементами резьбы и точности ее изготовления. Закрепить те...
3060. Настройка микроскопа МИС-11 и измерение шероховатости поверхности деталей турбин 61 KB
  Настройка микроскопа МИС-11 и измерение шероховатости поверхности деталей турбин. Цель работы: Ознакомится с устройством и принципом измерения шероховатости поверхностей деталей на приборах типа МИС-11. Определить параметр шероховатости RZ...
3061. Настройка микрокатора и определение годности калибра пробки 62 KB
  Настройка микрокатора и определение годности калибра пробки. Цель работы: Ознакомится с устройством и принципом выполнения измерений на приборах типа микрокатр. Получить представления о точности изготовления и характера расположения допуска на...
3062. Обеспечение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия 135.5 KB
  Обеспечение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия  Экономическая сущность эффективности производства Экономическая эффективность производства – это результативность производственного процесса, соотношение между до...