37548

КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ

Конспект

Логика и философия

Философия о человеке Историческая эпоха философии Что такое человек Античность Микрокосмос Душа тело Душа есть проявление идеи Платон Душа это форма человека Аристотель Средние века Духовность душа тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры любви надежды совести Новое время Существо разумное и действующее по законам разума Локк Кант Проявление общественных отношений Маркс Существо волевое и страстное Ницше ХХ в. Философия об обществе Историческая эпоха философии Что такое общество Античность...

Русский

2013-09-24

48.16 KB

243 чел.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА


школа древнегреческой философии, получившая свое название по греческому городу Элее (другое название - Велия) на юге Италии. Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а изменения иллюзорны. Основателем школы обычно считается Ксенофан из Колофона (р. ок. 570 до н.э.), хотя до полного развития его довели в 5 в. до н.э. Парменид (р. ок. 515 до н.э.) и Зенон Элейский (р. ок. 490 до н.э.). Ксенофан подверг критике современный ему политеизм, провозгласив в своем дидактическом эпосе, что Бог - это вечное единство, пронизывающее Вселенную и управляющее ею силой своей мысли. Кажущийся монотеизм этого утверждения может быть примирен с его пантеистическим учением о единстве и вечности всего бытия, только если исходить из того, что Ксенофан отождествлял Единое с Богом. Это учение получило дальнейшее развитие и систематизацию у ученика Ксенофана, Парменида, который в собственном дидактическом эпосе О природе придал ему метафизическое звучание. Парменид - первый греческий философ, противопоставивший мышление мнению. Он утверждал, что истинно лишь одно неизменное бытие, в то время как множественность и изменение - лишь иллюзия. Истина пребывает в мысли, ощущения же ведут к ошибке. Бытие и небытие образуют фундаментальную оппозицию, они внутренне противоречивы, а поскольку небытие не существует, бытие едино и возникновение невозможно. Иными словами, мышление указывает, что бытие едино и неизменно, вопреки порожденной ощущениями иллюзии множественности и изменчивости. Учение Парменида получило обоснование у его ученика Зенона, который полемизировал против абсурдности житейских представлений, усматривающих в вещах множественность, а именно становление и движение. Мелисс Самосский, младший современник Зенона, также отстаивал учение Парменида и пытался примирить элейскую и ионийскую школу, однако на нем элейская школа пресеклась. Элеаты первыми сформулировали метафизическую проблему бытия и становления, а через софистов и атомистов их влияние продолжалось вплоть до Платона и Аристотеля.

КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

п/п

Историческая эпоха философии

Главный философский интерес

1

Античность VI в. до н.э.-III в. н.э.

Космос

2

Средние века IV-XIV вв.

Бог

3

Новое время XV-XIX вв.

Человек и общество

4

Новейшее время XX в.

Язык

Таблица 2. Античная философия

Этапы

Главный философский интерес

Натурфилософия

Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)

Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)

Числа (Пифагор и др.)

Интеллектуализм

Идеи (Сократ, особенно Платон и др.)

Форма (Аристотель и др.)

Эллинистическая

философия

Самодостаточность человека (киники)

Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)

Человек и его космическая судьба (стоики)

Мудрое молчание (скептики)

Неоплатонизм

Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум

- Мировая Душа - Материя

Таблица 3. Средневековая философия

Этап

Основной интерес

Основные идеи

Философствование в вере (Августин)

Люби Бога, и тогда делай, что хочешь

Воля как сущность личности

Свобода как черта воли (а не разума)

Монотеизм

Теоцентризм

Креационизм

Вера в Бога

Любовь к Богу

Надежда на спасение

Добрая воля

Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский)

Вера ведет разум, разум подкрепляет веру

Философия - это введение к религии

Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога

Совесть

Духовность человека

Символизм

Таблица 4. Философия Нового времени

Этап

Авторы основных философских концепций

Основной интерес

XV-XVI вв.

 

Гуманизм

Эстетическое отношение к действительности

XVII в.

Декарт

Ясные идеи и дедуктивные построения теории

Локк

Теория познания: сенсуализм

XVIII в.

Кант

Априорные принципы и их воплощение в науке и морали

XIX в.

Гегель

Универсальная системная философия идей

Маркс

Концепция общественного руда, критика капитализма

Ницше

Критика "разумных" ценностей

Таблица 5. Философия XX века

Главное философское направление

Главный философский интерес

Феноменология

"Работа" сознания с феноменами

Герменевтика

Истолкование текстов 

Аналитическая философия

Логический анализ языка, употребление языка

Постмодернизм

Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм

Таблица 6. Философия о человеке

Историческая эпоха философии

Что такое человек?

Античность

Микрокосмос

Душа + тело

Душа есть проявление идеи (Платон)

Душа - это форма человека (Аристотель)

Средние века

Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести

Новое время

Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант)

Проявление общественных отношений (Маркс)

Существо волевое и страстное (Ницше)

 

ХХ в.

Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи)

Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики)

Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики)

Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты)

Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)

Таблица 7. Философия об обществе

Историческая эпоха философии

Что такое общество?

Античность

Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости

Средние века

"Град земной", стремящийся к "граду небесному"

Новое время

Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо)

Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)

ХХ в.

Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро-кин и др.)

Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистким.

Таблица 8. Три главные ценности

Сферы жизнедеятельности человека

Главные ценности

Практическая жизнь

Добро

Чувственно-эстетическая жизнь

Красота

Научная деятельность

Истина

Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определённых философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Историческая эпоха философии

Что такое красота?

Античность

Космически гармоничное и соразмерное

Средние века

Символ божественного

Новое время

Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравнове-шенности композиций (классицизм)

Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм)

ХХ в.

Ценность, выработанная на основе фено-менологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология)

Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика)

Эмоция (аналитическая философия)

Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм)

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно - эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Историческая эпоха философии

Идеалы добра

Основные добродетели человека

Античность

Благо

Мудрость, справедливость, мужество

Средние века

Бог

Вера, любовь, надежда, совесть

Новое время

Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо)

Рассудочность, свобода

Абсолютный нравственный закон (Кант)

Разумность, свобода

Общество без эксплуатации (Маркс)

Преданность делу пролетариата

Сверхчеловек (Ницше)

Воля к власти

ХХ в.

Положительные ценности (феноменологи)

Умение пользоваться феноменологическим методом

Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики)

Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему

Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитик)

Быть последовательным в своих действиях

Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм)

Умение "рассеивать" устоявшиеся ценности

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Философская концепция

Основное содержание концепции

Локка

Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.

Канта

Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами

Гуссерля

Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Историческая эпоха философии

Природа рационального познания

Античность

Идеи - это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон)

Сущность - это форма вещи, ее внутрен-нее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель)

 

Средние века

Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм)

Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм)

Общее представляет собой мысли - обобще-ния, концепции (концептуалисты)

Новое время

Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это - рационализм.

Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант)

Мысли - это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка)

Мышление - это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности позволяющее оперировать идеями (Гегель)

Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)

ХХ в.

Рациональное познание - это обобщение достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи)

Логика - это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики)

Таблица 13. Три современных концепции истины

Концепция истины

Что такое истина?

Соответствия

Соответствие высказываний фактам

Когерентности

Согласованность высказываний, их непротиворечивость

Прагматическая

Убеждения, способствующие успеху практики

Таблица 14. Что такое истина?

Историческая эпоха философии

Природа истины

Античность

Истина - это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)

Средние века

Бог, вот что является истиной

Новое время

Истина - это соответствие чувств и идей фактам

ХХ в.

Истина - это открывающаяся сущность вещи (герменевтики)

Истина - это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики)

Таблица 15. Уровни научного исследования

Уровень научного исследования

Цели исследования

Эмпирический

Добыть новые экспериментальные факты

Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности

Теоретический

Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов

Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой

Таблица 16. Три теоретических метода

Теоретический метод

Характеристика

Аксиоматический

Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится

Гипотетико - дедуктивный

Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами

Прагматический

Интерпретация фактов проводится на основе ценностей

Таблица 17. Философия языка

Философская концепция языка

Главное содержание философских концепций языка

Философия имени

Имя - это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)

Философия предложения

Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности

Философия ценностных установок

Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается

Таблица 18. Философия техники

Историческая эпоха философии

Интерпретации природы техники

Античность

Техника - это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания

Средние века

Техника - это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества

Новое время

Техника - опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы.

Техника - это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс)

ХХ в.

Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи) Техника - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики)

Техника - это воплощение рациональности человека (аналитики)

Техника - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровитский)

Таблица 19. Философия природы

Историческая эпоха философии

Интерпретация специфики природы

Античность

Природа - это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной

Средние века

Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог - человек - природа именно последним звеном является природа

Новое время

Природа - это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.

ХХ в.

Природа - это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден)

Природа - это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики)

Природа - это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики)

Природа - это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание)

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Мужественность

Женственность

Молодость

Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность

Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость

Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие

Таблица 21. Две интерпритации образования

Образование - это подготовка

Образование - это усвоение достижений культуры

Образование - это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна

Образование - это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место

ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ

Античность до н. э. 

Фалес (624-546)

Парменид (540 - 470)

Гераклид (535 - 470)

Зенон (510 - 430)

Сократ (469 - 399)

Демокрит (460 - 371)

Платон (427 - 347)

Аристотель (384 - 322)

Эпикур (341 - 270)

Цицерон (106 - 43)

Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.)

Плотин (204 - 270)

Средневековье

Августин А. (354 - 430)

Боэций А. (480 - 524)

Авиценна (980 - 1037)

Ансельм (1033 - 1109)

Абеляр П. (1079 - 1141)

Аверроэс (1126 - 1198)

Фома Аквинский (1221 - 1274)

Оккам У. (1280 - 1349)

Возрождение и Новое время

Кузанский Н. (1401 - 1464)

Фичино М. (1433 - 1499)

Бруно Дж. (1548 - 1600)

Бэкон Ф. (1561 - 1626)

Гоббс Т. (1588 - 1679)

Декарт Р. (1596 - 1650)

Спиноза Б. (1632 - 1677)

Локк Дж. (1632 - 1704)

Лейбниц Г. (1646 - 1716)

 

Юм Д. (1711 - 1776)

Гольбах П. (1723 - 1789)

Кант И. (1724 - 1804)

Фихте И. (1762 - 1814)

Гегель Г. (1770-1831)

Шеллинг Ф. (1775 - 1854)

Шопенгауэр А. (1788 - 1860)

Фейербах Л. (1804 - 1872)

Маркс К. (1818 - 1883)

Пирс Ч. (1839 - 1914)

Джеймс У. (1842 - 1910)

Ницше Ф. (1844 - 1900)

Соловьёв В. С. (1853 - 1900)

Новейшее время

Фрейд З. (1856 - 1939)

Гуссерль Э. (1859 - 1938)

Бергсон А. (1859 - 1941)

Лосский Н. О. (1870 - 1965)

Рассел Б. (1872 - 1970)

Бердяев Н. А. (1874 - 1948)

Флоренский П. А. (1882 - 1937)

Витгенштейн Л. (1889 - 1951)

Хайдеггер М. (1889 - 1976)

Карнап Р. (1891 - 1970)

Лосев А. Ф. (1893 - 1988)

Гадамер Г. (1900)

Поппер К. (1902 - 1994)

Сартр Ж.-П. (1905 - 1980)

Куайн У. (р. 1908)

Кун Т. (р. 1922)

Фуко М. (1926 - 1984)

Хабермас Ю. (р. 1929)

Деррида Ж. (р. 1930)

Ленк Г. (р. 1935)

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Что такое единое? Единое - это то, что присуще не одной, а многим вещам. Известно, например, что телам присуща масса. Для указанных тел масса есть единое. Более сложный пример. Вы совершили три поступка по справедливости. Для указанных поступков единым будет ценность "справедливость". Единое не имеет смысла безотносительно к многому.

Что такое материальная субстанция? - Материальная субстанция для своего существования не нуждается в чем-либо ином, то есть способна существовать сама по себе. Например, вакуум - это материальная субстанция. Время не может существовать само по себе, оно не есть материальная субстанция. Не является материальной субстанцией и сознание.

Что такое атом по Левкиппу и Демокриту? - Атом, согласно упомянутым философам, есть мельчайшая неделимая часть вещества.

Что такое идея по Платону? - Идея, по Платону, есть смысл, образец, общее определенного класса вещей.

Что такое форма по Аристотелю? - Форма - это сущность вещи, ее активность.

Что такое демиург по Платону? - Демиург - это бог-мастеровой, который способен объединять материю с идеями. Представлением о христианском Боге Платон не владел.

Что такое перводвигатель по Аристотелю? - Перводвигатель - это то, что является первопричиной и привлекает все и вся своим совершенством умозрения. Представлением о христианском Боге Аристотель не владел.

Что такое добродетель? - Добродетель - это призвание человека, черта его характера.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Чем отличается монотеизм от политеизма? Согласно монотеизму существует один Бог (в христианстве Бог един в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына и Бога-святого духа). Политеизм признает существование многих богов.

Что такое креационизм? Учение о сотворении Богом мира из ничего.

Что такое теоцентризм? Учение, согласно которому принципом, главным центром всего существующего является Бог.

Почему термин "совесть" не использовался в Ветхом Завете, но часто используется в Новом Завете? Бог Нового Завета милосерднее, родственнее верующему, чем Бог Ветхого Завета. Верующий стремится к воссоединению с Богом, со-вести с ним. Следует различать религиозное и светское понимание совести.

Почему в христианстве появляется добрая воля? Как реализация совести.

Почему в религиях столь большое внимание уделяется вере? Есть ли научная вера? В науке существование математических истин доказывается, существование природных вещей подтверждается на практике. В религии верят в существование Бога, которое научными методами не может быть обосновано.

Почему в христианстве на один из первых планов выдвигается надежда? Речь идет о надежде на воссоединение с Богом. Религиозная надежда связана с таинственностью Бога. Здесь невозможно рассчитать будущее, предвидеть его. Остается надеяться на лучшее, в том числе на божественное провидение.

Почему именно любовь столь превозносится в религии? Религия в отличие от науки очень мистична, чувственна, эмоциональна. Среди всех чувств наиярчайшим является любовь. Видимо, это обстоятельство нашло свое выражение в религиозной форме в качестве превознесения любви к Богу.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ"

Почему исторический период 15-16 вв. был назван эпохой Возрождения? В философском плане имелось в виду возрождение творческого наследия античности.

Что такое гуманизм? Признание в качестве основных философем ценностей личности, таких, как свобода, справедливость, право на творчество.

Что такое антропоцентризм? Признание человека, а не природы или Бога, высшим творением мироздания.

Почему Декарт так ратовал за ясные идеи? Фактически, речь шла об исходных научных принципах, которые невозможно опровергнуть ни логически, ни экспериментально.

Чем отличается сенсуализм от рационализма? Спор идет о приоритете в познании чувственного (сенсуализм) или же мыслительного (рационального). Сенсуалисты ошибочно считали, что понятия выводятся непосредственно из чувственных данных. Рационалисты, в свою очередь, ошибочно полагали, что значение чувственного познания несущественно.

Что такое идеализм? Философское учение, делающее упор на идеях, понимаемых либо в качестве общего того или иного класса вещей, либо мыслей. В философском отношении термин "идеализм" устарел.

Разве Кант прав, считая, что научные принципы могут быть доопытными, т.е. априорными? Не слишком ли странно он рассуждает? Кант, действительно, во многом прав. Суть дела состоит в следующем. Научные принципы разом соотносятся со многими единичными явлениями. Поэтому представление о них всегда требует выхода за конкретику данных изучаемых процессов. Этот "выход за конкретику" надо как-то обозначить. В этой связи появляется термин "априорные принципы". Эмпирический статус априорных принципов не до конца был ясен Канту.

Что такое категорический императив Канта и не слишком ли он категоричен? Категорический императив - это абсолютный закон поведения, при нарушении которого люди теряют свое человеческое достоинство. Так, если некто использует другого как средство, т.е. вопреки ценностям последнего, то он признает подлинным человеком только себя, т.е. выступает против человечества.

Почему такое большое внимание уделяется диалектике идей? Речь идет о том, как идеи соотносятся друг с другом. Это действительно очень важный вопрос.

Что такое противоречие? Это высказывания, не согласующиеся друг с другом. Так, два высказывания "2+2=4" и "2+2=5" образуют противоречие. Важно понимать, что понятие "противоречие" относится исключительно к высказываниям, но не к вещам и людям. Между людьми часто случаются конфликты, истинное описание которых всегда непротиворечиво. Так, высказывания "Субъект А утверждает, что 2+2=4" и "Субъект В утверждает, что 2+2=5" непротиворечивы, но они свидетельствует о том, что лишь высказывание субъекта А математически истинно. Субъекты не могут быть противоречивыми, противоречивыми могут быть лишь их высказывания.

Верно ли, что главное понятие теории Маркса - понятие "общественного труда"? Верно. Из общественности труда Маркс делал вывод о том, что недопустима эксплуатация одними людьми других: работающие сообща - да не обидят друг друга. Маркс рассуждал, видимо, несколько упрощенно, без учета многообразия форм собственности.

Какие резоны были у Ницше воспевать не человека, а сверхчеловека? Нет ничего удивительного в том, что предпочтения философов разнятся. Восхищение Ницше заслуживал человек как аристократ аффектов и воли к власти, ярких чувств и поступков.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"

В феноменологии феномен - это любое явление? Нет, это явление, данное в сознании.

В чем состоит смысл феноменологической редукции? В том, что все проявления жизни человека, каковыми бы они не были, должны сводиться к феноменам.

В чем смысл феноменологического приема эпохе? В том, чтобы воздерживаться от суждений, не полученных путем феноменологической редукции.

Почему феноменологи используют не термин "идея", а термин "эйдос"? Термин "идея" умозрителен, а термин "эйдос" разом и чувственен, и умозрителен. Феноменологи считают, что термин "эйдос" лучше выражает специфику философского познания, чем термин "идея".

Почему герменевтики используют такой, кажущийся несколько странным термин, "бытие-в-мире"? Их интересует бытие человека, но так, чтобы оно не противопоставлялось вещам, ибо в таком случае получится противостояние субъект-объект, которое они не признают. Бытие-в-мире - это характеристика человека, существующего в мире гармонично.

Почему герменевтики используют представление о сущности вещи? О сущности вещей рассуждают те философы, которые полагают, что ее необходимо выделить, понять как потаенный смысл вещи. Как раз такими философами и являются герменевтики. Поэтому они используют философему "сущность вещи".

А вот аналитики не используют выражение "сущность вещи". Они считают, что вещь не многослойна, у нее нет внутреннего смыслового ядра вроде сущности.

Герменевтики для выяснения сущности вещи вопрошают ее. Но разве можно вопрошать не только людей, но и предметы? Герменевтики используют метод вопросов и ответов. Предметы вопрошаются посредством ненасильственного обращения с ними. Вопрошание есть раскрытие потаенности вещи, а не разговор с нею посредством звуков.

Герменевтики настаивают на понимании как центральной философеме. Что имеется в виду под пониманием? Понять что-либо или кого-либо означает раскрыть потаенность вещи и приобщиться к ней.

Почему аналитики столь заинтересованы в "значении слова"? Аналитики выступают против всякой мистики, таинственности. Им нужна ясность. Ее адресатом они считают не сознание ( в него невозможно проникнуть), а слова. Их призыв: давайте будем четко выделять значения слов и тогда мы сделаем философию ясной и всем понятной.

Что такое смыл слова? Смысл слова, согласно аналитикам, есть его значение. Вместо термина "смысл слова" надо использовать термин "значение слова".

Что такое верификация? Верификация - это, в переводе с латинского, проверка. Речь идет о проверке на истинность высказываний. Высказывание "Снег бел" истинно, если проверка действительно показала, что снег бел.

Что такое фальсификация? Проверка высказывания на его ложность. На первый взгляд, кажется, что нет смысла противопоставлять верификации фальсификацию, в том и другом случае идет какая-то проверка. Но если принять во внимание, что теории сменяют друг друга, то смысловое равновесие между верификацией и фальсификацией нарушается в пользу последней. Очень часто, то, что еще вчера считалось истинным, сегодня, в результате появления новой теории, оказывается ложным. И совсем редко, то, что вчера считалось ложным, ныне переводится в разряд истинного.

Что такое дискурс? Языковое поле, область языка, совокупность высказываний.

Что такое языковая игра? Дискурс со всякого рода неожиданностями, незапрограммированным творчеством.

Что такое деконструкция? Работа с высказываниями, т.е. с конструкциями слов, которые заменяются другими словами (отсюда приставка де-, имеющая негативное значение), которые образуют новую связность (выражается приставкой кон-).

Почему постмодернисты делают акцент на непредставимом возвышенном? Речь идет об эстетическом критерии, о художественном, интересном и заманчивом вымысле, который в принципе невозможно превратить в реальность.

Какой смысл заключен в постулировании диалектическими материалистами первичности материи и вторичности сознания? Имеется в виду, что сознание есть результата развития материи, а статус общества определяется уровнем развития производительных сил, прежде всего техники.

На каком основании исторические материалисты (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) настаивали на социалистической революции. Они полагали, что: во-первых, мир устроен несправедливо (богатые жиреют, а бедные сохнут); во-вторых, вывод о социалистической революции следует из теории К.Маркса об общественном труде. Появление новых экономических теорий поставило под сомнение вывод о необходимости социалистической революции. Разумеется, это не означает, что социумы живут по справедливым законам.

Что такое положительное всеединство? Речь идет о философеме из учения В.С.Соловьева. Весь мир образует положительное всеединство под началом Бога. Тезис о положительном всеединстве не имеет научной значимости. В науке известно, что многие явления взаимосвязаны между собой, но далеко не все.

Что такое соборность? Соборность - это собрание одноверцев.

Что такое космизм? Учение о космической судьбе человечества.

Что такое атман и брахман? Речь идет о концептах древнеиндийской философии, имеющих своих сторонников и в наши дни. Атман - индивидуальное (субъективное), а брахман - всекосмическое духовное начало. Научная значимость концептов атман и брахман незначительна.

Что такое дао? Одна из главных категорий китайской философии. Дао - путь совершенства и совершенствования, небесный или же земной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8878. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления 182.5 KB
  Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления Учебные вопросы: Нормативные правовые акты государственного управления: понятие, правовая характеристика, классификация. Правотворческая деятельность в сфере...
8879. Исследование тлеющего разряда 109.5 KB
  Исследование тлеющего разряда Цель работы: Ознакомиться с основными формами тлеющего разряда. Исследование работы стабилизаторов тлеющего разряда. Исследование работы цифро- знаковых индикаторов тлеющего разряда. Введение. Тлеющий ...
8880. Частотные характеристики цепей. Комплексные функции цепи 1.02 MB
  Частотные характеристики цепей. Комплексные функции цепи Основным методом расчета цепей синусоидального тока является метод комплексных амплитуд. В его основе лежит представление синусоидальных функций через эксп...
8881. Національний Банк України: завдання, функції, мережа та структура 92.43 KB
  Національний Банк України: завдання, функції, мережа та структура 1. Організаційно-правові основи функціонування Національного банку України 2. Функції та операції Національного банку України 3. Структура та форми управління Національного банку Укра...
8882. Банківські ресурси як основа функціонування банку 106.5 KB
  Банківські ресурси як основа функціонування банку 1. Банківські ресурси, їх види та класифікація 2. Капітал банку, його склад, структура, джерела формування та напрями використання 3. Залучений капітал банку: суть, значення та загальна характеристик...
8883. Регулювання діяльності банків 101.45 KB
  Регулювання діяльності банків 1. Регулювання банківської діяльності, його суть та форми 2. Регулятивний капітал банку: призначення та порядок визначення 3. Економічні нормативи капіталу банку 4. Економічні нормативи ліквідності 5. Нормативи кредитно...
8884. Класифікація банківських операцій і послуг 78.62 KB
  Класифікація банківських операцій і послуг 1. Основи класифікації банківських операцій і послуг 2. Пасивні банківські операції та їх характеристика 3. Активні банківські операції та їх характеристика 4. Характеристика банківських послуг 1. Основи кл...
8885. Класифікація банківських і операцій і послуг Тестові завдання 23.5 KB
  Класифікація банківських і операцій і послуг Тестові завдання 1. Виберіть класифікацію банківських операцій за функціональними ознаками: а) кредитні, засновницькі, емісійні б) розрахунково-касові, інвестиційні, комісійні в) депозитні, міжбанківськ...
8886. Організація грошового обігу в банках 144.72 KB
  Організація грошового обігу в банках 1. Характеристика платіжного обігу 2. Банківське обслуговування готівкового обігу 3. Безготівкові розрахунки: суть, значення, класифікація та принципи організації 4. Характеристика міжбанківських розрахунків 5. С...