37560

Философия в Беларуси: основные идеи и этапы развития

Шпаргалка

Логика и философия

Философия в Беларуси: основные идеи и этапы развития Формирование условий подготовивших возможность возникновения философии Беларуси следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Вместе с тем своеобразие социальноэкономического и общественнополитического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции...

Русский

2013-09-24

164.5 KB

219 чел.

2. Философия в Беларуси: основные идеи и этапы

развития

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпукло представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М .Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

  1.  Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.
  2.  Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот  период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).
  3.  Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики.

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия;

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, тем более что последняя выступила в качестве идейного орудия контрреформации. Порок схоластики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, оторванности от повседневной жизни, общественных процессов. Умеренные гуманисты-реформаторы видели нетленные образцы общественного переустройства в античных философских концепциях, реальном практическом опыте европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новыми идеями и проблемами. Их относительная слабость заключалась, видимо, в недооценке самой философии, точнее, недооценке самодостаточности философского знания. Ценность философии они усматривали в ее возможном практическом приложении. По их мнению, философское знание должно было выступить в качестве орудия социальных преобразований. Мировоззренческое значение философии, значимость профессионально-философской активности не учитывались в достаточной мере;

в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения. Европейская философия того времени занималась обоснованием ценностей науки, научного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схоласты безжалостно подавляли альтернативные  направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над К. Лыщинским. Господство схоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власть предержащих; изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась,  открывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими  основаниями.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. А. Кулеш). В конце ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). В  первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи национально-культурного и государственного возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации. Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии.

Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.

возрождения

Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран посткоммунистического мира, вступающих в новый период своей истории. Все более остро осознаваемая необходимость социально-экономических реформ, формирование новых духовно-нравственных ориентиров, отвечающих запросам эпохи, – эти процессы выступают в качестве основополагающих признаков цивилизационного развития. В такие переломные эпохи человечество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Именно мудрость прошлых веков выступает в качестве одного из критериев, по которым человечество выверяет свою преобразовательную деятельность. Особая роль в этой духовной работе принадлежит философии. Всеобщность ее категориального строя, ее изначальный универсализм оказываются соразмерными масштабам вызовов и задач, встающих перед современным миром. На новом этапе своего развития отечественная философия призвана осуществить свою мировоззренческую функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению глобальных проблем, связанных с выживанием человечества, а какие следует оценить как угрожающие, негативные.

Отечественная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры. Именно в белорусской, русской национальной духовной традиции сосредоточен оригинальный экофильный потенциал, созвучный современным поискам идеала коэволюции общества и природы. Представляется, что философско-социальные исследования должны способствовать поискам духовных основ гражданской консолидации современного общества, выявлению общегражданских, ценностей и интересов, составляющих стержень национальной идеи.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ XIX  века.

.

Физиократы

В конце XVIII - начале XIX века в Беларуси было широко распространено учение физиократов. Родина учения физиократов - Франция. Оно представляло собой философское обоснование необходимости проведения в обществе экономических, политических и культурных реформ, поэтому обрело много сторонников в Литве и Беларуси, где наиболее видными представителями этого учения были Иоахим Хрептович (1729-1812) и Иероним Стройновский (1752-1815).

В центре  воззрений И. Хрептовича – человек со своими потребностями, интересами, правами и обязанностями. Хрептович как философ эпохи Просвещения придерживался также теории_естественного права. Основываясь на ней, он утверждал, что в обществе всё должно следовать естественному порядку, содержанием которого является соблюдение основных прав членов общества и выполнение ими своих обязанностей. Для поддержания в обществе порядка люди заключают договор. И. Хрептович - сторонник античной традиции в вопросе распределения социально-профессиональных обязанностей в обществе. Как и Платон, он считает, что каждый гражданин должен в обществе выполнять лишь те функции, которые естественно присущи ему, не стараясь проникнуть в сферы, для него закрытые и запретные. Как и Ж. Ж. Руссо, ученый придает важное значение институту частной собственности как условию свободы в государстве. Если человек не имеет собственности», свободы и личной безопасности, утверждает философ, он не гражданин государства, а его изгой. Только человек, имеющий право на свободу, безопасность и собственность, в состоянии пользоваться благами общества.

Представляют интерес взгляды И. Хрептовича на природу и общество. Он не проводит между ними резких граней, акцентирует внимание читателя на том, что общество следует рассматривать как естественный организм, являющийся разумной частью природы, ее продолжением. Исходя из диалектики органического единства природы и общества И.Хрептович делает вывод, актуальный для решения сегодняшних, ставших в XX веке перед человечеством, экологических проблем. Человек, по И. Хрептовичу,- не только венец природы, вместе с моральными принципами он представляет собой и основу природы.

Цельную систему реформирования общества создал профессор, затем ректор Виленского университета И. Стройновский. Главное сочинение И. Стройновского - «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», Как представитель просветительской философии ученый исходил из той позиции деизма,1 что Бог является творцом мира. Он говорит, что, наблюдая за природой и человеком, поражаешься, насколько все разумно в мире и целесообразно. Эта разумность и целесообразность, пишет И. Стройновский, подтверждает существование высшего существа, все это создавшего. Однако, создав мир, Бог затем не вмешивается ни в природу, ни в человеческие дела.

В гносеологии2 он поддерживает взгляды сенсуалистов, считает, что сознание начинается с чувственной ступени Просветитель замечает, что чувства в состоянии отразить только отдельные свойства отдельных предметов, явленческую их сторону, а не сущностную. Критически оценивает он учение Декарта о врожденных идеях и схоластический рационализм средневековья.

Учение о бытии и познании И. Стройновского в целом адекватно просветительской философии. Излагая свою социологическую концепцию, И. Стройновский предстает перед нами мыслителем европейского масштаба. В учении об обществе он исходит из теории естественного права, которое основывается на естественном порядке. Естественное право носит абсолютный характер, потому что в нем отражена вечная и неизменная человеческая природа. Значительно раньше, чем Г. Спенсер, И. Стройновский биологизирует общество. Он считает, что естественные законы проявляются в естественных правах и обязанностях человека. Как последователь идеологии буржуазного юридического мировоззрения он считает естественными правами человека, данными ему от рождения, права на безопасную жизнь, жилье, отдых. В условиях государства естественные права человека перерастают в социальные и в обязанности. Главными из них являются вечные и неизменные буржуазные права свободы, взаимной помощи и частной собственности. Естественный порядок представлен им как единство законов природы и общества. Общественные законы отличаются от природных тем, что люди согласовывают с ними свои действия. Законы общества не зависят от воли и сознания человека, так как являются частью всеобщего мирового порядка.

Задача законодателя состоит в том, чтобы, отталкиваясь от естественных законов, разработать законы гражданские. Несмотря на функционирование в обществе гражданских законов, люди не должны отклоняться и от естественных. В противном случае их ожидают бедствия и несчастья. И. Стройновский подчеркивал, что естественное состояние человека наиболее полно проявляется в обществе.

Происхождение государства он связывает с усложнением внутренних и внешних общественных отношений. Вначале люди жили в соответствии с предписаниями естественного права, не зная никакой государственности. Однако этот период был не войной всех против всех, а счастливым временем мира и согласия. С увеличением численности населения, ростом имущественной дифференциации, появившимися на этой почве конфликтами возникла необходимость в государстве, которое создавалось путем всеобщего договора. Государством должен управлять, считает И. Стройновский, просвещенный монарх на основе конституции.

Философские взгляды тайных студенческих обществ Виленского университета (филоматы, филареты, «променистые»).

В начале XIX века возрастает интерес к белорусской национальной культуре. В этом отношении большую роль играл Виленский университет.

В конце 1817 - начале 1818 годов студенты университета Осип Ежовский, Франтишек Малевский, Ян Чечот, Адам Мицкевич, Фома Зан, Игнатий Домейко (всего 12 человек) учредили общество филоматов (любителей знания). Президентом общества избрали О. Ежовского. Сначала члены общества ставили перед собой только национально-просветительские цели. По окончании университета они мечтали учительствовать в Виленском учебном округе, воспитывать молодежь в духе польской культуры. Филоматы считали, что изучение наук должно приносить пользу родине. Под пользой понималось освобождение отечества. Для этого необходимо было хорошо знать гуманитарные науки, которые только и в состоянии дать ответ на вопрос: что приводит к возникновению деспотизма? Именно эти науки могли подсказать и возможные средства избавления от деспотизма.

Для филоматов обязательным считалось изучение трудов философов: Платона, Вольтера, Руссо, Мабли, Гельвеция, Юма, историков: Джиллиса, Лакретеля, экономистов: Смита, Сэя, Сисмонди, литераторов: Скотта, Гейне, Шиллера, политических деятелей: Ришелье, Кольбера, Мазарини, Помбала, античных авторов: Полибия, Ливия, Плутарха, Софокла, Лукиана, Цицерона и др.

Филоматы своеобразно трактовали предназначение науки. Поскольку цель человека - счастье родины, то наука, по их мнению, должна быть «словом народа о его потребностях и путях спасения», т.е. призвана быть тесно взаимосвязанной с жизнью. Поэтому они старались избегать отвлеченных философских рассуждений, полагая, что философская истина должна быть конкретной и научной. «Открытая истина,- писал Ф. Зан,- должна иметь близкую связь с пространством и временем, а также с той выгодой, которую дает ее применение. Ее выводы должны основываться на опыте или очевидности, но не на истине данной или долгосуществующей. Мышление должно замыкаться в пределах человеческого мира, мира физического»[1,стр 106 ].

Социально -политическая программа филоматов ставила вопрос об отмене крепостного права. Новое общество, утверждали они, можно создать на принципах естественного права, которое они определяют как науку об отношениях между людьми. Люди должны быть равны и свободны. Только при этом условии они могут принести пользу друг другу. Наилучшей формой правления является конституционная. Без свободы, подчеркивали филоматы, не может быть и речи о просвещении и общественном благе. Нравственное состояние общества филоматы напрямую связывали с формой государственного правления: в государстве с плохим управлением не может быть хороших граждан. В формировании добродетелей велика также роль религии и права. Стремление рассматривать все вопросы общественной и государственной жизни сквозь призму нравственности - характерная черта мировоззрения филоматов. Причина всякого зла - только в нравственном зле. Таков их категоричный вывод.

С помощью филоматов (прежде всего Ф. Зона) весной 1820 года рождается организация учащейся молодежи «променистых», которые своей главной целью считали «сохранять полезные отцов своих обычаи, любить природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и подвиги предков и подражать им по мере сил своих и состоянию» [1,стр.107 ].

Вскоре общество «променистых» по приказу местных властей было распущено.

Взамен «променистых» через несколько месяцев было создано тайное общество филаретов (друзья нравственности), которое как и «променистые» идейно и организационно возглавлялось филоматами.

Филареты поставили себе задачу: дать «патриотически научное образование» молодежи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры. Позже на заседании следственной комиссии член общества филаретов Янковский заявил, что «кроме обучения наукам, главнейшая цель общества была, соединение общих сил, дабы восстановить Польшу в прежнем ее блеске» [1,стр107 ].

Гегелевская идея развития в философской мысли в Беларуси 40-х годов

В 40-е годы XIX века в Беларуси возрос интерес к гегелевской философии, к ее идее развития. Подобные идеи в середине XIX века развивал Ф. Бохвиц (1799- 1856). Являясь сторонником идеи развития, он доказывал наличие социального прогресса во всех главных сферах общественной жизни: технике, науке, морали, истории, философии, политике и праве. Закон бытия, по Ф. Бохвицу ,- поступательное усовершенствование самых различных его сторон. Поэтому в развитии как духовного, так и материального мира велика роль преемственности, связи с прошлым. Все науки взаимосвязаны, представляют собой своеобразное древо познания, являются одинаково важными для человека. Решая вопрос о детерминантах социального прогресса, он представлял их телеологически. Прогресс задан свыше как движение к своей цели. Однако это не простое поступательное движение, а сложный диалектический процесс, включающий в себя в определенные моменты и регресс. Поскольку прогресс универсален и всеобъемлющ, в природе он проявляется в закономерном вызревании условий возникновения разумной жизни, а в обществе может проявить себя в виде будущей социальной гармонии. В этой связи Ф. Бохвиц, как и большинство отечественных мыслителей, не принимает идею революции, видя в ней главный дестабилизирующий фактор общественной жизни.

Говоря о прогрессе, Ф. Бохвиц видит его в постоянном совершенствовании орудий производства, росте связей между людьми, личностью и обществом. Цивилизационные процессы в этой связи, считает он, будут закономерно проявляться в росте культурных, экономических и политических связей между народами. Это приведет к созданию единого культурно-политического и социально-экономического организма. Кроме того, это будет условием долговременности и жизнеспособности европейской цивилизации, которая, в отличие от древних цивилизаций, в силу своей всеобщности и широты распространения представляет из себя устойчивую развивающуюся систему.

В стремлении обосновать идею бесконечного прогресса Ф. Бохвиц отрицательно относится к другим концепциям развития. Особенно критически оценивает он представления о цикличности общественного развития, хотя и не отрицает саму идею цикла. Однако цикл в истории общества, по его мнению, может характеризовать только историю одного народа. История же человечества охватывает все возможные циклы. Поэтому идея циклического развития общества не должна сводиться к простому повторению.

В этой связи определенный интерес представляют взгляды А. Марцинковского, и прежде всего на философию истории. Подобно Гегелю, этот ученый определял мировую историю как развитие сознания духа о его свободе. Качественное отличие ступеней исторического процесса в этой связи, на его взгляд, зависит от духовных принципов, доминирующих на том или ином этапе истории. Он высоко ценил славянский мир, видел в нем особый дух. По А. Марцинковскому, всемирная история берет свое начало на Востоке и обнаруживает себя как прогресс в постижении свободы, объективируемой в государственно-правовых нормах.

На основе гегелевской философии развивал свои взгляды и Э. Желиговский. Объект его философствования - жизнь как бесконечный поток преобразований, смерти и возрождения.

Идеология западнорусизма в Беларуси.

На протяжении XIX века вплоть до национально-государственного определения Беларуси в начале XX века (наряду с идеями восстановления государственной независимости Речи Посполитой) широкое распространение получило в общественно-политической мысли течение, считавшее, что Беларусь ни исторически, ни культурно не может быть в составе Польши. Представители этого течения исходили из той точки зрения, что Беларусь составляет западную часть России, а белорусы органично входят в состав единого русского народа. На основе этого делался вывод, что Беларусь не является страной с особой национальной культурой, а поэтому не может иметь и своей государственности. Данная точка зрения получила название западнорусизма. Представители западнорусизма главную задачу видели в возрождении старой русской культуры.

Заметной фигурой в западнорусизме в 60-х годах XIX века становится М.Коялович (1828-1891). После восстания 1863 года в Польше, Беларуси и Литве М.Коялович занимается историей Беларуси. В «Чтениях по истории Западной России» он фиксирует тот исторический факт, что в Западной Руси (Беларуси) появились люди (И. Данилович, Т. Нарбут, И. Ярошевич), выступающие за государственную самостоятельность Беларуси, но на основе польской цивилизации. Он приходит к выводу, что политическая независимость Западной России невозможна. И еще более она невозможна на основе польской цивилизации. В этом случае самостоятельность кончилась бы тем же, чем кончалась прежде, например, в XVI столетии, когда Литва сливалась с Польшей. М. Коялович отмечает, что Польша в отношении Беларуси всегда вела двойную политику. Беларусь нужна была ей только для того, чтобы она не досталась России. О самостоятельности же не было и речи.

Что касается русской культуры, то в ней историк не видит угрозы для белоруса, поскольку «если кто из белорусов перенимает российское образование и язык, он не превращается посредством этого во врага своего племени, с которого вышел, а сделавшись поляком, он обязательно отрицательно ставится к своему племени» [1.стр.110].

Вместе с тем М. Коялович обращает внимание на то, что белорусы отличаются как от поляков, так и от великороссов. Так как белорусы никогда не знали татарского ига, то это нашло отражение в некоторых чертах их жизни, например, в поразительном доверии к людям, в хорошей их семейной жизни, невысокой преступности.

Давая оценку Виленскому университету, он пишет, что его питомцы, усвоившие польскую цивилизацию, пробовали самостоятельно, как бы со стороны, взглянуть на свою страну (одни из них несли свой крест, другие постепенно приходили к выводу, что они - не поляки). В основу была положена идея независимости Великого княжества Литовского. Однако независимость мыслилась на основе польской культуры.

М. Коялович выделяет следующие важные моменты исторической жизни Западной России:

1) разделение русского народа на две половины и попытки Западной России образовать свой государственный центр; 2) соединение Западной России с Литвой; 3) соединение Литовско-Западнорусского княжества с Польшею посредством чисто внешнего союза; 4) слитие Западной России с Польшей и распадение русско-польского государства 5) неправильное позднейшее развитие русско-польского вопроса [1,стр.110].

Таким образом, заслугами западнорусизма были не только историческое доказательство общерусских корней Беларуси и России, но и постановка вопроса о самостоятельности Беларуси, самобытности ее истории, культуры и народа

Философия революционного демократизма в Беларуси

Во второй половине XIX века в философской мысли в Беларуси получает развитие идеология революционного демократизма. В ходе восстания 1863 года с позиций революционного демократизма выступают К. Калиновский и Ф. Богушевич, а в конце XIX — начале XX века- М.Богданович, Я. Купала и Я. Колас.

Мировоззрение белорусских революционных демократов формировалось по трем внутренне взаимосвязанным направлениям: социально-философскому (с идеей общего блага общества); обоснованию этико-гуманистического идеала и отражению его в системе ценностей новой эстетики, основанной на принципах реализма в искусстве; преимущественному рассмотрению проблем свободы, человека как индивидуума, народа в целом.

Таким образом, существенной особенностью белорусского революционного демократизма была его сфокусированность на проблемах освобождения народа (экономического, политического, национального  и духовного). Это влекло за собой социологизацию познания. Как считает один из исследователей идеологии революционного демократизма в Беларуси С. Майхрович, такая мировоззренческая определенность вынуждена была использовать наиболее развитую в национальной культуре форму выражения. В основе ее важное место занимала проблема человека со всем кругом связанных с нею нравственно-гуманистических вопросов.

В итоге оказывается, что в мировоззрении белорусских революционных демократов отношению трех его уровней (философского, социально-философского и нравственно-эстетического) соответствует отношение проблемы бытия, жизни, проблемы народа в целом и каждого человека в отдельности [1,стр.113].

В целом специфика философских взглядов белорусских революционных демократов заключается: 1) в фундаментальном значении таких понятий, как «бытие» и «народ»; 2) в стремлении обосновать конкретно-наличное бытие в качестве абсолютного; 3) в поиске всеобщей и универсальной социально-природной взаимозависимости; 4) во взаимопереходе представлений и понятий естественно-органического и социального планов, наиболее четко проявившихся во взаимосвязи понятий «жизнь» и «народ»; 5) в разграничении бытия настоящего, подлинного и ущербного, свободного и рабского; 6) в трактовке подлинного бытия как наличия составляющих его реальностей; 7) в тенденции понимания подлинного бытия как единства существования и сущности (духовности, имеющей социально-нравственный характер)

В развитие национального самосознания белорусского народа большой вклад внес М.Богданович.

М. Богданович пишет, что «лишенный классов, крепких экономически и культурно, придавленный крепостной зависимостью белорусский народ не только не мог продолжать развивать свою культуру, но не был в состоянии даже просто сберечь уже добытое раньше. Лишь основные, первоначальные элементы культуры (вроде языка, обычаев и т. п.) удержал он за собою, а все остальное, представлявшее собою, так сказать, «сливки» его предыдущего развития, было ассимилировано, вобрано в себя польской культурой и с тех пор фигурирует под польской этикеткой, будучи по существу белорусским» [1.С.113].

М. Богданович отмечал, что вехой в белорусском возрождении стал 1905г. Необходимость освещения политических событий привела к мысли обратиться к белорусскому языку, понятному для большинства сельского населения Беларуси.

Велика здесь была роль первой легальной белорусской газеты «Наша доля» (затем - «Наша нiва»). После закрытия «Нашай долi», «Наша нiва» призывала к необходимости чтить права каждого народа, ценить всякую культуру, развивая свою национальную, пользоваться достижениями культур других народов.

Следовательно, главной заслугой философской мысли этого периода, ее итогом является постановка вопроса о возрождении белорусской культуры, о праве белорусского народа на свою государственность.

            ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В БЕЛАРУСИ В XX ВЕКЕ

Религиозная философия в Беларуси начала XX века

Известным сторонником и пропагандистом религиозной философии в Беларуси был сотрудник газеты «Северо-Западный край» Я. Окунь. Настоящая фамилия - Окунев. Писал также под псевдонимом Я. Чимишлийский.

Он считал, что никакие новейшие материалистические учения не могут быть основой истинного мировоззрения. Эту основу должна составлять новая религия, новое христианство с его нравственной, а не догматической стороной, которую культивирует церковь.

В решении вопроса о смысле жизни Я. Окунь исходит из чистой воли. Источником нравственности провозглашается инстинкт самосохранения. Сама нравственность может формироваться лишь под воздействием только религии. Она способна преобразовывать нравственные инстинкты в нравственные законы. Вся человеческая мораль сводится Я. Окунем к христианскому принципу любви к ближнему, который являет собой высший моральный закон и единственное основание общества. Вся история общества представляет собой процесс реализации требований принципа любви к ближнему.

Современная религия не должна быть догматичной, чуждой жизни и ее проблемам. В этой связи, религию надо дополнить социальным учением, тогда она станет более понятной современному человеку.

Другим видным представителем религиозной философии начала века в Беларуси был преподаватель Минской духовной семинарии Д. Скрынченко. Главное его произведение - «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» - вышло в свет в 1908 году в Санкт-Петербурге.

В своем философском произведении «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» Д. Скрынченко считает, что только в рамках религиозного мировоззрения можно дать положительный ответ на вопрос о смысле жизни. Новая философия в лице Гартмана, Шопенгауэра, Толстого и Ницше не разрешает этой важнейшей проблемы, а подменяется вопросом о ценности жизни [1,стр.119]. Кроме того, вся новая философия проникнута духом пантеизма,3 а следовательно, безрелигиозна и в силу этого обстоятельства не может разрешить вопросов о смысле жизни.

Д. Скрынченко критикует современную ему науку за признание источником и критерием ценности жизни чувств удовольствия, сострадания и игнорирование главных и высших чувств - религиозных и нравственных, которые существенно отличаются от первых. Рассматривая вопрос о ценности жизни, он выделял три направления: пессимистическое, оптимистическое и среднее между ними -мелиористическое. Ученый подробно исследует указанные направления.

Анализируя причины пессимизма, которые указываются в литературе (чрезмерная деятельность каких-либо органов чувств, лишения, нищета, темперамент, социальные условия), он делает вывод, что в объяснении пессимизма много правды, но они не исчерпывают всей ее.

Главная причина пессимизма, утверждает автор, состоит в утере веры в Бога, в утрате религиозного чувства. Истоки пессимистического мировоззрения он видит в дисгармонии разума и чувств человека

Поэтому задача воспитателей - привести в соответствие чувства и разум человека еще в детском возрасте.

Под оптимизмом философ понимает такой взгляд на жизнь, который считает ее драгоценным и безусловным благом, целью в самой себе. В качестве примера оптимистического мировоззрения он рассматривает взгляды Л Толстого и Ф. Ницше. Л.Толстой является оптимистом, так как считает, что человек живет во имя вечной и бессмертной жизни. Еще при жизни земной он должен приносить себя в жертву вечной жизни, поскольку он и живет благодаря ей.

Среднее положение между пессимизмом и оптимизмом занимает мелиоризм. Сущность его сводится к следующему: «Жизнь человеческая есть благо и потому должна иметь действительную ценность. Но это благо часто, и вернее, почти постоянно не является таковым вследствие нехороших условий современной жизни; зато в будущем, с ходом цивилизации, эти условия изменятся к лучшему и жизнь станет лучше и ценнее» [1,стр.120].

Философия национального возрождения.

Игнат Абдиралович (Кончевский) (1896-1923) родился в Вильно. Учился в Петербургском технологическом институте и Московском университете.

И. Абдиралович в своем произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Он обращает внимание читателя на то, что белорусы, украинцы и балканские славяне полностью не примкнули ни к Востоку, ни к Западу. Второй особенностью белорусского народа является негативная роль в его истории интеллигенции.

У него не возникает иллюзий относительно роли Запада в белорусской истории. Автор говорит, что история свидетельствует о том, что когда западный человек делает вам приятное, это еще не значит, что с его стороны не будет неприятностей, его поцелуй свидетельствует не только о благосклонности и любви к вам, но и о возможности предательства [1,стр.122].

Восток душил Беларусь во имя соединения всех славян, объединения пролетариев всех стран. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать свои белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Для того, чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо высокое развитие у человека духовности. Несмотря на тотальную критику существующих и устоявшихся форм общественной, государственной, нравственной и религиозной жизни, И. Абдиралович приходит к выводу, что формы необходимы, так как они представляют собой сущность материального бытия. Но форма всегда должна соответствовать своему вечно изменяющемуся содержанию. В этом направлении необходимо осуществлять поиск индивидуального и общественного идеала.

И. Абдиралович предупреждает, что предлагаемый им путь нелегок, а скорее труден и преодолеть его можно только творчеством, в основе которого - отсутствие всякого самодовольства, самоуспокоения, вечный поиск, вечное стремление проникнуть в глубины жизни.

Подлинное социальное творчество может осуществиться только вне политики и вне партий, для которых всегда характерно несоответствие хороших слов последующим делам. Они выражают интересы прежде всего своих классов и постоянно воспроизводят духовное мещанство.

Поэтому к социальному творчеству неспособна всякая партия, стоящая на классовых позициях. Идеи утопического социализма И. Абдиралович оценивает гораздо выше научного социализма К.Маркса. Он обосновывает это тем, что утопический социализм Р. Оуэна, Ш.Фурье и Сен-Симона был связан духовно с первыми христианами, гуманистами. Их цель - не захват власти, не диктатура штыка и пулемета, а освобождение человеческого духа, помощь всем обездоленным и обиженным.

Социальное творчество возможно только при отсутствии чужого вмешательства, а для него необходима политическая независимость. Что касается исторической перспективы, то в будущем должно исчезнуть принуждение, а граждане объединятся в общества, похожие на кооперативы, где производство, торговля, просвещение и хозяйственные потребности удовлетворяются свободными объединениями потребителей и производителей.

Принуждение должно исчезнуть из жизни. Только в этих условиях возможно творчество как личности, так и общества. Но существующий порядок должен преодолеваться не силой, а человеческим творчеством.

В. Самойла считает, что возрождение белорусского народа произойдет с помощью нового христианства, которое вызовет в каждом белорусе прилив божественной духовной энергии. Для того, «чтобы стать действительно «живым христианином», человек должен сам, своим существом рано или поздно пережить какой-то необычный миг, как будто некий взрыв от огня, поднесенного к самой душе, к той взрывной смеси, что сохраняется в ней,- пережить настоящую духовную революцию...» [1.стр.123].

Исторический оптимизм национального возрождения возможен на путях преодоления зла (под злом В. Самойла понимает политику полонизации Западной Беларуси). Это зло можно преодолеть не злом, а только с помощью новой религии, нового христианства, культивирующего добро.

Новая религия, как пишет философ, основывается не на слепой вере, а на знании путей преодоления зла и проявляется она, в первую очередь, в активности духа каждого белоруса, превращающего зло в добро. Та сила, которая заставляет человека заниматься превращением зла в добро, представляет собой разумную энергию. Она сближает человека с Богом-Творцом, является божественной творческой активностью, потому что «превращение зла в добро является целью всего живого, действительным призванием и высшим предназначением человека» [1.стр.125].

Зло можно победить более высокой духовностью и нравственностью, а не революцией и насилием. Автор отмечает, что революция несет благо не своему народу, не той стране, где она совершается, а другим народам и странам, которые получают из этого социального катаклизма полезный урок. Революция не может победить зло и по той причине, что она как ничто другое способствует разрушению человеческого духа. Зло, таким образом, побеждается только высокой морально-трудовой и духовной активность.  

А. Цвикевич (1888-1937). Основные работы: «Возрождение Беларуси и Польша» (1921 год), «Об аргументах от разума и об аргументах от сердца» (1925 год), «Западно-руссизм» (1929 год).

А. Цвикевич - сторонник белорусской государственности, выступает как против польской экспансии, так и против идеологии западнорусизма, считавшего невозможным существование Беларуси как самостоятельного государства. В книге «Западноруссизм» представлен богатый статистический материал. Правда, оценивая исторические факты, Цвикевич-политик берет верх над Цвикевичем-ученым. Его мысль о том, что храм строится чужими руками (белорусская государственность - большевиками), не дала в полной мере объективно оценить результаты раздела Речи Посполитой и присоединения Беларуси к России. Он исходит из той посылки, что западнорусизм как идеология противостоял национальному течению общественно-политической мысли в XIX и начале XX века.

Философская мысль в БССР

Видными философами-марксистами в 20-е – 30-е годы в Беларуси были Б.Быховский, С. Вольфсон и С. Каценбоген. Они вели исследования в основном в направлении обоснования научного характера диалектического и исторического материализма, взаимосвязи философии с естественными науками. В этой связи, с одной стороны, критиковался позитивизм,4 считавший, что наука - сама по себе философия, поэтому она не нуждается в метафизических обоснованиях. С другой стороны, материалистическая диалектика5 обосновывалась как единственный и главный метод познания и преобразования действительности. Перед учеными-естественниками ставилась задача в разрешении научных проблем максимально использовать диалектику.

В 1922 году С. Вольфсон издает книгу «Диалектический материализм», которая стала первым вузовским учебником по философии в СССР, выдержавшим семь изданий. Диалектику С.Вольфсон рассматривает, с одной стороны, как учение о различных противоположностях и, с другой,- как теорию революционного преобразования мира [1,стр128]. Как философ-марксист он противопоставляет диалектику метафизике6 и эволюции. Однако, хотя ученый и называет диалектику душой марксизма, не превращает ее из философской категории в идеологическую и политическую.

Б. Быховский в двадцатые годы также пишет ряд работ по проблемам диалектического материализма, но в большей мере он проявил себя как историк философии.

В 1925 году С. Каценбоген издает учебник по марксистской социологии. Необходимо отметить, что первые марксистские учебники по философии, изданные в Беларуси, несмотря на некоторую схематичность, выгодно отличались от сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» своей научной аргументацией и философской культурой. После «Краткого курса» марксистская философия на многие годы была лишена творческого развития, что негативно отразилось на философской мысли в БССР.

В условиях становления марксизма как господствующей идеологии в СССР в Беларуси одним из основных направлений в философских исследованиях стали вопросы критики религии и философского обоснования атеизма.

Таким образом, в 20-30-е годы в Беларуси развитие философии проходило в основном в рамках марксизма. Это проявилось как в исследовании проблем общественного развития, где многообразный спектр духовной и политической сферы сводился к экономическому базису, так и в вопросах взаимосвязи философии с частными науками, где роль философии сводилась только ко всеобщей методологии.

В начале 70-х годов расширяется поле философских исследований.

Несмотря на идеологическое воздействие со стороны КПСС на советских философов, в эти годы появляется целый ряд оригинальных исследований.

Профессор Н. Жуков успешно разрабатывает философские проблемы информации, кибернетики, математики, сознания. «Основу информационных процессов составляет,- считает автор,- понятие отражения». Исходя из данной теоретической установки, информация представляет собой, с одной стороны, процесс отражения в природе, обществе и технике; с другой стороны, она является вещественно-энергетической формой отражения. Поэтому информация - не субстанциональное, а функциональное явление.

Автор предлагает следующую классификацию информации:

1) Связанная информация - целесообразно упорядоченная структура кибернетической системы на всех уровнях в ее структурной организации, память в широком смысле слова.

2) Свободная информация - целесообразно упорядоченная пространственно-временная структура воздействий, «сведения» об отражаемом (относительная информация) и вместе с тем та специальная, которая содержится в предметах духовной культуры.

3) Информационный процесс (актуальная информация),- сходное с сознанием (но не тождественное ему) функциональное свойство кибернетических систем, раскрываемое лишь мысленное единство вовлеченных в процесс управления связанной и относительной информации.

4) Потенциальная, застывшая, «мертвая» информация, выработанная кибернетической системой, но находящаяся в «покое», зафиксированная информация (информация незадействованных технических устройств и других предметов материальной культуры, а также духовная культура, духовные ценности, социальная память человечества) [1,стр.131].

Проблемы диалектической логики исследованы академиком АН Беларуси Д.Щирокановым в монографии «Взаимосвязь категорий диалектики». Автор проанализировал историю становления и развития логических категорий в восточной, античной, немецкой классической и в марксистской философии. Взаимосвязь категорий диалектики рассматривается в аспекте выяснения их объективного содержания как ступеней познавательного процесса. Основой их взаимосвязей автор считает отношение категорий «явление» и «сущность». Сущность представляется центральной категорией в познании, выражающей его цель. Как итоговая в познании категория сущности своими сторонами связана со всеми другими категориями и выражается через них, потому что «как определенная ступень развития познания, каждая категория «выводится» (развивается) на основе отражаемого содержания из другой или других категорий как ступень познания сущности явлений» [1,стр 131]. Вместе с тем категория сущности не сводится как к какой-либо другой одной категории, так и к их сумме, а является их противоречивым единством.

Н. Крюковский, доктор философских наук, профессор, исследует проблемы эстетики. Основные его труды: «Логика красоты», «Основные эстетические категории. Опыт систематизации», «Кибернетика и законы красоты»,

Н.Крюковский подчеркивает, что человек эстетический не является каким-то особым человеком, особой разновидностью человеческого рода, а представляет собой единство телесного и духовного, чувственного и рационального, в нем, «словно в фокусе, сходятся, следовательно, все качества, свойства и состояния человека вообще» [1,стр133].

Такое понимание человека, считает Н. Крюковский, коренным образом меняет статус эстетики в системе гуманитарного знания, превращает ее в интегратора всех наук о человеке.

Одним из основных вопросов философии является вопрос о социальном прогрессе. Решает его и Н.Крюковский, исходя из интегрального характера эстетики. На его взгляд, каждая историческая эпоха иллюстрирует собой диалектику и логику становления эстетического человека. Любая эпоха, как правило, начинается с трагического и возвышенного и развивается до прекрасного. На уровне прекрасного достигается эстетический идеал данной эпохи как в сфере искусства, так и в социально-политической. Такое состояние, как и на других этапах, не носит постоянного характера, оно исторично. На смену прекрасному грядет комическое и безобразное, которые будут преодолены возвышенным и трагическим. На смену трагическому обязательно придет прекрасное.

В начале 80-х годов широкую известность получают взгляды доктора философских наук, заведующего кафедрой философии гуманитарных факультетов БГУ В. Степина.

Сквозной темой его творчества является исследование вопросов методологии научного познания. Научное знание рассматривается В. Степиным во взаимосвязи внутринаучных и социокультурных факторов как целостная динамическая система.

В науке как динамической системе формирования нового знания важное значение имеют основания науки, в которых он выделяет три главных компонента: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки.

Идеалы и нормы исследования, по В. Степину, представляют своего рода «сетку метода», которую наука «забрасывает в мир» с тем, чтобы «выудить из него определенные виды объектов» [1,стр133]. «Сетка метода» детерминируется, с одной стороны, культурой данной эпохи, а с другой - характером самих исследуемых объектов. С изменением культуры, идеалов изменяется и метод, что дает возможность познавать другие типы предметов и явлений.

Научную картину мира как одно из оснований науки он называет картиной исследуемой реальности и рассматривает ее посредством представлений:

1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности.

Роль картины исследуемой реальности состоит в том, что она обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. Изменение картины реальности всегда представляет собой научную революцию.

Е. Бабосов, профессор, академик НАН Беларуси, работает в области социальной философии. Его монография «Катастрофы: социологический анализ» написана на основе большого материала, связанного с крупнейшей катастрофой XX века - аварией на Чернобыльской АЭС, и издана в 1995 году. Анализируя катастрофы, автор подразделяет их на природные, экологические, психологические и социальные.

Природные катастрофы происходят из-за нарушения природной ритмики. Следовательно, предлагает автор, для избежания природных катастроф человеку необходимо учитывать все многообразие природных и социальных ритмов, воздействующих на ритмику Земли и ее биосферу, что на современном уровне развития науки вполне реально.

Если очень трудно снизить уровень природных катастроф, то экологические вполне предотвратимы. В силу того, что они возникают в результате человеческой деятельности, общество (мировое сообщество) должно добиваться также положения, при котором совокупная нагрузка антропогенных факторов на экологические системы не превышала бы их самовосстановительного потенциала.

Что касается технологической безопасности, то автором предлагается четыре пути ее повышения: 1) прогнозирование экстремальных технологических ситуаций; 2) предупреждение опасных событий; 3) предупреждение опасных последствий таких экстремальных событий в тех случаях, когда события уже произошли; 4) смягчение социальных последствий экстремальных технологических событий

Социальные катастрофы кардинально отличаются от природных, так как в них движущей силой выступают целенаправленные действия людей. Они имеют свои социально-экономические, политические и духовные предпосылки, подразделяются на локальные, страновые и планетарные. В качестве примера планетарной катастрофы анализируется неолитическая революция - период перехода человечества от собирательства и охоты к земледелию и животноводству. Проблему социальной катастрофы автор взаимосвязывает с проблемой социальной революции и решает ее на теоретическом поле синергетики, доказывающей нелинейность развития, его поливариантность. Он доказывает возможность преодоления социальной катастрофы. Автор, исследуя события истории с 1917 по 1991 год, показывает особенности посткатастрофического развития Беларуси, выделяет следующие особенности социальных катастроф.

Во-первых, определяющим признаком наступившей социальной катастрофы автор называет развитие динамического общественного хаоса.

Во-вторых, он показывает наличие катастрофического потенциала, выраженного в возникновении кризисной ситуации, при которой общественная система становится неустойчивой.

В-третьих, происходит снижение экономических, политических и управленческих возможностей выхода из ситуации.

В-четвертых, разрушаются горизонтальные социальные связи, что выражается в развале экономики, дезинтеграции территориальных, демографических, этнических, культурных и других социальных общностей, приводящих к разрушению общества как социальной системы.

В-пятых, наблюдается социальная атомизация, маргинализация, рост преступности и т.д.

В-шестых, разрушаются и изменяются традиции и стереотипы поведения.

В-седьмых, рационализируется общественное сознание, снижается уровень духовной культуры людей [1,стр137].

Чернобыльская катастрофа квалифицируется автором как крупнейшая социо-эколого-технологическая катастрофа. Он говорит о трудностях, нерешенных проблемах в зоне аварии, дает рекомендации по минимизации последствий.

Таковы некоторые итоги философского процесса XX столетия в Беларуси.

В современных условиях перехода Беларуси к политическому и идеологическому плюрализму создаются предпосылки для расширения спектра философских исследований.

Долгое время в Беларуси философские идеи не были представлены как собственно философия или хотя бы по-преимуществу как философия (в качестве профессионально институционализированной сферы деятельности). Они были: или целиком органически встроены в религиозное мировоззрение (эпоха Возрождения); или развивались под непосредственным влиянием религии (Реформация) и служили решению религиозных задач (Контрреформация, частично Просвещение); или сочетались с доминирующими установками восстановления государственности (с конца 18 в.) и национального Возрождения (с середины 19 в.); или облекались в одежды революционных идей освобождения угнетенных (народничество и марксизм второй половины 19- начала 20 в.); или, наконец, "догружались" идеологическими установками "коммунистического проекта" и программными целями ВКП (б) - КПСС. В итоге, в Беларуси поле развития философии, свободной от внешних по отношению к ней воздействий, всегда было весьма ограничено. Действие этих глобальных факторов во многом предопределяло действие причин "второго уровня", более непосредственно связанных с собственно философией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54187. Геометричні фігури (математична народна казка) 1.41 MB
  Козак Мамарига ведучий і різні геометричні фігури жителі казкового села: Точки Відрізок Пряма Промінь хазяйка казкового палацу Геометрія Кути гострий прямий і тупий Бісектриса Трикутник. Квадрат і трикутник. Трикутник показує своє зображення і продовжує. Я найпростіший з багатокутників.
54188. Решение неравенств второй степени с одной переменной.(9 класс) 5.3 MB
  Ввести понятие неравенства второй степени с одной переменной, дать определение. Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции. Сформировать умения решать неравенства данного вида.
54189. Развитие культуры в эпоху мезолита и неолита. Понятие неолитической революции 33 KB
  В эпоху мезолита изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство
54190. Лекційно-практична система навчання математики з використанням групових форм роботи 774 KB
  Розв’язування задач на використання поняття та властивостей арифметичної прогресії Мета. Закріплення учнями поняття арифметичної прогресії та її властивостей. Біля дошки 3 учні виводять формулу nго члена арифметичної прогресії; властивість суми двох членів арифметичної прогресії рівновіддалених від її кінців; формулу суми n перших членів. Яку послідовність називають арифметичною прогресією Що називається різницею арифметичної прогресії Як знайти різницю арифметичної прогресії Якою є арифметична прогресія якщо d 0 d 0...
54191. Основные черты и признаки раннеземледельческих культур и их исторические судьбы 35.5 KB
  Для перехода к земледелию было необходимо культивирование высокопродуктивных злаков. Первый злак, который люди стали сжинать в диком виде – ячмень, затем были культивированы – пшеница, кукуруза, рис. Это привело к устойчивости в обеспечении племенных групп продуктами питания.
54192. Занятие по математике с одаренными детьми 154.5 KB
  Сколько всего на ней чисел 9 Сколько двузначных 5 Однозначных 3 Трехзначных 1 Сколько чисел четных 3 Нечетных 5 Сколько всего цифр записано 16 Сколько разных цифр 6 Назовите двузначное число где сумма десятков и единиц равна наибольшему однозначному числу 72 Назовите двузначное число где разность между десятками и единицами равна наименьшему однозначному числу 99 Дети вы хорошо поработали по числовой таблице. Сколько точек будет в круге Столько раз поднимем руки. Сколько...
54193. ГРУПИ ТА ТИПИ ПРОСТИХ ЗАДАЧ 217 KB
  ГРУПИ ТА ТИПИ ПРОСТИХ ЗАДАЧ МЕТА: узагальнити знання студентів з теми Прості задачі вчити аналізувати добирати складати прості задачі; розвивати вміння користуватися додатковими матеріалами приміняти отриманні знання на уроках практики; розвивати логічне мислення пам’ять увагу фантазію міжпредметні зв’язки; виховувати самостійність швидкість реакції увагу. Тернопіль 2002р ЗАВДАННЯ НА САМОСТІЙНУ РОБОТУ Повторити конспект дібрати та проаналізувати 3 задачі з підручника Математика 3 клас на множення...
54194. АКТИВІЗАЦІЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ З ВИКОРИСТАННЯМ ІКТ 239 KB
  Активізація пізнавальної діяльності учня без розвитку його пізнавального інтересу не тільки важка, але й практично неможлива. От чому в процесі навчання необхідно систематично збуджувати, розвивати і укріплювати пізнавальний інтерес учнів і як важливий мотив навчання, і як стійку рису особистості, і як могутній засіб виховання.
54195. Позакласний захід в 2 класі «Математичний ранок» 196.5 KB
  Мета: познайомити учнів з історією чисел, їх написанням; вчити розв’язувати завдання з логічним навантаженням, застосовуючи знання з математики, природознавства; розвивати кмітливість, спостережливість, логічне мислення учнів; виховувати інтерес до математики.