37612

Проведение экспериментальных работ при исследовании переходных процессов в электрических цепях

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

На экране осциллографа получаем изображение зависимости напряжения и тока конденсатора от времени.Зарисовываем осциллограммы тока и напряжения на конденсаторе: Рассчитываем по осциллограмме постоянные времени разряда и заряда конденсатора по кривой uсt. На экране осциллографа получаем изображения зависимости тока и напряжения катушки от времени. Зарисовываем осциллограммы тока и напряжения катушки: Рассчитываем по осциллограмме постоянные времени при подключении и отключении катушки по кривой it.

Русский

2013-09-24

115 KB

0 чел.

Цель работы: Научиться проведению экспериментальных работ при исследовании переходных процессов в электрических цепях.

Задачи работы:

1. Освоить навыки получения осциллограмм в цепях RC, RL, RCL;

2. Научиться определять опытным путём постоянную времени и декремент затухания в исследуемых переходных процессах.

  1.  Закрепить навыки работы с электронным осциллографом.

Порядок выполнения работы:

Экспериментальная часть

1. Собираем  цепь  (рис.1).

2.Отключаем индуктивную катушку с помощью переключателя SA. На экране осциллографа получаем изображение зависимости напряжения и тока конденсатора от времени.

       3.Зарисовываем  осциллограммы тока и напряжения на конденсаторе:

 

Рассчитываем по осциллограмме постоянные времени разряда и заряда конденсатора по кривой uс(t).

Заряд:

uс(t) = U0(1 - e-t/τ);

uс(t1)/uс(t2) = U0(1 - e-t1/τ )/ U0(1 - e-(t1+Δt)/τ)= e Δt/τ;

τз = |Δt/ln(u(t1)/u(t2))|‌.‌

τз = |(4 – 1,1)/ln(4/9)| = 1,43 мс.

Разряд:

uс(t)= U0e-t/τ ;

uс(t3)/uс(t4) = U0e –t3/τ/U0e-(t3+Δt)/τ = e Δt/τ;

τр = |Δt/ln(u(t3)/u(t4))|;

τр = |(11 – 10)/ln(10/1,2)| = 0,47 мс.

‍‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌4. Подключаем  катушку индуктивности. На экране осциллографа получаем изображения зависимости тока и напряжения катушки от времени.

5. Зарисовываем осциллограммы тока и напряжения катушки:

Рассчитываем по осциллограмме постоянные времени при подключении и отключении катушки по кривой i(t).

Подключение:

i(t) = I0(1 - e-t/τ);

i(t1)/i(t2) = I0(1 - e-t1/τ )/ I0(1 - e-(t1+Δt)/τ)= e Δt/τ;

τп = |Δt/ln(i(t1)/i(t2))|‌.‌

τп = |(0,8 – 0,1)/ln(14,3/30,9)| = 0,32 мс.

Отключение:

i(t) = I0e-t/τ;

i(t1)/i(t2) = I0e-t1/τ/I0e-(t1+Δt)/τ= e Δt/τ;

τо = |Δt/ln(i(t1)/i(t2))|‌.‌

τо = |(10 – 10,4)/ln(32,9/12,9)|= 0,43 мс.

6. Подключаем катушку и конденсатор. На экране осциллографа получаем изображение тока и напряжения на конденсаторе и на катушке.

7. Зарисовываем осциллограммы тока и напряжений:

Определяем параметры колебательного процесса по кривой i(t):

i(t)/i(t+T) = eδT;

= (ln(i(t)/i(t+T)))/T = (ln(60/16))/0,002 = 660,88 с-1;

ω = 2π/T = 2*3,14/0,002 = 3140 с-1.

Расчетная часть

1. Рассчитываем  постоянные времени разряда и заряда конденсатора, начальные значения тока и напряжение конденсатора по известному напряжению источника U и параметрам цепи R1,R2,R0 и С:

τз = τр =  RC;

τз = (R1 + R2 + R0)C = 339*4*10-6 = 1,3 мс;

iз нач = U/( R1 + R2 + R0) = 10/(200 + 51 + 68 + 7) = 32 мА;

uсз нач= 0.

τр = (R2 + R0)C = 139*4*10-6 = 0,5 мс.

iр нач = U/( R2 + R0) = 10/(119 + 7) = 80 мА;

uср нач = U = 10 В.

Сравнивая результаты расчёта с результатами, полученными в п. 3, мы видим, что они сходятся.

2. Рассчитываем  постоянные времени подключения и отключения катушки, начальные значения тока и напряжения катушки по известному напряжению источника и параметрам цепи:

τп = τо =  L/R;

τп = L/(R1 + R2 + RK + R0) =

= 0,0245/(200 + 119 + 13 + 7) = 0,36 мс;

iп нач = 0;

uк п нач= U = 10 В.

τо = L/(R2 + RK + R0) = 0,0245/(119 + 13 + 7) = 0,45 мс.

iо нач = U/( R1 + R2 + RK + R0) = 10/(119 + 13 + 7) = 30 мА;

uк о нач = iо нач(R2 + R0) =  0,03*(119 + 7) = 3,78 В.

Сравнивая результаты расчёта с результатами, полученными в п. 5, мы видим, что они сходятся.

Рисуем  график  переходного процесса:

3. Рассчитываем корни характеристического уравнения для переходных процессов по данным параметрам цепи в п. 6:

p1,2 = -R/2L ± ((R/2L)2 – 1/LC)1/2, Rкр = 2(L/C)1/2 = 49,5 Ом.

Подключение:

R = R1 + Rк + R0 = 200 + 13 + 7 = 220 Ом > Rкр, процесс апериодический.

p1,2 = -4489,796 ± 3155,025

p1 = -7644,821; p2 = -1334,771.

i(t) = (U/L(p1 – p2))(ep1t – ep2t) =  0,0647(e-7644,821t – e1334,771t) A.

Замыкание:

R = Rк + R0 = 13 + 7 = 20 Ом < Rкр, процесс колебательный.

p1,2 = -408,163 ± j3168,199 = -δ ± jω.

i(t) = U/(ωL)e-δtsin(ωt + π) = 0,129e-408.163t sin(3168,199t + π) A.

 

Строим график тока: 

Сравнивая результаты расчёта с экспериментальными данными по п. 5, мы видим, что они сходятся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73314. Чувство взрослости как центральное новообразование в структуре личности подростка 287.5 KB
  Исследование личности подростка в возрастной психологии Возрастная психология как область психологического знания. Новообразования и особенности развития личности подростка. Чувство взрослости как центральное новообразование в структуре личности подростка...
73315. Особенности агрессивных проявлений в раннем возрасте 410.5 KB
  Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии. Типология агрессивного поведения у детей. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте.
73316. ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ (ТВ - РОЛИКОВ) ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 247 KB
  Реклама в мире бизнеса обрушивает на потребителей огромное количество информации. Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений - эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя. Так или иначе, рекламный процесс оказываются вовлеченными феномены переработки информации - ощущения, восприятия, внимание, память.
73317. Биопленки, Методы изучения 324.5 KB
  Дальнейшее изучение механизмов формирования биопленки и ее функций открывает новые возможности для лечения и профилактики целого ряда заболеваний. Для того чтобы доказать присутствие именно биопленки а не других бактериальных структур используют разнообразные методические подходы направленные на обнаружение: элементов биопленочного внеклеточного матрикса...
73318. Застосування прогресивних технологій у сфері торгівлі 310 KB
  Інновації в оптовій торгівлі в основному обумовлені тенденціями розвитку оптового ринку такими як: глобалізація міжнародного бізнесу і ресурсні обмеження; висока швидкість матеріальних фінансових і інформаційних потоків; великі обсяги операцій; асортимент товарів що розширюється; складна територіально розгалужена структура філій складів і керуючих центрів; скорочення життєвих циклів товарів; прагнення роздрібну до зниження обсягів Тому в умовах модернізації економіки особливу значимість набувають прогресивні технології які повинні...
73319. Новообразования в подростковом возрасте 166 KB
  Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С.Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство
73320. Проблемы омонимии японского языка и пути её решения 136.5 KB
  Проблема омонимии при устном общении является весьма существенной для японского языка, так как омонимы – серьезное препятствие при передаче информации. Основной целью работы является рассмотрение основных проблем омонимии в японском языке и методах их решений.
73322. Розрізнення дієслів неозначеної форми за питаннями що робити? що зробити? 729.73 KB
  Сьогодні у нас незвичайний урок. На нас чекає різноманітна і цікава робота. Тому ви повинні бути уважні, працювати активно. Ви вже непогано знаєте мову. Отож ми з вами зараз відправимося у велику чарівну країну Грам