37622

Создание единого информационного пространства образовательного учреждения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения и воспитания.

Русский

2014-10-17

23.07 KB

16 чел.

Создание единого информационного пространства образовательного учреждения.

          Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения и воспитания.

          Потенциал новых информационных технологий  в образовании проявляется многопланово, открывая следующие основные возможности:

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, развитие учебного предмета "Информатика", а также внесение изменений в обучение другим дисциплинам;

- повышение эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

- совершенствование управления учебным процессом, его планирования, организации, контроля, механизмов управления системой образования.

        В связи с этим в Национальной доктрине образования Российской Федерации в числе основных целей системы образования обозначены:

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

- подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий, а одной из обязательных задач государства в сфере образования определен "доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно - дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных".

        Итак, целью внедрения информационных технологий в образование, декларированной четыре года назад Правительством Российской Федерации, является создание единого информационного пространства образовательного учреждения. Но и в настоящее время вопрос о том, что подразумевается под единым информационным пространством, является открытым; ответа на этот вопрос не сможет дать подавляющее большинство преподавателей и администраторов образовательных учреждений, не говоря уже о родителях и учащихся.

      Создание единого информационного пространства может стать ключом к решению проблем взаимодействия всех участников образовательного процесса любой степени сложности.                   

     При этом надо учитывать, что само создание единого информационного пространства далеко не простой процесс.

     Одной из самых больших трудностей в идейно-содержательном (а не финансовом) решении построения единой информационной компьютерной базы учреждения образования является ее объем. Совершенно невозможно представить себе, что в образовательном учреждении при существующей колоссальной занятости всех сотрудников найдутся те, кто готов аккуратно, разумно и осмысленно наполнить ее содержанием. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  1. четкое и ясное разделения всего объема информации по исполнителям;
  2. наличие мотивации использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке.

            Информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование и др.) информационных средств, информационных технологий и информационной культуры. Информатизация образования - это создание условий, обеспечивающих свободный доступ учащихся и педагогов к значимой информации с помощью электронных средств: хранения, обработки, передачи информации.

Данные средства позволяют:

- обеспечивать доступ к большим объемам информации;

- обеспечивать ее высокую наглядность;

- осуществлять коллективную и индивидуальную работу;

-создавать возможности для творчества учащихся;

- стимулировать интерес учащихся к образованию.

           В новых условиях к молодому поколению, вступающему в жизнь, предъявляются иные требования, чем четверть века назад. Современный молодой человек должен сблизить знания в тех областях науки и техники, которые оформились в виде научных дисциплин за последнее десятилетие.

         Теперь на первый план выдвигаются умения и навыки:

- планирования своей деятельности;

- поиска информации, необходимой для решения стоящей перед человечеством задачи;

-проектирования и построения информационных моделей;

-дисциплины общения и структурирования сообщений;

- инструментирования всех видов деятельности также, как и навыки использования современных технических средств в жизни.

          Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Культурный уровень такого современного молодого человека характеризует понятие информационной культуры, которое в силу фундаментальности составляющих ее понятий должно формироваться в школе, начиная с первых школьных уроков.

           Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать появление нового направления образовательной деятельности, связанного с информатизацией образования. Новые педагогические технологии требуют и нового профессионального качества.      

          Кадровое обеспечение информатизации образования для нас означает  появление новых целей и задач, связанных с переориентацией учителя от традиционных информационных источников урока к новым, использующим эффективные способы передачи и хранения данных. Требуется не просто научить учителя работать с компьютером. Нужно, чтобы компьютер стал инструментом повышения эффективности учебного труда. 

Развитие информационно-образовательных ресурсов (одно из направлений создания единого информационного пространства школы).

В настоящее время в школе информационные ресурсы представлены фондом программных средств для обеспечения учебно-воспитательного процесса (собственные разработки педагогов и учащихся, и лицензионные программные продукты), разработана действующая база данных медицинского сопровождения учащихся, обеспечен доступ к информации участникам образовательного процесса, частично автоматизирован документооборот, в процессе разработки создание образовательного портала и Web-сайта.          

Описание проблемы: Разработка содержательного наполнения сети, создание локальных и глобальных баз данных, системы электронного документооборота, информационных ресурсов для обеспечения профессиональной деятельности руководителей, педагогов и специалистов служб сопровождения, информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса и доступа к информации учащихся и их родителей представляет собой сложную, и вместе с тем, важную задачу. Не менее значимой является задача формирования спектра информационных услуг образовательно-информационной сети. Обе задачи сливаются в единую комплексную проблему, от решения которой зависит эффективность информатизации образования. Функционирование сети с наполненными образовательными ресурсами является не только основным условием обеспечения единого образовательно-информационного пространства, но и показателем уровня развития информатизации образования.

Цель: разработка содержательного наполнения сети и адаптация ее в условиях поэтапного развития информатизации образования.

Задачи: 

  1.  Разработка и адаптация системы электронного документооборота.
  2.  Разработка и (или) адаптация локальных баз данных для информационного обеспечения профессиональной деятельности специалистов (руководителей, педагогов, работников служб сопровождения).
  3.  Формирование образовательных и информационных ресурсов для обеспечения образовательного процесса (обучения, воспитания и развития).
  4.  Разработка и реализация комплекса услуг образовательно-информационной сети.

Механизмы реализации: 

  1.  Проектирование и реализация глобальных баз данных, системы электронного документооборота - прерогатива городского уровня, так как это требует нормативно-правового обеспечения и единообразной структуры во всех районах города. По этому направлению актуальной задачей является подготовка данных на магнитных носителях (в электронном виде) в формате, пригодном для интеграции в городскую систему.
  2.  В целях сохранения единого образовательного пространства внутри города - выбор структуры локальных баз данных должен быть прерогативой городского уровня.
  3.  Создание и наполнение баз данных педагогического опыта.
  4.  Для обеспечения учебно-воспитательного процесса должны быть сформированы образовательные ресурсы, которые могут быть реализованы в виде образовательного портала и (или) Web-сайта. Такое решение предполагает создание двухуровневой структуры - Web-сайт со ссылкой на образовательный портал, который будет доступен пользователям Интернет через сайт.

Важной, но более понятной и простой задачей, является разработка и реализация комплекса услуг образовательно-информационной сети:

  1.  Дистанционное образование.
  2.  Система сетевых конкурсов, конференций, олимпиад
  3.  Электронная почта.
  4.  Ретроспективный поиск информации по запросам.
  5.  Прочие информационные услуги.

Ожидаемые результаты.

  1.  Создана образовательно-информационная сеть, обеспечивающая выход в Интернет.
  2.  Организована система обеспечения внутришкольного (возможно городского) информационного обмена: электронная почта,  доски объявлений, дистанционное обучение, дистанционные игры, конкурсы, олимпиады.
  3.  Будет сформирована информационная служба, которая будет определять стратегию развития информатизации образования, а по ее наличие или отсутствию можно судить об уровне информатизации образования.
    1.  Можно ожидать, что произойдут качественные изменения в использовании средств ИКТ по разным направлениям, так как именно создание и развитие информационной службы позволит осуществить интеграцию ИКТ в образование не на словах, а на деле.
      1.  Расширится представление о спектре информационных услуг, возникнет потребность в использовании аудио-видео материалов, компьютерных программ, глобальной сети Интернет.
      2.  Будет сформирован и востребован спектр услуг образовательно-информационной сети, обеспечен свободный доступ к информации всем участникам образовательного процесса.
      3.  Появится потребность в использовании ресурсов образовательно-информационной сети и глобальной сети Интернет, а также создании своих ресурсов.
      4.  Будут созданы условия для социальной адаптации педагогов в информационном мире, в мире компьютерной техники и телекоммуникаций.
      5.  Расширится спектр возможностей для обучения, повышения квалификации, усовершенствования знаний педагогов.
      6.  Учащиеся смогут приобретать предпрофессиональные навыки, активно осваивать средства ИКТ, проводить исследования, самостоятельно обучаться эффективным приемам работы с информацией на практике.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31658. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в образовательной процессе 52 KB
  Тесты классифицируются по разным признакам. По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта школьной успеваемости тесты на творчество тесты на способности сенсорные и моторные тесты. Ко вторым тесты на установки на интересы на темперамент характерологические тесты мотивационные тесты.
31659. Чотири типи темпераменту 37.5 KB
  Якщо у мами і дитини темперамент схожий вони швидше порозуміються якщо ж темпераменти різко відрізняються мама холерик малюк флегматик це веде до проблем в спілкуванні з дитиною в її вихованні тому що мама часто вимагає від дитини те на що вона не здатна бути лідером в спілкуванні з однолітками бути розкутою швидко одягатися і так далі. У цьому випадку дорослому варто підстроїтися під дитину враховувати її індивідуальні особливості контролювати свої емоції щоб не зародити у малюка комплекс неповноцінності. Вона вертка і...
31660. Поняття про здібності 62.5 KB
  Психологія заперечуючи тотожність здібностей і істотно важливих компонентів діяльності знань умінь і навичок підкреслює їхню єдність. Здібності виявляються тільки в діяльності і притім тільки в такий діяльності що не може здійснюватися без наявності цих здібностей. Не можна говорити про здібності дитини до малювання якщо його не намагаються навчати малювати якщо він не здобуває ніяких навичок необхідних для образотворчої діяльності. У чому ж виражається єдність здібностей з одного боку і умінь знань і навичок з інший Здібності...
31661. Поняття про характер 42.5 KB
  Такі психологічні особливості особистості називають рисами характеру. Історія знає багатьох політичних громадських і військових діячів які завдяки силі позитивних рис свого характеру сприяли прогресу суспільства тоді як особи з негативними рисами характеру або зі слабким характером призводили до його занепаду. Структура характеру Характер як одна з істотних особливостей психічного складу особистості є цілісним утворенням що характеризує людське Я як єдність. Розуміння характеру як єдності його рис не виключає виокремлення в ньому деяких...
31662. ВІКОВА ПСИХОЛОГІЯ ЯК ГАЛУЗЬ ПСИХОЛОГІЧНОЇ НАУКИ 127.5 KB
  Вікова психологія галузь психологічної науки яка вивчає особливості психічного та особистісного розвитку людини на різних етапах її життя. Його специфіка полягає передусім у тому що протягом життя в психіці людини відбуваються різні якісні перетворення дослідження яких потребує системного з'ясування загальних закономірностей вікового розвитку. Предметом дослідження вікової психології є вікова динаміка закономірності фактори умови механізми становлення формування та розвитку особистості. Вікова психологія вивчає загальні...
31663. Психічний розвиток людини 28.5 KB
  Кожен період вік своєрідний ступінь психічного розвитку з притаманними йому відносно стійкими якісними особливостями. Відомо що вікові психологічні особливості зумовлені конкретноісторичними умовами розвитку спадковістю певною мірою характером виховання особливостями діяльності та стосунків з іншими людьми що впливає передусім на специфіку переходу від одного вікового періоду до іншого. Власне тому що навчання й виховання організовує діяльність дітей поетапно керує нею на основі накопиченого досвіду прагнучи враховувати наявні...
31664. ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ПІДЛІТКА 35 KB
  Загальна характеристика підліткового віку Підлітковий вік це один з найважливіших етапів життя людини. Вік цей нестабільний ранимий важкий і виявляється що він більше ніж інші періоди життя залежить від реальностей довкілля. Загальна характеристика підліткового віку варіює в різних теоріях залежно від їх основної ідеї. Однак всі ці і багато інших підходів об'єднує те що в них існують загальні показники які характеризують даний вік.
31665. ПСИХОЛОГІЯ МОЛОДШОГО ШКОЛЯРА (ЗРІЛОГО ДИТИНСТВА) 100.5 KB
  Опановуючи новий для себе вид діяльності навчання молодші школярі ще багато часу й енергії віддають грі. У цих видах діяльності розгортаються їх стосунки з ровесниками і дорослими особистісне психічне життя і психічний розвиток формуються психічні новоутворення завдяки чому діти виходять на новий рівень пізнання світу і самопізнання відкривають нові власні можливості і перспективи. Нижня межа цього вікового періоду 6 7 років пов'язана з переходом до навчання як систематичної та цілеспрямованої діяльності. Цей симптом виявляється...
31666. Характеристика осн. теорій розвитку особистості 47 KB
  теорій розвитку особистості Фізичний розвиток підлітка та набуті у попередні роки властивості психічного розвитку створюють внутрішні передумови для зміни його становища в школі в сім'ї в суспільстві. Всі теорії розвитку особистості можна поділити на три групи згідно поєднання факторів розвитку: Представники біологічного напрямку рахують що людина народжується з набором відповідних моральних та етичних якостей таких як:доброта злість чесність брехливість порядність агресивність жорстокість та інші. Чічерліх; Представники...