37622

Создание единого информационного пространства образовательного учреждения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения и воспитания.

Русский

2014-10-17

23.07 KB

11 чел.

Создание единого информационного пространства образовательного учреждения.

          Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения и воспитания.

          Потенциал новых информационных технологий  в образовании проявляется многопланово, открывая следующие основные возможности:

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, развитие учебного предмета "Информатика", а также внесение изменений в обучение другим дисциплинам;

- повышение эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

- совершенствование управления учебным процессом, его планирования, организации, контроля, механизмов управления системой образования.

        В связи с этим в Национальной доктрине образования Российской Федерации в числе основных целей системы образования обозначены:

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

- подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий, а одной из обязательных задач государства в сфере образования определен "доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно - дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных".

        Итак, целью внедрения информационных технологий в образование, декларированной четыре года назад Правительством Российской Федерации, является создание единого информационного пространства образовательного учреждения. Но и в настоящее время вопрос о том, что подразумевается под единым информационным пространством, является открытым; ответа на этот вопрос не сможет дать подавляющее большинство преподавателей и администраторов образовательных учреждений, не говоря уже о родителях и учащихся.

      Создание единого информационного пространства может стать ключом к решению проблем взаимодействия всех участников образовательного процесса любой степени сложности.                   

     При этом надо учитывать, что само создание единого информационного пространства далеко не простой процесс.

     Одной из самых больших трудностей в идейно-содержательном (а не финансовом) решении построения единой информационной компьютерной базы учреждения образования является ее объем. Совершенно невозможно представить себе, что в образовательном учреждении при существующей колоссальной занятости всех сотрудников найдутся те, кто готов аккуратно, разумно и осмысленно наполнить ее содержанием. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  1. четкое и ясное разделения всего объема информации по исполнителям;
  2. наличие мотивации использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке.

            Информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование и др.) информационных средств, информационных технологий и информационной культуры. Информатизация образования - это создание условий, обеспечивающих свободный доступ учащихся и педагогов к значимой информации с помощью электронных средств: хранения, обработки, передачи информации.

Данные средства позволяют:

- обеспечивать доступ к большим объемам информации;

- обеспечивать ее высокую наглядность;

- осуществлять коллективную и индивидуальную работу;

-создавать возможности для творчества учащихся;

- стимулировать интерес учащихся к образованию.

           В новых условиях к молодому поколению, вступающему в жизнь, предъявляются иные требования, чем четверть века назад. Современный молодой человек должен сблизить знания в тех областях науки и техники, которые оформились в виде научных дисциплин за последнее десятилетие.

         Теперь на первый план выдвигаются умения и навыки:

- планирования своей деятельности;

- поиска информации, необходимой для решения стоящей перед человечеством задачи;

-проектирования и построения информационных моделей;

-дисциплины общения и структурирования сообщений;

- инструментирования всех видов деятельности также, как и навыки использования современных технических средств в жизни.

          Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Культурный уровень такого современного молодого человека характеризует понятие информационной культуры, которое в силу фундаментальности составляющих ее понятий должно формироваться в школе, начиная с первых школьных уроков.

           Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать появление нового направления образовательной деятельности, связанного с информатизацией образования. Новые педагогические технологии требуют и нового профессионального качества.      

          Кадровое обеспечение информатизации образования для нас означает  появление новых целей и задач, связанных с переориентацией учителя от традиционных информационных источников урока к новым, использующим эффективные способы передачи и хранения данных. Требуется не просто научить учителя работать с компьютером. Нужно, чтобы компьютер стал инструментом повышения эффективности учебного труда. 

Развитие информационно-образовательных ресурсов (одно из направлений создания единого информационного пространства школы).

В настоящее время в школе информационные ресурсы представлены фондом программных средств для обеспечения учебно-воспитательного процесса (собственные разработки педагогов и учащихся, и лицензионные программные продукты), разработана действующая база данных медицинского сопровождения учащихся, обеспечен доступ к информации участникам образовательного процесса, частично автоматизирован документооборот, в процессе разработки создание образовательного портала и Web-сайта.          

Описание проблемы: Разработка содержательного наполнения сети, создание локальных и глобальных баз данных, системы электронного документооборота, информационных ресурсов для обеспечения профессиональной деятельности руководителей, педагогов и специалистов служб сопровождения, информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса и доступа к информации учащихся и их родителей представляет собой сложную, и вместе с тем, важную задачу. Не менее значимой является задача формирования спектра информационных услуг образовательно-информационной сети. Обе задачи сливаются в единую комплексную проблему, от решения которой зависит эффективность информатизации образования. Функционирование сети с наполненными образовательными ресурсами является не только основным условием обеспечения единого образовательно-информационного пространства, но и показателем уровня развития информатизации образования.

Цель: разработка содержательного наполнения сети и адаптация ее в условиях поэтапного развития информатизации образования.

Задачи: 

  1.  Разработка и адаптация системы электронного документооборота.
  2.  Разработка и (или) адаптация локальных баз данных для информационного обеспечения профессиональной деятельности специалистов (руководителей, педагогов, работников служб сопровождения).
  3.  Формирование образовательных и информационных ресурсов для обеспечения образовательного процесса (обучения, воспитания и развития).
  4.  Разработка и реализация комплекса услуг образовательно-информационной сети.

Механизмы реализации: 

  1.  Проектирование и реализация глобальных баз данных, системы электронного документооборота - прерогатива городского уровня, так как это требует нормативно-правового обеспечения и единообразной структуры во всех районах города. По этому направлению актуальной задачей является подготовка данных на магнитных носителях (в электронном виде) в формате, пригодном для интеграции в городскую систему.
  2.  В целях сохранения единого образовательного пространства внутри города - выбор структуры локальных баз данных должен быть прерогативой городского уровня.
  3.  Создание и наполнение баз данных педагогического опыта.
  4.  Для обеспечения учебно-воспитательного процесса должны быть сформированы образовательные ресурсы, которые могут быть реализованы в виде образовательного портала и (или) Web-сайта. Такое решение предполагает создание двухуровневой структуры - Web-сайт со ссылкой на образовательный портал, который будет доступен пользователям Интернет через сайт.

Важной, но более понятной и простой задачей, является разработка и реализация комплекса услуг образовательно-информационной сети:

  1.  Дистанционное образование.
  2.  Система сетевых конкурсов, конференций, олимпиад
  3.  Электронная почта.
  4.  Ретроспективный поиск информации по запросам.
  5.  Прочие информационные услуги.

Ожидаемые результаты.

  1.  Создана образовательно-информационная сеть, обеспечивающая выход в Интернет.
  2.  Организована система обеспечения внутришкольного (возможно городского) информационного обмена: электронная почта,  доски объявлений, дистанционное обучение, дистанционные игры, конкурсы, олимпиады.
  3.  Будет сформирована информационная служба, которая будет определять стратегию развития информатизации образования, а по ее наличие или отсутствию можно судить об уровне информатизации образования.
    1.  Можно ожидать, что произойдут качественные изменения в использовании средств ИКТ по разным направлениям, так как именно создание и развитие информационной службы позволит осуществить интеграцию ИКТ в образование не на словах, а на деле.
      1.  Расширится представление о спектре информационных услуг, возникнет потребность в использовании аудио-видео материалов, компьютерных программ, глобальной сети Интернет.
      2.  Будет сформирован и востребован спектр услуг образовательно-информационной сети, обеспечен свободный доступ к информации всем участникам образовательного процесса.
      3.  Появится потребность в использовании ресурсов образовательно-информационной сети и глобальной сети Интернет, а также создании своих ресурсов.
      4.  Будут созданы условия для социальной адаптации педагогов в информационном мире, в мире компьютерной техники и телекоммуникаций.
      5.  Расширится спектр возможностей для обучения, повышения квалификации, усовершенствования знаний педагогов.
      6.  Учащиеся смогут приобретать предпрофессиональные навыки, активно осваивать средства ИКТ, проводить исследования, самостоятельно обучаться эффективным приемам работы с информацией на практике.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51634. Методы и формы организации внеурочной работы со школьниками 55 KB
  Цель: Ознакомиться с основными формами и методами организации внеурочной работы со школьниками. План Организационный момент Проверка домашней работы Постановка темы занятия Изучение материала Итоги Тип занятия: комбинированное. 2004 Журнал ИНФО Организационный момент приветствие учащихся проверка посещаемости Проверка домашней работы сообщения по темам: Методика подготовки и проведения лаб.
51636. Водні багатства Сумщини. Охорона водойм. Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел 102 KB
  Закріплювати вміння учнів розвязувати приклади на вивчені випадки письмового додавання і віднімання трицифрових чисел задачі рівняння; розширювати поняття водойми вода ознайомити з водними багатствами рідного краю; виховувати бережливе ставлення до водойм економне використання прісної води. Втрата води страшніше для живого організму ніж голод. Кожного дня з поверхні океанів і морів випаровується величезна кількість води. Попавши в ріки дощові та снігові води знову прокладуть свій шлях до морів та океанів так завдяки Сонцю...
51638. Синоніми. Антоніми. Малювання за уявою 59.5 KB
  Тема урока: Синонимы. Задачи урока: раскрыть учащимся смысл терминов синонимы и антонимы ; показать их значение в речи на практических примерах; учить детей использовать синонимы в своей речи; развивать воображение школьников логическое мышление; воспитывать культуру умственного труда. Оборудование: таблицы Синонимы наглядность к игре Антонимы грамзапись иллюстрации. Изучение нового материала: 1 Знакомство с термином синонимы .
51639. Тестування 2.7 MB
  Підбираю такі завдання які розвивають нестандартне мислення творчі здібності художню уяву уміння реалізувати свої задуми. Звязок учитель – учень – учитель дає змогу ефективно керувати колективною індивідуальною та самостійною діяльністю учня впродовж всього уроку своєчасно виявляти та ліквідовувати прогалини в знаннях розвивати пізнавальну та творчу діяльність школярів економити час при перевірці завдання. З цією метою в свою роботу я почала впроваджувати тестові завдання. Тестові завдання використовуються на уроках після...
51641. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правила здорового образа жизни 90.5 KB
  Последний листочекправило остался на кустике. Правило. А потом придумать в соответствии со своей группой слов правило Здоровья. Правило – Ешь витамины.