37622

Создание единого информационного пространства образовательного учреждения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения и воспитания.

Русский

2014-10-17

23.07 KB

12 чел.

Создание единого информационного пространства образовательного учреждения.

          Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения и воспитания.

          Потенциал новых информационных технологий  в образовании проявляется многопланово, открывая следующие основные возможности:

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, развитие учебного предмета "Информатика", а также внесение изменений в обучение другим дисциплинам;

- повышение эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

- совершенствование управления учебным процессом, его планирования, организации, контроля, механизмов управления системой образования.

        В связи с этим в Национальной доктрине образования Российской Федерации в числе основных целей системы образования обозначены:

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

- подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий, а одной из обязательных задач государства в сфере образования определен "доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно - дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных".

        Итак, целью внедрения информационных технологий в образование, декларированной четыре года назад Правительством Российской Федерации, является создание единого информационного пространства образовательного учреждения. Но и в настоящее время вопрос о том, что подразумевается под единым информационным пространством, является открытым; ответа на этот вопрос не сможет дать подавляющее большинство преподавателей и администраторов образовательных учреждений, не говоря уже о родителях и учащихся.

      Создание единого информационного пространства может стать ключом к решению проблем взаимодействия всех участников образовательного процесса любой степени сложности.                   

     При этом надо учитывать, что само создание единого информационного пространства далеко не простой процесс.

     Одной из самых больших трудностей в идейно-содержательном (а не финансовом) решении построения единой информационной компьютерной базы учреждения образования является ее объем. Совершенно невозможно представить себе, что в образовательном учреждении при существующей колоссальной занятости всех сотрудников найдутся те, кто готов аккуратно, разумно и осмысленно наполнить ее содержанием. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  1. четкое и ясное разделения всего объема информации по исполнителям;
  2. наличие мотивации использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке.

            Информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование и др.) информационных средств, информационных технологий и информационной культуры. Информатизация образования - это создание условий, обеспечивающих свободный доступ учащихся и педагогов к значимой информации с помощью электронных средств: хранения, обработки, передачи информации.

Данные средства позволяют:

- обеспечивать доступ к большим объемам информации;

- обеспечивать ее высокую наглядность;

- осуществлять коллективную и индивидуальную работу;

-создавать возможности для творчества учащихся;

- стимулировать интерес учащихся к образованию.

           В новых условиях к молодому поколению, вступающему в жизнь, предъявляются иные требования, чем четверть века назад. Современный молодой человек должен сблизить знания в тех областях науки и техники, которые оформились в виде научных дисциплин за последнее десятилетие.

         Теперь на первый план выдвигаются умения и навыки:

- планирования своей деятельности;

- поиска информации, необходимой для решения стоящей перед человечеством задачи;

-проектирования и построения информационных моделей;

-дисциплины общения и структурирования сообщений;

- инструментирования всех видов деятельности также, как и навыки использования современных технических средств в жизни.

          Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Культурный уровень такого современного молодого человека характеризует понятие информационной культуры, которое в силу фундаментальности составляющих ее понятий должно формироваться в школе, начиная с первых школьных уроков.

           Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать появление нового направления образовательной деятельности, связанного с информатизацией образования. Новые педагогические технологии требуют и нового профессионального качества.      

          Кадровое обеспечение информатизации образования для нас означает  появление новых целей и задач, связанных с переориентацией учителя от традиционных информационных источников урока к новым, использующим эффективные способы передачи и хранения данных. Требуется не просто научить учителя работать с компьютером. Нужно, чтобы компьютер стал инструментом повышения эффективности учебного труда. 

Развитие информационно-образовательных ресурсов (одно из направлений создания единого информационного пространства школы).

В настоящее время в школе информационные ресурсы представлены фондом программных средств для обеспечения учебно-воспитательного процесса (собственные разработки педагогов и учащихся, и лицензионные программные продукты), разработана действующая база данных медицинского сопровождения учащихся, обеспечен доступ к информации участникам образовательного процесса, частично автоматизирован документооборот, в процессе разработки создание образовательного портала и Web-сайта.          

Описание проблемы: Разработка содержательного наполнения сети, создание локальных и глобальных баз данных, системы электронного документооборота, информационных ресурсов для обеспечения профессиональной деятельности руководителей, педагогов и специалистов служб сопровождения, информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса и доступа к информации учащихся и их родителей представляет собой сложную, и вместе с тем, важную задачу. Не менее значимой является задача формирования спектра информационных услуг образовательно-информационной сети. Обе задачи сливаются в единую комплексную проблему, от решения которой зависит эффективность информатизации образования. Функционирование сети с наполненными образовательными ресурсами является не только основным условием обеспечения единого образовательно-информационного пространства, но и показателем уровня развития информатизации образования.

Цель: разработка содержательного наполнения сети и адаптация ее в условиях поэтапного развития информатизации образования.

Задачи: 

  1.  Разработка и адаптация системы электронного документооборота.
  2.  Разработка и (или) адаптация локальных баз данных для информационного обеспечения профессиональной деятельности специалистов (руководителей, педагогов, работников служб сопровождения).
  3.  Формирование образовательных и информационных ресурсов для обеспечения образовательного процесса (обучения, воспитания и развития).
  4.  Разработка и реализация комплекса услуг образовательно-информационной сети.

Механизмы реализации: 

  1.  Проектирование и реализация глобальных баз данных, системы электронного документооборота - прерогатива городского уровня, так как это требует нормативно-правового обеспечения и единообразной структуры во всех районах города. По этому направлению актуальной задачей является подготовка данных на магнитных носителях (в электронном виде) в формате, пригодном для интеграции в городскую систему.
  2.  В целях сохранения единого образовательного пространства внутри города - выбор структуры локальных баз данных должен быть прерогативой городского уровня.
  3.  Создание и наполнение баз данных педагогического опыта.
  4.  Для обеспечения учебно-воспитательного процесса должны быть сформированы образовательные ресурсы, которые могут быть реализованы в виде образовательного портала и (или) Web-сайта. Такое решение предполагает создание двухуровневой структуры - Web-сайт со ссылкой на образовательный портал, который будет доступен пользователям Интернет через сайт.

Важной, но более понятной и простой задачей, является разработка и реализация комплекса услуг образовательно-информационной сети:

  1.  Дистанционное образование.
  2.  Система сетевых конкурсов, конференций, олимпиад
  3.  Электронная почта.
  4.  Ретроспективный поиск информации по запросам.
  5.  Прочие информационные услуги.

Ожидаемые результаты.

  1.  Создана образовательно-информационная сеть, обеспечивающая выход в Интернет.
  2.  Организована система обеспечения внутришкольного (возможно городского) информационного обмена: электронная почта,  доски объявлений, дистанционное обучение, дистанционные игры, конкурсы, олимпиады.
  3.  Будет сформирована информационная служба, которая будет определять стратегию развития информатизации образования, а по ее наличие или отсутствию можно судить об уровне информатизации образования.
    1.  Можно ожидать, что произойдут качественные изменения в использовании средств ИКТ по разным направлениям, так как именно создание и развитие информационной службы позволит осуществить интеграцию ИКТ в образование не на словах, а на деле.
      1.  Расширится представление о спектре информационных услуг, возникнет потребность в использовании аудио-видео материалов, компьютерных программ, глобальной сети Интернет.
      2.  Будет сформирован и востребован спектр услуг образовательно-информационной сети, обеспечен свободный доступ к информации всем участникам образовательного процесса.
      3.  Появится потребность в использовании ресурсов образовательно-информационной сети и глобальной сети Интернет, а также создании своих ресурсов.
      4.  Будут созданы условия для социальной адаптации педагогов в информационном мире, в мире компьютерной техники и телекоммуникаций.
      5.  Расширится спектр возможностей для обучения, повышения квалификации, усовершенствования знаний педагогов.
      6.  Учащиеся смогут приобретать предпрофессиональные навыки, активно осваивать средства ИКТ, проводить исследования, самостоятельно обучаться эффективным приемам работы с информацией на практике.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5670. Будівельні матеріали. Загальні технічні властивості будівельних матеріалів 164.85 KB
  Вступ Ця дисципліна вивчає будівельні матеріали і вироби, їх значення для розвитку будівництва та підвищення ефективності капіталовкладень. Приділяється увага питанням класифікації будівельних матеріалів, їх складу і структури, корозії матеріалів, е...
5671. В поисках мелодии. Конспект урока 20.31 KB
  В поисках мелодии Цель. Развитие творческих способностей детей посредством элементарного музицирования с использованием ИКТ. Задачи. Воспитывать интерес и любовь к музыке и музицированию. Развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутр...
5672. Правознавство. Галузі права. Конспект лекцій 1.38 MB
  Посібник містить конспект лекцій для студентів усіх напрямів денної та заочної форми навчання, короткий словник юридичних термінів. Видання також містить питання до екзамену та список рекомендованої літератури. ЗМІСТ ЛЕКЦІЯ 1. Основи державного (кон...
5674. Логістична підтримка інноваційної діяльності 472.79 KB
  Перехід до інноваційної моделі розвитку економіки - найхарактерніша прикмета сучасного етапу в розвинутих країнах. Реалізація економічних цілей пов'язана з інноваційним типом розвитку, в основі якого закладений безперервний і цілеспрямований процес пошуку
5675. Теорія алгоритмів і основи представлення знань 339 KB
  Вступ. Інтуїтивне поняття алгоритму. Поняття алгоритму інтуїтивно зрозуміло і часто використовується в математиці. Додавання і множення чисел стовпчиком, що відомо ще зі школи, формула обчислення коренів квадратного рівняння,...
5676. Економіка підприємств. Курс лекцій 1.59 MB
  Підприємство як суб'єкт господарювання Введення, предмет та завдання дисципліни. Галузева структура народного господарства України. Загальна характеристика підприємств. Структура управління підприємством. Зовнішнє середовищ...
5677. Економічна теорія (Економіка). Конспект лекцій 1.06 MB
  Загальні основи економічної теорії Тема 1.1 Економічна теорія: предмет і методи пізнання 1. Поняття економіки як системи економічних знань. Обмеженість ресурсів та безмежність потреб. Предмет курсу економічної теорії. Мета і функції економі...
5678. Історія економіки та економічної думки. Предмет і метод історії економіки та економічної думки 1.3 MB
  Предмет і метод історії економіки та економічної думки Поява історії економіки та економічної думки як самостійної учбової дисципліни в учбових планах і програмах провідних вузів України та країн Західної Європи було обумовлено необхідністю...