3765

Маркетинговая деятельность на промышленном предприятии

Контрольная

Маркетинг и реклама

Маркетинговая деятельность на промышленном предприятии. Цели и содержание маркетинговой деятельности промышленного предприятия Основу маркетинговой деятельности промышленного предприятия составляют: исследования рынка, разработка программы создания...

Русский

2012-11-05

222 KB

276 чел.

Маркетинговая деятельность на промышленном предприятии

1 Цели и содержание маркетинговой деятельности промышленного предприятия

Основу маркетинговой деятельности промышленного предприятия составляют: исследования рынка, разработка программы создания и производства товара, налаживание коммуникаций, установление цен, организация и стимулирование сбыта, развертывание служб сервиса и т.д. Маркетинг обычно рассматривается в трех аспектах: философия маркетинга, система управления и организационно-технические мероприятия. Все эти аспекты образуют целостную систему, функционирующую в сфере практической деятельности предприятия, приоритет в которой отдается потребностям покупателей и спросу рынка, а производство занимает подчиненное к спросу положение. Все три аспекта маркетинга неразрывно связаны между собой и имеют большую взаимную обусловленность.

Главное в маркетинге – это его целевая ориентация и комплексность реализации всех отдельных элементов этой деятельности в рамках единого «технологического процесса», направленного на выявление спроса и требований покупателей для ориентации хозяйственной деятельности предприятия на их удовлетворение лучше, чем это могут сделать конкуренты.

Целью маркетинговой деятельности предприятия является обеспечение рентабельности его хозяйственной деятельности, оцениваемой как определенная прибыльность этой деятельности в заданном временном интервале.

Эта деятельность ориентирована на долгосрочное (5-10 и более лет) прогнозирование всей маркетинговой ситуации, начиная с платежеспособного спроса и кончая собственными возможностями предприятия в этой перспективе.

В основе организации маркетинговой деятельности предприятия лежит концепция, которая определяет цели, принципы и стратегию маркетинга, а также конкретные действия по удержанию желаемой доли рынка и обеспечению рентабельной работы предприятия. Такая концепция строится на определении потребностей и реальных покупательских оценок ассортимента и качества товаров и признания необходимости приспособления производства и сбыта к этим потребностям и оценкам.

 Под маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособных видов продукции в определенных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам.

 

 Суть философии маркетинга и содержание маркетинговой деятельности в современных условиях отражают объективные факторы развития рынка, она может быть сформулирована следующим образом:

  1.  Потребитель определяет свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки и фактически создает предпосылки для распределения рынка между производителями с учетом их возможности и готовности наиболее полно удовлетворить эти требования.
  2.  Оперативная реализация требований потребителя  предопределяет необходимость использования наиболее оптимальных структур управления, сочетания в управлении принципов централизации и децентрализации, применения программно-целевого подхода в управлении, ускорения НТП и более полного использования его результатов, а также и других направлений повышения конкурентоспособности предлагаемой продукции (услуг) и эффективности предприятия.

 Одновременно остро ставится задача обеспечения эффективного взаимодействия на разных уровнях организационной иерархии основных традиционных функций управления (планирования, организации, контроля, мотивации) и маркетинга как специфической управленческой деятельности для обеспечения устойчивой позиции предприятия на его целевом рынке. В этих условиях возрастает значение конкурентной борьбы за потребителя, в связи с чем ключевую роль в повышении эффективности деятельности предприятия приобретает стимулирование производства новых видов продукции и совершенствования их производства и сбыта. 

Объективная необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности предприятия на учет спроса и требований потребителя приводит к изменению и развитию маркетинговой деятельности и ее тесной увязки с другими функциями управления. В этих условиях выбор номенклатуры продукции (ассортимента товара), реализация которого должна обеспечить предприятию получение наиболее высоких экономических выгод, должен подтверждаться соответствующими расчетами, в основе которых  лежит  прогноз покупательского спроса на предлагаемую продукцию и услуги.

Изучение спроса стало не просто проблемой достаточно точного выявления потребности на конкретные товары и услуги, но и проблемой формирования этого спроса, предвидения направления (направлений), в каком будет изменяться этот спрос под воздействием научно-технического прогресса, возросших покупательских способностей, требований к качеству и надежности продукции и т.д.

Современный маркетинг делает упор на ориентацию производственной деятельности и определение структурной политики предприятия с учетом конкретного платежеспособного спроса. Управление предприятием должно быть ориентировано на то, чтобы производить только продукцию, которую будут покупать с обеспечением запланированной рентабельности ее производства и намеченной массы прибыли от продаж.

Маркетинг, как система, имеет свои цели, свою структуру (элементы и их взаимосвязи), методы и  задачи реализации. Систему маркетинговой деятельности следует рассматривать как подсистему эффективного управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования. Основные направления   маркетинговой деятельности предприятия в рамках этой системы подразумевают проведение политики в области качества и ассортимента продукции, формирование цен, организацию сбыта и коммуникаций. Содержание маркетинговой деятельности предприятия предполагает решение следующих задач:

  1.  комплексное изучение рынка;
  2.  выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
  3.  планирование товарного ассортимента и цен;
  4.  разработку мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
  5.  планирование и организацию осуществления сбыта.

Решение этих задач опирается на использование методов анализа и конкретных стратегий выхода предприятия на рынок. Это должно достигаться путем организации систематических маркетинговых исследований, дополняемых в случае необходимости специальными исследованиями по конкретным вопросам (проблемам). В результате этих исследований создается информационная база для составления прогнозов, которые являются основой разработки программ и стратегий маркетинга. Обычно для ближайшего будущего делается подробный краткосрочный прогноз, а для более отдаленных и менее определенных периодов будущего прогноз намечается в общих чертах. Чтобы быть действенным, анализ в маркетинге должен носить всесторонний, объективный и критический характер в том смысле, что существующую практику следует сравнивать с принятыми стандартами и принципами.

Основным принципом маркетинга является ориентация производства на реальные требования и пожелания потребителей. На него опираются другие принципы, определяющие содержание маркетинговой деятельности на предприятии:

  •  постоянный, систематический, всесторонний и тщательный учет состояния и динамики потребностей, спроса и потребления, а также особенностей рынка, условий производственной и сбытовой деятельности в целях принятия соответствующих конкретных хозяйственных решений;
  •  создание условий для быстрого приспособления производства, ассортимента и качества продукции, всей системы управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий к требованиям рынка, структуре и динамике потребностей и спроса;
  •  активное воздействие на спрос, рынок и потребителя с помощью рекламы, торговой и ценовой политики, действенной системы контроля сферы товародвижения.

Эффективным считается маркетинг, если его деятельность мобилизует, кооперирует и координирует усилия всех служб предприятия с целью удовлетворения нужд потребителя и обеспечения устойчивой прибыли предприятия.

     В общем случае система маркетинга предполагает обслуживание рынка конечных потребителей продукции (услуг) предприятия в условиях конкуренции. Основные элементы системы современного маркетинга приведены на рис. .1.

Предприятие и его конкуренты предоставляют производимую ими продукцию непосредственно конечному потребителю или через маркетингового посредника. Влияние внешней среды на всех участников рассматриваемой системы определяется одними и теми же факторами и поэтому в представленной системе их дифференциация не приводится, хотя при анализе конкретной системы маркетинга их необходимо учитывать раздельно (индивидуально). Каждый из приведенных элементов системы современного маркетинга  вносит свой вклад в создание потребительской ценности. Поэтому успех предприятия зависит не только от собственных маркетинговых действий, но и от того, насколько полно и адекватно удовлетворяются  нужды конечного потребителя всеми элементами системы.

2 Современная концепция маркетинговой деятельности

предприятия

Как отмечалось выше, базовым элементом организации маркетинговой деятельности на предприятии является концепция маркетинга. Концепция маркетинга предполагает, что достижение предприятием своих целей зависит от определения нужд и запросов целевых рынков, а также от более эффективного  по сравнению с конкурентами удовлетворения потребителей.

По своей сути концепция маркетинга определяет  все необходимые действия по ориентации производственно-сбытовой деятельности предприятия на нужды и потребности покупателей, которые должны быть подкреплены соответствующими комплексными усилиями в рамках маркетинговой деятельности,  нацеленными на создание потребительской удовлетворенности.

Маркетинговая концепция включает в себя конкретные стратегии маркетинга акцентирующие внимание на целевом рынке и запросах потребителей, способы и средства, требующиеся для достижения целей предприятия на выбранном рынке. Концепция разрабатывается по результатам маркетинговых исследований внешней среды и предприятия. Она предусматривает получение необходимой информации о рынке и о потребностях, требованиях, предпочтениях и намерениях конечного потребителя произвести покупку; создание экономических, технических и организационных условий, при которых эта информация может стать основной и определяющей при принятии решений на различных уровнях управления предприятием; осуществление в практической деятельности конкретных мероприятий в краткосрочной и долгосрочной перспективе, направленных на удовлетворение нужд, потребностей и предпочтений косвенных и конечных потребителей, а также стимулирование их намерений произвести покупку; разработку и внедрение других мероприятий, направленных на практическую реализацию принятых в отношении рынка решений и организацию эффективного контроля  их выполнения.

    Современная концепция маркетинга прошла достаточно долгую эволюцию.

Первый этап характеризуется концентрацией производства, его  механизацией и автоматизацией. В связи с ростом объемов производства продукции возникала потребность в сбыте продукции. Ориентация на рынок стала важнейшим признаком стратегии управления предприятием, выражением чего стало перенесение центра управленческих решений в сбытовые звенья. Основное внимание в маркетинге на первом этапе уделялось вопросам организации сбыта.

Второй этап совпал с кризисом перепроизводства 1929-1933 г.г. Подходы к маркетингу изменились, он утратил чисто сбытовую ориентацию и приобрел комплексный характер. Маркетинг стал рассматриваться как основа предпринимательской деятельности в любой сфере бизнеса, на базе которой принимаются все принципиальные решения. Элементы маркетинговой концепции начали определять конечный успех предпринимательской идеи, продукта, услуги, предприятия, региона.

Третий этап характеризуется превращением предпринимательской идеи и маркетинговой концепции управления предприятием, регионом в систему рыночной ориентации производства. Маркетинг ориентирует предприятия на удовлетворение потребностей потребителей и предоставление им нужных и желаемых товаров, услуг или идей.

Четвертый этап  характеризует глобальный маркетинг как систему, обеспечивающую функционирование трансконтинентальных корпораций. Планы маркетинга увязывают цели, требования потребителей и ресурсные возможности предприятия, оценивают воздействие конкуренции, государственного регулирования и т.д.

Перечисленные этапы отражают различные  периоды в истории развития экономики, а также социальные, экономические и политические перемены в развитии мирового рынка.

Общая тенденция развития маркетинга – перенос акцента на потребителя и все большая ориентация маркетинговой деятельности на его проблемы.

Развитие маркетинговой деятельности неразрывно связано с развитием управления предприятием в целом, в том числе с внедрением стратегического управления и расширением горизонта планирования производственно-сбытовой деятельности предприятия. При этом следует всегда помнить, что маркетинговая концепция может быть разработана только после определения стратегии поведения предприятия на рынке. В то же время цели и стратегия предприятия не могут быть разработаны без проведения соответствующих маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования определяют, как занять позицию на рынке, какими путями и методами можно достигнуть и удержать конкурентные преимущества предприятия, обеспечивающие достижение его целей.

Концепция маркетинга отражает ориентацию производственно-сбытовой деятельности предприятия на нужды и потребности клиентов, подкрепленную усилиями (конкретными действиями) маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей предприятия. Предприятие производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд при обеспечении рационального использования ресурсов в ходе своей производственно-сбытовой деятельности.

Концепция маркетинга включает в себя:

  1.  Стратегические аспекты маркетинговой деятельности, которые определяют долгосрочное управление маркетингом («продукт – целевые группы», цели и стратегии маркетинга);
  2.  Оперативные меры, которые определяют конкретные действия, требующиеся для реализации стратегии предприятия и запланированных целей маркетинга. Они связаны с планированием и контролем использования отдельных инструментов комплекса маркетинга, а также мероприятий и бюджета маркетинга.

Современная маркетинговая стратегия в целом представляет собой такую систему управления производством и сбытом продукции, информационными потребностями и внешними связями, которая в данный момент дает наибольшую экономическую выгоду как производителю, так и покупателю. Маркетинговая стратегия включает в себя идентификацию продуктов, которые могли бы иметь успех на рынке, и целевых групп (покупателей), а также определение конкурентной политики, позволяющей подавить конкурентов на рынке. Стратегия маркетинга охватывает различные решения, средства и способы реализации средне- и долгосрочных целей маркетинга. Она заключается в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке. Главная задача заключается в том, чтобы из многих возможных стратегий выбрать наиболее подходящую для каждого рынка и каждого товара, отвечающую требованиям достижения определенной цели маркетинга и предприятия в целом.

     К стратегическим аспектам маркетинга относятся:

  1.  определение продукта и целевых групп, структуры и потенциальной емкости рынка;
  2.  анализ и определение  потребности потребителей и критериев принятия решения о покупке, требований к продукту;
  3.  оценка конкуренции, уровня рыночных цен;
  4.  оценку основных существующих или новых профессиональных навыков, необходимых предприятию в условиях конкурентной борьбы.

Оперативные аспекты маркетинга включают комплекс маркетинга, состоящий  из четырех инструментов (продукт, цена, продвижение и сбыт), план (конкретные мероприятия) и бюджет маркетинга. Мероприятия маркетинга отражают конкретные действия  по реализации комплекса маркетинга на целевом рынке (рынках).

3 Содержание и особенности маркетинга как специфической

функции внутрифирменного управления

 

Важная особенность маркетинга как специфической функции внутрифирменного управления состоит в том, что она основана на принятии решений на базе многовариантных экономических расчетов и ориентирована на создание организационных, экономических и юридических условий для эффективного функционирования и развития предприятия.

Общая схема организации маркетинговой деятельности как специфической функции внутрифирменного управления приведена на рис. .2.

В основе маркетинга  как функции управления лежат следующие принципы:

  1.  Обоснованный свободный выбор определенных целей и стратегий функционирования и развития предприятия. Эти действия должны быть направлены на определение наиболее эффективного сочетания производства новой и новейшей продукции с уже выпускаемой и хорошо известной покупателю, в том числе с модернизируемой продукцией и с продукцией, подлежащей снятию с производства.

Комплексный подход к увязке целей предприятия с его ресурсами и возможностями, определение путей достижения этих целей в рамках маркетинговых программ по отдельным продуктам и по предприятию в целом. При этом должны быть максимально использованы возможности и резервы производства.

Достижение оптимального сочетания  в управлении предприятием централизованного и децентрализованного принципов управления, постоянный поиск новых форм и инструментов управления для повышения эффективности производства, развитие творческой инициативы работников, направленной на создание необходимых условий для широкого внедрения нововведений, повышение качества продукции, сокращение издержек производства.

Реализация этих принципов предусматривает более полный и тщательный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей, их требований к качеству, технико-экономическим характеристикам, новизне, дизайну предлагаемой продукции на основе комплексного использования рынков, разработки соответствующей технической политики предприятия и проведения НИОКР. Маркетинговая деятельность должна быть направлена на определение оптимального ассортимента выпускаемой продукции и структуры производства на основе оценки издержек производства (себестоимости продукции), экономических расчетов эффективности необходимых капиталовложений, возможности обеспечения материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами производства, а также получения ожидаемой прибыли. Принятие обоснованных решений требует обязательной оценки их эффективности по конечному результату деятельности предприятия. Это, в свою очередь, предполагает разработку сбытовой политики на основе определения максимально выгодных каналов сбыта, системы товародвижения, организации послепродажного технического обслуживания, системы стимулирования сбыта и формирования потребностей потребителей.

Реализация этих действий, называемых также функциями маркетинга, предусматривается с учетом и в рамках реализации маркетинговых программ, на основе которых принимаются решения на соответствующих уровнях управления предприятием.

 

Назначение маркетинга как специфической функции внутрифирменного управления состоит в том, чтобы обеспечить деятельность предприятия исходя из всестороннего, глубокого изучения и тщательного учета рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту, чтобы стало реально возможным получение наивысших конечных результатов – максимальной и устойчивой прибыли.

Как специфическая управленческая деятельность маркетинг решает следующие функциональные задачи:

  1.  Изучение спроса (текущего и перспективного) на конкретный товар на определенном рынке или на его сегменте, требований потребителей к товару (качеству, новизне, технико-экономическим и эстетическим характеристикам, уровню цены и другим ориентирам), возможные каналы сбыта.

Разработку программы маркетинга по продукту (или группе продуктов), в которой должны быть учтены: издержки производства конкретного продукта, необходимые капиталовложения, затраты на НИОКР на основные товары, производственные, сбытовые и транспортные расходы, затраты на рекламу, техническое обслуживание и прочие издержки в процессе производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Установление верхнего предела цены товара и рентабельности его производства.

Разработку программы маркетинга по производству и инвестиционной политики для реализации этой программы, расчет полных издержек производства и уровня рентабельности по предприятию в целом.

Определение конечного результата хозяйственной деятельности предприятия: дохода и чистой прибыли.

Реализация функциональных задач связана с принятием решений по конкретным видам маркетинговой деятельности для эффективного управления предприятием. Такие управленческие решения принимаются высшим руководством и охватывают практически все принципиальные направления развития предприятия, в том числе:

  •  о разработке, освоении и выпуске продукции, ориентированной на конкретный рынок или конечного потребителя с учетом специфики их требований и потребностей;
  •  о необходимости проведения НИОКР самостоятельно или закупки технологического опыта, патентов и лицензий у других фирм;
  •  об освоении и выпуске товаров в определенных объемах с учетом жизненного цикла этих товаров;
  •  о строительстве нового производства (его размещении, технологическом оснащении), реконструкции имеющихся производственных мощностей или замены их новыми, о целесообразности осуществления финансовых затрат и их окупаемости;
  •  об источниках обеспечения материальными ресурсами (сырье, материалы, оборудование), формах обеспечения доступа к разработке сырьевых ресурсов других стран (создание филиалов, дочерних фирм, совместных предприятий по разработке ресурсов), условиях снабжения на основе многовариантных расчетов;
  •  о конкретных условиях соглашений с поставщиками оборудования и технологии на основе согласования технико-экономических характеристик, стоимости, сроков поставки, условий финансирования;
  •  об основных направлениях кадровой политики для обеспечения производства заранее определенными категориями рабочих и специалистов (ИТР и управленческого персонала);
  •  о проведении определенных коммерческих операций, направленных на обеспечение сбыта конкретного продукта.

Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, предполагающей определение каналов и методов сбыта продукта по конкретному рынку, оценку возможных затрат на организацию сбыта, расходов на рекламу, транспортировку и доставку товара. Однако само осуществление сбыта и проведение коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной деятельности предприятия, на повышение эффективности которой направлены все функции управления, в том числе и маркетинг.

Приведенная совокупность видов деятельности в рамках маркетинга означает качественно новый подход к управлению производством, суть которого состоит в том, что исходным пунктом глубокого и всестороннего выявления возможностей конкретного производства, путей его интенсификации и повышения эффективности становится прогноз и анализ платежеспособного рыночного спроса на соответствующие товары.

 Все функции управления пронизывает целенаправленный подход к решению главной задачи: создание и производство конкурентоспособной продукции с минимальными издержками в целях получения заранее определенного уровня прибыли. Главным критерием оценки маркетинговой деятельности служит получение максимальной и устойчивой прибыли, прочное закрепление на рынке или проникновение на новые рынки.

В реальной жизни все функции внутрифирменного управления тесно связаны, и маркетинг выступает как исходная деятельность для управления и, прежде всего, как  обоснование соответствующими исследованиями и расчетами объективности предпосылок для планирования.

4 Управление  маркетинговой деятельностью предприятия

 

Маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми сторонами деловой активности предприятия – от идеи создания нового товара, использования соответствующих технологий производства до доставки товара покупателю и обслуживания, беря в качестве исходного момента этой деятельности и завершения ее цикла рынок (потребителя) и его требования.

Достижение целей  маркетинговой деятельности предприятия зависит в основном от трех факторов: выбранной стратегии маркетинга, его организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.

Управление маркетинговой деятельностью можно представить как анализ, планирование, реализацию и контроль исполнения соответствующих программ, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений предприятия с целевым покупателем (целевой группой) для достижения своих целей.

Организация управления маркетинговой деятельностью связана с разработкой конкретной стратегии (стратегий) маркетинга, направленной на достижение целей предприятия. В основе разработки такой стратегии лежат пять подходов к управлению, называемые также базовыми концепциями, руководствуясь которыми предприятие может успешно вести свою маркетинговую деятельность: совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих усилий, маркетинговый подход и социально-этичный маркетинг.

Концепция совершенствования производства реализует идею о том, что потребитель отдаст предпочтение на рынке широко распространенным и доступным по цене товарам. Поэтому управление должно быть направлено на определение (и реализацию) путей совершенствования производства и повышение эффективности системы сбыта. Эта концепция может обеспечить успех предприятия в двух случаях: когда спрос на товар превышает его предложение на рынке и когда себестоимость товара слишком высока, а повышение производительности позволяет ее снизить. В первом случае маркетинговая деятельность должна быть направлена на поиск наиболее выгодных путей (способов) повышения объемов производства, во втором – на снижение издержек и повышение производительности за счет совершенствования процесса производства.

Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребитель отдаст  предпочтение товару, который имеет высший уровень качества и новые возможности, производитель которого постоянно совершенствует его характеристики и свойства. При использовании этой концепции маркетинговая деятельность предприятия должна быть направлена на непрерывное совершенствование своей продукции. Концепция интенсификации коммерческих усилий основана том, что потребители не будут активно покупать товар предприятия, если не предпринимать специальных мер по его продвижению на рынок и организации широкомасштабной продажи этого товара. Обычно эта концепция применяется в отношении товаров пассивного спроса. При использовании такой концепции необходимо четко определять круг возможных покупателей и вести с ними разъяснительную работу о преимуществе покупки предлагаемого товара. Эта концепция применяется также в некоммерческой сфере услуг и в периоды перепроизводства.

 Концепция маркетинга предполагает, что достижение целей предприятия зависит от определения нужд и запросов целевых рынков, а также от более эффективного по сравнению с конкурентами удовлетворения потребителей. Концепция предусматривает разработку и реализацию мероприятий, позволяющих предприятию производить то, что требуется потребителю, сочетая удовлетворение потребителей с получением прибыли.

Различие концепций интенсификации коммерческих усилий и маркетинга заключается в том, что первая основывается интересами производства и ориентируется на необходимость продажи имеющихся товаров. Для этого использует агрессивные методы продаж в сочетании с продвижением товара на рынок с целью заключения выгодных сделок. Вторая, наоборот, – отталкивается от четкого определения рынков сбыта и их характеристик и ориентируется на нужды потребителя, концентрируя маркетинговые действия на выпуске того, что необходимо потребителю, и имеет целью получение прибыли из установления и укрепления долговременных отношений с ним. Сравнительные характеристики этих концепций приведены в таблице   . 1.

Таблица   .1 Сравнение концепций интенсификации коммерческих усилий и маркетинга

Подход

к управлению

Отправной пункт

Объект

Средства

Конечная цель

Концепция

Интенсификации коммерческих усилий

Производство

Существующий товар

Продвижение и продажа товара

Прибыль

за счет увеличения объемов продаж

Концепция

Маркетинга

Рынок

Нужды

потребителя

Комплексные усилия

маркетинга

Прибыль

за счет удовлетворения покупателей

Концепция социально-этичного маркетинга определяется тем, что предприятие должно определить нужды, потребности и интересы целевых групп (целевых рынков) и обеспечить высшую потребительскую ценность предлагаемых товаров более эффективными методами по сравнению с конкурентами, которые одновременно улучшают или поддерживают благополучие покупателей и всего общества в целом.

Для обеспечения эффективного управления маркетинговой деятельностью предприятие должно разработать такую структуру службы маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю необходимую маркетинговую работу и ее координацию со всеми подразделениями, обеспечивающими достижение целей предприятия. Если организация очень маленькая, все маркетинговые обязанности могут быть возложены на одного человека. Ему поручается занятие маркетинговыми исследованиями, организацией сбыта, рекламой, службой сервиса для клиентов и другой необходимой для успеха предприятия маркетинговой деятельностью. Этого человека могут называть управляющим службой сбыта, управляющим по маркетингу или директором маркетинга. Если предприятие большое, в его штате обычно работает группа специалистов, специальное подразделение или группа подразделений по маркетингу.

Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии зависит в значительной степени от размеров предприятия, от специфики выпускаемой продукции и рынков, на которых они реализуются, от сложившейся системы управления предприятием. Из многочисленных подходов к формированию организационных структур служб маркетинга на промышленных предприятиях наибольшее распространение получили структуры, имеющие функциональную, товарную, рыночную и региональную ориентацию.

В качестве  примера рассмотрим организационную структуру маркетинговой службы современного промышленного предприятия (корпорации), имеющего децентрализованную структуру управления, имеющую товарную ориентацию. Организационная структура маркетинговой службы в этом случае включает отдел маркетинга в производственных отделениях и централизованную службу маркетинга как функциональное звено предприятия (корпорации). В состав маркетинговой службы может входить отдел внешнеэкономических связей. Отдел маркетинга в производственном отделении координирует все аспекты производственно-сбытовой  деятельности отделения по каждому продукту или группе закрепленных за ним продуктов. Функции отделов маркетинга тесно увязаны с функциями других подразделений производственного отделения, а также с центральной службой маркетинга, координирующей маркетинговую деятельность всех производственных отделений корпорации. Центральная служба маркетинга разрабатывает цели и стратегию корпорации на основе программ маркетинга по каждому продукту, полученных от производственных отделений. Эта служба тесно увязывает свою деятельность с центральными службами планирования, финансов, контроля, что обеспечивает комплексный подход при решении вопросов, касающихся организации производственно-сбытовой деятельности предприятия (корпорации) в целом и каждого его отделения.

В небольших фирмах аппарат маркетинговой деятельности обычно ограничивается службой маркетинга, которая координирует деятельность отделов или секторов по изучению рынков, отдела рекламы и других подразделений, а также отделов планирования, обеспечения производственными ресурсами и других подразделений.

 

При организации управления предприятием необходимо учитывать, что решения по наиболее важным вопросам маркетинговой деятельности принимаются высшим руководством.

 

К числу наиболее важных вопросов маркетинговой деятельности, решения по которым принимаются на высшем уровне, относят:

  •  предотвращение расходов, связанных с производством и выводом на рынок товаров и услуг, не пользующихся спросом;
  •  минимизация расходов, связанных со стимулированием спроса для достижения целей фирмы;
  •  целевое использование ресурсов при удовлетворении потребностей и запросов конкретных покупателей;
  •  формирование социально-ориентированных условий, учитывающих нужды, потребности и запросы трудового коллектива, конкретных потребителей товаров и услуг;
  •  формирование условий для расширенного воспроизводства товаров и услуг, улучшения имиджа производителя и др.

5 Разработка программы маркетинга по продукту

 Главным практическим результатом маркетинговой деятельности как функции управления предприятием являются маркетинговые программы по продуктам и по производству (производственным отделениям  и предприятию). В целом разработка маркетинговых программ позволяет обоснованно определить оптимальный вариант производственной программы предприятия, обеспечивающей ему желаемую устойчивую прибыль в краткосрочной и длительной перспективе.

 В программе маркетинга по продукту предусматриваются все производственно-хозяйственные и организационно-управленческие мероприятия, необходимые для возможно более продолжительного поддержания конкурентоспособности продукта на рынке. Программа маркетинга разрабатывается для каждого продукта отдельно. Такая программа разрабатывается по всей выпускаемой продукции и по новым товарам, производство которых намечается организовать в долгосрочной и краткосрочной перспективе, в том числе принципиально новых видов товаров, обладающих новыми и более высокими технико-экономическими характеристиками. Программы также должны учитывать модификацию выпускаемой продукции с учетом требований и запросов конкретных покупателей на базе новых научно-технических разработок предприятия.

Целью маркетинговой программы по продукту является определение оптимальных технико-экономических показателей продукции и оценка эффективности ее производства и сбыта с учетом требований покупателей прогнозирования спроса для принятия управленческих решений при планировании производства.

 Основным назначением маркетинговых программ новой и предлагаемой модификации старой (выпускаемой) продукции является определение ее рентабельности для принятия решения о целесообразности внедрения в производство. Для выпускаемой продукции  оценивается объем ее выпуска с учетом складывающейся конъюнктуры рынка и тенденций изменения ее спроса, конкурентоспособности и рентабельности. Основные задачи маркетинговой программы:

  1.  Определение объема выпуска продукции (новой или усовершенствованной) на текущий период и на перспективу.

Выбор целевого рынка или конечного потребителя (группы покупателей).

Оценка и сопоставление издержек производства, цены и прибыли по каждому продукту с целью определения выгоды, которую может получить предприятие при организации его производства.

На основании программ маркетинга обеспечивается выявление видов продукции, которые могут обеспечить предприятию наиболее высокий уровень прибыли, и ориентация производства на выпуск именно этой продукции.  

Разработка программы маркетинга по продукту включает следующие работы:

  1.  выбор целевых рынков или сегментов;
  2.  дифференциацию продукта (определение рыночного ассортимента);
  3.  определение финансовых затрат на создание и организацию производства нового, продукта или на модификацию уже выпускаемого продукта с учетом требований, конкретного покупателя;
  4.  определение издержек производства на единицу продукции;
  5.  определение финансовых затрат на сбыт продукции;
  6.  определение цены продукта, по которой он может быть продан на рынке;
  7.  расчет ожидаемой прибыли от производства и продажи продукции;
  8.  оценку эффективности (рентабельности) производства и сбыта продукции.

Программа разрабатывается на основе полученной маркетинговой информации. Качество программы определяется полнотой и достоверностью использованной информации, профессиональным уровнем разработчиков и корректностью проведенных расчетов.

Выбор целевых рынков или сегментов предусматривает оценку спроса по конкретному продукту, определение характеристик потребительских сегментов и конкретных потребителей, емкости этого рынка и прогнозирование реальной рыночной потребности в предлагаемом продукте с учетом перспективы развития производства у производителей-конкурентов. Основными показателями программы по продукту, оцениваемому при выборе целевых рынков, являются: емкость рынка (количество и стоимость продаж), оценка платежеспособного спроса (прогноз продаж продукта по голам, темпы роста программ), объем продаж аналогичной продукции конкурентами. Оцениваются также ожидаемая прибыль и темпы роста рентабельности производства (на единицу  продукта), прогнозируемая доля рынка (достигаемая или удерживаемая). Целевое назначение программы маркетинга по продукту предусматривает, что каждый вид продукции ориентирован на свой целевой рынок, на конкретную группу покупателей. Это приводит к необходимости оценки и анализа объема и стабильности рынка, его масштабов и стабильности платежеспособного потребительского спроса.

Дифференциация продукта оценивается путем рассмотрения возможности расширения ассортимента оцениваемого продукта для развития спроса с учетом требований конкретных покупателей, в том числе оценивается объем выпуска в количественном и стоимостном выражении, доля модифицированного продукта в объеме производства производственного отделения и предприятия в целом, общий объем продаж (в количественном и стоимостном выражении) и доля продукта в общем объеме продаж. Дифференциация продукта проводится: по качеству продукта, требованиям потребителей к продукту с учетом их предпочтений, запросов и привычек. Необходимо также оценить возможное влияние дифференциации продукта на производство и изменение спроса существующего и возможного нового продукта, а также его влияние на развитие целевого рынка, технологию производства и диверсификацию потребителей.

Определение финансовых затрат на создание и организацию производства нового продукта или на модификацию уже выпускаемого продукта с учетом требований конкретного покупателя осуществляется с использованием большого числа конкретных показателей оценки. Оцениваются финансовые затраты на НИОКР и внедрение продукта в серийное производство, на исследования рынка, на модификацию продукта применительно к запросам конкретных покупателей, на информационное обеспечение и проведение расчетов по программам маркетинга, на приобретение технологии и планирование производства. Кроме того, оцениваются затраты на сырье (топливо, электроэнергия на технологические цели), материалы, компоненты, машины и оборудование, на заработную плату, на наем и обучение персонала, на содержание управленческого персонала и иные затраты, связанные с разработкой продукта или его модификацией и организацией производства. Издержки производства имеют определенную структуру затрат, оценка которых (отнесение конкретных издержек производства к определенным статьям затрат) регламентируется соответствующими нормативными документами.

Издержки производства на единицу продукции оцениваются как отношение общего объема продаж к стоимости и общему количеству продукта в целом и по целевым рынкам. Оценка предусматривает также сопоставление издержек производства на единицу продукта с соответствующими показателями на аналогичный продукт конкурента. Для оценки безубыточности производства издержки производства обычно делятся на постоянные и переменные в зависимости от их участия в производственном процессе.  

Финансовые затраты на сбыт продукции включают расходы: на реализацию продукта, на товародвижение, на предоставление услуг потребителям, на стимулирование сбыта (в том числе на рекламу, участие в выставках и ярмарках, на создание имиджа продукту и фирме) и на формирование спроса. При реализации продукта учитывается оплата торгово-посреднических услуг, содержание сбытовой сети, стимулирование деятельности дилеров и других посредников, а также непосредственно покупателей; при оценке расходов на товародвижение – транспортировка основными средствами (оплата тарифов) и вспомогательными средствами, страхование и хранение товара в пути, складирование и упаковка, расфасовка, маркировка, оплата пошлин и налогов, транспортно-экспедиторское обслуживание в целом. Расходы на предоставление услуг потребителям должны учитывать организацию технического обслуживания, оказание услуг по вводу поставляемой продукции в эксплуатацию и ремонтные работы.

Определение цены продукта, по которой он может быть продан на рынке, проводится с учетом двух показателей: уровень цены на единицу продукции по прейскуранту и уровень рыночной цены на единицу продукции. Определение уровня цены продукта предполагает ее многовариантный расчет с учетом политики цен применительно к каждому целевому рынку (или сегменту) и глобальной ценовой политики предприятия. При этом важными элементами такого расчета являются также определение структуры цены и методы ее исчисления.

При оценке прибыли от производства и сбыта продукции рассчитываются: валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, чистая прибыль, прибыль, подлежащая распределению, отчисления от прибыли (в том числе налог на прибыль, амортизационные отчисления, арендные платежи, платежи за пользование кредитом, погашение кредитов).

Оценка эффективности (рентабельности) производства и сбыта продукта проводится с использованием показателей:

  •  рентабельность капиталовложений (инвестиций) в реализацию программы  маркетинга конкретного продукта,
  •  период окупаемости инвестиций,
  •  рентабельность производства и сбыта продукта,
  •  рост рентабельности производственного отделения и предприятия в целом.

Программа маркетинга по продукту представляется на согласование и утверждение  руководству производственного отделения одновременно с общей программой (планом) маркетинга по этому отделению.

6  Разработка программы маркетинга по производству

 Программа маркетинга по производству (производственному отделению) представляет собой базовый документ, который составляется по результатам анализа всех показателей хозяйственной деятельности производства (производственного отделения и/или предприятия в целом) за истекший плановый период, содержащий оптимальный вариант показателей, необходимых для планирования производственно-сбытовой деятельности производственного отделения и предприятия в целом. Она должна содержать развернутое обоснование и необходимые материалы для принятия решений о выпуске наиболее выгодных видов продукции с учетом требований конкретного рынка (потребителя). Программа маркетинга разрабатывается по каждому производственному отделению и предприятию в целом.

Целями  маркетинговой программы по производству являются: поиск оптимальных вариантов номенклатуры выпускаемой продукции и структуры производственной программы и сбыта, обеспечивающей прибыльную деятельность предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, на основе многовариантных расчетов затрат и выгод при ее реализации, а также минимизация издержек производства по всем направлениям производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Основные задачами разработки программы:

  1.  Определение и обоснование номенклатуры выпускаемой продукции в количественном и стоимостном выражении и структуры производства для организации текущего и перспективного планирования производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Определение общего объема необходимых инвестиций (капитальных вложений), их распределение по приоритетным направлениям размещения и развития производства (в том числе создание новых производственных мощностей), приобретения нового оборудования и технологии.

Определение рациональных источников финансирования инвестиций и текущей деятельности  предприятия (по видам, срокам и условиям).

Определение средств, форм и методов организации сбыта продукции (выбор рациональных маркетинговых каналов) на конкретных рынках.

Определение политики предприятия в отношении обеспечения производства необходимыми материальными и трудовыми ресурсами.

Оптимизацию прибыли и рентабельности производства.

Содержание маркетинговой программы по производству отражает вклад маркетинга в достижение общих целей и реализацию стратегии предприятия и конкретных целей производства по следующим направлениям:

  •  номенклатура выпускаемой продукции и структура производства;
  •  обоснование направлений и необходимых инвестиций в обновление и развитие производства;
  •  обеспечение производства материальными и трудовыми ресурсами;
  •  издержки производства и цены выпускаемой продукции;
  •  издержки продвижения и сбыта продукции;
  •  прибыль и эффективность производства и предприятия в целом.

Разработка маркетинговой программы включает конкретные виды работ, отражающие содержание маркетинговой деятельности в приведенных направлениях.

Определение номенклатуры выпускаемой продукции производится в количественном и стоимостном выражении по годам выпуска на основе маркетинговых программ по продуктам и разработанной продуктовой (ассортиментной) политики предприятия.  Выбор номенклатуры предусматривает обоснование предлагаемых решений о целесообразности создания новых товаров и их освоения в производстве, а также обновление выпускаемой продукции с улучшением ее потребительских качеств и снятие с производства устаревшей продукции. В рамках программы разрабатываются и оцениваются предложения об усовершенствовании и повышении технического уровня  выпускаемой продукции и ее производства. Для основных видов продукции оцениваются также прогнозируемые темпы роста спроса на период планирования при неизменных ценах и среднем уровне инфляции.

Определение структуры производства предусматривает выбор доли отдельных видов продуктов или групп однородной продукции в общем объеме производства для целей текущего и перспективного планирования (по годам). На основе программы принимаются решения о разработке принципиально новых видов продукции, обладающих качественно новыми технико-экономическими характеристиками, создание новых видов продукции с применением приобретенных патентов и лицензий. Нововведения (технические инновации) используются при организации маркетинговой деятельности как главное средство адаптации предприятия к изменяющимся рыночным условиям для сохранения конкурентных преимуществ предприятия в длительной перспективе.

Обоснование  направлений и необходимых инвестиций при реализации программы маркетинга по производству предполагает анализ финансового положения предприятия, определение необходимых капиталовложений для размещения производства (по отношению к рынкам и источникам сырья), определение вариантов его обновления и развития. Возможные направления обновления и развития производства (в том числе создание нового производства, модернизация и техническое перевооружение существующих цехов и производства в целом, закупка нового оборудования и технологии и т.п.) оцениваются на основе многовариантных расчетов затрат и выгод при их реализации. При этом должно учитываться наличие у предприятия патентов, лицензий, товарных знаков, ноу-хау и другой промышленной собственности, которые могут повлиять на конкурентоспособность предприятия и его продукции. По результатам оценки вариантов обеспечивается выбор лучшего (оптимального) из них. Выбор лучших источников финансирования выбранного варианта размещения и развития производства (финансирования инвестиций) осуществляется по критериям их надежности, доступности и стоимости финансовых средств для реализации программы.

Обеспечение производства материальными и трудовыми ресурсами также должны оцениваться на основе рассмотрения возможных вариантов. Выбор конкретных поставщиков сырья, материалов и оборудования проводится, как правило, на конкурсной основе с учетом оценки целесообразности заключения долгосрочных соглашений, условий и цены поставок, а также надежности партнеров (поставщиков). При оценке обеспечения трудовыми ресурсами учитывается их уровень квалификации и стоимость, а также наличие или стоимость создания необходимой социальной инфраструктуры.  

Определение издержек производства и цен на продукцию предприятия является ключевым элементом оценки вариантов производственной программы и выбора лучшего из них, так как они определяют условия обеспечения конкурентоспособности и рентабельности производства.  Должны быть рассмотрены возможные пути снижения затрат всех видов ресурсов при реализации производственной программы, а также организационные и технические мероприятия по их оперативному контролю и минимизации. При оценке себестоимости продукции и ценовой политики предприятия следует учитывать, что постоянные и переменные издержки производства зависят от технического уровня производства и его масштабов. Издержки производства рассматриваются как ориентир для установления нижней границы цены. Такие издержки принято называть нормативными. Нормативные издержки играют роль директивного задания для оценки контроля производства и работы предприятия в целом.

Определение издержек обращения и сбыта предусматривает оценку возможных каналов  распределения и стимулирования сбыта продукции предприятия. Определение расходов на организацию и стимулирование сбыта  предполагает оптимизацию всей структуры таких расходов с учетом особенностей рынков конкретных регионов применительно к стратегии предприятия. Разработка конкретных маркетинговых мероприятий и коммерческих действий (операций) предусматривает оценку и анализ системы сбыта по каждому конкретному продукту и проведения многовариантных расчетов с учетом сложившейся организационной структуры управления сбытовой деятельностью на предприятии.

Определение уровня прибыли и рентабельности производства при реализации предлагаемой производственно-сбытовой программы предприятия предусматривает оценку доходов от реализации продукции и расходов на ее производство и сбыт, включая инвестиции на создание продуктов и развитие производства. При оценке эффективности производства необходимо учитывать обеспечение высокой конкурентоспособности продукции, а также устойчивой прибыли предприятия и рентабельности производства в течение длительного периода времени.  

 

Маркетинговая программа по производству включает разработку политики, средств и методов для достижения стратегических целей и задач производственного отделения и предприятия в целом. Конечный результат программы – определение показателя прибыли и рентабельности производства и предприятия.

  

При разработке маркетинговых программ могут быть использованы средства и технологии управления проектами, в том числе: организация технико-экономических исследований и обоснование принимаемых инвестиционных решений, оценка ожидаемых результатов хозяйственной деятельности предприятия при реализации программ (оценка  доходности и эффективности инвестиций), учет инфляции и рисков реализации программ и получения желаемого результата и др.

Программа маркетинга по производству (производственному отделению) проходит поэтапное согласование и утверждается высшим руководством предприятия. На первом этапе программа согласовывается со всеми группами по разработке маркетинговых программ по продуктам в производственных отделениях, с отделом планирования и центральной службой маркетинга. На втором этапе согласованная программа представляется в центральные службы предприятия для координации всех видов работ, предусмотренных программой (маркетинг, НИОКР, производство, финансы, материально-техническое обеспечение, сбыт и т.д.).

 На основании программы маркетинга по производству разрабатываются планы соответствующих структурных подразделений, производства и предприятия в целом на год и на последующий период, утверждение которых осуществляется в установленном на предприятии порядке и сроки. Корректировка (уточнение) маркетинговых программ и планов проводится в зависимости от конкретных изменений внешних факторов в соответствии с процедурой, аналогичной их утверждению.

7 Организация и стимулирование сбыта

 Организация сбыта

При организации сбыта большинство производителей пользуется услугами различных посредников, чтобы представить свой товар на рынке. Посредники сокращают объем работы, которую необходимо выполнить производителю и покупателю по сравнению с тем, когда покупка совершается без него.

Экономическая суть посредника заключается в трансформации ассортимента продукции, выпускаемой производителями, в ассортимент товаров, требующихся покупателю.

 Такая организация сбыта дает возможность сокращения затрат конкретного производителя, выпускающего большой объем продукции при ограниченном ее ассортименте, и покупателя при покупке нужных ему товаров в ограниченных объемах, но в ассортименте, позволяющем удовлетворить его потребности. Таким образом, посредники являются важным звеном в установлении соответствия между спросом и предложением на рынке. В качестве посредников обычно выступают снабженческо-сбытовые организации и компании, оптовые базы и биржевые структуры, торговые дома и магазины, другие организации.

Организация сбыта продукции связана с принятием маркетинговых решений, направленных на:

  •  определение каналов распределения (каналов продвижения и сбыта товаров);
  •  созданием сбытовой сети (системы каналов распределения) определенной плотности обслуживания целевого рынка (рынков), эффективность которой может быть оценена суммарным объемом продаж и временем получения товара покупателем после оформления заявки на его покупку;
  •  стимулирование сбыта;
  •  организацию товародвижения и маркетинговой логистики.

Каналы распределения представляют совокупность независимых организаций, участвующих в процессе продвижения товара или услуги от производителя к потребителю, который использует товар (услугу) непосредственно или для производства другого товара (услуги). Они формируются производителями с участием посредников или без них. Участники канала распределения выполняют ряд функций, особенностью которых является то, что они должны выполняться при любой организации сбыта, независимо от того, кто будет их выполнять. Такими функциями являются: информационная функция, стимулирование сбыта, установление контактов, приведение товаров в соответствие, проведение переговоров (определение условий заключения сделки купли-продажи), организация товародвижения, финансирование, принятие риска. Выполнение всех этих функций связано с использованием дефицитных ресурсов. Кроме того, они могут быть выполнены более качественно при соответствующей специализации работ, в процессе которой выполнение различных функций может быть возложено на разных участников канала распределения. Это позволяет во многих случаях обеспечить их выполнение более рационально и эффективно как для предприятия, так и для целевого рынка в целом.  

 Существует три вида каналов распределения: прямые, косвенные и смешанные. Прямой канал обеспечивает перемещение товара от производителя к покупателю без посредника. Контроль канала полностью обеспечивается предприятием-производите-лем. Косвенный канал включает посредника. Товар перемещается в таком канале от изготовителя к посреднику, а затем от него к покупателю. Предприятие-изготовитель отказывается от определенной доли контроля за сбытом своей продукции, получая взамен возможность сокращения затрат и хлопот по организации сбыта непосредственно покупателю. Выигрыш тем больше, чем больший рынок охватывает посредник. Смешанные каналы включают элементы прямого и косвенного каналов. Косвенные и смешанные каналы распределения характеризуются количеством составляющих их уровней цепочки посредников, перемещающих товар с передачей права собственности на него в направлении потребителя. Примеры различных видов каналов применительно к сбыту товаров широкого потребления и производственного назначения приведены на рисунках .3 и  .4.

Каналы распределения являются сложными организационно-поведенческими системами, участники которых (организации и физические лица) кроме целей канала могут иметь индивидуальные и групповые цели. В силу этого одни каналы могут обладать высокой степенью свободы действий, другие – наоборот, характеризуются жесткой упорядоченностью, определяемой некоторой организационной структурой. В то же время система каналов распределения не является постоянной в виду ее зависимости от многих внешних (по отношению к участникам канала) и внутренних факторов. Как правило, каждый участник канала распределения играет в нем свою роль,  специализируется на выполнении одной или нескольких определенных функций и находится в зависимости от других участников. В общем случае участники канала должны тесно сотрудничать между собой с целью поддержания нормальной прибыли и увеличения продаж, так как успех каждого в конечном итоге зависит от успешной работы всего канала. Однако на практике это бывает не всегда в силу того, что возникают конфликты внутри канала распределения между его участниками (несогласие отведенной ролью и распределением работ, неудовлетворенность вознаграждением и другие несогласованности, приводящие к обособленности отдельных участников).

Маркетинговые решения о каналах распределения являются одними из самых важных решений, которые необходимо принимать производителю при организации сбыта. Эти решения определяют систему получения доступа к продукции (услугам) предприятия для его целевых покупателей, а также затраты, связанные с функционированием этой системы.  

 Развитие каналов распределения. Внутренняя структура канала распределения традиционно имеет одного или несколько независимых производителей, оптовых и розничных торговых организаций. Исторически сложилось, что канал представляет собой произвольную совокупность независимых организаций, которые в первую очередь преследуют свои цели и в меньшей мере проблемы канала распределения. Такие каналы называют традиционными. Традиционные каналы распределения в силу независимости его участников имеют слабое руководство и как следствие – низкую производительность. При возникновении внутри них конфликтов такие каналы практически разрушаются. В 90-х гг. наряду с традиционными каналами развиваются новые формы структур каналов. На смену традиционным каналам пришли вертикальные, горизонтальные и смешанные маркетинговые системы.

Вертикальная маркетинговая система имеет структуру, при которой производители, оптовые и розничные торговые организации функционируют как единая система. Такой канал может быть организован, когда один из участников является владельцем остальных организаций (компаний), составляющих этот канал, или заключает с ними контракт, или имеет иное влияние, достаточное для объединения остальных участников. Главенствующее положение в вертикальной системе может иметь как производитель, так и торговая организация. Эта система создана для обеспечения контроля  над работой канала и управления конфликтами между его участниками. Вертикальная маркетинговая система имеет ощутимые преимущества перед традиционными каналами распределения: она дает экономию затрат и возможность управления процессом снижения цен, а также возможность устранения дублирования функций участниками канала (системы). Различают корпоративные, договорные и управляемые вертикальные системы (кооперативные ВМС, договорные ВМС и управляемые ВМС). В  корпоративной ВМС координация усилий участников и управление конфликтами обеспечивается за счет того, что все уровни канала распределения принадлежат одной корпорации. В договорных ВМС выигрыш в снижении затрат и увеличении продаж достигается за счет заключаемых соглашений (договоров) между участниками канала распределения. Договоры охватывают все виды совместной деятельности (от соглашений о технических характеристиках товаров до соглашений о дилерской ответственности или франчайзинговых контрактов). Управляемая ВМС  обеспечивает координацию последовательных этапов производства и распределения товаров  

 Горизонтальные маркетинговые системы строятся по схеме, при которой две и более организации (компании) одного уровня объединяют свои усилия, чтобы совместно использовать общие маркетинговые возможности. Работая вместе, организации-участницы канала могут объединить свои капиталы, производственные мощности и маркетинговые ресурсы для того, чтобы сделать больше, чем может сделать одна организация, когда она работает в одиночку. При этом объединяться могут даже конкурирующие организации на краткосрочной или долгосрочной основе, или путем создания отдельного предприятия. Это могут быть кооперативы, состоящие из независимых розничных торговцев, которые вместе владеют оптовыми организациями или совместно осуществляют закупки и/или продвижение товаров (услуги). Горизонтальное сотрудничество позволяет партнерам получить доступ к дополнительным каналам распределения, торговым точкам, воспользоваться услугами дополнительного торгового персонала.

Смешанные (комбинированные) маркетинговые системы представляют собой многоканальные системы распределения (сети сбыта), когда какая-либо организация формирует два и более канала распределения товаров с использованием прямых и косвенных каналов. Преимущество многоканальной маркетинговой системы состоит в том, что она позволяет предприятию эффективно обслуживать ряд рыночных сегментов. Однако такие системы неизбежно порождают конфликты, связанные с дополнительной конкуренцией (в том числе между посредниками) и получением разными конкурентами (посредниками) различных условий от поставщика.

 Определение структуры сбытовой сети (системы каналов распределения). Организация сбыта продукции связана с принятием маркетинговых решений о структуре системы каналов распределения. Такая система организуется (разрабатывается) предприятием-производителем товара или услуги с учетом возможностей конкретных целевых рынков (сегментов). Для максимальной эффективности проектируемой системы принятие решения о формировании сбытовой сети (канала или системы каналов) и о структуре этой сети в большей мере должны быть основаны на намерениях самого производителя. Принятие решения о структуре включает следующие этапы:

  1.  анализ необходимых потребителю видов обслуживания (требований потребителя);
  2.  определение целей системы распределения и возможных ограничений для их достижения;
  3.  определение основных вариантов построения каналов распределения (системы распределения);
  4.  оценка вариантов и выбор лучшего из них.

При анализе требований потребителя каналы удобно представить как систему доведения (доставки) ему товаров или услуг.  При этом необходимо учитывать, что каждый участник канала должен увеличивать ценность товара для потребителя.  Для этого дифференцировать и определить требования покупателей применительно к конкретным сегментам целевого рынка. В том числе должны быть определены все факторы, влияющие на процесс предоставления продукта (услуги) потребителю.

При определении целей и стратегий системы распределения необходимо учитывать, что эффективная стратегия должна предусматривать создание отличительного  преимущества канала, позволяющего предприятию успешно вести конкурентную борьбу на целевых рынках. Необходимо также определить ограничения и минимизировать издержки на обеспечение каналом необходимого уровня обслуживания, что должно найти отражение в целях системы распределения.

В качестве основных вариантов структуры при определении каналов распределения используются: прямой маркетинг, торговый персонал и посредники. Определение каналов предусматривает также распределение обязанностей и функций участников при обеспечении распределения (сбыта) продукции производителя. Необходимо учитывать, что большое влияние на разработку структуры канала (системы каналов) оказывают характеристики самого продукта, предлагаемого покупателю, характеристики предприятия-производителя и посредников, а также факторы маркетинговой среды. Выбор лучшего канала проводится по результатам оценки всех возможных альтернатив. В качестве критериев такой оценки обычно используются экономический критерий, критерий управляемости и критерий пригодности. Экономический критерий предусматривает оценку объемов сбыта и затрат на его обеспечение для каждого рассматриваемого варианта. Критерий управляемости позволяет оценить степень влияния производителя на других участников и его контроль функционирования канала распределения. Производитель всегда стремится сохранить канал как можно более гибким, с учетом возможных рисков, что может быть оценено пригодностью канала для определенных условий его функционирования в конкретный период времени. Это обычно формализуется соответствующими долгосрочными обязательствами его участников. Основное внимание при выборе каналов уделяется двум аспектам этой проблемы: сегментам рынка, выделенным поставщиками, и отличительным преимуществам, на которые он планирует опереться.

Стимулирование сбыта

Стимулирование предусматривает кратковременное побуждение, направленное на осуществление покупки или продажи товаров и услуг. Оно может быть направлено на потребителя, оптового или розничного торговца и на собственный сбытовой (торговый) персонал производителя. Стимулирование сбыта включает широкий набор конкретных средств (маркетинговых действий), рассчитанных на то, чтобы вызвать более быструю или более сильную ответную реакцию рынка. Примеры основных средств стимулирования сбыта применительно к различным объектам стимулирования приведены в табл. .2.

Таблица  .2

Объект

Инструменты стимулирования

Потребители

Демонстрации, лотереи, премии (бесплатный дополнительный товар, бесплатная упаковка многоразового действия), купон, гарантия возврата денег, последовательные серии и др.

Оптовый или розничный торговец

Товарный кредит, бесплатный сервис, обучение, клуб для особых клиентов, скидка на оптовую покупку, скидки за немедленную оплату, встречная продажа, использование ликвидационных цен и др.

Собственный торговый персонал

Купоны, ваучеры, комиссионные, соревнования с поощрением победителей, бесплатные образцы (подарки) и др.

Организация стимулирования сбыта предусматривает: постановку целей и определение средств стимулирования (например, в соответствии с табл. .2), разработку программы стимулирования сбыта, предварительную проверку, реализацию и  оценку результатов реализации программы.

 Возможными целями  стимулирования сбыта могут быть: повышение объемов продаж на непродолжительный срок, завоевание доли рынка на длительный период, привлечение новых покупателей, переманивание потребителей от конкурентов, стимулирование посредников и собственный персонал и др. Стимулирование сбыта всегда направлено на  построение определенных (благоприятных для производителя) взаимоотношений с покупателем.

 В качестве средств стимулирования сбыта могут быть использованы: распространение образцов товаров, купоны, позволяющие сэкономить деньги при покупке определенных товаров, возврат наличных денег (или скидка), премии, рекламные сувениры, поощрение постоянных клиентов, стимулирование сбыта в местах торговли, скидки и оплата определенной рекламы для торговых посредников, торговые выставки и коммерческие конкурсы для предприятий потребителей (или посредников) и др.

 При разработке программы стимулирования сбыта необходимо определить идею увеличения ценности товара и методы его продвижения, которые будет использовать предприятие. При этом необходимо помнить, что выбрать идею, которую не смогли бы позаимствовать конкуренты очень трудно. Далее необходимо убедиться, что выбранные средства и намеченные мероприятия по продвижению товара смогут увеличить его ценность для целевого сегмента рынка (целевой аудитории), а также реальность покрытия необходимых расходов для производителя. Проблема организации стимулирования сбыта является сложной, поэтому для ее реализации производители часто привлекают специализированные организации, оказывающие такого рода услуги.  При разработке программы принципиальным является также определение условий участия в этой программе и продолжительность ее реализации. Завершается программа разработкой бюджета ее осуществления.

Разработанная программа должна предварительно проверяться (до ее осуществления) на предмет правильности и достаточности выбранных средств и установления (оптимальности) стимула.

Любая программа должна быть оценена по результатам ее реализации. Существуют различные методы ее оценки. Самой простой является оценка и сравнение уровня продаж до и после реализации программы стимулирования.

 Товародвижение и маркетинговая логистика

 

Деятельность по планированию, выполнению и контролю физического перемещения материалов, готовых изделий и относящейся к ним информации от места их производства (возникновения) к месту их потребления (использования) с целью удовлетворения нужд потребителей и получения выгоды (прибыли) называют товародвижением.

Товародвижение является сферой деятельности, которая предоставляет возможность значительно сократить расходы и повысить степень удовлетворенности потребителя. Целью товародвижения является максимизация уровня обслуживания и минимизация затрат на него. Назначение и сущность традиционной системы товародвижения заключается в доставке товара со склада производителя к потребителю с наименьшими затратами. Деятельность по товародвижению обеспечивает ее координацию на всей протяженности канала распределения и включает: прогнозирование, организацию и осуществление закупок, планирование производства, обработку заказов, управление запасами, складскую деятельность и планирование транспортных перевозок.

 

В современном маркетинге чаще используется понятие маркетинговой логистики, содержание которой заключается  в обеспечении торговых точек, предоставляющих товары непосредственно потребителю, заводом-изготовителем (производителем). Она предусматривает организацию полной цепочки поставок, включая все потоки, увеличивающие стоимость товара на каждом этапе от поставщиков сырья и материалов до конечных потребителей. Цель маркетинговой логистики заключается в обеспечении запланированного уровня обслуживания потребителей с минимальными затратами. Уровень обслуживания определяется при таком подходе степенью важности различных видов услуг для потребителя. Основные задачи маркетинговой логистики: обработка заказов, складирование, управление запасами и транспортировка.

 

8 Направления и тенденции развития маркетинга в XXI веке

Подводя итоги изложению основных вопросов маркетинговой деятельности на предприятии, необходимо отметить, что маркетинговый подход в управлении, известный также как концепция маркетинга (см. п. 4), является центральным методологическим механизмом системы свободного предпринимательства, субъектом которой служит предприятие. Сущность маркетинга (маркетинговой  деятельности) определяется в этом случае как специфическая управленческая деятельность, направленная на достижение долгосрочного успеха предприятия в рыночной экономике. При этом маркетинговую систему следует рассматривать как подсистему общей системы управления предприятием.

Происходящие изменения в маркетинге затрагивают две его стороны:

  1.  Изменения в философии маркетинга и связанные с этим изменения приоритетов и стратегических направлений маркетинговой деятельности для обеспечения успешной деятельности предприятия в целом с учетом наметившихся тенденций изменений маркетинговой  среды, достижений НТП, развития общественного производства и управления им. Эти изменения нашли отражение в развитии маркетингового подхода в управлении и повышении роли маркетинга в достижении успеха.
  2.  Изменения, связанные с организацией маркетинговой деятельности на предприятии и совершенствованием маркетинговых инструментов при реализации маркетинга, направленные на повышение его эффективности.

Философия маркетинга отражает общий подход к успешному управлению предприятием и роль маркетинга в обеспечении этого успеха. В XX столетии управление и маркетинг проходили определенную эволюцию в своем становлении и развитии. Правомерно было говорить  о различных концепциях и подходах в управлении предприятием и организации маркетинговой деятельности на различных этапах этого развития. В XXI веке наметилась явно выраженная тенденция к развитию роли маркетинга как определяющей концепции в успешном управлении предприятием, включая цели, стратегии и функции маркетинга как специфической  управленческой деятельности, обеспечивающей стратегическую ориентацию развития предприятия и реализацию этой ориентации.

 Развитие маркетингового подхода в управлении предприятием

Основополагающая идея маркетингового подхода в управлении (концепция маркетинга) заключается в том, что долгосрочное успешное функционирование предприятия на рынке определяется его способностью удовлетворять потребности потребителей. Организация  маркетинговой деятельности и управление ею  должны содействовать этому процессу путем объективного и своевременного выявления потребностей потребителей, а также разработки конкурентоспособных  предложений, обеспечивающих  удовлетворение этих потребностей. При этом следует помнить, что маркетинг  не создает потребности, так как они первичны  по отношению к нему и существуют вне предприятия. В то же время маркетинг способен задавать (формулировать) направление их развития. В целом же потребности как специфические формы удовлетворения определенных нужд потребителей во многом формулируются  тенденциями в социальной и культурной сферах, а также средствами массовой информации и маркетинговой деятельностью предприятия. Рыночный спрос в этом случае определяется как потребность в определенных товарах (продуктах и услугах), выраженных в желании и способности приобрести их на рынке. Производители (поставщики) не создают потребности, но они стремятся  повлиять на формирование спроса, создавая и предлагая на рынок доступные   для покупателей товары, удобные в эксплуатации. Они также стремятся сообщить о достоинствах своих товаров потребителям посредством маркетинговых коммуникаций и инструментов продвижения товаров на рынки. При организации  производственно-сбытовой деятельности предприятия  надо учитывать, что никто и никогда не покупает товар ради покупки. Это всегда делается для удовлетворения  определенных потребностей и желаний потребителей. Создавая и продавая  физические предметы (продукты) и различные услуги, предприятие должно сосредоточить свое внимание не на самом продукте (услуге), а на увеличении возможностей удовлетворения  потребностей и желаний покупателей. При этом должно выполняться непременное условие – предлагаемые товары должны быть полезными  и представлять определенную ценность для потребителей. Полезность определяется оценкой потребителями способности товара удовлетворять их конкретные потребности. Ценность товара является функцией его цены и полезности, определяемой как его качество при определенной цене. И именно качество  и цена формируют конкурентные преимущества товара конкретного производителя.

В силу этого маркетинговая деятельность в рамках маркетингового  подхода к управлению предприятием является чрезвычайно важной и принципиальной составляющей  управления и деятельности предприятия в целом для обеспечения его долговременного успеха и устойчивой прибыли.

В то же время роль маркетинга в создании ценности конкретного рыночного предложения предприятия не следует преувеличивать (абсолютизировать). Специалисты маркетинга и маркетинговая деятельность в целом являются определяющими на предприятии в исследованиях покупателей (выявление конкретных требований и прогнозирование спроса на определенные товары, определение ассортимента выпускаемой продукции, целевые группы и сегментация рынка, прогнозирование ожидаемых результатов и т.д.) и в определении стратегий сбыта и каналов распределения. Однако при этом нельзя уменьшать значение научных исследований и разработок, производства, финансов, навыков и усилий персонала в новациях и разработке товара, повышении его качества и ценности, обеспечивающих адаптацию предприятия к изменениям внешней среды для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей и формирования необходимых конкурентных преимуществ на целевых рынках.

Важность и перспективность маркетингового подхода в управлению и маркетинговой деятельности в целом определяются ее организующей и координирующей ролью, связанной с объединением отдельных видов деятельности предприятия в единый технологический процесс, направленный на удовлетворение потребителей, завоевание определенной позиции на рынке и получение выгод от такой деятельности. При этом совершенствование маркетинговой  деятельности с учетом тенденций ее изменения в XXI веке является необходимым условием эффективной реализации управления предприятием в целом, обеспечивающего достижение его целей.

Определение тенденций изменения маркетинговых стратегий и организации маркетинговой деятельности на предприятии в XXI веке неразрывно связаны с изменениями маркетинговой среды в силу того, что изменения ее факторов (и прежде всего рынка) всегда вынуждают менеджеров адаптировать к ним деятельность предприятия и его стратегии, а также содержание маркетинговой деятельности на предприятии.

Изменения основных факторов внешней среды предприятия в XXI веке будут проходить намного быстрее, чем это было ранее. Необходимым условием для повышения цен и прибыли предприятия стало внедрение в производство новых товаров  (моделей) и новых услуг. В противном случае цена товара будет неуклонно снижаться, а доля рынка предприятия – уменьшаться. Развитие НТП создает предпосылки к тому, что новые гибкие системы разработки и производства позволят производителю, применяющему их, более быстро расширять ассортимент товаров, повышать их качество и более дифференцированно подходить к сегментированию рынков. Рост качества товаров и услуг и сохранение этой тенденции в будущем будут приводить к постоянному росту ожиданий покупателей. Покупатели не будут приобретать товары производителей, которые уступают конкурентам в повышении стандартов качества. Конкуренция и растущие ожидания покупателей приведут к сокращению времени внедрения новых технологий и товаров в производство, а также принятие их рынком.

Конкуренция в большинстве отраслей стала жестче и эта тенденция сохранится. Уменьшение прибыли и давление на предприятие со стороны групп, заинтересованных в его деятельности и повышении эффективности этой деятельности вынуждают производителей постоянно повышать конкурентоспособность и результативность своей работы. Бизнес практически в любой сфере должен учитывать международную конкуренцию по причине глобализации рынка, его интернационализации. Предприятия, работающие на любом национальном рынке, уже сегодня вынуждены обеспечивать конкурентоспособность своего труда в борьбе с ведущими фирмами мира.

Наблюдаются и другие тенденции в изменении факторов внешней среды. Возрастают услуги и их дифференциация, что приводит к новым факторам конкуренции и ее росту. Наблюдается переход товаров особого (эксклюзивного) спроса в категорию широкого потребления, что потребует более быстрого внедрения новаций в эту сферу. Ценовая конкуренция также имеет тенденцию к расширению и росту. Прослеживаются и другие тенденции в изменении факторов, влияющих на обострение конкуренции и необходимость интенсификации инновационных процессов на предприятии.

Изменение маркетинговых стратегий определяется развитием маркетингового подхода в управлении предприятием и изменениями основных факторов внешней среды. Растущее разнообразие товаров и их следование покупательским предпочтениям и моде требуют пересмотра процессов разработки и производства новых товаров в условиях сокращения времени адаптации предприятия к изменению рыночной среды. Сокращение времени реализации процессов создания и организации производства новых товаров позволяет уменьшить издержки, увеличить количество  этих товаров, улучшить качество обслуживания покупателей и может расширить долю рынка предприятия.

Важная тенденция изменения маркетинговых стратегий предприятия прослеживается в наиболее полном и быстром приспособлении товаров (ассортимента и качества) к индивидуальным требованиям покупателей. В новых условиях недифференцированные стратегии сводят привлекательность товара и размер прибыли предприятия к минимальному уровню. Общая тенденция покупателей заключается в том, сто они не приемлют низких стандартов качества. В силу этого программы всеобщего управления качеством превратились  в основной элемент обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Новыми источниками конкурентных преимуществ в XXI веке становятся информационные технологии и современные информационные системы.

Тенденции усиления и ужесточения конкуренции производителей вынуждают их концентрировать свое внимание и усилия на основной деятельности, определяющей конкретный бизнес. При этом поддержание конкурентных преимуществ конкретного предприятия определяется концентрацией его усилий на основных компетенциях (научно-техническом и организационном опыте) в ограниченной области (сегменте) рынка и технологий, связанных с его бизнесом. В то же время глобализация рынка и расширение международной конкуренции (в том числе на национальном рынке) требуют от производителей создания и реализации глобальных стратегий развития предприятий и их бизнеса. С учетом и в обеспечение этого должны изменяться  и развиваться маркетинговые стратегии и маркетинговая деятельность предприятия.

Главная тенденция развития маркетинговых стратегий – создание партнерских отношений с покупателями. В этой связи наряду с созданием принципиально новых товаров приоритетными должны стать небольшие постепенные (но частые!) усовершенствования, которые позволят сохранять актуальность и привлекательность товара на рынке, увеличивая его ценность и этим самым защищая прибыль предприятия. Это также обеспечит предприятию поддержание оперативной связи от покупателей при определении идей создания новых товаров и их дифференциации.

Организационные маркетинговые изменения должны быть направлены на адаптацию организационной структуры маркетинговой деятельности к новым условиям функционирования предприятия с учетом тенденций изменения основных факторов внешней среды. Организационные изменения связаны с устранением  ограничений при проведении изменений производственной программы, обусловленных развитием инновационной инициативы предприятия, а также более эффективного использования инструментов маркетинга как при оценке изменений потребностей покупателей, так и  при координации формирования адекватных предложений. В этих условиях прослеживается тенденция упрощения организационной структуры управления маркетинговой деятельности и предприятия в целом, а также совершенствование координации всех видов деятельности, направленных на формирование (расширение) ассортимента товара, создания и организации производства новых товаров и моделей для более эффективного и гибкого отслеживания изменений потребностей и предпочтений покупателей.

Наиболее сложным является переориентация усилий маркетинга  и деятельности предприятия в целом с минимизации издержек за счет масштабов производства на повышение эффективности производства в новых условиях разнообразия товара, его приспособления к индивидуальным требованиям отдельных групп покупателей. Функциональные структуры в большинстве своем должны быть заменены формами организации совместной работы специалистов в сфере создания и развития новых товаров. Эти структуры в большей мере должны быть приближены к производству конкретных видов продукции для сокращения времени их внедрения в производство. В структуре маркетинга и инновационной деятельности предприятия должно быть отдано предпочтение совместной (командной) работе групп специалистов по формированию новых идей и созданию новых товаров (или их модификации).

Цель проведения внутренних изменений можно определить как создание возможностей для повышения ценности товара в интересах покупателя и сокращения непродуктивных расходов и инвестиций. При развитии тенденций к созданию и укреплению партнерских отношений с покупателями предприятие должно формулировать свою деятельность вокруг него, изучая его потребности, желания и возможности.

Наряду с изменениями в маркетинговой деятельности, определяющими более гибкую адаптацию стратегической ориентации предприятия в части ассортимента и качества товаров и обеспечения их конкурентоспособности, необходимо уделять должное внимание вопросам совершенствования и изменения акцентов при организации сбыта и продвижения товаров. В этой связи следует отметить основные тенденции в развитии и стимулировании систем сбыта, а также развитие и совершенствование маркетинговой логистики, в том числе:

  •  повышение роли активного маркетинга, развитие интерактивного маркетинга и его интеграции при организации сбыта и продвижения товаров;
  •  переход от каналов к системам распределения, обеспечивающим их большую управляемость и эффективность функционирования;
  •  совершенствование маркетинговой логистики в направлении внедрения интегрированных систем товародвижения.

Прямой маркетинг все больше превращается в маркетинг прямых отношений. Он отражает тенденцию все большей целенаправленности и индивидуализации маркетинга  и сегодня является наиболее развивающейся его формой. Самой современной и быстродействующей (оперативной) формой прямого маркетинга является интерактивный маркетинг, что связано с использованием компьютерных сетей и с понятием электронной торговли. Такой маркетинг осуществляется с помощью интерактивных компьютерных служб, представляющих услуги в оперативном режиме покупателям и продавцам. Понятие электронной торговли используется как общий термин, обозначающий процесс покупки и продажи, поддерживаемый электронными (информационными) технологиями.

Основные тенденции развития каналов и систем распределения связаны с интеграцией управления маркетинговой логистикой, в том числе организация командной работы различных подразделений предприятия и создание партнерских отношений внутри канала между его участниками. Целью интегрированного управления логистикой является согласование всех решений, касающихся распределения товаров. Предприятие координирует свою логистическую и маркетинговую деятельность, чтобы минимизировать затраты и максимизировать удовлетворение потребителей.

Важнейшим практическим результатом дальнейшего развития маркетинговой деятельности на предприятии должна стать командная организация  маркетинга совместно с другими видами деятельности. Центральными  элементами, объединяющими команду, являются потребитель, его потребности, платежеспособный спрос и конкурентоспособные предложения предприятия по его удовлетворению.