37671

Исследование напряженно-деформированного состояния стержня переменного сечения при растяжении-сжатии

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Нижний Новгород 2005 Задание Для заданной упругой системы рис. Исходная схема Рис. Рис. Введем систему координат рис.

Русский

2013-09-25

662 KB

12 чел.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра: “Теоретическая и прикладная механика”

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ПО МЕХАНИКЕ СПЛОШНЫХ СРЕД № 1

Часть 1

Механика деформируемого твердого тела

Тема “Исследование напряженно-деформированного

состояния стержня переменного сечения

при растяжении-сжатии

Выполнили студенты  Шеварднадзе В.Д.

Антипина О.И.

Ворошуха Н.В.

Курамонова Е.В.

Назаров М.М.

Группа 05 – МИ

Проверил Смирнов Д. А.

Нижний Новгород

2005

  1.  Задание

Для заданной упругой системы (рис. 1) исследовать напряженно-деформированное состояние при растяжении-сжатии.

  1.  Исходная схема

Рис. 1. Схема задания

  1.  Исходные данные

Длина первого участка стержня    а=1 м ;

Длина второго участка стержня    2а ;

Сосредоточенная сила, приложенная в точке «1» F1 = 10000 Н;

Сосредоточенная сила, приложенная в точке «3» F2 = 20000 H;

Интенсивность распределенной нагрузки,  q = 50000 H/м;

действующей, на участке стержня длиной l2

 Площадь поперечного сечения стержня   A = 100 см2,

А = 1 · 10 -2 м2;

 Предел текучести материала      = 220 МПа;

 Коэффициент запаса по пределу текучести   = 2.

  1.  Цели и задачи работы
  •  Изучить навыки работы в пакете инженерно-прикладных программ ANSYS 5.7/ED.
  •  Исследовать напряженно-деформированное состояние стержня при растяжении-сжатии. Построить эпюры внутренних силовых факторов, нормальных напряжений и деформаций.
  •  Построить зависимости напряжений от величины сосредоточенных сил и интенсивности распределенной нагрузки.
  •  Построить зависимости напряжений от площади поперечных сечений участков стержня.
  •  Определить допустимые значения сосредоточенных сил и интенсивности распределенной нагрузки.
  •  Определить минимально допустимые размеры поперечных сечений участков стержней.
  1.  Оборудование и программное обеспечение
  •  Персональный компьютер.
  •  Операционная система Windows
  •  Пакет инженерно-прикладных программ ANSYS 5.7/ED.
  1.  Расчёт стержня методами «Сопротивления материалов».

         а.                           б.                                в.                           г.    

Рис.2.

  1.  Составим расчетную схему.
    1.  Введем систему координат (рис. 2.а.).
      1.  Действие связи заменим реакцией R.
      2.  Определим реакцию связи.

Составим уравнение равновесия стержня относительно оси Oz и определим реакцию .

  1.  Разделим стержень на два силовых участка силовых участка (рис.2.б. ).
    1.  Определим внутренние силовые факторы на каждом из силовых участков при помощи метода сечений.
      1.  Рассмотрим первый силовой участок (рис. 3.)
  •  Координата z1 на этом силовом участке изменяется в пределах:

0 < z1 < а

  •  Действие отброшенной части заменим нормальной продольной силой .
  •  Составим уравнение равновесия первого силового участка и определим .

  •  Построим эпюру продольных усилий на первом силовом участке (рис. 2.в. ).

  1.  Рассмотрим второй силовой участок (рис.4.)
  •  Координата z2 на этом силовом участке изменяется в пределах:

0 < z2 < 2а

  •  Действие отброшенной части заменим нормальной продольной силой .
  •  Составим уравнение равновесия второго силового участка и определим .

   

  •  Величина  зависит от значения  и изменяется по линейному закону.

При , получим:

.

При : получим:

  •  Построим эпюру продольных усилий на втором силовом участке (рис. 2.в.).
    1.  Определим нормальные напряжения в поперечных сечениях стержня и построим их эпюры.

6.3.1 Рассмотрим первый силовой участок.

 

Построим эпюру нормальных напряжений на первом силовом участке (рис.2.г.).

6.3.1 Рассмотрим второй силовой участок.

 

Величина  зависит от значения  и изменяется по линейному закону.

При , получим:

.

При , получим:

Построим эпюру нормальных напряжений на втором силовом участке (рис.2.г).

  1.  Определим максимальные напряжения

Из эпюры напряжений (рис.2.г) видно, что максимальные нормальные напряжения , возникают в поперечном сечении стержня на втором силовом участке, при z2 =0.

  1.  Определим допускаемые нормальные напряжения по пределу текучести.

  1.  Проведем проверку прочности по допускаемым напряжениям

Сравним максимальные напряжения в стержне, с допускаемыми напряжениями .

Условие прочности выполняется.

  1.  Расчет стрежня в пакете инженерно-прикладных программ ANSYS 5.7/ED

7.1 Построение конечной элементной модели стержня

7.1.1 Переходим в систему единиц измерения СИ

Вводим в командной строке /UNITS,SI и нажимаем ввод.

7.1.2 Задаем тип конечного элемента

Используя интерактивное меню пользователя, входим в окно препроцессора (Preprocessor), далее выбираем меню «тип элемента (elements type)», выбираем клавишу «add / edit / delete /…», выбираем клавишу «добавить (add)», после чего в появившемся окне «Library of Element Types» выбираем необходимый элемент (твердотельный двумерный стержневой элемент с одной степенью свободы «Link- 2D spar 1»). Далее нажимаем ввод.

7.1.3 Задаем свойства материала (модуль Юнга первого рода и коэффи-

        циент Пуассона)

Материал стержня считаем идеально упругим и изотропным

Путь в меню:

Preprocessor> material props > material models > structural > linear > elastic > isotropic >

Далее в появившемся окне задаем модуль Юнга и коэффициент Пуассона:

EX=2E11   модуль Юнга первого рода

PRXY=0.3 – OK  коэффициент Пуассона

7.1.4 Задаем постоянные элемента.

Задаем площадь поперечного сечения A = 0,01 м2

Путь в меню:

Preprocessor > real constants > add / edit / delete > add >

в появившемся окне задаем площадь поперечного сечения стерня

AREA = 0.01

7.1.5 Задаем опорные точки (рис. 5 ).

Путь в меню:

Preprocessor > modeling create > keypoints > in active CS >

Далее вводим координаты опорных точек (точка 1 (0;0), точка 2 (0;-0,2) точка 3 (0;-1)).

                                          

  Рис.  5.      

7.1.6 Генерируем опорные линии

Путь в меню:

Preprocessor > modeling create > lines > straight line >

Далее, при помощи курсора указываем опорные точки (точки 1 и 2), являющиеся началом и концом первой линии. После чего, аналогичным образом, строим вторую линию, соединяя вторую и третью точки.

7.1.7 Задаем число конечных элементов на опорных линиях .

Путь в меню:

Preprocessor > meshing > size cntrls > picked lines >

Курсором указываем нужную линию и вводим число конечных элементов.

7.1.8 Генерируем конечно-элементную модель стержня (рис. 6 ).

Путь в меню:

Preprocessor > meshing – mesh > lines >

Далее нажимаем кнопку «pick all» (генерировать элементы на всех линиях).

           

    

                         рис.6.

7.2 Задаем граничные условия.

7.2.1 Задаем условия закрепления.

Путь в меню:

Preprocessor >loads > loads apply > displacement > on keypoints

курсором указываем первую точку. В появившемся окне нажимаем кнопку «all dof» (закрепляем все степени свободы).

7.2.2 Задаем условия нагружения.

 

 

  

                                                       Рис.  7.     

7.2.2.1 Задаем сосредоточенные силы (рис. 7 ).

Путь в меню:

Preprocessor > loads > loads apply > force/moment > on keypoints >

указываем точку 2, в которой должна быть приложена сила F1

в появившемся окне выбираем FY и задаем значение силы

-10000.

Аналогично задаем силу F2 приложенную в точке 3 и равную -20000

7.2.2.2 Задаем распределенную нагрузку (рис. 8 ).

  •  Выбираем линию приложения распределенной нагрузки.

Путь в меню:

Utility Menu > Select > entities > lines

Далее курсором указываем линию 2, на которой должна действовать распределенная нагрузка.

  •  Выбираем узлы, принадлежащие выбранной линии

Путь в меню:

Select > entities > nodes > attached to >

Выбираем все узлы принадлежащие выделенной линии (нажимаем кнопку «lines all»)

  •  Задаем сосредоточенные силы во всех узлах.

Путь в меню:

Preprocessor > loads > loads apply > force/moment > on nodes > pick all >

в диалог-окне выбираем FY и задаем значение силы в каждом узле

  •  Выделяем все объекты

Путь в меню:

Utility Menu > Select > everything.

 7.3 Сохраним файл базы данных конечно-элементной модели

закрепленного стержня с нагрузкой.

 Путь в меню:

 Utility Menu > File > Save as > Save DataBase >

В появившемся окне выбираем директорию, где необходимо сохранить файл базы данных, указываем тип файла и вводим его имя.

                                                  Рис.8.

7.4 Запускаем программу на автоматизированный расчет

Путь в меню;

Solution >Solve current LS >

Далее нажимаем ввод (Enter).

7.5 Просмотр и анализ результатов расчета.

7.5.1 Строим эпюру нормальной продольной силы Ny (рис. 9 )

Вводим в командной строке:  ETABLE,FYI,SMISC,1

       ETABLE,FYJ,SMISC,1

PLLS,FYI,FYJ

Рис. 9.

7.5.2 Строим эпюру нормальных напряжений σy (рис10)

 Вводим в командной строке:  ETABLE,SAXL,LS,1

PLLS,SAXL,SAXL

Рис. 10 .

7.5.3 Просмотрим деформированную форму (рис 11, 12)

 Путь в меню:

General Postproc > plot results > deformed shape

         Рис.11.                                                                 Рис.12.

   

7.5.4 Сравниваем результаты расчета в пакете Ansys 5.7/ED c резуль -

татами ручного расчета.

Максимальные нормальные напряжения возникают в поперечном сечении стержня на втором силовом участке, при z2 =0.

По результатам ручного расчета установлено, что  составляет на этом участке составляет 9 МПа. По результатам расчета в пакете Ansys 5.7/ED установлено, что  составляет 8,8 МПа (рис. 12 .).

Таким образом, погрешность расчета в пакете Ansys 5.7/ED мала и составляет менее 3%. Для дальнейшего анализа можно использовать пакет Ansys 5.7/ED.

7.5.5 Проведем проверку прочности по допускаемым напряжениям

Сравним максимальные напряжения в стержне, с допускаемыми напряжениями .

Условие прочности выполняется.

7.5.6 Сохраним файл базы данных модели с результатами расчета.

 Путь в меню:

 Utility Menu > File > Save as > Save DataBase >

В появившемся окне выбираем директорию, где необходимо сохранить файл базы данных, указываем тип файла и вводим его имя.

7.5.7 Проведем расчеты стержня в пакете Ansys 5.7/ED при различных

значениях силы F1 и построим зависимость результатов расчета (N и σ) от величины силы F1.

Используем сохраненный файл базы данных конечно-элементной модели стержня (пункт 7.3).

Загружаем файл:

Путь в меню:

Utility Menu > File > Resume from >

Указываем необходимый файл базы данных.

Задаем сосредоточенную силу F1 (см. пункт  7.2.2.1   ).

Запускаем на автоматизированный расчет и выполняем анализ его результатов (см. пункты 7.4, 7.5.1, 7.5.2).

Повторяем операцию для пяти различных значений силы F1

По результатам расчета составляем таблицу результатов расчета N и σ от величины силы F1.

Таблица 1. Зависимость N и σ от величины силы F1.

Сила F1, кН

Продольное усилие

N, кН

Нормальное напряжение

σ, МПа

10

88

8,8

50

-50

-5

100

-100

-10

500

-500

-50

1000

-1000

-100

1100

-1100

-110

1200

-1200

-120

По результатам расчета строим графики зависимости результатов расчета σ от величины силы F1 (рис. 13).

Рис. 13 .

Из полученной зависимости устанавливаем, что при значениях силы F1 менее 1100 кН величина нормальных напряжений в стержне не превышает допускаемых -110 МПа.

7.5.8 Проведем расчеты стержня в пакете Ansys 5.7/ED при различных

значениях силы F2 и построим зависимость результатов расчета (N и σ) от величины силы F2.

Используем сохраненный файл базы данных конечно-элементной модели стержня (пункт 7.3).

Загружаем файл:

Путь в меню:

Utility Menu > File > Resume from >

Указываем необходимый файл базы данных.

Задаем сосредоточенную силу F2 (см. пункт  7.2.2.1   ).

Запускаем на автоматизированный расчет и выполняем анализ его результатов (см. пункты 7.4, 7.5.1, 7.5.2).

Повторяем операцию для пяти различных значений силы F2

По результатам расчета составляем таблицу результатов расчета N и σ от величины силы F2.

Таблица 2. Зависимость N и σ от величины силы F2.

Сила F2, кН

Продольное усилие

N, кН

Нормальное напряжение

σ, МПа

20

66,2

6,62

50

33,6

3,36

100

-12

-1,2

500

-411

-41,1

800

-711

-71,1

1000

-912

-91,2

1100

-1010

-101

1200

-1110

-111

По результатам расчета строим графики зависимости результатов расчета σ от величины силы F2 (рис. 14).

Рис.14 .

Из полученной зависимости устанавливаем, что при значениях силы F2 менее 1010 кН величина нормальных напряжений в стержне не превышает допускаемых -110 МПа.

7.5.9 Проведем расчеты стержня в пакете Ansys 5.7/ED при различных

значениях интенсивности распределенной нагрузки q и построим зависимость результатов расчета (N и σ) от ее величины

Используем сохраненный файл базы данных конечно-элементной модели стержня (пункт 7.3).

  •  Загружаем файл:

Путь в меню:

Utility Menu > File > Resume from >

Указываем необходимый файл базы данных.

  •  Задаем распределенную нагрузку (см. пункт 7.2.2.2.).
  •  Запускаем на автоматизированный расчет и выполняем анализ его результатов (см. пункты 7.4, 7.5.1, 7.5.2 ).
  •  Повторяем операцию для различных значений интенсивности распределенной нагрузки q.
  •  По результатам расчета составляем таблицу результатов расчета N и σ от величины интенсивности распределенной нагрузки q.

Таблица 3. Зависимость N и σ от величины интенсивности

распределенной нагрузки q.

Интенсивность распределенной нагрузки

q, кН

Продольное усилие

N, кН

Нормальное напряжение

σ, МПа

50

88

8,8

200

382

38,2

400

774

77,4

500

970

97

550

1070

107

600

1170

117

  •  По результатам расчета строим графики зависимости результатов расчета N и σ от величины интенсивности распределенной нагрузки q (рис. 15 ).

Рис.15 .

  •  Из полученной зависимости устанавливаем, что при значениях интенсивности распределенной нагрузки q менее

1070 кН/м, величина нормальных напряжений в стержне не превышает допускаемых 110 МПа.

7.5.10 Проведем расчеты стержня в пакете Ansys 5.7/ED при различных

значениях площади поперечного сечения стержня на первом участке и построим зависимость результатов расчета (N и σ) от ее величины.

Используем сохраненный файл базы данных конечно-элементной модели стержня (пункт 7.3).

  •  Загружаем файл:

Путь в меню:

Utility Menu > File > Resume from >

Указываем необходимый файл базы данных.

  •  Удаляем конечные элементы на первом участке.

Путь в меню:

Preprocessor > - Meshing – Clear > Lines >

Указываем курсором линию 1

  •  Задаем постоянные элемента с новым значением площади поперечного сечения (см. пункт 7.1.4).

  •  Генерируем конечные элементы на первой линии

(см. пункт. 7.1.7).

  •  Задаем измененные параметры поперечного сечения.

Путь в меню:

Preprocessor >Attributes>Define>Picked lines>Real Constants>

Выбираем в графе Real constants set number нужный параметр.

  •  Выполняем пункты  7.2.2.1 , 7.2.2.2.
  •   Запускаем на автоматизированный расчет и выполняем анализ его результатов (см. пункты 7.4, 7.5.1, 7.5.2 ).                 
  •  Повторяем операцию для различных значений площади поперечного сечения.
  •  По результатам расчета составляем таблицу результатов расчета N и σ от площади поперечного сечения.

                                                                        Рис.16.

Таблица 4 . Зависимость N и σ от величины площади поперечного сечения.

Площадь

поперечного

сечения, м2

Нормальное напряжение

σ, МПа

0,01

6,62

0,02

3,36

0,008

7,71

0,004

17

0,00065

105

0,0006

113

  •  По результатам расчета строим графики зависимости результатов расчета N и σ от площади поперечного сечения (рис.17).

Рис. 17 .

  •  Из полученной зависимости устанавливаем, что при значениях площади поперечного сечения более 0,00065 м2, величина нормальных напряжений в стержне не превышает допускаемых 110 МПа.

7.5.11 Проведем расчеты стержня в пакете Ansys 5.7/ED при различных

значениях площади поперечного сечения стержня на втором участке и построим зависимость результатов расчета (N и σ) от ее величины.

Используем сохраненный файл базы данных конечно-элементной модели стержня (пункт 7.3).

  •  Загружаем файл:

Путь в меню:

Utility Menu > File > Resume from >

Указываем необходимый файл базы данных.

  •  Удаляем конечные элементы на втором участке.

Путь в меню:

Preprocessor > - Meshing – Clear > Lines >

Указываем курсором вторую линию

  •  Задаем постоянные элемента с новым значением площади поперечного сечения (см. пункт 7.1.4).
  •  Задаем постоянные элемента с новым значением площади поперечного сечения (см. пункт 7.1.4).
  •  Генерируем конечные элементы на второй линии

(см. пункт. 7.1.7).

  •  Задаем измененные параметры поперечного сечения.

Путь в меню:

Preprocessor >Attributes>Define>Picked lines>Real Constants>

Выбираем в графе Real constants set number нужный параметр.

  •  Выполняем пункты  7.2.2.1 , 7.2.2.2.
  •   Запускаем на автоматизированный расчет и выполняем анализ его результатов (см. пункты 7.4, 7.5.1, 7.5.2 ).                 
  •  Повторяем операцию для различных значений площади поперечного сечения.
  •  По результатам расчета составляем таблицу результатов расчета N и σ от площади поперечного сечения.

                                                                 Рис.18.

Таблица 5. Зависимость N и σ от величины площади поперечного сечения.

Площадь

поперечного

сечения, м2

Нормальное напряжение

σ, МПа

0,01

8,8

0,02

4,3

0,008

11

0,004

22

0,002

44

0,0008

110

  •  По результатам расчета строим графики зависимости результатов расчета N и σ от площади поперечного сечения (рис.19).

Рис.19.

  •  Из полученной зависимости устанавливаем, что при значениях площади поперечного сечения более 0,0008 м2 величина нормальных напряжений в стержне не превышает допускаемых 110 МПа.

  1.  Выводы
    1.  Провели расчет напряженного состояния стержня методами сопротивления материалов. Построили эпюры внутренних силовых факторов, нормальных напряжений и деформаций (пункты 6.1-6.3). Определили опасное сечение и максимальные напряжения, а так же произвели проверку прочности по допускаемым напряжениям (пункты 6.4-6.6).
    2.  Изучили навыки работы в пакете инженерно-прикладных программ ANSYS 5.7 ED.
    3.  Исследовали напряженно-деформированное состояние (НДС) стержня при растяжении-сжатии. Построили эпюры внутренних силовых факторов, нормальных напряжений и деформаций (пункты 7.1-7.5.3).
    4.  Провели сравнение результатов расчета методами сопротивления материалов и расчета в пакете ANSYS 5.7 ED (пункт7.5.4).
    5.  Построили зависимости напряжений от величины сосредоточенных сил, величины распределенной нагрузки, и площади поперечного сечения стержня на первом и втором участке (пункты7.5.7.-7.5.11.).
  •  При увеличении силы F1 нормальные напряжения z линейно убывают до нулевого значения затем линейно возрастают

 (табл.   1 , рис.  13  ).

  •  При увеличении силы F2 нормальные напряжения z линейно убывают до нулевого значения затем линейно возрастают

   (табл.   2 , рис.   14 ).

  •  При увеличении интенсивности распределенной нагрузки q нормальные напряжения z линейно возрастают (табл.    3, рис. 15   ).
  •  При увеличении площади поперечного сечения на первом участке нормальные напряжения z уменьшаются (табл.   4 , рис.  17  ).
  •  При увеличении площади поперечного сечения на втором участке нормальные напряжения z уменьшаются (табл.   5 , рис.   19 ).
    1.  Определили максимальные значения сосредоточенных сил при которых напряжения в стержне не превышает допускаемых (пункты   7.5.7-7.5.8).
    2.  Определили максимальное значение интенсивности распределенной нагрузки при которой напряжения в стержне не превышает допускаемых (пункт 7.5.9.).
    3.  Определили минимальные значения площади поперечного сечения стержня на первом и втором участке при которых напряжения в стержне не превышает допускаемых (пункты  7.5.10-7.5.11 ).


F2

z2

Рис.  4 .

l1

F2

0

\

z

-----

z

Рис.   3.

z1

z

F2

II уч-к

F1

z

Z2

z

0

+

q

F1

q

а

F2

-----

1

I уч-к

Nz (кН)

10

70

70

90

+

7

σz (МПа)

+

+

7

z

a

2a

q

F1

9

1

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14969. Астана - Қазақстанның саяси ерік-жігерінің нышаны 74.5 KB
  АСТАНА ҚАЗАҚСТАННЫҢ САЯСИ ЕРІКЖІГЕРІНІҢ НЫШАНЫ Астана бұл кең даладағы жай қала ғана емес саяси ерікжігер көрінісінің нышаны . Бұл саяси батыл қадам. Астана шаңырағы әлі де болса биіктей түспек. Жаңа...
14970. Астана қаласының көшелері 809 KB
  Астана қаласы Тілдерді дамыту басқармасының тапсырысы бойынша Руханият орталығы дайындаған Астана қаласы ономастика комиссиясы мақұлдаған Редакция алқасы Рахымжанов Әмірхан Асанғазы Оразкүл Әбжанов Хангелді Жолдасбеков Мырзатай Кекілбаев Әбіш Нұр
14971. Балқаш көлі 52.5 KB
  Балқаш көлі Балқаш өңірі әрі жылы әрі күн сәулесі көп түсетін табиғаты жағынан Қазақстандағы тартымды жерлердің бірі. Шөлді болып келетін қуаң дала Балқаш көлінен нәр алады. Бұл аймақ өзінің әсем көрінісімен ерекше өсімдіктер және жануарлар дүниесімен белгілі....
14972. Әулиеата қаласының тұрғызылуы 66.5 KB
  Әулиеата қаласын тұрғызған Абылай хан еді Ш. Уәлиханов пен өзбек тарихшысы Махмудқа сенсек шындық осындай Бақтияр Әбілдаұлы Тасыған дария тартылып арнасына түскені сияқты 1774 жылы қырғыз басқыншылары да тәубасына келген еді. Ресейге қарасты Еділ қалмақтары Жоң...
14973. Жамбыл облысындағы тарихи тұлғаларға орнатылған ескерткіштер 583.5 KB
  Тәуелсіздікті жақындатқан тұлғалар Азаттықтың ақ таңы атқалы он бес жылда облысымызда орнатылған ескерткіштер елдік еңсемізді биіктетіп тұр Лесбек Сайлаубеков Тәуелсіз ел атануымыздың арқасында өшкеніміз жанып өлгеніміз тіріліп жлоғымыз түгенделуде. Ш
14974. Қадырғали Жалайыридың зираты 44 KB
  Қадырғали Жалайыри зираты Ресейдің Рязань облысындағы Қасымов қаласында жатыр Қазақ халқы мемлекеттік тәуелсіздігінің арқасында өзінің тарихи рухани және мәдени құндылықтарына ие бола бастады. Елдің бұрынғы атақты батырларына ұлы қайраткерлеріне және ғал...
14975. Қазақстан Республикасы, туризм, туристік нысандар 43 KB
  Қазақстан Республикасы туризм туристік нысандар Туризм. Ұлы Жiбек жолы бойында орналасқандықтан Қазақстан аумағындағы қалалар мен табиғаты ғажайып қорықты жерлер ежелден саяхат және туризм нысандары болып табылған. Қазақстандағы алғашқы туристiк ұйымдар 20 ғд...
14976. Қазақстанның географиялық зерттелу тарихы 223.5 KB
  Қазақстанның географиялық зерттелу тарихы Қазақстан Республикасының аумағы батысында Едiл өз. алабынан шығысында Алтай тауы шыңдарына дейiн солтнде Батыс Сiбiр жазығынан Солт. Қазақстан жазығы оңтнде ТяньШань тауына дейiн созылып жатыр. Еуропа мен Азия ел
14977. Қазақстанның ежелгі қалалары 48 KB
  Қазақстанның ежелгі қалалары ҚАЗАҚСТАННЫҢ ЕЖЕЛГI ҚАЛАЛАРЫ жазба деректемелер мен археологиялық материалдар нәтижесiнде анықталған байырғы қоныс орындары қала жұрттары. 6 9 ғларда Оңт. Қазақстан мен Оңт.Батыс Жетiсуда қала мәдениетi жақсы дамыды. Саяси жағынан бұ