3776

Введение в раздел О весна, без конца и без краю

Конспект урока

Литература и библиотековедение

Введение в раздел О весна, без конца и без краю… (Стихотворения А. Макаревича Снег, Ф. Тютчева Ещё земли печален вид). Цель и задачи урока: Познакомить детей со стихами о весне. Учить анализировать стихи, воспринимать и понимать чувства...

Русский

2012-11-07

38.56 KB

13 чел.

Введение в раздел О весна, без конца и без краю… (Стихотворения А. Макаревича Снег, Ф. Тютчева Ещё земли печален вид).

Цель и задачи урока:

  1.  Познакомить детей со стихами о весне.
  2.  Учить анализировать стихи, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений.
  3.  Развивать умение воссоздавать в воображении картины природы, созданные писателем.
  4.  Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.
  5.  Развитие связной монологической речи.
  6.  Воспитывать любовь к природе и русской словесности.
  7.  Развитие творческих способностей.

Наглядность к уроку:

  1.  карточка с названием раздела
  2.  карточки к опорными словами к стихотворению Ф.Тютчева
  3.  иллюстрации (Весна)
  4.  слайды (Весна)
  5.  музыкальное сопровождение
  6.  иллюстрации пословиц и поговорок

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Мобилизующая часть урока.

-Ребята, давайте подарим друг другу наши улыбки и хорошее настроение. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем: «Всем, всем доброе утро!» Желаю всем нам на весь урок хорошего настроения и успехов!

Введение в раздел.

-Сегодня я приглашаю вас в гости. А вот к кому, отгадайте сами:

-Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,- значит

к нам пришла…

-Если снег везде растаял, и трава

в лесу видна,

И поёт пичужек стая – значит,

к нам пришла…

-Если солнце разрумянит наши

щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет - значит,

к нам пришла…

-Какие весенние приметы вы услышали в загадке?

- Какие ещё приметы весны знаете?

-Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок?

-Многие писатели и поэты с любовью и нежностью в стихах и прозе воспевали весну. Послушайте об этом строчки из произведений известных поэтов.

-Весна красивое время года. Художники и композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы.

-Сейчас прозвучит весенняя музыка Антонио Вивальди - итальянского композитора, скрипача ,дирижёра и педагога. Вслушайтесь в неё сердцем и постарайтесь словами передать ту картину, которую представили.

-Весна- это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что- то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением.

Раньше на Руси люди звали весну специальными песнями. Что же это за песни?

- Давайте и мы позовём весну!

-Спасибо тебе, весна! Погости у нас немного.

-Ещё народная мудрость гласит, что в природе 3 весны: март-весна света, апрель-весна воды, май-весна цвета. Как понимаете эти выражения?

-Также упоминание о приметах весны можно встретить в пословицах и поговорках. Кто приготовил пословицы или поговорки о весне?

-Ребята, а что бы вы изобразили на развороте учебника, открывающем раздел?

Проверим ваши предположения, откроем страницу 176-177 в учебнике.

Весна.

Весна.

Весна.

Речка пробудилась ото сна, снег везде растаял, трава в лесу видна, поют птицы, ярко светит солнце.

Появляются первые цветы- подснежники, набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, возвращаются из дальних стран перелётные птицы…

Мы будем говорить о весне, об изменениях в природе, о цветах, о солнце…

Слушают музыку, затем делятся впечатлениями.

-Такие песни, ребята, называются заклички. Девушки закликали, зазывали весну. Наши предки считали, чтобы весна пришла, её нужно позвать, попросить прийти, выкликнуть. Отсюда и слово «закличка»

-Весна! Весна красна!

Тёпло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

-Долго шла я к вам тайком

От ветров и стужи,

А сегодня- прямиком

Шлёпаю по лужам.

«Скоро, скоро быть теплу!»

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Тучи по небу пройдут,

И вам всем впервые

На ладошку упадут

Капли дождевые.

В марте становится светлее, в апреле тает снег, а в мае распускаются растения.

Учащиеся зачитывают пословицы и поговорки, которые проиллюстрировали дома.

Бегут ручьи, светит солнце, распускаются цветы…

Ученики открывают учебник и сравнивают со своими предположениями.

Учитель открывает доску, на ней весенние иллюстрации.

Показ слайдов под музыкальное сопровождение П.И.Чайковского «Апрель»

Смотри приложение 1

Звучит композиция из альбома Антонио Вивальди «Времена года» - «Весна».

Рассказ о закличках читает заранее подготовленный ученик.

По музыкальное сопровождение входит Весна (ученица)

Иллюстрации пословиц и поговорок вывешиваются на магнитную доску.

Работа со стихотворением А. Макаревича «Снег»

Первичное чтение (про себя)

Повторное чтение вслух и размышления по ходу чтения.

Выразительное чтение.

Работа над стихотворением Ф.Тютчева «Ещё земли печален вид…»

-Прочитайте про себя.

-Какие картины представили?

-Как это? Что вы представляете?

-Почему?

После первой строфы:

-Какой приём использует автор, чтобы описать город?

-Какую картину вы представили?

-Какие слова особо выделил автор? Как он это сделал?

-Они особо значимые для автора, их при чтении вслух необходимо выделить.

2 строфа. После 1-ого предложения.

-Согласны ли вы с автором?

После 2-ого предложения:

-С чем опять автор сравнивает город? Как вы догадались?

После 3-ого предложения:

-Можете ли вы ответить на вопрос автора?

После чтения до конца:

 -Когда снег был сильней?

-Можете ли вы предположить, когда написал автор стихотворение: зимой или весной?

- К этому стихотворению была написана музыка. Исполняет песню А.Макаревич и группа «Машина времени».

После прослушивания:

-Какие чувства хотел передать автор читателям, слушателям.

-Андрей Макаревич - наш современник. А какой видит весну Ф.Тютчев ?Посмотрите на год создания стихотворения. Сравните с предыдущим стихотворением. Какую же картину увидел Ф. Тютчев около 150 лет назад, как он нарисовал её словами?

Чтение стихотворения про себя, затем вслух.

Анализ стихотворения.

-Вы заметили, что в этом стихотворении слышны два мотива: «ещё»(то есть то, что сейчас, зимой) и «но»(ощущение скорой весны).

-Попробуем услышать эти мотивы, перечитаем стихотворение.

Читают.

Предположения детей.

Учащиеся читают про себя стихотворение А.Макаревича «Снег».

Снег.

Город почти ослеп.

Идёт густой снег, ничего не видно.

Свет.

Красок на свете нет-

Есть только белый цвет.

Всё покрыто снегом.

Сравнение.

Предположения детей.

Это слово одно на строчке.

Да.

Город – корабль, который плывёт по весенней воде.

Автор, по-видимому, думает не только о солнечном тепле, но и о человеческом тепле, доброте.

Зимой, но автор говорит-« У снега короткий век» и удивляется быстрому штурму весны-лишь за пять тёплых дней снег исчез без следа.

Зимой, а о весне он пишет в будущем времени.

Сначала дети читают про себя, а потом вслух.

Зима не вечна, весна быстро изменяет облик земли, города.

Дети читают.

Ещё

  1.  печален вид
  2.  мёртвый стебель
  3.  природа не проснулась

Но

  1.  весною дышит
  2.  колышет
  3.  шелестит
  4.  сон редеющий
  5.  улыбнулась

Прослушивание песни в исполнении автора.

Учитель вывешивает на магнитную доску карточки.

Выразительное чтение.

Сравнение прочитанных произведений.

-Поэт чувствует каждое движение в природе. Весны ещё нет, но природа сквозь зимний сон слышит её приближение и улыбается.

- Давайте прочитаем ещё раз это стихотворение.

-В каком стихотворении вы увидели картину будущей весны, а в каком ранней весны?

-В каком стихотворении вы услышали весенние звуки, почувствовали её дыхание?

-Какое стихотворение вам хотелось бы перечитать? -

Дети читают стихотворение.

В стихотворении А Макаревича - будущей весны, а в стихотворении Ф. Тютчев - ранней весны.

В стихотворении Ф Тютчева,

Дети высказывают свои предположения.

Рефлексия

Весна:

Ребята, я приготовила для вас загадки.

Спасибо за тёплый приём. Я хочу подарить вам цветы.

Цветок весны, идущей к нам по снегу.

Простой цветок, а сколько он несёт

Добра и радости, и счастья человеку!

Дети отгадывают загадки (смотри приложение №2)

Весна вручает цветы – оригами детям.

Домашнее задание

-Выучите одно стихотворение (по выбору)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

***

Весна, весна!

Как воздух чист!  

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он!

Весна, весна!

Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

(Е. Баратынский0

Сельская песня

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

(А. Н. Плещеев)

***

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

 ( А. С. Пушкин)

***

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

( А. А. Фет)

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

( Ф. И. Тютчев)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

*** ***

Была белая да седая,   Дует теплый южный ветер,

Пришла зеленая, молодая.   Солнышко все ярче светит.

( Зима и весна)   Снег худеет, мякнет, тает,

    Грач горластый прилетает.

***    Что за месяц? Кто узнает?

Зеленеет даль полей,     ( Март)

Запевает соловей. ***

В белый цвет оделся сад, В ночь – мороз,

Пчелы первые летят.   С утра – капель,

Гром грохочет. Угадай,   Значит, на дворе …

Что за месяц это? ( Апрель)

(Май)

*** * * *

В голубенькой рубашке

У занесенных снегом кочек, Бежит по дну овражка.

Под белой шапкой снеговой (Ручеек)

Нашли мы маленький цветочек, ***

Полузамерзший, чуть живой. В самый разгар

(Подснежник) Весенней поры

*** Капает сок

Белые горошки С белоснежной коры.

На зеленой ножке. (Береза)

(Ландыш)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46130. Фронтальные логопедические занятия в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (с логопедическими группами) 21 KB
  Обучение на занятиях основная форма коррекционновоспитательной работы с детьми имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Дети с нарушениями речи нередко характеризуются нарушением внимания пониженной познавательной активностью замкнутостью недостаточно сформированной игровой деятельностью и другими особенностями психического развития. На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы следовать общим инструкциям оценивать достижения партнера...
46131. Сигматизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения сигматизма у детей 40 KB
  Кончик языка упирается в нижние резцы передняя часть спинки языка выгнута. При таком укладе образуется узкий проход круглая щель между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента как при т при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов.
46132. Вивчення властивостей альгінату натрію з метою використання його у технології десертної продукції молодіжного кафе "Граціо" 2.03 MB
  Створення такого підприємства харчування як кафе це крок вперед на шляху до гідного дозвілля молоді а отже і добробуту майбутньої нації 1. ОБГРУНТУВАННЯ ПРОЕКТУ КАФЕ 1. Маркетингове обґрунтування проекту кафе що проектується 1. Характеристика маркетингового середовища кафе що проектується Науково розроблена концепція аналізу та обліку вимог покупців вимог конкретного сегменту ринку розробка відповідно до виявлених вимог нового товару система організації його продажу включаючи заходи стимулювання та реклами а також система...
46133. Учебно-методический комплекс «Дискретная математика» 1.5 MB
  Множество элементами которого являются множества обычно называется классом или семейством. Обычно в конкретных рассуждениях элементы всех множеств берутся из некоторого одного достаточно широкого множества U своего для каждого случая которое называется универсальным множеством или универсумом. Множество X называется конечным если оно эквивалентно Jn при некоторомn. Число n называется количеством или числом элементов множества X.
46134. Практичне використання контролінгу в плануванні виробничої програми підприємства 636.46 KB
  Використання контролінгу в планування виробничої програми підприємства Організаційноекономічна характеристика підприємства Визначення пріоритетних напрямів розвитку підприємства
46135. Понятие, предмет и метод налогового права 26.5 KB
  Таким образом предметом налогового права является группа однородных отношений складывающихся между государством налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления введения и взимания налогов. Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций согласований и права выбора в поведении подчиненного субъектаналогоплательщика метод координации. С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права.
46136. Учет и отчетность в банках. Учебное пособие 271.09 KB
  Содержит основные положения по организации бухгалтерского учета в банках типовые бухгалтерские проводки по операциям осуществляемым банками такие как: кассовые расчетные депозитные кредитные операции. Бухгалтерский учет предоставления денежных средств клиентузаемщику в балансе банкакредитора 8. Бухгалтерский учет операций по возврату погашению денежных средств в балансе банкакредитора 8.
46137. Связь самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений 1.79 MB
  Понятие самооценки. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Общая характеристика методик определения самооценки личности.
46138. Определение, структура и виды перевода 63 KB
  В процессе перевода происходит не просто замена одного языка другим в нем сталкиваются различные культуры разные личности разные склады мышления разные литературы разные эпохи разные уровни развития разные традиции и установки. Точный перевод уже по определению невозможен потому что разные языки отличаются как по грамматическому строю так и по простому количеству слов не говоря уже о различии культур что тоже может иметь влияние на способ и результат перевода. Предпосылки появления теории перевода Основы научной теории перевода...