3783

Жизнь Льва Ивановича Иванова

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Жизнь Льва Ивановича Иванова сложилась нелегко, как складывалась жизнь многих русских талантов. Незаконно рожденный, он провёл первые три года в петербургском воспитательном доме, затем был усыновлен отцом и позже отдан в театральное училище. В 1850 г...

Русский

2012-11-07

44.5 KB

3 чел.

Жизнь Льва Ивановича Иванова сложилась нелегко, как складывалась жизнь многих русских талантов. Незаконно рожденный, он провёл первые три года в петербургском воспитательном доме, затем был усыновлен отцом и позже отдан в театральное училище. В1850году шестнадцатилетний воспитанник Иванов дебютировал в классическом pas de deux в балете «Мельники», и с тех пор его имя постоянно появлялось на афишах. В 1852году его зачислили в труппу петербургского Большого театра. Балерины Андреянова и Смирнова отметили способного танцовщика кордебалета и выбирали его партнёром. Ему поручали сольные классические и характерные партии, а также второстепенные роли. Скромность мешала Иванову добиваться большего. Только с 1856года, когда он заменил в спектакле заболевшего Петипа, его провели на первые роли. В репертуар Иванова вошли: Колин из балета «Тщетная предосторожность», Феб из балета «Эсмеральда», Конрад из балета «Корсар», Таор из балета «Дочь Фараона», Салор из балета «Баядерка» и др. А уже в 1860годах его затмил молодой блестящий премьер П.А.Гердт. Однако Иванов ещё долго выступал на сцене.

В 1893 году на своём прощальном бенефисе он исполнил дивертисментный испанский танец с партнёршей М.Л.Петипа.

В 1882 году Иванова назначали режиссёром петербургского балета, а в 1885г перевели на место второго балетмейстера-помощника Петипа. Главной обязанностью Иванова было возобновлять старые балеты и ставить танцы в операх и драмах. Кроме того, в весенние и летние месяцы он ставил не большие балеты и дивертисменты для Каменноостровского театра в Петербурге в Красном селе.

Успех или неуспех постановок Иванова зависел, прежде всего от музыки. Петипа умел симфонизировать танцы при не симфонической музыке, Иванов обнаружил незаурядный талант только при встрече с музыкой Чайковского. Для Иванова музыка была не служанкой балета, как иногда бывало для Петипа, а хозяйкой, определяющей сущность образа. В этом был источник всех достижений Иванова-хореографа. Правда, из-за подчинённого

положения в театре он не мог выбирать только хорошую музыку. Вместе с тем такая зависимость от музыки была исторически обусловлена развитием русского балетного театра. По этому лучшие работы Иванова живут рядом с нами ценным из наследия Петипа.

Первой самостоятельной работай, постановкой, Иванова был одноактный балет «Очарованный лес», поставленный в 1887 году для школьного спектакля (он вёл в школе класс старших воспитанниц). Сюжет повторял схему романтического балета, сталкивая мир мечты с миром действительности. Венгерскую крестьянку заставала в лесу гроза. Гений леса, привлеченный красотой девушки, предлагал ей стать повелительницей дриад. Но подоспевший жених и другие крестьяне выручали её из беды. Музыка Дриго обладала изящностью и гибкостью мелодического рисунка, а также воскрешала традиции романтического балета. Это обусловило цельность простых, но поэтичных решений хореографа. Присущее романтизму сочетание фантастики и фальклёра воплотилось в классическом и характерном танце. В балете был кордебалет дриад, pas daction героинь, Гения леса и его волшебной свиты. Завершалось всё венгерским танцем.

В том же году был поставлен балет «Гарлемский тюльпан». Музыку написал заурядный композитор Б.А. Шель. Заурядной оказалась и постановка Иванова. «Севильская красавица» на сборную музыку и «Шалость Амура» А.А. Фридмана утвердили за Ивановым репутацию опытного, но не оригинального профессионала.

Среди множества танцев, сочинённых Ивановым для оперных спектаклей, выделялись половецкие пляски в опере А.Бородина «Князь Игорь»(1890). Ими Иванов подготовил переворот в области характерного танца, который завершили половецкие танцы Фокина(1910). Иванов глубоко почитал дух и структуру танцевальной музыки Бородина. Он передал в динамической пластике нарастающее напряжение и разгул всё сметающей стихии, те: «дико своевольные ритмы, гармонии и темы половецких

плясок…», о которых позже писал академик Борис Асафьев. В сложной, много плановой танцевальной сюите, Иванов, с гениальным предвидением будущих возможностей балета смешал краски классического и характерного танца, открыл новые оттенки в их сочетаниях.

Критика щедро хвалила танцевальные сцены половецкого стана и... не упоминала имени балетмейстера. Ещё не настала пора, чтобы оценить его новаторский почин. Пол века спустя участник премьеры 1890 года А.В.Ширяев писал в воспоминаниях: « У нас принято говорить, что вся заслуга композиции этих плясок принадлежит одному Фокину. На самом деле он лишь усилил, оживил, заострил, разукрасил разными деталями мотивы танцев сочиненных Л.Ивановым».

Затем опять потянулись горы обыденной, будничной работы. Летом 1892 года газеты сообщили, что Петипа с начала сезона приступает к постановке нового двухактного балета.

«Щелкунчик», музыку к которому написал П.И.Чайковский. Но Петипа захворал, и его в срочном порядке заменил Иванов.

Музыка «Щелкунчика» требовала от постановщика равных ей поэтических обобщений в танце. Лев Иванов, для которого вершиной до сих пор был «Очарованный лес» Дриго, столкнулся с непосильной, казалось для него, задачей. Он и не осилил её целиком, прежде всего потому, что был обязан выполнить условия сценария, да, и не помышлял о том, чтоб от него отступить. Он искренни почитал эстетику Петипа непреложной, и поставил щелкунчик так, как это предусматривал сценарий. Только в одной танцевальной сцене, выключенной из сюжета, но углубляющей музыкально-симфоническое действие. Иванов достиг подлинно новаторских результатов. Это был вальс снежных хлопьев к конце первого акта...60и летний Иванов заявил о себе крупным художником.

Впереди было «лебединое озеро», которое отделяло от «щелкунчика» несколько проходных спектаклей.

Весной 1893года Иванов заново поставил для школы комический балет «Волшебная флейта», шедший в России с 1818года. Дриго новорить что вся заслуга композиции этих плясок принадлежит одному Фокину.еского и характерного танца, открыл новые отт

написал весёлую музыку, а Иванов нашёл свежие штрихи в обрисовке забавных персонажей. Летом 1894 года Иванов сочинил сценарий одноактного Балета «Пробуждение флоры». Музыку написал Дриго, а постановку Петипа присвоил себе, хотя осуществлял её совместно с Ивановым. Этот ревнивый жест мог быть вызван недавним успехом Иванова: пятью месяцами раньше, в феврале 1894года, он показал в концерте памяти Чайковского вторую картину «Лебединого озера».

Чайковский скончался 25октября 1893года.

Дирекция императорских театров решила поставить в том же сезоне «Лебединое озеро». Но Петипа, умевший выполнять срочные заказы, был болен, а Лев Иванов не успел поставить за два отпущенных месяца даже одну картину балета: встреча Одетты и Зигфрида на берегу озера. От того он потерял право на постановку всего спектакля. Петипа выздоровел и сразу включился в работу над балетом. Но и то, что Иванов успел сделать, принесло ему славу великого художника, открывшего новую эпоху в истории русской хореографии.

Работая над «Лебединым озером», Чайковский не знал властной помощи балетмейстера. Свобода предопределила оригинальность музыкальной формы, а она то теперь и открыла перед Ивановым новые возможности. Впервые авторитет Петипа стал для хореографа необязательным. Иванов, в камерных с виду пределах, добился поэтических обобщений, ещё не виданных балетным театром.

Воспитанный в правилах хореографии XIX века, Иванов отдал им дань. В начале второй картины имелся длинный пантомимный рассказ Одетты о том, как злой колдун превратил её в лебедя.

Не был нов и сам выход героини. Исполнитель Зигфрида целился в плывущего по озеру лебедя, и, подменяя бутафорскую птицу, из люка в глубине сцены поднималась исполнительница Одетты. Нова была пластическая архитектура девушки птицы. Свободный рисунок рук-крыльев, медленный как плывущий ход. Уже этот ход

размывал контуры классической формы, отлитой балетом XIX века,

чтобы лучше передать правду психологизированного содержания. Реальность и фантастика, соединяясь, помогали проникнуть в глубокую внутреннюю жизнь образа.

«Лебединое озеро» выводило балетное искусство за пределы трагедии чувств. В знакомых ситуациях балета-сказки заявляла о себе общая для тогдашнего русского искусства трагедия духа, трагедия поколения. Для этого надо было услышать голос времени и музыку Чайковского!!!

Музыкально-хореографическая концепция Чайковского и Иванова выводила балетную сказку в область поэтических раздумий об участи прекрасного в условиях мрачной эпохи, когда создавалось «Лебединое озеро».

В1896 Лев Иванов показал ещё одноактный балет А.В.Кадлеца «Ацис и Галатея», многоактный балет В.Г.Врангеля, «Дочь микадо» (1897).

В 1907году Иванов, совместно с Гердтом, поставил балет Делиба «Сильвия». Балетмейстер был тяжело болен…Премьера состоялась за 9 дней до его смерти.

В промежутках между этими самостоятельными работами Иванов по-прежнему возобновлял спектакли старого репертуара, ставил дивертисментные номера для спектаклей в Красном селе. В 1899году он закончил свои краткие мемуары.

В конце своей жизни он ещё раз заявил о своём таланте. В октябре 1900года, на очередном представлении «Конька горбунка», дивертисмент последнего акта пополнился второй рапсодией Листа. На афише забыли поставить имя постановщика, которым был Иванов! Критики назвали рапсодию «целой хореографической поэмой», она, в самом деле, была такой.

Успех определила типичная для Иванова трактовка музыки, давшая симфонизированный характерный танец.

Рапсодия стала последним шедевром Льва Иванова. Балетмейстер умер не признанным. Лишь в ХХ век вернул истории его имя. По многозначительной случайности календарным спектаклем, заключившим XIX век на сцене Мариинского театра, оказалось «Лебединое озеро» - балет, где Иванов и Петипа объединились в творческом воплощении музыки Чайковского!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45854. Основные понятия и определения. Механизация и автоматизация производства. Виды автоматизации производства 13.22 KB
  Механизация и автоматизация производства. Виды автоматизации производства. АПП развивается в направлении создании автоматизированных и автоматических систем машин и систем управления ими на разных уровнях производства. Автоматизация развивается одновременно с комплексной механизацией возникает и базируется на основе комплексномеханизированного производства.
45855. Классификация производств и оборудования в зависимости от степени автоматизации. Ступени автоматизации производственных процессов 14.21 KB
  Производства подразделяются на: Механизированные производства в которых используется оборудование превращающее энергию неживой природы в холостые и рабочие ходы технологического оборудования или увеличивающие в несколько раз силу прикладываемую человеком. 2 автоматизированные производства где часть оборудования может работать длительные промежутки времени без непосредственного участия человека и одновременно используется оборудование требующее работы за ним человека. В зависимости от степени автоматизации...
45856. Этапы автоматизации производственных процессов. Понятия автомат и полуавтомат 14.47 KB
  Машина полуавтомат тех борудование которое в рамках определеноь заданного алгоритма работы для выполнения определенного технологического цикла работает автономно определенный период времени и выполняет все операции в автоматическом режиме но требует участия человека для осуществления след операций: Пуск оборудования перед изготовлением каждой детали или группы Выполнение операций загрузки заготовок в рабочую зону оборудования и их выгрузки Периодически контроль наладка подналадка и обслуживание оборудования Контроль...
45857. Автоматизация различных типов производств. Гибкая и жесткая автоматизация 17.49 KB
  Исполняется универсальное не автоматическое оборудование уровень автоматизации близок к 0. Длительность производственного цикла при серийном производстве по сравнению с единичным сокращается также как и удельный вес ручных работ повышается производительность соответственно снижается себестоимость выпускаемой продукции в условиях серийного производства исполняется автоматическое оборудование что позволяет применять труд рабочих более низких квалификаций. Исполняется универсальное не автоматическое оборудование но могут быть...
45858. Гибкие автоматизированные производства 13.12 KB
  ГПС важный компонент ГАП который харся наиболее полным охватом автоматизации всех компонентов производственного процесса. ГАП это автоматическое производство линии участок цех завод функциональная как единая целая на основе безлюдной или при минимальном участии человека технологий ГАП включает: технологическое оборудование а также складские транспортные контролирующие системв и другие компоненты на базе ЧПУ и исполнением средств вычислительной техники работа всех компонентов ГАП координируются как единое целое при...
45859. Многооперационные станки: назначение и особенности конструкции. Многооперационные станки для обработки деталей типа тела вращения и обработки корпусных деталей 13.88 KB
  Многооперационные станки: назначение и особенности конструкции. Многооперационные станки для обработки деталей типа тела вращения и обработки корпусных деталей. Многооперационные станки технологическое оборудование с повышенной автоматизацией процесса обработки заготовокмногоцелевые станки. Многооперационные станки харся высоким уровнем автоматизации основный и вспомогательных операций высокой производительностью повышенными требованиями к точности перемещения рабочих органов точность позиционирования до 5 микрон наличием...
45860. Автоматизация операций загрузки-выгрузки деталей и приспособлений на многооперационных станках 15.72 KB
  Рабочий стол многооперационного станка имеет расширенные возможности по сравнению с обычными столами станков ЧПУ в связи с дополнительной степенью подвижности: поворота вокруг горизонтальной и вертикальной осей такие столы наз. Наличие таких рабочих столов позволяет осуществлять обработку заготовок с пяти сторон под различными углами за один установ детали что значительно сокращает время изготовления и повышает качество изделия. Помимо основного рабочего стола многооперационные станки оснащаются столами спутниками а также реже столами...
45861. Устройства автоматической смены инструментов. Револьверные головки и инструментальные магазины - накопители 86.88 KB
  Устройства автоматической смены инструментов. Обязательным элементом автоматизированных и автоматических производств функционирующих на основе безлюдных технологий является автоматическая смена инструментов осуществляющаяся устройствами автоматической смены инструментов УАСИ. Возможность автоматической смены инструментов зависит от наличия достаточного количества инструментов которые может вместить базовый элемент УАСИ инструментальный накопитель от его расположения доступности наличия датчиков для контроля размера износа и поломки...
45862. Инструментальные магазины – накопители. Виды инструментальных магазинов. Кодирование и распознавание инструментов в инструментальных магазинах 320.18 KB
  Инструментальные магазины накопители. Виды инструментальных магазинов. Кодирование и распознавание инструментов в инструментальных магазинах. Основным элементом УАСИ является инструментальные магазины накопители устанавливаемые на многооперационных станках представляющих собой накопители инструментов большой емкости от 16 и более.