37832

Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса с выбором главного элемента

Лабораторная работа

Математика и математический анализ

Метод Гаусса К необходимости решения систем линейных алгебраических уравнений СЛАУ приводят многие прикладные задачи физики радиофизики электроники других областей науки и техники. Из прямых методов популярным у вычислителей является метод Гаусса исключения переменных с выбором главного максимального по модулю элемента в столбце.1 Процесс ее решения методом Гаусса делится на два этапа называемых соответственно прямым и обратным ходом.

Русский

2013-09-25

207.5 KB

101 чел.

Лабораторная работа № 1

РЕШЕНИЕ  систем  линейных

алгебраичЕских  уравнений  МЕТОДОМ

ГАУССА  С  ВЫБОРОМ  ГЛАВНОГО  ЭЛЕМЕНТА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить и программно реализовать на языке высокого уровня метод Гаусса с выбором главного элемента по столбцу, исследовать его точность и эффективность на тестовых задачах.

Метод Гаусса

К необходимости решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) приводят многие прикладные задачи физики, радиофизики, электроники, других областей науки и техники. По этой причине разработке и исследованию методов решения СЛАУ уделяется повышенное внимание.

Для решения СЛАУ используются как прямые методы, позволяющие получить в случае отсутствия ошибок округления точное решение за конечное, заранее известное количество арифметических операций, так и итерационные методы. Итерационные методы используются для решения СЛАУ большого порядка, а также для уточнения решения, полученного прямыми методами.

Из прямых методов популярным у вычислителей является метод Гаусса (исключения переменных) с выбором главного (максимального по модулю) элемента в столбце. Поиск главного элемента позволяет, с одной стороны, ограничить рост коэффициентов на каждом шаге исключения и, следовательно, уменьшить влияние ошибок округления на точность решения, с другой, обеспечить для невырожденных систем выполнение условия  (отсутствие аварийных остановов вследствие деления на нуль).

Пусть задана система линейных алгебраических уравнений

 (1.1)

Процесс ее решения методом Гаусса делится на два этапа, называемых соответственно прямым и обратным ходом.

На первом этапе система (1.1) путем последовательного исключе-

ния переменных  сводится к эквивалентной системе с верхней треугольной матрицей коэффициентов:

 (1.2)

Исключение переменной  (k-й шаг прямого хода Гаусса) включает вычисление k-й строки треугольной матрицы:

 (1.3)

k-го свободного члена:

 (1.4)

преобразование уравнений системы (1.1) с номерами :

 (1.5)

В соотношениях (1.5) переменной внутреннего цикла является j, переменной внешнего цикла – i. Полное число шагов, за которое выполняется прямой ход Гаусса, равно n, т. е. расчеты по формулам (1.3) ÷ (1.5) выполняются для .

На втором этапе (обратный ход Гаусса) решают систему (1.2):

, (1.6)

последовательно определяя неизвестные

Описание алгоритма

Алгоритм решения СЛАУ методом Гаусса с выбором главного элемента по столбцу выглядит следующим образом:

Алгоритм 1.1

1. Присвоить компонентам массива перестановок  IOR(k)  исходные значения:

принять, после этого, .

2. Найти индекс , для которого

Это можно сделать так:

2.1. Положить AKK=0;

2.2. Вычислить в цикле ():

2.2.1. ;

2.2.2. Если , то перейти к п. 2.2.1;

2.2.3. .

3. Поменять местами значения  и , если :

и выбрать ведущий элемент

.

Если , то выйти из программы с информацией об ошибке ().

4. Исключить переменную  с помощью соотношений (1.3) ÷ (1.5) (прямой ход Гаусса):

4.1.

4.2.

4.3. Вычислить в цикле по i ():

4.3.1.

4.3.2.

4.3.3. .

5. Увеличить значение  на единицу и вернуться к п. 2, если  , иначе завершить прямой ход, вычислив

Если , то выйти из программы с сообщением .

6. Выполнить в цикле для  (обратный ход Гаусса):

.

Сделаем комментарии к описанному алгоритму. Выбор ведущего элемента  предполагает перестановку строк системы (1.1). Программно это нетрудно сделать, переставляя соответствующие строки матрицы коэффициентов и соответствующие компоненты вектора свободных членов. Подобную операцию можно и не выполнять, если ввести вспомогательный одномерный массив перестановок .  Первоначально в пункте 1 алгоритма его элементам ,  присваиваются исходные значения . Обратиться к элементу  матрицы коэффициентов с привлечением массива перестановок, значит использовать элемент , так как первоначально . Если , то обращение к элементам , приводит к использованию коэффициентов го уравнения системы. Следовательно, вместо перестановок строк матрицы коэффициентов достаточно поменять местами  и . Такой подход реализован в приведенном алгоритме при выборе ведущего элемента.

Выбор ведущего элемента по столбцу обеспечивает выполнение условия , если матрица решаемой системы не вырождена. Сообщение  в пунктах 3 и 5 алгоритма свидетельствует о вырожденности матрицы.

Задание

  1.  Написать, отладить и исследовать на задачах (табл. 1.1), предложенных преподавателем, программу численного решения систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса с выбором главного элемента по столбцу.
  2.  Вычислить для каждой задачи вектор невязки  (для этого до начала выполнения прямого хода Гаусса матрицу  и вектор  необходимо сохранить)

и  оценить его норму

.

Содержание электронного  отчета

  1.  Текст программы.
  2.  Задачи, результаты их решения, вычисленные значения нормы вектора невязки.

Таблица 1.1

Матрица коэффициентов A

Вектор b

1

6

13

-17

13

29

-38

-17

-38

50

2

4

-5

2

1

-1

0

2

-2

1

1

2

1

1

1

2

3

2.30

3.50

1.70

5.70

-2.70

2.30

-0.80

5.30

-1.80

-6.49

19.20

-5.09

4

2.75

3.28

1.15

1.78

0.71

2.70

1.11

1.15

3.58

15.71

43.78

37.11

5

8.64

-6.39

4.21

1.71

4.25

7.92

5.42

1.84

-3.41

10.21

 3.41

12.29

6

21.547

10.223

51.218

-95.510

-91.065

12.264

-96.121

 -7.343

86.457

-49.930

-12.465

 60.812

7

2.60

3.00

-6.00

-4.50

3.00

3.50

-2.00

4.30

3.00

19.07

 3.21

-18.25

8

2.31

4.21

3.49

31.49

22.42

 4.85

1.52

3.85

28.72

40.95

30.24

42.81

9

2.50

-3.50

-6.50

-3.00

2.60

-3.50

4.60

1.50

7.30

-1.05

-14.46

-17.73

10

0.14

1.07

0.64

0.24

-0.83

0.43

-0.84

0.56

-0.38

1.11

0.48

-0.83

11

2.74

1.12

0.81

-1.18

0.83

1.27

3.17

-2.16

0.76

2.18

-1.15

3.23

12

1.80

3.10

4.51

2.50

2.30

-1.80

4.60

-1.20

3.60

2.20

3.60

-1.70

Продолжение табл. 1.1

Матрица коэффициентов A

Вектор b

13

2.0

0.4

0.3

1.0

1.0

0.5

-1.0

0.2

-0.1

4.0

1.0

2.5

1.0

-8.5

5.2

-1.0

1.0

2.0

3.0

-1.0

14

2.21

8.30

3.92

3.77

3.65

2.62

8.45

7.21

1.69

4.10

7.78

8.04

6.99

1.90

2.46

2.28

-8.35

-10.65

12.21

15.45

15

3.81

2.25

5.31

9.39

0.25

1.32

6.28

2.45

1.28

4.58

0.98

3.35

0.75

0.49

1.04

2.28

4.21

6.47

2.38

10.48

16

7.90

8.50

4.30

3.20

5.60

-4.80

4.20

-1.40

5.70

0.80

-3.20

-8.90

-7.20

3.50

9.30

3.30

6.68

9.95

8.60

1.00

17

0.1582

0.1968

0.2368

1.1161

1.1675

0.2071

0.2471

0.1254

0.1768

1.2168

0.2568

0.1397

0.1871

0.2271

1.2671

0.1490

1.6471

1.7471

1.8471

1.5471

18

4.11

-1.26

3.18

1.29

-1.26

2.00

-1.97

3.81

-5.99

4.00

0.49

-1.56

1.29

0.00

-1.00

0.00

-0.75

1.08

3.38

0.87

19

1

1

2

3

1

2

0

1

1

-2

1

2

1

3

0

2

10

11

5

19

20

2

1

2

1

3

1

1

1

11

5

3

3

5

2

2

4

2

1

-3

-3

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51786. Формы и методы обучения информатике 148.5 KB
  Цель: Ознакомиться с основными формами и методами обучения информатике а также познакомиться с различными классификациями методов обучения. Теория и методика обучения информатике: Учеб. В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся и способы организации познавательной деятельности школьников.
51788. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах 67 KB
  Особенности состояния водоемов в различное время года. Цель урока: усвоение учащимися знаний особенностей состояния водоемов в различное время года о безопасном поведении на водоемах в различное время года и в различных жизненных ситуациях наводнение движение по ледовой поверхности водоема аварии на морских и речных судах активный отдых на воде водные походы. Занятие: 1 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебнонаглядный комплекс: учебник Основы безопасности жизнедеятельности под ред. Вода была надёжной преградой...
51789. Аналіз плану-конспекту й уроку художньої культури 83.5 KB
  Аналіз плануконспекту й уроку художньої культури. Аналіз плануконспекту й уроку художньої культури 2. Загальна структура плануконспекту уроку художньої культури. Розробка плану конспекту уроку художня культура Література.
51790. Батьки і діти. Обов’язки членів християнської сім’ї 160 KB
  Мета: визначити засади відносин батьків і дітей та окреслити їхні обовязки; виховувати любов і пошану до членів сімї розвивати вміння погоджувати свої інтереси з інтересами родини. Оповідання та притчі вірші картини записи пісень про батьків. План уроку Любов і повага у взаєминах батьків і дітей. Обовязки батьків і дітей.
51791. Музыкальное оформление уроков народного танца 27.5 KB
  Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон реже рояль. Музыка на уроке народного танца должна соответствовать движению по характеру стилю национальной окраске. Для учебных комбинаций на середине зала следует подбирать небольшие законченные произведения позволяющие раскрыть национальное своеобразие музыки и танца.
51793. Художня культура України від найдавніших часів до ХVІ століття 27.5 KB
  Календарно обрядове мистецтво зявляється: а у східних словян б у період польсько литовської доби в у трипільську культуру ІІІ рівень репродуктивно творчий 1 бал. Чому під час весілля виконували не лише веселі а й сумні пісні ІV рівень творчий 3 бали 10. Напишіть твір на тему Про що розповідає золота пектораль Варіант 2 ІІІ рівень репродуктивний 1 бал 1.
51794. Художня культура України ХІХ століття 37.5 KB
  Варіант 1 ІІІ рівні репродуктивний рівень05 балів 1.: а Остап Вересай б Козак Мамай в Архип Куїнджі ІІІ рівень репродуктивно творчий рівень1 бал Перелічіть видатних художників українців І пол. ІV рівень творчий рівень1 бал Чим відрізняється репертуар театру корифеїв від репертуару стаціонарного театру У чому полягають досягнення української музичної культури ХІХ ст.Шевченка Варіант 2 ІІІ рівні...