3788

Жизнь и творчество художника А.П. Лежнева

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Вступление Изобразительное искусство в Башкортостане, как и другие виды искусства, имеет свои истоки. Это – народная традиция, которая нашла отражение в орнаментах, украшениях, узорах, формах предметов бытового назначения. Их цвета созвучны бог...

Русский

2012-11-07

41.5 KB

20 чел.

Вступление

Изобразительное искусство в Башкортостане, как и другие виды искусства, имеет свои истоки. Это – народная традиция, которая нашла отражение в орнаментах, украшениях, узорах, формах предметов бытового назначения. Их цвета созвучны богатой красками природе Башкортостана. Они отзываются в картинах художников, родившихся и выросших в этом чудесном крае. А  живут и работают здесь мастера кисти разных национальностей.     

Исторический жанр в изобразительном искусстве имеет свои законы. Он исключает мелкотемые, узко-бытовую, жанровую трактовку событий. Создавая историческое полотно, художник мыслит крупными социальными планами. Герои исторических композиций раскрываются как общественно ценные личности, проявляющие лучшие стороны своих характеров. Их отличают духовная значительность, «очищенность» от случайных деталей, мелких частностей. В исторических образах могут быть использованы символика, аллегория, метафора, различные приемы эмоциональной заостренности изображения.

Утверждение этого жанра в творчестве башкирских художников было закономерно. Сама история Башкортостана, отмеченная множеством больших и важных событий, своей сложностью, напряженным драматизмом не могла не вызвать настоятельной потребности в своем воплощении. Полотна художников весьма различны по эмоциональной напряженности, композиционной структуре, стилистическим особенностям. Различны их решения – драматические, лирические, эпические.

А. П. Лежнев

В число основоположников искусства Башкирии входит и Анатолий Петрович Лежнев, живописец и педагог. А.П. Лежнев родился в 1888 г. в селе Сукманке Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Воронежская область). В 1911-1913 гг. обучался в частной художественной школе В.Н. Мешкова в городе Москве. Самостоятельно творчески начал работать с 1913 г. после приезда в город Уфу. Активный член «Общества любителей живописи» (1913-1918 гг.) организованного в это время в городе Уфе. Руководил изостудией при клубе железнодорожников (с 1919 по 1926 г.). Со времени организации в Уфе техникума искусств (1926 г.) преподавал там на художественном отделении до 1947 года. Был членом АХРРа (1926-1932 гг.). Был избран первым председателем правления Башкирского союза художников (1937 г.). С 1941 по 1943 г. вновь был избран председателем правления. Живописец. Член Союза художников с 1937 г. Заслуженный деятель искусства БАССР, 1940 г. Умер в 1956 году.

Творческий путь А.П. Лежнева определила встреча с В.И. Суриковым, который, посмотрев работы юного художника, рекомендовал продолжать занятия в школе В.И. Мешкова. Советы Сурикова, общение с ним не могли пройти бесследно. Художника захватила история родного края в те высшие подъёмы народного духа, которые ознаменованы восстаниями, мятежами, взрывами народного гнева. «Мой взор был обращён в глубь веков, где я искал прообразы свершившихся событий», – говорил Лежнев.

Творчество Лежнева

Основные работы  А.П. Лежнева: «Портрет Юлии» (1918), «Девушка в платке» (1918), «Портрет матери» (1918), «Интерьер» (1919), «Дубки» (1918), «Старая крепость» (1919), «Синие тени» (1921), эскизы к картине «Степан Разин» (1919), «Штурм Уфы пугачевцами» (1928), «Поимка Салавата» (1930), «Казнь Чики Зарубина» (1930), «Бой Салавата с авангардом Михельсона» (1941), эскиз к картине «Допрос Салавата» (1946), «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачёва» (1949).  

Как художник исторической темы Лежнев не сразу нашёл себя. Он был мастером пейзажа, и образы Башкирии – степи и горы, улицы, взбирающиеся на холмы, деревья, цветы – оставались до конца лейтмотивом его творчества.

Хороши, самобытны пейзажи – «Дубки», «Синие тени». Небольшие по размеру, они монументальны, насыщены энергией бытия. Художник творит радостно, упоённо, вызывая к новой жизни и молодую зелёную рощу под ветром и солнцем, и синий снег в час перелома зимы на весну. Мастер свободно и уверенно кладёт мазки, и сама фактура полотна, упругая, плотная, хранящее движение кисти, передает восторг труда.

Лучшие работы Лежнева

Тему исторического прошлого башкирского народа открыл в изобразительном искусстве ещё в 1920-х годах живописец А. Лежнев, написавший цикл картин посвящённых национально-освободительной борьбе, которую возглавил Салават Юлаев. Сюжеты исторических полотен – «Поимка Салавата», «Степан Разин на Волге», «Бой Салавата с авангардом Михельсона» – художник изобразил на фоне пейзажа. Отроги гор, снежные дали – фон драматических событий, о которых художник ведёт рассказ. Он говорит подробно, не упуская деталей батальных сцен, высоко поднимая линию горизонта, приближая к первому плану мизансцену с развивающимся действием.

В картине «Поимка Салавата», написанной в лучших традициях классической живописи, драматизм и сложность национальной истории показаны через судьбу одного героя. Суть изображаемого раскрывается через остро-психологическую характеристику Салавата, пытающегося уйти от преследующих его врагов. Тёмное пятно невысокой фигуры на фоне снега… В выражении лица и неловкой, напряженной позе героя – ощущение надвигающейся опасности. Трагический исход ситуации явно предрешён. Но ни отчаяния, ни безысходности не видно в поведении Салавата. За образом одного человека с лицом, полным упрямой силы, незримы ощущается невозмутимая сила народа – так глубока эмоциональность, волнующая значительность изображения. Ощущение надвигающейся трагедии усиливает прекрасно написанный пейзажный фон: поросшие лесом, заснеженные уральские горы, со всех сторон замыкающие композицию; пасмурное предвечернее небо; насыщенный морозной мглой воздух. С внутренним содержанием образа созвучен суриковский колорит картины, её сине-белые и серебристо-чёрные тона.

На остродинамичных ритмах построено полотно «Штурм Уфы пугачевцами». Главный герой картины – народ, полная неудержимой устремлённости разноплеменная толпа, плотной группой осаждающая крепость. Неотделим от массы повстанцев её предводитель – могучий атаман Чика Зарубин. В этой слитности, массовости народного восстания никто не выделен особо, но размах и сила крестьянского движения были переданы художником убедительно и ярко.

Историческую тему продолжили у художника картины «Башкиры в Париже», «Пушкин среди башкир», динамичное красочное полотно «Бой Салавата с авангардом Михельсона», темпераментно написанные холсты «Въезд в Уфу воеводы Сергеева в 1705 году», «Казнь Чики Зарубина» (все – начало 1930-х годов). Иным из этих полотен не хватало придуманного анализа и глубокого обобщения событий.

Участие на выставках

 

     А.П. Лежнев участвовал на этих выставках:

1. Выставки членов «Общества любителей живописи», Уфа 1914-1918 гг.

2. Республиканские выставки АХРРа, Уфа 1926-1931 гг.

3. Республиканские выставки Союза башкирских художников, Уфа 1937-1954 гг.

4. Межобластная художественная выставка, Казань 1947 г.

5. Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва 1955 г.  

6. I выставка живописи и рисунков «Путь живописи», Москва 1927 г.

7. Юбилейная выставка искусств народов СССР, Москва 1927 г.

8. Всероссийская выставка «Художники старшего поколения РСФСР», Москва 1940 г.

9. Персональная выставка, Уфа 1939 г.

10. Посмертная персональная выставка, Уфа 1956 г.

Заключение

Анатолий Петрович Лежнев внёс большой вклад в изобразительное искусство Башкортостана. Его картины останутся шедеврами в истории Башкортостана для будущего поколения. Значение работ  А.П. Лежнева  для башкирского искусства было безусловно велико: они наметили те направления, которые в дальнейшем определили специфику исторического жанра. Обладая своим взглядом на мир, художник сказал своё слово в искусстве Башкирии, и оно не утрачивает значения и в наши дни.

Литература.

  1.  Энциклопедия «Художники Башкирской АССР».
  2.  Журнал «Учитель Башкортостана» №1 1997 г.
  3.  Справочное пособие «Созидатели» В.С. Мавлетов.
  4.  Учебное пособие «Живые родники» 3-4 классы, Идельбаев М.Х., Сулейманов А.М.   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78673. Предпринимательство как вид экономической деятельности. Виды предпринимательства 35 KB
  Виды предпринимательства. Рыночная экономика экономика свободного предпринимательства. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности объекта приложения капитала и получения конкретных результатов связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства. Коммерческое торговое предпринимательство Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного так как предприниматель выступает...
78674. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности 25 KB
  система общих условий воспроизводства предпринимательского типа представляющая собой совокупность техникотехнологических организационноэкономических и социальных взаимосвязей тех элементов инфраструктуры которые обеспечивают обслуживание процесса предпринимательства на уровне макро мезо и микроэкономики. являются научность и системность в формировании и развитии предпринимательства и его инфраструктуры а также постепенность и многообразие моделей инфраструктурного обеспечения предпринимательства. Прежде всего нужна трансформация...
78675. Виды и формы предпринимательской деятельности 39 KB
  Рыночная экономика экономика свободного предпринимательства. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности объекта приложения капитала и получения конкретных результатов связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: 1. Коммерческое торговое предпринимательство Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного так как предприниматель выступает непосредственно в роли...
78676. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 28.5 KB
  Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: разработка принятие и контроль за законодательством обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; повышение эффективности государственного регулирования и снижение...
78677. Малое предпринимательство, его фин-экон и организационные особенности 41.5 KB
  В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет. Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса: Придает рыночной системе необходимую гибкость активизация структурных сдвигов процессов разгосударствления и приватизации. Социальные функции малого бизнеса: Обеспечивает рост занятости. Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически.
78678. Среднее и крупное предпринимательство 30.5 KB
  Формы взаимодействия малого среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики В современной развитой рыночной экономике малый бизнес оказывается подчинен крупному бизнесу через систему подрядов и субподрядов. Крупному бизнесу как правило обеспечивает гарантию возврата кредита и обеспечивает устойчивые долгосрочные отношения с подрядчиком или субподрядчиком . С помощью франчайзинга малый бизнес получает возможность стабилизировать внешнюю среду обеспечить конкурентные преимущества. Крупный бизнес расширяет сферу контроля над рынком и...
78679. Критерии выделения малого бизнеса в России 28.5 KB
  В реальный сектор экономики входят как отрасли материального производства так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг. В результате научнотехнической революции и роста производительности труда резко изменилось соотношение в нем между отраслями материального производства и сферой услуг. В индустриально развитых странах доля занятых в сфере услуг почти в два раза превышает эту долю в отраслях материального производства составляя более двух третей общей численности занятых. Информатизация экономики порождая дальнейшие...
78680. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ 3.47 MB
  Сегодня в крупных городах мира, и в том числе в г. Москве, все сильнее назревает проблема дефицита территории, отводимой под застройку. Приоритетными градостроительными направлениями становятся высотное и подземное строительство.
78681. СВОЕВОЛИЕ И СМИРЕНИЕ КАК МОТИВЫ ТВОРЧЕСКИХ ИНТУИЦИЙ 904.5 KB
  Актуальность темы заявленной диссертации «Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина» определяется положением дел в современной отечественной пушкинистике, которое обусловлено значительным пересмотром отношения к русской классической литературе, происходящим в наше время.