3790

Суйменкул Чокморов. Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

В конце шестидесятых годов кыргызское киноискусство достигло всемирной известности: тогда мировая печать заговорила о чуде кыргызского кино. Именно в эти годы начал свою кинодеятельность Суйменкул Чокморов. Если Ч. Айтматов, Б. Шамшиев, ...

Русский

2015-05-12

46.5 KB

0 чел.

Введение.

В конце шестидесятых годов кыргызское киноискусство достигло всемирной известности: тогда мировая печать заговорила о "чуде кыргызского кино". Именно в эти годы начал свою кинодеятельность Суйменкул Чокморов. Если Ч. Айтматов, Б. Шамшиев, Т .Океев своими произведениями, кинофильмами познакомили мир с кыргызским народом, то посредством образов, созданных С. Чокморовым, зарубежный зритель получил яркое представление о кыргызском народе, о его национальном мировидении. Он стал живым воплощением всего самого лучшего, самого привлекательного в национальном характере кыргызов.

  Уже в первых работах С. Чокморова проявились главные качества дара, данного ему Богом.Успех С. Чокморова в создании образов обусловлен прежде всего знанием жизни своего народа,его обычаев и нравов, глубоким проникновением в суть национального характера, ощущением   единства, слитности с родной землёй. К этому следует добавить и упорство Чокморова в достижении поставленной цели, несокрушимое мужество, удивительное терпение и стойкость.

  1.  Путь к творчеству.

Суйменкул Чокморов родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Аламединского района Чуйской области.

Он принадлежал поколению людей, детство которых пришлось на суровые годы войны. Здесь в маленьком аиле, у подножия гор, берут начало истоки его жизни и творчества.

  Суйменкул рано рано познал науку преодоления самого себя. Он рос болезненным мальчиком и не мирился с этим, преодолевая свою слабость физическими нагрузками, сознательно развивал в себе ловкость и силу, упорно тренируя тело. В одно время у него даже отнимались ноги, но он не только победил и этот недуг, стал первоклассным спортсменом, завоевал звание мастера спорта.

  В одиночку в те годы было трудно выжить . Вообще, жизнь  в одиночестве чужда кыргызскому селу. Здесь нет пресловутой "хаты с краю". Здесь особый уклад быта, исчерпывающиеся формулой "не чужие-соседи". Взаимопомощь, готовность поделиться последним, доверие - всё это помогло преодолеть сельчанам трудности военных лет.

  Этот мир доброты, тепла и уважения, в котором горе и радость не  бывают чужими; мир, в котором приход гостя также естественен и желателен, как восход солнца, и где умение и знание одного становились достоянием всех, этот мир, запечатлившийся в сознании мальчика, звучит в памяти художника как образ человеческой гармонии, став для Чокморова тем вечным источником, к которому он неизменно припадает всю свою жизнь.

  Первым учителем рисования был старший брат Намырбек. По болезни Суйменкул пропустил учебный год и жил у брата во Фрунзе. Результаты нехитрых уроков брата оказались неожиданными - рисование стало любимым занятием Суйменкула и, вернувшись в школу он быстро приобрёл славу лучшего школьного художника.

  Азы художественного образования сельский юноша получил во Фрунзенском художественном училище, а после его окончания закрепил их в Ленинградском художественном институте имени И.В.Репина. Учителем Чокморова был народный художник СССР Е.Е.Моисеенко, известный советский баталист, автор многих прославленных картин, посвященных гражданской войне.

  Были и другие учителя. Для поколения, к которому принадлежит Чокморов, таким учителем был С.А.Чуйков, народный художник СССР, основатель киргизского изобразительного искусства.

  Со студенческой скамьи более всего Суйменкул Чокморов тяготеет к старинным полотнам мастеров ренессанса. Он любит, выделяет для себя в ряду истории мирового искусства работы Джорджоне, Леонардо да Винчи, Тициана, Рембрандта.

  После успешного окончания института Чокморов преподаёт, а затем руководит в родном художественном училище. В эти годы он работает в различных жанрах живописи, но особый интерес испытывает к портрету, в котором видит возможность передать движение человеческой души. Он умел выбирать, находить и воплощать незаурядные черты человеческого характера, отдавая предпочтение значительной, сильной, духовно богатой личности. И не случайно, что среди наиболее значительных произведений его многогранной и многообразной живописи, вышедшие из под кисти художника, явился портрет великого манасчи Саякбая Каралаева, который несомненно, займёт своё достойное место в Золотом фонде кыргызского изобразительного искусства.

  1.  Творчество художника Чокморова.

В ранних живописных работах Чокморов отдаёт все свои симпатии сельской теме. В непритязательных, порою ещё ученических работах художник сумел передать чувство непосредственного, живого восприятия окружающего его и близкого ему мира.

  Ему не нужно было "вживаться в образ", он хорошо знал жизнь села. Быт кыргызского села в его ранних картинах весом, может быть несколько грубоват, но всегда правдив.

  В пейзажах и бытовых сценах("Деревенский пейзаж" 1954г; "Утро в деревне" 1958г; "Село Чон-Таш" 1958г) он не торопится продемонстрировать обновление деревни. Ему дороги реалии старого быта-коромысла, заборчики, сараи и прочие обычные детали в его ранних сюжетах. Это мир его детства.

  Первыми пробами в жанре портрета стали небольшие по формату портреты детей и подростков села Чон-Таш ("Нурсеид" 1955; "Бурулча" 1956; портреты смеющихся девочки и мальчика, 1957; и другие). Чабаны, конюхи, рабочие совхоза - целый цикл портретов своих односельчан создал Чокморов в период работы над дипломом. Дипломная работа "Вечер после работы" была задумана им как групповая сельская сцена.

  Чокморов написал немало портретов зарубежных деятелей культуры. В собрании Чокморова сохранился один из вариантов портрета Моники Витти, известной итальянской киноактриссы В Японии Чокморов пишет серию портретов актёров театра Кабуки. Воспроизводя артистов в гриме, костюмах, в обстановке декораций.

  Чокморов многое черпает из сокровищницы народной художественной культуры, пытаясь органично соотнести строй мышления современного человека с эстетическими нормами и идеалами эпоса.

  Деятельность Чокморова как художника многое дает ему как артисту кино. Но связь эта обратная - работа в кино обогащает его живопись, стимулирует её. Это обусловлено в первую очередь особенностями кинематографического процесса: кинематографист-путешествующая профессия, дающая возможность знакомства с новыми местами, людьми.

Молодой артист с впечатлительностью художника не мог остаться равнодушным и не приобщиться к этому                                                                                                                                                                                                                                                                                                     взгляду на мир, который называется кинематографическим видением мира.

  1.  Суйменкул Чокморов - артист кино.

Неисповедима судьба Творца - именно через личность великого сказителя, благодаря творческому соприкосновению с ним художник Суйменкул Чокморов находит свой путь в кыргызском и мировом кино, который станет затем звёздным путем С.Чокморова - артиста.

  Уже в первых работах С.Чокморова проявились главные качества дара, данного ему свыше. С появлением на экранах фильма Б.Шамшиева "Выстрел на перевале Караш" 1969г снятого по одноименной повести М.Ауэзова, стало ясно, что в киноискусство пришел своеобразный актер, обладающий большим творческим потенциалом. Несмотря на то, что художник Чокморов не пробовал раньше сниматься в кино, он сыграл роль Бахтыгула с мастерством опытного актера: перед зрителем предстал образ мужественного человека, готового в борьбе со злом пожертвовать собой. Поразительная способность актера в выражении лица, во взгляде передать тончайшие движения души своего героя.

  Следующей значительной ролью молодого актера стал образ Ахангула в фильме "Лютый" 1973г. Она раскрыла новую грань актерского дарования С. Чокморова. Именно благодаря этим картинам , а также основным ролям в фильмах: "Чрезвычайный комиссар", "Алые маки Иссык-куля", "Седьмая пуля", "Поклонись огню","Улан", "Дерсу Узала" и другим, он приобрел широкую известность в ряду выдающихся актеров отечественного и мирового кино. Он-единственный среди своих коллег в бывшем СССР, кто был четырежды удостоен диплома на фестивалях за лучшую роль.

  Суйменкул Чокморов участвовал в четырех фильмах, созданных по произведениям Чингиза Айтматова "Джамиля", "Я-Тянь Шань" (Мосфильм), "Красное яблоко" (Киргизфильм), " Ранние журавли"(Ленфильм и Киргизфильм). Проза Ч.Айтматова привнесла в артистическую палитру Чокморова новую для него тему-тему лирического героя.

  Как популярному киноартисту Чокморову выпала честь представлять советское киноискусство во многих зарубежных странах-в Европе, Азии, Африке, Японии.

  За выдающиеся творческие заслуги С.Чокморову была присуждена Государственная премия имени Токтогула, премия ВЛКСМ. Первым из плеяды своих собратьев - кинодеятелей  Кыргызстана он удостаивается почетного звания "Народный артист СССР". Он также является: "Народным художником республики Кыргызстан". В ноябре 1991года Чокморов был удостоен международной премии клуба Ч.Айтматова в области литературы, искусства и культуры. Художник и актер был награжден за огромный вклад в дело развития кыргызского изобразительного искусства и киноискусства, высокопрофессиональное исполнение ролей в фильмах, снятых по произведениям Ч.Айтматова. Последние звания были не просто государственной наградой, а глубоким символом и всеобщим, поистине всенародным признанием одухотворенного таланта выдающегося незабвенного творца.

  Глубокой ночью 26 сентября 1992 года остановилось сердце человека, которое вмещало в себя всю безграничную радость и непомерную боль своего народа, надежду, веру, горе и думы кыргызов, которые он с такой душевной щедростью выразил в своем творчестве - отныне уже в неувядаемом наследии.

  •  Заключение.

В расцвете лет и таланта ушел из жизни гордость кыргызского народа, народный любимец, человек высокой души и помыслов, выдающийся художник и актер Суйменкул Чокморов.

  Многие годы он совмещал титаническую творческую деятельность с общественным делом на поприще народного депутата республики. До последнего своего вздоха он был предан своему таланту и призванию, не не выпускал из руки кисть даже на больничной койке, куда на долгие годы стремилась приковать его болезнь. Он вновь и вновь возрождался, как птица Феникс, и несомненно, что этот неугасимый огонь его мужественного сердца станет вечным в его творениях.

  Творчество возрождало его к жизни, благословляло его. Он щедро бросал горстями в наши души зёрна мудрости и терпения.

  Тяжелую утрату понесла наша республика и вся многонациональная культура стран содружества. Он был поистине одним из ее ярких и деятельных личностей. Он был самым известным, самым популярным в республике киноактером, Самым любимым.

  •  Литература.

  •  В.И. Фуртичев.

Суйменкул Чокморов.   Фрунзе,1981г.

  •  Э. Лындина.

Суйменкул Чокморов.    Москва,1985г.

  •  А. Секимов.

"Жизнь в искусстве"      / Экран, 1992г. № 2  с 6.

  •  Суйменкул Чокморов  / Никролог /

/ Эхо Оша, 1992г. 1 октября.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2467. Загальновживані (нейтральні) та стилістично забарвлені слова. 33.86 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття про загальновживані та стилістично забарвлені слова, навчити розпізнавати і використовувати їх у власному мовленні, виховувати любов до слова.
2468. Розряди займенників за значенням 30.37 KB
  Мета організації уроку. Сформувати загальне поняття про розряди займенників, їх диференційні ознаки, повторити співвідносні з ними частини мови, закріпити поняття про текст і використання займенників як засобів зв’язку в ньому.
2469. Омоніми та їх використання 25.79 KB
  Мета організації уроку: розширити уявлення учнів про омоніми; поглибити отримані на попередньому уроці знань, навчити учнів розрізняти омоніми, свідомо підходити до розуміння значення і використання омонімів у мовленні.
2470. Групи сполучників за будовою. Конспект уроку 23.85 KB
  Мета організації уроку: згадати про службові частини мови, а саме про сполучник, сформувати в учнів поняття про класифікації сполучників, зокрема за будовою.
2471. Неозначені й заперечні займенники, їх утворення. Дефіс у неозначених займенниках 23.9 KB
  Мета організації уроку. Дати відомості про творення та вживання неозначених і заперечних займенників, формувати вміння визначити орфограми Дефіс у неозначених займенниках та обгрунтувати вибір написання відповідними орфографічними правилами, розвивати зорову і слухову увагу,спостережливість, культуру усного і писемного мовлення.
2472. Правопис прислівників. – Н і нн у прислівниках 15.86 KB
  Мета: ознайомити учнів з правилами написання прислівників на - е, -о, пояснити причини написання -н та –нн прислівниках, формувати уміння, знаходити орфограми одна і дві букви н у прислівниках, правильно писати слова з виучуваною орфограмою, на основі попередньо засвоєних знань з теми Прислівник як частина мови.
2473. Оборудование, механизация и автоматизация сварочного производства 391.59 KB
  Данный сборник направлен на формирование умений применять полученные знания на практике, на реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности. Механизация и автоматизация являются важнейшим средством повышения производительности труда, улучшения качества и условий труда в сварочном производстве.
2474. Теория электрических цепей. Автогенераторы 895.56 KB
  Изучение и компьютерное моделирование работы LC-автогенератора с трансформаторной обратной связью. В работе необходимо исследовать условия самовозбуждения автогенератора, а также научиться определять амплитуду напряжения на выходе автогенератора в стационарном режиме.
2475. Фінанси. Електронний курс лекцій 544.17 KB
  Сутність фінансів, їх функції і роль. Принципи структурування фінансової системи. Організаційна структура фінансової системи. Управління фінансовою системою та фінансова політика. Зовнішні і внутрішні фінансові відносини. Суть і склад державних фінансів. Бюджет держави: сутність і призначення. Пряме та непряме оподаткування в Україні. Страхування і страховий ринок. Визначення фінансового ринку і його елементи.