37944

Изучение закона сохранения энергии с помощью маятника Максвелла

Лабораторная работа

Физика

12 Лабораторная работа № 13 Изучение закона сохранения энергии с помощью маятника Максвелла 1. Цель работы Изучение закона сохранения энергии на примере движения маятника Максвелла. Диск маятника представляет собой непосредственно сам диск и сменные кольца которые закрепляются на диске. При освобождении маятника диск начинает движение: поступательное вниз и вращательное вокруг своей оси симметрии.

Русский

2013-09-25

188 KB

170 чел.

Содержание

1. Цель работы……………………………………………………………4

2. Теория метода………………………………………………………….4

2.1. Закон сохранения энергии…………………………………………..4

2.2. Маятник Максвелла…………………………………………………6

3. Приборы и принадлежности………………………………………….8

4. Требования по технике безопасности………………………………..8

5. Порядок выполнения работы………………………………………..10

6. Требования к отчету…………………………………………………11

7. Контрольные вопросы……………………………………………….11

Список литературы………………………………………………….12


Лабораторная работа № 13

Изучение закона сохранения энергии

с помощью маятника Максвелла

1. Цель работы

Изучение закона сохранения энергии на примере движения маятника Максвелла.

2. Теория метода

2.1. Закон сохранения энергии

Совокупность тел, выделенных для рассмотрения, называют механической системой (системой). Тела, образующие систему, могут взаимодействовать как между собой, так и с телами, не принадлежащими данной системе. В соответствии с этим силы, действующие на тела системы, подразделяют на внутренние и внешние. Внутренними называют силы, с которыми на данное тело действуют остальные тела системы; внешними – силы, обусловленные воздействием тел, не принадлежащих системе. Силы также делят на консервативные и диссипативные. Консервативными (потенциальными) называют силы, работа которых определяется только начальным и конечным положением тел и не зависит от траектории. Диссипативными называют силы, всегда направленные противоположно скоростям и совершающие отрицательную суммарную работу при любых перемещениях тел.

Рассмотрим систему из N  частиц (тел) с массами m1, m2, …, mN. Пусть частицы системы взаимодействуют друг с другом с консервативными силами . Предположим, что кроме внутренних сил, на i – ю частицу действует внешняя консервативная сила  и внешняя диссипативная сила . Уравнение движения i – той частицы будет иметь вид

.                     (2.1)

Умножив данное уравнение на

получим

.            (2.2)

Но

,                               (2.3)

где   –  приращение кинетической энергии i – той частицы;

,       ,       ,           (2.4)

где , , –  работа соответственно внутренних, внешних консервативных и внешних диссипативных сил, действующих на      i – ю частицу.

С учетом (2.3) и (2.4) уравнение (2.2) запишем в виде

++.                                  (2.5)

Записав уравнение (2.5) для всех N частиц и сложив их, получим

,

,

,                           (2.6)

где , ,  – суммарная работа соответственно внутренних консервативных, внешних консервативных и внешних диссипативных сил.

Работа внутренних консервативных сил равна убыли потенциальной энергии взаимодействия частиц

.                                          (2.7)

Работа внешних консервативных сил равна убыли потенциальной энергии во внешнем поле консервативных сил

.                                       (2.8)

Приняв во внимание (2.7) и (2.8), представим (2.6) в виде

.                             (2.9)

Величина

есть полная механическая энергия системы.

Если внешние диссипативные силы отсутствуют то и, следовательно, полная механическая энергия системы остается постоянной

.                          (2.10)

Таким образом, полная механическая энергия системы тел, на которые действуют лишь консервативные силы, остается постоянной. Данное утверждение называют законом сохранения механической энергии.

Для замкнутой системы соотношение (2.9) имеет вид

.                                        (2.11)

В этом случае закон сохранения энергии можно сформулировать следующим образом: полная механическая энергия замкнутой системы тел, между которыми действуют только консервативные силы, остается постоянной.

Если в замкнутой системе действуют консервативные и диссипативные силы, то полная механическая энергия не сохраняется, работа диссипативных сил (Адис) равна изменению механической энергии системы

 .                                           (2.12)

2.2. Маятник Максвелла

Маятник Максвелла представляет собой диск (1), туго насаженный на стержень (2), на который намотаны нити (3) (рис. 2.1). Диск маятника представляет собой непосредственно сам диск и сменные кольца, которые закрепляются на диске.

При освобождении маятника диск начинает движение: поступательное вниз и вращательное вокруг своей оси симметрии. Вращение, продолжаясь по инерции в низшей точке движения (когда нити уже размотаны), приводить вновь к наматыванию нитей на стержень, а, следовательно, и к подъему маятника. Движение маятника после этого снова замедляется, маятник останавливается и снова начинает свое движение вниз и т.д.

Ускорение поступательного движения центра масс маятника (а) может быть получено по измеренному времени t и проходимому маятником расстоянию  h  из уравнения

.               (2.13)

Масса маятника m является суммой масс его частей (оси m0, диска mд и кольца mк):

  .

Момент инерции маятника J также является аддитивной величиной и определяется по формуле

    ,                      (2.14)

где , ,  – соответственно моменты инерции оси, диска и кольца маятника.

Момент инерции оси  маятника равен

,                                              (2.15)

где r – радиус оси, m0 = 0,018 кг – масса оси.

Моменты инерции диска  может быть найден как

          ,                 (2.16)

где Rд– радиус диска, mд = 0,018 кг – масса диска.

Момент инерции кольца  рассчитывается по формуле

      ,          (2.17)

где  – средний радиус кольца,  – масса кольца, b – ширина кольца.

Зная линейное ускорение а и угловое ускорение ε  (ε · r), можно найти угловую скорость его вращения (ω):

,       .                                     (2.18)

Полная кинетическая энергия маятника складывается из энергии поступательного перемещения центра масс и из энергии вращения маятника вокруг оси:

.                                        (2.19)

3. Приборы и принадлежности

Приборы и принадлежности:

а) специальная лабораторная установка;

б) блок электронный ФМ-1/1;

в) набор сменных колец;

г) линейка.

Общий вид установки показан на рисунке 3.1. Основание (1) оснащено регулируемыми ножками (2), которые позволяют произвести выравнивание прибора. В основании закреплена колонка (3) со шкалой, к которой прикреплены неподвижный верхний кронштейн (4) и подвижный нижний кронштейн с фотоэлектрическим датчиком (5). На верхнем кронштейне находится электромагнит (6) и вороток (7) для закрепления и регулирования длины бифилярной подвески маятника (8). На кронштейнах находятся разъемы (9, 10) для подключения электронного блока ФМ-1/1.

Маятник с наложенным кольцом удерживается в верхнем положении электромагнитом. Длина маятника определяется по миллиметровой шкале на колонке прибора. С целью облегчения этого измерения на колонке (3) находится красный указатель, который располагают на высоте оси кольца в нижнем положении маятника.

4. Требования по технике безопасности

4.1. Прежде чем приступить к работе, внимательно ознакомьтесь с заданием и оборудованием.

4.2. О замеченных неисправностях немедленно сообщите лаборанту или преподавателю.

4.3. Не загромождайте рабочее место предметами, не относящимся к выполняемой работе.

4.4. Тщательно закрепляйте сменные кольца на диске, чтобы они не слетали при раскручивании маятника.

4.5. Следите за равномерной намоткой нити на стержень.

4.6. По окончании работы обесточьте прибор, приведите в порядок свое рабочее место.

 

Рис.3.1.

5.  Порядок выполнения работы

  1.  Проверить устойчивость прибора. Произвести регулировку положения основания установки при помощи регулировочных опор и регулировку нижнего кронштейна так, чтобы диск на бифилярном подвесе находится в центре окна фотодатчика.
  2.  Установить необходимую длину бифилярного подвеса, чтобы нижний край диска маятника находился на 4-5 мм ниже оптической оси фотодатчика; при этом ось маятника должна занять горизонтальное положение.
  3.  Наложить на диск кольцо.
  4.  Подключить фотодатчик и электромагнит к блоку электронному ФМ-1/1. Нажать кнопку «СЕТЬ». При этом должно включиться табло индикации.
  5.  Аккуратно вращая маятник зафиксировать его в верхнем положении при помощи электромагнита, при этом необходимо следить за тем, чтобы нить наматывалась на ось виток к витку. В зафиксированном положении нити подвеса должны быть прослаблены.
  6.  Нажать на кнопку «сброс» для того, чтобы убедиться, что на индикаторах установились нули.
  7.  Нажать на кнопку «пуск» блока. Происходит растормаживание электромагнита, маятник начинает опускаться, и таймер блока начинает отсчет времени. При первом пересечении маятником оптической оси фотодатчика отсчет времени прекратится. Записать показания таймера, т.е. время движения груза t. Нажать клавишу сброс.
  8.  По шкале стойки определить ход маятника h.
  9.  При фиксированном значении h повторить опыт до 5-6 раз.
  10.  Вычислить среднее время по формуле

 .

  1.  Используя формулы (2.13) и (2.18) вычислить а, , .
  2.  С помощью линейки измерить радиусы оси маятника r, диска Rд, кольца Rк и ширину кольца b. По формулам (2.14) – (2.17) рассчитать момент инерции маятника.
  3.  По формуле (2.19) найти кинетическую энергию маятника Максвелла, сравнить ее с начальной потенциальной энергией Епот = mgh. По разности этих энергий найти работу сил трения (Атр).
  4.  Результаты измерений и вычислений занести в таблицу 5.1.

15. Вычислить погрешности определения кинетической и потенциальной энергий, работы сил трения.

Т а б л и ц а 5.1

m, кг

h

t, с

tср с

а, м/с

 м/с

, рад/с

J, кг.м2

Ек

Дж

ΔЕкДж

Еn Дж

ΔЕп

Дж

Атр

Дж

ΔАтрДж

6. Требования к отчету

Отчет к лабораторной работе должен содержать:

  •  название лабораторной работы, цель работы;
  •  перечень приборов и принадлежностей;
  •  краткую теорию и основные формулы для выполнения расчетов;
  •  таблицу с результатами измерений и вычислений;
  •  расчет погрешностей;
  •  выводы к работе.

7. Контрольные вопросы

1. Что такое энергия? Какие виды энергии вы знаете?

2. Какие системы отсчета называются замкнутыми?

3. Какие силы называют консервативными и диссипативными? Приведите примеры таких сил.

4. Как формулируется закон сохранения механической энергии?

5. Как рассчитать работу сил трения, действующих в замкнутой системе?

6. Что представляет собой маятник Максвелла? Какое движение он совершает?

7. Как определяется кинетическая энергия поступательного и вращательного движения? Запишите формулы, раскройте смысл величин, входящих в них.

Список литературы

1. Савельев И.В. Курс физики. Т.1. - М.: Наука, 1998.

2. Трофимова Т.И. Курс физики. - М.: Высшая школа, 2003.

3. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. – М.: Высшая школа, 2002.

PAGE  5


3

1

Рис. 2.1

9

8

1

2

6

7

100

4

3

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53544. Генезис научного направления финансовый менеджмент, цели и задачи финансового менеджмента 14.57 KB
  Как известно языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости стабильности. Лексические повтор слова синонимическая замена использование антонимов многозначных слов однокоренных слов слов одной тематической группы ключевые слова Морфологические замена существительных и других частей речи местоимениями видовременное единство глаголов наречий места и времени вводных слов и предложений союзов частиц и др. Синтаксические наличие вопросноответной формы синтаксического параллелизма определенного...
53545. Нашего стола царица или выходец из Южной Америки 95.5 KB
  Цель: расширить знания об одной из основных овощных культур, развивать художественные и творческие способности учащихся, учить анализу собранного материала, воспитывать уважение к людям труда.
53546. ИГРЫ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 85.5 KB
  Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают
53547. Система показателей оценки имущественного положения организации 13.86 KB
  Основными характеристиками имущественного положения компании являются: сумма хозяйственных средств, доля внеоборотных активов в валюте баланса, доля активной части основных средств, коэффициент износа, коэффициент выбытия, коэффициент обновления.
53548. Квіти - це життя, надія, радість і натхнення 1.31 MB
  Мета: ознайомити учнів з фрагментами життєвого та творчого шляху видатної української художниці Катерини Білокур; розвивати вміння правильно сприймати і розуміти зміст картини; вчити вдало висловлюватися про побачене; розвивати вміння самостійно підбирати кольори і їх відтінки для вдалого відтворення краси квітки у малюнку; розвивати естетичні смаки; виховувати почуття глибокої поваги до творців прекрасного;...
53550. Використання елементів методів проектів та комп’ютерної підтримки на уроках фізики 646.5 KB
  Важливим аспектом застосування інтерактивних технологій є оновлення структури уроків. Кожен вчитель знає, що такі уроки краще запам’ятовуються учнями, викликають зацікавленість і бажання взяти участь в уроці. В нашій роботі ми пропонуємо використання різних форм роботи на уроках математики, фізики та інформатики.
53551. Все про каву 127.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про каву як рослину її біологічні особливості; ознайомитися з хімічним складом кавових зерен їх корисність та шкідливість вплив на організм; розглянути технологію обробки кавових зерен історію поширення кави по світу; ознайомитися з найбільшими країнамивиробниками кави традиції та звичаї які з нею пов’язані. Розглянути різноманітні рецепти приготування кави цікаві факти про цю рослину та використання кави не за призначенням. Оформлення: назви лабораторій вислови про каву: Говорять все прекрасне в житті...
53552. Показатели оценки рыночной активности 25 KB
  Этот раздел анализа выполняется участниками фондового рынка. Показатели рыночной привлекательности позволяют оценить ожидания рынка относительно доходности и риска ценных бумаг эмитента. Для проведения анализа рыночной привлекательности используется как данные бухгалтерской отчетности...