37956

Девиантное поведение. Концепции девиантного поведения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы; когда человек ведет себя не в соответствии с нормами и стандартами поведения, принятыми в данном обществе.

Русский

2014-03-31

17.59 KB

34 чел.

Девиантное поведение. Концепции девиантного поведения.

Понятие «девиация» пришло в социологию из биологии и означает – отклонение. Отклонение организма от естественного развития.

Девиация в социологии это отклонение в поведении человека от общепринятых норм и правил.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы; когда человек ведет себя не в соответствии с нормами и стандартами поведения, принятыми в данном обществе.

Можно сказать что девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков человека социальным ожиданиям.

Девиантное поведение состоит из трех компонентов.

1. Человек, которому свойственно определенное поведение.

2. Ожидание, или норма, которая является критерием оценки поведения.

3. Другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение.

В социологии есть подход, в соответствии с определением которого девиант – это тот, кто в данном обществе, в данный момент перешел границы терпимости (талейрантности) общества.

В обществе не существует четких критериев, определяющих девиантное поведение. И очень трудно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в обществе, а какие нет. Кроме того, в разных обществах, с разными типами культур по-разному будет оцениваться и поведение человека (например, в христианской культуре, мужчина, входящий в храм, должен снять головной убор, в то время как в иудаизме мужчина в синагоге должен находиться с покрытой головой).

Наиболее яркими примерами девиации служат бесчеловечные поступки – убийство, изнасилование. Но даже эти поступки не всегда можно назвать девиантными, поскольку убийство при определенных случаях оправдано: оно не только разрешено, но и вознаграждается во время войны.

По целям и направленности различают следующие типы девиантного поведения:

1. Деструктивное. Поведение, нарушающее систему социальных связей (например, поведение студента, провоцирующего всю группу сбежать с семинара).

2. Асоциальное. Поведение, неодобряемое окружающими, но не нарушающее системы социальных связей (например, поведение человека, который мусорит на улице).

3. Противоправное или делинквентное. Под деликвентным поведением понимается нарушение законодательства.

Основные концепции девиантного поведения: Э.Дюркгейм, Р.Мертон, теория «навешивания ярлыков»

Дать однозначный ответ на причины отклоняющегося поведения невозможно. Слишком велико разнообразие отклонений, слишком много факторов лежат в их основании. Тем не менее, исследователи называют несколько, на их взгляд, важнейших причин, заставляющих каждого из нас время от времени нарушать социальные нормы, а значительную часть людей – совершать преступления. По мнению Э. Дюркгейма, девиацию вызывает социальная аномия – состояние общества, которое характеризуется разложением системы ценностей, кризисом всего общества, его социальных институтов. В этой ситуации люди не могут понять, как следует и как не следует себя вести. Уровень отклоняющегося поведения существенно возрастает (во время войн, революций и иных социальных катаклизмов). Р. Мертон выявил три противоречия современного общества, являющиеся источниками девиации: 1) между ценностями и нормами, господствующими в обществе; 2) между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения; 3) между интересами и потребностями человека и невозможностью, по его мнению, их реализовать никаким иным путем, кроме как отступлением от нравственных и правовых норм. Второе противоречие (между целями и средствами) послужило для Р. Мертона основой для выделения пяти различных реакций людей на их соотношение: 1) конформизм, когда люди интернализуют цели данного общества и используют социально одобряемые средства для их достижения (такое поведение является нормативным и способствует стабильности любого общества); 2) инновация, когда люди придерживаются одобряемых целей, но отвергают общепризнанные средства для их достижения (позитивная инновация – творчество, негативная – мошенничество); 3) ритуализм, когда люди отвергают цели, но при этом продолжают механически использовать одобряемые средства их достижения (люди, не верящие в Бога, соблюдают религиозные обряды и обычаи только потому, что "так принято"); 4) ретритизм, когда люди отвергают и цели, и средства их достижения, ничего не предлагая взамен (алкоголики, бродяги); 5) бунт, который также сопровождается отказом от социально одобряемых целей и средств их достижения, но при этом бунтари взамен предлагают свои цели и средства (революционеры, террористы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13851. Анализ романа Алекса Гарленда «Пляж» 27.1 KB
  Бартули Регина Анализ романа Алекса Гарленда Пляж Романантиутопия английского писателя А. Гарленда Пляж был написан в 1997 году. Данный роман описывает людей так называемого поколения х родившихся в разных странах с 1965 по 1982 гг. В годы после войны во Вьетна
13852. Эссе по книге Энтони Берджесса «Заводной Апельсин» (1962) 34.87 KB
  Зиганьшин М. А. Задание по курсу Политическая этика Эссе по книге Энтони Берджесса Заводной Апельсин 1962 Выше огненных созвездийБрат верши жестокий пирВсех убей кто слаб и сирВсем по morder вот возмездиеВ зад пинай voniutshi мир Роман Энтони Берджесса З...
13853. Эссе. Фильм «Ельцин. Три дня в августе» 32.16 KB
  Золотухиной Ирины политология. 4 курс Эссе. Фильм Ельцин. Три дня в августе Ельцин. Три дня в августе художественный фильм снятый журналистами телеканала НТВ о противостоянии членов Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР и политического ру
13854. Эссе «Вам бы встретиться с моим сынком» 24.23 KB
  Эссе Вам бы встретиться с моим сынком И даже если у тебя не получится найти любовь завести семью я лучше изменю этот мир чем позволю ему изменить тебя2 Фильм Кейт Хартман Вам бы встретиться с моим сынком вышел на экран в 2010 году. По сюжету фильма сын г
13855. Dangerous minds 40 KB
  Копысова Е.А. Dangerous minds Приступая к анализу политикоэтических интенции в вышеобозначенном фильме стоит определить как мы будем интерпретировать политическое в данном контексте. Учитывая специфику выбранной картины целесообразно понимать политическое как ...
13856. Профессиональная учительская этика в романе Белл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» 52.5 KB
  Роман Белл Кауфман Вверх по лестнице ведущей вниз опубликованный в 1960х годах заслужил признание не только в США роман обрел известность стал популярным без преувеличения во всем мире. Действие романа происходит в школе им. Кальвина Куллинджа в НьюЙорке. Главный г
13857. «Белая гвардия» Булгаков. Эссе 43 KB
  Вадим Матвеев Белая гвардия Булгаков. Эссе. Роман Булгакова наполнен историческими событиями от начала и до конца. 1918 год. Украина объявила независимость провозгласив гетмана в связи с чем обострились националистические настроения и рядовые украинцы сразу ра
13858. Джордж Оруэлл «1984» 32.58 KB
  Мосогутова Евгения Политология 4 курс Джордж Оруэлл 1984 Роман антиутопия Оруэлла1984 отражает настроения царившие в ХХ веке. Автор берет за основу реалии современного ему мира и возводит их в гроте
13859. Эссе Анализ романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» 55.5 KB
  Эссе Анализ романа Шодерло де Лакло Опасные связи. Опасные связи единственный роман генерала Шодерло де Лакло основанный по утверждению автора на реальных событиях. Роман эпистолярного жанра что должно убедить читателя в подлинности излагаемого повествовани...