37965

ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Лабораторная работа

Физика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИФЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДОГО ТЕЛА Методические указания К лабораторной работе № 6 По курсу общей физики Уфа 2000 Составитель А.43 Проверка основных законов кинематики и динамики поступательного движения твердого тела; Методические указания к лабораторной работе № 6 по курсу общей физики Уфимск. Работа знакомит с...

Русский

2013-09-25

480 KB

26 чел.

        

          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИФЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

      ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ

КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ

ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

ТВЕРДОГО ТЕЛА

Методические указания

к лабораторной работе № 6

по курсу общей физики

Уфа 2000

 Бесплатно.

 

        

 

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИФЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ

КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ

ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

ТВЕРДОГО ТЕЛА

Методические указания

К лабораторной работе № 6

По курсу общей физики

Уфа 2000

Составитель А.Р. Бигаева

УДК 621.319.43

        Проверка основных законов кинематики и динамики поступательного движения твердого тела; Методические указания к лабораторной работе № 6 по курсу общей физики/ Уфимск.гос.авиац.техн. институт. Сост. А.Р. Бигаева, Уфа, 2000, 9c.

    

   Методические указания предназначены для студентов, выполняющих физический практикум по разделу ”Физические основы механики”.

Работа знакомит с основными законами кинематики и динамики поступательного движения твердого тела.

             Ил. 2.  Бибилиогр.: 3 назв.  

 

Формат 60x84  1/16

Бумага оберточная. Печать плоская. Усл.печ.л.0,6.Усл.кр.-отт.0,6

Уч.-изд.л.0,5.  Тираж 250   экз.   Бесплатно.

Уфимский государственный авиационный технический университет

Уфимская типография №2 Министерства печати и массовой информации

Республики Башкортостан

           Уфа-450000, Уфа-центр, Ул. К. Маркса, 12



     3

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Цель работы ………………………………………………4
  2.  Теоретическая часть……………………………………..4
  3.  Экспериментальная часть……………………………… 5
    1.  Схема прибора Атвуда……………………………....  5
    2.  Конструкция прибора Атвуда……………………… 7
  4.  Выполнение работы……………………………………….8
    1.  Подготовка прибора к измерениям………………….8
    2.  Измерение ускорения свободного падения…………8
    3.  Проверка второго закона Ньютона………………….9
  5.  Контрольные вопросы…………………………………….9
  6.  Список литературы………………………………………..9

             4

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ

КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ

ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

ТВЕРДОГО ТЕЛА

1.Цель Работы

Проверка основных законов кинематики и динамики поступательного движения твердого тела на машине Атвуда

 

2. Теоретическая  Часть

Простейшая форма движения – это механическое движение, которое характеризуется изменением с течением времени взаимного расположения тел или их частей относительно друг друга в пространстве.

Поступательным движением тела называется такое движение, при котором каждая линия, соединяющая две любые точки тела, сохраняет свое неизменное направление в пространстве. В случае равномерного и прямолинейного движения ускорение

           скорость                                                           (2.1)

           А путь                                                               (2.2)

При равнопеременном прямолинейном движении

                 (2.3)

                    и                                                              (2.4)

где   - начальная скорость тела;     - скорость в момент времени .

   Длина пути при таком движении равна

                                                                                  (2.5)  

При  уравнения (2.4) и (2.5) приобретает вид:

;                         (2.6),                                              (2.7)

Взаимодействие тел приводит к появлению ускорений и деформаций. Мерой такого взаимодействия является сила. Основным законом динамики поступательного движения является второй закон Ньютона, который устанавливает связь между взаимодействием тел и изменением характера движения. Второй закон Ньютона записывается и формулируется так: Изменение твердого тела по величине и направлению равно векторной сумме

5

импульсов сил, действующих на это тело;

                    (2.8)

где - такой малый промежуток времени, в течение которого все силы можно считать постоянными;

- импульс силы ;

-   импульс тела.

 Если масса тела постоянна, из формулы (2.8) получаем основное уравнение динамики поступательного движения в следующем виде:

    где                                             (2.9)

или                                 (2.10)

Ускорение, приобретаемое телом прямо пропорционально векторной сумме всех сил, действующих на тело, и обратно пропорционально массе тела (по направлению ускорение совпадает с направлением силы). Основные законы кинематики и динамики

могут быть проверены опытным путем на машине Атвуда.

                                     

3  Экспериментальная Часть

 3.1 Схема прибора Атвуда

Через ролик перекинута нитка с двумя одинаковыми грузиками массы .

Если на правый грузик положить небольшой перегрузок массы , то система тел начнет двигаться с ускорением под действием силы тяжести и пройдет путь .

На кольце дополнительный грузик отцепляется и дальше грузики, пройдут теперь уже равномерно, путь (действием силы трения пренебрегаем).

Запишем уравнения движения(второй закон Ньютона)  для каждого тела движущейся систем

              Рис (3.2)                         

               (3.1)

 

6

Из этой системы уравнений найдем, что                 (3.2)

На пути  система тел движется равноускоренно и у кольца будет иметь скорость:

                                                                                          (3.3)

Если измерить время равномерного движения и его путь, то скорость

                                                             (3.4)

Из уравнений (3.3) и (3.4) получим что

                                                                (3.5)

Из уравнений (3.5) и (3.2) найдем, что ускорение свободного падения

                                                      (3.6)

При проверке второго закона Ньютона необходимо, чтобы движущаяся масса была постоянной, а величина действующей силы изменялась.  Это можно осуществить, перекладывая перегрузки  и  с одного груза на другой. Сила, приводящая систему в движение равна разности весов правого и левого тел. Если оба перегрузка находятся на правом теле, то

                     

Если меньший перегрузок переложить на левое тело, то

                  

 Для двух различных случаев на основании второго закона Ньютона получим:

               и      

 Отсюда следует, что

7

Ускорения  и  могут быть найдены из соотношения

после измерения  и  

 

 3.2 Конструкция прибора Атвуда:

  Общий вид прибора Атвуда показан на рис. 3.2

На вертикальной колонке 1, закрепленной в основании 2, установлены  три кронштейна: неподвижный нижний кронштейн 3 и два подвижных кронштейна – средний 4 и верхний 5, а также верхняя втулка 6.

Основание оснащено регулируемыми ножками 7, которые позволяют произвести выравнивание положения прибора.

         

                                Рис 3.2

На верхней втулке 6 при помощи верхнего диска 8 закреплен узел подшипника ролика 9, ролик 10 и электромагнит 11. Через ролик проходит нить 12 с привязными на ее концах грузиками 13 и 14.

Электромагнит после подведения к нему питающего напряжения при помощи фрикционной в любом положении, устанавливая таким образом длину пути равномерно-ускоренного и равномерного движений. Для облегчения определения этих путей на колонке 1 имеется миллиметровая шкала 15, все кронштейны имеют указатель положения, а верхний кронштейн – дополнительную черту, облегчающую точное согласование нижней грани верхнего большого грузика с определенным началом пути движения.

На среднем кронштейне закреплен кронштейн 16 и фотоэлектрический датчик 17. Кронштейн 16 снимает с падающего вниз

 8

большого грузика дополнительный грузик  13, а фотоэлектрический датчик в это время образует электрический импульс, сигнализирующий начало равномерного движения больших грузиков и включающих миллисекундомер 20. Оптическая ось фотоэлектрического датчика (черта на его корпусе)

находится на уровне указателя положения среднего кронштейна.

Нижний кронштейн оснащен двумя кронштейнами 18 с резиновыми амортизаторами, в которые ударяют завершающие свое движение грузики, и фотоэлектрическим датчиком 19 с оптической осью на уровне указателя положения кронштейна, после пересечения которой нижней гранью падающего грузика образуется электрический сигнал, указывающий на прохождение грузиками определенного пути и выключающий миллисекундомер 20.

4 Выполнение Работы

4.1.  Подготовка прибора к измерениям

1) Наложить на ролик нить с большими грузиками и проверить, находится ли  система в состоянии равновесия.

2) При помощи регулируемых ножек основания привести колонку прибора в вертикальное положение.

3) Передвинуть средний кронштейн на избранную высоту над нижним кронштейном и таким образом установить оба кронштейна, чтобы больший правый грузик, падая, проходил через середину рабочего окошка фотоэлектрический датчиков( благодаря чему будет определен ).

4) передвинуть верхний кронштейн на заданную высоту над средним кронштейном и установить его в одной плоскости с остальными кронштейнами (таким образом, будет определен путь ).

5) Переместить правый грузик в верхнее положение, положить на него дополнительный грузик и проверить, находится ли система в состоянии покоя.

6) Отпустить систему, она должна прийти в движение.

7) Одновременно на кронштейне 16 должен быть задержан дополнительный грузик. Измерить электросекундомером время прохождения пути  правым грузиком.

8) Повторить измерения 3-5 раз

4.2. Измерение ускорения свободного падения

1) На правый большой грузик положить дополнительных грузиков.

2) Согласовать нижнюю грань правого грузика с чертой, нанесенной на верхнем кронштейне.

3) Измерить при помощи шкалы на колонке заданные пути равномерно

ускоренного  и равномерного  движений большого грузика.

9

4) Привести систему в движение

5) Измерить время движения большого грузика на пути .

6) Измерения повторить не менее 5-и раз.

7) Определить ускорение свободного падения по формуле (3.6).

8) Определить погрешность измерения ускорения свободного падения.

4.3 Проверка второго закона ньютона.

1) На правый большой грузик положить два дополнительных грузика массами  и .

2) Согласовать нижнюю грань большого правого грузика с чертой нанесенной на верхнем кронштейне.

3) Привести систему в движение.

4) Измерить время движения грузов на пути .

5) Измерения повторить не менее 5-и раз.

6) Переместить дополнительный грузик массы на левый большой грузик . Повторить действия пунктов 2, 3, 4, 5,  определить время движения грузов  на пути .

7) Рассчитать ускорения и  и   убедиться в справедливости соотношения (2.9)

                                5 Контрольные Вопросы

 

  1.  Какое движение называется равномерным и прямолинейным?
  2.  Как графически изображается зависимость пути от времени при равномерном прямолинейном движении?
  3.  Какое движение называется равномерным?
  4.  Напишите основные кинематические уравнения равнопеременного движения
  5.  Дайте определение ускорения. В каких единицах измеряется ускорение?
  6.  Сформулируйте и запишите второй закон Ньютона.
  7.  Как создается равномерное движение двух грузов на машине Атвуда?
  8.  Почему не рекомендуется ставить сплошную платформу очень близко к началу шкалы?
  9.  Каков метод измерения ускорения на машине Атвуда?
  10.  Как осуществляется изменение действующей силы на машине Атвуда?

Список литературы

                     1 Савельев И.В Курс общей физики. Т. 1. – М.:  Наука, 1998.

2 Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т. 1. – М.:  Наука, 1995.

3 Трофимов Т.И. Курс физики. – М.:  Высшая школа, 1998.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50008. Очерк жизни и педагогической деятельности преподавателя Оршанского педагогического колледжа им. И.К. Глушкова Татьяны Александровны Сморкаловой 11.31 MB
  Высокий уровень знаний выпускников Татьяны Александровны и качество их работы в дошкольных образовательных учреждениях подтверждает то, что цели, поставленные ею - научить студентов мастерству рисования и передать любовь к изобразительному искусству детям, успешно достигаются.
50010. Оператор ввода-вывода в Pascal 75 KB
  Составной оператор служит для записи в свое тело других операторов, последовательность которых рассматривается в данном случае как один оператор. Этим оператором начинается и заканчивается раздел выполнения основной программы, подпрограммы, функции. После последнего оператора END основной программы ставится точка.
50011. Методы оценки надежности конструкций 260.5 KB
  Он заключался в том что для любого волокна конструкции должно было выполняться условие k S Sдоп где Sдоп допускаемое напряжение; S напряжение в волокне определяемое методами строительной механики; k коэффициент запаса. В этом методе коэффициент запаса для всех конструкций из данного материала был одинаков что не отвечало фактической работе таких комплексных материалов какими являются железобетон и каменная кладка компоненты которых имеют различные механические характеристики и в соответствии с этим в различной степени и с...
50013. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК 26.5 KB
  Это особенно заинтересовано обеспокоено окончательным использованием этой информации или как основание для решения или действия или как ввод к другой системе или деятельность inhere немного сомнения что успех специфического приложения зависит тяжело от полного знания информационного потока в течение стадии планирования. Характеристики информации Хотя мы передаем информацию в некоторой физической форме напечатанные слова звуки ударил кулаком платы информация непосредственно Не материален. Даже при том что мы не можем видеть или...
50014. ВИЗНАЧЕННЯ СТАЛОЇ СТЕФАНА–БОЛЬЦМАНА 205 KB
  Прилади і матеріали Оптичний пірометр із зникаючою ниткою електрична лампочка розжарення регулятор напруги ватметр блок живлення пірометра акумуляторна батарея В даній лабораторній роботі для знаходження сталої СтефанаБольцмана застосовується метод порівняння потужності електричного струму яка витрачається на розжарення вольфрамової нитки електричної лампочки і потужності теплового випромінювання з поверхні цієї нитки. Прилади для вимірювання температури нагрітих тіл за інтенсивністю їх теплового випромінювання в оптичному...
50016. Анализ пропускной способности каналов систем электрической связи 61 KB
  Расчет учебного времени № п п Учебные вопросы занятия Время мин I. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению практического занятия Методическая разработка занятия предназначена для преподавателе проводящих занятия с курсантами обучающимся по специальности Эксплуатация многоканальных телекоммуникационных систем средств и комплексов и...