3798

Современная украинская литература

Реферат

Литература и библиотековедение

Современная украинская литература Провозглашение независимости Украины (24 августа 1991г.) и перестройка самостоятельного государства создали принципиально новые, вполне благоприятные условия для развития культуры. 19 февраля 1992 Верховная Рада Укр...

Русский

2012-11-07

21.09 KB

82 чел.

Современная украинская литература

Провозглашение независимости Украины (24 августа 1991г.) и перестройка самостоятельного государства создали принципиально новые, вполне благоприятные условия для развития культуры. 19 февраля 1992 Верховная Рада Украины приняла "Основы законодательства о культуре", которыми предусмотрены меры дальнейшего развития украинской национальной культуры. Развитие литературного процесса является неоднозначным. Продолжают творить писатели и поэты старшего поколения: И. Драч, Р. Иваничук, П. Загребельный, Л. Костенко, Ю. Мушкетик, Б. Олейник, Д. Павличко. Однако литература ощущает на себе давление рынка, она вынуждена идти за читателем (покупателем). Эта тенденция способствует развитию массовой и популярной литературы, преимущественно русскоязычной. Расцветают такие жанры, как фантастика, детектив, любовно-авантюрный роман. Известными далеко за пределами Украины писателями-фантастами является Генри Лайон Олди (коллективный псевдоним Д. Громова и А. Ладыжинского), А. Валентинов, М. и С. Дяченко, мастером любовно-авантюрного жанра считается Симона Вилар (Н. Гавриленко).

Современная украинская литература

Термин «современная украинская литература» - это, как правило, совокупность литературных произведений, написанных с момента получения украинским народом независимости своей страны (1991 г.). Такое временное распределение было вызвано тем, что именно в 1991 году художественный стиль с социалистическими идеями начал вымирать, а вместе с ним — вся политическая цензура. Именно с этого времени украинская литература потерпела серьезные изменения.

Таким образом, к литературному сообществу открылись двери юным, более смелым представителям слова и идеи, которые способствовали активному использованию следующих литературных приемов: постмодернизму и неоавангардизму с применением суржика, сленга, нецензурной лексики и других эпатажных приемов.

С политикой перестройки начались процессы перестройки и в культурных кругах, появились новые организации и объединения. Одним из первых литературных объединений, которые воспользовались общественными условиями и происшествиями, а также возможностью свободно выражать мысли на родном украинском языке, было объединение «Бу-ба-бу», организованное в 1987 году. Во главе ТО «Бу-ба-бу» стояли «патриарх» объединения Юрий Андрухович, литературовед Выктор Неборак и писатель, переводчик Александр Ирванец.

Следом за творческим объединением «Бу-ба-бу» своими выступлениями и публикациями одиночных украинских эссеистов и поэтов конца девяностых-начала нулевых, было создано множество других литературных группировок: «Пропала грамота», «Червона фира», «Орден Чину Идиотив», творческая ассоциация «500», «Новая дегенерация» и другие.

Известными украинскими литераторами были и являются на сегодняшний день Оксана Забужко, Юрий Андрухович, Павел Коробчук, Ирена Карпа, Любко Дереш, Сергей Жадан, Олесь Ульяненко, Евгения Кононенко, Андрей Курков и многие другие.

С развитием современной украинской литературы творческие организации приступили к активному сотрудничеству с украинскими издательствами, которые уже давно отошли от привычного истеблишмента бывшего Советского Союза. Но всегда ощущалось противостояние современникам со стороны традиционных писателей, которые никак не воспринимали молодое поколение и обвиняли его в пренебрежении классических моральных принципов. Таким образом, в 1997 году была основана Ассоциация украинских писателей, возглавленная Тарасом Федюком и направленная на протест устаревшим литературным уподоблениям. В состав Ассоциации входили Юрий Андрухович, Павел Гирник, Виктор Неборак, Дмитрий Стус, Иван Малкович и другие. Одним из наиболее ярких протестов против советского консерватизма был отказ Юрия Андруховича от высшей государственной литературной премии — Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Подобные протесты поспособствовали возникновению аналоговых конкурсов и наград: «Коронация слова», литературный конкурс издательства «Смолоскып» и многие другие.

Вместе с проникновением в массы людей сети интернет количество современных литераторов, которые публиковали свои сочинения на специальных литературных блогах и веб-порталах, увеличилось в десятки раз, и это в большой степени укрепило культурную платформу современной Украины и вывело ее на международный уровень литературы и творчества.

Современный кинематограф

В 1990-х украинское телевидение начало освоения распространенного во всем мире жанра телесериала ( "Роксолана", режиссер Борис Небиеридзе, "Остров любви", режиссер Олег Бийма). На рубеже 2000 г. ряд украинских актеров снимается в зарубежных фильмах. Огромный успех имел фильм польского режиссера Ежи Гофмана "Огнем и мечом", в котором украинский актер Богдан Ступка сыграл роль гетмана Богдана Хмельницкого. С этого времени Богдан Ступка стал главным гетманом украинского экрана - ему принадлежат также роли в историческом сериале "Черная рада" Николая Засеева-Руденко (2000) и фильме Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу" (2001). Исторические темы также стали ведущими в творчестве режиссера Олеся Янчука. На протяжении 1990-х - первой половины 2000-х г. им были сняты такие фильмы, как "Голод-33" (1991) о трагической судьбе украинской семьи времен Голодомора, "Атентат - Осеннее убийство в Мюнхене" (1995), "Непокоренный" (2000) и "Железная сотня" (2004), которые стали попыткой донести до зрителя правду о жизни и боевом пути командиров и воинов Украинской повстанческой армии. В течение последних лет в украинский кинематограф пришло новое поколение кинематографистов. В 2001 году начинающий постановщик Тарас Томенко одержал победу в конкурсе "Панорамы" Берлинского фестиваля. В 2003 году, уже в основном конкурсе получил Серебряного медведя фильм украинского аниматора Степана Коваля "Шел трамвай № 9". В 2003 году фильм "Мамай" Олеся Санина впервые представлял Украину на премии "Оскар". В

Современный театр

За годы независимости в Украине появилось много новых театров, возрастает интерес к народному и уличному театру. Украинское драматическое искусство все активнее интегрируется в европейское культурное пространство. Мировое признание получил театральный режиссер Роман Виктюк, творчество которого стало весомым вкладом в мировую театральную эстетику конца ХХ в. Известный далеко за пределами Украины и другой украинский режиссер - А. Жолдак. Ряд талантливых актеров украинского театра - Б. Ступка, А. Роговцева, А. Хостикоев, Н. Сумская и др. с большим успехом снялись в отечественных и зарубежных кинолентах. Сейчас в Украине ежегодно проходит ряд международных театральных фестивалей, которые подтвердили свой авторитет в Европе: «Киев майский» в Киеве, «Золотой Лев» во Львове, «Тернопольские театральные вечера», «Дебют» в Тернополе, «Херсонесские игры» в Севастополе, «Мельпомена Таврии» в Херсоне, «Рождественская мистерия» в Луцке, «Интерлялька» в Ужгороде.

Современная музыка

На современной украинской сцене представлены почти все музыкальные направления: от фолка до acid джаза. Активно развивается клубная культура. Популярность многих украинских поп-исполнителей - Софии Ротару, Ирины Билык, Александра Пономарева, ВИА ГРЫ, Ани Лорак, Верки Сердючки - давно пересекла границы Украины и утвердилась в странах СНГ. Популярная музыка представлена на фестивалях «Червона рута», «Таврийские игры», «Чайка» и др.

Исполнители из Украины достойно представляли Украину на конкурсах Евровидения, в частности Руслана, которая синтезировала в своей музыке фольклорные мотивы карпатского региона, стала победительницей конкурса Евровидение-2004, завоевав для Украины право на проведение следующего конкурса - Евровидение-2005. На Евровидении-2007 отличилась Верка Сердючка, заняв второе место.

Наряду с этим, развивается украинская рок-музыка. Среди самых известных групп - «Океан Эльзы», «Вопли Видоплясова», «Танок на майдане Конго», «Крошка Цахес», «Скрябин», «Тартак», «Плач Иеремии». Регулярно проводятся украинские рок-фестивали «Рок-экзистенция», «Тарас Бульба» и другие.

Среди музыкальных групп приобретают популярность чисто вокальные ансамбли, такие как «Пиккардийская терция» и «МенСаунд». Представлено на Украине также и искусство джаза - международные фестивали джазовой музыки проходят в разных городах страны, среди самых известных - Jazz Bez и Jazz Koktebel. Значительный вклад в популяризацию джазового движения в Украине сделали Владимир Симоненко и Алексей Коган.

Тенденция к использованию фольклора современными украинскими музыкантами становится все более отчетливой. Одной из первых начала использовать народные мотивы в рок-музыке во второй половине 1980-х гг. уже легендарная группа «Вопли Видоплясова». Опираясь на фольклорную основу, новую самобытную украинскую музыку творят «Скрябин», «Мандры», «Гайдамаки», Тарас Чубай, Марийка Бурмака и многие другие исполнители. Свидетельством роста интереса к фольклору стало учреждение в Украине двух фестивалей этнической музыки - «Страна мечты» в Киеве и «Шешоры» в Ивано-Франковской области.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34620. Мастерство полемического стиля Белинского 23 KB
  Приемы полемики: каждая статья носит прямой или скрытый полемический характер. прием интеллектуальной бури. прием иронической ремарки независимо от того о ком он пишет. прием притворного простодушия.
34621. Историко-литературная концепция Белинского и ее эволюция 45.5 KB
  Вся литература до Пушкина пересаженное иноземное растение. Сочинения Пушкина периоды: Ломоносовский карамзинский державинский пушкинский. Русская литра развивалась по двум направлениям которые слились в творчестве Пушкина. НШ как понимал ее Белинский никак не связана с творчеством Пушкина.
34622. Творчество Лермонтова в оценке критики 40-х гг 29 KB
  Его ждет душевная чахотка и гибель. Белинский: когда вышел роман Белинский пишет: дьявольский талант глубокий и могучий ум озлобленный рассудочный охлажденный взгляд Пушкин умер не без наследника лейтмотив статьи Белинского про Л. Белинский попал под магическое влияние и скучно и грустно назывет его рефлекторным следовательно вся поэзия Л рефлекторна. бел оправдывает рефлексию безверие.
34623. Споры вокруг творчества Гоголя в критике 30 – 40-х гг 27 KB
  Аксаков и Белинский. Бел в ЛМ 1834 г. В 1839 Бел пишет статью Горе от ума где большая часть посвящена Ревизору в которой пытается навязать читателю примирение с действительностью. МД Бел много сделал для того чтобы рукопись вышла в печать.
34624. Цикл статей Белинского «Сочинения Пушкина» 24.5 KB
  Цикл статей Белинского Сочинения Пушкина С 1843 г. В грусти наиболее национальная черта поэзии Пушкина. Пушкина сотворила натура и история 1 2 3 статьи монографический обзор литературы 19 века: Ломоносов Державин Жуковский. С 4 статьи в строго хронологическом порядке исследует творчество Пушкина.
34625. Писатели НШ в оценке критики 40-х гг 22.5 KB
  Началась полемика. Эта полемика продолжалась и в обзорах Белинского. Полемика не привела к победе западников над с ф но она дала импульс к развитию критического реализма.
34626. Неославянофильство и почвенничество в критике 50 – 60-х гг 29 KB
  Основные идеи неославянофильства и почвенничества: идеализация общинного национального сознания соборность русского народа в силу климата географического положения соборность смиренномудрие национальный характер сохраняется не только в крестьянстве но и в купечестве. Размышляет что такое СОБОРНОСТЬ. Разводит понятия СОБОРНОСТЬ и КОЛЛЕКТИВ. Соборность не уничтожает индивидуальность народа.
34627. Философские искания Белинского. Основные периоды критической деятельности 35.5 KB
  Философские искания Белинского. В отношении к Белинскому всегда были крайности любви и ненависти. После смерти Белинского его имя запретили упоминать в печати. Пыпин в монографии Белинский.
34628. Основные положения эстетического кодекса Белинского 29.5 KB
  Художники все понимают. Великий художник мыслит не образами внешнего мира а категориями внутренней красоты. Художник медиум; он передатчик воли абсолютной разумной силы. Отсюда он выделяет у художника такие категории как естественность правдивость верность действительности.