38006

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КОМПЛЕКСНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТОДОМ НАСЫЩЕНИЯ

Лабораторная работа

Физика

При этом выход единственного комплекса увеличивается соответственно увеличивается и оптическая плотность раствора измеренная на длине волны максимального поглощения комплекса. Точка пересечения прямых соответствует стехиометрическому соотношению СR CM = M n для комплекса состава MnRM. В случае образования малопрочного комплекса точку пересечения находят экстрополяцией линейных участков кривой. Применяется в тех случаях когда мы не можем надежно определить точку излома малопрочный комплекс побочные процессы при насыщении сдвиг рН...

Русский

2013-09-25

42 KB

48 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КОМПЛЕКСНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТОДОМ НАСЫЩЕНИЯ

Все методы определения состава комплексных соединений в своей  основе   имеют один и тот же принцип: при последовательном изменении общих концентраций металла и лиганда оптическая плотность изменяется и становится максимальной при стехиометрическом соотношении концентраций – СR/ См.

Простейшим методом определения состава является метод молярных отношений.  Эксперимент ведут следующим образом: при постоянной общей концентрации металла постепенно увеличивают концентрацию лиганда . При этом выход единственного комплекса увеличивается, соответственно увеличивается и оптическая плотность раствора, измеренная на длине волны максимального поглощения комплекса. Результаты измерений представляют в виде графической зависимости  D = f(CR\CM). если образуется единственный прочный комплекс, то зависимость имеет вид двух пересекающихся прямых. Точка пересечения прямых соответствует стехиометрическому соотношению СR\CM = M\n для комплекса состава MnRM.

В случае образования малопрочного комплекса точку пересечения находят экстрополяцией линейных участков  кривой. Для большей точности проводят несколько серий в разных концентрационных условиях, используют не только прямое, но и обратное насыщение и т.д., а затем усредняют результаты.

Пример 1. Метод молярных отношений. а) прямое насыщение, прочный комплекс 1:1 б) прочный комплекс 1:2 в)малопрочный комплекс 1:1 г) обратное насыщение, образуется прочный комплекс 1:1 д) обратное насыщение, образуется прочный комплекс 1:2.

Метод отношения наклонов (Гарвея-Меннинга). Применяется в тех случаях, когда мы не можем надежно определить точку излома (малопрочный комплекс, побочные процессы при насыщении, сдвиг рН, наложение окрасок комплекса и свободных реагентов и другие помехи). Используются только начальные участки восходящих ветвей на обоих графиках (прямого и обратного насыщения). Таким образом, здесь обязательно проведение двух экспериментальных серий. Так как в обеих сериях мы используем только участки с большим избытком одного из компонентов, то диссоциация комплекса подавляется, выход его приближается к 100% и мало отличается от точки к точке, а, следовательно, на графике исследованные точки лежат на прямолинейных участках (пример 2)

Как было показано в 1950 г. Гарвеем и Меннингом, отношение наклонов соответствующих прямолинейных участков в сериях прямого и обратного насыщения соответствует стехиометрическому составу комплекса ( при условии, что в обеих  сериях образуется тот же комплекс,  свободные реагенты не поглощают или их поглощение мы в каждом случае вычли из общего поглощения).

      В серии прямого насыщения СR – переменная и намного меньше, чем См, значит выход комплекса и его оптическая плотность зависят только от концентрации введенного реагента:

                              

В серии обратного насыщения См – переменная и намного меньше, чем  CR, значит, выход комплекса и его оптическая плотность зависят  только от концентрации введенного металла:

                              

Очевидно, что наклон прямой серии (для координат СR – Д) равен

а для второй серии                (в координатах См – Д). Отношение этих наклонов                                           , что  и используется для определения состава. Очевидно, на графиках , приведенных выше, (пример 2) состав комплекса 2:1 в первом и 1:1 во втором случае.

    Точность метода Гарвея-Меннинга зависит от прочности комплекса, постоянства молярного коэффициента в обеих сериях и аккуратности выполнения эксперимента. Правильность полученных результатов зависит прежде всего от того, насколько точно мы установили концентрацию исходных растворов М и R. В случае органических фотометрических реагентов точная концентрация их растворов часто известна лишь приблизительно, поэтому метод Гарвея-Меннинга (как и многие другие методы насыщения) не годится. В этом случае удобно  использовать метод Асмуса.

Метод Асмуса. При неизменных условиях (рН,     Т, общий объем раствора, способ фотометрирования и т.п.) к постоянному количеству соли металла добавляют переменные количества реагента в виде раствора приблизительно известной концентрации (вводим VR  мл, где VR меняется в широких пределах). Измеряют оптическую плотность раствора на длине волны, где поглощает только комплекс и хорошо выполняется закон Бера.

    Асмус показал, что если процесс комплексообразования соответствует схеме

то выполняется соотношение

А и В – постоянные в данной серии и зависят они только от природы системы, К- общая константа нестойкости образующего комплекса (условная),        -приведенная оптическая плотность,  

Следовательно, в координатах  1/ VR -   /D экспериментальные точки лягут на прямую, если в расчете мы использовали истинное значение      . Так как возможны только целочисленные значения     , то на практике рассчитывают значения для различных         (1,2,3,…) и откладывают их на графике как функцию от         . Затем выбирают то значение      , при котором точки легли на прямую. Для остальных значений получаются различные параболы. Данные заносят в таблицу:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ   ЧАСТЬ

Получите у преподавателя задание. Продумайте ход эксперимента, его условия, требующиеся растворы и посуду, тип прибора. Надо выбрать такую длину волны, на которой затем будет измеряться оптическая плотность растворов, чтобы на ней поглощал только комплекс, но не свободные реагенты, взятые в избытке. Поэтому предпочтительнее вести исследование с бесцветными реагентами (тайрон, салициловая  или сульфосалициловая кислота, пирокатехин и т.п.) Желательно использовать такой раствор соли металла, который бы даже в отсутствие избытка реагента не выпадал в осадок при использованном значении рН, и , с  другой стороны, не был бы сильно кислым или щелочным, чтобы при варьировании СМ не изменялось бы значение рН раствора. Обязательно буферирование растворов.

В задачу студента входит определить состав комплекса всеми тремя                рассмотренными методами при одном значении рН или трех значениях рН, когда образуются различные комплексы.

Пример: исследование состава комплекса ксиленоловый оранжевый-цинк(II) при рН=4,0.

Химизм реакции:

Так как реагент содержит значительное количество примесей, и его точная концентрация не указана (предложен раствор примерно 10-4М), то выбран метод Асмуса.

Методика: в мерную колбу на 50 мл вводим 5,0 мл раствора цинка с точно известной концентрацией порядка 10-4М и   VR мл раствора красители ксиленолового оранжевого (далее КО). Величина VR  варьируется в разных опытах: 0;  0,05;  0,10;  0,15;  0,20;  0,50;  2,0 ; 3,5 мл. Добавляют по 5 мл ацетатного буфера с рН=4 и воды до метки. Каждый раствор переносят в коническую колбу. Измеряем через 5 минут после смешивания и доведения водой до метки оптическую плотность растворов на приборе ФЭК-56 с зеленым светофильтром в кювете с толщиной слоя 5 см для первых и 2 см для последующих точек. Для проверки толщины слоя один из растворов измеряют в обеих кюветах, а после пересчета используют исправленное значение

Все растворы фотометрируют против холостых. Холстые готовят так же, как исследуемые, но без цинка. Необходимость такого фотометрирования связана с тем, что КО заметно поглощает и в отсутствие цинка. Данные занося в таблицу, строят графическую зависимость           от

Вывод: в данной системе образуется комплекс состава…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75570. Наша шкільна бібліотека. Як англійці пишуть листи 60.5 KB
  Обладнання: підручник комплект Jigsw sentences for Wrmup НО1 зразок написання приватного листа Н02 Jumbled prts of the informl letter H03 текст The rt of LetterWriting H04 True or Flse HO5. Т: The topic of our tody\'s lesson is The wy Englishmen write letters nd The rt of LetterWriting . By the end of the lesson you should be ble: to get cquinted with the lyout of informl letter nd some rules tht you should follow if you wnt to write n interesting letter to your friend; to improve your communictive writing skills; to tlk...
75571. Національні традиції Великобританії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 53.5 KB
  Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в ньому (scanning). Підготувати учнів до самостійного висловлювання про національні традиції Великобританії на основі інформації, що міститься в тексті.
75572. Генрі - великий американський письменник. Контроль позакласного читання 74 KB
  Практикувати учнів в аудіюванні з метою максимально повного та точного розуміння всіє інформації, що міститься в тексті. Проконтролювати підготовку позакласного читання.
75574. Сполучені Штати Америки, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 68.5 KB
  Обладнання: підручник географічна карта США граматична таблиця Узгодження часів в англійській мові пісня meric the Beutiful НО1 текст Kthrine Lee Btes H02 True or Flse H03 Keyfcts H04. Т: The topic of our todys lesson is The geogrphicl position of the United Sttes of meric...
75575. Географічне положення Сполучених Штатів Америки, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 55.5 KB
  Обладнання: підручник географічна карта США граматична таблиця Узгодження граматичних часів в англійській мові Mtch the pirs НО1; таблиця The Sequence of Tenses H02. Т: The topic of our...
75576. Нью-Йорк - найбільше місто США 61.5 KB
  Т: Tody we re going to tlk bout New York the lrgest city in the US. Предявлення тексту для читання New York впр.Т: Wht do you think Why do people like to trvel to different countries nd cities Do you wnt to know more bout the world too Why Comment the quottion of Jmes Bone New York is the city of dredful heightrdquo;.New Yorkthe Hudson RiverMnhttnBrodwyWll StreetStock Exchnge в Do you know wht the following words menВиконання впр.
75577. Визначні та пам’ятні місця США. Узгодження часів в англійській мові 73.5 KB
  Обладнання: підручник географічна карта США граматична таблиця The Sequence of Tenses HO1 Chnge the pronouns nd dverbs H02 Wht do they chnge for H03 Detective Dniels’ Report H04 True or Flse HOs. The def reporter sks Wht did he she sk nd wht did he she sy The student who sked the question reports his her question nd the nswer he she got. Word flshcrds: How old re you Where do you live re you mrried Hve you ever been to Mdrid before Do you like Spnish food re you stying here long Hve you visited Toledo Whos your...
75578. Визначні та пам’ятні місця США 76.5 KB
  By the end of the lesson you should be ble: to recognize understnd nd operte lexicl mteril bout the Gret Lkes the most interesting plce of the US; to identify min ides nd detils from the text for reding...