38212

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ

Лекция

Политология и государственное регулирование

Информация сегодня важнейший ресурс и источник, обеспечивающий эффективное функционирование государства, межгосударственных отношений, различных регионов. Без развития информационной деятельности невозможен экономический рост и технический прогресс.

Русский

2014-11-30

86.5 KB

19 чел.

ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ

  1.  Становление и развитие информационного рынка
  2.  Особенности формирования регионального информационного рынка

  1.  Становление и развитие  информационного рынка

Информационный рынок следует рассматривать как систему экономических и социальных отношений в процессе воспроизводства общественного продукта.

Это непосредственная производительная сила общества, фактор производства, общественное богатство, национальный и региональный стратегический ресурс, объект товарно-денежных отношений, среда формирования социальных и культурных связей.

Страны, которые все больше получают преимуществ в развитии информационной среды и имеют большой потенциал информационного рынка, приходят к радикальным изменениям в экономических, политических, социальных отношениях. Закономерность настоящего времени является такой, что информация превращается в важный экономический ресурс, который становится одним из важнейших факторов производства, основой эффективного использования других видов ресурсов и предпосылкой эффективности всех видов деятельности.

В последние 20-25 влияние информации и информационных технологий на развитие экономики столь велико и значимо, что в рамках экономической теории выделяют информацию в самостоятельный фактор производства. Информацию изучают и анализируют с позиций товара, а информационные отношения с позиций товарных отношений.

Информация сегодня важнейший ресурс и источник, обеспечивающий эффективное функционирование государства, межгосударственных отношений, различных регионов. Без развития информационной деятельности невозможен экономический рост и технический прогресс.

Рост мировых рынков информации стабилен и отличается стабильным приростом инвестиций. Особые качества информации как товара привели к формированию мирового информационного пространства (Интернет).

В условиях перехода отечественной экономики на рыночные отношения к уровню развития и использованию информационных ресурсов предъявляются качественно новые требования, вытекающие из необходимости информатизации всех сфер деятельности общества, и, прежде всего – экономических. В этой связи защита информации становится доминирующим аспектом конкурентоспособности предприятий, отраслей и регионов страны.

В Украине информационные отношения регулируются Конституцией, Законом «Об информации» и другими нормативными актами. Согласно Конституции Украины все граждане, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, что означает возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых для реализации их прав, свобод, законных интересов и осуществления их функций и заданий. Эти права закреплены и во Всеобщей декларации прав человека ( ст.19)

Формирование информационного рынка Украины началось сравнительно недавно и по уровню развития он ощутимо уступает информационным рынкам экономически развитым странам.

Раскрытие сущности понятия “информационного рынка или «рынка информации» является одним из наиболее проблемных для многих  экономистов, социологов и философов, занимающихся анализом данной категории.

Черты рынка

Отсутствие стандартов культуры работы с информацией в переходный период в Украине, несоблюдение мировых стандартов рыночных отношений  в данной сфере сформировали значительный теневой (и черный) рынок информации в нашей стране. А также крайне отрицательно влияют на рыночные отношения факты тезаврирования информации. Это во многом определяет то несовершенство рыночных отношений, формирует множество скрытых форм развития рынка. И делает невозможным полный его анализ и учет информационных ресурсов.

Информационный ресурс следует рассматривать как экономическое отношение в процессе воспроизводства общественного продукта, как непосредственную производительную силу общества, как фактор производства, как общественное богатство, как национальный и региональный стратегический ресурс, как объект товарно-денежных отношений.

По мнению многих  экономистов и специалистов по программированию, роль информации, как одного из основных факторов производства, будет всемерно возрастать для всех уровней экономики – для микроуровня (уровня отдельных субъектов хозяйствования – предприятий, организаций и предпринимателей), макроуровня (уровня национальной экономики), мезоуровня (уровня группы предприятий, отраслей и подотраслей национальной экономики) и мегауровня (уровня мирового хозяйства и национальной экономики с выходом на мировые рынки).

Основными субъектами информационного рынка являются:

  •  Органы государственного управления
  •  Органы государственной статистики
  •  Производители программных продуктов
  •  Средства массовой информации и издательства
  •  Библиотеки и органы научно-технической информации
  •  Фирмы-провайдеры
  •  Учебные заведения, консультационные фирмы

Информационная услуга это совершение в указанной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей с целью удовлетворения их информационных потребностей.

Основными видами информационной деятельности являются получение, использование, распространение, передача и хранение информации. Подготовкой и предоставлением информационных продуктов и услуг занимаются специализированные информационные фирмы.

Таблица 1.

Виды деятельности и проблемы функционирования основных субъектов информационного рынка Украины

Субъект информационного рынка

Вид информационной деятельности

Проблемы и недостатки в организации информационной деятельности

Органы государственного управления

Правовая организация информационной деятельности

Несовершенная система информационного законодательства

Органы государственной статистики

Сбор, регистрация статистической информации, издание статистических справочников

Устаревшие классификаторы, обобщенные показатели, недостоверность и неполнота информации

Производители программных продуктов

Производство программных продуктов, создание банков и баз данных, баз знаний

Небольшое количество и недостаточное качество предлагаемых продуктов та отсутствие стандартов

Средства массовой информации и издательства

Предложение широкого выбора массовой, рекламной и коммерческой информации

Отсутствие стандартов информационной культуры и методов исследования спроса и предложения

Библиотеки и органы научно-технической информации

Распространение справочной и научно-технической информации

Недостаточная финансовая поддержка,

Отсутствие электронных версий изданий,

Неразвитость международных коммуникационных каналов

Фирмы-провайдеры

Предоставление доступа к сети Интернет, web-услуги

Отсутствие показателей и стандартов количественной и качественной оценки услуг,

Недостаточный уровень развития технических средств и технологий

Учебные заведения, консультационные фирмы

Предоставление услуг в сфере образования, исследования и услуги на заказ

Высокие, неадекватные цены на услуги

2. Особенности формирования регионального информационного рынка

Возникновение и развитие информационного рынка в регионе определяет ряд факторов. По отношению к информационному рынку, как рынку относительно новому, развивающемуся не только в Украине, но и во всем мир, и имеющему специфический объект купли-продажи информацию – это:

-  уровень концентрации информации;

-  уровень информатизации;

-   учет и оценка информационных ресурсов;

- обособление информационных услуг;

- развитие информационной инфраструктуры.

Формирование рыночных отношений по поводу купли-продажи  специфического товара информация предшествуют возникновению и развитию рынка информации и во многом определяют будущие характерные черты данного рынка.

Региональный  рынок информации  базируется на информационных ресурсах и аккумулирует их с целью их дальнейшего накопления, обработки, распространения, использования.

В регионе информационные ресурсы формируются как результат деятельности органов государственной власти, государственных и коммерческих предприятий, научных, учебных и общественных организаций, информационной деятельности частных лиц. В процессе формирования и использования и региональных, и национальных, и международных информационных ресурсов осуществляется сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам и регламенту.

Качество информационных ресурсов определяется адекватностью отображения действительности, возможностями использования в практической деятельности. Информационные ресурсы в региональном воспроизводственном цикле являются воспроизводимыми. Процесс их воспроизводства складывается из фаз создания, накопления, распространения и использования.

Классификация информационных ресурсов в регионе может быть проведена на основании нескольких подходов. Это и по форме собственности, и по источникам формирования, и по направления использования и т.п. Наиболее общей классификацией представляется классификация по формам собственности. В этой классификации информационные ресурсы можно подразделить на:

- государственные (в том числе региональных органов власти и предприятий местной собственности);

- межгосударственные ( международные);

- негосударственные (в том числе коммерческие);

- смешанной собственности;

- частные.

В зависимости от режима доступа следует различать информационные ресурсы следующих видов: открытые; полуоткрытые; служебные; секретные.

Основными отличиями информационных ресурсов региона от других видов  ресурсов являются следующие:

  1.  Информационные ресурсы непосредственно влияют на рост социально-экономических показателей и повышение эффективности  производства. Они не всегда может быть представлена в материально-вещественной форме, как другие традиционные виды ресурсов. Прежде всего, это различные виды нелицензированной и незапатентованной информации, «ноу-хау», знаний, которые не опубликованы и передаются в процессе ведения хозяйственной деятельности, принятия решений, в процессе обучения, повышения квалификации специалистов, их подготовки и переподготовки.
  2.  Достаточно сложно выделить стоимостные параметры информации и включить ее составным элементом в себестоимость продукции и услуг.  Определяя стоимость и потребительную стоимость, мы сразу сталкиваемся с комплексом отношений собственности и с вопросами присвоения, отчуждения, передачи, пользования и т.д., которые регламентируются именно на местах в регионах.
  3.  Информационные ресурсы становятся все более доступными, а информационная деятельность приобретает качества прозрачности. Что с одной стороны положительно, а с другой стороны нарушает требования к соблюдению коммерческой тайны, секретной информации, нивелируется понятие национальной безопасности и национальных интересов.
  4.  Информационные ресурсы обеспечивают качественные показатели в развитии трудовых ресурсов - повышение их квалификации. Именно благодаря свободному перемещению информации и информационных стандартов наша система образования начинает вливаться в мировое  сообщество, соблюдая международные правила и нормы. Что выражается  и в переходе на европейские стандарты обучения (Болонская система).  
  5.  Информационный ресурс формирует социокультурную среду в регионе. И создает новое массовое сознание. Потенциально, именно информационный ресурс даст возможность глубокой и относительно произвольной перестройки массового сознания.
  6.  Информационный ресурс, отвечающий современным требованиям научно-технического и общегуманитарного прогресса, способствует формированию и развитию прогрессивной структуры экономики и социальной сферы. Что развивает межотраслевые и территориальные связи между производителями, сбытовыми организациями и потребителями, упрощая и оптимизируя их. Развивает комплекс социальных норм и стандартов. Это позволяет приблизить структуру региональной экономики к современным национальным и  общемировым стандартам.
  7.  Информационные ресурсы являются базовыми в обеспечении интенсивного развития региональных рынков товаров и услуг, труда, недвижимости и т.д. Общее региональное  информационное пространство  обеспечивает интеграцию  и полное взаимодействие всех элементов рыночных структур, ускоряя и усовершенствуя их взаимодействие. Таким образом, именно информационные ресурсы обеспечивают эффект синергии в развитии рынков и рыночных отношений в регионе.
  8.  Информационные ресурсы формируют межрегиональные связи и развивают кооперацию на уровне национальных и межнациональных отношений.
  9.  Информационные ресурсы обеспечивают интеграцию региональных рынков в мировое экономическое пространство.
  10.  Информационные ресурсы не имеют четкой территориальной привязки. Что предполагает особую сложность в определении источников данных ресурсов.
  11.  Информационные ресурсы неограниченны. Их объемы громадны, а рост непрерывен.

Анализируя жизнь современного общества можно сделать вывод, что она строится на основе многосторонних информационных взаимодействий экономических и социальных институтов, отдельных граждан. Информационные системы совместно с банковскими, превратились в кровеносную сеть, обеспечивающую нормальное, бесперебойное функционирование хозяйственных комплексов регионов.

Именно многосторонние информационные взаимодействия в регионе обеспечивают движение капиталов, знаний, технологий – основу современного научного и социального прогресса. Оперативность, надежность, интенсивность, упорядоченность, конфиденциальность таких взаимодействий могут быть достигнуты только в интегрированной информационной среде, связывающей центры и службы обработки информации в государственные, региональные и локальные информационные системы. Таким образом, формируется и развивается единое информационное пространство регионов, в свою очередь формирующее единое информационное пространство нашей страны.

Единое информационное пространство Украины является не только необходимым условием гибкого и эффективного управления хозяйственной деятельностью, а также на основе мобильного использования информационных ресурсов и целостной, демократически ориентированной системы социально-политического информирования населения страны, но и инструментом эффективного использования информации и знаний о развитии рыночных отношений и формировании новых рынков.

Регион, во всейего совокупности физических и юридических лиц, государственных и коммерческих структур требует и потребляет огромное количество информации, формирует сложную информационную инфраструктуру и использует разнообразные средства связи.

Основной формой обобществления информационного ресурса является рынок, когда информационный продукт, как и любой другой товар, обладающий потребительной стоимостью и стоимостью, находит свое общественное признание на основе соотношения спроса и предложения. При этом на информационный продукт и услуги распространяются механизмы и  законы рынка и рыночной конкуренции, которые формируют структуру информационного комплекса, влияют на ценообразование, определяют основные тенденции в совершенствовании информационной техники и технологии.

Информация является своеобразным товаром, который продается и покупается на соответствующем рынке. Рынок информации в регионе – это сегмент рынка, удовлетворяющий потребности деловых кругов и населения в экономической, научно-технической, финансовой, коммерческой и других видах информации. Совокупность действий, направленных на удовлетворение таких потребностей, составляет региональную   информационную деятельность.

Особенности становления и развития информационного рынка Донецкого региона.

Характерные черты, определяющие специфику развития:

Высокая концентрация населения (высокоурбанизированный регион), промышленных предприятий (крупных и средних), рыночной инфраструктуры обуславливает  высокую концентрацию информации.

Развитая система межрегиональной кооперации и специализации предполагает значительные информационные связи  с регионами Украины и столицей г.Киевом.

Крупнейший регион Украины по уровню развития международной кооперации. Экспорт и импорт осуществляется в стран мира и сопровождается информационными потоками.

Стремительный рост объемов продажи информационной продукции

Широкое внедрение в информационную деятельность вычислительной техники и возможность удаленного доступа к БД по национальным и международным каналам связи и информационным сетям.

Пассивная информатизация в регионе

Значительное число высших и средних учебных заведений, постоянно потребляющих и создающих информационные продукты и услуги, а также опосредующие их движение.

Высокая концентрация промышленного производства, но направленного на добычу и первичную переработку сырья. Высокие  технологии представлены крайне незначительно,  а сфера производства ИТ технологий отсутствует. Что определяет  зависимость от стран-поставщиков мета-технологий и фактически делает нас информационно прозрачными.

Неготовность основной части населения воспринимать информацию как товар и работать  с информацией как  с товаром.

Неразвитость рыночных отношений, опосредующих куплю-продажу информации и информационных продуктов в хозяйственной деятельности региона.

Массовое тезарирование информации государственными и региональными органами управления.

Концентрация информационных услуг и информационного бизнеса в  крупных индустриальных центрах региона (г.Донецке, Макеевке, Мариуполе, Славянске, Краматорске).

Формирование и развитие  баз данных предприятий, организаций по  объемам не уступающим отраслевым (базы данных металлургических заводов, химических и т.д.).

Ускоренное структурирование информационного рынка на составные сегменты и заполнение новых ниш в информационном бизнесе.( по сравнению со стандартами высокоразвитых государств).

Активный инвестиционный процесс в информационную деятельность и информационный бизнес.

Формирование и развитие  культурных и этических стандартов в работе с информацией.

Потребность в формировании специфической информационной культуры в регионе.

Резкий разбег в  доступе к информационной культуре между центром и периферией.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39454. Правоотношения: понятие, виды, структура 133.5 KB
  Правовые отношения, проблема их понятия и содержания является одной из фундаментальных проблем теории права и юридической науки в целом. Её значение в регулировании всех отраслей права неоспоримо
39455. Создание качественных каналов связи на направлении Витебск – Браслав – Глубокое 217 KB
  В состав аппаратуры ИКМ120 входят аналогоцифровое оборудование формирования стандартных первичных цифровых потоков АЦО оборудование вторичного временного группообразования ВВГ оконечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП. Оконечное оборудование линейного тракта обеспечивает согласование выхода оборудования ВВГ с линейным трактом дистанционное питание НРП телеконтроль и сигнализацию о состоянии линейного тракта служебную связь между оконечными и промежуточными...
39456. Цифровое представление и цифровая обработка информации с применением средств вычислительной техники 352 KB
  кабель прокладываемый вдоль данной автомобильной дороги и необслуживаемыерегенерационные пункты НРП.2 Расчет длин регенерационных участков Размещение необслуживаемых регенерационных пунктов НРП вдоль кабельной ЛП осуществляется в соответствии с номинальной длиной регенерационного участка РУ для проектируемой СП. блоки линейных регенераторов в НРП не содержат искусственных линий ИЛ. Подставляя числовые значения в формулы 3 и 4 и округляя результат до целого числа определяем количество регенерационных участков: на секции ОП1ПВ:...
39457. Создание качественных каналов передачи и связи по направлению МИНСК-Барановичи-Брест 425 KB
  Расчетная частота кГц 17186 Номинальное затухание участка регенерации дБ 65 Номинальное значение тока ДП мА 200 Допустимое отклонение тока ДП мА 10 Допустимые значения напряжения ДП В 1300В650В относительно земли Максимальное расстояние ОРПОРП 200 км Максимальное число НРП между ОРП 66 Максимальное число НРП в полу секции ДП 33 Комплекс аппаратуры третичной ЦСП ИКМ480 предназначен для организации на внутризоновых и магистральной сетях связи пучков каналов по кабелю МКТ4 с парами 12 46 мм.1 Стойка оборудования линейного...
39459. Разработка рекомендаций по улучшению и совершенствованию корпоративной культуры в ООО АКБ-Сервис 1 MB
  Культура фирмы - не синоним понятия “климат”. Культура сама предполагает климат, ценности, стиль, взаимоотношения в данной организации. В ее понятие входят: некие постоянно повторяющиеся характеристики поведения людей
39460. Опрос как один из видов социологического исследования. Виды опросов. Понятие выборки 16.67 KB
  Метод опроса очень популярен, так как его легко организовать, это дешево, информация всегда содержательна. Негативные факторы: личность опрашиваемого (он не всегда обладает хорошей памятью, высоким уровнем культуры), качества самого социолога (он может не найти контакт с опрашиваемым), присутствие посторонних, несоблюдение анонимности.
39461. ЦИФРОВЫЕ И МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ УСТРОЙСТВА. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 10.72 MB
  Цифровые и микропроцессорные устройства : методические указания и задания к курсовому проекту для студентов специальностей 245 01 03 –Сети телекоммуникаций 245 01 02 –Системы радиосвязи радиовещания и телевидения. УДК ББК ISBN Учреждение образования Высший государственный колледж связи 2011 ВВЕДЕНИЕ Курсовой проект по дисциплине Цифровые и микропроцессорные устройства выполняется студентами специальностей 2–01 02 Системы радиосвязи радиовещания и телевидения 2–01 03 Сети телекоммуникаций...
39462. Процессы глобализации. Социальные последствия глобализации 17.18 KB
  Глобализация (в широком значении) – это объективный естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Глобализация проявляется в том, что социальные процессы в одной части мира во все большей степени определяют происходящее в др. частях мираов НРП вдоль кабельной линии передачи осуществляется в соответствии с номинальной длиной регенерационного участка РУ для проектируемой ЦСП. При необходимости допускается проектирование укороченных относительно номинального значения РУ которые следует располагать прилегающими в ОП или ПВ так как блоки линейных регенераторов в НРП не содержат искусственных линий ИЛ. Количество НРП на секциях ОП1 ПВ и ОП2 ПВ определяется из выражений:...