38212

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ

Лекция

Политология и государственное регулирование

Информация сегодня важнейший ресурс и источник, обеспечивающий эффективное функционирование государства, межгосударственных отношений, различных регионов. Без развития информационной деятельности невозможен экономический рост и технический прогресс.

Русский

2014-11-30

86.5 KB

22 чел.

ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ

  1.  Становление и развитие информационного рынка
  2.  Особенности формирования регионального информационного рынка

  1.  Становление и развитие  информационного рынка

Информационный рынок следует рассматривать как систему экономических и социальных отношений в процессе воспроизводства общественного продукта.

Это непосредственная производительная сила общества, фактор производства, общественное богатство, национальный и региональный стратегический ресурс, объект товарно-денежных отношений, среда формирования социальных и культурных связей.

Страны, которые все больше получают преимуществ в развитии информационной среды и имеют большой потенциал информационного рынка, приходят к радикальным изменениям в экономических, политических, социальных отношениях. Закономерность настоящего времени является такой, что информация превращается в важный экономический ресурс, который становится одним из важнейших факторов производства, основой эффективного использования других видов ресурсов и предпосылкой эффективности всех видов деятельности.

В последние 20-25 влияние информации и информационных технологий на развитие экономики столь велико и значимо, что в рамках экономической теории выделяют информацию в самостоятельный фактор производства. Информацию изучают и анализируют с позиций товара, а информационные отношения с позиций товарных отношений.

Информация сегодня важнейший ресурс и источник, обеспечивающий эффективное функционирование государства, межгосударственных отношений, различных регионов. Без развития информационной деятельности невозможен экономический рост и технический прогресс.

Рост мировых рынков информации стабилен и отличается стабильным приростом инвестиций. Особые качества информации как товара привели к формированию мирового информационного пространства (Интернет).

В условиях перехода отечественной экономики на рыночные отношения к уровню развития и использованию информационных ресурсов предъявляются качественно новые требования, вытекающие из необходимости информатизации всех сфер деятельности общества, и, прежде всего – экономических. В этой связи защита информации становится доминирующим аспектом конкурентоспособности предприятий, отраслей и регионов страны.

В Украине информационные отношения регулируются Конституцией, Законом «Об информации» и другими нормативными актами. Согласно Конституции Украины все граждане, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, что означает возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых для реализации их прав, свобод, законных интересов и осуществления их функций и заданий. Эти права закреплены и во Всеобщей декларации прав человека ( ст.19)

Формирование информационного рынка Украины началось сравнительно недавно и по уровню развития он ощутимо уступает информационным рынкам экономически развитым странам.

Раскрытие сущности понятия “информационного рынка или «рынка информации» является одним из наиболее проблемных для многих  экономистов, социологов и философов, занимающихся анализом данной категории.

Черты рынка

Отсутствие стандартов культуры работы с информацией в переходный период в Украине, несоблюдение мировых стандартов рыночных отношений  в данной сфере сформировали значительный теневой (и черный) рынок информации в нашей стране. А также крайне отрицательно влияют на рыночные отношения факты тезаврирования информации. Это во многом определяет то несовершенство рыночных отношений, формирует множество скрытых форм развития рынка. И делает невозможным полный его анализ и учет информационных ресурсов.

Информационный ресурс следует рассматривать как экономическое отношение в процессе воспроизводства общественного продукта, как непосредственную производительную силу общества, как фактор производства, как общественное богатство, как национальный и региональный стратегический ресурс, как объект товарно-денежных отношений.

По мнению многих  экономистов и специалистов по программированию, роль информации, как одного из основных факторов производства, будет всемерно возрастать для всех уровней экономики – для микроуровня (уровня отдельных субъектов хозяйствования – предприятий, организаций и предпринимателей), макроуровня (уровня национальной экономики), мезоуровня (уровня группы предприятий, отраслей и подотраслей национальной экономики) и мегауровня (уровня мирового хозяйства и национальной экономики с выходом на мировые рынки).

Основными субъектами информационного рынка являются:

  •  Органы государственного управления
  •  Органы государственной статистики
  •  Производители программных продуктов
  •  Средства массовой информации и издательства
  •  Библиотеки и органы научно-технической информации
  •  Фирмы-провайдеры
  •  Учебные заведения, консультационные фирмы

Информационная услуга это совершение в указанной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей с целью удовлетворения их информационных потребностей.

Основными видами информационной деятельности являются получение, использование, распространение, передача и хранение информации. Подготовкой и предоставлением информационных продуктов и услуг занимаются специализированные информационные фирмы.

Таблица 1.

Виды деятельности и проблемы функционирования основных субъектов информационного рынка Украины

Субъект информационного рынка

Вид информационной деятельности

Проблемы и недостатки в организации информационной деятельности

Органы государственного управления

Правовая организация информационной деятельности

Несовершенная система информационного законодательства

Органы государственной статистики

Сбор, регистрация статистической информации, издание статистических справочников

Устаревшие классификаторы, обобщенные показатели, недостоверность и неполнота информации

Производители программных продуктов

Производство программных продуктов, создание банков и баз данных, баз знаний

Небольшое количество и недостаточное качество предлагаемых продуктов та отсутствие стандартов

Средства массовой информации и издательства

Предложение широкого выбора массовой, рекламной и коммерческой информации

Отсутствие стандартов информационной культуры и методов исследования спроса и предложения

Библиотеки и органы научно-технической информации

Распространение справочной и научно-технической информации

Недостаточная финансовая поддержка,

Отсутствие электронных версий изданий,

Неразвитость международных коммуникационных каналов

Фирмы-провайдеры

Предоставление доступа к сети Интернет, web-услуги

Отсутствие показателей и стандартов количественной и качественной оценки услуг,

Недостаточный уровень развития технических средств и технологий

Учебные заведения, консультационные фирмы

Предоставление услуг в сфере образования, исследования и услуги на заказ

Высокие, неадекватные цены на услуги

2. Особенности формирования регионального информационного рынка

Возникновение и развитие информационного рынка в регионе определяет ряд факторов. По отношению к информационному рынку, как рынку относительно новому, развивающемуся не только в Украине, но и во всем мир, и имеющему специфический объект купли-продажи информацию – это:

-  уровень концентрации информации;

-  уровень информатизации;

-   учет и оценка информационных ресурсов;

- обособление информационных услуг;

- развитие информационной инфраструктуры.

Формирование рыночных отношений по поводу купли-продажи  специфического товара информация предшествуют возникновению и развитию рынка информации и во многом определяют будущие характерные черты данного рынка.

Региональный  рынок информации  базируется на информационных ресурсах и аккумулирует их с целью их дальнейшего накопления, обработки, распространения, использования.

В регионе информационные ресурсы формируются как результат деятельности органов государственной власти, государственных и коммерческих предприятий, научных, учебных и общественных организаций, информационной деятельности частных лиц. В процессе формирования и использования и региональных, и национальных, и международных информационных ресурсов осуществляется сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам и регламенту.

Качество информационных ресурсов определяется адекватностью отображения действительности, возможностями использования в практической деятельности. Информационные ресурсы в региональном воспроизводственном цикле являются воспроизводимыми. Процесс их воспроизводства складывается из фаз создания, накопления, распространения и использования.

Классификация информационных ресурсов в регионе может быть проведена на основании нескольких подходов. Это и по форме собственности, и по источникам формирования, и по направления использования и т.п. Наиболее общей классификацией представляется классификация по формам собственности. В этой классификации информационные ресурсы можно подразделить на:

- государственные (в том числе региональных органов власти и предприятий местной собственности);

- межгосударственные ( международные);

- негосударственные (в том числе коммерческие);

- смешанной собственности;

- частные.

В зависимости от режима доступа следует различать информационные ресурсы следующих видов: открытые; полуоткрытые; служебные; секретные.

Основными отличиями информационных ресурсов региона от других видов  ресурсов являются следующие:

  1.  Информационные ресурсы непосредственно влияют на рост социально-экономических показателей и повышение эффективности  производства. Они не всегда может быть представлена в материально-вещественной форме, как другие традиционные виды ресурсов. Прежде всего, это различные виды нелицензированной и незапатентованной информации, «ноу-хау», знаний, которые не опубликованы и передаются в процессе ведения хозяйственной деятельности, принятия решений, в процессе обучения, повышения квалификации специалистов, их подготовки и переподготовки.
  2.  Достаточно сложно выделить стоимостные параметры информации и включить ее составным элементом в себестоимость продукции и услуг.  Определяя стоимость и потребительную стоимость, мы сразу сталкиваемся с комплексом отношений собственности и с вопросами присвоения, отчуждения, передачи, пользования и т.д., которые регламентируются именно на местах в регионах.
  3.  Информационные ресурсы становятся все более доступными, а информационная деятельность приобретает качества прозрачности. Что с одной стороны положительно, а с другой стороны нарушает требования к соблюдению коммерческой тайны, секретной информации, нивелируется понятие национальной безопасности и национальных интересов.
  4.  Информационные ресурсы обеспечивают качественные показатели в развитии трудовых ресурсов - повышение их квалификации. Именно благодаря свободному перемещению информации и информационных стандартов наша система образования начинает вливаться в мировое  сообщество, соблюдая международные правила и нормы. Что выражается  и в переходе на европейские стандарты обучения (Болонская система).  
  5.  Информационный ресурс формирует социокультурную среду в регионе. И создает новое массовое сознание. Потенциально, именно информационный ресурс даст возможность глубокой и относительно произвольной перестройки массового сознания.
  6.  Информационный ресурс, отвечающий современным требованиям научно-технического и общегуманитарного прогресса, способствует формированию и развитию прогрессивной структуры экономики и социальной сферы. Что развивает межотраслевые и территориальные связи между производителями, сбытовыми организациями и потребителями, упрощая и оптимизируя их. Развивает комплекс социальных норм и стандартов. Это позволяет приблизить структуру региональной экономики к современным национальным и  общемировым стандартам.
  7.  Информационные ресурсы являются базовыми в обеспечении интенсивного развития региональных рынков товаров и услуг, труда, недвижимости и т.д. Общее региональное  информационное пространство  обеспечивает интеграцию  и полное взаимодействие всех элементов рыночных структур, ускоряя и усовершенствуя их взаимодействие. Таким образом, именно информационные ресурсы обеспечивают эффект синергии в развитии рынков и рыночных отношений в регионе.
  8.  Информационные ресурсы формируют межрегиональные связи и развивают кооперацию на уровне национальных и межнациональных отношений.
  9.  Информационные ресурсы обеспечивают интеграцию региональных рынков в мировое экономическое пространство.
  10.  Информационные ресурсы не имеют четкой территориальной привязки. Что предполагает особую сложность в определении источников данных ресурсов.
  11.  Информационные ресурсы неограниченны. Их объемы громадны, а рост непрерывен.

Анализируя жизнь современного общества можно сделать вывод, что она строится на основе многосторонних информационных взаимодействий экономических и социальных институтов, отдельных граждан. Информационные системы совместно с банковскими, превратились в кровеносную сеть, обеспечивающую нормальное, бесперебойное функционирование хозяйственных комплексов регионов.

Именно многосторонние информационные взаимодействия в регионе обеспечивают движение капиталов, знаний, технологий – основу современного научного и социального прогресса. Оперативность, надежность, интенсивность, упорядоченность, конфиденциальность таких взаимодействий могут быть достигнуты только в интегрированной информационной среде, связывающей центры и службы обработки информации в государственные, региональные и локальные информационные системы. Таким образом, формируется и развивается единое информационное пространство регионов, в свою очередь формирующее единое информационное пространство нашей страны.

Единое информационное пространство Украины является не только необходимым условием гибкого и эффективного управления хозяйственной деятельностью, а также на основе мобильного использования информационных ресурсов и целостной, демократически ориентированной системы социально-политического информирования населения страны, но и инструментом эффективного использования информации и знаний о развитии рыночных отношений и формировании новых рынков.

Регион, во всейего совокупности физических и юридических лиц, государственных и коммерческих структур требует и потребляет огромное количество информации, формирует сложную информационную инфраструктуру и использует разнообразные средства связи.

Основной формой обобществления информационного ресурса является рынок, когда информационный продукт, как и любой другой товар, обладающий потребительной стоимостью и стоимостью, находит свое общественное признание на основе соотношения спроса и предложения. При этом на информационный продукт и услуги распространяются механизмы и  законы рынка и рыночной конкуренции, которые формируют структуру информационного комплекса, влияют на ценообразование, определяют основные тенденции в совершенствовании информационной техники и технологии.

Информация является своеобразным товаром, который продается и покупается на соответствующем рынке. Рынок информации в регионе – это сегмент рынка, удовлетворяющий потребности деловых кругов и населения в экономической, научно-технической, финансовой, коммерческой и других видах информации. Совокупность действий, направленных на удовлетворение таких потребностей, составляет региональную   информационную деятельность.

Особенности становления и развития информационного рынка Донецкого региона.

Характерные черты, определяющие специфику развития:

Высокая концентрация населения (высокоурбанизированный регион), промышленных предприятий (крупных и средних), рыночной инфраструктуры обуславливает  высокую концентрацию информации.

Развитая система межрегиональной кооперации и специализации предполагает значительные информационные связи  с регионами Украины и столицей г.Киевом.

Крупнейший регион Украины по уровню развития международной кооперации. Экспорт и импорт осуществляется в стран мира и сопровождается информационными потоками.

Стремительный рост объемов продажи информационной продукции

Широкое внедрение в информационную деятельность вычислительной техники и возможность удаленного доступа к БД по национальным и международным каналам связи и информационным сетям.

Пассивная информатизация в регионе

Значительное число высших и средних учебных заведений, постоянно потребляющих и создающих информационные продукты и услуги, а также опосредующие их движение.

Высокая концентрация промышленного производства, но направленного на добычу и первичную переработку сырья. Высокие  технологии представлены крайне незначительно,  а сфера производства ИТ технологий отсутствует. Что определяет  зависимость от стран-поставщиков мета-технологий и фактически делает нас информационно прозрачными.

Неготовность основной части населения воспринимать информацию как товар и работать  с информацией как  с товаром.

Неразвитость рыночных отношений, опосредующих куплю-продажу информации и информационных продуктов в хозяйственной деятельности региона.

Массовое тезарирование информации государственными и региональными органами управления.

Концентрация информационных услуг и информационного бизнеса в  крупных индустриальных центрах региона (г.Донецке, Макеевке, Мариуполе, Славянске, Краматорске).

Формирование и развитие  баз данных предприятий, организаций по  объемам не уступающим отраслевым (базы данных металлургических заводов, химических и т.д.).

Ускоренное структурирование информационного рынка на составные сегменты и заполнение новых ниш в информационном бизнесе.( по сравнению со стандартами высокоразвитых государств).

Активный инвестиционный процесс в информационную деятельность и информационный бизнес.

Формирование и развитие  культурных и этических стандартов в работе с информацией.

Потребность в формировании специфической информационной культуры в регионе.

Резкий разбег в  доступе к информационной культуре между центром и периферией.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27003. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность 6.28 KB
  ПРАВООТНОШЕНИЕохраняемые государством и урегулированные нормами права общественные отношениявозникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников. СОДЕРЖАНИЕ правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности. ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕэто возможность определенных действийуправомоченным лицомдолжностнымнеобходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицома также необходимость соблюдения запретовустановленных...
27004. Объекты правоотношений их виды 5.99 KB
  их виды ПРАВООТНОШЕНИЕохраняемые государством и урегулированные нормами права общественные отношениявозникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников. ПРИЗНАКИ: 1 Это разновидность социальных отношений в обществе 2 возникаютпрекращаются или изменяютсякак правилона основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. 3 Сторонами правоотношения могут быть лицаобладающие качествами субъекта права правосубъектностью...
27005. Понятие и признаки правонарушений 3.82 KB
  Правонарушениевиновное поведение праводееспособного индивидакоторе противоречит предписаниям норм правапричиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. строго определенные признакипозволяющие отличить правонарушение от нарушений других нормобщественного приличия: 1 такое поведение человекакоторое выражается в ДЕЙСТВИИ или БЕЗДЕЙСТВИИдолжен был совершить определенные действияпредусмотренные нормой правано не совершил их. 2 такое поведение человекакоторое противоречит предписаниям ПРАВАПРОТИВОПРАВНОЕ...
27006. Построение концептуальной модели данных 111.5 KB
  Построение концептуальной модели данных. Цель работы: приобретение практических навыков анализа предметной области информационных задач и построения концептуальной модели базы данных. Общие положения Проектирование базы данных БД одна из наиболее сложных и ответственных задач связанных с созданием информационной системы ИС. В результате её решения должны быть определены содержание БД эффективный для всех её будущих пользователей способ организации данных и инструментальные средства управления данными.
27007. Логическое проектирование базы данных 41 KB
  Логическое проектирование базы данных. Цель работы: приобретение практических навыков создания логической модели базы данных. Решение этой задачи существенно зависит от модели данных поддерживаемой выбранной СУБД. Будем рассматривать логическое проектирование БД для реляционной модели данных так как современные СУБД реляционные.
27008. Физическое проектирование базы данных 28 KB
  Физическое проектирование базы данных. Цель работы: приобретение практических навыков создания физической модели базы данных. Создание физической модели базы данных: внутренняя схема это этап на котором на основании логической модели базы данных создается физическая структура базы данных зависимая от ее реализации. На этом этапе выполняется преобразование отношений логической модели реляционной базы данных в команды создания объектов физической базы данных в результате чего создается так называемая внутренняя схема базы данных.
27009. Создание базы данных в СУБД SQL Server 61.5 KB
  Servic Manager. Для каждой логической базы даниых SQL Server создает две файла: один для объектов, а другой для журнала транзакций (операций). Создание новой базы данных. Новую базу данных можно создать с помощью команды New Database из контекстного меню папки Databases. Также можно воспользоваться мастером Create Database Wizard (Tools\Wizards\Database\).
27010. Реляционные языки 95.5 KB
  Например составьте список все студентов со средним баллом превышающим 4 σSRBAL 4STUDENT Проекция операция над одним отношением. Например создать список среднего балла студентов с указанием атрибутов FIO NGR SRBAL ПFIONGRSRBALSTUDENT.Получить список номеров читателей которые в срок не сдали книги 6.Получить список книг которые ни разу не брали читатели 8.
27011. Построение запросов с использованием обобщающих функций 86 KB
  Таблица 3: onum номер заявки amt сумма заявкиodate дата cnum номер покупателя snun номер продавца Чтобы найти сумму на которую сделаны заявки: SELECT SUMamt FROM Orders; Подсчитать число продавцов имеющих заказы: SELECT COUNTDISTINCT snum FROM Orders; Результат: 5. Подсчитать количество читателей имеющих отчество Иванович Подсчитать количество книг которое числится за каждым читателем Отыскать читателя который взял максимальное число книг. Подсчитать общее число экземпляров книг издательства Мир Подсчитать...