38212

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ

Лекция

Политология и государственное регулирование

Информация сегодня важнейший ресурс и источник, обеспечивающий эффективное функционирование государства, межгосударственных отношений, различных регионов. Без развития информационной деятельности невозможен экономический рост и технический прогресс.

Русский

2014-11-30

86.5 KB

19 чел.

ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ

  1.  Становление и развитие информационного рынка
  2.  Особенности формирования регионального информационного рынка

  1.  Становление и развитие  информационного рынка

Информационный рынок следует рассматривать как систему экономических и социальных отношений в процессе воспроизводства общественного продукта.

Это непосредственная производительная сила общества, фактор производства, общественное богатство, национальный и региональный стратегический ресурс, объект товарно-денежных отношений, среда формирования социальных и культурных связей.

Страны, которые все больше получают преимуществ в развитии информационной среды и имеют большой потенциал информационного рынка, приходят к радикальным изменениям в экономических, политических, социальных отношениях. Закономерность настоящего времени является такой, что информация превращается в важный экономический ресурс, который становится одним из важнейших факторов производства, основой эффективного использования других видов ресурсов и предпосылкой эффективности всех видов деятельности.

В последние 20-25 влияние информации и информационных технологий на развитие экономики столь велико и значимо, что в рамках экономической теории выделяют информацию в самостоятельный фактор производства. Информацию изучают и анализируют с позиций товара, а информационные отношения с позиций товарных отношений.

Информация сегодня важнейший ресурс и источник, обеспечивающий эффективное функционирование государства, межгосударственных отношений, различных регионов. Без развития информационной деятельности невозможен экономический рост и технический прогресс.

Рост мировых рынков информации стабилен и отличается стабильным приростом инвестиций. Особые качества информации как товара привели к формированию мирового информационного пространства (Интернет).

В условиях перехода отечественной экономики на рыночные отношения к уровню развития и использованию информационных ресурсов предъявляются качественно новые требования, вытекающие из необходимости информатизации всех сфер деятельности общества, и, прежде всего – экономических. В этой связи защита информации становится доминирующим аспектом конкурентоспособности предприятий, отраслей и регионов страны.

В Украине информационные отношения регулируются Конституцией, Законом «Об информации» и другими нормативными актами. Согласно Конституции Украины все граждане, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, что означает возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых для реализации их прав, свобод, законных интересов и осуществления их функций и заданий. Эти права закреплены и во Всеобщей декларации прав человека ( ст.19)

Формирование информационного рынка Украины началось сравнительно недавно и по уровню развития он ощутимо уступает информационным рынкам экономически развитым странам.

Раскрытие сущности понятия “информационного рынка или «рынка информации» является одним из наиболее проблемных для многих  экономистов, социологов и философов, занимающихся анализом данной категории.

Черты рынка

Отсутствие стандартов культуры работы с информацией в переходный период в Украине, несоблюдение мировых стандартов рыночных отношений  в данной сфере сформировали значительный теневой (и черный) рынок информации в нашей стране. А также крайне отрицательно влияют на рыночные отношения факты тезаврирования информации. Это во многом определяет то несовершенство рыночных отношений, формирует множество скрытых форм развития рынка. И делает невозможным полный его анализ и учет информационных ресурсов.

Информационный ресурс следует рассматривать как экономическое отношение в процессе воспроизводства общественного продукта, как непосредственную производительную силу общества, как фактор производства, как общественное богатство, как национальный и региональный стратегический ресурс, как объект товарно-денежных отношений.

По мнению многих  экономистов и специалистов по программированию, роль информации, как одного из основных факторов производства, будет всемерно возрастать для всех уровней экономики – для микроуровня (уровня отдельных субъектов хозяйствования – предприятий, организаций и предпринимателей), макроуровня (уровня национальной экономики), мезоуровня (уровня группы предприятий, отраслей и подотраслей национальной экономики) и мегауровня (уровня мирового хозяйства и национальной экономики с выходом на мировые рынки).

Основными субъектами информационного рынка являются:

  •  Органы государственного управления
  •  Органы государственной статистики
  •  Производители программных продуктов
  •  Средства массовой информации и издательства
  •  Библиотеки и органы научно-технической информации
  •  Фирмы-провайдеры
  •  Учебные заведения, консультационные фирмы

Информационная услуга это совершение в указанной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей с целью удовлетворения их информационных потребностей.

Основными видами информационной деятельности являются получение, использование, распространение, передача и хранение информации. Подготовкой и предоставлением информационных продуктов и услуг занимаются специализированные информационные фирмы.

Таблица 1.

Виды деятельности и проблемы функционирования основных субъектов информационного рынка Украины

Субъект информационного рынка

Вид информационной деятельности

Проблемы и недостатки в организации информационной деятельности

Органы государственного управления

Правовая организация информационной деятельности

Несовершенная система информационного законодательства

Органы государственной статистики

Сбор, регистрация статистической информации, издание статистических справочников

Устаревшие классификаторы, обобщенные показатели, недостоверность и неполнота информации

Производители программных продуктов

Производство программных продуктов, создание банков и баз данных, баз знаний

Небольшое количество и недостаточное качество предлагаемых продуктов та отсутствие стандартов

Средства массовой информации и издательства

Предложение широкого выбора массовой, рекламной и коммерческой информации

Отсутствие стандартов информационной культуры и методов исследования спроса и предложения

Библиотеки и органы научно-технической информации

Распространение справочной и научно-технической информации

Недостаточная финансовая поддержка,

Отсутствие электронных версий изданий,

Неразвитость международных коммуникационных каналов

Фирмы-провайдеры

Предоставление доступа к сети Интернет, web-услуги

Отсутствие показателей и стандартов количественной и качественной оценки услуг,

Недостаточный уровень развития технических средств и технологий

Учебные заведения, консультационные фирмы

Предоставление услуг в сфере образования, исследования и услуги на заказ

Высокие, неадекватные цены на услуги

2. Особенности формирования регионального информационного рынка

Возникновение и развитие информационного рынка в регионе определяет ряд факторов. По отношению к информационному рынку, как рынку относительно новому, развивающемуся не только в Украине, но и во всем мир, и имеющему специфический объект купли-продажи информацию – это:

-  уровень концентрации информации;

-  уровень информатизации;

-   учет и оценка информационных ресурсов;

- обособление информационных услуг;

- развитие информационной инфраструктуры.

Формирование рыночных отношений по поводу купли-продажи  специфического товара информация предшествуют возникновению и развитию рынка информации и во многом определяют будущие характерные черты данного рынка.

Региональный  рынок информации  базируется на информационных ресурсах и аккумулирует их с целью их дальнейшего накопления, обработки, распространения, использования.

В регионе информационные ресурсы формируются как результат деятельности органов государственной власти, государственных и коммерческих предприятий, научных, учебных и общественных организаций, информационной деятельности частных лиц. В процессе формирования и использования и региональных, и национальных, и международных информационных ресурсов осуществляется сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам и регламенту.

Качество информационных ресурсов определяется адекватностью отображения действительности, возможностями использования в практической деятельности. Информационные ресурсы в региональном воспроизводственном цикле являются воспроизводимыми. Процесс их воспроизводства складывается из фаз создания, накопления, распространения и использования.

Классификация информационных ресурсов в регионе может быть проведена на основании нескольких подходов. Это и по форме собственности, и по источникам формирования, и по направления использования и т.п. Наиболее общей классификацией представляется классификация по формам собственности. В этой классификации информационные ресурсы можно подразделить на:

- государственные (в том числе региональных органов власти и предприятий местной собственности);

- межгосударственные ( международные);

- негосударственные (в том числе коммерческие);

- смешанной собственности;

- частные.

В зависимости от режима доступа следует различать информационные ресурсы следующих видов: открытые; полуоткрытые; служебные; секретные.

Основными отличиями информационных ресурсов региона от других видов  ресурсов являются следующие:

  1.  Информационные ресурсы непосредственно влияют на рост социально-экономических показателей и повышение эффективности  производства. Они не всегда может быть представлена в материально-вещественной форме, как другие традиционные виды ресурсов. Прежде всего, это различные виды нелицензированной и незапатентованной информации, «ноу-хау», знаний, которые не опубликованы и передаются в процессе ведения хозяйственной деятельности, принятия решений, в процессе обучения, повышения квалификации специалистов, их подготовки и переподготовки.
  2.  Достаточно сложно выделить стоимостные параметры информации и включить ее составным элементом в себестоимость продукции и услуг.  Определяя стоимость и потребительную стоимость, мы сразу сталкиваемся с комплексом отношений собственности и с вопросами присвоения, отчуждения, передачи, пользования и т.д., которые регламентируются именно на местах в регионах.
  3.  Информационные ресурсы становятся все более доступными, а информационная деятельность приобретает качества прозрачности. Что с одной стороны положительно, а с другой стороны нарушает требования к соблюдению коммерческой тайны, секретной информации, нивелируется понятие национальной безопасности и национальных интересов.
  4.  Информационные ресурсы обеспечивают качественные показатели в развитии трудовых ресурсов - повышение их квалификации. Именно благодаря свободному перемещению информации и информационных стандартов наша система образования начинает вливаться в мировое  сообщество, соблюдая международные правила и нормы. Что выражается  и в переходе на европейские стандарты обучения (Болонская система).  
  5.  Информационный ресурс формирует социокультурную среду в регионе. И создает новое массовое сознание. Потенциально, именно информационный ресурс даст возможность глубокой и относительно произвольной перестройки массового сознания.
  6.  Информационный ресурс, отвечающий современным требованиям научно-технического и общегуманитарного прогресса, способствует формированию и развитию прогрессивной структуры экономики и социальной сферы. Что развивает межотраслевые и территориальные связи между производителями, сбытовыми организациями и потребителями, упрощая и оптимизируя их. Развивает комплекс социальных норм и стандартов. Это позволяет приблизить структуру региональной экономики к современным национальным и  общемировым стандартам.
  7.  Информационные ресурсы являются базовыми в обеспечении интенсивного развития региональных рынков товаров и услуг, труда, недвижимости и т.д. Общее региональное  информационное пространство  обеспечивает интеграцию  и полное взаимодействие всех элементов рыночных структур, ускоряя и усовершенствуя их взаимодействие. Таким образом, именно информационные ресурсы обеспечивают эффект синергии в развитии рынков и рыночных отношений в регионе.
  8.  Информационные ресурсы формируют межрегиональные связи и развивают кооперацию на уровне национальных и межнациональных отношений.
  9.  Информационные ресурсы обеспечивают интеграцию региональных рынков в мировое экономическое пространство.
  10.  Информационные ресурсы не имеют четкой территориальной привязки. Что предполагает особую сложность в определении источников данных ресурсов.
  11.  Информационные ресурсы неограниченны. Их объемы громадны, а рост непрерывен.

Анализируя жизнь современного общества можно сделать вывод, что она строится на основе многосторонних информационных взаимодействий экономических и социальных институтов, отдельных граждан. Информационные системы совместно с банковскими, превратились в кровеносную сеть, обеспечивающую нормальное, бесперебойное функционирование хозяйственных комплексов регионов.

Именно многосторонние информационные взаимодействия в регионе обеспечивают движение капиталов, знаний, технологий – основу современного научного и социального прогресса. Оперативность, надежность, интенсивность, упорядоченность, конфиденциальность таких взаимодействий могут быть достигнуты только в интегрированной информационной среде, связывающей центры и службы обработки информации в государственные, региональные и локальные информационные системы. Таким образом, формируется и развивается единое информационное пространство регионов, в свою очередь формирующее единое информационное пространство нашей страны.

Единое информационное пространство Украины является не только необходимым условием гибкого и эффективного управления хозяйственной деятельностью, а также на основе мобильного использования информационных ресурсов и целостной, демократически ориентированной системы социально-политического информирования населения страны, но и инструментом эффективного использования информации и знаний о развитии рыночных отношений и формировании новых рынков.

Регион, во всейего совокупности физических и юридических лиц, государственных и коммерческих структур требует и потребляет огромное количество информации, формирует сложную информационную инфраструктуру и использует разнообразные средства связи.

Основной формой обобществления информационного ресурса является рынок, когда информационный продукт, как и любой другой товар, обладающий потребительной стоимостью и стоимостью, находит свое общественное признание на основе соотношения спроса и предложения. При этом на информационный продукт и услуги распространяются механизмы и  законы рынка и рыночной конкуренции, которые формируют структуру информационного комплекса, влияют на ценообразование, определяют основные тенденции в совершенствовании информационной техники и технологии.

Информация является своеобразным товаром, который продается и покупается на соответствующем рынке. Рынок информации в регионе – это сегмент рынка, удовлетворяющий потребности деловых кругов и населения в экономической, научно-технической, финансовой, коммерческой и других видах информации. Совокупность действий, направленных на удовлетворение таких потребностей, составляет региональную   информационную деятельность.

Особенности становления и развития информационного рынка Донецкого региона.

Характерные черты, определяющие специфику развития:

Высокая концентрация населения (высокоурбанизированный регион), промышленных предприятий (крупных и средних), рыночной инфраструктуры обуславливает  высокую концентрацию информации.

Развитая система межрегиональной кооперации и специализации предполагает значительные информационные связи  с регионами Украины и столицей г.Киевом.

Крупнейший регион Украины по уровню развития международной кооперации. Экспорт и импорт осуществляется в стран мира и сопровождается информационными потоками.

Стремительный рост объемов продажи информационной продукции

Широкое внедрение в информационную деятельность вычислительной техники и возможность удаленного доступа к БД по национальным и международным каналам связи и информационным сетям.

Пассивная информатизация в регионе

Значительное число высших и средних учебных заведений, постоянно потребляющих и создающих информационные продукты и услуги, а также опосредующие их движение.

Высокая концентрация промышленного производства, но направленного на добычу и первичную переработку сырья. Высокие  технологии представлены крайне незначительно,  а сфера производства ИТ технологий отсутствует. Что определяет  зависимость от стран-поставщиков мета-технологий и фактически делает нас информационно прозрачными.

Неготовность основной части населения воспринимать информацию как товар и работать  с информацией как  с товаром.

Неразвитость рыночных отношений, опосредующих куплю-продажу информации и информационных продуктов в хозяйственной деятельности региона.

Массовое тезарирование информации государственными и региональными органами управления.

Концентрация информационных услуг и информационного бизнеса в  крупных индустриальных центрах региона (г.Донецке, Макеевке, Мариуполе, Славянске, Краматорске).

Формирование и развитие  баз данных предприятий, организаций по  объемам не уступающим отраслевым (базы данных металлургических заводов, химических и т.д.).

Ускоренное структурирование информационного рынка на составные сегменты и заполнение новых ниш в информационном бизнесе.( по сравнению со стандартами высокоразвитых государств).

Активный инвестиционный процесс в информационную деятельность и информационный бизнес.

Формирование и развитие  культурных и этических стандартов в работе с информацией.

Потребность в формировании специфической информационной культуры в регионе.

Резкий разбег в  доступе к информационной культуре между центром и периферией.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26960. Понятие и формы реализации права 6.75 KB
  Понятие и формы реализации права. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА воплощение их предписаний в правомерном поведении субъектов правав их практической деятельности. ОСОБЕННОСТИ: 1 Реализация права всегда связана ТОЛЬКО с ПРАВОМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ людейтаким поведениемкоторое соответствует правовым предписаниям.Это АКТИВНЫЕ положительные действияиспользование права или исполнение обязанности;в другомБЕЗДЕЙСТВИЕ субъектоввоздержание от совершения противоправных действий.
26961. Применение норм права 11.11 KB
  Применение норм права. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА воплощение предписаний норм права в правомерном поведении субъектов правав их практической деятельности. ОСОБЕННОСТИ: 1 Реализация права всегда связана ТОЛЬКО с ПРАВОМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ людейтаким поведениемкоторое соответствует правовым предписаниям.Это АКТИВНЫЕ положительные действияиспользование права или исполнение обязанности;в другомБЕЗДЕЙСТВИЕ субъектоввоздержание от совершения противоправных действий.
26962. Акт применения права, их виды 5.74 KB
  РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА—воплощение предписаний норм права в правомерном поведении субъектов права,в их практической деятельности.Осуществление прав,исполнение и соблюдение обязанностей,применение права-ВЛАСТНАЯ деятельность СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ СУБЪЕКТОВ по реализации правовых норм относительно конкретных жизенных случаев,определенной правовой ситуации и индивидуально-определенных лиц.
26964. КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ 5.42 KB
  КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ КОЛЛИЗИИпротиворечия между положениями двух или нескольких норм праварегулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. ВИДЫесть общее решение: 1между Конституцией и всеми иными актамиразрешается в пользу Конституции; 2между законами и подзаконными актамиразрешается в пользу законов как актов большей юридической силы; 3между общефедеральными актами и актами субъектов федерации:если последний принят в пределах ведения субъектадействует именно он;если последний принят вне пределов...