38237

Ценовая политика предприятия

Лекция

Маркетинг и реклама

На значение цены оказывают влияние многочисленные факторы которые можно разделить на внутренние и внешние. Здесь определяют нижнюю границу цены. Спрос определяется верхнюю границу цены чувствительности потребителей цен определяется с помощью показателя ценовой эластичности спроса. Расчёт дуговой эластичности Ер Q объёмы продаж P цена ΔQ изменение спроса ΔP изменение цены ΔQ = Q2 Q1 Знак при коэффициенте эластичности показывает тип связи между данными величинами: ценой и спросом а именно: указывает на прямую зависимость а...

Русский

2013-09-28

68.5 KB

5 чел.

Тема 5: Ценовая политика предприятия

I. Факторы ценообразования

Цена – сумма денег, уплачиваемых потребителем за конкретный товар.

На значение цены оказывают влияние многочисленные факторы, которые можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы:

1. Затраты предприятия на производство и реализацию товара. Здесь определяют нижнюю границу цены.

2. Цели ценообразования:

1. Достижение лидерства по показателю качества (цена достаточно высокая, чтобы оправдать затраты на изготовление продукции и создать соответствующий имидж).

2. Достижение лидерства по показателю доли рынка (цена определяется на среднем уровне для обеспечения высоких объёмов продаж).

3. Максимизация текущей прибыли (цена определяется таким образом, чтобы обеспечить предприятию max массу прибыли в плановом периоде, на основе использования статистических методов или программных продуктов).

4. Обеспечение выживаемости является краткосрочной и может определяться на уровне ниже себестоимости, однако, с условием покрытия переменных затрат.

3. Маркетинговая стратегия.

Внешние факторы:

1. Спрос – определяется верхнюю границу цены чувствительности потребителей цен, определяется с помощью показателя ценовой эластичности спроса.

Расчёт дуговой эластичности (Ер)

Q – объёмы продаж

P – цена

ΔQ – изменение спроса

ΔP – изменение цены

ΔQ = Q2Q1

Знак при коэффициенте эластичности показывает тип связи между данными величинами: ценой и спросом, а именно: «+» указывает на прямую зависимость, а «-» - на обратную (в большинстве случаев).

Экономическую трактовку коэффициентов эластичности осуществляют на основе анализа его абсолютного значения, т.е. значение коэф. эластичности показывает на сколько % изменяется объём реализации при изменении цены на 1%, то если:

׀Е׀>1спрос эластичный, т.е. изменяется более быстрыми темпами, чем цена;

׀Е׀<1не эластичный, т.е. изменяется более медленнее;

׀Е׀=1единичная эластичность, т.е. темпы изменения цены и спроса приблизительно одинаковы. 

2. Конкуренция – в зависимости от уровня конкуренции, различают 4 типа рынков*:

1) Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например пшеницы, меди, ценных бумаг.

2) Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров.

3) Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов.

4) Рынок чистой монополии – всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, Почтовое ведомство США), частная регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон») или частная нерегулируемая монополия (например, «Дюпон» в период выхода на рынок с нейлоном).

3. Государственное регулирование цен. Выделяют два вида:

1. Прямое (непосредственное ограничение уровня цены на определённый товар или размера наценки).

2. Косвенное (создание государством условий для формирования желаемого значения цены (Н., за счёт дотаций, субсидий, госзаказов).

II. Методы ценообразования

В зависимости от того, какой фактор является преобладающим при расчёте цены, различают три основные группы методов ценообразования: 

1. Затратные методы

«+»: простота и удобство в использовании. В основном применяется на небольших предприятиях, у которых нет кадровых ресурсов для использования более сложных методов; при расчёте цен на промышленные товары, для которых важно полное покрытие всех многочисленных видов затрат; при изготовлении изделий на заказ или пробных экземпляров.

«-»: отсутствие гибкости при изменении рыночной ситуации.

Группа включает в себя следующие методы:

1. Издержки +: цена – сумма затрат, приходящихся на 1 изделие, и прибыли.

 

Прибыль может быть выражена в относительной форме через рентабельность.

 

2. Метод обеспечения целевой прибыли.

Первоначальным этапом является определение общей суммы прибыли, необходимой предприятию в плановом периоде (часто через рентабельность инвестиций), …

 

Т – сумма инвестированного капитала

… которая потом распространяется на весь объём выпуска. Цена изделия = сумма себестоимости единицы и рассчитанной выше прибыли на единицу изделия.

При использовании данного метода часто определяется точка безубыточности – объём продаж продукции, при которой предприятие покрывает все затраты, но не получает прибыль.

 

С – постоянные затраты на весь выпуск

P-V – переменные затраты

Q – объём выпуска

Графически определяется:

3. Метод скользящих цен 

В отраслях с длительным производственным циклом, для которых характерна работа на основе портфеля заказов, в течение периода изготовления определённого изделия, может произойти изменение рыночной ситуации. Поэтому, первоначальная цена контракта при поставке произведенного продукта или сдача в эксплуатацию объекта подряда может корректироваться на индексы изменений отдельных составляющих стоимости (ЗП, сырьё, материалы, энергия, …).

2. Методы, ориентированные на спрос: 

1. Метод ощущаемой ценности – это субъективная попытка исследователя определить ту денежную сумму, которую потребитель готов заплатить за его продукцию, т.е. определить денежное выражение ценности продукции данного продукта для потребителя. Чаще всего используется в сфере услуг и при реализации элитной продукции.

2. Метод учёта колебаний спроса – определение цены на основе закона спроса, как правило, используется для сезонной продукции или для ситуаций с различной редкостью продукции.

3. Параметрические методы:

1) Метод удельной цены – используется для расчёта цен на новые или усовершенствованные товары, если их качество может быть охарактеризовано с помощью одного преимущественного показателя. В данном случае рассчитывается коэф., показывающий соотношение данного параметра в старом и новом товаре или товаре-фирмы и товаре-конкурента. Произведение полученного коэф. и базовой цены и определяет искомую цену.

2) Балловый метод – используется для товаров, качество которых характеризуется с помощью комплекса параметров. В данном случае исследователь оценивает анализируемые товары по каждому из выбранных им параметров (при необходимости оценки корректируется на весомость параметров) и определяют суммарную оценку каждого анализируемого товара. Далее повторяется хронология действий предыдущего метода.

3. Методы, ориентируемые на конкуренцию:

1. Метод среднерыночных цен – для относительно однородных рынков и отраслей.

2. Метод ориентации на лидера. 

3. Метод тендера (запечатанного конверта) (закрытых торгов).

III. Ценовые стратегии

1. Стратегии цен на подлинные новинки:

1. Стратегия «снятия сливок» - выход на рынок с товаром, цена которого значительно выше, чем на подобные (предшествующие) товары (для уникальных, эксклюзивных или товаров, имеющих функциональное преимущество по сравнению с предшествующим).

2. Стратегия проникновения на рынок – установление цен на новые товары на уровне ниже среднерыночных. Используется в том случае, если предприятие может реализовать эффект масштаба, т.е. если себестоимость единицы продукции снижается при увеличении объёма выпуска. Кроме того, для реализации данной стратегии необходимо наличие значительного количества покупателей с высокой ценовой чувствительностью и уверенность в том, что конкуренты не начнут снижать цены вслед за предприятием-пионером.

Применяется, если товар не обладает функциональными преимуществами по сравнению с предшествующими.

2. Стратегии цен на товары-имитаторы:

1. Стратегии по соотношению «цена-качество».

Цена

высокая

средняя

низкая

Качество

высокое

1. Стратегия премиальных наценок

2. Стратегия глубокого проникновения на рынок

3. Стратегия повышенной ценностной значимости

среднее

4.Стратегия завышенной цены

5. Стратегия среднего уровня

6. Стратегия доброкачественности

низкое

7. Стратегия ограбления

8. Стратегия показного блеска

9.Стратегия низкой ценностной значимости

2. Стратегия «истощающих цен».

Применятся для товаров относительно длительного использования (одежда, мебель, авто, ювелирные украшения).

Предполагает ряд этапов:

1. Предприятие выпускает новую партию (коллекцию) товара, устанавливает на него очень высокую цену и проводит рекламную компанию, в которой подчёркивается новизна, престижность, актуальность данной коллекции.

2. После первого насыщения целевого сегмента проводится повторная рекламная компания, в которой ещё раз акцентируется внимание на новизне и актуальность коллекции и указывается на временное снижение цены. Т.о. предприятие захватывает следующий сегмент рынка.

Подобные действия могут проводится несколько раз, но не более 4-5. Окончательная цена реализации остаётся достаточно высокой.

3. Стратегия «набор».

Предполагает формирование по какому-либо признаку продуктового набора. Причём цена набора является более низкой, чем суммарная цена составляющих его элементов.

4. стратегия «комплект»

Используется для взаимодополняющих (комплементарных) товаров. При этом, цена на основной товар ниже цен на аналогичные конкурирующие товары, а цена на дополнительные товары – выше.

Обязательное условие стратегии – совместимость основного товара предприятия с дополняющими товарами только этого же предприятия.

5. стратегия ценовой дискриминации – установление различных цен на один и тот же товар без внесения в него качественных изменений.

6. стратегия психологических цен – использование неокруглённых цен и магических цифр (3, 5, 7, 9).

7. Стратегия географических цен. *Виды:

1) Установление цены ФОБ (free on board) в месте происхождения товара, т.е.  товар  передается перевозчику на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к заказчику, который оплачивает все расходы по транспортировке от места нахождения завода к месту назначения.

2) Установление единой цены с включенными в неё расходами по доставке (противоположно предыдущему) – фирма взимает единую цену с включением в неё одной и той же суммы транспортных расходов независимо от удаленности клиента. Плата за перевозку равна средней сумме транспортных расходов.

3) Установление зональных цен (среднее между 1 и 2) – фирма выделяет две или несколько зон. Все заказчики, находящиеся в границах отдельной зоны, платят одну и ту же суммарную цену, которая становится выше по мере удаленности зоны.

4) Установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме равной стоимости доставки из этого пункта независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка

5) Установление цен с принятием на себя расходов по доставке – чтобы обеспечить поступление заказов, продавец частично или полностью принимает на себя фактические расходы по доставке товара. Возможно, он считает, что ему удастся расширить объемы деятельности и средние издержки снизятся, с лихвой покрыв дополнительные транспортные расходы. Этим методом установления цен пользуются для проникновения на новые рынки, а также для удержания своего положения на рынках с обостряющейся конкуренцией.

IV. Скидки

В качестве вознаграждения потребителей за определенные действия, такие, как ранняя оплата счетов, закупки большого объема или внесезонные закупки, многие фирмы готовы изменять свои исходные цены. Ниже дается описание подобных ценовых корректировок ― скидок и зачетов.

1. Скидки за платёж наличными – уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета. Типичным примером является условие «2/10, нетто 30». Это означает, что платеж должен быть произведен в течение 30 дней, но покупатель может вычесть из суммы платежа 2%, если расплатится в течение 10 дней. Скидка должна предоставляться всем покупателям, выполнившим это условие. Подобные скидки типичны для многих отраслей деятельности и помогают улучшить состояние ликвидности продавца и сократить расходы в связи со взысканием кредитов и безнадежных долгов.

2. Скидки за количество – уменьшение цены для покупателей, приобретающих большие количества товара.

3. Функциональные скидки (скидки в сфере торговли) – производители предлагают службам товародвижения, выполняющим определенные функции по продаже товара, его хранению, ведению учёта. Производитель может предлагать разные функциональные скидки разным торговым каналам, поскольку они оказывают ему разные по характеру услуги, но он обязан предлагать единую скидку всем службам,  входящим в состав отдельного канала.

4. Сезонные скидки – уменьшение цены для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров или услуг.  Н., для поощрения заблаговременных заказов производители лыж предлагают розничным торговцам сезонные скидки весной и летом;  отели, мотели и авиалинии предлагают сезонные скидки в периоды спада деятельности.

5. Зачёты – другие виды скидок с прейскурантной ценой. Н., товарообменный зачёт ― это уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого (торговля авто, оборудованием,…) А зачёты - выплаты или скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержания сбыта.


Д/р

Qo

Q

ΣVo

C

V

доходы

расходы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19637. Маркетинговый план. Составление плана и бюджета маркетинговой деятельности предприятия 80.5 KB
  Занятие 8. Маркетинговый план. Составление плана и бюджета маркетинговой деятельности предприятия. Работа № 4. Маркетинговый план. Планирование деятельности является одной из основных функций управления поэтому такой вид деятельности как маркетинговая также п...
19638. Информационное обеспечение маркетинговых исследований. Организация маркетинговых исследований 43.5 KB
  Занятие 10. Информационное обеспечение маркетинговых исследований. Организация маркетинговых исследований. Первичные и вторичные исследования. Информационные системы маркетинговых исследований являются частью общей системы маркетинга на предприятии. Принято с...
19639. Качественные методы исследований. Фокус – группы. Метод Дельфи. Модерация 53.5 KB
  Занятие 11. Качественные методы исследований. Фокус группы. Метод Дельфи. Модерация. Практическое занятие. Особенностью Качественных исследований необходимы для выяснения реакции потребителей и связаны с получением ответа на вопрос: почему. Они применяются...
19640. Количественные методы ситуационного анализа: опрос, панель, эксперимент. Общая характеристика методов опроса 60.5 KB
  Занятие 12. Количественные методы ситуационного анализа: опрос панель эксперимент. Общая характеристика методов опроса. Разработка форм сбора данных. Типы вопросов и шкал. Составление анкет. Главная задача применения количественных методов состоит в определении чи
19641. Методы вторичного использования информации. Кабинетные исследования. Контент-анализ 51 KB
  Занятие 13. Методы вторичного использования информации. Кабинетные исследования. Контентанализ. Вторичная информация данные собранные ранее для целей отличных от решаемой в настоящий момент проблемы. Достоинства вторичной информации: небольшая стоимость ра...
19642. Комплексные методы маркетинговых исследований. Отчет о выполненных маркетинговых исследованиях 81 KB
  Занятие 14. Комплексные методы маркетинговых исследований. Отчет о выполненных маркетинговых исследованиях. Комплексные смешанные методы которые сочетают возможности качественных и количественных исследований за счет проектирования процессов измерения. К так
19643. Период первобытности 13.21 KB
  Период первобытности в наиболее развитых регионах земли закончился на рубеже 34 тысячелетиий до нашей эры .На смену ему приходит период который называется цивилизация. Строительство городов является одним из первых признаков рождения цивилизации. Окончательно циви
19644. Характеристика цивилизации Древнего Востока 10.39 KB
  Характеристика цивилизации Древнего Востока На рубеже 43 тысячелетия заканчивается период первобытности и мир переходит в эпоху цивилизации. Признаки цивилизации: Государство появление городов письменность ирригация искусственные каналы для орошения полей со...
19645. Характеристика античной цивилизации 11.41 KB
  Характеристика античной цивилизации. Море это главное богатство греков оно давало возможность заниматься ремеслом торговлей мореплаванием. Занимались скотоводством выращиванием оливок и винограда. ВЕЛИКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Причины колонизации: 1. быстры...