38344

ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

Реферат

Мировая экономика и международное право

Институтом этой отрасли является право на внешние сношения вытекающее из суверенитета государства право на участие в жизни международного сообщества на основе суверенного равенства. Право государства на внешние сношения основано на международноправовых нормах и существует независимо от внутреннего права которое может обходить область внешних сношений молчанием. Согласно принципу невмешательства государства не имеют права вмешиваться не только во внутренние но и во внешние дела другого государства входящие в его суверенную...

Русский

2013-09-28

118.5 KB

7 чел.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

РЕФЕРАТ

ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

на тему:

«ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ»

Подготовила:

*********

Проверил:

Антонов И.П.

Москва 2006
Право внешних сношений

Право внешних сношений отрасль международного права, регулирующая официальные межгосударственные отношения. Концепция права внешних сношений разработана проф. К. К. Санд-ровским.'

Институтом этой отрасли является право на внешние сношения, вытекающее из суверенитета государства, право на участие в жизни международного сообщества на основе суверенного равенства. Право государства на внешние сношения основано на международно-правовых нормах и существует независимо от внутреннего права, которое может обходить область внешних сношений молчанием.

В соответствии с принципом суверенного равенства все государства имеют равные суверенные права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества. Государства обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Они имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками договоров.

Согласно принципу невмешательства государства не имеют права вмешиваться не только во внутренние, но и во внешние дела другого государства, входящие в его суверенную компетенцию. Государство не может применять или поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью подчинения другого государства в осуществлении им своих суверенных прав. Вместе с тем, международное право обязывает государства сотрудничать друг с другом 'во имя достижения целей ООН (принцип сотрудничества).

Основным источником права внешних сношений являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Многосторонние и иные договоры уточняют нормы общего международного права в конкретных областях права внешних сношений (дипломатическое, консульское право и др.).

' Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев. 1986. ^ Верховный Суд США еще в 1936 г. определил: "Обладание федеральным правительством властью внешнего суверенитета не зависит от наделения его этой властью Конституцией." Соответствующие полномочия "неотделимы от концепции государственности. Настоящий Суд... находит основание для своего заключения не в положениях Конституции, а в международном праве." (U. S. Reports. Vol. 299. 1936. P. 317—318).

Система органов внешних сношений

Система органов внешних сношений определяется условиями международной жизни и призвана обеспечить защиту национальных интересов государства. Государство является единым субъектом международного права. Поэтому право внешних сношений принадлежит центральной власти. Конституция РФ отнесла к ведению Федерации внешнюю политику и международные отношения РФ (п. "к" ст. 71). Условия международного общения определили тот факт, что внешние сношения традиционно являются сферой исполнительной власти. Это положение нашло отражение как в конституционном, так и в международном праве. Согласно международному праву в силу своего официального положения, без специальных полномочий государство представляют глава государства, глава правительства и министр иностранных дел (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., ст. 7.2). Конкретные полномочия определяются внутренним правом.

Глава государства

Конкретные полномочия главы государства зависят от конституционной системы государства. Особенно значительны они в президентских республиках.

Согласно Конституции РФ Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях (ч. 4 ст. 80). Он осуществляет руководство внешней политикой, утверждает военную доктрину и, очевидно, также доктрину внешнеполитическую, ведет переговоры и подписывает договоры. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания назначает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, которые аккредитуются при нем.

Как Верховный главнокомандующий Президент осуществляет права, предусмотренные международным правом на случай войны, включая применение вооруженных сил в порядке самообороны, объявление нейтралитета, заключение перемирия и др. В

Правительство

В парламентарных республиках главная роль в осуществлении внешних сношений принадлежит правительству. В нашей стране Правительство традиционно занимает положение органа преимущественно социально-экономического руководства. Его полномочия в международной области Конституция определила в самой общей форме: осуществляет меры по обеспечению "реализации внешней политики" (п. "д" ч. 1 ст. 114). Иначе говоря, Правительство осуществляет курс внешней политики, определяемый Президентом. На этом основании Министерство иностранных дел подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией либо законодательными актами РФ (Положение о МИД РФ 1995 г., п. 1).

Ведомство иностранных дел

Ведомства иностранных дел являются органами исполнительной власти, осуществляющими управление внешними сношениями государства. Они состоят из центрального аппарата, а также зарубежных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств при международных организациях.

Положение о МИД РФ, утвержденное Указом Президента от 14 марта 1995 г., определило основные задачи Министерства следующим образом: разработка и представление Президенту общей стратегии внешней политики; реализация внешнеполитического курса; координация международных связей субъектов Федерации; обеспечение дипломатической защиты интересов России; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; обеспечение дипломатических и консульских отношений; координация деятельности и контроль за работой федеральных органов исполнительной власти в области внешних еношений.

В правовой сфере МИД разрабатывает проекты договоров; осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров; участвует в подготовке предложений по приведению законодательства в соответствие с международно-правовыми обязательствами; обеспечивает действие единой системы регистрации и учета договоров; хранит подлинники и официальные копии договоров; осуществляет контроль за соответствием проектов договоров законодательству РФ и международному праву. Особо отмечу за дачу содействия осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания.

Иные ведомства

По мере расширения спектра межгосударственных связей все большее число ведомств вовлекается в их осуществление в рамках своей компетенции, выступая в качестве специализированных органов внешних сношений. В США министерство почт обладает законодательно оформленной компетенцией заключать международные соглашения в своей области без участия госдепартамента. Большинство наиболее крупных учреждений исполнительной власти США поддерживают международные отношения, заключают соглашения.

Возможность участия ведомств РФ в международных отношениях предусмотрена Законом о международных договорах. Кроме того, соответствующие полномочия предусмотрены в положениях о министерствах. В Положении о Министерстве юстиции РФ, например, говорится, что оно подписывает международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам (ст. 16).

Парламент

Ни в международном праве, ни в международной практике за парламентом не признается статус органа внешних сношений. Не делает этого и конституционное право. Президенты "и госсекретари США не раз разъясняли другим правительствам, что члены Конгресса ни в индивидуальных заявлениях, ни в совместных резолюциях не выражают внешнеполитическую позицию США, подобные документы лишены юридического значения. Известны случаи, когда парламенты вторгались в компетенцию исполнительной власти и каждый раз результат был негативным

Желая оказать давление на ряд европейских государств в целях ускорения одобрения ими договора о Европейском оборонительном сообществе, Конгресс США в 1954 г. включил в закон положение, согласно которому закупленные на государственные средства военные товары не будут поставляться государствам, не ратифицировавшим договор. Европейские государства заявили протест, расценив это давление как вмешательство в их внутренние дела. Отрицательную позицию заняла и администрация США.

Система органов внешних сношений         

В 1995 г. Дума приняла закон о прекращении участия России в осуществлении международных санкций в отношении Югославии, что противоречило обязательствам государства по Уставу ООН. Указав на это, Президент отклонил закон. Общепризнанное в международной практике положение требует, чтобы государство говорило одним голосом.

Сказанное ранее не означает принижения роли парламента в определении и осуществлении внешней политики. Исполнительная власть нуждается в политической, моральной и материальной поддержке законодательной власти. Парламент издает соответствующие законы, участвует в ратификации договоров. Конституция России специально оговаривает такие полномочия парламента, как принятие федеральных законов по вопросам войны и мира, решение вопроса о возможности использования вооруженных сил России за рубежом.

Для эффективности внешних сношений государства сотрудничество исполнительной и законодательной власти имеет существенное значение. Противостояние в этой области отрицательно сказывается на национальных интересах. Между тем, такое противостояние имеет место в некоторых государствах. В США сенатский комитет по иностранным делам называют кладбищем международных договоров. В результате исполнительная власть все шире прибегает к политическим обязательствам неправового характера, которые не подлежат ратификации (совместные коммюнике и заявления, резолюции международных совещаний и т. п.).

Парламент является важным каналом влияния внутренней политики на политику внешнюю. При осуществлении последней главе исполнительной власти приходится одновременно играть на двух досках, одну партию с внутриполитическими силами, другую с контрагентами на международной арене.

Не будучи органом внешних сношений, парламент вместе с тем вправе поддерживать межпарламентские связи, значение которых неуклонно растет.

 Суд

Суд, разумеется, не является органом внешних сношений. Вместе с тем для современности характерна активизация связей, особенно между высшими судами разных стран, что имеет существенное значение и для международного права, в частности, для реализации его предписаний внутри стран.

Нельзя также сбрасывать со счетов то значение, которое могут иметь решения конституционных судов при определении компетенции органов государства в области внешних сношений. Федеральный конституционный суд ФРГ, например, определил, что Основной закон обеспечивает федеральной исполнительной власти доминирующую позицию в области внешней политики.

Дипломатическое право

Дипломатическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих правовое положение и деятельность дипломатических представительств государств. Оно необходимо для осуществления государством права посольства, которое включает активное право посольства (т. е. право направлять посольства) и пассивное право посольства (т. е. право принимать посольства).

Источниками дипломатического права являются, прежде всего, обычные международно-правовые нормы. Большинство этих норм являются общепризнанными. Они кодифицированы и дополнены в ряде универсальных конвенций: Венской конвенции дипломатических сношениях 1961 г. (Россия участвует), Конвенции о специальных миссиях 1969 г. (Россия не участвует). Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. (Россия участвует).

Начало и окончание дипломатического представительства

Установление дипломатических отношений и учреждение представительств осуществляется по соглашению государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.

Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить согласие (агреман) страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально желательным лицом). Члены представительства в принципе должны быть гражданами аккредитирующего государства.

После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписанные главой его государства верительные грамоты, т. е. полномочия общего характера. Аккредитование завершается вручением грамот главе государства назначения, после чего представитель может приступить к выполнению своих функций.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны пребывания в случае признания данного лица persona поп grata.

Основаниями для прекращения деятельности всего представительства являются прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной из сторон в таких отношениях.

Виды дипломатических представительств

Вплоть до Первой мировой войны только великие державы обменивались представительствами на уровне посольств. Ныне в соответствий с принципом суверенного равенства все государства могут обмениваться посольствами. Тем не менее по разным причинам сохраняются представительства более низкого ранга, именуемые миссиями. Ранг представительства обычно определяется состоянием отношений между соответствующими государствами. Различия между ними носят не правовой, а лишь протокольный характер.

Венская конвенция закрепила три класса глав представительств: послы и посланники, аккредитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитируемых при министрах иностранных дел.

Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом, миссия посланником или поверенным в делах. Последнего следует отличать от временного поверенного в делах, который в отсутствие посла может временно возглавлять посольство.

Специальные миссии

Развитие взаимодействия государств обусловило распространение такой формы представительства как специальные миссии (миссии ad hoc).^ Конвенция о специальных миссиях 1969 г. определяет такого рода миссию как временное представительство государства, которое направляется одним государством в другое с согласия последнего для решения специальных вопросов или для выполнения специального задания. Деятельность таких миссий называют дипломатией ad hoc. За постоянными посольствами сохраняется повседневное обслуживание официальных отношений. В решении других проблем решающее значение принадлежит специальным миссиям.

Особенно велико значение миссий на высшем уровне, с участием глав государств и правительств. Встречи на высшем уровне стали постоянным явлением. В ходе их решаются наиболее важные международные проблемы. Исключительно важную роль играют встречи на высшем уровне для развития отношений в рамках СНГ.

Конвенция о спецмиссиях предусматривает для их членов привилегии и иммунитеты, аналогичные дипломатическим. Замечу, что высшие должностные лица при любом официальном визите в другое государство пользуются дипломатическим иммунитетом.

Функции дипломатических представитсльств

Основная функция представительства состоит в представительстве своего государства. Ею определяются остальные функции, заключающиеся в ведении переговоров с правительством страны пребывания, в защите интересов своих граждан и юридических лиц. Важную роль играет информационная функция, состоящая в выяснении всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания и доведение информации до сведения своего правительства. К этим традиционным функциям Венская конвенция добавила еще одну, соответствующую духу времени. Представительство должно поощрять дружественные отношения с государством пребывания, развитие с ним сотрудничества в области экономики, культуры, науки.

Существенное значение имеет включение в Венскую конвенцию пункта об отсутствии препятствий к тому, чтобы дипломатическое представительство осуществляло и консульские функции (п. 2 ст. 3). Потребность в этом ощущается довольно часто.

Дипломатические привилегии и иммунитеты

Привилегии и иммунитеты принадлежат дипломатическому представительству как органу государства и сотрудникам представительства. Помещения дипломатического представительства являются неприкосновенными. Власти страны пребывания могут вступать в них только с согласия главы представительства. Одновременно они обязаны принять все надлежащие меры для защиты помещений от вторжения или нанесения ущерба, обеспечить нормальные условия для деятельности представительства.

Власти страны пребывания должны оказывать содействие представительству в подыскании соответствующих помещений, но не обязаны их оплачивать, что не исключает оплаты помещений в силу национального права в исключительных условиях.

Неприкосновенность распространяется и на транспортные средства корабли, самолеты, автомобили, которые не могут быть подвергнуты обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям. Это не исключает права автоинспекции фиксировать нарушение правил уличного движения и сообщать о них в МИД. Иммунитет транспортных средств не распространяется на водителей, если они не являются дипломатами. В сентябре 1995 г., например, в Москве был арестован, а затем предан суду водитель посольства Саудовской Аравии, обвиненный в захвате заложника, который был вывезен в Подмосковье на машине посольства.

Неприкосновенны архивы и документы представительства независимо от места их нахождения, включая и временное место их хранения. Это правило действует даже в случае разрыва дипломатических отношений.

Представительство освобождается от всех налогов, связанных с помещением (фискальный иммунитет), но не от эксплуатационных расходов (плата за электроэнергию, водоснабжение и др.). Представительство освобождается от таможенных пошлин на предметы, предназначенные для официального пользования (таможенный иммунитет).

Представительство обладает привилегией пользования своим государственным флагом и эмблемой, внеочередной телеграфной и телефонной связью. Оно свободно в своих сношениях для официальных целей, включая пользование шифром. Дипломатическая почта не подлежит вскрытию, а сопровождающие ее дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью. Предоставление иммунитета персоналу представительства зависит от того, к какой категории сотрудников данное лицо относится. Полным иммунитетом пользуется дипломатический персонал, лица, обладающие дипломатическим рангом. Они не могут быть подвергнуты аресту и задержанию. Государство пребывания обеспечивает их безопасность. Неприкосновенностью пользуется жилое помещение дипломата, даже временное, например, номер в гостинице или в санатории, а также его имущество.

Дипломат пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Это значит, что он изъят из судебной юрисдикции и юрисдикции принудительного осуществления права. Что же касается предписывающей юрисдикции, то дипломат иммунитетом не обладает, поскольку он обязан соблюдать законы страны пребывания, в том числе и те, которые специально предназначены для дипломатов. Одновременно дипломаты находятся под юрисдикцией своего государства. Существенное значение в регламентировании их деятельности играют акты ведомства иностранных дел, которые порою явно ограничивают общепринятые права человека.

Иммунитет от гражданской юрисдикции имеет ограничения, которые относятся к тем случаям, когда дипломат выступает не в официальном качестве. Допустимы вещные иски, относящиеся к частному недвижимому имуществу дипломата; иски, касающиеся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо; иски, относящиеся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом вне своих официальных функций. Замечу, что Венская конвенция в принципе запрещает заниматься в стране пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Иммунитет от уголовной юрисдикции носит абсолютный характер и распространяется даже на те случаи, когда имеет место злоупотребление иммунитетом. Это положение было подтверждено Международным Судом ООН в решении по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране. Одновременно Суд подчеркнул, что изъятие из уголовной юрисдикции не означает безнаказанности: "...Дипломатическое право само предусматривает необходимые меры защиты и наказания за противоправную деятельность членов дипломатических или консульских миссий". Основной такой мерой является признание виновного нежелательным лицом и требование о его отозвании. Государство, которое представлял дипломат, вправе привлечь его к уголовной ответственности за преступление, совершенное в стране, где он был аккредитован.

Дипломат не обязан давать свидетельские показания в судах страны пребывания, но это не исключает согласия дипломата дать такие показания по просьбе властей страны пребывания (п. 2 ст. 31 Венской конвенции).

Дипломат пользуется таможенным иммунитетом. Он освобождается от всех таможенных пошлин на предметы, предназначенные для личного пользования, его личный багаж не подлежит досмотру. Исключение составляют случаи, когда есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. В последнем случае досмотр должен производиться в присутствии дипломата или его представителя (ст. 34 той же Конвенции).

Дипломатический персонал пользуется фискальным иммунитетом освобождается от прямых налогов.

Иммунитетом пользуются и члены семьи дипломата, совместно с ним проживающие, если они не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатический персонал представительств в данном государстве образует дипломатический корпус, который возглавляется старейшим по времени пребывания в. стране главой представительства дуайеном (старейшиной, деканом). Этот корпус и его дуайен выполняют протокольные функции, поздравляют власти страны пребывания с соответствующими событиями или выражают соболезнование. Известны также случаи протеста со стороны корпуса при нарушении дипломатического иммунитета. Вторая категория сотрудников представительства административно-технический персонал. Его составляют бухгалтеры, шифровальщики, канцелярские работники, переводчики и т. п. Следуя распространенной практике, Венская конвенция в значительной мере приравняла административно-технический персонал и членов их семей к дипломатическому персоналу за некоторыми существенными исключениями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции не распространяется на действия, совершенные не при исполнении служебных обязанностей. Этот персонал может беспошлинно ввозить предметы первоначального обзаведения, но не освобождается от таможенного досмотра (п. 2 ст. 37).

Третью категорию составляет обслуживающий персонал (повара, садовники, охрана, шоферы и др.). Члены этого персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей и освобождаются от налогов на заработок, получаемый по службе, разумеется, при условии, что они не являются гражданами страны пребывания (п. 3 ст. 37).

В течение нескольких лет, начиная с 1994 г., власти ФРГ выделяли деньги в порядке социальной помощи женщине послу одного из африканских государств, которое оказалось не в состоянии содержать свое посольство. Оплачивалась также служебная вилла. Городские власти Бонна отказались оплачивать счета иностранного посла. Посол обжаловала их действия в высший суд в Мюнстере, который вынес решение о том, что все легально проживающие в ФРГ лица имеют право на социальное пособие. Расходы несет федеральное правительство.

В годы "холодной войны", например, госдепартамент США запретил обслуживающему персоналу представительства в СССР вступать в "интимные и романтические отношения" с русскими. Лишь в 1995 г. запрет был снят. Исключение составляет персонал, связанный с особо важными государственными тайнами, а также охрана посольства (International Her-ald Tribune. 1995. May 26).

МИД СССР не издавал подобных распоряжений, но вплоть до начала 90-х гг. применялись строгие меры к тем, кто заводил тесные связи с гражданами страны пребывания. В 90-е гг. неофициальные запреты были неофициально отменены. Представитель МИД РФ сообщил, что ныне ограничения на личные контакты касаются только тех, кто имеет дело с государственными секретами (Известия. 1995. 26 мая).

Дипломатическое право международных организаций

а) Привилегии и иммунитеты международных организаций и их персонала

Привилегии и иммунитеты организаций и их персонала определяются уставами организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями со страной пребывания. Немалую роль играют и обычные нормы международного права. Согласно Уставу ООН Организация пользуется на территории своих членов такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для достижения ее целей (ст. 105).

В 1946 г. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН (СССР, Белоруссия и Украина присоединились к ней в 1953 г.). Согласно Конвенции имущество ООН пользуется иммунитетом от судебного вмешательства, однако возможен отказ от него в отдельных случаях. Пользуются неприкосновенностью помещения и архивы. Собственность ООН освобождается от налогов и от таможенных сборов. Организация пользуется всеми видами связи.

Генеральный секретарь ООН и его заместители, а также члены их семей пользуются полным дипломатическим иммунитетом. Другие должностные лица пользуются функциональным иммунитетом: не несут судебной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц: освобождаются от обложения налогами окладов, уплачиваемых ООН. Генеральный секретарь вправе отказаться от иммунитета, предоставленного должностному лицу, если иммунитет препятствует отправлению правосудия..

б) Привилегии и иммунитеты представителей государств при международных организациях

Рост роли и числа международных организаций потребовал кодификации норм, относящихся к статусу постоянных представительств государств при организациях, а также делегаций государств и наблюдателей в международных органах. Кодификация была осуществлена Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Конвенция пока не вступила в силу, главным образом, из-за сопротивления государств, на территории которых расположены организации. СССР, Белоруссия и Украина ратифицировали Конвенцию в 1978 г. Несмотря на то, что Конвенция не вступила в силу, она представляет авторитетный источник для понимания содержания дипломатического права международных организаций. Другим источником являются двусторонние соглашения организаций с государствами их пребывания.

Конвенция определяет функции постоянных представительств следующим образом: представительство государства при организации, что включает поддержание связи, ведение переговоров, обеспечение участия своего государства в деятельности организации, защита интересов своего государства в деятельности организации, информационная функция состоит в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщение об этом своему правительству. Особо отмечу функцию содействия осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с ней и в ее рамках.

Очевидна близость функций постоянных представительств и дипломатических представительств в государствах. Тем не менее в их статусе есть и различия. Они касаются, прежде всего, порядка учреждения представительств и назначения их персонала. Вопрос об учреждении представительства или миссии наблюдателей решается без участия принимающего государства.

В 1974 г. ООН предложила Организации освобождения Палестины. (ООП) создать свою миссию наблюдателей в Нью-Йорке. Этот акт был опротестован еврейской общественной организацией в судебном порядке. Суд признал действия ООН правомерными.

Направляющее государство не нуждается в получении агремана для главы представительства. Оно по своему усмотрению назначает и весь персонал. Верительные грамоты вручаются главному должностному лицу организации. Привилегии и иммунитеты аналогичны дипломатическим.

Конвенция учитывает и интересы принимающего государства. Персонал постоянных представительств обязан уважать право страны пребывания. В случае "серьезного и очевидного" нарушения уголовного права страны пребывания или такого же вмешательства во внутренние дела представляемое государство обязано отозвать виновных лиц. При этом бремя доказывания фактов нарушения права лежит на стране пребывания. Есть и общая норма, дающая стране пребывания право принимать меры, необходимые для защиты своих интересов.

Международно-правовая защита лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом

Обеспечение безопасности лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, в соответствии с международным правом возлагается прежде всего на государство их пребывания. Несмотря на это, все еще имеют место случаи, когда такие государства сами нарушают неприкосновенность этих лиц. Наиболее известный случай произошел в 1979 г., когда иранские власти сделали заложниками дипломатический и консульский персонал США.

Рассматривая это дело, Международный Суд подчеркнул: "Нет более важного условия осуществления отношений между государствами, чем неприкосновенность дипломатических представителей и посольств.. " Суд признал Иран нарушителем международного права и определил его ответственность) а также обязанность возместить убытки. Одновременно Суд указал, что нарушение неприкосновенности представительства не дает оснований для применения силы и признал неправомерным американское вторжение в Иран.

Представители государств нередко становятся жертвами терроризма, в том числе и международного. Все это побудило ООН принять в 1973 г. Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия участвует). Конвенция определила круг таких лиц, отнеся к ним находящихся в иностранном государстве глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, а также сопровождающих их членов семей, представителей и должностных лиц государств, любых должностных лиц или представителей межправительственных организаций, а также приживающих с ними членов семей.

Конвенция обязала каждого участника рассматривать посягательства на упомянутых лиц в соответствии со своим внутренним правом как тяжкое преступление. Государства обязаны сотрудничать в предотвращении таких преступлений. Государство, на территории которого оказывается преступник, обязано либо судить, либо выдать его.

И после принятия Конвенции Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюции по данному вопросу. Они призывают государства принять все необходимые меры на национальном и международном уровне для предотвращения актов насилия против представителей государств. Одновременно подчеркивается недопустимость злоупотребления иммунитетом: "Дипломатические и консульские помещения не должны использоваться таким образом, который несовместим с дипломатическими и консульскими функциями"^

Консульское право

Консульское право представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консул должностное лицо одного государства, находящееся в другом государстве, для защиты прав и интересов своих граждан и своего государства.

В регулировании деятельности консулов важная роль принадлежит внутреннему праву. Основным источником международного консульского права являются общепризнанные международные нормы. Универсальной конвенцией в этой области является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., которая вступила в силу в 1967 г. Число участников превысило 100 государств. СССР присоединился к Конвенции в 1989 г.

России в порядке правопреемства досталось значительное наследство. СССР в последние годы имел 117 консульских отделов посольств, 59 генеральных консульств, 8 консульств и 1 консульское агентство. В настоящее время перед Россией стоит задача

налаживания консульских отношений с бывшими советскими республиками. Уже в 1993 г. были подписаны двусторонние конвенции с 10 странами Для России консульская служба в этих странах, в которых проживают миллионы россиян, имеет исключительно важное значение.

Консульские отношения

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого. Этим они отличаются от дипломатических отношений, которые носят представительный, политический характер, являются формой взаимодействия государств. Самостоятельный статус консульских отношений видится и в том, что прекращение дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений.

Консульские отношения устанавливаются и консульства учреждаются по соглашению государств. Они могут быть установлены и в отсутствие дипломатических отношений, например, в случае признания государства или правительства де-факто. В таких условиях они выполняют и некоторые дипломатические функции. Замечу, что консульские функции выполняются также консульскими отделами дипломатических представительств. Именно ими осуществляются консульские функции во взаимоотношениях с бывшими советскими республиками. Для решения вопросов на местах направляются выездные миссии консульских отделов, на что необходимо согласие страны пребывания.

Консулы назначаются направляющим государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Направляющее государство выдает консульский патент. Консул приступает к выполнению своих функций после получения согласия принимающего государства, которое именуется экзекватурой. В экзекватуре может быть отказано без объяснения причин.

Консульские отношения прекращаются в исключительных случаях, например, с началом войны. Миссия главы консульства оканчивается либо по инициативе его государства, либо по требованию страны пребывания.

В практике получили распространение двусторонние соглашения о консульских отношениях. Такова была практика СССР, который имел такие соглашения с почти 60 государствами. Эти соглашения могут изменять статус консулов по сравнению с универсальной Венской конвенцией.

Организация консульских учреждений

Существуют четыре класса консульских учреждений. Высшую ступень занимают генеральные консульства. За ними следуют консульства, вице-консульства и консульские агентства. Они возглавляются, соответственно, генеральными консулами, консулами, вице-консулами и консульскими агентами.

Консулы являются должностными лицами государства. Кроме такого рода штатных консулов практике известны нештатные или почетные консулы. В СССР было принято специальное положение о почетном (нештатном) консуле СССР. Россия, начиная с 1993 г, назначила 17 почетных консулов (на конец 1995 г.). В РФ работают три иностранных почетных консула и число их, очевидно, будет расти

Почетные консулы назначаются из числа местных граждан (бизнесменов, общественных деятелей) в тех случаях, когда содержание штатного консула себя не оправдывает из-за недостаточного развития связей. Нештатный консул содержится не за счет государства, а обращая в свою пользу консульские сборы.

Консульские функции

Консульства выполняют три основных функции. Во-первых, защита интересов своего государства и его граждан, а также юридических лиц. Во-вторых, содействие развитию дружественных отношений, прежде всего, экономических, культурных и научных. В-третьих, информация в области консульской деятельности, которая включает предоставление соответствующих сведений заинтересованным гражданам и юридическим лицам.

Содержание первых двух основных функций раскрывается в более конкретных функциях. Консулы выдают паспорта и проездные документы своим гражданам, а также визы желающим посетить представляемое консулом государство; оказывают помощь своим гражданам; совершают акты бесспорной юрисдикции, в частности, нотариальные действия и регистрацию актов гражданского состояния; охраняют интересы граждан в случае смерти; охраняют интересы несовершеннолетних и иных не обладающих полной дееспособностью граждан своего государства; представляют или обеспечивают представительство граждан своего государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения распоряжения о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если последние не могут сделать этого сами.

Консулам принадлежит важная роль в сотрудничестве государств в юридической области Они передают судебные и иные документы, исполняют судебные поручения или поручения по снятию показаний для судов своего государства.

Консулы выполняют важные функции в отношении транспортных средств своего государства. Они осуществляют надзор и инспекцию в отношении судов, плавающих под флагом своего государства, а также самолетов, зарегистрированных в этом государстве, равно как и в отношении их экипажей. Консулы оказывают помощь такого рода судам и самолетам, осматривают их и оформляют судовые документы, расследуют любые происшествия, имевшие место в пути, разрешают споры между капитаном и экипажем Из сказанного видно, сколь многогранна деятельность консулов и сколь она важна для обеспечения прав и интересов граждан, а также для развития связей между соответствующими государствами. По мере развития этих связей объем работы консульств и ее значение возрастают.

Все функции осуществляются в рамках законов и иных правил страны пребывания, а территориально в пределах консульского округа. Последний означает район, отведенный консульскому учреждению для выполнения его функций. Обычно границы округа совпадают с границами административно-территориальных единиц страны пребывания, часто с границами морского порта, порою с границами всего государства. Выполнение функций за пределами округа допустимо только с разрешения компетентных органов государства пребывания.

Консульские привилегии и иммунитеты

Венская конвенция подчеркивает, что иммунитеты и привилегии предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функции консульского учреждения. Во всей своей деятельности консульское учреждение обязано действовать в рамках права страны пребывания. Со своей стороны, последняя обязана создать условия для выполнения консульских функций

Консульские иммунитеты относятся к учреждению в целом и к его персоналу. В первом случае они состоят в неприкосновенности служебных помещений. Местные власти могут вступать в них только с согласия консула или дипломатического представительства. Такое согласие предполагается в случае пожара или иного стихийного бедствия. Все консульские помещения, а также имущество, включая транспорт, пользуются иммунитетом от реквизиции для общественных нужд. Консульские архивы столь же неприкосновенны, как и дипломатические.

Консульство может пользоваться государственным флагом и гербом. Консульские помещения и резиденция главы консульства освобождаются от всех налогов. Консульские работники могут свободно передвигаться по всей территории страны пребывания. Консульское учреждение обладает свободой официальных сношений с использованием всех средств связи, включая курьеров и использование шифрованных сообщений.

Консульство свободно сносится со своими гражданами, а последние с консульством. Соответствующие органы государства пребывания безотлагательно сообщают в консульство о всех случаях ареста или задержания граждан представляемого государства. Консулы могут посещать своих граждан, находящихся под стражей, если последние против этого не возражают. Консулы вправе предпринимать меры по обеспечению юридического представительства своих граждан, но сами делать этого не должны.

Власти страны пребывания сообщают консульству о всех случаях смерти и установления опеки в отношении граждан представляемого государства, а также об авариях судов и самолетов, зарегистрированных в этом государстве.

Консульство сносится непосредственно с властями консульского округа, а с центральными через свое посольство. Иное положение может быть установлено местным правом или международным договором. Консульство вправе взимать консульские сборы за совершение относящихся к его компетенции актов. Сборы не подлежат налогообложению.

Иммунитет персонала консульства зависит от его категории. Консульские должностные лица лица, которые выполняют консульские функции Консульские служащие лица, выполняющие административные или технические обязанности. Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.

Консульские должностные лица обладают личной неприкосновенностью Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению. Исключение составляют случаи совершения тяжких преступлений. Но и в этих случаях ограничение личной свободы возможно лишь на основе вступившего в силу приговора суда. В случае возбуждения уголовного дела против консульского должностного лица оно должно явиться в компетентные органы. В таком случае, а также при задержании должностного лица власти страны пребывания немедленно уведомляют консульство.

Как сами консулы, так и консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей. Это положение не применяется в отношении гражданского иска третьей стороны за вред, причиненный транспортным средством.

Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний. Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний. Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то к нему не могут применяться меры принуждения.

Консульские должностные лица и служащие, а также члены их семей, Освобождаются от всех налогов и сборов. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату. Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра. Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу. Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица.'

Государство может отказаться от иммунитетов консульского работника. Предъявление в суде гражданского иска консульским работником лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречного иска. Отказ от судебного иммунитета не означает отказа от иммунитета от исполнительных действий по судебному решению.

В феврале 1996 г. сотрудники Выборгской таможни провели досмотр багажа в автомобиле генерального консула Японии. Были обнаружены и изъяты относящиеся к XVIII и XIX векам изделия из бронзы и фарфора, подпадающие под категорию запрещенных к вывозу. Обнаруженный антиквариат был легально куплен в магазинах. Присутствовавший при изъятии консул не заявил протеста, не сделало этого и посольство Японии.

PAGE  18


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19786. Компоненти керування – Button, RadioButtonGroup, CheckBox, etc 28 KB
  Компоненти керування – Button RadioButton/Group CheckBox. Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчасті
19787. Компоненти списків ListBox, ComboBox 22 KB
  Компоненти списків ListBox ComboBox. Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчастіше. Компонент...
19788. Робота з текстом. Клас TStrings 16.16 KB
  При роботі з інформацією текстом потрібно виконувати її відображення введення і редагування. Підкреслимо що ми розглядаємо поняття текстав широкому сенсі припускаючи що до складу тексту можуть входити літери іціфри. При роботі з текстовими даними вони можуть об'єдну
19789. Розподіл оперативної пам’яті. Вказівники види, об’явлення, операції 34.5 KB
  4.Розподіл оперативної пам’яті. Вказівники: види об’явлення операції. Вказівником називається змінна яка містить в собі певниу адресу мається на увазі адресу в оперативній пам'яті. Як правило вказівники містять адресу деякої іншої змінної або виділеної д
19790. Створення меню. Компоненти MainMenu та PopupMenu 28 KB
  1.Створення меню. Компоненти MainMenu та PopupMenu. MainMenu невізуальний на відміну від візуальних компонентів TEdit і TLabel в точності відповідних своєму зовнішньому вигляду в працюючій програмі. Це означає що хоча його видно на формі як невеликий квадрат у вікні створеної програми ...
19792. Текстові компоненти Label, Edit, Memo 26.5 KB
  Текстові компоненти Label Edit Memo Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчастіше. Компонен
19793. Файловий ввід/вивід. Поняття потока. Класс TFileStream 27 KB
  Файловий ввід/вивід. Поняття потока. Класс TFileStream. Файловий вводвивод реалізується по поточним стандартам.Наприклад Мова Сі абстрагує всі файлові операції перетворюючи їх на операції з потоками байтів які можуть бути як потоками введення так і потоками виведе
19794. Требования, предъявляемые к современным вычислительным сетям 17.73 KB
  Требования предъявляемые к современным вычислительным сетям Главным требование обеспечение пользователям потенциальной возможности доступа к разделяемым ресурсам всех компьютеров объединенных в сеть. Все остальные требования производительность надежность сов