3836

Определение удельной теплоты парообразования

Лабораторная работа

Физика

Определение удельной теплоты парообразования Приборы и принадлежности: Кипятильник, сухопарник, термометр, штатив, технические весы, разновес, барометр-анероид, калориметр, сосуд с водой, стакан. Рис. 12 Теория работы и описание приборов Парообразов...

Русский

2012-11-08

135 KB

67 чел.

Определение удельной теплоты парообразования

Приборы и принадлежности:

Кипятильник, сухопарник, термометр, штатив, технические весы, разновес, барометр-анероид, калориметр, сосуд с водой, стакан.

Рис. 12

Теория работы и описание приборов

Парообразованием называется переход вещества из жидкого состояния в пар. Парообразование, происходящее при любых температурах с открытой поверхности жидкости, называется испарением.

Явление испарения объясняется тем, что молекулы жидкости обладающие достаточно большой кинетической энергией, преодолевают притяжение соседних молекул и вылетают с её поверхности, что ведёт к уменьшению внутренней энергии жидкости, т. е.  ее охлаждению. Обратный процесс перехода пара в жидкость называется конденсацией.

Процессы испарения и конденсации идут одновременно и пар. находящийся в динамическом равновесии с жидкостью, называется насыщенным.

Давление (упругость) насыщенного пара возрастает с повышением температуры. При нагревании жидкости до температуры, при которой давление её насыщенных паров станет равным внешнему (атмосферному) давлению, испарение жидкости будет происходить не только с поверхности, во и во всем её объёме, где начинают возникать пузырьки пара, всплывающие на поверхность и разрывающиеся над ней. Бурное выделение паров изнутри жидкости называется кипением. В течение всего процесса кипения температура остаётся постоянной, если кипение жидкости происходит при постоянном давлении. Чтобы жидкость кипела, необходимо нагреть её до температуры кипения, а затем сообщить добавочное количество тепловой энергии.

Количество теплоты, необходимое для превращения в пар единицы массы жидкости, нагретой до температуры кипения, называется удельной теплотой парообразования – r. При конденсации не происходит понижения температуры пара. При этом выделяется теплота за счёт уменьшения потенциальной энергии молекул вещества[I~И переходе его из одного агрегатного состояния в другое. Количество теплоты, выделяемое в окружающую среду при переходе единицы массы пара в жидкое состояние называется удельной теплотой конденсации. (Удельная теплота конденсации равна удельной теплоте парообразования).

Удельная теплота парообразования r идёт на работу А, совершаемую молекулами при прохождении сквозь поверхностный слой жидкости, и на работу А связанную с увеличением удельного объема V0 вещества при его переходе из жидкого состояния в газообразное: r = А + А’. Толщина поверхностного слоя, в пределах которого на молекулу действуют силы притяжения, равна радиусу молекулярного действия R. Обозначив среднюю силу, действующую на длине этого радиуса молекулярного действия через F, получим выражение для работы вырывания одной молекулой: А = FR.

Работа А, совершаемая всеми молекулами, находящимися в единице массы жидкости:

где n – число молекул в единице массы.

Работа расширения ,

где – удельный объем пара, т.е. объём занимаемый единицей массы пара;

V0 – удельный объём жидкости;

р – давление, при котором происходит кипение.

Тогда

Это соотношение не позволяет непосредственно вычислить значение r так как остаются неизвестными F и R, но оно показывает, что r зависит от той же силы молекулярного взаимодействия F, которая обулавливает и наличие поверхностного натяжения. Для определения удельной теплоты парообразования пользуются калориметрическим методом, для чего составляют на основании опыта уравнение теплового баланса. Установка для такого опыта изображена на рис. 12.

Пар из сосуда В через сухопарник С поступает в калориметр К с водой, где конденсируется, нагревая при этом воду.

Предполагая‚ что тепловой обмен происходит без потери тепла в окружающую среду, можно составить уравнение теплового баланса:

где – количество теплоты, отданное паром при конденсации его в жидкость;

– масса сконденсированного пара;

– количество теплоты, выделенное при охлаждении образовавшейся из пара воды от температуры конденсации t1 до температуры смеси t;

– количество теплоты, полученное водой в калориметре при прохождении пара;

– количество теплоты, полученное калориметром, где с и с1  – удельные теплоемкости воды и калориметра,

m1 и m2  – масса воды в калориметре и внутреннего сосуда калориметра;

t0 – начальная температура воды и калориметра;

t – температура смеси.

Подставив значения Q1, Q2, Q3, Q4 в (1), получим

,

откуда

                                                          (2)

Порядок выполнения работы

  1.  Убедившись, что в кипятильнике В есть вода, нагревают её до кипения.
  2.  Определяют массу m1 внутреннего cсосуда калориметра.
  3.  Наливают в калориметр воды до 3/4 объёма и определяют массу калориметра с водой m2, тогда масса воды m=m2-m1.
  4.  Измеряют начальную температуру воды и калориметра t0.
  5.  После того, как вода закипит и из трубки сухопарника С начнёт выходить пар, опускают конец стеклянной трубки в калориметр на глубину 2—3 см (до интенсивного парообразования под трубкой ставят стакан).
  6.  Помешивая термометром воду в калориметре, наблюдают затем температурой. После повышения температуры на 5-6°C вынимают стеклянную трубку из калориметра, отставляют его (на его место опять ставят стакан, чтобы вода не капала на стол) и, тщательно перемешивая, отсчитывают максимальную температуру смеси t.
  7.  Определяют общую массу м3 калориметра с водой и водой, образованной из пара m0:

m0=m3-m2

  1.  Определяют удельную теплоту парообразования по формуле (2)
  2.  Все результаты измерений и вычислений заносят в таблицу.
  3.  Опыт повторяют ещё раз. Из найденных двух значений <r> находят среднее значение <r>.

Таблица наблюдений

m1

m2

m

m3

m0

t0

t1

t

r

<r>

Ед. изм.

кг

кг

кг

кг

кг

0С

0С

0С

1.

2.

3.

Справочная таблица

Удельная теплоемкость

вода

с

4190

алюминий

с1

890

Контрольная вопросы

  1.  Что называется парообразованием, испарением, кипением, конденсацией?
  2.  От чего зависит скорость испарения жидкости?
  3.  Что называется удельной теплотой парообразования?
  4.  Как зависит температура кипения от внешнего давления?
  5.  Какой пар называется насыщенным?
  6.  Объяснить явление испарения и кипения с точки зрения молекулярно-кинетической теории.
  7.  Почему испарение сопровождается охлаждением, а конденсация выделением теплоты?
  8.  Почему не повышается температура кипящей жидкости при её нагревании?
  9.  Выведите формулу для определения удельной теплоты парообразования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2351. Сільське господарство та аграрні відносини на українських землях 33.5 KB
  Мета: показати процес занепаду кріпосницьких та зародження ринкових відносин в Україні у першій половині XIX ст., довести, що російський царизм намагався зміцнити феодально-кріпосницьку систему господарювання в Україні, ознайомити учнів із процесом визрівання ознак ринкової економіки в сільському господарстві, промисловості, торгівлі України.
2352. Початок промислової революції 59 KB
  Мета: дослідити занепад кріпосницьких та зародження ринкових вілносин в Україні в першій половині XIX ст., ознайомити учнів із процесом визрівання ознак ринкової економіки в промисловості, торгівлі.
2353. Повсякденне життя українців у селі та місті. 19.07 KB
  Мета: сформувати в учнів уявлення про повсякденне життя українських селян та міщан у першій половині XIX ст. Розпорядок робочого дня українських селян.
2354. Соціально-економічне становище українського населення під владою Австрійської та Російської імперій і соціальні рухи 41 KB
  Мета: проаналізувати причини розгортання селянського руху, розкрити хід і наслідки соціальної боротьби в Україні в першій половині XIX ст., довести, що колонізаторська політика Російської та Австрійської імперій на українських землях призвела до посилення національного та соціального гніту, з’ясувати форми й характер протесту українського населення.
2355. Утворення Кирило-Мефодіївського братства. 38 KB
  Мета: ознайомити учнів із процесом розвитку національної ідеї в суспільно-політичному русі України першої половини XIX ст., діяльністю першої української політичної нелегальної організації – Кирило-Мефодіївське братство, проаналізувати діяльність Т.Г. Шевченка, як суспільно-політичного діяча та його участь у братстві; проаналізувати програмні документи братства, розкрити значення діяльності кирило-мефодіївців у розвитку українського національного руху.
2356. Національно-визвольний рух на західноукраїнських землях під час революції 1848-1849 рр. в Австрійській імперії 42 KB
  Мета: з’ясувати причини розгортання революції 1848-1849 рр. на західноукраїнських землях; показати роль Головної руської ради в розгортанні українського національно-визвольного руху.
2357. Національно-визвольний рух на західноукраїнських землях під час революції в Австрійській імперії 53 KB
  Мета: з’ясувати досягнення української національної революції 1848-1849 рр. у Галичині, довести, що Україна як складова європейської цивілізації не стояла осторонь проблем, які в середині XIX ст. вирішувала Європа.
2358. Соціально-економічне життя народу та український національний рух у першій половині XIX ст 35 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань, як кінцевий етап оцінювання знань з теми Соціально-економічне життя народу та український національний рух у першій половині XIX ст..
2359. Розвиток освіти і науки України наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. 35 KB
  Мета: виявити загальні закономірності й особливості розвитку культури в Україні в першій половині XIX ст., проаналізувати стан розвитку освіти, науки.