3838

Определение ускорения свободного падения

Лабораторная работа

Физика

Определение ускорения свободного падения Цель: Изучение динамики движения тел в поле гравитационного притяжения. Задача: измерение ускорения свободного падения с помощью математического и физического маятников Оборудование: универс...

Русский

2012-11-08

146.5 KB

63 чел.

Определение ускорения свободного падения

Цель: Изучение динамики движения тел в поле гравитационного притяжения.

Задача: измерение ускорения свободного падения с помощью математического и физического маятников

Оборудование:    универсальный маятник ФПМ-04

Рабочими  являются формулы периода колебаний Т математического и физического маятников

           (1)                            (2)

где  l –   длина математического маятника;  mмасса, Iмомент инерции,  d расстояние от точки подвеса до центра  тяжести физического маятника; lпр – приведенная длина физического маятника, которая равна длине математического маятника с таким же периодом колебаний.

Определив  периоды колебаний математического и физического маятников, а также их геометрические параметры (длины), используя  эти формулы,  вычислим ускорение свободного падения g.

Описание экспериментальной установки:

Общий вид универсального маятника ФПМ-04 представлен на рис. 1. Основание (1) оснащено регулируемыми ножками (2), которое позволяют произвести выравнивание прибора. В основание закреплена колонка (3), на которой установлен верхний кронштейн (4) и нижний кронштейн (5) с фотоэлектрическим датчиком (6)

Отворачивая вороток (11), можно поворачивать вокруг колонки верхний кронштейн. Затягиванием   воротка  (11)   фиксируют  кронштейн   в  любом   произвольно   выбранном положении.

С одной стороны кронштейна (4) находится математический маятник (7), на вмонтированных вкладышах оборотный маятник (8).

Длину маятника можно регулировать при помощи воротка (9), а ее величину можно определить при помощи шкалы на колонке (3).

Оборотный маятник выполнен в виде стального стержня, на котором зафиксированы два повернутых друг к другу лезвиями ножа и два ролика.

На стержне через 10 мм выполнены нарезки, служащие для точного определения длины оборотного маятника (расстояние между ножами). Ножи и ролики можно перемещать вдоль колонки и фиксировать в определенном избранном положении.

Рассмотрим,  чему равны периоды колебаний физического маятника при различном положении центров качания. (рис.2).

Пусть тело колеблется вокруг оси, проходящей через произвольно взятую точку О1. Тогда  эта точка  будет называться центром (осью) вращения. Расстояние от оси вращения О1  до центра тяжести Oц равно  d1.

Момент инерции относительно оси О1 по теореме Штейнера равен     I1 = Io  + md12   (3)                 

где  Io - момент инерции относительно оси Оц , проходящей  через  центр тяжести  и  параллельной оси вращения  О1. .

Период колебаний в этом случае будет:

;         (4)

На линии, соединяющей точку  О1.  и центр тяжести Оц. ,  выберем точку О2 ниже центра тяжести  на  расстоянии  d2. При колебаниях вокруг этой новой оси вращения  будем иметь период колебаний

;        (5)

Изменяя расстояния d1  и  d2, подберем их значения  так, чтобы были одинаковые периоды колебаний.   Т1 = Т2.  Однако  из этого условия с учетом  (4) и (5) следует (см. приложение 2), что равенство  возможно только  при  d1 + d2 = lnp

 (6)

Таким образом, при колебаниях вокгруг оси вращения O1 точка  O2  будет геометрическим положением для груза воображаемого математического маятника с таким же периодом колебаний, и называется центром качаний. Также для колебаний вокруг оси вращения O2 точка  O1 обратно будет центром качаний.

При выполнении работы получение  равенства периодов требует много времени и абсолютного равенства даже невозможно достичь. Поэтому надо просто постараться максимально приблизить Т1Т2.

Из  равенств имеем:

;                           (7)

Выразим  ускорение свободного падения:

;       (8)

При достаточно близком равенстве Т1 = Т2 можно упростить расчетную формулу

                                            (9)

Итак, для определения ускорения свободного падения необходимо определить период T  относительно произвольной  оси вращения, приведенную длину маятника lпр  как расстояние между двумя найденными  соответствующими осями вращения с одинаковыми периодами качаний,.

Указания к выполнению работы:

Задание 1. Определить g при помощи математического маятника:

• подготовить таблицу экспериментальных данных

l, м

tn - время

колебаний, с  

Δtn  -- время

n колебаний, с

Т - период

колебаний, с

g – ускорение свободного

падения,  м/с2

1

2

3

4

5

Среднее значение g

  •  нижний кронштейн вместе с фотоэлектрическим датчиком
    установить в нижней части колонки, обращая внимание на то,
    чтобы верхняя грань кронштейна показывала на шкале длину
    не меньше 50 см. Измерить длину
    l маятника.

• затянуть вороток, фиксируя фотоэлектрический датчик в
избранном положении;

• поворачивая верхний кронштейн, установить длину
математического маятника, Обращая внимание на то, чтобы
черта на шарике (центр шарика) была продолжением черты на корпусе
фотоэлектрического датчика;

• отклонить шарик на 10 - 15° от положения покоя.

•  нажать кнопку «СБРОС»; привести математический маятник в движение.

нажать кнопку «СТОП», в момент времени 9 колебаний, тогда на миллисекундамере получите значение времени 10 колебаний t, которое записать в таблицу;

измерения повторить 5 раз.

Вычислить среднее время tср.

Найти абсолютную погрешность  Δ t =  |. tcpt  |.

определить период колебаний по формуле: ,   где t - продолжительность  колебаний (общее время),   п количество полных колебаний n=10;

  •  по формуле    определить g;

заполнить соответствующие  клетки в таблице

Рассчитать среднее значение  g

Задание 2   Определить g при помощи оборотного маятника:

• подготовить таблицу экспериментальных данных

tn1 - время

колебаний на 1-м ноже

Δtn1  

Т1cр - период

колебаний, с

tn2 время

колебаний на 2-м ноже

Δtn2

Т2cр - период

колебаний, с

g – ускорение свободного

падения,  м/с2

1

2

3

4

5

ср  

  •   повернуть верхний кронштейн на 180°;
  •   укрепить ролики на стержне несимметрично, чтобы один из них находился на конце стержня, а другой на его середине;
  •  один нож закрепить вблизи свободного конца, а второй - на середине расстояния между роликами;
  •  проверить, совпадают ли грани лезвий с метками на стержне;
  •  закрепить маятник на первом ноже, находящемся вблизи конца стержня.
  •  нижний кронштейн вместе с фотоэлектрическим датчиком переместить так, чтобы стержень маятника пересекал оптическую ось;
  •  отклонить маятник на 10 -15° от положения равновесия;
  •  нажать кнопку «СБРОС»; привести маятник в движение;
  •  нажать кнопку «СТОП», в момент времени 4 колебаний, тогда на миллисекундамере получите значение времени 5 колебаний t1, которое записать в таблицу;
  •  определить абсолютную погрешность Δ t =  |. tcpt  |.
  •  вычислить период колебаний по формуле: Т1ср = t1ср /п,      ( n=5);
  •  снять маятник и закрепить его на втором ноже; нижний кронштейн с фотоэлектрическим датчиком переместить так, чтобы маятник пересекал оптическую ось;
  •  повторяя все операции как с первым ножом, определить период колебаний оборотного маятника Т2ср относительно второго ножа;
  •  изменяя положение второго ножа, добиться равенства  Т2 = Т1 до момента с точностью до 0,5%; При этом учесть:

если Т2> Т1, то второй нож переместить в направлении ролика, находящегося в конце стержня,

если же Т2 < Т1, то переместить в направлении середины стержня, при этом размещение ролика и первого ножа не менять;

  •  все измерения tn2 (в каждом положении ножа) записывать в тетрадь;
  •  найти центр масс маятника и измерить плечи d1 и d2;
  •  определить приведенную длину оборотного маятника lпр, подсчитать количество нарезок на стержне между ножами;
  •  по формуле (8) и (9) определить ускорение свободного падения g;

Контрольные вопросы:

  1.  Что такое математический маятник?
  2.  Что такое физический маятник?
  3.  Что называется приведенной длиной физического маятника?
  4.  При каком расстоянии от центра масс до точки подвеса период колебаний маятника минимальный?
  5.  Как будет вести себя маятник, если совместить точку подвеса с центром масс?
  6.  Сформулируйте и докажите теорему Гюйгенса-Штейнера.
  7.  Выведите формулу периода колебаний физического маятника.
  8.  Как зависит g от высоты?

Литература:

1. Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высшая школа, 2007 г.

2. Матвеев    А.Н.:    Механика    и    теория    относительности. – М., Высшая     школа, 1986 г., стр. 219-228.

3. Лабораторный практикум по общей физике. Механика. Под ред. А.Н. Капитонова, Якутск, 1988г.

4. Габышев H.H. Методическое пособие по механике - Якутск.,ЯГУ, 1989


ПРИЛОЖЕНИЕ  1

МАССА – это количество вещества. mV   где ρ– плотность,  V - объем.  В классической механике масса – с одной стороны   мера инертности   и  с другой -  мера гравитационного взаимодействия.  

 Эти понятия вообще-то нетождественные, рассматривают разные условия проявления свойства массы. Вопрос такой: если некое тело притягивается Землей вдвое большей силой, чем второе тело, то при действии фиксированной силы первое тело должно двигаться с вдвое меньшим ускорением. Точные эксперименты показывают соответствие этих соотношений до 12-го знака.

Масса при релятивистких скоростях зависит  от скорости,  масса и энергия тела становятся прямо .связанными друг тс другом.  Тесная связь массы и энергии наблюдается также в ядерных взаимодействиях.

   СИЛА  ТЯЖЕСТИ -  следствие всемирного тяготения, т.е. проявления гравитационных свойств массы. Сила тяжести практически имеется везде >0, в любой точке Вселенной (в том числе и при невесомости!).  

Для определения силы тяжести   часто используются известные уравнения:

   ВЕС  - величина реакции опоры или подвеса. В условиях покоя или равномерного движения (инерциальные системы отсчета – ИСО) вес отождествляется  с силой тяжести.  В неинерциальных системах отсчета (НИСО) вес тела зависит от ускорения системы.

Так вес тела в лифте,

 поднимающемся с ускорением а будет равно    P=m (g+a) 

 опускающемся    с ускорением а будет равно    P=m (g - a)

 Если нет опоры или подвеса, тело свободно падает,  веса нет  - невесомость.  

На околоземной орбите спутник может вращаться достаточно долго (практически вакуум), описывает окружность, радиус закругления которой определяется нормальным (центростремительным) ускорением  аn, равным ускорению свободного падения.:

Таким образом, на орбите спутник неограниченно долго свободно падает на Землю, но все время мимо! (Земля слишком мала при таких скоростях).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Момент инерции относительно оси О1 по теореме Штейнера равен     I1 = Io  +  md12   

где  Io - момент инерции относительно оси Оц , проходящей  через  центр тяжести  и  параллельной оси вращения  О1. .

Период колебаний в  случае колебаний вокруг оси вращения  О1     будет:

;   Период колебаний в  случае колебаний вокруг оси вращения  О2  : 

;        

В случае равенства периодов колебаний  Т1 = Т2. = Т  имеем равенство

;

Тогда   J0 ( d2 d1)  =   m d1 d2(d2d1);

Момент инерции вокруг центра тяжести будет   J0 =  m d1 d2 ;

;

или     lnp  =   d1 + d2

Таким образом, для физического маятника,  колеблющегося вокруг произвольной оси вращения O1 ,  можно найти на прямой, проходящей через O1и центр тяжести Oц , дальше центра тяжести точку  O2  , которая будет другой осью вращения с таким же периодом колебаний.   Расстояние между этими точками O1O2  будет равно так называемой приведенной длине lnp физического маятника, которая есть длина математического маятника с таким же периодом колебаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16520. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 126.5 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Методические указания к лабораторной работе № 5 по курсам Основы теории цепей Теория электрических цепей для студентов направлений Радиотехника Телекоммуникации Информационная безопасность Составител...
16521. ЧАСТОТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЗОНАНСНЫХ ЦЕПЕЙ 217.5 KB
  ЧАСТОТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЗОНАНСНЫХ ЦЕПЕЙ Методические указания к лабораторной работе № 6 по курсам Основы теории цепей Теория электрических цепей для студентов направлений Радиотехника Телекоммуникации Информационная безопасность Сост
16522. СВЯЗАННЫЕ КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ КОНТУРЫ 155 KB
  СВЯЗАННЫЕ КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ КОНТУРЫ Методические указания к лабораторной работе № 7 по курсам Основы теории цепей Теория электрических цепей для студентов направлений Радиотехника Телекоммуникации Информационная безопасность СВЯЗАННЫЕ КОЛЕБАТЕ...
16523. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СИГНАЛОВ И ЦЕПЕЙ 643.91 KB
  Отчет по лабораторной работе №3 ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СИГНАЛОВ И ЦЕПЕЙ 1.Цель работы Экспериментальное подтверждение основных теоретических разделов курса ознакомление с некоторыми приборами и овладение методикой основных электрических измерений. Так ж
16524. Поверка вольтметра В-7-72 и генератора ГЗ-118 100 KB
  Поверка вольтметра В772 и генератора ГЗ118 Лабораторная работа №3 Цель и задачи работы В данной лабораторной работе необходимо провести исследование различных способов измерения разности фаз двух гармонических колебаний на примере осцилло...
16525. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК И ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕВЫХ ТРАНЗИСТОРОВ 202.94 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК И ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕВЫХ ТРАНЗИСТОРОВ. Отчет по лабораторной работе №5 по дисциплине Электроника Цель работы Ознакомиться с конструкцией полевых транзисторов с управляющим pn переходом их принципом действия характеристиками и параметр...
16526. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА ЛЕКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА 61.5 KB
  Лабораторная работа № 3/4 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА ЛЕКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА 2.1. Введение Цель работы: Ознакомиться с теоретическими и практическими основами построения блока лексического анализа компилятора Глава 1. Общая характеристика процесса ко
16527. Информационная среда образовательного учреждения 17.04 KB
  Занятие №1 Тема: Информационная среда образовательного учреждения Цель: Формирование профессиональной компетентности будущего учителя истории в области использования современных информационных интегрированных продуктов на примере информационного интегр
16528. Организационная структура локальной сети ИСОУ и ее программное обеспечение 28 KB
  Лабораторная работа №2 Тема: Организационная структура локальной сети ИСОУ и ее программное обеспечение. Цель: Формирование профессиональной компетентности будущего историка в области использования современных информационных интегрированных. Вопрос...