38391

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Лекция

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Стадии проектирования Разработка и реализация инвестиционного проекта в области реальных инвестиций представляет собой длительный процесс охватывающий работы от идеи внедрения инвестиционного проекта до его эксплуатации. Комплекс работ по подготовке и техникоэкономическому обоснованию целесообразности проекта как правило называют прединвестиционной фазой. Предварительное техникоэкономическое обоснование целесообразности проекта. Разработка технико экономического обоснования проекта.

Русский

2013-09-28

64 KB

0 чел.

Тема 12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

12.1 Основные положения проектирования реальных инвестиций. Стадии проектирования

Разработка и реализация инвестиционного проекта в области реальных инвестиций представляет собой длительный процесс, охватывающий работы от идеи внедрения инвестиционного проекта до его эксплуатации.

Мотивацией внедрения инвестиций для предпринимателей является прежде всего требования, выдвигаемые рыночными отношениями, а именно, стремление не только выжить в условиях жесткой конкуренции, но и получить прибыль не ниже среднеотраслевой. Внедрение инвестиций в ту или иную отрасль вызывают рост прибыли. Такая ситуация порождает, соответственно, новый приток капитала, и волну "подражания". Постепенно, получаемая сверхприбыль у отдельных предпринимателей, выравнивается (снижается) в целом по отрасли. Стремление постоянно наращивать прибыль, стимулирует предпринимателей к поиску идей инновационного направления. При этом значительные ресурсы тратятся на научные и технические изыскания. Внедрение результатов инноваций вновь вызывает рост прибыли и процесс повторяется. При этом, внедрению каждой инновации предшествует процесс проектирования.

Комплекс работ по подготовке и технико-экономическому обоснованию целесообразности проекта, как правило, называют прединвестиционной фазой.

В соответствие с разработанным ЦМБО «Руководством по оценки эффективности инвестиций» прединвестиционная фаза может включить такие этапы:

1. Определение инвестиционных возможностей, т.е.  экспертная оценка всех имеющихся факторов и информации.

2. Анализ альтернативных вариантов и предварительный отбор.

3. Предварительное технико-экономическое обоснование целесообразности проекта.

4. Разработка технико- экономического обоснования проекта.

5. Исследование обеспеченности проекта ресурсами.

6. Подготовка решения о целесообразности инвестирования. Проведение экспертной оценки факторов и информации на прединвестиционной фазе направлено на выявление условий и возможностей реализации конкретного проекта.

К факторам, которые анализируется, относятся:

- спрос на продукцию и ёмкость рынка (маркетинговые исследования);

- наличие альтернативных технических решений;

- оценка длительности проекта, его сложность и перспективы;

- соотношение затрат и прибылей;

- территориальный фактор реализации инвестиционного проекта;

- наличие сопутствующих факторов реализации проекта (инфраструктура, возможность экспорта, необходимость импорта, наличие строительной базы и т.д.)

Анализ альтернативных вариантов осуществляется путем сравнения «контрольных» показателей рассматриваемого проекта с имеющимися аналогами, сопоставления преимуществ и недостатков проекта, определения рентабельности с учетом факторов риска.

На этапе предварительного технико-экономического обоснования рассматриваются вопросы обеспеченности ресурсами и затраты на их приобретение, вопросы технологической и экономической частей проекта, коммерческой эффективности.

Принятие решения о вложении инвестиционных ресурсов осуществляется на основе глубокого анализа всех предложенных вариантов и технико-экономического обоснования проекта (ТЭО). Рассмотрению проблем выбора направлений вложений было уделено внимание в предыдущих темах. Здесь же остановимся на основных этапах проектирования инвестиций.

Получая комплексную или узкопрофильную экспертизу проекта, заказчик внимательно оценивает результаты такого важного документа как ТЭО. Процессу составления ТЭО уделяется большое внимание, т.к. на этом этапе предоставляется наиболее полная информация о проекте, с приведением технических и экономических расчетов, об основных технических характеристиках, размерах затрат и выводы об экономической целесообразности (эффективности проекта). Здесь же указываются возможные риски проекта.

Технико-экономическое обоснование проекта - это документально оформленный вывод о целесообразности инвестиционного проекта. ТЭО проекта является предметом переговоров, экспертиз, согласований, проверок всех участников инвестиционного процесса.

Структура ТЭО должна иметь следующие разделы

- резюме проекта;

- данные о бенефициаре проекта;

- данные о ситуации в сфере проекта;

- цель, задачи и показатели результативности проекта;

- данные о продукте проекта;

- маркетинговый план проекта;

- организационный план проекта;

- юридический план проекта;

- план компенсации рисков проекта;

- план реализации проекта;

- финансовый план проекта;

- расчет экономической эффективности проекта;

- данные о социальном эффекте от внедрения проекта;

- отчетность и контроль за выполнением проекта;

- выводы по проекту.

В зависимости от специфики проекта могут прилагаться дополнительные разделы.

В резюме проекта указываются кратко основные положения проекта : цель и главные задания, правовой статус бенефециара, способы и возможности успешного осуществления проекта, ожидаемая поддержка со стороны заказчика, план финансирования, гарантии покрытия риска, информация о запланированных основных показателях, другая важная информация.

В разделе «Данные о бенефециаре» указывается информация, касающаяся юридического статуса бенефициара, статистические коды, размер уставного капитала, описание структуры управления, принципы кадровой политики, результаты его экономической деятельности, цель и стратегия развития бенефициара, сильные и слабые стороны (в сферах управления, научно-исследовательской деятельности, кадровой политике и т.д.).

В разделе «Данные о ситуации в сфере проекта» указывается информация о причинах необходимости реализации проекта, основные аспекты состояния отрасли, связанной с проектом, описание альтернативных путей реализации проекта и обоснование выбора данного пути реализации, информация о связи данного проекта с другими.

В разделе «Цель, задачи и показатели результативности проекта» предоставляется информация о цели проекта и механизмах ее достижения, информация о проблемах, которые планируется решить во время реализации проекта, пути их решения.

В разделе «Данные о продукте проекта» описываются продукция, услу г и, их основные характеристики, производится стоимостная оценка продукт после реализации проекта.

В разделе «Маркетинговый план» помещается информация об анали рынка, информация о потребителях, о системе продвижения продукта и сис теме сбыта.

Раздел «Организационный план проекта» содержит информацию о механизме управления проектом, данные о внешних консультантах, о регламенте реализации проекта, план повышения квалификации управленческог" персонала.

Раздел «Юридический план проекта» содержит информацию об основных юридических вопросах реализации проекта, а именно: данные о нормативных актах, на основании которых был подготовлен проект, данные о льготах или ограничениях, которые распространяются на проект, информация о государственных нормативных актах, программах, документах, касающихся реализации проекта.

В разделе «План компенсации рисков проекта» указываются виды рисков, оценка их вероятности, анализ чувствительности проекта, информация о механизме компенсации рисков и расчет их стоимости (имущественные га-! рантии, поручительство третьих лиц, страховой полис и т.д.)

В разделе «План реализации проекта» описывается структура проекта, предоставляется информация об ответственных исполнителях и о планируемых мероприятиях на случай задержки реализации.

Раздел «Финансовый план проекта» содержит данные квартальных и годовых расчетов: по ценовому резерву при инфляции, о действующей системе ценообразования, оплате коммунальных услуг и затрат, связанных с оплатой других тарифов и местных сборов, по плану общих затрат по категориям затрат проекта, по плану распределения затрат.

В раздел «Экономическая эффективность проекта» сводятся данные об анализе факторов увеличения источников доходов и экономии средств при осуществлении проекта.

Раздел «Социальный и экологический эффект» или «Данные о социальном эффекте от внедрений проекта» посвящен информации о группах населения, которых касается проект, и его влиянии на окружающую среду.

В разделе «Отчетность и контроль за проектом» приводится информация о механизме контроля за реализацией проекта со стороны всех участников, а также указываются ответственные за подачу отчетности по проекту.

В разделе «Выводы по проекту» приводится информация о целесообразности проекта, его полезности и возможных экспертах.

Практика развитых стран предполагает финансирование разработки ТЭО за счет средств участников тендеров, которые предлагают свои варианты, а не за счет инвестиций. Несмотря на то, что затраты на подготовку ТЕО могут быть значительными, они не учитываются при расчете эффективности проекта. В Украине для объектов общегосударственного значения разработка ТЭО финансируется за счет средств государственных и местных капиталовложений в составе схем развития регионов и отраслей. Эти затраты предусматривают в соответствующих титульных списках проектно-исследовательских работ, утверждаемых Кабинетом Министров. Для небольших объектов разработка ТЭО финансируется за счет проектно-исследовательских работ в составе сводного бюджета строительства. Такое положение исключает возможность конкурсного проектирования.

Важным этапом внедрения инвестиционного проекта является этап проектирования. Проект представляет собой нормативный документ, в котором представлены технические, технологические и конструктивные элементы сооружений. Ошибки, допущенные на этом этапе, имеют глобальные последствия для проекта. Этап проектирования заканчивается разработкой проектно-сметной документации.

Проектирование может осуществляется в одну стадию или в две стадии.

Проект, реализуемый в одну стадию, предполагает разработку одного документа - рабочего проекта и сводной сметы затрат. Этот подход используется при строительстве небольших объектов.

Проектирование в две стадии предполагает разработку генерального плана строительства; технологической схемы производства; общей схемы управления предприятием; план земельной площади; планы строений в общем и развернутом виде; планы инженерных коммуникаций; сметную документацию; паспорт проекта и пояснительную записку.

Все документы должны быть согласованы с заинтересованными организациями (например, с отделом архитектуры города, санэпидемстанцией, др.) и утверждены.

12.2 Методика составления инвестиционных смет

Составление проектно-сметной документации является первым шагом при реализации инвестиционного проекта. Классическая форма проекта имеет три составляющие:

- технологическую;

- строительную;

- технико-экономическую.

Технологическая часть проекта представляет собой схему производства, т.е. технологически взаимосвязанные элементы, оборудование, переделы изготовляемой продукции, характеристики объемов производства.

Строительная часть проекта определяется требованиями стандартов к конструктивным и пространственно-плановым решениям, т.е. порядок и требования к размещению основных и подсобных помещений, требований к строительным материалам.

Технико-экономическая часть содержит результаты предпроектньгх исследований, технико-экономическое обоснование, расчеты экономических показателей и выводы о целесообразности проекта и др.

Руководствуясь требованиями, стандартами задания на проектирование, проектная организация проводит инженерные исследование и экономические расчеты. При этом изучаются топографические, геологические, гидрогеол гические, гидрометрические, метереологические особенности при проведе»' нии стороительно-монтажных работ. Результатом таких работ является оп« ределение объемов земляных работ, объемов строительства, типов фунда»! ментов, источников коммуникаций и прочие.

Работы по проектированию предполагают, кроме разработки рабочей документации, составление сметы затрат. При этом различают разработку проекта со сводной сметой затрат и разработку рабочей документации со сметами затрат.

Смета затрат - это совокупность нормативных расчетов, которые определяют стоимость работ по сооружению объекта, т.е. материально-технические, трудовые затраты.

Инвестиционная сметная документация - это совокупность отдельных смет затрат пусковых комплексов, очередей строительства, сводных затрат, пояснительных записок к ним, сведений о ресурсах.

Сметная норма - это совокупность ресурсов (трудозатрат, времени работы строительных машин и механизмов, затрат материалов и конструкций), установленных на принятый измеритель строительных, монтажных работ и конструкций, выраженных в натуральных единицах или в форме коэффициентов. Основное назначение сметной нормы состоит в определении нормативного количества ресурсов для выполнения соответствующего вида работ.

Сметные нормативы — это обобщенное название норм и нормативов, в которых содержаться требования к проведению работ. Они служат ориентирами для определения стоимости строительства.

Сметные нормативы делятся на следующие виды:

- общегосударственные строительные;

- ведомственные;

- для отдельных видов строений;

- индивидуальные.

Общегосударственные строительные сметные нормативы являются обязательными для всех организаций, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Ведомственные сметные нормативы используются в тех случаях, когда условия строительства, затраты на материальные и трудовые ресурсы значительно отличаются от общегосударственных.

Сметные нормативы для отдельных видов строительства разрабатываются для больших объектов, когда по принятой для данного объекта технологии и организации работ затраты значительно отличаются от общегосударственных. Решения о разработке таких норм согласовывается с соответствующей государственной организацией.

Индивидуальные сметные нормативы охватывают ресурсные элементные нормы при их отсутствии в соответствующих сборниках ресурсных элементных сметных норм. Эти нормы утверждаются в составе проекта и используются только для данного сооружения.

Выходными данными для разработки сметных нормативов является наиболее рациональные технические решения, технология строительства, материальные ресурсы, которые соответствуют достижениям Ні 11, действующие стандарты.  Особенностью разработки и утверждения цен на строительную продукцию является то, что они разрабатываются в виде базисной сметной стоимости на основе сметных норм на строительные работы, монтаж, а затем в составе проекта, утверждаются заказчиком.

Состав инвестиционной сметной документации определяется в зависимости от стадий проектно-сметной документации и технической сложности объекта.

В состав проекта входит:

- свод затрат;

- сводная смета стоимости строительства;

- пообъектные и локальные сметы;

- сметы проектных и изыскательских работ. Свод затрат, как правило, состоит из двух частей:

- базисная сметная стоимость строительства с учетом резервов средств на непредвиденные работы и затраты;

- средства на компенсацию затрат, связанных с рыночными условиями осуществления строительства.

Здесь же учитываются обязательные отчисления, сборы, платежи, установленные законодательством.

Сводная смета стоимости строительства - это документ, который определяет соответствующую сметную стоимость строительства всех объектов, предусмотренных проектом, включая сметную стоимость строительных и монтажных работ, затраты на приобретение оборудования, инвентаря, сопутствующие затраты. Сводная смета разрабатывается и утверждается в форме, определенной законодательством.

Сметная стоимость каждого объекта, включенного в сводную смету, оформляется в виде документа, в котором по столбцам указана соответствующая стоимость. Столбцы имеют следующие названия:

- "строительные работы";

- "монтажные работы";

- "оборудование, мебель, инвентарь";

- "прочие затраты";

- "общая сметная стоимость".

Сводная смета стоимости строительства имеет 12 глав:

Глава 1. Подготовка территории строительства.

Глава 2. Основные объекты строительства.

Глава 3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.

Глава 4. Объекты энергетического хозяйства.

Глава 5. Объекты транспортного хозяйства и связи.

Глава 6. Внешние системы и сооружения водо-, тепло-, газоснабжения и канализации.

Глава 7. Благоустройство и озеленение территории.

Глава 8. Временные строения и сооружения.

Глава 9. Прочие работы и затраты.

Глава 10. Содержание службы заказчика и авторский надзор.

Глава 11. Подготовка кадров для эксплуатации.

Глава 12. Проектные и изыскательские работы.

В конце сводной сметы затрат, после учета всех расходов но главам, рассчитываются показатели:

- прибыль по смете;

- средства на покрытие риска всех участников строительства;

- средства на покрытие дополнительных затрат, связанных с инфляционными процессами;

- налоги, сборы, обязательные платежи, не учетные в стоимости работ.

Пообъектные и локальные сметы составляются в том случае, если строительство и ввод в эксплуатацию объекта предусматривается отдельными пусковыми комплексами.

Изучение и анализ технико-экономических показателей проекта может осуществляться как на стадии предварительного технико-экономического обоснования, так и в процессе разработки и реализации инвестиционного проекта.

Основным инструментарием такого анализа может быть:

1. Система финансовых показателей осуществления проекта.

2. Система показателей экономической эффективности.

3. Анализ чувствительности.

4. Анализ безубыточности.

5. Оценка вероятности осуществления проекта.

6. Экономическая оценка проекта.

Если проект осуществляется на действующим предприятии, то информационной базой анализа служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности: баланс предприятия (Ф1), отчет о финансовых результатах (Ф2), отчет о движении денежных средств (ФЗ), пояснительные записки, графики поступления денежных средств и т.д.

Анализ чувствительности и безубыточности дает возможность выявить переменные, имеющие наибольшие влияние, и, варьируя ими, позволяет оценить проект с точки зрения целесообразности. Вместе с тем, следует учитывать, что на любой стадии проекта могут возникнуть обстоятельства, которые существенно повлияют на него. Поэтому анализ вероятности осуществления проекта приобретает для инвестора первоочередное значение.

При проведении такого анализа учитывается как изменение внешних факторов, так и изменение внутренних факторов.

К внешним факторам относятся:

- политические;

- экономические;

- социальные;

- экологические;

Их изменения могут существенно повлиять на процесс реализации инвестиционного проекта, поэтому при разработке стратегии проекта, как правило, разрабатывается в самом общем виде «План альтернативных возможностей». В нем предусматривается процедура на только переориентации проекта (если это возможно), но и прекращение проекта с его либо последующей консервацией, либо продажей.

Изменение внутренних факторов связывают с резким увеличением объемов вложений на строительно-монтажные работы, необходимостью переквалификации сотрудников, внедрение достижений НТП, позволяющее существенно улучшить качество продукции, но приводящее к повышению затрат, серьёзные отклонения проектных показателей от фактически достигнутых и т.д. В этом случае порядок реализации проекта может быть также изменен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25747. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции 27 KB
  Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов в процентах отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период. Наиболее общим для многих отраслей элементами затрат являются: материальные трудовые расходы на оплату труда отчисления на социальные нужды амортизация и прочие расходы в состав которых включаются все остальные затраты не отраженные в предыдущих элементах. Изучение структуры затрат по этим элементам а при необходимости и по важнейшим составным их частям а также...
25748. Анализ учетной (бухгалтерской) и экономической рентабельности 28.5 KB
  Исследование показателя прибыли во взаимосвязи с показателями выручки от продаж затрат активов собственного акционерного уставного капитала представляет возможность оценить эффективность деятельности организации привлечения дополнительного капитала и заемных средств. Показатели рентабельности прибыльности оценивают величину прибыли полученной с каждого рубля средств вложенных в активы и деятельность организации. затратоотдача или рентабельность основной деятельности определяется отношением прибыли от продаж к сумме затрат на...
25749. Анализ финансовой устойчивости 30 KB
  Абсолютными являются показатели характеризующих степень обеспеченности запасов источниками их формирования. Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя: 1. наличие долгосрочных источников формирования запасов определяется путем увеличения суммы собственных оборотных средств на сумму долгосрочных обязательств; 3. общая величина основных источников формирования запасов определяется путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных кредитов и займов.
25750. Аудит денежных средств и расчетов с подотчетными лицами 32 KB
  № 4 Главная книга Журнал ордер № 7 синтетический аналитический учет Основанные задачи аудиторской проверки является Проверка соответствия лиц получающих наличные деньги из кассы на хозяйственные операции расходы со списком лиц имеющих на это право и утвержденному руководителем предприятия. Проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицами не отчитавшимися за ранее полученному авансу в течение 3 дня Проверка соответствия фактических подотчетных сумм с целями на которые они были выданы Проверка подотчетных лиц на наличие в...
25751. Аудит кассовых операций 51 KB
  Цель аудита кассовых операций: установление соответствия применяемой в организации методики бух учета действующей в проверяемом периоде и нормативным документам. проверка своевременного и полного отражения в БУ операций с ДС при соблюдении требований законодательства 2. правильное документальное оформление операций с ДС контроль за сохранностью ДС документов в кассе 3.
25752. Аудит затрат на производство продукции (работ‚ услуг) 50.5 KB
  Методика и цели преследуемые при проведении аудита предполагают проверку надежности учетной информации; точности достоверности и полноты отражения отдельных элементов и статей затрат; выявления случаев нарушения достоверности общей калькуляции себестоимости товарной продукции и результатов хозяйственной деятельности; соблюдения требований вытекающих из специфики проверяемого хозяйствующего субъекта; ограничений учетного периода; оценку общей информации представленной в финансовой отчетности а также применение и раскрытие принципов...
25753. Аудит учета основных средств 29 KB
  проверка договоров и первичной документации их наличие и движении 2. проверка правильности оценки и переоценки ос 3. проверка полноты оприходования и правильности отражения в учет регистрах хоз операций по перемещению и выбытию 4. проверка соблюдений условий для отнесения имущества к оснк РФ пбу 601 классификатор 2.