38539

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: история вопроса и современное состояние

Практическая работа

Социология, социальная работа и статистика

Исторические предпосылки возникновения социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей 1. Зачатки социальной защиты детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей Во все времена были дети которым выпадала горькая участь расти без родителей. Первые учреждения для детей оставшихся без родителей были приютами для младенцев.

Русский

2013-09-28

91.5 KB

47 чел.

Автономная некоммерческая организация Юридический колледж при Пермском государственном Университете

«Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: история вопроса и современное состояние»

Дипломная работа студентки 2 курса 1 группы очного отделения специальности « Право и организация социального обеспечения Сёмушкиной Анастасии Андреевной

Научный руководитель: Пьянкова Анастасия Федоровна

Пермь, 2013 год

Оглавление

Введение

Глава 1.  Исторические предпосылки возникновения социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1. Зачатки социальной защиты детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей

Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты. Датировка возникновения таких учреждений расходиться. Известные чешские исследователи проблемы сиротства Й. Лангмейер и З. Матейчек называют IV век н. э. (335 год, Цареград).

Первые учреждения для детей, оставшихся без родителей, были приютами для младенцев. Туда попадали незаконнорожденные, подкидыши, причем во всех странах прием таких детей осуществлялся анонимно, так, что даже принимающий ребенка не видел того, кто отдавал ребенка в приют.

К началу XIX века воспитательные дома имелись во многих крупных городах Европы и Америки. Первые приюты открывались обычно при монастырях и лишь к XVIII—XIX векам многие из них стали патронироваться государством.

В России детские приюты  детей возникли в XVIII веке при монастырях. Первый немонастырский приют был открыт в Петербурге в 1837 году при Демидовском доме призрения трудящихся, он назывался «детскими комнатами». В 1838 году был создан Комитет главного попечительства детских приютов, предложивший в 1839 году Положение о детском приюте. По данному положению, цель детских приютов — предоставить детям временное убежище и элементарное образование. Причем первоначально дети посещали эти приюты лишь в дневное время, в 1846 году был разрешен ночлег, а в 1847 году и постоянное проживание в них детей.

Проблема социальной помощи детям-сиротам не нова для России. Катаклизмы, которые выпали на долю страны в XX в. - революция, гражданская и отечественная войны, массовые репрессии, голод, насильственные переселения народов, разрушали семьи и делали сиротами миллионы детей.

Таким образом, за годы советской власти был накоплен большой опыт в организации системы социальной защиты детей- сирот, который нельзя игнорировать.(сноска Звенева). В дальнейшем это повлияет на качественный состав детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, который будет отличаться от современного.  

До Октябрьской революции 1917 года в России детские приюты находились в разном подчинении и финансировались из разных источников: благотворительных обществ, частных лиц и ведомств (духовного, военного, Министерства внутренних дел). По сведениям Российской педагогической энциклопедии к 1917 году на территории России (в границах РСФСР) было 583 детских приюта, в которых воспитывались около 30 тысяч детей. После Октябрьской революции все учреждения для детей-сирот были закрыты. Заботу о воспитании и содержании детей полностью взяло на себя государство. Были организованы детские учреждения для детей до 3 лет, которые стали называться «домами ребенка», и для детей старше трех лет (они получили название «детских домов»). В результате большой реорганизации детских домов в 50—60-е годы XX века большинство детских домов было превращено в школы-интернаты. (сноска Прихожан А.М. психология сиротства: учеб.пособие для студентов, вузов. 2-е изд..- СПб.: Питер, 2005. )

Помимо советских государственных органов с осени 1918 г. во многих городах России действовала общественная Лига спасения детей, которая не делала различий между детьми красных и белых. Ее организации в начале "направляли детей в "санаторию" на излечение, которая была "станцией спасения брошенных детей", потом пересылали их в колонию, где учили их ремеслам". Всего за годы гражданской войны через Лигу было устроено 3,5 тыс. детей.(зененина)

В феврале 1919 г. был создан Совет защиты детей, куда вошли представители различных наркоматов - просвещения (председатель), соцобеспечения, здравоохранения продовольствия и труда. Он должен был заниматься снабжением детей пищей, одеждой, помещениями, эвакуацией их в хлебородные губернии.

1.2. социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ссср.

До революции государственной системы защиты детей-сирот не существовало. Начало ее созданию было положено после февраля 1917 г., с образованием Министерства социальной помощи, в составе которого работало управление помощи беспризорным детям и нуждающимся. В ноябре того же года его функции перешли к Наркомату государственного призрения, на который в числе прочих были возложены обязанности охраны материнства и детства и помощи несовершеннолетним (в апреле 1918 г. переименован в Наркомат социального обеспечения). Первым наркомом и руководителем специальной коллегии по охране материнства и детства стала А.М.Коллонтай.

Система учреждений для детей-сирот сложилась в основном в 20-е гг., когда шла борьба с беспризорностью. Различными категориями детей, оказавшимися вне семьи, занимались разные учреждения и ведомства. Для первичного приема беспризорников и дальнейшего их устройства были созданы детские приемники-распределители (далее - ДПР), подчиненные Наркомпросу РСФСР и его местным органам. В Москве, где беспризорников было особенно много, в 1920 г. открылись 5 ДПР и один вагон-приемник на Казанском вокзале. В 1930 г. в бывшем Даниловском монастыре начал работать ставший самым крупным в стране Центральный приемник-распределитель, подчиненный управлению милиции Москвы.

Помимо ДПР в 20-е гг. была создана широкая сеть различных интернатских учреждений: дома ребенка, детские дома, трудовые колонии и др., подчинявшиеся соответственно наркоматам здравоохранения, просвещения и внутренних дел. Благотворительность, на которой базировалась дореволюционная система социальной защиты сирот, практически прекратилась с исчезновением зажиточных слоев населения.

Начало 30-х гг. было отмечено новой волной роста беспризорности, что явилось следствием разрушения традиционного уклада крестьянской жизни, голода 1932-1933 гг. и репрессий. В результате появились постановление СНК РСФСР от 29 января 1933 г. "О мерах борьбы с детской беспризорностью и ликвидации уличной безнадзорности" и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 ноября 1934 г. "О порядке устройства детей лиц, находящихся под стражей или отбывающих исправительно-трудовые работы".

Рубежом в развитии системы социальной помощи детям стал 1935 г., когда были опубликованы постановления "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" и "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних".

В первом из них было официально заявлено, что детская беспризорность в СССР ликвидирована. Ответственность за своевременное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, возлагалась на местные органы власти. Однако численность детей, поступавших ежегодно в ДПР, продолжала оставаться высокой. В 1936-1937 гг. она даже выросла со 196,6 тыс. человек до 234,7. Местные органы власти не справлялись с устройством детей из-за их наплыва вследствие голода 1933-1934 гг., а также массовых арестов 1937 г. В последующие предвоенные годы численность беспризорников устойчиво снижалась - в 1940 г. через ДПР прошло 124,7 тыс. детей.

Во втором постановлении были ужесточены меры к малолетним правонарушителям: комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены, вводилась уголовная ответственность с 12 лет, учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, находившиеся в ведении различных наркоматов - просвещения, юстиции, внутренних дел, были переданы в НКВД, где создавался специальный отдел трудовых колоний, который в 1939 г. был подчинен ГУЛАГу.

Таким образом, государственная система социальной защиты детей-сирот, сложившаяся в СССР к началу войны, была ориентирована не на предупреждение сиротства, а преимущественно на борьбу с его отрицательными последствиями. Иначе и не могло быть в условиях, когда рост числа безнадзорных детей был прямым следствием государственной политики - коллективизации, выселения кулачества, голода, массовых репрессий.

Рост детской беспризорности потребовал структурных изменений в системе социальной защиты детей-сирот. В 1942-1943 гг. были приняты постановления СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" и "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством". В них предусматривалось создание комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, при местных советах, и организация отделов по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в составе НКВД как центров для координации всей работы в этом направлении.

Значение общественных организаций в социальной защите детей-сирот и борьбе с детской беспризорностью сводилась к помощи государственным органам. Этой работой занимались профсоюзы и комсомол, которые организовывали шефство над детскими домами, собирали вещи и средства для их воспитанников, направляли своих представителей для участия в работе детских комиссий при исполкомах.

Устройство детей в первые послевоенные годы, особенно зимой 1946 - 47 г., было сопряжено с серьезными трудностями. Перебои начинались с работы комиссий по устройству детей при исполкомах. Они работали плохо, многие бездействовали, и тысячи детей, оставшихся без родителей, оказывались на улице. Здесь рано или поздно их задерживала милиция и направляла в ДПР, откуда их путь лежал в детский дом, ремесленное училище или в колонию. Мест в детских домах катастрофически не хватало, поэтому в ожидании устройства дети часто задерживались в приемниках- распределителях.

Сами условия содержания в детских учреждениях были крайне тяжелыми.

Приемники-распределители размещались в неприспособленных, часто полуразрушенных помещениях. Например, центральный ДПР испытывал постоянную нехватку кроватей и постелей. С улицы поступало много больных детей, для содержания которых не было условий. В изоляторе на одной кровати размещалось по 2-3 ребенка с разными болезнями.
Положение с одеждой было настолько катастрофическим, что эвакуаторы, сопровождавшие детей в детские дома, снимали с них одежду, выданную в ДПР, чтобы вернуть обратно.

В целом система социальной защиты детей-сирот в громадной степени опиралась на незаметную повседневную, не отраженную в отчетах помощь рядовых граждан. Сотни тысяч людей, несмотря на все тяготы послевоенных лет, брали сирот на воспитание: в семьи попадали более половины всех детей, оставшихся без попечения родителей, главным образом, еще не испорченные улицей, часто связанные родственными отношениями с приемными родителями. К 1953 г. их доля выросла до 73,4% по РСФСР.

Свою роль в предупреждении социального сиротства сыграли государственные постановления:

"Об улучшении обеспечения пособиями по беременности и родам и уходу за больным ребенком" (1973),

"О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей" (1974),

"О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" (1981).



Постепенно улучшались и условия содержания в детских интернатных учреждениях. В 1975 г. были введены льготы для учащихся ПТУ из числа детей-сирот, детей, лишившихся попечения родителей, и детей инвалидов войны. В 1977 г. выпускники школ-интернатов получили право внеконкурсного поступления в ПТУ и техникумы и полного государственного обеспечения на время учебы. Тем не менее тема социального сиротства оставалась закрытой: подкидыши, детдомовцы, дети, брошенные родителями-алкоголиками, не вписывались в картину "развитого социалистического общества".

С началом перестройки и гласности бедственное положение дел в детских интернатских учреждениях стало известно широкой публике. Начали создаваться благотворительные организации и фонды, которые включали в свои программы помощь детям-сиротам. Поворот в социальной политике по отношению к детям-сиротам наметился в 1987-1988 гг. с принятием постановлений Совета Министров СССР "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и "О создании детских домов семейного типа".( вставить из постановления)

С 1985 по 1991 г. число воспитанников домов ребенка уменьшилось по РСФСР с 21,3 до 17,8 тыс. человек, или на 16%, детдомовцев - с 63,2 до 39,9 тыс. человек, или на 37%, учащихся школ-интернатов для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - с 35,7 до 25,6 тыс. человек, или на 28% .

Созданная за годы советской власти система социальной защиты детей- сирот не могла справиться в новых условиях с нарастающей волной детского сиротства. Сказывались общее ослабление органов власти и управления, подрыв системы партийного контроля, падение дисциплины. Тяжелейшая социально-экономическая ситуация, в которой оказалась наша страна после распада СССР, усугубила решение "детских" проблем, не находящих до сих пор адекватного внимания и помощи со стороны правящих структур. Подытоживая все это, можно сказать лишь одно: общество, не заботящееся о своих детях, не может иметь своего будущего.

1.3.понятие социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

глава 2. понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1. понятийный аппарат, причины сиротства.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

(сноска Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. (Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: · добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. Смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Во время прохождения преддипломной практики, я просматривала банк детей – сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей «Детского дома №3» города Перми, обнаружила, что в большинстве имеющихся дел, дети являются социальными сиротами (примерно 75% из 100)  в каждом деле есть история попадания ребенка в детский дом. Основными причинами было нахождение детей на улице в позднее время суток, без присмотра родителей, или по заявлению одного из родителей, родственника, соседей  проводилась проверка органами опеки и попечительства жилого помещения, где проживает ребенок. Чаще всего это  были ужасные условия не пригодные для проживания. Родители, которые часто находили под воздействием алкогольного или наркотического опьянения - это все являлось основным фактором лишения родительских прав. Встречались дела, в которых указывалось, что ребенок сам ушел из семьи и обратился за помощью в государственные органы,  или, например, родители сами приводили детей в детский дом, причем не только в раннем возрасте(4-5 лет), а старше (14 лет) из нежелания воспитывать ребенка, а не по каким- либо другим обстоятельствам.

Это все, я считаю, неким падением нравственных приоритетов населения страны. Отсутствие чувств ответственности и развязного образа жизни. Многим просто не под силу содержать собственных детей, или нет возможности завести ребенка. Но для этого государство выплачивает различные пособия, гражданам имеющим детей, для поддержания естественного прироста населения и помощи семьям.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства( Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)

Основанное на положениях ст.121 Семейного Кодекса,  законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ  « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».(сноска  "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ; Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ  « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Согласно данному законодательству:

1.Дети – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2.Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием или наказания в учреждениях, исполняющие наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением от родительских родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.(сноска  "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ)

Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам. И, наконец, это - мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.

К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям - это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства.

( Брутман В. И. Социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 1994. с. 38.)

2.2 сравнительный анализ детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству СССР и настоящему.

глава3. основные меры социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3.1. формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на

воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Статья 123 Семейного Кодекса дает  перечень форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и он не является исчерпывающим. Он может быть дополнен законами субъектов РФ. В пример хочу привести законодательство города Пермь. Так, согласно Закону Пермского края от 10.12.2008 № 353 – ПК « Об устройстве детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермском крае» утверждено, что « организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающие социальные услуги, вправе создавать семейные воспитательные группы, являющиеся структурным подразделением организации. Семейная воспитательная группа создается приказом руководителя организации. Положение о семейной воспитательной группе утверждается приказом руководителя организации в соответствии с положениями настоящего Закона».(сноска Закон Пермского края от 10.12.2008 № 353 – ПК « Об устройстве детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермском крае»)

В ряде субъектов идет активный поиск таких форм: детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи и другие.

Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейное воспитание,  является передача ребенка на опеку в приемную семью. Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего,  используются  для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, Гражданским Кодексом.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дает точное определение некоторых форм поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей :

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;

3.2 Материальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 1 января 2008 года начал действовать Федеральный закон от 9 апреля 2007 года № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

По данному закону дети-сироты, родители которых имели трудовой стаж, будут иметь право на получение трудовой пенсии, которая будет состоять из базовой и страховой части.

В случае если умершие родители не имели трудового стажа, детям положена будет социальная пенсия по потере кормильца. В случае, если ребёнок будет обучаться по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (кроме учреждений дополнительного образования), ему будут обязаны платить данную пенсию до конца обучения, но не дольше 23х лет.

Те, кто старше 18 лет, могут отказаться от трудовой пенсии, в случае, если размер трудовой пенсии будет меньше размера социальной пенсии. Тогда сирота имеет право на получение государственной социальной пенсии.(сноска Федеральный закон от 9 апреля 2007 года № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».)

Порядок и принципы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Согласно этим законам, те дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые проходят обучение в государственных образовательных учреждениях, получают полное государственное обеспечение, а также получают от государства дополнительные социальные гарантии до момента окончания учёбы. Также такие дети имеют право на бесплатное посещение подготовительных курсов к поступлению в средние и высшие образовательные учреждения.

После обучения образовательные учреждения, производившие обучение детей, обязаны будут обеспечить их одеждой, обувью и единовременным пособием.
Размер стипендии, выплачиваемой детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должен быть больше не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии остальных обучающихся. В период производственной практики обязаны начислять 100% заработной платы.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, государством выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и канцелярских принадлежностей. Это пособие имеет размер трёхмесячной стипендии и выплачивается в течение 30 дней с начала учебного года за счет бюджетных средств образовательных учреждений и т.д.
Данный закон детям-сиротам предусматривает не только право на бесплатное образование, но и государственные гарантии на бесплатное медицинское обслуживание, на бесплатное имущество и жилое помещение, гарантии и права на труд, на судебную защиту.

Так же принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 7 ноября 2005г.№659. Указанным документом установлены нормы материального обеспечения, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа: нормы обеспечения одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В норме указаны - возраст детей, норма на  человека и наименование продуктов питания. Например: детям в возрасте от 3 до 7 лет положено 30 грамм черного хлеба в день ( на человека), 260 грамм свежих фруктов и так далее. Также в постановлении говориться и о повышении процента установленной нормы, например: в летний оздоровительный период (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни фактически сложившаяся норма расходов на питание увеличивается на 10 процентов в день на каждого человека.

Следующим пунктом является норма обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем. Также как и в разделе с питанием идет разграничение по возрасту, есть такой критерий как срок носки вещи, наименование вещи, предоставляемое количество. Например: пальто зимнее на срок носки один год для воспитанника дошкольного возраста или же платье в количестве 4 штуки для девочек как дошкольного, так и школьного возраста.  (сноска постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 7 ноября 2005г.№659)

 

Хочу заметить, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти и иным получателям указанных средств на обеспечение деятельности соответствующих подведомственных учреждений.

3.3. пособия, выплачиваемые детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей

Заключение

Список используемой литературы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20318. Русское актерское искусство второй половины XX века 98.5 KB
  Восстановление зданий театров развитие киносети расширение издательской деятельности все это создавало необходимые условия для оживления культурной жизни общества. вышли постановления ЦК ВКПб: €œО журналах €œЗвезда€ и €œЛенинград€ €œО репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению€ €œО кинофильме €œБольшая жизнь€ €œОб опере €œВеликая дружба€ В. В этих постановлениях писатели журналисты композиторы деятели кино и театра обвинялись в аполитичности и безыдейности в пропаганде буржуазной идеологии. Лишение поддержки со...
20319. Творческое сотрудничество режиссера и художника 123.5 KB
  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕЖИССУРЫ Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого гармонически целостного художественного произведения. Но такая случайная неофициальная режиссура редко доводила задачу создания идейнохудожественного единства спектакля до конца: разнобой между отдельными его элементами в той или иной степени оказывался неизбежным. Это же происходило и в тех случаях когда коллектив не имея единоличного руководителя сам пытался добиться творческой...
20320. Русский театр второй половины ХVIII- начале XIX века 1.08 MB
  Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась она по настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры сохранившиеся по сей день писаться пьесы тематика которых актуальна и сегодня и наконец именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики чьи имена вошли в историю искусства. Театральное искусство этого времени прощалось с екатерининской эпохой с ранним русским классицизмом. Вторым по значимости историческим событием оказавшим влияние на становление театра в XIX веке стало восстание...
20321. Основные этапы развития сцены 40.5 KB
  Читай Базанова Основные этапы развития сцены и ее техники Базанов В.Между тем в мире происходят интересные процессы поиска современной сценической архитектуры техники и технологии сцены. А поскольку театр является заказчиком проекта то его специалистам необходимо знать не только основы построения сцены и ее оборудования но и современные тенденции развития и обогащения театрального пространства.
20322. Русский театр второй половины XIX века 314.5 KB
  в истории русского театра наступает новая эпоха на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Драматургия Островского это целый театр и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров прославивших русское театральное искусство. на сцене Малого театра когда была сыграна комедия Не в свои сани не садись. После первой постановки комедии Не в свои сани не садись Островский все свои пьесы отдает на сцену Малого театра.
20323. Театрально-декорационное искусство на современном этапе 97 KB
  Сценография как синоним декорационного искусства. Поэтому как считают некоторые исследователи он не отвечая сути современного искусства лишь характеризует определенный период развития сценического оформления базирующийся на чисто живописных приемах станковой живописи. Вот почему в настоящее время синонимом декорационного искусства стал термин сценография. К тому же если история декорационного искусства создается в основном на изучении эскизного материала художников то история сценической графики должна ориентироваться на всю...
20324. Культура эпохи Просвещения в Западной Европе и России 469.5 KB
  Западноевропейская культура эпохи Просвещения 3 2. Главные ценности эпохи Просвещения 4 3. Особенности Просвещения в странах Европы 8 3.
20325. Русский театр конца XX века 203 KB
  Началом того театра который нам привычен и знаком следует считать времена оттепели. Знаменитый двадцатый съезд КПСС перевернувший всю страну своим осуждением культа личности перевернул и театр. Появление театра ориентированного на современную драматургию и пытающего осмыслить происходящее сегодня было только делом времени.
20326. Костюм сценический и бытовой 307.5 KB
  В понятие одежды входят платье то что покрывает непосредственно тело человека обувь головные уборы. Основная функция одежды защитная физическая и моральная защита и утилитарнопрактическая так как одежда всегда связана с какойлибо практической деятельностью человека имеет определенное назначение помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды это вещь которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Ношение одежды это процесс потребления данного продукта.