38566

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ЮРИСТА. Учебно-методическое пособие

Книга

Архивоведение и делопроизводство

Методические указания предназначены для оказания помощи курсантам в определении темы дипломной работы в ее написании оформлении и защите по всем юридическим дисциплинам. Курсанты успешно выполнившие учебный план и сдавшие государственные экзамены должны подтвердить свою квалификацию во время защиты дипломной работы. Написание итоговой квалификационной работы трудоемкий процесс требующий от курсанта глубоких знаний умения анализировать обобщать разбираться в сложных вопросах юридической теории и практики. Выполнение и защита дипломной...

Русский

2013-09-28

290 KB

32 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА

А.П. Зливко

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА юриста

Учебно-методическое пособие

Новороссийск 2011

УДК 342

З67

Рецензент:

кандидат юридических наук, доцент  К.В. Голубкина

Рекомендовано Редакционно-издательским советом МГА  имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в качестве учебно-методического пособия

Зливко, А.П.

З67 Дипломная работа юриста: учебно-методическое пособие.– Новороссийск: МГА им.адм. Ф.Ф.Ушакова, 2011.– 36 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов факультета международного и морского права очной и заочной форм обучения, а также для руководителей и рецензентов дипломных работ.

УДК 342

Оригинал-макет В. Преображенская

Подписано в печать    17.03.10. Изд. № 568

Формат 60х84 1/16.  Печать оперативная

Усл.печ.л. 2,1.  Уч.изд.л. 1,8.  Тираж 100.  Заказ  1808.

Редакционно-издательский отдел

ФГОУ ВПО «Морская государственная академия им. адм. Ф.Ф.Ушакова»

353918, г. Новороссийск, пр. Ленина, 93

Налоговая льгота – общероссийский классификатор продукции

ОК-005-93, том 2: 953000

© Зливко А.П., 2011

© МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Методические рекомендации предназначены курсантам очного и заочного обучения, профессорско-преподавательскому составу в качестве руководства по подготовке и защите дипломных работ.

Методические указания предназначены для оказания помощи курсантам в определении темы дипломной работы, в ее написании, оформлении и защите по всем юридическим дисциплинам. Указания устанавливают общие, обязательные для выполнения требования к содержанию и оформлению дипломных работ курсантами всех форм обучения.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подготовка специалиста с высшим образованием завершается итоговой государственной аттестацией. Курсанты, успешно выполнившие учебный план и сдавшие государственные экзамены, должны подтвердить свою квалификацию во время защиты дипломной работы. Написание итоговой квалификационной работы - трудоемкий процесс, требующий от курсанта глубоких знаний, умения анализировать, обобщать, разбираться в сложных вопросах юридической теории и практики.

Выполнение и защита дипломной работы наряду с итоговыми экзаменами являются необходимыми элементами подготовки специалистов в высшем учебном заведении.

Дипломная работа юриста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Дипломная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

Дипломная работа является важным этапом итоговой квалификационной аттестации.

Цели написания дипломной работы:

- формирование навыка проведения исследовательской работы;

- проведение самостоятельной работы по оценке существующих научных позиций, умение обосновывать правильность некоторых из них на основе собственной аргументации;

- систематизация, расширение теоретических и практических знаний;

- сочетание теоретического и практического изучения проблемы (при этом важно показать взаимодействие теории и практики применения законодательства, влияние теоретических исследований на его развитие);

- оценка конкретных нормативных актов с точки зрения общеправовых принципов, потребностей реальной жизни;

- историческое и сравнительное исследование действующего законодательства, выделение закономерностей его развития, формулирование предложений по его совершенствованию.

Готовясь к написанию дипломной работы, курсант должен относиться к ней не только как к обязательному этапу на пути получения квалификации “юрист”, но и к возможности удовлетворить свои научные интересы, самостоятельно найти ответы на конкретные практические вопросы, подробно изучить законодательство и научную литературу, связанную с направлением будущей работы. Необходимо сознавать, что реальная работа юриста порой не позволяет возвращаться к изучению тех или иных вопросов из-за недостатка времени, а работодатель предъявляет высокие требования к молодому специалисту с самого начала работы.

В конечном итоге, дипломная работа – это конкретная задача по формированию собственной правовой позиции на основе имеющегося багажа знаний, только в развернутой форме. В реальной практической работе такую выработку позиции приходится проводить ежедневно, обосновывая ее в судах и в иных государственных органах.

Дипломная работа юриста должна:

- носить творческий характер с использованием  действующих нормативных правовых  актов и актуальных статистических данных;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

- правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения);

- содержащиеся в работе факты должны быть достоверны, теоретические положения – доказаны;

- быть результатом самостоятельного исследования, связанного с разработкой теоретических вопросов и практических задач, содержащих анализ конкретных проблем, а также выводы и рекомендации по их разрешению.

Критериями оценки дипломной работы являются:

- ее научный уровень, степень освещенности в ней вопросов темы, значение для юридической практики;

- использование специальной научной литературы, нормативных актов, материалов производственной и преддипломной практик;

- творческий подход к разработке темы;

- правильность и научная обоснованность выводов;

- стиль изложения;

- аккуратность оформления дипломной работы;

- степень профессиональной подготовленности выпускника, проявившаяся как в содержании дипломной работы, так и в процессе ее защиты.

В основе выполнения дипломной работы лежит тщательный анализ фактологического материала на основе объективного изучения истории и состояния объекта исследования в процессе его развития, а так же статистической или другой информации и специальной литературы.

Дипломная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.

Дипломник несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования.

Дипломная работа не должна обязательно отличаться концептуальной научной новизной, однако курсанту-выпускнику вполне по силам провести самостоятельный поиск и анализ уже выработанных наукой положений и на основе собственных доказательств присоединиться к одной из точек зрения. А эти доказательства, в свою очередь формируются  на основе изучения различных источников, в том числе практических, а также логического мышления самого курсанта. Курсант должен самостоятельно обобщать полученную информацию, анализировать практику применения законодательства, формулировать выводы на основе собственной позиции. Чтобы достичь общих целей написания дипломной работы, указанных выше, важно придерживаться этапов подготовки дипломной работы, а также настоящих рекомендаций.

процесс подготовки дипломной работы состоит из нескольких этапов:

  1.  выбор темы, ее утверждения и назначения научного руководителя приказом начальника академии на основании личного заявления курсанта;
  2.  консультация с руководителем и составление предварительного плана – графика работ, получение дипломного задания;
  3.  сбор научной информации относящейся к теме исследования (прежде всего работа с библиографией),  изучения литературы, нормативного материала и других источников, относящихся к теме дипломной работы;
  4.  анализ составных частей проблемы, изложения темы;
  5.  уточнение плана работы;
  6.   формулировка выводов и рекомендаций;
  7.  оформление дипломной работы в соответствии с установленными требованиями;
  8.  представление оформленной работы руководителю для написания отзыва, устранения замечаний;
  9.  предоставление работы на кафедру для рецензирования:
  10.  работа с рецензией и устранения указанных недостатков;
  11.  защита дипломной работы.

2 ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

и назначение

Тематика дипломных работ составляется кафедрами факультета международного и морского права, в соответствии со специализацией, рассматривается  Советом факультета и  утверждается начальником академии. Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития юридической науки.

От правильного выбора темы в немалой степени зависит успех всей работы студента, а нередко и направление его дальнейших научных интересов.

Желательно, чтобы тема дипломного исследования являлась продолжением научных изысканий курсантов (курсовых работ, выступлений на научных конференциях и пр.), выполненных на предшествующих  курсах, и позволяла в максимальной степени использовать фактический материал, собранный при прохождении производственной и преддипломной практик. Выбирая тему дипломной работы, курсант должен убедиться в степени ее освещенности в литературе, возможности сбора достаточного фактического материала. В выборе тем может помочь примерная тематика дипломных работ, предлагаемая кафедрами. Курсант может предложить свою тему,  особенно если она связана с его практической деятельностью.

Выбрав тему, курсант обращается с заявлением об ее утверждении на имя заведующего кафедрой (приложение 1). Руководитель дипломной работы выдает задание по теме дипломной работы (приложение 2), оказывает курсанту помощь в разработке календарного графика (приложение 3), рекомендует необходимую литературу, корректирует работу курсанта, проверяет выполнение отдельных этапов работы.

3 СБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основе успешного выполнения дипломной работы лежит сбор научной информации. По каждой теме рекомендованы основные источники, которые имеются в библиотеке вуза и в библиотеках г. Новороссийска и г. Краснодара.

Помимо монографической литературы можно почерпнуть полезную информацию из различных журналов – “Государство и право”, “Правоведение”, “Журнал российского права”, “Вестник Конституционного суда“, “Вестник МГУ – серия “Право”, “Законность”, “Право и экономика”, “Российская юстиция”, “Российский юридический журнал”, “Человек и закон”, “Человек: преступление и наказание”, “Транспортное право”, “Морской флот” – и периодической печати.

Выбрать источники, изданные до 1968 г., поможет работа М.Н. Кулажникова “Теория государства и права (библиографический указатель 1917-1968 гг.)” 1969 года выпуска.

Информацию о литературе последних лет издания можно получить в библиографических журналах Института научной информации (ИНИОН) “Зарубежное государство и право” и “Государство и право”.

Для подбора и составления списка литературы необходимо ознакомиться с каталогом библиотеки по соответствующей проблеме.

Список используемой литературы должен быть полным и включать основополагающий нормативный материал, монографические работы, учебные пособия и журнальные статьи. После консультации с научным руководителем по отобранным источникам курсант приступает к углубленному изучению необходимой литературы.

После подбора соответствующей литературы наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки дипломной работы – чтение и конспектирование литературных источников.

Для того чтобы получить цельное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения записи соответствующей лекции или главы в учебнике. Прежде чем делать выписки из монографической литературы, следует прочитать произведение или его законченную часть полностью, уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся у вас планом работы, сделать пометки с помощью закладок, затем уже приступать к изложению основных положений в специально отведенных для этого тетрадях. Изучение иной специальной литературы, нормативных актов и т. п. проводится в таком же порядке.

Рекомендованные для подготовки дипломной работы источники должны быть подобраны с учетом существования различных точек зрения по избранной теме, поэтому не следует увлекаться частым цитированием работы одного (особенно научного руководителя) или нескольких авторов. Следует изучить и рекомендованные журнальные статьи, где отражены новые взгляды на государственно-правовую действительность. Могут быть рекомендованы некоторые источники прошлых лет для их изучения с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций авторов. При этом необходимо помнить, что и в старых изданиях многие проблемы и правовые категории разработаны с научных позиций и не являются политически и идеологически конъюнктурными. Сопоставление различных суждений – непременное условие выполнения научной работы.

Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки дипломной работы должна отражать имеющиеся взгляды на поставленную проблему, т.е. необходимы элементы научной полемики.

При сборе информации нельзя пренебрегать яркими примерами из художественной и публицистической литературы, что свидетельствует не только о глубине знаний, увлеченности данной проблемой, но и о широком кругозоре.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в дипломной работе.

Каждый курсант должен показать свое умение работать с нормативными актами. Ссылки на международно-правовые документы, Конституцию России, законы и подзаконные акты необходимо использовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативной регламентации. При этом сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаются указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт.

Изложение темы должно проводиться в определенных рамках. Во-первых, уточняется категориальный аппарат, на который следует опереться при анализе, четко и конкретно излагается предмет исследования, дается формулировка того или иного теоретического постулата в виде развернутого определения. Например, при рассмотрении места и роли государства  в политической системе нужно дать понятие “ политическая система”. Во-вторых, раскрывается содержание вопроса, показывается роль и значение изучаемого вопроса, его место в системе теоретических положений и категорий. В-третьих, весьма ценным в дипломной работе является подкрепление теоретических выводов фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики. В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль, по общему правилу, скрывает бедности мысли.  В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, ибо нельзя развивать новые взгляды иначе как полемически, без этого невозможно представить развитие науки.

Обработка собранного материала в целом представляет собой процесс написания дипломной работы “вчерне”, иначе говоря, составление ее, т.е. систематизацию и сопоставление различных частей собранного материала, приводящие к уяснению логики всей работы, структурных граней каждого вопроса.

Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или в отдельных папках по каждому разделу плана. Выписки и запись работы в черновом варианте удобно вести на отдельных местах, что дает возможность разрезать их и вносить необходимые изменения, не перескакивая через них. Ошибка при нарушении этого правила называется “скачок в делении”.

Пример такой ошибки – следующая градация звеньев судебной системы: Суды конституционной юрисдикции, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды. Ошибка проявляется в том, что военные суды являются судами общей юрисдикции, а, значит, должны быть рассмотрены в соответствующей главе.

В целом, план работы должен быть сбалансирован, главы должны быть сопоставимы друг с другом по объему информации.

Следует отметить, что на начальном этапе формируется общая идея плана. Первичное изучение материала должно сформировать у студента представление о том, что именно следует писать в конкретной работе. В ходе работы, особенно после подготовки первого чернового варианта, становится ясно, какая из предполагаемых структурных частей работы освещена полнее, а какая напротив, рассмотрена не очень подробно. С учетом общего объема выполненной работы студент должен расширить один, сократить другой структурный элемент, или из предполагаемой главы, к примеру, сделать параграф. Подобная ситуация обусловлена творческим характером дипломной работы, постепенным познанием темы, в результате чего изначальный план может корректироваться. При этом, конечно, нужно исходить из того, чтобы цели и задачи дипломной работы были достигнуты. Структуру работы нужно подчинять содержанию, а не наоборот.

Работая над дипломной работой, выпускник должен:

- всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты;

- проанализировать научную литературу и нормативно –  правовой материал по теме;

- собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (судебную, нотариальную, следственную и др.) и опыт работ отечественных и зарубежных правоохранительных органов;

- выработать собственное суждение по соответствующей проблеме,  отношение к существующим научным позициям, точкам зрения,  юридической практике;

- по возможности сформулировать свои предложения по совершенствованию юридической практики и законодательства.

Собирать исходный материал и изучать источники удобно в следующей последовательности:

1. Изучение законодательства по выбранной теме. При этом изучается не только основной нормативный материал (например, Гражданский кодекс РФ), но и иные, связанные с ним акты. Например, при изучении договора социального найма центральным нормативным актом является Жилищный кодекс РФ, однако этому договору посвящен и ряд статей ГK РФ. Кроме того, необходимо изучать и ранее действующее законодательство по изучаемой проблеме, потому что, во-первых, сравнительный анализ обогащает исследование, а во-вторых, может быть полезна и судебная практика, сформированная на основании предшествующего законодательства. Если не известно точное количество нормативных актов, в которых может быть затронут исследуемый вопрос, необходимо в правовой базе выбрать необходимое слово или словосочетание (например, исковая давность) в названии документа (первый поиск), а потом – в тексте документа (второй поиск).

2. Изучение учебной литературы по теме, а так же комментариев законодательства. Основная задача – закрепить имеющиеся у курсанта знания по исследуемой проблеме, обратить внимание  на структуру изложения материала в различных учебниках (читать нужно все доступные). На данном этапе выявляются узловые вопросы исследуемой темы, а так же имеющиеся в науке дискуссии.

3. Подбор и изучение научной литературы. Как правило, первые сведения о научных источниках по выбранной теме курсант получает из учебников, которые ссылаются на работы ученых  либо содержат списки рекомендуемой литературы. Желательно ознакомиться со всеми этими источниками. Причем научная литература может быть и монографического, и периодического характера. Первый вид источников, как правило, содержит концептуальные научные положения избранной проблемы, наиболее глубокие по содержанию.

Второй вид (статьи) содержит обобщенный анализ конкретного вопроса, постановку новой проблемы либо актуальные вопросы правоприменения.

В свою очередь, и монографии, и статьи также имеют ссылки на необходимые работы, которые также нужно изучить.

Не стоит избегать и традиционного способа поиска литературы по теме – с помощью каталогов различных библиотек. Здесь можно найти ценные, хотя и нечасто цитируемые, источники. При этом нужно понимать, что для научного исследования, которым является дипломная работа, актуальна литература независимо от года ее издания. Источники советского периода, несмотря на устаревшее законодательство и идеологические положения, содержат ценные идеи, которые лишь трансформировались в современных условиях. Например, известные ранее государственно-правовые и цивилистические отрасли сейчас называют публичным и частным правом.

4. Изучение практики судов и иных органов, если это необходимо. В ходе изучения предыдущих источников курсант, безусловно, столкнется и со ссылками на судебную практику. Кроме того, необходимо провести и специальный ее поиск. При этом помимо опубликованной судебной практики, которую легко  обнаружить с помощью правовых баз, в дипломной работе должна быть и местная, неопубликованная практика. Для этого курсант должен обратиться в соответствующий суд  или иной орган, изучить дела, обобщить нужную информацию и сформулировать выводы. Собранный на данном этапе материал может стать основой приложения к дипломной работе.

В ходе поиска источников нужные сведения нужно переписывать или копировать с обязательным указанием точного библиографического описания источника и конкретных страниц, либо источника первоначального опубликования нормативного акта. Это важно для оформления сносок и списка использованных источников и литературы.

    

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Написание дипломной работы – это систематизированное, обстоятельное, отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, содержащие анализ научных концепций, юридической практики, отражающее понимание и оценки студентом соответствующих проблем, его предложения по их решению.

Дипломная работа должна включать следующие основные структурные элементы:  задание, реферат, содержание, перечень принятых сокращений и обозначений,введение (3-5 стр.), основная часть, состоящая из 2-3 глав (разделов), ( 50-60% объема дипломной работы); заключение (5-7 стр.); список использованных источников; приложения (если они имеются).

Объем работы должен быть в пределах 65-80 стр. машинописного текста.

Титульный лист включает в себя наименование министерства (ведомства), название высшего учебного заведения, факультета и кафедры, название дипломной работы, обозначение характера работы (дипломная), Ф.И.О. студента, ученую степень, должность или ученое звание, фамилию и инициалы научного руководителя, нормоконтроля  и рецензента (приложение 4).

Задание на дипломную работу выполняется по форме, указанной в приложении 2 с обязательной подписью выпускника и датой принятия задания к исполнению.

Реферат на русском языке представляет собой краткое изложение содержания темы и результатов ее исследования общим объемом не менее 0,5 листа. Образец приводится в приложении 5.

Содержание включает в порядке следования все разделы и подразделы  дипломной работы, имеющие заголовки, с указанием номера начальной страницы. Образец приводится в приложении 6.

Перечень принятых сокращений и обозначений составляется для понятий, имеющих повторения более трех раз в тексте дипломной работы в виде аббревиатур в алфавитном порядке. ( см. приложение 7)

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, четко определяется цель и формулируются конкретные задачи исследования. Здесь отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов, указывается объект исследования. Особое внимание следует обратить на сферу исследования. Студент должен определить и конкретизировать тот круг вопросов, который он намерен исследовать, указав какие проблемы он выносит за пределы исследования. Во введении перечисляются использованные материалы, приемы и методы исследования.

Введение целесообразно доработать после выполнения основной части.

В основной части работы логически последовательно решаются поставленные задачи исследования. Основная часть должна продемонстрировать глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездоказательная критика, а стремление к тому, чтобы  главные моменты были подкреплены теоретическими положениями, фактами и примерами арбитражной или судебной практики или иной правоприменительной деятельности.

 Первая глава может носить теоретический характер. В ней необходимо дать историю вопроса, раскрыть понятие и сущность изучаемого явления или процесса, уточнить формулировки и пр.

При разработке этих вопросов необходимо использовать труды выдающихся ученых-правоведов, использовать монографическою литературу, актуальные статьи в юридической периодике.

Кроме того, в первой главе можно остановиться в избранной сфере и процессов их правового регулирования. По объему первая глава не должна превышать 30 % всей работы.

Вторая глава и последующие – основные, в которых решаются главные задачи исследования. В них необходимо осуществить самостоятельный правовой анализ собранного материала, дать характеристику степени совершенства (пробельности, противоречивости) соответствующего законодательства. При этом нельзя ограничиваться констатацией фактов,  выявлять тенденции развития законодательства, вскрывать недостатки и причины, их обусловившие, наметить пути их возможного устранения, сформулировать предложения по совершенствованию соответствующего законодательства, привести и проанализировать судебную практику. Последний вопрос может быть вынесен для отдельного рассмотрения в отдельную главу.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в дипломной работе.

Каждый курсант должен показать умение работать с нормативными актами. Ссылки на международно-правовые документы, Конституцию России, законы и подзаконные акты необходимо использовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативной регламентации. При этом ссылки на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт.

В современных условиях одним из главных источников для оперативного получения текстов нормативно-правовых актов со всеми изменениями и дополнениями являются информационно-правовые системы типа “Гарант”, “Консультант + “,  “Кодекс” и др.

Поскольку дипломная работа является результатом самостоятельного изучения курсантом избранной темы, она должна быть написана своими словами, содержать необходимые личные обобщения и выводы.

В заключении следует сформулировать выводы, подвести итог решения тех задач, которые были поставлены в дипломной работе, подвести итог сделанной работы, указать, какие трудности пришлось преодолеть при разработке избранной темы, выделить узловые или вызвавшие интерес проблемы. Следует также отметить, какие вопросы имеют практическую ценность для деятельности юридических органов, обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка.

После заключения дается    Список используемой литературы. Весь список  делится на использованные источники и литературу. При этом под источниками понимается нормативный и практический материал, а под литературой учебные и научные издания.

Список нормативных источников должен называться “Нормативно- правовые акты” и формироваться по их юридической силе.

-  Международные акты;

-   Конституция РФ;

-  Федеральные конституционные законы.

-  Федеральные законы, в первую очередь, кодификационные;

-  Указы Президента РФ;

-  Постановления Правительства РФ;

-  Акты федеральных органов исполнительной власти,

-  Конституции или уставы субъектов РФ

- Законы и иные нормативные акты представительных органов субъектов РФ;

-  Акты исполнительных органов субъектов РФ;

-  Акты представительных органов местного самоуправления;

-  Акты исполнительных органов местного самоуправления.

Список другой литературы оформляется “Основная учебная  и  научная литература».Нумерация  используемой  литературы сквозная.

В данный список входят: монографическая, учебная литература, комментарии к законам, статьи из журналов, диссертации, авторефераты.

Научная и учебная литература оформляется в алфавитном порядке.

В библиографии указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в дипломной работе. Список литературы, как правило, включает в себя не менее 40-50 источников. Пример написания списка используемой литературы см. приложение №9.

Приложения помещают после списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы в порядке их упоминания в текстах. В приложениях помещаются использованные в работе вспомогательные материалы: графики, схемы, таблицы, копии документов.

Приложения следуют после списка литературы, нумерация должна быть сквозной и продолжать нумерацию основного текста, включая литературу.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, с указанием вверху посередине страницы слова «Приложение» и номер, обозначенный арабской цифрой (допускается в случае полного использования букв русского и латинского алфавитов) или обозначением заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, за исключением букв Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

В качестве приложений помещаются проекты нормативно-правовых документов, статистические и социологические анализы и обзоры, переводы, подготовленные автором.

В конце дипломной работы ставится подпись курсанта и дата окончания работы. Подпись ставится на последней странице  дипломной работы  (приложение 8).


5 ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

5.1. Требования, предъявляемые к оформлению дипломной работы

Текст выпускной работы набирается с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через   полуторный интервал и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, 14.

Согласно ГОСТ 7.32-2001 текст дипломной работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое –   30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20мм.

Общий объем дипломной работы должен составлять 65-80 страниц машинописного текста. Нумерация листов дипломной работы должна быть сквозная, включая  список используемой литературы и приложения.

Первый лист – титульный, номер на листе не ставится.

Второй лист – задание ,номер на листе не ставится.

Проставлять номер страницы начинают с третьего листа.

Третий лист – реферат на русском языке.

Четвертый лист – содержание работы.

Пятый – перечень сокращений.

Шестой – введение.

Текст основной части дипломной работы разделяют на разделы и подразделы. Разделам присваивают порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой, в пределах всего текста. Подразделы имеют нумерацию в пределах каждого раздела.

Наименование раздела выполняется жирным шрифтом, прописными буквами, размер -16 пт., не подчеркивая, точку в конце не ставят.

Каждый раздел необходимо начинать с новой  страницы, размещая наименование раздела симметрично тексту ( по центру строки).

Наименование подраздела выполняют  строчными буквами (кроме первой прописной) 14 жирным шрифтом, размещая его с абзаца, не подчеркивая, точку в конце не ставят.

Расстояние между заголовком  раздела и заголовком подраздела или текстом должно быть равным 3 интервалам по 1,33 (20 мм). Расстояние между заголовком подраздела и последующим текстом должно быть равным двум интервалам по 1,33 (10 мм).

Расстояние между концом предыдущего подраздела и заголовком следующего подраздела должно быть равным четырем интервалам по 1,33 (25 мм).

Наименование пунктов и подпунктов не выделяются, выполняются обычным шрифтом, с абзаца.

Если заголовки разделов, подразделов, пунктов включают несколько предложений, их разделяют точками. Переносы в заголовках не допускаются. Последний лист раздела должен иметь наполнение текстом не менее 50%.

Заголовки разделов, «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» набираются прописными буквами и располагаются посередине строки. Точка в конце заголовка не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах..

Страницы в выпускной квалификационной работе нумеруют арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в правом верхнем углу страницы (выравнивание по правому краю) без точки в конце номера.

В работе большое значение имеет правильное определение абзацев. Каждый из них, как правило, говорит о новой мысли автора. Абзацу должны быть присущи единая тема и логическая целостность. Отступ каждого абзаца в тексте и ссылках должен начинаться на удалении 5 знаков от левого поля по всей работе.

5.2. Оформление иллюстраций

Иллюстрациями являются рисунки, эскизы, чертежи, графики, схемы, фотоснимки и т.д. Иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. Все рисунки нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если в работе используется несколько рисунков, то их номер оформляется следующим образом: «Рис.1.2.» (второй рисунок первого раздела) или «Рис.2.3.» (третий рисунок второго раздела) и т.д. Следует обратить внимание на то, что точка в конце номера не ставится. Слово рисунок и его наименование располагаются посередине строки.

Когда иллюстрация занимает полную страницу, ее включают в общую нумерацию страниц дипломной работы. Все иллюстрации должны иметь заголовок, в случае необходимости, подрисуночные тексты или поясняющие данные.

5.3. Оформление таблиц

Цифровой материал, который имеет большие объемы, оформляется в виде таблицы. Она представляет излагаемую в дипломной работе информацию в более наглядном виде, позволяющем упростить с ней работу. В тексте дипломной работы должны быть ссылки на все таблицы.

Построение и оформление таблиц осуществляется в соответствии с ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 7.32-2001.

Таблица должна иметь заголовок, выполняемый строчными буквами чертежного шрифта (кроме первой прописной), помещаемый над таблицей посередине. Номер таблицы, если их более одной в документе, пишут над заголовком справа со словом « Таблица…».

Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте, а располагать так, чтобы ее можно было читать без поворота документа или с поворотом на 90 градусов по часовой стрелке. Высота строк таблицы не менее 8 пт .и не более 14 пт.

Заголовки граф таблиц начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с основным заголовком графы.

Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, начинаются с прописной буквы. Заголовки и подзаголовки, состоящие из нескольких предложений, разделяются точками. В конце заголовка и подзаголовка таблиц знаки препинания не ставятся.

При переносе таблицы на другой лист тематический заголовок не переносится. Над последующими частями таблицы пишут слово «Продолжение таблицы 7», если  в тексте две и более таблиц, графу «№ п/п» в таблицу не включаются.

Если цифровые данные в графе таблицы имеют одинаковую размерность, то ее указывают в заголовке графы. Если все параметры, размещенные в таблице, имеют только одну размерность (например, рубли), сокращенное обозначение единицы измерения помещают над таблицей в ее заголовке (например, табл.1).

Таблица 1

Результаты анкетирования 100 судей Краснодарского края

Вопрос

Варианты ответов

Количество

%

  1.  Что вы понимаете под функцией прокурора в уголовном процессе?

Обязанности общего характера, возложенные на прокурора УПК РФ.

81

81

Вид, направление деятельности

10

10

Другое

9

9

  1.  

Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одного слова, допускается заменять кавычками, если строки не разделены линиями. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее кавычками. Ставить кавычки после повторяющихся цифр, знаков и символов не допускается

Диагональное деление колонки таблицы не допускается.

На все таблицы дают ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица одна и не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер, «…в табл.4..».

5.4.Оформление формул

Формулы и уравнения часто приводятся в дипломных работах, связанных с бухгалтерской экспертизой, правовой социологией, криминалистикой и криминологией и т.д. Выделять формулы и уравнения в тексте дипломной работы следует отдельной (новой строкой). Если уравнение умещается в одну строчку, то его переносят на следующую, после соответствующего математического знака: плюс (+), минус (-), и т.п.

Сразу под формулой необходимо расшифровать символы и значения числовых коэффициентов, входящих в формулу. Расшифровка каждого коэффициента и символа осуществляется с новой строки и в той последовательности, в которой они приводятся в формуле, через запятую. Расшифровку следует начинать со слова «где» без абзацного отступа и без двоеточия после него.

Например:        

,

где К – коэффициент преступности; П – число зарегистрированных преступлений или лиц их совершивших; Н – численность жителей, достигших возраста уголовной ответственности, проживающих на данной территории.

Если в дипломной работе приводится несколько формул,  то они подлежат нумерации арабскими цифрами в круглых скобках с правой стороны листа на уровне формулы. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Например:

А=а : в (1.1)

В=с + е (1.2)

Ссылки в тексте на номер формулы  дают в круглых скобках, например: «в формуле (2.1)…».Допускается нумерация формул в пределах всей пояснительной записки.

5.5 Оформление приложений

Приложения к дипломной работе (ГОСТ 2.105-95) носят вспомогательный характер и включаются в нее для лучшего понимания и пояснения основной части, для обоснования рассуждений и выводов автора дипломной работы за рамками основного текста в целях экономии его объема.

В качестве приложений могут выступать образцы различных заполненных юридических документов, расчетные таблицы, диаграммы, статистические таблицы и графики, тексты анкет и т.п.

Приложение оформляют как продолжение дипломной работы, которое переплетается (сшивается) с основной его частью. Каждое  приложение следует начинать с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», напечатанного строчными буквами, начиная с прописной, с его обозначением заглавными буквами русского алфавита, начиная с А. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов, допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Приложение должно иметь полный содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Все приложения должны быть перечислены в содержании с указанием их номеров и заголовков. В тексте дипломной работы на все приложения должны быть даны ссылки.

5.6.Сноски.

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в документе, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны.(примерно 4-5 см)

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа , символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.

Нумерация сносок отдельная для каждой страницы. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками : *.Применять более четырех звездочек не рекомендуется.

5.7 Правила цитирования

Цитата является точной, дословной выдержкой из какого - либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает научная и специальная литература и документальные источники. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.

Выпускная квалификационная работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой, поэтому на одной странице текста обычно приводится не более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дан в первоисточнике.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставится отточие и начинают ее со строчной буквы, например: С.И. Вавилов требовал «…всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например: М. Горький писал, что «в простоте слова – самая великая мудрость». Внизу страницы под чертой приводится библиографическая ссылка (сноска) на издание, из которого взята цитата. В библиографической ссылке (сноске) сначала указывается фамилия, затем инициалы автора, например:

Телюкина М.В., Иванов В.Н., Сергеев В.В. и т.п.

5.8 Редакционное оформление библиографических ссылок

1  Затекстовые ссылки на литературу и нормативные акты

а) ссылка на публикацию: В литературе отстаивается воззрение, что иерархическая (вертикальная) структура, обусловленная различиями в правовой силе актов, издаваемых нормотворческими органами, порождает функциональные отношения субординации1. 

б) обобщенный вывод из нескольких источников: Взаимоотношения государства и личности должны входить в правовые рамки, а естественные права человека – стать «равной меркой», определяющей природу права2.

в) ссылка на нормативные акты: Планирование налогов, как и всех других источников доходов бюджетов, производится в соответствии с бюджетной классификацией, установленной Федеральным законом от 15 августа 1996 г3.

2 Внутритекстовые ссылки

а) цитаты: Так, А. М. Барнашов рассматривает разделение властей как разделение труда и «попытки разделения верховной власти между различными социальными силами»4.

6) цитирование не по первоисточнику осуществляется при его отсутствии в библиотеке. В таких случаях сноски даются на работу того автора, который делает ее в своей работе (например, автор в тексте употребляет цитату Ч.М. Баккариа, взятую из работы Решетникова Ф.М. «Беккариа Ч.М.». М., 1981.)

...В свое время еще Ч. Беккариа отмечал: «чем скорее следует наказание за преступление, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее»5.

5.9. Оформление библиографического списка использованной литературы

Общие правила библиографического описания устанавливаются государственными стандартами ГОСТ 7.80-00 (Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления), ГОСТ 7.1-03 (Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления).– М.: ИПК Издательство стандартов, 2003). Развернутая методика изложена в Правилах составления библиографического описания.

Каждая книга должна быть соответствующим образом описана.

При библиографическом описании применяются следующие условные разделительные знаки:

двоеточие (:) – ставится перед каждым отдельным сведением, относящимся к названию издания;

одна косая черта (/) – отделяет сведения, не относящиеся к заглавию;

две косые черты (//) – ставят после описания составной части издания (статья, документ) и перед описанием издания (название журнала, газеты, книги);

точка и тире (.–) ставятся перед каждым примечанием аналитического описания.

В библиографическое описание должны входить: фамилия и (через запятую) инициалы первого автора; полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки; после двоеточия, в скобках и т.п.); через двоеточиеназначение книги (учебное пособие, монография, методические рекомендации и т.п.); после косой чертыинициалы и фамилии всех авторов (если книга написана группой авторов), данные о редакторе, данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются); после точки и тире (.–) указывается место издания (город), в котором издана книга; после двоеточия – название издательства, которое ее выпустило; после запятой – год издания; после точки и тире (.–) количество страниц в книге (например: Логика научного исследования / под ред. П.В. Кокина и М.В. Поповича.– М.: Наука, 1984.– 181 с.)

Фамилия и инициалы автора, как правило, выделяются шрифтом (курсив,
полужирный).

Для ряда городов допускаются специальные сокращения:

М. – Москва;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Р. – Paris (Париж);

СПб.– Санкт-Петербург.                                                                                  

L. – London (Лондон);

N.Y. – New York (Нью-Йорк);

В. – Berlin (Берлин).

Примеры библиографического описания изданий

1 Описание однотомных книг, монографий, учебников, сборников статей

а) одного автора: Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации.– М., 2004.– С. 365-366.

б) ссылка на весь источник: Чиркин, В.Е. Основы сравнительного государствоведения.– М., 1997.– 352 с.

в) двух и более авторов: Козлова, Е.И. Конституционное право России/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.– М., 2003.– 118 с.

г) авторского коллектива: Конституционное право России в вопросах и ответах / под ред. А.В.Малько.– М., 2003.– с.4-20.

2 Описание многотомных книг

а) ссылка на весь источник: Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т.– М., 1991.

б) описание отдельного тома: Аристотель. Сочинения: в 4-х т.– М., 1984.– Т. 4.– С. 514-525.

Франк, С. Л. Политика и идеи // Собр. соч. в 4-х т.– М., 1990.– Т. 3.– С. 315.

Монтескье, Ш.Л. О духе законов // Избр. произведения: в 2-х т.– М., 1955.

3 Описание авторефератов диссертаций

Бушуев, И.И. Разделение властей в федеративном государстве: автореф. дис... канд. юрид. наук.– М, 1990.– 20 с.

4 Ссылки на периодические издания

а) статья (публикация) в газете, журнале: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 г. по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального, закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // Российская газета.– 1996.– 6 ноября.

Греган, Сидней. Что такое «самоопределение народов?» // Правоведение.– 1993.– № 5.– С. 124.

б) публикации (обзоры) в нескольких номерах: Морозова, Л.А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву («круглый стол» журнала «Государство и право») // Государство и право.– 1998.– №7, 8, 10.

Кудрявцев, В.Н. Новое политическое мышление и права человека /В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева // Вопросы философии.– 1990.– № 5.– С.3-11; №6. – С.17-19.

6 ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Ориентировочные сроки подготовки и защиты дипломных работ назначаются заведующими кафедрой одновременно с оформлением приказа о закреплении за дипломником темы работы и назначение научного руководителя. Данные сроки проставляются в задании на дипломную работу, выдаваемому каждому студенту и составляет не менее 4-х месяцев.

График  защиты дипломных работ составляется в отношении каждого студента, утверждается начальником факультета. Перенос сроков защиты разрешается председателем ГАК только в особых случаях (болезнь, задержки подготовки дипломной работы, возникшие не по вине студента).

Принимает защиту  дипломных работ Государственная Аттестационная Комиссия (ГАК).

К защите в ГАК допускаются лишь те дипломные работы, которые отвечают всем требованиям государственного стандарта, имеют положительный отзыв научного руководителя и внешнюю рецензию.

Соответствие работы данным требованиям проверяют нормоконтролер, основная задача которого:

- проверка соответствия дипломной работы всем требованиям  и стандартам;

- ознакомление студента с ошибками и неточностями в оформлении, которые должны быть немедленно устранены;

- составление заключения о выполнении требований ГОСТов, на основании которого заведующий кафедрой принимает решение о допуске работы к защите.

Кроме нормоконтроля дипломную работу перед защитой проверяет научный руководитель, который дает на нее отзыв и рецензент, который составляет рецензию в письменной форме о качестве проведенного научного исследования со своими замечаниями.

При подготовке к защите дипломного исследования курсант должен заблаговременно ознакомиться с отзывом и рецензией на дипломную работу, чтобы подготовиться к ответам при защите на указанные в них критические замечания и рекомендации.

Курсант составляет письменный  доклад, который позволяет дипломнику хорошо подготовиться к защите, т.к. его можно использовать при выступлении в ГАК, но выступать лучше  на защите следует свободно, не зачитывая подготовленный текст. (Доклад должен быть продолжительностью не более 7-10 мин).

В докладе курсант отражает:

- актуальность выбранной темы;

- цель и задачи исследования;

- сущность рассматриваемого явления в рамках отрасли права, в которой специализируется выпускник;

- характеристику использованных источников;

- характеристику основных подходов к разрешению рассматриваемой проблемы на основе правовых исследований, научного опыта и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере;

- новые и оригинальные решения, содержащиеся  в выводах и предложениях дипломного исследования.

При необходимости можно подготовить схемы, диаграммы, графики, которые можно использовать при защите. Также необходимо подготовить ответы на имеющиеся в отзыве и рецензии замечания.

После завершения доклада дипломнику задают вопросы председатель, члены комиссии, присутствующие. По докладу и ответам на вопросы члены комиссии судят об уровне профессиональной подготовки студента, его готовности к самостоятельной работе, широте его кругозора, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отношение курсанта к своим обязанностям, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы, а также оглашается рецензия.

Курсанты, не предоставившие в установленные сроки дипломные работы, получившие неудовлетворительную оценку или не защитившие их по неуважительной причине, считаются не прошедшими итоговую государственную аттестацию и отчисляются из института.

Оценка результатов защиты дипломной работы производится на открытом заседании ГАК. При оценке принимаются во внимание оригинальность и научно- практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, а также содержательность доклада и ответов на вопросы. Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании ГАК.

Если защита не осуществилась курсантом по документально подтвержденной уважительной причине, начальник академии может продлить срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более одного года.

При оценке дипломной работы учитываются:

  1.  степень разработки темы;
  2.  полнота охвата различных подходов к рассмотрению исследуемой проблемы;
  3.  полнота использования источников;
  4.  творческий подход к написанию дипломной работы и самостоятельность;
  5.  правильность и научная обоснованность выводов, их практическая направленность;
  6.  стиль изложения, ораторские и полемические навыки, свобода владения материалом, убедительность и корректность в отстаивании собственной позиции;
  7.  аккуратность и правильное оформление дипломной работы;
  8.  использование наглядных и технических средств при защите.

Опыт свидетельствует, что в дипломных работах чаще всего имеют место следующие недостатки:

- описательный характер работ в ущерб глубине проработке исследуемых проблем;

- слабость доказательств, отсутствие или неубедительность выводов по каждому вопросу и в целом по проблеме исследования;

- недостаточно четкое представление собственной позиции по рассматриваемой проблеме, обилие цитат, выдержек из книг, злоупотребление статьями в ущерб рассуждениям и взглядам автора;

-  использование устаревшей нормативной базы;

- нарушение правил оформления работы, неправильное оформление библиографического материала;

- бессистемное изложение материала;

- расплывчатость и неконкретность заключения, не вытекающего из содержания дипломной работы.

Именно на эти места в работе следует обратить внимание при доработке первого варианта дипломной работы.

Дипломная работа оценивается по 4-х бальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и  «неудовлетворительно).

Оценка «отлично» ставится, если:

- работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер и отличается определенной новизной;

- изучаемая проблема достаточно актуальна, курсант  показал знание рассматриваемой проблемы, понимание направлений и путей ее решения;

- теоретические положения творчески увязаны с практическими аспектами и рекомендациями по разрешению рассматриваемой проблемы, а также с предложениями по совершенствованию законодательства;

- собран, обобщен и проанализирован необходимый научный, нормативный и методологический материал, на основе которого сделаны теоретические выводы;

- проанализированы различные подходы к рассмотрению темы и аргументирован выбор собственной позиции и направления в разрешении рассматриваемой темы;

- работа правильно и аккуратно оформлена, представлены все необходимые компоненты, составлена достаточно полная библиография по теме работы;

- в процессе защиты курсантом продемонстрированы глубокие всесторонние знания исследуемой проблемы, навыки ведения научной дискуссии, свободное владение юридической терминологией, высокая культура речи, знание научной литературы по исследуемой и смежным темам;

- были использованы технические средства и наглядные пособия для аргументации основных положений дипломной работы.

Оценкой «хорошо» оценивается работа, в которой:

- исследуемая проблема раскрыта с использованием научной и методической литературы;

- отдельные вопросы работы изложены самостоятельно, но без глубокого теоретического обоснования;

- есть отдельные неточности при освещении вопросов темы;

- ответы на вопросы членов комиссии недостаточно аргументированы и неполные, либо содержат неточности.

Оценкой « удовлетворительно» оценивается работа, если:

- исследуемая проблема в основном раскрыта;

- в работе не использован весь необходимый для освещения темы нормативный, научный и методический материал;

- изложение отдельных вопросов было поверхностным;

- курсант недостаточно полно изложил основные положения исследования, испытал затруднения при ответах на вопросы членов комиссии.

Оценкой «неудовлетворительно» оценивается дипломная работа, которая:

- содержит существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений;

- курсант при защите показал слабые, поверхностные знания по исследуемой проблеме.

7 РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНЫМИ РАБОТАМИ

В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания дипломной работы ему назначается научный руководитель.

Руководство выпускной квалификационной (дипломной) работой состоит в том, что научный руководитель:

-  оценивает предложенный курсантом проект рабочего плана дипломной  работы, по необходимости вносит коррективы;

-  уточняет примерные объемные работы и сроки ее представления в первом  варианте;

-  рекомендует необходимую основную литературу: законы, справочные материалы, учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи и другие источники по теме;

-  проверяет подобранную курсантом базу источников (научная литература, правовые акты и т. п.), помогает выделить наиболее важное из них;

-  ориентирует курсанта на составление полной библиографии по теме,  изучение практики;

-  беседует с курсантами о ходе работы, о возникших затруднениях;

-  дает индивидуальное задание на практику, по сбору материалов и их использование при написании работы;

-  проверяет выполнение дипломной работы по частям и в целом;

-  принимает решение о готовности работы для научной экспертизы;

-  научный руководитель представляет законченную дипломную работу со своим отзывом для направления на защиту.

Следует отметить, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломной работы, и курсант не должен рассчитывать на то, что руководитель поправит имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

В то же время, научный руководитель должен объяснить курсанту порядок подготовки дипломной работы, оптимальный подход к разработке темы, порекомендовать необходимые в работе методы исследования. Не являясь соавтором, руководитель должен участвовать в процессе подготовки дипломной работы.

Работа руководителя с курсантом должна подчиняться графику подготовки дипломной работы, руководитель должен контролировать исправление объективных недостатков (использование устаревшего нормативного материала, отсутствие ссылок на заимствования, нарушение логики изложения, отход от работы, отсутствие необходимых структурных элементов)  и других подобных недостатков. Тем более, научный руководитель должен пресечь несамостоятельное выполнение работы курсантом. В любом случае научный  руководитель должен обеспечить соответствие работы минимальной положительной оценке.

На различных стадиях подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются. На первом этапе подготовки дипломной работы научный руководитель консультирует по вопросу подбора и точной формулировке темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по поиску литературы.

В ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом, указывая дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т. д. и рекомендует, как их лучше устранить.

К рекомендациям и замечаниям научного руководителя, имеющим дискуссионный характер, курсант может относиться критически и аргументировано присоединиться к иной точке зрения. Он может учитывать их или отклонять их по своему усмотрению, так как теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы целиком и полностью относятся к ответственности дипломника. В то же время, замечания, касающиеся выполнения базовых требований к работе (которым и посвящены настоящие рекомендации), студент обязан. В противном случае научный руководитель выносит данные ошибки работы в свой отзыв.

После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель выносит данные ошибки работы в свой отзыв.

После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель выступает в качестве эксперта. Научный руководитель подписывает дипломную работу и составляет письменный отзыв, в котором указывается:

- общая характеристика работы:  тема, автор (ФИО, форма обучения и  курс), общее количество страниц работы, структуру работы, наличие  иллюстраций и приложений.

-  соответствие содержания дипломной работы ее теме и поставленным  целям;

-  полнота и качество разработки темы и частей дипломной работы;

-  характеристика работы студента над дипломом, в том числе степень  самостоятельности, личного творчества, инициативности выпускника при написании дипломной работы;

-  умение работать с литературой, анализировать, обобщать, делать обоснованные выводы;

-  систематичность и грамотность изложения, умение оформлять материалы;

-  практическая значимость авторских предложений и рекомендаций в дипломной работе (если они имеются).

При этом обращается внимание на недостатки работы, не устраненные дипломником, несмотря на наличие замечания руководителя по ходу  выполнения. Кроме того, научный руководитель оценивает выполнение студентом графика подготовки дипломной работы, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломной работы в ГАК. При этом руководитель не выставляет оценку  дипломной работы, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите в ГАК.

Следует отметить, что и научный руководитель, и рецензент делают выводы о соответствии работы предъявляемым требованиям и возможности допустить ее к защите, но у них разные задачи.

Научный руководитель имеет непосредственное отношение к выполненной работе, поэтому при характеристике работы он должен обращать внимание на самостоятельные инициативные действия студента, характеризовать его отношение к работе, полноту и точность выполнения плана подготовки работы. Научный руководитель “выпускает” работу на защиту, поэтому отзыв должен отражать, почему он это делает.

Рецензент работы выступает в роли оппонента, он критически оценивает работу, начиная с плана и заканчивая правильностью оформления. Следовательно, замечания рецензента могут быть разнообразны и относятся они к работе и лишь опосредованно к характеристике студента.

Вместе научный руководитель и рецензент определяют соответствие дипломной работы уровню выпускной квалификационной работы студента юридического факультета, который заслуживает присвоения квалификации ”юрист”.

Объем отзыва научного руководителя может варьироваться в пределах
1-3 страниц печатного текста.

Текст отзыва научного руководителя может быть произвольным, однако должен соответствовать настоящим методическим рекомендациям. В приложении приведен примерный текст отзыва научного руководителя (Приложение 11).

8  РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

С целью получения дополнительной объективной оценки труда дипломника специалистами в соответствующей области проводится рецензирование дипломной работы.

В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты государственных органов, сферы бизнеса, производства НИИ, а так же профессора и преподаватели других вузов. Списки рецензентов подготавливает кафедра.

В рецензии должно быть отмечено:

-  актуальность темы, качество и достоинства выполненной работы;

-  обоснованность авторских выводов и предложений, их теоретическая и практическая значимость;

-  широта использованных источников, умение выпускника анализировать и обобщать информацию;

-  замечания и дополнительные вопросы по работе.

В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне дипломной работы и выставляет оценку, которая выносится на рассмотрение ГАК. Общий уровень дипломной работы определяется через соответствие дипломной работы предъявляемым требованиям, которые изложены в настоящих рекомендациях. Кроме того, рецензент указывает, допускается ли работа к защите и заслуживает ли положительной (или высокой положительной) оценки.

Рекомендуемый объем рецензии должен составлять 1-3 страницы печатного текста. Подписанная рецензентом рецензия представляется в ГАК вместе с дипломной работой в установленные сроки.

В случае если руководитель или рецензент, исходя из содержания дипломной работы, не считают возможным допустить выпуска к защите дипломной работы в ГАК, этот вопрос рассматривается в деканате с участием заведующего кафедрой, научного руководителя и автора дипломной работы.

Текст рецензии может быть произвольным, однако в приложении к настоящим рекомендациям предлагаются примерные тексты рецензии, которые освещают необходимые для такого документа положения (приложение 10).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

рапорт курсанта на утверждение темы дипломной работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_________________

_____________________________

«__»____________________2011г.

      Зав. кафедрой_________________

       _____________________________

       от курсанта группы_____________

       ______________________________

рапорт

Прошу утвердить мне тему дипломной работы ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

В качестве руководителя прошу утвердить _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

                                                        (фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание)

__________________________________________________________________________________________________

                                                                      (занимаемая должность, телефон)

Подпись студента___________________________

Визы: Руководитель дипломной работы________________________

         

          Начальник выпускающей кафедры______________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание на дипломную работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»


Кафедра___________________________________________

«Утверждаю»

Начальник кафедры

_____________________

«__»___________2011 г.

ДИПЛОМНОЕ ЗАДАНИЕ

Курсанту/студенту__________________________________________-

(фамилия, имя, отчество)

Тема работы ______________________________________________________

____________________________________________________________________

 Утверждена приказом начальника академии «__» __________200__г. №___________

 Исходные данные по работе ________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Содержание и объем дипломной работы.

1. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) _____________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

   ____________________________________________________________________

Задание по дополнительным разделам_________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Консультанты по разделам дипломной работы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата выдачи задания «___»  _____________200_г.                    

Задание принял к исполнению  «__» _______200_г.

Курсант/студент ____________________________

                                                                                (подпись)

Срок сдачи курсантом /студентом законченной работы «__» _________200_г.

Руководитель ________________________________

                                                           (подпись)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Утверждаю»

Научный руководитель

____________________

«___»__________2011г.

План-график подготовки дипломной работы

Этапы работы

Примерные сроки представления

Отметка
руководителя
о ходе работы

1

Составление плана работы, определение ее примерной структуры, содержания, методики выполнения.

2

Составление библиографии, утверждение научным руководителем списка необходимой для изучения литературы.

3

Изучение литературы по теме, посещение библиотек.

4

Разработка темы, формулировка основных положений.

5

Литературное и редакционное оформление текста введения и представление его руководителю.

6

Разработка первой главы и представление ее руководителю.

7

Разработка второй главы и представление ее руководителю.

8

Разработка третьей главы (при ее наличии), и заключения и представление их руководителю.

9

Доработка, устранение отмеченных недостатков.

10

Представление завершенной дипломной работы.

11

Окончательная доработка дипломной работы по результатам замечаний и рекомендаций руководителя и завершающее оформление работы.

12

Написание отзыва руководителем.

13

Представление работы в деканат для регистрации и представления на рецензирование.

14

Изучение отзыва руководителя и рецензии, разработка доклада и иллюстративных материалов для защиты.

15

Защита дипломной работы

Студент 5 курса ФМПТД______________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

Факультет международного права и таможенного дела

Кафедра__________________________________________________________

                                                                                        

                                         Допущен к защите

                Начальник кафедры   _____________

                         (подпись)

________________________________

                                                                   (инициалы, фамилия)

                                                  «____»_____________2011 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор дипломной работы ___________________________________________

             (подпись, инициалы, фамилия, дата)

Специальность ____________________________________________________

__________________________________________________________________

      (номер наименование)

Специализация ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Группа ______________

  (номер)

Руководитель дипломной работы ___________________________________

             (подпись, инициалы, фамилия, дата)

Консультанты по разделам: _________________________________________

__________________________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия, дата)

Нормоконтролер __________________________________________________

     (подпись, инициалы, фамилия, дата)

Рецензент ________________________________________________________

                 (подпись, инициалы, фамилия, дата)

Новороссийск – 2011

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит с.76, библ. источн. 48

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Проведён анализ причин и нормативных актов, способствовавших возникновению и развитию института прав и свобод человека и гражданина.

Разобраны понятия свободы и права, а так же различия прав человека и прав гражданина.

Проведена классификация прав и свобод человека и гражданина на современном этапе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ

ТОРГОВОЕ МОРЕПЛАВАНИЕ………………………………………………….....7

   1.1. Международное морское право в эпоху рабовладельческого строя…………………………………………………………………………………...7

   1.2 Международное морское право в эпоху феодализма и перехода к капитализму……………………..…………………………………………………...10

   1.3 Международное морское право в период подъема капитализма………………………………………………………………………….16

2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРСКОГО ПРАВА

В РОССИИ ……………………………………………………………………..........30

   2.1. Формирование норм регулирующих торговое мореплавание

в России   XIXVII вв.……………………….…………………………………......30

   2.2. Развитие морского права XVIII – начало XX вв……………………………38

   2.3. Развитие морского права в советской России………………..……….............52

3. РАЗВИТИЕ МОРСКОГО ПРАВА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД……………………………………………………………………………...63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....79

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….83

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

КТМ – Конвенция о грузовой марке от 1966г.

КТМ РФ – Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

МАРПОЛ – Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с

судов от 1973г.

МОТ – Международная Организация Труда

МФТ – Международная Федерация транспортников

РПСМ – Российский профессиональный союз моряков

СОЛАС 74/78 – Международная конвенция по охране человеческой жизни на

море от 1974г.

ТК РФ – Трудовой кодекс РФ

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа выполнена мной совершенно самостоятельно.

Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

«_______»___________________2011 г.

___________________________            __________________________

                        (подпись)                                                                                                                      (Ф.И.О.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно- правовые акты

1.Конвенция о правх ребенка.Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.Ратифицирована ВС СССР от 13 июня 19990г. // Сборник международных договоров СССР, выпуск  XLVI.-М.:1993.-435с.

2.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.// Российская газета.-1993.-25 декабря.

3.О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон РФ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ ( в ред. От 25.03.2004)//Собрание законодательства РФ.-2004.-№12.-Ст.321.

4.О мировых судьях в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998г.№ 188-ФЗ ( в ред. От 30.11.2004)//Собрание законодательства РФ.-1998.-№51.-Ст.6270.Российская газета.-2004.-9 декабря.

5.О мировых судьях Краснодарского края.Закон Краснодарского края от 26 апреля 2000года.№ 24-ЗСК.// Кубанские новости.-2000.- 5 мая.

6.О предоставлении лицами, замещающими государственные должности российской федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе.Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997г.-№ 484// Собрание законодательства РФ.-1997.-№ 23.-Ст.2671.

7.О порядке передачи материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах в органы внутренних дел.приказ МВД РФ и МНС РФ от 11 июля 2003г. №306/БГ-3-14/226-а.// Сборник постановлений и распоряжений правительства РФ.-2003.-№20.-Ст.1219.

8.Уголовный кодекс РСФСР 1960г. ( с изм. и доп. на 01.08.94)( утратил силу)-М.:Юрид.лит.,-1994.-224с.

Материалы судебной практики

9.О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04 июля 1997г. №8 // Собрание Законодательства РФ.-1997.-№ 26.-Ст.3012.

10.Дело №11-0657/2004.Архив мировых судей Центрального административного округа г.Новороссийск за 2004г.

Учебная и научная литература

11.Азимов А.Язык науки./ Пер. с анг.И.А.Лалаянца;Под ред. И с предисл.Б.Д.Сергиевского.-М.: Мир,-1995.-278с.

12.ГоловистиковаА.Н.,Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник.-М.: Изд-во Эксмо,-2005.-832с.

13.Кашанина Т.В.Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы._М.: Юристъ,-1999.-325с.

14.Никитин.Е.В.Практика реализации нового законодательства о занятости // Российская юстиция.-1999.-№4.-С.38.

16.Семилютина Н.А. Проблемы совершенствования законодательства о рынке ценных бумаг// Право и экономика.-2002.-№4.-С.34-38.

17.Теория государства и права: / Под ред.В.М.Корельского и В.Д.Перевалова.-СПб.: Лань,-1999.-345с.

Интернет- сайты

18.http://catalog.studentochka..ru/500011/htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Рецензия на дипломную работу

Курсанта/студента МГА имени адмирала Ф.Ф.Ушакова____________________________

                    (ф.и.о.)

Выполненную на тему:______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(точное название)

Рецензия составляется в произвольной форме с освещением следующих основных вопросов:

1. Соответствие содержания работы дипломному заданию

2. Соответствие задания и содержания дипломной работы основной цели _ проверке знаний и степени подготовленности студента по своей специальности.

3. Полнота, глубина и особенность решения поставленных вопросов.

4. Грамотность изложения вопросов, стиль, качество иллюстративного материала.

5. актуальность тематике, положительные стороны и недостатки работы.

6. Возможности и место практического использования работы или ее отдельных частей.

7. Оценка работы.

8. Другие вопросы по усмотрению рецензента.

Рецензент

(должность, ученая степень, звание, место работы)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

«____»_______________2011г.

ПРИЛОЖЕНИЕ11

ОТЗЫВ

о дипломной работе курсанта/студента

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Выполненную на тему:______________________________________________

__________________________________________________________________

Отзыв руководителя составляется в произвольной форме с освещением следующих основных  вопросов:

1. Соответствие содержания работы дипломному заданию.

2. Полнота, глубина и обоснованность решения поставленных вопросов.

3. Степень самостоятельности курсанта, его инициативность, умение обобщать другие работы (в том числе и иностранные) и делать соответствующие выводы.

4. Способность к проведению экспериментов, умение делать выводы из проведенных экспериментов (если они предусмотрены заданием).

5. Степень усвоения, способность и умение использовать знания по общеобразовательным и специальным дисциплинам в самостоятельной работе, грамотность изложения.

6. Вопросы, особо выделяющие работу курсанта.

7. Недостатки работы.

8. Возможности и место практического использования работы или отдельных ее статей.

9. Другие  вопросы по усмотрению руководителя.

Руководитель дипломной работы

(должность, ученая степень, звание, место работы)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

«____»______________________

                                      (дата)


Библиографический СПИСОК литературы

1. ГОСТ Р 1.5-2004 ГСС РФ. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

2. ГОСТ Р 1.12-99 ГСС РФ. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения

3. ГОСТ Р 8.000-2000 Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения

4. ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные надписи

5. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Текстовые документы

6. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам

7. ГОСТ 2.701-84 ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению.

8. ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

9. ГОСТ 7.80-00 (Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления

10. ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила

11.  ГОСТ 7.9-95 СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования

12.  ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3

2 ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ 6

3 СБОР  ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7

4 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 11

5 ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 15

6 ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 22

7 РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНЫМИ РАБОТАМИ 26

8 РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 29

Приложение 1. Заявление на дипломное проектирование 30

Приложение 2. задание на дипломное проектирование 31

Приложение 3. План - график выполнения дипломной работы 34

Приложение 4. Титульный лист дипломной работы 35

Приложение 5. Образец оформления реферата 34

Приложение 6. Пример оформления содержания 34

Приложение 7.  Пример оформления перечня сокращений 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Последний лист дипломной работы……………………39

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.Пример оформления списка используемой литературы…………………………………………………………………………………….40

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.Рецензия на дипломную работу……………………………..43

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.Отзыв научного руководителя……………………………….44

Библиографический СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..45




А.П. Зливко



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА юриста

Новороссийск 2011





1 Теоретические проблемы системы российского законодательства. М., 1989. С. 89-90.

2  См., например: «Олейников В.В. Социальные реальности и права человека // Права человека в истории     человечества и современном мире. М., 1989. С. 46-50; Назаров Б.Л. Важнейшая проблема прав человека // Там же С. 73-77; Манов Г.Н. Указ. Раб. С. 9.

3 См.:СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030.

4 Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. С. 4.

5 Цит. По кн.: Решетников Ф.М. Беккариа Ч.М. М., 1981. С. 12З-124.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74594. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества удушающего действия. Клиника. Диагностика и лечение 35.16 KB
  Для клинической картины интоксикации этими ОВ типично развитие острого отека легких который и является основной причиной гибели пораженных. Газобаллонные пуски хлора предпринятые немецкими милитаристами 22 апреля 1915 года вызвали массовое поражение токсическим отеком легких. Военному врачу нужно быть готовым к оказанию помощи больным с токсическим отеком легких и в мирное время. ОВ удушающего действия фосген и дифосген вызывают развитие токсического отека легких без выраженных резорбтивных признаков.
74595. Отравляющие вещества раздражающего действия 23.47 KB
  Изучить патологию клинику и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Рассмотреть медицинские средства профилактики оказания помощи и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Бадюгина Материальное обеспечение: Таблицы по ОВ раздражающего действия.
74596. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества психотомиметического действия. Клиника, диагностика и лечение 71.5 KB
  Изучить патологию, клинику и лечение поражений ОВ психотомиметического действия. Изучить медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечение поражений ОВ психотомиметического действия.
74597. Ядовитые технические жидкости 78 KB
  Знать токсикологическую характеристику ядовитых технических жидкостей. Знать медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечение поражений ядовитыми техническими жидкостями.