38602

Актуальные налоговые теории. Промысловое налогообложение

Реферат

Налоговое регулирование и страхование

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Русский

2014-12-03

40.62 KB

23 чел.

Актуальные налоговые теории. Промысловое налогообложение


 

1.АКТУАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ТЕОРИИ И ИХ СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

Эволюция различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства.

С усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на   экономические  процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Основные налоговые теории и их современные интерпретации

Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.2 

Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху просвещения. Её представителями в свое время выступали французские просветители Себастьен де Вобан (1633-1707 гг.) - теория «общественного договора» и Шарль Монтескье (1689-1755 гг.) - теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Иными словами налог выступал ценой общества за выгоды и мир гражданам. Именно таким позициям придерживались также английский ученый Томас Гоббс (1558-1679 гг.), французские мыслители Вольтер (1694-1778 гг.), Оноре Мирабо (1749-1791 гг.).

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773-1842 гг.) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает ничто иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обосновании своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте.

В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797-1877 гг.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789-1864 гг.). По их мнению, налоги - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д.

Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723-1790 гг.), Давида Рикардо (1772-1823 гг.) и их последователей.

Более 200 лет назад А.Смит выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна.

Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. А.Смит также считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, то основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов.
В то же время представляется, что классическая теория сегодня абсолютно несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, что бы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижают инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое.3

Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования.

Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования.

Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия.

В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства.

Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Теория монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридманом, приверженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Делается также ставка и на снижение налогов.

В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

 

2.ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

-(англ. patent fee) - прямой реальный налог на кустарные, промышленные, торговые и транспортные предприятия. Существовал еще в средние века как государственный сбор за разрешение на занятие каких-либо видом производственной деятельности (уплачивался путем выборки особых свидетельств-патентов). Наиболее широкое распространение получил на стадии домонополистического капитализма, когда определение чистой доходности предприятий было связано со значительными трудностями, и платежеспособность определялась по внешним признакам: величина капитала (основного и оборотного), сумма оборота, численность занятых, фонд заработной платы, мощность машинных установок и т.п. Как правило, промысловый налог включал в себя патентный сбор и дополнительный платеж, в составе которого патент засчитывался как аванс. В большинстве случаев патентное обложение носило раскладочный характер. В соответствии с предполагаемой прибыльностью субъекты подразделялись на категории и классы, по которым устанавливались дифференцированные процентные ставки. Уровень обложения зависел от местоположения предприятия, то есть от торгово-промышленного значения соответствующего населенного пункта. 
В торговле размер облагаемого оборота определялся по видам торговли: оптовая, розничная и т.п. В России промысловое обложение выделилось из поземельного    обложения, 
промысловый налог введен в конце XIX века в форме гильдейского сбора. В 1863-65 гг. установлена патентная система обложения, в соответствии с которой торговцы и промышленники были обязаны выбрать гильдейское (по двум гильдиям) или промысловое свидетельство (по нескольким гильдиям) и билет на отдельное предприятие (патентный сбор). Эта система страдала рядом недостатков, важнейшим из которых была неравномерность обложения. В 1898 году проведена реформа промыслового налогообложения. 
С переходом к нэпу 
промысловый налог был первым денежным налогом, установленным Декретом от 26 июля 1921.  В 1928году в промысловом налоге были объединены два платежа: промысловый налог с надбавками на местные нужды и налог с обращения ценностей (заменивший ранее действовавший гербовый сбор с товарных сделок). Промысловый налог стал взиматься как единый налог: с торгово-промышленных предприятий - в процентах к обороту за текущий год, а с граждан - в твердых суммах; была введена система авансов. С 1935 года частную торговлю для граждан запретили; другие виды промыслов резко ограничили. Постепенно взимание промыслового налога прекратилось. 
Промысловый налог сохраняется в некоторых развитых странах в качестве местного налога. Цель его взимания - привлечение лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, к участию в расходах местных органов власти, вызванных этой деятельностью (финансирование коммунальной инфраструктуры, охрана окружающей среды).
Взимается на основе Закона о 
промысловом налоге в редакции от 21 марта 1991 г. Промысловым налогом облагаются промышленные, торговые и другие предприятия (кроме деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также свободных профессий), независимо от их организационно-правовой формы (физического и юридического лица). Объектами обложения являются промысловый доход и промысловый капитал.
Ставки 
промыслового налога устанавливаются на двух уровнях: базовые (основные) ставки, утверждаемые законодательством федерации (для промыслового налога на доход- 5%; на капитал - 0,2%); поправочный коэффициент (мультипликатор).

Список использованной литературы

  1. Алиев, Б.Х. Налоги и налогообложение / Б.Х.Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.
  2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М.Блауг. - М.: Дело, 2004. - С.54.
  3. Годме, П. Финансовое право / П.Годме. - М.: Прогресс, 2008. - С.383-384.
  4. Налоговое право России: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А.Крохиной. - М., 2003. – С. 19.
  5. Пушкарева, В. История финансовой мысли и политики налогов / В.Пушкарева. - М.: Инфра-М, 2006. - С.59.
  6. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение / Д.Г.Черник. - М.: МЦФЭР, 2006. - 528 с.

6.Устав о прямых налогах, раздел второй // Свод Законов Российской империи. — 1912. — Т. V. — С. 44-69.

7.Сакович В. Государственный промысловый налог. / Сборник узаконений, правил, форм, инструкций, циркуляров и разъяснений Мин.Фин., с законод. мотивами, алфавитными указателями, дополнениями и изменениями по 1 января 1902 года


2 Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов / В.Пушкарева. - М.: Инфра-М, 2006. - С.59.

3 Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение / Б.Х.Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33796. Трудовые споры и порядок их разрешения 16.1 KB
  Трудовые споры. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются: 1 комиссиями по трудовым спорам и 2 судами а так же 3 органами примирения посредничества и арбитража если таковые созданы нанимателем по соглашению с профсоюзом. В суде рассматриваются: незаконные отказы от заключения трудового договора и споры о недействительности трудового договора; споры о восстановлении на работе изменении даты и формулировки причин увольнения оплате за время незаконного увольнения выполнения низкооплачиваемой работы; привлечение работников к...
33797. Государственное социальное обеспечение и социальное страхование 14.87 KB
  представляет собой систему пенсий пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях предусмотренных настоящим Законом. Основными принципами государственного социального страхования являются: обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования; распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным от работающих к неработающим; гарантированность пенсий пособий и...
33798. Трудовая дисциплина и материальная ответственность рабочих и служащих 14.58 KB
  Трудовая дисциплина – обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей. За противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей дисциплинарный проступок устанавливается дисциплинарная ответственность.
33799. Материальная ответственность работника 15.11 KB
  Ограниченную материальную ответственность несут: 1 работники – в размере причиненного ущерба но не выше своей среднемесячной зарплаты за порчу или повреждение по небрежности материалов полуфабрикатов изделий инструментов измерительных приборов спецодежды и др. 2 руководители – в размере причиненного по их вине ущерба но не свыше 3х месячных зарплат. Полная материальная ответственность возникает в случаях: 1 письменного соглашения между нанимателем и работником о полной материальной ответственности; 2 получения имущества под отчет...
33800. Предмет и сущность общей теории государства и права 14.89 KB
  Общая теория государства и права это система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения развития и функционирования права и государства вообще их сущности а также связанных с ними государственноправовых явлений. Теория государства и права наука общественная. Объектом изучения теории права как и всех общественных наук является общество в целом.
33801. Понятие норм права, их структура и виды 16.66 KB
  Признаки правовой нормы: Устанавливается и санкционируется государством. Структура правовой нормы: Гипотеза элемент нормы устанавливающий условия применения нормы тоесть условия применения правила изложенного в норме. Диспозиция элемент нормы содержащий собственно само правило поведения при условии наступления событий изложенных в гипотезе. Санкция элемент нормы устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения применяемые к нарушителю правила предусмотренного в диспозиции.
33802. Сущность государства. Понятие и основные признаки государства 15.98 KB
  Понятие и основные признаки государства Госвоесть политическая организацияассоциация члены которой объединяются в единое целое публичновластными отношениями и структурами. Признаки госва: 1террит. основа госва вкл .
33803. Понятие функций государства и их классификация 17.72 KB
  Функции государства – это основное направление деятельности государства в котором выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. функции носят объективный характер; 2. функции носят систематический постоянный характер; 3. функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства; 5.
33804. Формы государства. Государственный аппарат. Источники права 17.7 KB
  Источники права Форма государства внешняя структура способ организации государственной власти выражающаяся в построении верховных ор ганов государства распределении власти меяаду различными уровнями государственных органов общем режиме управления страной. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Источник права Источник форма права способ с помощью которого закрепляются находят внешнее выражение нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения...