38602

Актуальные налоговые теории. Промысловое налогообложение

Реферат

Налоговое регулирование и страхование

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Русский

2014-12-03

40.62 KB

23 чел.

Актуальные налоговые теории. Промысловое налогообложение


 

1.АКТУАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ТЕОРИИ И ИХ СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

Эволюция различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства.

С усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на   экономические  процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Основные налоговые теории и их современные интерпретации

Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.2 

Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху просвещения. Её представителями в свое время выступали французские просветители Себастьен де Вобан (1633-1707 гг.) - теория «общественного договора» и Шарль Монтескье (1689-1755 гг.) - теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Иными словами налог выступал ценой общества за выгоды и мир гражданам. Именно таким позициям придерживались также английский ученый Томас Гоббс (1558-1679 гг.), французские мыслители Вольтер (1694-1778 гг.), Оноре Мирабо (1749-1791 гг.).

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773-1842 гг.) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает ничто иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обосновании своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте.

В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797-1877 гг.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789-1864 гг.). По их мнению, налоги - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д.

Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723-1790 гг.), Давида Рикардо (1772-1823 гг.) и их последователей.

Более 200 лет назад А.Смит выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна.

Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. А.Смит также считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, то основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов.
В то же время представляется, что классическая теория сегодня абсолютно несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, что бы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижают инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое.3

Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования.

Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования.

Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия.

В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства.

Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Теория монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридманом, приверженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Делается также ставка и на снижение налогов.

В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

 

2.ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

-(англ. patent fee) - прямой реальный налог на кустарные, промышленные, торговые и транспортные предприятия. Существовал еще в средние века как государственный сбор за разрешение на занятие каких-либо видом производственной деятельности (уплачивался путем выборки особых свидетельств-патентов). Наиболее широкое распространение получил на стадии домонополистического капитализма, когда определение чистой доходности предприятий было связано со значительными трудностями, и платежеспособность определялась по внешним признакам: величина капитала (основного и оборотного), сумма оборота, численность занятых, фонд заработной платы, мощность машинных установок и т.п. Как правило, промысловый налог включал в себя патентный сбор и дополнительный платеж, в составе которого патент засчитывался как аванс. В большинстве случаев патентное обложение носило раскладочный характер. В соответствии с предполагаемой прибыльностью субъекты подразделялись на категории и классы, по которым устанавливались дифференцированные процентные ставки. Уровень обложения зависел от местоположения предприятия, то есть от торгово-промышленного значения соответствующего населенного пункта. 
В торговле размер облагаемого оборота определялся по видам торговли: оптовая, розничная и т.п. В России промысловое обложение выделилось из поземельного    обложения, 
промысловый налог введен в конце XIX века в форме гильдейского сбора. В 1863-65 гг. установлена патентная система обложения, в соответствии с которой торговцы и промышленники были обязаны выбрать гильдейское (по двум гильдиям) или промысловое свидетельство (по нескольким гильдиям) и билет на отдельное предприятие (патентный сбор). Эта система страдала рядом недостатков, важнейшим из которых была неравномерность обложения. В 1898 году проведена реформа промыслового налогообложения. 
С переходом к нэпу 
промысловый налог был первым денежным налогом, установленным Декретом от 26 июля 1921.  В 1928году в промысловом налоге были объединены два платежа: промысловый налог с надбавками на местные нужды и налог с обращения ценностей (заменивший ранее действовавший гербовый сбор с товарных сделок). Промысловый налог стал взиматься как единый налог: с торгово-промышленных предприятий - в процентах к обороту за текущий год, а с граждан - в твердых суммах; была введена система авансов. С 1935 года частную торговлю для граждан запретили; другие виды промыслов резко ограничили. Постепенно взимание промыслового налога прекратилось. 
Промысловый налог сохраняется в некоторых развитых странах в качестве местного налога. Цель его взимания - привлечение лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, к участию в расходах местных органов власти, вызванных этой деятельностью (финансирование коммунальной инфраструктуры, охрана окружающей среды).
Взимается на основе Закона о 
промысловом налоге в редакции от 21 марта 1991 г. Промысловым налогом облагаются промышленные, торговые и другие предприятия (кроме деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также свободных профессий), независимо от их организационно-правовой формы (физического и юридического лица). Объектами обложения являются промысловый доход и промысловый капитал.
Ставки 
промыслового налога устанавливаются на двух уровнях: базовые (основные) ставки, утверждаемые законодательством федерации (для промыслового налога на доход- 5%; на капитал - 0,2%); поправочный коэффициент (мультипликатор).

Список использованной литературы

  1. Алиев, Б.Х. Налоги и налогообложение / Б.Х.Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.
  2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М.Блауг. - М.: Дело, 2004. - С.54.
  3. Годме, П. Финансовое право / П.Годме. - М.: Прогресс, 2008. - С.383-384.
  4. Налоговое право России: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А.Крохиной. - М., 2003. – С. 19.
  5. Пушкарева, В. История финансовой мысли и политики налогов / В.Пушкарева. - М.: Инфра-М, 2006. - С.59.
  6. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение / Д.Г.Черник. - М.: МЦФЭР, 2006. - 528 с.

6.Устав о прямых налогах, раздел второй // Свод Законов Российской империи. — 1912. — Т. V. — С. 44-69.

7.Сакович В. Государственный промысловый налог. / Сборник узаконений, правил, форм, инструкций, циркуляров и разъяснений Мин.Фин., с законод. мотивами, алфавитными указателями, дополнениями и изменениями по 1 января 1902 года


2 Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов / В.Пушкарева. - М.: Инфра-М, 2006. - С.59.

3 Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение / Б.Х.Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35126. Развитие налоговой политики в Республике Беларусь за 2005 год 63.5 KB
  В целях реализации Закона Республики Беларусь €œО бюджете Республики Беларусь на 2005 год€: разработаны и приняты инструктивные документы о порядке исчисления в 2005 году едиными платежами установленных данным законом налогов и сборов взимаемых от фонда заработной платы и из выручки от реализации товаров работ услуг а также о порядке уплаты в 2005 году местных целевых сборов организациями имеющими филиалы представительства и иные обособленные подразделения; определены сроки перечисления в 2005 году налоговыми агентами в доход местных...
35127. Бюджет, финансы и налоговая политика 38 KB
  Успешное решение этих задач будет иметь важное значение при рассмотрении проекта Бюджетного кодекса Республики Беларусь внесение которого планируется в Палату представителей в 2005 году. Принимаемые законы должны быть направлены на повышение результативности бюджетных расходов обеспечение выполнения показателей социальноэкономического развития республики на совершенствование бюджетной политики укрепление местных бюджетов и предоставление им большей самостоятельности. По мнению Постоянной комиссии по бюджету финансам и налоговой политике...
35128. Финансы и их структура 441.5 KB
  Подоходный налог с физических лиц который собирают: параграф 1 – Предприятия и учреждения; параграф 2 – Налоговые органы. Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников: 1 Страховые взносы которые платят все предприятия независимо от формы собственности. При их участии создается ВВП распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье...
35129. БЕЛАРУСКАЯ МОВА. ПРАФЕСІЙНАЯ ЛЕКСІКА 1.48 MB
  Лічылася што мова закладзена ў самой біялагічнай сутнасці чалавека і перадаецца ў спадчыну. На самой справе мова – зява біялагічная і псіхічная але ў тым сэнсе што ў чалавеку генетычна закладзена здольнасць авалодаць мовай г. Кожны чалавек валодае не мовай увогуле а канкрэтнай мовай ці мовамі што належыць пэўнаму народу. Сацыяльная прырода мовы заключаецца найперш у тым што яна аснова і форма грамадскай свядомасці і разам з тым унікальны і універсальны сродак зносін людзей феномен духоўнай культуры чалавецтва [7].
35130. Расчёт пространственного одноэтажного промышленного здания, оборудованного мостовым краном 414.33 KB
  Список литературы Исходные данные Количество пролетов – 3; Длина пролета – l1 = 18 м; Длина здания – l = 168 м; Несущая конструкция покрытия – балка; Шаг колонн – 6 м; Высота до верха рельса – 84 м; Грузоподъемность крана – 15 т; Расчетное сопротивление грунта – Rгр =019 МПа; Место строительства – г. Расчет крайней колонны Данные для расчета сечений: бетон тяжелый класса B15 подвергнутый тепловой обработке при атмосферном давлении Rb = 85 МПа; Rbt = 075 МПа; Eb = 20500 МПа. Арматура класса АIII d 10 мм RS = RSC =...
35131. Форматирование результатов запроса 82 KB
  Например можно применить следующую команду чтобы увидеть определенные поля таблицы Slespeople упорядоченные по убыванию поля commission comm: SELECT snme comm FROM Slespeople ORDER BY 2 DESC; Мы рассматриваем это свойство ORDER BY для того чтобы продемонстрировать возможность его использования со столбцами выходных данных; эта процедура аналогична применению ORDER BY со столбцами таблицы. Например чтобы подсчитать заявки orders для каждого продавца slespeople и вывести результаты в убывающем порядке: SELECT snum COUNT DISTINCT...
35132. Создание таблиц 90 KB
  Команда CRETE TBLE Таблицы определяются с помощью команды CRETE TBLE создающей пустую таблицу таблицу не имеющую строк. Команда CRETE TBLE определяет имя таблицы и множество поименованных столбцов в указанном порядке. Синтаксис команды CRETE TBLE: CRETE TBLE имя таблицы имя столбца тип данных [ размер ] имя столбца тип данных [ размер ]. Поскольку пробелы используются для разделения отдельных частей команд в SQL их нельзя использовать как часть имени таблицы.
35133. Основные понятия SQL 152.5 KB
  Он используется для связи с такими системами управления базами данных как Orcle INGRES Informix Sybse SQLbse Microsoft SQL Server DB2 СУБД самой IBM продуктами SQL DC Prdox ccess pproch и многими другими. Обычно продукт базы данных включает не только СУБД. Собственно СУБД иногда ее называют исполнительной системой или исполнительным механизмом базы данных является рабочей лошадкой продукта. Она хранит данные осуществляет поиск и выборку данных а также записывает данные посредством исполнения операторов SQL В вычислительной...
35134. Альтернативная программная реализация выборки и модификации данных в базе данных Interbase 34.5 KB
  Конфигурируется ODBCисточник реализующий доступ к БД Interbse. В DBE dministrtor настраивается псевдоним БД доступной через BDE и представляющей собой в данном случае ODBCисточник. В отличие от 3го способа являющегося усовершенствованным подходом BDE 1й способ является более универсальным и более ресурсоемким в первую очередь по критерию времени поскольку представляет собой использование промежуточного уровня BDE и промежуточного уровня ODBC а 2й – менее универсальным и менее ресурсоемким поскольку предполагает использование...