38612

Цифровой звук в мультиплексах

Дипломная

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Использование в звукочитающих системах кинопроекторов фотоэлемента делало наиболее предпочтительной фонограмму, состоящую из металлического серебра чёрно-белой киноплёнки. Появление цветного кино на многослойных киноплёнках заставило искать способы улучшения качества фонограммы, поскольку изображение таких киноплёнок состоит из красителей

Русский

2013-09-28

2.31 MB

39 чел.

                               

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»

     САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КИНОВИДЕОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

                   Специальность     № 210313.52 «Аудиовизуальная техника

                 и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ»

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

    Тема: Цифровой звук в мультиплексах

                                

                                         Выполнила студентка

                                           5_ курса _518_группы                                                                  

                                                        Кобзун Ангелина Анатольевна

                                                      Ф.И.О   

                                                  ________________________

                                                         (Подпись)                                                                                                            

                                                      Руководитель-преподаватель                                                            

                                                        Кудрявцева Нина Николаевна

                                                       Ф.И.О   

                                                     _______________________

                                                         (Подпись)                                                                                                            

    Работа защищена                                                       Допущено к защите                                             

    «___»__________ 2013г                                            Председатель ЦПК                                                 

    с оценкой ________________                                   ______________  (Громова М.М.)

    Председатель ГАК                                                            (Подпись)

    ______________(Иванов А.Б.)                                  «___»___________ 2013г                              

          (Подпись)

                                                          Санкт-Петербург

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….3

1. История развития звука в кино…………………………………5

2. Цифровой звук…………………………………………………..13

2.1 Развитие систем звуковоспроизведения………….........13

2.1.1 Dolby Stereo………………………………..........13

2.1.2 Dolby SR………………………………………...16

2.1.3 Dolby Digital…………………………………….18

2.1.4 Dolby Digital Surround EX……………………..20

2.1.5 DTS………………………………………………21

2.1.6 DTS ES…………………………………………..24

2.1.7 SDDS…………………………………………….25

2.1.8 Dolby Digital Plus……………………………….27

2.1.9 Dolby Digital True HD…………………………..28

2.1.10 Dolby Atmos……………………………………29

2.2 Оборудование, используемое для воспроизведения

звука в современных кинотеатрах…………………………………31

2.2.1 Цифровые ридеры……………………………….31

2.2.2 Адаптеры…………………………………………36

2.2.3 Кинопроцессоры…………………………………38

2.2.4 Усилители мощности…………....……………….42

2.2.5 Системы звуковоспроизведения……………..…43

Заключение.………………………………………………………….49

Список использованной литературы…………………………...…50

ВВЕДЕНИЕ

Развитие кинематографа  в нашей стране пришлось на начало и середину прошлого столетия. Когда-то, на заре своего существования, кинематограф был немым. В начале 30-х годов в кино пришёл звук. Первый звуковой фильм в СССР - "Земля жаждет" (1930, режиссёр Юлий Райзман). Эта лента снималась сначала как немая, и была озвучена шумами и музыкой, первой картиной следует считать "Звуковую сборную программу 1", вышедшую в марте 1930 года, а среди игровых фильмов, снимавшихся уже звуковыми, первым является "Путевка в жизнь" (1931, режиссёр Николай Экк). В середине 30-х появляются первые отечественные цветные фильмы. В СССР первым цветным фильмом можно считать «Броненосец Потемкин», когда был раскрашен красным цветом советский флаг( потом он был озвучен в 1930 году).

В 1941 году в Москве открылся первый в стране кинотеатр стереоскопического фильма. В послевоенные годы появляется широкоэкранное, панорамное и широкоформатное кино.

В течение XX века кинематограф из технической новинки и ярмарочного развлечения превратился в часть повседневной жизни миллиардов людей, в новое искусство, масштабное зрелище, явление культуры и, наконец, в музейное достояние.

К сожалению, по ряду причин в конце прошлого века кинематограф переживал не лучшие времена. В наступившем столетии произошёл перелом в отношении кинематографа, сейчас он стоит на пороге новой технической революции. Люди вновь потянулись к большому экрану.

Самый значительный скачок произошёл в технике записи и воспроизведения звука.

В современных кинотеатрах и мультиплексах установили цифровые многоканальные системы объёмного звучания, которые постоянно совершенствуются.

Цифровой звук оказывает мощное воздействие на аудиторию. Фильм с цифровым звуком более реалистичен и динамичен, чем фильм с аналоговым звуком.

 Главная цель данной дипломной работы заключается в исследовании развития системы звуковоспроизведения Dolby Digital.


1. История развития звука в кино

Сегодняшний фильм озвучен. Мы воспринимаем этот элемент, как само собой разумеющийся и редко задумываемся о том, каким было немое кино, и что именно звук стал одним из самых важных этапов его развития.

Совершенно немым кино никогда не было. В силу невозможности воспроизведения звука и его синхронизации во время съемок, отсутствовала речь актеров, но ее заменяли интертитры (Интертитры - текстовые вставки, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории). Звуковую атмосферу фильма заменяли сопровождение рояля (это была отдельная профессия, называвшаяся «тапёр») во время показа, а иногда и даже целый оркестр перенимал эту роль (особенно этому уделялось большое внимание на премьерах).[11]

Самыми известными немыми картинами в СССР считаются: «Стачка» (СССР, 1924), «Аэлита» (СССР, 1924) ,«Броненосец Потёмкин» (СССР, 1925), «Мать» (СССР, 1926), «Человек с киноаппаратом» (СССР, 1929).

Первые попытки синхронизации звука, с использованием граммофона, и изображения приписываются Вордсворт Донисторп в 1887 году. Первым звуковым фильмом в истории кинематографа считается «Певец джаза», 1927. Кадр из фильма представлен на рисунке 1.

Рисунок 1- Кадр из фильма «Певец джаза»

Фильмы с использованием звуковых пластинок ограничивали продолжительность показа.[6]

 Позже появилась «оптическая запись звука»- способ фиксации звуковых колебаний на движущейся светочувствительной киноплёнке

фотографическим способом.

При аналоговом способе производится непосредственная запись электрических колебаний звуковой частоты. Этот способ позволял синхронно записывать звук уже во время съемок. Так в 1922 году берлинской публике представилось видеть первый синхронно озвученный фильм этим способом.

Оптическая фонограмма (фотографическая фонограмма) - это одна или несколько дорожек на киноплёнке, которые предназначены для воспроизведения фотоэлектрическим методом.

Оптическая фонограмма может быть получена одним из двух способов:

А) Фотографическим способом на киноплёнке, путём копирования с аналоговой или цифровой фонограмм, полученных в результате перезаписи при озвучении фильма. После проявления получается негатив фонограммы, представляющий собой полоски переменной ширины (плотности) или набор штрихов цифровых данных, состоящих из металлического серебра. Полученный негатив в дальнейшем используется для печати совмещённого дубльнегатива;

Б) При гидротипной технологии печати цветных фильмокопий оптическая фонограмма печатается на бланкфильме и также состоит из металлического серебра, в отличие от изображения, состоящего из красителей, наносимых на бланкфильм матрицами.

Аналоговые оптические фонограммы представлены на рисунке 2.

Рисунок 2- Аналоговые оптические фонограммы переменной плотности (слева) и переменной ширины (справа)

При печати совмещённых фильмокопий производится печать фонограммы на той же плёнке, на которой происходит печать изображения, поэтому при демонстрации готового фильма синхронизация звука с изображением не требуется. Фонограмма, напечатанная на одной киноплёнке с изображением, называется совмещённой( рисунок 3).

Рисунок 3- Совмещённая фильмокопия с цифровыми и аналоговой оптическими фонограммами

Первоначально в профессиональном кинематографе оптическая фонограмма записывалась непосредственно с микрофонов на специальную киноплёнку отдельным аппаратом, в котором она двигалась с той же скоростью, что и плёнка в киносъёмочном аппарате. Синхронизация производилась за счёт использования синхронных электродвигателей в приводах кинокамеры и звукозаписывающего аппарата. Питание электродвигателей осуществлялось от общего источника переменного тока. Отдельная киноплёнка была необходима из-за различия фотографических характеристик, требующихся для записи изображения и звука, и необходимости их раздельного монтажа. Поэтому попытки осуществлять синхронную съёмку «микст-камерами» с записью звука на ту же киноплёнку, что и изображение, оказались неудачными.

Записанная на отдельной киноплёнке оптическая фонограмма после проявления могла быть использована для печати совмещённых фильмокопий, однако, предварительно она монтировалась параллельно с изображением. Смонтированный негатив фонограммы вместе с негативом изображения сдавался приёмной комиссии, утверждавшей фильм «на двух плёнках». С появлением магнитной звукозаписи первые годы использовалась та же технология синхронизации при записи на перфорированную магнитную ленту шириной 35-мм или 16-мм, движущуюся со скоростью киноплёнки 456 мм/с. Использование зубчатых барабанов считалось обязательным для точной синхронизации изображения и звука. Полученная магнитная фонограмма монтировалась механическим способом, как и киноплёнка, а затем со смонтированной магнитной фонограммы записывалась оптическая фонограмма на звуковой киноплёнке. Полученный негатив фонограммы использовался для печати совмещённых фильмокопий. Впоследствии от перфорированной магнитной ленты отказались в пользу узкой плёнки шириной 6,25-мм с записанным сигналом пилот-тона(Пилот-тон— сигнал с априорно известными на приёмной стороне параметрами (например, определённой частоты), который часто называли «магнитной перфорацией». В настоящее время в кинопроизводстве используется цифровая звукозапись первичной фонограммы, которые после монтажа и перезаписи перекодируются в цифровые и аналоговую оптические фонограммы. В последствие они печатаются на совмещённых фильмокопиях.

Вне зависимости от метода записи фонограммы её воспроизведение осуществляется с помощью лампы накаливания или светодиода, оптической системы, формирующей изображение узкой звукочитающей щели поперёк фонограммы и фотоэлектрического датчика (нескольких датчиков при многоканальной записи). Электрический выходной сигнал датчика усиливается усилителем звуковой частоты. Воспроизведение оптической фонограммы фильма осуществляется звукочитающей системой (звукоблоком) кинопроектора. В последнее время наиболее широко используются звукочитающие системы с лазерным источником света.

Использование в звукочитающих системах кинопроекторов фотоэлемента делало наиболее предпочтительной фонограмму, состоящую из металлического серебра чёрно-белой киноплёнки. Появление цветного кино на многослойных киноплёнках заставило искать способы улучшения качества фонограммы, поскольку изображение таких киноплёнок состоит из красителей, а металлическое серебро растворяется при отбеливании. Фонограмма, состоящая из красителей, обладает более низким качеством звучания, поскольку значительно хуже, чем серебро, задерживает сине-фиолетовое излучение, к которому наиболее чувствительны самые распространённые типы фотоэлементов. Таким недостатком не обладали фильмокопии, отпечатанные гидротипным способом, поскольку их фонограмма состояла из серебра чёрно-белого бланкфильма, на который предварительно печаталась. Однако, гидротипный способ печати фильмокопий сравнительно дорог, и распространение получила технология изготовления серебряной фонограммы на цветных многослойных киноплёнках. Для получения серебряной фонограммы применялись специальные проявочные машины, раздельно обрабатывавшие участки с изображением и фонограммой. На участок с фонограммой специальным аппликаторным устройством наносился вязкий защитный слой, препятствующий действию отбеливателя. В результате, серебро, находившееся в месте расположения фонограммы, оставалось в киноплёнке.[5]

С середины 2000-х годов нашла своё применение технология так называемых «циановых» фонограмм. Такая фонограмма состоит только из голубого красителя цветной киноплёнки (печатается в красном чувствительном слое киноплёнки) и не требует сложных технологий для получения серебряной фонограммы. Применение специальных звукочитающих блоков с источником красного света, позволяет достичь эффективности, сопоставимой с серебряной фонограммой. Голубой краситель задерживает красный свет в наибольшей степени, поскольку является дополнительным к нему. Большинство современных фильмокопий выпускается с «циановой» аналоговой фонограммой Dolby SR, которая считывается в кинопроекторе звукоблоком на основе красного лазерного светодиода, и цифровой фонограммой Dolby Digital (нейтрально-серой, напечатанной в трёх слоях киноплёнки), считываемой в кинопроекторе цифровым ридером. Звукоблоками для чтения таких фонограмм могут дополнительно оснащаться кинопроекторы с устаревшими звукочитающими системами.

Частотный диапазон классической аналоговой фотографической фонограммы ограничен разрешающей способностью киноплёнки, применяемой для изготовления прокатных фильмокопий. Сравнительная таблица для аналоговой 35-мм и 16-мм фильмокопии приведена в таблице 1.

Таблица 1- Сравнительная таблица для аналоговой 35-мм и 16-мм фильмокопии

Аналоговая оптическая 35-мм фильмокопия

Аналоговая оптическая  16-мм фильмокопия

Непрерывная скорость движения фильмокопии

456 мм/сек

183 мм/сек

Максимальная воспроизводимая частота

8—9 кГц

4—4,5 кГц

Ещё большее ухудшение частотных характеристик происходит при контактной печати из-за взаимного проскальзывания негатива фонограммы и позитивной киноплёнки, имеющих разную степень усадки. Для уменьшения этого эффекта в кинокопировальных машинах применяются специальные компенсаторы проскальзывания. При использовании цифровых фонограмм частотный диапазон не зависит от фотографических свойств киноплёнки, а задаётся при кодировании звука. Частотный диапазон современных цифровых фонограмм соответствует другим цифровым носителям и, как правило, превышает возможности человеческого восприятия. А человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 22 кГц при передаче колебаний по воздуху.

При изготовлении аналоговой оптической фонограммы к шумам электронного канала усиления добавляются шумы, образованные зерном кинопленки, поскольку изображение фонограммы строится зернами металлического серебра. Поэтому для улучшения отношения сигнал/шум при изготовлении фонограмм и печати фильмокопий применяются специальные мелкозернистые киноплёнки. Однако, собственные шумы фонограммы на киноплёнке неизбежны и, в сочетании с относительно небольшой шириной дорожки звукозаписи, это накладывает строгие ограничения на максимальный динамический диапазон, составляющий для большинства аналоговых фотографических фонограмм не более 40 Дб. Цифровые оптические фонограммы обладают динамическим диапазоном, задаваемым при кодировании, и не зависят от киноплёнки.

Оптическая фонограмма получила наибольшее распространение в кинопоказе. Она, несомненно, имеет ряд достоинств и недостатков, которые приведены в таблице 2.[6]


Таблица 2- Достоинства и недостатки аналоговой оптической фонограммы

Достоинства

Недостатки

Не требует синхронизации изображения и звука, которые записаны на одном носителе

Невысокий динамический диапазон

Достигается большая долговечность, благодаря отсутствию размагничивания и отслоения, присущих магнитным фонограммам

Узкая полоса воспроизводимых частот

Зависимость уровня гармонических искажений от фотографических свойств киноплёнки

Все недостатки, приведённые выше в таблице 2, устранены в современных цифровых фонограммах, пришедших на смену многодорожечным магнитным. Аналоговые оптические фонограммы современных стандартов Dolby также значительно превосходят по качеству классическую одноканальную фонограмму, позволяя записывать до 4-х каналов звука.


2. Цифровой звук

2.1 Развитие систем звуковоспроизведения Dolby Digital

2.1.1 Dolby Stereo

К концу 1980-х, ситуация, которая преобладала в середине 1970-х, полностью изменилась. Благодаря новой технологии и благоприятным финансовым изменениям в кинопромышленности, почти все премьерные фильмы к тому времени выпускались с широкодиапазонным многоканальным стереозвуком, так же как и сегодня.
Это стало возможным благодаря внедрению компанией
Dolby Laboratories высокопрактичного 35-мм оптического формата записи стереозвука, названного – Dolby Stereo( с англ. Долби Стерео). На том месте, где расположена обычная монофоническая оптическая дорожка кинофильма, расположились две оптические дорожки, которые не только несут информацию о звуке левого и правого каналов, как в домашних стереосистемах, но также кодируется информация о третьем канале, расположенном в центре экрана, и о четвертом канале - канале окружения, предназначенном для воспроизведения окружающего звука и специальных эффектов (рисунок 4).

Рисунок 4- Аналоговая система Dolby Stereo( Dolby A)

Этот формат не только позволил воспроизводить стереозвук с оптической дорожки кинофильма, но и значительно улучшил качество звучания звуковых дорожек кинофильма. Различные методы обработки, применяемые к оптической фонограмме во время записи и воспроизведения звука, позволили значительно улучшить "достоверность" звучания. Основными методами обработки среди них было шумопонижение Долби, предназначенное снизить шипения и искажения, связанные с оптическими преобразованиями звука, а также эквализация (Эквализация (англ. Equalization) - процесс обработки звукового сигнала эквалайзером.) громкоговорителей, для приведения звуковой системы кинотеатра к стандартной кривой звуковоспроизведения.

В результате, в кинотеатре, где установлен Dolby-кинопроцессор, кинокопии с оптическим Dolby Stereo звуком воспроизводились с более широким диапазоном частоты и намного меньшими искажениями чем кинокопии с обычной звуковой дорожкой. Фактически, Dolby ввела новый формат воспроизведения оптических фонограмм как всемирный стандарт воспроизведения кинокопий со стереозвуком (ISO 2969).

Важное преимущество оптического формата Dolby состояло в том, что фонограмма кинофильма печаталась одновременно с изображением, точно так же как моно копии. Таким образом, стоимость печати кинокопии с четырьмя каналами была не больше, чем стоимость печати кинокопии с моно звуком, и гораздо меньше, чем печать копий с магнитным звуком. Кроме того, модернизация кинотеатра для воспроизведения стерео звука была относительно недорогой и не требовала каких-либо затрат на эксплуатацию в дальнейшем. В результате, кинотеатр получил тот же результат с Dolby Stereo фонограммой что и с четырехканальным магнитным звуком на 35-мм кинопленке (который очень скоро стал устаревшим), только с более высокой "достоверностью" звучания, с более высокой надежностью и с гораздо меньшими затратами.

Для воспроизведения звука Dolby Stereo “по полной программе” требуется декодирующее устройство, три усилителя и три громкоговорителя, которые размещаются с обеих сторон и посредине экрана. На широкоэкранных кинолентах привязка звука к изображению значительно улучшилась. Теперь зритель без труда отслеживал перемещения объектов в экранной плоскости (машина – вправо и звук – вправо); актерские диалоги в центре экрана стали разборчивее. Фактически с Dolby Stereo началась эпоха новой звукорежиссуры в кино.[3]

2.1.2 Dolby SR

В 1986 году Dolby Ladoratories представила новый профессиональный способ записи фонограмм, названый Dolby SR (Спектральный записи). Подобно Dolby-шумопонижению, это была "зеркальная система", использующая принципы кодирования и декодирования, которые вместе применялись для записи и воспроизведения звуковой дорожки кинофильма. Новая система обеспечила снижение уровня шума более чем вдвое по сравнению с системой шумопонижения А-типа и, кроме того, разрешило запись и воспроизведение более громких звуков с более широким диапазоном частоты и более низким искажением.

35-мм оптическая дорожка с Dolby SR вместо Dolby A не только дала превосходные результаты в кинотеатрах, оборудованных новым SR-процессорами, но также удовлетворительно воспроизводилась в кинотеатрах не оборудованных процессорами Dolby.

Dolby SR имеет четыре канала: левый, правый, центральный и канал окружения. Все каналы при помощи алгоритмов кодирования объединяются в два аналоговых канала. В дальнейшем воспроизводятся либо в стерео варианте (совместимость с Dolby A), либо при наличии декодера воспроизводятся четыре канала. Кроме того, возможно воспроизведение пятого — низкочастотного канала. Пятый канал образуется путем выделения низкочастотных составляющих из первых четырех, затем их суммированием и усилением на специальном оборудовании для низких частот. Дорожка этого формата на пленке заменяет дорожку формата Dolby A. Аналоговая дорожка обязательно находится на всех современных фильмокопиях.[3]

Система Dolby SR представлена на рисунке 5.

Рисунок 5- Аналоговая система звука Dolby SR, каналы: 1 — левый; 2 — центральный; 3 — правый; 4 — окружающего звука; 5 — низкочастотный сабвуфер (дополнительный)


2.1.3 Dolby
 Digital

Система Dolby Digital была представлена в 1992 году. Dolby Digital  позволяет разместить шестиканальную цифровую фонограмму в дополнение к Dolby SR с четырьмя аналоговыми каналами на 35-мм кинопленке.

 Этот формат - это уже другой существенный шаг вперед в звучании кинофильма, он обеспечивает раздельную запись основных каналов - левый, центр, правый, левое окружение и правое окружение, плюс шестой канал для эффектов сверхнизких частот (рисунок 6).

Рисунок 6- Система Dolby Digital, каналы: 1 — левый; 2 — сабвуфер; 2 — центральный; 4 — правый; 5,6 — левый и правый окружающего звука

В дополнение к способности записывать и воспроизводить шесть каналов, Dolby Digital обеспечивает экстраординарную динамическую способность, широкий диапазон частот, низкое искажение и высокую относительную устойчивость носителя. Эта комбинация высокого качества, надежности и практичности была доказана в кинотеатрах по всему миру, и сегодня это наиболее популярный цифровой формат.

Как и все предыдущие изобретения Dolby Laboratories, Dolby Digital совместимо со всеми предыдущими форматами многоканального звука Dolby. Кинокопия может традиционно быть воспроизведена в любом кинотеатре, в то время как цифровая дорожка может быть воспроизведена в кинотеатре, в котором установлен процессор Dolby Digital, а кинопроектор оборудован цифровым ридером.

Данный формат стал основным для звука в фильмах на DVD дисках. Американская компания Dolby Laboratory Inc или Dolby Labs, названная в честь руководителя Рея Долби, специализируется на подавление звуковых шумов и кодировании/декодировании звука. В Dolby Digital используется кодирование звука со сжатием кодеком AC-3(Audio Coding 3), в котором используется сжатие на основе слухового маскирования и технология от Dolby Labs для подавления шумов. Основным недостатком Dolby Digital можно считать высокую степень сжатия звука 11:1. Для примера можно привести тот факт, что в Audio CD для двух каналов скорость потока составляет 1 411 200 бит/с, а в AC-3  средняя скорость потока для всех шести каналов - 384 кбит/с. В отдельных случаях на DVD дисках скорость потока может достигать 640кбит/с, а для Blu-Ray дисков стандартом установлена скорость потока в 640кбит/с. В результате используемого сжатия с потерями снижается качество звука. В большинстве случаев в Dolby Digital кодируется шесть каналов(5.1), но в некоторых редких случая со старыми фильмами может использоваться только 2 канала(2.0) или 1(1.0). Для разрешения используется 16 бит, а частота дискретизации может быть 32кГц, 44.1кГц или 48кГц.[3]


2.1.4
Dolby Digital Surround EX

Формат был представлен в 1999 году. Усовершенствование заключается в добавлении дополнительного тылового центрального канала, информация для которого с помощью матрицирования закодирована в левом и правом тыловых каналах. При воспроизведении звуковой дорожки эта информация извлекается и помещается тыловой центральный канал. Таким образом получается семиканальный звук 6.1. Другие технические параметры Dolby Digital Surround EX аналогичны параметрам Dolby Digital.

 Новый формат значительно увеличивает реализм происходящего на киноэкране благодаря более точной звуковой локализации в пространстве кинозала. Для режиссеров и звукорежиссеров фильмов открылись новые возможности. Например, при воспроизведении тыловым каналом окружения и заэкранными каналами звука от экрана к тыловой части кинотеатра, одновременно звук может панорамироваться между громкоговорителями левого и правого каналов окружения . Система представлена на рисунке 5.

Рисунок 5- Dolby Digital Surround EX, каналы: 1 — левый; 2 — сабвуфер; 3 — центральный; 4 — правый; 5, 6, 7 — левый, правый и задний окружающего звука

Как все усовершенствования Dolby Laboratories этот формат совместим со всеми предыдущими форматами Dolby.[3]

2.1.5 DTS

Digital Theater System - система, разработанная американской фирмой DTS. Разработчики формата посчитали, что выкраивать на киноплёнке ( где уже разместились аналоговая дорожка и Dolby Digital) дополнительное место для записи многоканального цифрового звука не имеет смысла, поэтому было принято решение записать звук на CD-ROM, и с него воспроизводить фонограмму в кинотеатре. Для точной синхронизации с изображением на киноплёнку печатается временной код ( он расположен рядом с аналоговой звуковой дорожкой). Таймкод содержит не только стандартную синхронизационную информацию( часы, минуты, секунды, кадры), но и кодовый номер фильма и рулона киноплёнки. Кинопроцессор сверяет эту информацию из кода на киноплёнке с информацией, которая содержится на диске, и допускает воспроизведение только в том случае, если диск соответствует демонстрируемому фильму. Для считывания временного кода с киноплёнки требуется относительно простая( и недорогая) насадка на проектор, которая подключается к DTS-кинопроектору со встроенными дисководами CD-ROM. Сам таймкод из-за больших размеров сигнальных точек очень устойчив к износу и может быть считан даже при повреждениях плёнки. Если же временной код в силу каких-то причин перестаёт поступать на процессор, он воспроизводит звук с CD-ROM ещё четыре секунды, после чего( если не восстановился временной код) переключается на резервную аналоговую дорожку с Dolby Stereo.

Интересно, что своим успехом формат DTS во многом обязан разработанному контейнеру для дисков. Этот контейнер содержит два диска и удобно помещается в коробку для киноплёнки. Такое решение успокоило прокатные компании, опасавшиеся, что диски могут быть утеряны при перевозке или доставлены в кинотеатр не вовремя.[4]

Как и во всех современных системах доставки многоканального цифрового звука в кинотеатры, в DTS используется диструктивное сжатие данных. В DTS для кинопоказа применяется схема компрессии apt- X100, разработанная компанией Адвенсед Процессинг Технолоджи. Эта компания, в настоящее время принадлежащая небезысвестной Солид Стейт Лоджиг, занимается передачей высококачественного звука по телефонным сетям ИСДН. Собственно, apt- X100 изначально был разработан именно для этой цели, DTS лишь адаптировала кодек для передачи многоканального звука. В стандартном варианте DTS кодируется 5 независимых каналов цифрового звука с разрядностью 16 бит и частотой дискретизации 44,1кГц. Шестой ( сабвуферный) канал просто подмешивается в левый и правый канал серраунд, частота раздела- 80 Гц. Таким образом, в «киношном» DTS сабвуферный канал не является полностью независимым, однако это обстоятельство не сильно сказывается на результате - в большинстве кинотеатров серраунд- громкоговорители и не рассчитаны на передачу частот ниже 80 Гц.

 Apt- X100 является довольно простой схемой сжатия звука. В её основе лежит способ кодирования ADPCM (с англ. адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция). Этот способ не предусматривает использование каких-либо психоакустических моделей, основанных на особенностях человеческого слуха, и является довольно простым как при кодировании, так и декодировании, что позволяет использовать недорогие кодеры-декодеры, а так же снижает задержку между поступлением сигнала и его кодированием/декодированием ( это обстоятельство и обусловило успех алгоритмов ADPCM при передаче звука по ИСНД- сетям).

Принцип кодирования, вкратце, таков. Входящий сигнал кроссовером разбивается на четыре равные частотные полосы, затем для каждого поступающего семпла в полосе кодер предсказывает его значение, основываясь на предыдущих 122 семплах. Затем из предсказанного значения семпла вычитается его реальное( поступившее) значение, после чего эта разница передаётся по ИСНД  или, как в случае с DTS, записывается на диск.

Естественно, для записи разницы между предсказанным и реальным значением семпла тратиться намного меньше бит, чем на запись исходного значения семпла, что и позволяет уменьшить поток передаваемых данных. Единственная «психоакустичность» в коде apt- X100- это то, что для ВЧ и НЧ применяются несколько отличающиеся механизмы предсказывания, и при этим частотным полосам выделяется меньшее количество бит по сравнению со средними частотами( в соответствии с известным фактом, что человеческий слух менее чувствителен к ВЧ и НЧ).

Основным недостатком apt-X100 является то, что алгоритм кодирования невозможно улучшать без смены всего парка декодеров - если применить более совершенный метод предсказания, то его необходимо использовать одновременно и в кодере, и в декодере. Не предусмотрено использование метаданных, что усложняет использование этого кодека в вещании и бытовых носителях (впрочем, он там и не используется). Эффективность и качество звучания данного алгоритма сильно зависят от исходного сигнала – почти идеальный результат достигается при кодировании чистых синусоидальных сигналов (где легко с приемлемой точностью предсказать, какое значение будет иметь следующий семпл), а при кодировании случайного шума эффективность падает почти до нуля.

В реальных фонограммах соотношение этих двух типов сигналов может сильно отличаться в зависимости от ситуации на экране (например, если кодируется шум дождя, сильно возрастает случайная компонента), соответственно меняется и качество звука. Однако в ситуациях, когда случайного шума в сигнале много, точность передачи (как в том же шуме дождя) не играет большой роли.

С помощью apt-X100 при кодировании в DTS удаётся добиться степени сжания данных 4:1 и потока данных 882 Кбит/с без заметной потери качества звучания. Таким образом, на один CD-ROM (а используется именно CD-ROM, а не аудио- CD, из-за большей избыточности и, следовательно, надёжности первого) помещается до 100 минут многоканального звука. Если фильм длится больше 100 минут, то звуковое сопровождение размещается ан двух или более дисках (современные кинопроцессоры DTS имеют два или три встроенных дисковода и CD-ROM).[1]

2.1.6 DTS ES

Естественно, компания DTS не смогла не ответить на выход системы Dolby Digital Surround EX и создала систему DTS ES. В исполнении для кинотеатров (а это лишь небольшая насадка на существующие кинопроцессоры) способ получения дополнительного шестого канала такой же, как и в Surround EX- матричное кодирование в левый и правый Surround- каналы. Однако для декодеров, применяющихся в домашних кинотеатрах, ДТС предусмотрела ещё один режим- с независимым шестым каналом. Эти два режима называются, соответственно, DTS ES 6.1 Matrix и DTS ES 6.1 Discrete (с англ. ДТС ЕС 6.1 Матрикс и DTS ES 6.1 Дискетный). В кинотеатрах( из-за особенностей применённого алгоритма сжатия) возможен только матричный способ.[8]


2.1.7
SDDS

 При всех видимых преимуществах, которые цифровые форматы звукозаписи дают над применявшимися несколько лет назад аналоговыми форматами, система SDDS является по своим возможностям и превосходит все известные системы по таким параметрам, как количество каналов, встроенная цифровая защита (повтор, кодирование) и техника звукового кодирования. В то время, как другие известные форматы имеют максимум шесть каналов, система SDDS может вместить до восьми. Она использует более высокий уровень цифрового кодирования или коррекции ошибок для того, чтобы сохранить цифровой звук в местах склейки.[4]

Большинство профессиональных кинематографистов оценивают звук в формате как наиболее «аккуратно звучащий». Прежде всего, благодаря «скрытой» технологии цифрового кодирования и способности воспроизводить до восьми разделённых каналов. В отличие от цифрового формата, использующего схему высокой компрессии для помещения звука в межперфорационное пространство, что создаёт возможность вызывать слышимые помехи в некоторых местах звуковой дорожки, SDDS обеспечивает воспроизведение фонограммы максимально близкое к оригиналу записи на студии.[1]

SDDS - система записи звука в виде пикселей. Другие цифровые форматы вмещают информацию в межперфорационное пространство, либо на специальный CD- диск. Для записи информации выбрана технология «звук на плёнку». Заперфорационная область киноплёнки предоставляет пространство в четыре раза больше, по сравнению с альтернативными форматами для записи информации. Дополнительная информация используется для повышения качества звука и степени защиты копии.

Система SDDS была представлена в 1993 году с фильмом «Последний киногерой». SDDS доступна только для киноплёнки, и это принципиальная позиция Sony- адаптации системы для DVD и прочих бытовых носителей не предвидится, поэтому она будет рассмотрена лишь вкратце. Физически SDDS размещается на киноплёнке между её краем и перфорациями. Информация записывается посредством пикселей, причём эти пиксели имеют меньший размер по сравнению с Dolby Digital. По этой причине, а так же из-за того, что SDDS записывается по всей длине плёнки (а не только между перфорациями), достигается довольно большой поток данных- до 1235 Кбит/с (степень сжатия около 5:1). Физическое расположение SDDS на киноплёнке показано на рисунке 6.[4]

Рисунок 6- Физическое расположение SDDS (а так же Dolby Digital, аналоговой стереодорожки и DTS)на киноплёнке

 В SDDS можно закодировать до восьми независимых звуковых каналов (семь полнодиапазонных и один НЧ), два дополнительных громкоговорителя при этом располагаются за киноэкраном между центральным и левым-правым. По этой причине SDDS нашла широкое применение в больших широкоэкранных кинотеатрах (которые в последнее время опять начали набирать популярность). Естественно, в этой системе тоже теоретически возможно закодировать матричным способом дополнительный (девятый по счёту) центральный канал эффектов.

Расположение громкоговорителей в кинозале для системы SDDS отображено на рисунке 7.[2]

Рисунок 7- Расположение громкоговорителей в кинозале для системы SDDS

2.1.8 Dolby Digital Plus

Довольно редкий формат Dolby Digital Plus (DD+, DD Plus) является дальнейшим развитием Dolby Digital, направленным на улучшение качества звучания. Не смотря на то, что этот формат поддерживает звук 7.1, в большинстве случаев используется стандартные шесть каналов 5.1. Но спецификация DD+ может иметь до 16 независимых каналов. По сути DD+ представляет собой ядро и "расширение" для улучшения качества. Ядром в данном случае является Dolby Digital, поэтому оно часто называется Dolby Digital Core. Те устройства, которые не могут корректно распознать DD+, а именно встроенного в него  "расширение", воспроизводят ядро, и зритель все равно будет слышать звук. В DD+ используется усовершенствованный кодек AC-3(Enhanced AC-3, EAC-3, E-AC-3), максимальный битрейт(скорость потока) которого составляет 6,144 Мбит/с, однако может использоваться поток со скоростью 4,5 Мбит/с и 1.5 Мбит/с. Разрешение может составлять 16 или 24 бита, а частота дискретизации 44,1 кГц, 48 кГц или 96 кГц.[8]

2.1.9 Dolby Digital True HD

DD True HD является одним из последних форматов от компании Dolby Labs. Высокий битрейт и алгоритм сжатия без потерь позволяют получить существенно более высокое качество звука, по сравнению с другими вышеописанными форматами звука. В звуковой дорожке этого формата может присутствовать до 14 независимых каналов, но на практике обычно используется шесть(5.1) или восемь(7.1). Разрядность может быть до 24 бит, а частота дискретизации может достигать 192 кГц, но используется 24 бит/96 кГц для восьмиканального звука или 24 бит/192 кГц для шестиканального. При этом,  максимальная скорость потока может достигать 18Мбит/с, а средняя составляет 4.5Мбит/с. Даже в случае, если в DD True HD используется 16 бит/48 кГц, то его качество будет выше, чем у вышеописанных форматов, поскольку используется алгоритм сжатия без потерь. DD True HD аналогичен DD+ в плане структуры, имеется ядро DD и увеличивающая качество звука надстройка.[8]


2.1.10
Dolby Atmos

В апреле текущего года компания Dolby Laboratories представила технологию Dolby Atmos (сокр. от англ. «atmosphere»- атмосфера). И спустя лишь несколько месяцев, к/ф «Жизнь Пи» со звуком Dolby Atmos победил в номинации «Лучший монтаж звука: звуковые эффекты, шумы, музыка, диалоги и звук» Американской ассоциации монтажеров звука в кино (Motion Picture Sound Editors). Следует отметить, что этом году будет представлено 8 фильмов со звуком Dolby Atmos. Среди этих картин такие кассовые ленты как «Храбрая сердцем» и «Хоббит: Нежданное путешествие».

Dolby Atmos отходит от привычных «каналов» и представляет звуковую дорожку фильма как отдельные объекты: статичные (например, фоновая музыка) и динамические (движущиеся объекты вроде автомобиля, вертолета, летящей пули или передвигающегося в пространстве персонажа). Технология поддерживает до 128 независимых каналов/объектов и просчет до 64 звуковых потоков, делая возможное количество колонок в зале близким к бесконечному. При этом единожды созданная аудиодорожка может быть оптимизирована под любые типы воспроизведения, избегая необходимости создания нескольких мастер-образов. Дистрибуция осуществляется при помощи единого пакета Digital Cinema Package (DCP), который при воспроизведении будет просчитан с учетом количества каналов и расположения динамиков в зале.

По словам специалистов Dolby, полное переоснащение залов не потребуется — Atmos можно будет надстроить к уже имеющейся системе, докупив небольшое количество оборудования. Первым апгрейдом должны стать потолочные колонки, расположенные в параллели с задними динамиками, и дополнительные сабвуферы. Количество динамиков можно будет увеличивать постепенно — система сама будет определять дополнительные элементы.

Тем не менее массивному апгрейду будут подлежать скорее премьерные и премиальные кинозалы, для малых залов будет достаточно установки самой системы — даже сам факт установки системы Atmos и дополнительных усилителей на каждый отдельный канал в зале позволит перепрограммировать существующие динамики на работу с новой системой воспроизведения звука. Но оборудовать кинотеатры — это только половина задачи, для успешного внедрения технологии необходимо заручиться поддержкой киностудий, звукорежиссеров и дистрибьюторов, готовых использовать новые возможности аудио для решения своих творческих задач.

Расположение колонок показано на рисунке 8.[4]

Рисунок 8- Расположение колонок системы Dolby Atmos

Преимущества Dolby Atmos:

  1.  Система обеспечивает мощный и драматически новый кинотеатральный звук прослушивания;
  2.  Делает возможным «перемещение» звуков по кинозалу для создания динамических эффектов;
  3.  Воспроизводит естественный и реалистичный звук;
  4.  Добавляет дополнительные колонки объёмного звучания для создания наиболее реалистичных эффектов;
  5.  Отражает первоначальное намерение художника, независимо от устройства кинотеатра;
  6.  Занято до 64 колонок для пущего реализма и воздействия в каждой сцене фильма.

В мире насчитывается около 80 залов с системой Dolby Atmos, в 2013 г. их число должно вырасти до 1 тыс. Стоимость переоборудования одного кинозала составляет от 10 до 30 тыс. долл. США.[10]

2.2 Оборудование, используемое для воспроизведения звука

в современных кинотеатрах

2.2.1 Цифровые ридеры

Dolby CAT 701

Цифровая считывающая головка (ридер) встроенная в любой кинопроектор, считывает цифровую оптическую фонограмму на 35-мм фильмокопии в формате Dolby Digital . Считанный сигнал подается на процессор Dolby Digital для декодирования 5.1- левый и правый фронтальные каналы, центральный канал, левый  и правый каналы окружающего звука и канал сверхнизкой частоты.

Для обеспечения плавного перемещения плёнки в Cat 701 используется конфигурация заправки плёнки, при которой для улучшения протяжки плёнки используются двойные рычаги регулировки натяжения. Возможна заправка фильмокопий, не имеющих звуковой дорожки Dolby Digital, в обход считывающего устройства.

Устройство Cat 701, главным образом, предназначено для модернизации кинопроекторов в уже действующих кинотеатрах и устанавливается на большинство типов кинопроекторов(MEO-5XS, MEO-5XB). Установка не требует сложной дополнительной настройки. Монтируется непосредственно на проектор. Ридер имеет алюминиевый корпус с чёрным матовым покрытием( рисунок 9).

Рисунок 9- Ридер Cat 701

Питание от сети: 85-265В, 10Вт, 50-60 Гц (выбор автоматический).

Температура воздуха не более 40 °C.[7]


Dolby Cat 702

Этот ридер не имеет существенных конструктивных изменений, отличается от Cat 701 тем, что получает питание от процессора (Dolby (CP650 и CP500D)), а не от сети переменного тока, соответственно, в нём отсутствует встроенный блок питания. Так же Dolby Cat 702 имеет улучшенные механические ролики, обеспечивающие корректное натяжение кинопленки. [7]

Digital Red Block

Звуковая панель Digital Red Block предназначена для проекторов МЕО-5XB1 или МЕО-5XB3. Используется для считывания оптических фонограмм с 35-мм кинокопии в форматах:

  1.  Моно,
  2.  Dolby Stereo,
  3.  Dolby Digital.

Возможность высокоточной юстировки читающих элементов по трём осям гарантирует безупречную боковую и азимутальную настройку, фокусировку и чтение звуковой дорожки и качественный уровень чтения цифрового и аналогового звука.

Панель Digital Red Block совместима со всеми типами кинопроцессоров Dolby.

Digital Red Block использует современную читающую головку на базе красного лазера, имеющую улучшенные характеристики при чтении «пурпурных» аналоговых звуковых дорожек, выпускаемых сейчас кинопромышленностью и не содержащих серебро «циановых», переход к которым уже завершён в 2006 году.

Ридер Digital Red Block на базе красного лазера способен воспроизводить «серебряные» и «циановые» аналоговые дорожки с почти одинаковой амплитудой, когда обычные ридеры теряют на «циановой» дорожке примерно 11 дБ. «Серебряные» и «циановые» аналоговые дорожки ридер Digital Red Block может читать попеременно без дополнительных регулировок.

Фото ридера представлено на рисунке 10.[7]

Рисунок 10- Digital Red Block

DFP-R2000

Воспроизводящая система SDDS состоит из цифрового считывателя информации киноплёнки DFP-R2000, который монтируется на кинопроектор.

Звуковая дорожка сканируется с помощью двух лазерных лучей и считывается подобно видеокамере. Цифровой сигнал усиливается и передаётся в декодирующее устройство DFP-D2000, смонтированное в стойке кинопроцессоров и усилителей. В декодере поступающий сигнал обрабатывается и поступает на вход усилителей в виде восьми разделённых аналоговых сигналов.

Система SDDS разработана как универсальная для любого типа звуковоспроизводящего оборудования при наличии восьми раздельных каналов звука. SDDS считыватель DFP-R2000 устанавливается на кинопроектор, не влияя на работу других систем звуковоспроизведения (Dolby SR, Dolby Digital, DTS), и не требуя их демонтажа (рисунок 11).

Рисунок 11- Цифровой считыватель информации киноплёнки

DFP-R2000

При необходимости 8-ми канальная фонограмма в формате SDDS может быть воспроизведена также на шести и четырёхканальных воспроизводящих системах. Для этого декодер DFP-D2000 настраивается с помощью специального программного обеспечения, которое позволяет техническому персоналу кинотеатра легко и точно настраивать систему SDDS и контролировать качество кинокопий (рисунок 12).[7]

Рисунок 11- Декодер DFP-D2000

2.2.2 Адаптеры

Dolby SA10

Адаптер устанавливается в любую существующую систему Dolby Digital 5.1 как дополнительный для воспроизведения третьего центрального канала окружающего звука зала для кинокопий, записанных в формате Dolby Digital Surround EX.

 Помимо воспроизведения трех каналов окружающего звука, SA10 может использовать три семиканальных эквалайзера с регулируемыми высоко - и низкочастотными уровнями для сглаживания обратной связи фронт - центральный surround до стандартного уровня.

 На передней панели управления расположен селектор выбора режимов Dolby Digital 5.1 или Dolby Digital Surround EX, индикатор каналов и резервный селектор блока питания. На задней панели адаптера есть гнезда независимого подключения его к системам автоматизации и управления.

 Как и все профессиональные изделия Dolby для кино, SA10 выполнен в соответствии с требованиями стандартов 89/336/EEC, 73/23/EEC и EMC полностью поддерживается сертифицированными специалистами во время установки и гарантийного обслуживания (рисунок 12).

Рисунок 12- Адаптер Dolby SA10

Как же работает адаптер? Опыт демонстрации фильмов в формате Dolby выявил в качестве недостатка некоторое ухудшение качества звука для зрителей, сидящих на боковых местах зрительного зала. При воспроизведении эффектов, они слышат окружающий звук более громко, чем фронтальные каналы (основные при воспроизведении диалогов). Dolby SA-10 воспроизводя третий (центральный) канал, гарантирует точную локализацию фронтального звука для всех зрителей в зале. Помимо улучшения качества восприятия диалогов, третий канал позволяет записывать на пленку новые эффекты, как например плавное перемещение звука в кинозале на 360°.

 Центральный канал делает реальной демонстрацию переходов переднего и заднего звуковых планов, позволяет реалистично демонстрировать полеты по кинозалу через головы зрителей (до этого эффекты воспринимались только как перемещающиеся по периметру). Новый канал создает для кинозрителей виртуальный эффект увеличения ширины зала и размера экрана.

Адаптер дополнительного канала устанавливается в существующую систему Dolby Digital без каких-либо осложнений. Кинотеатр может также заказать стойку кинопроцессоров с этим адаптером. При этом не требуется устанавливать дополнительные громкоговорители в зале.[7]

2.2.3 Кинопроцессоры

Dolby CP650

Цифровой кинопроцессор Dolby CP650 относится к новому поколению кинематографических процессоров Dolby. В нем сочетаются цифровой и аналоговый процессоры, поэтому он может работать в форматах Dolby Digital, Dolby A, Dolby SR, а после установки дополнительной карты Cat 685 и с сигналами DTS. Оценить внешний вид кинопроцессора можно по рисунку 13.

Рисунок 13- Передняя панель кинопроцессора Dolby CP650

Кинопроцессор Dolby CP650 прост в установке и эксплуатации, легко модернизируется под конкретные задачи, в нём предусмотрены возможности для сетевого управления. ПО обеспечивает: цифровое преобразование сигналов Dolby A и Dolby SR и частотную коррекцию сигнала, подаваемого на три фронтальных канала, три канала окружения (27-полосная, цифровая эквализация) и на канал сабвуфера (цифровой параметрический фильтр); диагностику и проверку рабочих характеристик всей звуковоспроизводящей системы кинотеатра.

Процессор разработан с учётом возможностей его модернизации в будущем, а специальные слоты расширения обеспечивают самый простой способ модернизации до Dolby Digital Surround EX и далее.

Поддерживает форматы Non-sync, Dolby A, Dolby SR, Dolby Digital, внешние шестиканальные цифровые форматы, Dolby Digital Surround EX.

Входы: симметричные SVA для двух проекторов; считывающего устройства Dolby Digital для двух проекторов, шестиканальный аналоговый для внешнего цифрового процессора, цифровой AES/EBU, два стереофонических Non-sync, симметричный микрофонный.

Выходы: семиканальный симметричный (максимальный выходной сигнал +26 dB на симметричный вход), на систему наушников (для людей с ослабленным слухом), RS-232C для соединения с компьютером.[10]

Цифровой процессор Dolby CP650XO

Данный процессор- это версия кинопроцессора CP650 с установленной платой цифровых кроссоверов Cat 791. Данная плата имеет шесть симметричных выходов. Всего (вместе с выходами самого кинотеатрального процессора) на каждый фронтальный канал можно задействовать до трех симметричных выходов.

Dolby CP650XO позволяет устанавливать в кинотеатре двух- или трехполосные заэкранные акустические системы без использования внешних кроссоверов. При подключении заэкранной акустической системы в двухполосном режиме сигналы на НЧ-секции фронтальных каналов (L, C, R) отбираются с выходов самого процессора, а на секции СЧ/ВЧ — с выходов платы расширения Cat. No. 791. При подключении заэкранной акустической системы в трехполосном режиме, сигналы на НЧ-секции фронтальных каналов (L, C, R) также отбираются с выходов самого процессора, а сигналы на секции Mid и Hi — с выходов платы расширения.

Программное обеспечение Dolby CP650 позволяет выбирать готовые настройки кроссовера под конкретные модели заэкранных акустических систем, а также создавать собственные настройки. Оно также дает возможность изменять точки раздела с шагом 20 Гц, крутизну спада фильтров от 12 до 24 дБ на октаву с шагом 6 дБ и назначать задержку на отдельные секции до 4 мс с шагом 0,1 мс.[7]

Кинопроцессор DTS-6AD

DTS-6AD позволяет воспроизводить шесть каналов аналогового и цифрового звука. Для максимальной надежности процессы обработки происходят в трех раздельных платах. Платы аналоговой и цифровой обработки питаются от отдельных источников.

Кинопроцессор представлен на рисунке 14.

Рисунок 14- Кинопроцессор DTS-6AD

В стандартный комплект поставки входят: устройство воспроизведения DTS 5.1, считывающее устройство временного кода, его держатель и кабель. К кинопроцессору DTS-6AD можно подключить внешний источник с шестью аналоговыми выходами, эквализация и шумоподавление для форматов Dolby A и Dolby SR обеспечивают высокое качество воспроизведения. Матричное декодирование выполняется в цифровом виде. Если в кинотеатре установлены усилители или кроссоверы с цифровыми входами, то DTS-6AD можно подключить к ним, минуя цепь цифро-аналоговых — аналогово-цифровых преобразований. Встроенный кроссовер позволяет подключать заэкранные акустические системы в двухполосном режиме. Для фронтальных акустических систем предусмотрен третьоктавный, а для каналов окружения — октавный эквалайзер.

Настройка кинопроцессора осуществляется с помощью экранного меню или с внешнего компьютера. Параметры настройки DTS-6AD могут храниться на внешнем компьютере, что позволит легко восстановить систему. С помощью кнопок управления встроенного монитора для контроля можно выбрать один или несколько из шести выходных каналов процессора в любой комбинации или сигнал, возвращенный с усилителей мощности. Внутренний громкоговоритель может быть выключен или использован вместе с активным внешним контрольным монитором. Два разъема Status/Control обеспечивают удобное подключение к системе автоматики кинотеатра. В DTS-6AD реализована уникальная функция Trailer Trim, которая позволяет выбрать индивидуальные настройки для каждого звукового формата, с помощью этой функции можно компенсировать разницу в громкости между рекламным роликом и фильмом, что делает просмотр более комфортным для зрителя и избавляет киномеханика от необходимости постоянно регулировать уровень звука.[7]

2.2.4 Усилители мощности

ISA 750

Усилители серии ISA разработаны как высокоэффективное решение для построения звуковых систем, обладающее превосходным соотношением цена/качество( рисунок 15).


Рисунок 15- Усилитель мощности ISA 750

Все усилители имеют высоту 3U и расположенные на задней панели ступенчатые регуляторы уровня для быстрой и точной установки (шаг 2 dB). В усилителях имеются выбираемые фильтры верхних частот для защиты громкоговорителей и предотвращения насыщения звуковой катушки с минимальным влиянием на качество воспроизведения. Все усилители серии ISA имеют защиту от постоянного тока, инфранизких частот, тепловой перегрузки, радиочастотную защиту и защиту от короткого замыкания. В выходном каскаде моделей ISA 750 и ISA 800T используются биполярные транзисторы, работающие в высокоэффективном режиме Class H, что позволяет уменьшить потребляемую энергию и снизить тепловыделение на 40%. Охлаждение усилителя осуществляется автоматическим вентилятором с переменной скоростью вращения (воздушный поток тыл-фронт).

Входные разъёмы - XLP и 3-х контактная разъемная колодка. Выходные - закрытая колодка и порт данных DataPort V2 (Версия 2) с разъёмом HD-15 для подключения DPV2-совместимых устройств обработки сигнала, таких как кроссовер XC-3, фильтр для сабвуфера SF-3, фильтр низких частот LF-3 и модуля DSP-3 с внешним источником питания.

Характеристики усилителя мощности приведены в таблице 3.[7]

Таблица 3- Характеристики усилителя мощности ISA 750

Питание

100, 120, 230 В, 50-60 Гц

Габариты(ВхШхГ)

483x133x400 мм

Вес

483x133x400 мм

Вентилятор с изменяемой скоростью, циркуляция от задней к передней стенке

1х1500 Вт мост 8 Ом\ 1х2400 Вт мост на 4 Ом

2х450 Вт на 8 Ом \ 2х650 Вт на 4 Ом

2.2.5 Системы звуковоспроизведения

Кинотеатральные акустические системы JBL 5000 серии

           В этой серии представлены лучшие кинотеатральные системы JBL. Для неё характерны наиболее передовые технологии громкоговорителей, предназначенных для воспроизведения современных фонограмм. Все модели прекрасно вписываются в интерьер театров любых размеров — малых, средних и больших.

          Отличительная особенность кинотеатральных систем 5000 серии — трехполосный дизайн, причем каждая из секций оптимизирована для своего диапазона. Во всех системах используется рупор JBL Optimized Aperture Bi-Radial. Все модели 5000 серии предназначены для трехполосного усиления, при использовании внешних кроссоверов типа JBL DSC.

        Модель 5671- 3-полосная система, создана для воспроизведения звука кинофильмов

в малых/средних помещениях кинотеатров (до 250 мест), обеспечивает максимальную выходную мощность с минимальным искажением .

         Модель 5672– 3-полосная система предназначена для воспроизведения звукового ряда кинофильмов в средних помещениях кинотеатров (до 500 мест).

Модель 5674 – 3-полосная система предназначена для воспроизведения звукового ряда кинофильмов в больших помещениях кинотеатров (до 1200 мест).

Внешний вид моделей представлен на рисунке 16.

Рисунок 16- JBL модель 5671, 5672, 5674

Технические характеристики моделей можно оценить по таблице 4.[9]

Таблица 4- Технические характеристики моделей 5672, 5674

Наименование

5671

5672

5674

Частотный диапазон

40 Гц- 16 кГц

35 Гц-16 кГц

35 Гц-16 кГц

Частотный отклик

50 Гц- 12,5 кГц

45 Гц-12,5 кГц

45 Гц-12,5 кГц

Частота кроссовера

(НЧ/СЧ, СЧ/В)

320 Гц, 2,3 кГц

297 Гц, 2,5 кГц

297 Гц, 2,5 кГц

Номинальное сопротивление, Ом

8/8/8

4/8/8

4(2 драйвера)/8/8

Модель НЧ драйвера, Н

2226

2х2226

4х2226

СЧ драйвер/СЧ рупор

2490Н/2392-1

2490Н/2392

2490Н/2392

ВЧ драйвер/ВЧ рупор

2451Н/2352

2451Н/2352

2451Н/2352

Элементы системы:

НЧ

СЧ/ВЧ

5641

5671-М/HF

4648А

5674-М/HF

5644

5674-М/HF

Габариты, мм

1483х774,7х736,6

2768.8x1118x863.6

2768.8x1118x863.6

Вес, кг

80,2

87,3

171,69


Кинотеатральные акустические системы окружения JBL

          Модель 3310 разработана для малобюджетных кинотеатральных звуковых систем. Она содержит один низкочастотный 200 мм (8”) драйвер и 1” титановый высокочастотный драйвер. Высокая достоверность передачи в течение длительного времени гарантируется внутренним пассивным кроссовером.

        Модель 8330 является промышленной серией трехполосной акустической системы окружения, дизайн которой базируется на престижной серии JBL студийных мониторов.

         Модель 8340 - двухполосная профессиональная акустическая система окружения, разработанная для точной передачи широкого динамического диапазона и частотных характеристик, необходимых для форматов цифрового звука.

         Внешний вид акустических систем окружения представлен на рисунке 17.

Рисунок 17- акустические системы окружения JBL 3310, 8330, 8340

       Технические характеристики акустических систем окружения приведены в таблице 5.[9]

Таблица 5- Технические характеристики акустических систем окружения JBL

3310, 8330, 8340

Наименование

3310

8330

8340

Частотный диапазон

40 Гц – 20 кГц

40 Гц – 20 кГц

45 Гц – 18 кГц

Выходная мощность, Вт

75

100

150

Частота кроссовера, кГц

2,5

650 Гц & 3,1 кГц

2

Номинальное сопротивление, Ом

8

8

8

НЧ драйвер, мм

203(8``)

203(8``)

203(11``)

СЧ драйвер/СЧ рупор, мм

103(4``)

ВЧ драйвер/ВЧ рупор, мм

25(1``)

25(1``)

50(1``)

Габариты, мм

446x483x267

494x481x257

539x481x304

Вес, кг

13

14

22.7

Кинотеатральные низкочастотные системы JBL

          Кинотеатральные низкочастотные системы JBL обеспечивают выборочное приращение низких частот в широком диапазоне применения.

        JBL 3635 содержит 460 мм (18”) низкочастотный диффузор, имеет малый габарит по ширине. Это относительно дешевая система.

         JBL 4645B - это одиночный 460 мм (18”) низкочастотный диффузор.

         Эти низкочастотные системы представлены на рисунке 18.

Рисунок 18- низкочастотные системы JBL 3635 (слева) и 4645B (справа)

Технические характеристики систем приведены в таблице 6.[7]

Таблица 6- Технические характеристики низкочастотных систем JBL 3635 и JBL 4645B

Наименование

3635

4645B

Частотный диапазон, Гц

28-500

18

Выходная мощность, Вт

300

800

Частота кроссовера, Гц

100

80-100

Номинальное сопротивление, Ом

8

8

Габариты, мм

1168х651х368

1010х674х450

Вес, кг

51

63


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Звук не просто с определенного момента стал сопровождать изображение, а принес на экран свою собственную информацию, увеличил общую плотность подачи информации с экрана в единицу времени, усложнил восприятие и создание произведений, и замедлил темп зрительного монтажа, скорость смены пластических образов на экране.

          Подводя итоги проделанной мной работы по изучению звука в кино, я могу сказать, что индустрия звука постоянно развивается, появляются новые стандарты звукозаписи, исчезают старые. Это вполне закономерный процесс. По моему мнению, вскоре мы станем свидетелями появления совершенно новых звуковых стандартов, делающих мир на экране еще более похожим на мир вне его, система Dolby Atmos является тому подтверждением.

          Цифровой кинематограф открывает множество возможностей. Звук в кино, несомненно, будет продолжать играть важную роль.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Кудрявцева, Н.Н. Звук в современном кинотеатре  [Текст]: Учебное пособие. - СПб., 2009. - 44с.: ил.
  2.  Технологии звука в кино //Киномеханик.-2011.-№1.-с.42-44.
  3.  Техника и технологии кино-2006- Режим доступа: http://ttk.625-net.ru
  4.  Видеотехника и съёмка- Режим доступа: http://ultraview.ru
  5.  Википедия- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Dolby_Digital
  6.  Звук в кино-Режим доступа: http: //www.show-master.ru
  7.  Звуковое оборудование- Режим доступа: http://www.videotrade.ru
  8.  Многоканальный звук DTS, Dolby Digital, DTS-HD MA, TrueHD- Режим доступа: http://roxmedia.ru
  9.  Невафильм- Режим доступа: http://www.nevafilm.ru
  10.  Официальный сайт Dolby Digital- Режим доступа:http://www.dolby.com/
  11.  Эволюция кинозвука- Режим доступа: http://www.kino-proekt.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34072. Землеустройство: назначение, содержание, организация и порядок ведения 39 KB
  Землеустройство – это мероприятие по изучению состояния земель планированию и организации рационального использования земель и их охраны по описанию местоположения и или установлению на местности границ объектов землеустройства организации рационального использования земельных участков для сельскохозяйственного производства; организации территорий используемых общинами коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока и лицами относящимся к коренным малочисленным народам для обеспечения их традиционного образа жизни....
34073. Возмещение убытков по положениям земельного законодательства 26 KB
  Гражданское законодательство предусматривает при возмещении вреда взыскание убытков которые уже понес потерпевший к моменту предъявления иска в суде. При возмещении вреда причиненного земле речь идет о взыскании в основном будущих расходов на проведение восстановительных работ. определяет размер вреда причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков в том числе упущенной...
34074. Инвентаризация земель в Российской Федерации 23 KB
  Впервые об инвентаризации земель был принят Указ Президента в 1993 г. Процедура порядок инвентаризации. Для инвентаризации земель создаётся специальная комиссия в состав которой включаются представители Росреестра природоохранных органов архитектурноградостроительных и санитарноэпидемиологических органов органов сельского лесного хозяйства представители органов местного самоуправления собственников землевладельцев землепользователей и арендаторов. В результате инвентаризации на каждый земельный участок устанавливается...
34075. Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством 32.5 KB
  С точки зрения процессуальной предоставление земельных участков для целей не связанныхсо строительством не выходит за рамки тех действий которые установлены законодательством для случаев предоставления земель для строительства и которые были изложены выше: подача заявки в компетентный орган формирование земельного участкапринятие решения о его предоставлении государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок. 34 ЗК РФ жестко устанавливают обязательные рамки процедуры формирования...
34076. Понятие и содержание управления земельными ресурсами 27.5 KB
  Понятие и содержание управления земельными ресурсами. Управление земельными ресурсами землями – это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер т. Ведомственное отраслевое управление земельными ресурсами осуществляется государственными комитетами федеральными агентствами федеральными службами...
34077. Порядок предоставления земельных участков для строительства 28.5 KB
  Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженернотехнического обеспечения; принятие решения о проведении торгов конкурсов аукционов или предоставлении земельных участков без...
34078. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства 30 KB
  Все другие условия предоставления земельного участка и развития застроенной территории определяются договором о развитии застроенной территории который заключается между лицом подавшим заявление о предоставлении участка и соответствующим органом местного самоуправления. Согласованный и подписанный сторонами договор является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка. Указанное решение является основанием для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового...
34079. Понятие и общая характеристика земельного процесса 54.5 KB
  Понятие и общая характеристика земельного процесса. Каждому разделу материальноправовых норм земельного права соответствуют процессуальные земельноправовые нормы. Установлен порядок возбуждения дела о предоставлении земельного участка определены органы и сроки рассмотрения ходатайства порядок подготовки документации об изъятии и предоставлении участка форма и содержание принятого решения права и обязанности сторон при рассмотрении вопроса и др. Виды земельного процесса Основания классификации земельного процесса Каждой...
34080. Понятие и признаки права собственности на землю в РФ 54 KB
  Понятие и признаки права собственности на землю в РФ. Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. Выступая в качестве объекта права собственности земля приобретает особенные правовые черты она становится имуществом или вещью – тем предметом гражданского а теперь и земельного права который отличают особые юридические признаки. Право собственности на землю в России и реформа Современная правовая ситуация в России характерна тем что земельные проблемы и в особенности проблемы права собственности на землю...