38626

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Книга

Архивоведение и делопроизводство

В названии работы как правило представлены предмет и объект исследования. Важно четко знать предмет своего исследования какие психические явления изучаете. Экспериментальное и эмпирическое исследования – разные явления. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Стандартная курсовая дипломная работа содержит: титульный лист; оглавление; введение 10 от общего объема; главы основной части: теоретическая 20 – 30 – заканчивается пронумерованными выводами; эмпирическая очень желательно чтобы по объему она была пропорциональна...

Русский

2013-09-28

127 KB

4 чел.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ

И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

для студентов IV, V курса ДО и V, VI ОЗО факультета психологии

и социальной работы

Тверь 2013


Автор составитель кандидат психологических наук  

Ольга Владимировна Сучкова

Методические рекомендации предназначены для студентов IV и V курсов очного и V и VI курсов заочного отделения. обучающихся по специальности «Психология», специализации «Социальная психология». Содержат информацию об общих требованиях, структуре курсовой и дипломной работ, этапах выполнения, рекомендации по оформлению, примерный план доклада на защите работы, список рекомендуемой литературы. Текст снабжен примерами из области социальной психологии.

Печатается по решению кафедры педагогики, социальной работы и социальной психологии (протокол №    от   )


ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие рекомендации………………………………………………………...

3

Структура курсовой/дипломной работы……………………………………

5

Технические характеристики курсовой/дипломной работы………………

11

Этапы подготовки курсовой/дипломной работы………………………......

12

Речевые клише для научного текста, для написания эмпирической части…………………………………………………………………………..

13

План доклада для защиты курсовой/дипломной работы………………….

14

Список рекомендуемой литературы………………………………………..

15

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При выполнении курсовой работы по специализации студентами должны решаться актуальные проблемы. Работа может быть направлена на поиск социально-психологических закономерностей, при этом должна быть решена конкретная задача научной психологии, связанная с изучаемой проблемой. Студенты осваивают и реализуют навыки эмпирической научно-исследовательской деятельности. Например, детерминанты социально-безопасного поведения, социально-психологические факторы потребительского поведения, восприятия рекламы, и т. д. у различных социальных групп.

Курсовая работа может быть направлена на решение прикладной задачи и быть практически ориентированной. Студенты реализуют умения в области практической психологии. Курсовая работа этого типа заключается в формировании или адаптации методик психодиагностики или психологического консультирования, программ социально-психологического тренинга, психологической профилактики или просвещения. При этом должна быть решена конкретная задача практической психологии. Соответствующая разработка должна обладать новизной.

Например, разрабатываются и апробируются тренинги командообразования, противостояния влиянию и манипуляции, поведения в конфликте, тренинги управления временем, коммуникативной компетентности; программы практик межпоколенного взаимодействия, профилактики девиантного поведения и т. д.

Целесообразным представляется сочетание в курсовой работе реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента. Реферативные формы научной деятельности предполагают отбор, группировку и обобщение информации; также умение находить нерешенные проблемы изучаемой темы, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам.

Дипломная работа – это форма итоговой аттестации студентов за весь период обучения, она имеет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над дипломным проектом студент должен проявить умения, уже приобретенные им при выполнении курсовых работ. Дипломная работа также должна быть направлена на решение актуальной исследовательской, прикладной или практической задачи в области научной или практической психологии. 

Дипломная работа отличается бỏльшим масштабом: более широким рассмотрением различных аспектов проблемы, большим количеством исследовательского инструментария, объемом выборки, глубиной интерпретации данных. Рекомендуется для достижения цели собирать и анализировать данные как количественного, так и качественного характера.

Дипломная и курсовая работы являются самостоятельным, творческим исследованием научной проблемы. Тема работы и план ее выполнения могут быть предложены научным руководителем, а также самим студентом с обоснованием целесообразности.

Студент несет ответственность за представленный в курсовой и дипломной работе материал. Использование заимствованного текста без ссылок на его источник является плагиатом.

В названии работы, как правило, представлены предмет и объект исследования. Примеры. «Специфика психологической защищенности сотрудников государственных и частных организаций». «Социальные представления молодежи о моде». «Представление о собственной привлекательности во взаимосвязи с составляющей Я-концепции молодежи». «Танцевальная терапия как метод формирования гендерной идентичности женщин (на примере восточных танцев)».

В работе должны присутствовать новизна, актуальность, практическая и теоретическая (для дипломной работы) значимость. Иначе возникает вопрос, зачем проводить это исследование.

Стиль изложения должен быть научным, строгим, без публицистических оборотов. Положения должны быть доказательными, аргументированными. Изложение материала осуществляется в безличной форме, не от первого лица. В крайнем случае можно использовать местоимение «мы» (поскольку работа пишется при содействии научного руководителя). Не так важен субъект познания, сколько результаты – то, что он познал.

Важно четко знать предмет своего исследования, какие психические явления изучаете. Везде писать одинаково, в разных частях курсовой/дипломной. Например, если это ««адаптивность»», то в других частях работы не надо писать «адаптация», это разные явления.

Явления, изучаемые эмпирически (Ваши переменные), должны быть описаны в теоретической главе. Например, если эмпирически изучаете нечто конкретное, касающееся содержания этнических стереотипов и этнической толерантности, то в первой главе следует операционализировать данные понятия, сопоставить с более общими – толерантностью и социальным стереотипом.

Экспериментальное и эмпирическое исследования – разные явления. Эксперимент, как известно, предполагает: воздействие, зависимую, независимую переменную, контрольную и экспериментальную группы. Влияние и зависимость можно изучить только в эксперименте.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Стандартная курсовая/дипломная работа содержит:

  •  титульный лист;
  •  оглавление;
  •  введение (10 % от общего объема);
  •  главы основной части: теоретическая (20 – 30 %) – заканчивается пронумерованными выводами;
  •  эмпирическая, очень желательно, чтобы по объему она была пропорциональна предыдущей, начиналась с параграфа, посвященного программе эмпирического (или экспериментального) исследования;
  •  выводы по эмпирической главе. Они пишутся по эмпирическим задачам;
  •  заключение. На последней странице заключения заканчивается нумерация страниц текста;
  •  список использованной литературы;
  •  приложение.

Оглавление

Главы и параграфы должны иметь содержательное название.

Пример: не 2.2. Анализ результатов исследования», а 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования гендерных различий в агрессивности подростков. Кроме глав и параграфов указываются номера страниц, на которых их можно найти. Приведем пример.

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Социально-психологические основы изучения религиозности и психологической безопасности…………………………………………………………...

15

1.1. Социально-психологическое свойство личности «религиозность» в рассмотрении отечественных и зарубежных исследователей………………………….

15

1.1.1. Определение религиозности, ее структура и содержание……………………

15

1.1.2. Характеристики и типология религиозности……………………. …………..

25

1.2. Содержание понятия «психологическая безопасность», ее составляющие ………

33

Глава 2………

Введение

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель, задачи, описываются предмет, объект, гипотезы, использованные методы; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Формулируется научная проблема – это научный вопрос, решение которого представляет практический или теоретический интерес. Проблема фиксирует несоответствие теоретических положений новым научным фактам. Она формулируется в терминах определенной научной отрасли.

Например, «какие существуют социально-психологические детерминанты изменений женщинами своего внешнего облика»; «каким образом телевизионная реклама нарушает информационно-психологическую безопасность зрителей».

Различают социальную актуальность исследования – обусловленность социальным контекстом и научную. Научная – почему именно сейчас в науке стоит взяться за решение этой проблемы, почему какое-либо психическое явление начали изучать именно сейчас, это связано с процессами, тенденциями в науке. Например, сейчас актуальны исследования в области психологии нравственности, психологии безопасности.  

Социальная актуальность заключается в соответствии темы исследования современному состоянию общества, процессам, происходящим в нем, экономической, политической ситуации. Поискать данную информацию можно в социологических публикациях, в частности в журнале «СоцИс».

Например, появление новых профессий, субкультур. Явления: финансовый кризис, пропаганда пуэрилизма (культа молодости, силы и красоты), мода, отношение ко времени, доверие в интернет-общении, чрезмерное употребление алкоголя россиянами.

Описание научного аппарата (цель, задачи, предмет, объект, гипотезы, методы) во введении и программе исследования должны совпадать. Во введении допустимо более обобщенно формулировать, в программе – четче, конкретнее. Разделять теоретические и эмпирические задачи. Про научный аппарат см. ниже в разделе о программе исследования.

Теоретическая часть

В первой главе дается теоретический обзор по изучаемой проблеме. Операционализируется основные понятия, приводятся подходы к ним, обсуждаются результаты научных исследований. Дается характеристика разработанности проблемы. Предупреждаем, в этой главе свой текст также  должен быть, как минимум это обобщения. Теоретическая глава это не нарезка из цитат. Название глав и параграфов должны быть сформулированы не односложно, а более развернуто. Например, «Теоретические подходы к….» «Социально-психологическое рассмотрение проблемы … в трудах отечественных и зарубежных исследователей».

Выводы по теоретической главе должны подводить к эмпирике, там следует прописывать основное – операционализацию понятий, обозначать грань между известным и неисследованным. Выводы нумеруются.

Эмпирическая глава

Программа эмпирического исследования упорядочивает средства и процедуры в соответствии с поставленной целью. Начинается с обоснования.

Научный аппарат. Цель – ориентирует на конечный предполагаемый результат, он может быть теоретическим или прикладным. Целью студенческой научно-исследовательской работы может быть выявление структуры явления, взаимосвязи между явлениями, влияния, различий в чем-либо между группами, изменений в определённых условиях, динамики изменений.

Задачи представляют собой шаги к достижению цели. Они должны быть сформулированы не процедурно, а содержательно. Пример.

Процедурно: осуществить сбор эмпирических данных.

Содержательно: выявить содержание автостереотипов и гетеростереотипов французов.

Формулировка задачи начинается примерно с таких слов: «рассмотреть, выявить, определить, изучить, раскрыть, установить …»

Объектами социально-психологического исследования могут быть малые группы, большие социальные общности, реже – отдельные индивиды. Например, трудовые коллективы, спортивные (и не только) команды, студенческие группы, семьи, творческие коллективы: актерские труппы, музыкальные группы, и др. Большие социальные группы: гендерные, возрастные (молодежь, пожилые), различающиеся по материальному благосостоянию, профессиональные, религиозные; политические, представители общественных движений и др.

Рядом с объектом, как правило, описываем выборку исследования. Выборка должна быть репрезентативной, отражать характеристики генеральной совокупности, повторять их «в миниатюре». Ее объем от 40 человек для курсовой и от 50 – для дипломной работы. Желательно больше, поскольку на больших выборочных совокупностях лучше видны закономерности, эффективнее работают некоторые статистические критерии, соответственно выше вероятность подтверждения гипотез.

Кроме объема прописываются другие характеристики выборки: количество мужчин и женщин (должно быть пропорциональным), возраст респондентов, род занятий, другое в зависимости от темы. Например, трудовой стаж, в общественных движениях, длительность брачных отношений, этническая, конфессиональная принадлежность. Если вы решили сравнить две (три) группы по каким-либо признакам, количество представителей в них должно быть равным. Это правило касается контрольной и экспериментальной групп.

Например, члены политических партий и аполитичные граждане, представители конфессий (христиане и индуисты), студенты первого и пятого курса, представители субкультуры (металлисты, эмо) и «обычная» молодежь, телефонные операторы в сфере телемаркетинга и сотрудники телефона доверия и др.

Предмет – те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании. В социальной психологии это социально-психологические характеристики личности и групп, закономерности общения и взаимодействия, психологические аспекты явлений социальной жизни. В целом – социально-психологические процессы, состояния, свойства. В программе предмет исследования определяется исходя из уточнения того аспекта проблемы, который интересует исследователя.

Гипотеза – это научное предположение. Любая гипотеза должна быть верифицируема (проверяема на истинность научными методами). Гипотезы должны следовать из теории, быть обоснованы. «Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения» (Вернадский). Они могут касаться существования явления, взаимосвязи между явлениями различий между определенными группами, влияния. Гипотеза должна быть конкретной. Пример.

Существует прямая взаимосвязь между психологической защищенностью и интернальным локусом контроля у выпускников вузов.

Этнические стереотипы русских студентов, не имеющих опыта межкультурного общения, по отношению к представителям индийской национальности характеризуются малой вариативностью.

Существуют различия в альтруизме лиц, состоящих и не состоящих в общественных организациях, у первых он более выражен.

У военнослужащих с различным сроком службы (при отсутствии между ними отношений подчиненности) существуют различия в проявлении неуставных взаимоотношений, в большей степени их проявляют лица двух лет службы.

В результате практик межпоколенных взаимодействий возрастает толерантность молодежи к пожилым людям и меняется отношение к собственному старению на более положительное.

Различают и прописывают методы сбора и обработки данных. Метод и методика – разные явления. Например, метод – тестирование, наблюдение, фокусированное групповое интервью и т. д. Методика – конкретная тестовая методика (либо анкета, интервью), направленная на выявление определенного психического явления (например, социального интеллекта, жизнестойкости, этнической толерантности, самооценки, представлений о моде и т. д.).

Если вы решили разработать инструментарий сами, то это вполне допустимо для анкеты или интервью. Но любая комиссия заинтересуется качеством анкеты (или интервью) и обоснованностью её содержания. Прежде чем собирать данные, необходимо провести пилотаж (разумеется, на отдельной выборке). Применяемые методики должны быть валидны и надежны.

Подробно стоит описывать только новые, пока широко неизвестные научной общественности методики, давно существующие в этом не нуждаются. Желательно прописать обоснование выбора именно этого инструментария, например, для изучения ценностных ориентаций личности их явно больше, чем одна.

Собственно эмпирическая часть

Здесь приводятся описание, анализ и интерпретация эмпирических данных. Данные, как правило, описываются по задачам. Результаты сопоставляются с гипотезами. «Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда оно готово, но не стоит принимать леса за здание»   (Г. Гете). Вы должны четко знать свои основные результаты. Что нового получили именно Вы? Или в чем подтвердили ранее известное? Это важно. Можно сравнить с результатами предыдущих исследований по схожей проблематике.

Интерпретация данных – это объяснение результатов. Интерпретировать можно, исходя их специфики объекта и предмета исследования. Сопоставлять свои результаты с теми фактами, исходя из которых формулировали гипотезы; с социально-психологическими теориями, законами, парадигмами. Например, теория когнитивного диссонанса, теория социального познания, теория зеркального Я, положения гуманистической, экзистенциальной психологии, социального конструкционизма.

Вы пишете про то, чем Ваша исследовательская работа обогатила науку, о чем стало известно несколько больше, чем раньше. Результаты можно объяснить спецификой ситуации, социального контекста, особенностей деятельности. Существуют виды объяснения.

Структурное – установление места объекта в общей системе. Например, менеджер среднего звена является руководителем.

Функциональное – способ функционирования, присущий объекту. Например, трудовая деятельность испытуемых в системе «человек – человек».

Генетическое причинное – установление связи объекта с предшествующими ему во времени явлениями. Например, в результате изменения экономической ситуации изменились ценностные ориентации россиян. Вследствие изменения социально-психологического климата изменились межличностные отношения в группе.

Генетическое следственное – анализируются результаты деятельности, поведения объекта. Например, проекты, результаты творческой деятельности кого-либо.

Существенным плюсом для работы будет разработка на основе исследования практических рекомендаций. Они должны быть адресными – обозначается, кому они предназначены. Это могут быть специалисты и носители обыденного сознания. Рекомендации направлены на улучшение сторон социальной жизни и повышение эффективности поведения личности и групп.

Например, предназначаться для психологов-консультантов, бизнес-тренеров, коуч-консультантов; руководителей организаций, лидеров общественных движений, представителей определённых профессий, субкультур, этнических общностей семей и др. Рекомендации могут касаться противостояния манипуляции, адаптации, поведения в конфликте, переговоров, и т. д.

Выводы. Здесь представляются основные результаты исследования.

Заключение

Заключение пишется по курсовой/дипломной работе в целом. Подводятся итоги Вашего теоретического и эмпирического исследования, представляются новые важные результаты. Это обобщение всей работы.

Кроме того, здесь прописывается практическая значимость, где и каким образом можно применить результаты. Например, для разработки социально-психологических тренингов, социальных программ, в индивидуальном, организационном консультировании. О практической значимости желательно подумать с самого начала, ещё при планировании исследования.

Обозначается перспектива исследования, то, что осталось неизученным, непонятным. Это может быть изучение других социальных групп, рассмотрение других явлений в связи с исследуемой проблемой.

Список литературы

В алфавитном порядке приводятся источники, которые использовались для написания курсовой/дипломной работы. Количество – не менее 50 (для дипломной работы). Это: монографии, научные статьи из журналов и сборников, психологические словари, диссертации, авторефераты, электронные ресурсы и публикации в сети Интернет. Наличие литературы на иностранных языках только приветствуется. На каждый из источников должна быть хотя бы одна ссылка в тексте.

Примеры библиографического описания источников

Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.

Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова,                   В.П. Зинченко. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2005.

Глебова Т.Н. Психологический портрет религиозности в Америке.URL // http:// www.fapsyrou.ru 

Еремеев Б.А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сб. науч. ст. по материалам Первого международного форума (Санкт-Петербург, 5 – 7 июня 2006 г.) / Под общ. ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш; Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. С. 11 12. 

Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: феноменология, механизмы, стратегии: Дис. д-ра психол. наук. М., 2006.

Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 5. С. 20 – 29. 149

Российский менталитет: вопросы психол. теории и практики / Под. ред                 К.А Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1997. 33 с. 74

Edmonson A. Psychological Safety in a learn teams. URL: http: // www. guilford.com

Приложение

В приложение выносится информация, которая перегружает текст, но является нужной, информативной, справочной.

Приложение содержит бланки методик, матрицы эмпирических («сырых») данных. Результаты статистической обработки – распечатки страниц из статистических программ, где видны результаты. Например, таблицы описательной статистики, корреляционная матрица, результаты факторного, кластерного анализа и т. д. Таблицы, графики, рисунки, схемы, на которых наглядно представлены основные результаты исследования. Таблицы и рисунки должны быть подписаны. Также в приложение можно вынести некоторую информацию по своему усмотрению (например, практические рекомендации, программу тренинга, протоколы и т. п.).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Работа должна быть выполнена на стандартных листах белой бумаги формата А4, текст расположен с одной стороны листа. Шрифт 14 Times new Roman, интервал – полуторный (в приложении допустимо более произвольно). Абзацный отступ – 1,25. Объем текста дипломной работы 50 – 80 страниц. В данном случае не рекомендуем действовать по принципу: чем больше, тем лучше, важно качество, а не количество.

Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы – нет. Точка в конце заголовка, расположенного посередине, не ставится. Курсовая/дипломная работа должна быть оформлена аккуратно (можно даже  красиво).

Библиографическая ссылка – сведения о цитируемом или рассматриваемом источнике. Рекомендуемый способ – использовать в тексте квадратные скобки, в которых содержится номер источника и страница, например [7, с. 105], если это цитата. Только номер источника, если ссылка не дословная, автор пишет своими словами [55], если автор формулирует свою мысль, опираясь на несколько источников, то в скобках указывается примерно следующее: [10; 48; 55].

Каждое приложение нумеруется и начинается с новой страницы. В верхнем правом углу пишется Приложение 1 и т.д. Страницы приложений не нумеруются.

Существуют правила оформления таблиц и рисунков. Рисунок подписывается внизу, выравнивание по центру, таблица наоборот – вверху в правом углу. Пишется название графического изображения, номер и содержательное название. Пример.

Рис. 5. Различия в ценностях у лиц, принадлежащий и не принадлежащих к общественным организациям

Таблица 11

Различия в ценностях у респондентов с разной выраженностью нравственных норм (разность рангов)

Заметим что, чем нагляднее представлены важные результаты исследования, тем легче комиссии оценить Вашу работу, увидеть ее сильные стороны. Осуществляется сплошная нумерация по тексту таблиц и рисунков. На графику даются ссылки в тексте. Например, «Результаты выявленных различий представлены на рис. 5». Или «см. табл. 11».

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ / ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

  1.  Определение темы и первичная постановка проблемы.
  2.  Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме. Подготовка текста теоретической части.
  3.  Разработка программы исследования. Постановка цели, задач исследования, формулировка гипотез. Планирование исследования, выбор методов и методик.
  4.  Пилотажное исследование (если необходимо). Апробация анкеты, интервью. Проводится на других респондентах, не на основной выборке.
  5.  Проведение исследования, сбор эмпирических данных. Первичный анализ данных, их математическая обработка.
  6.  Описание, анализ и интерпретация результатов. Подготовка текста эмпирической (экспериментальной) части работы.
  7.  Формулировка выводов и обобщений.

Настоятельно рекомендуется регулярно работать над курсовым/дипломным проектом и консультироваться с научным руководителем. Расставьте между получением задания и защитой курсовой/дипломной работы промежуточные точки выполнения. Например, к зимней сессии подготовить теоретический обзор литературы, в течение следующего месяца осуществить сбор данных и т. д.

Оценивайте, пожалуйста, реалистично предстоящий объем работы и доступность выборки. Например, конечно, интересно изучить социально-психологические особенности участников реалити-шоу или музыкантов рок групп, но при этом подумайте, насколько сложно будет на них выйти и что для этого надо сделать.

Разумеется, хорошо, если Вы решили в рамках своего исследования разработать семантический дифференциал для изучения представлений (например, о празднике или о зависти); или провести фокус-группу на предмет «возможность дружбы между мужчиной и женщиной». Но оцените свои энергетические и временные ресурсы, поскольку для разработки семантического дифференциала по малоизученной теме нужно осуществить пилотаж, а потом и факторный анализ, а фокус-группу надо грамотно провести и потом проделать большую работу по анализу интервью.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА, ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Примечание – курсивом обозначены примеры формулировок.

В соответствии с эмпирической задачей были получены данные об уровне (коммуникативности). Разброс результатов (например, изучения ценностных ориентаций предпринимателей) представлен широким спектром (vs диапазоном). Согласно эмпирическим данным во всей выборке (N=75) обнаружены лица с высокой выраженностью показателей качества жизни – 10 %

Анализ эмпирических данных показал, что… Мы (vs определили) выявили… (например, содержание социальных представлений о безопасности). Психологическая диагностика респондентов дала следующие результаты… Было установлено…

Среднее значение показателя толерантности по выборке (vs группе лиц) составило… Уровень (например, субъективного благополучия) варьирует в выборке от… и до…

Следует отметить, что… Следует подчеркнуть, что…

Представляется интересным… Можно отметить тот факт, что…

Важно обратить внимание на то, что… Эта группа испытуемых характеризуется… Отмечаются следующие тенденции в (в динамике изменения финансовых установок молодежи)…

Про взаимосвязь между переменными (про корреляцию)

Проверка распределения на нормальность по одновыборочному критерию Колмогорова-Смирнова показала, что оно для всех переменных, достоверно отличается от нормального (р от 0,000 до 0,004) поэтому применены непараметрические критерии.

Вследствие (vs в результате) корреляционного анализа переменных было установлено… Результаты корреляционного анализа по критерию Спирмена показали, что существует тесная взаимосвязь между А и Б.

Подтвердилась гипотеза о наличии взаимосвязи между А и Б. Об этом говорит величина коэффициента корреляции и уровень значимости (r=0,3 при р< 0,01).

Взаимосвязь между А и Б носит (умеренный) характер. Наблюдается (имеет место) сильная взаимосвязь между А и Б.

Наиболее значимая корреляция была выявлена между А и Б.

А и Б коррелируют на высоком уровне значимости 0,01.

Про различия

Существуют достоверные (vs статистически значимые) различия в А между двумя группами испытуемых.

Выявлены (vs обнаружены, установлены) статистически достоверные различия в социально-психологических особенностях А между респондентами с различным уровнем выраженности Б – низким, средним и высоким.

С помощью статистического критерия (Крускала-Уоллеса, Манна-Уитни, Стьюдента) выявлены статистически достоверные различия в выраженности финансовых установок у лиц. Об этом говорит уровень значимости 0,000.

Различия, отражающие выраженность у молодежи толерантности до и после тренинга, статистически доказаны с помощью критерия Вилкоксона.

Интерпретация данных

Полученные данные можно интерпретировать следующим образом.

Эту закономерность можно объяснить следующим образом (vs,  опираясь на теорию социальной идентичности), опираясь на положения (концепцию позитивного психического здоровья) гуманистической и экзистенциальной психологии.

Интерпретировать эти данные можно с позиции социального конструкционизма. …Исходя из теории самодетерминации, это явление можно объяснить, обращаясь к теории когнитивного диссонанса

Что касается …, то это можно проинтерпретировать, ссылаясь на (vs с позиции, vs согласно функциональному подходу к религии) принцип субъектности

В целом результаты исследования объяснимы тем, что…Этот факт можно объяснить тем, что… На наш взгляд… Это связано с тем, что…

Вероятно (vs возможно) это обусловлено (vs детерминировано)…

Можно предположить… Закономерно предположить… Правомерно предположить… Можно допустить, что…

Можно предложить следующую версию объяснения этого феномена…

…, но этот вариант носит гипотетический характер.

Опираясь на научные воззрения в области …, мы можем содержательно интерпретировать результаты…

ПЛАН ДОКЛАДА ДЛЯ ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Название работы – тема. Актуальность.

Явления, которые изучаете, дать понятия – что это такое. Показать проблему – границу между известным и неизученным. Все это кратко.

Новизна. Что есть в Вашем исследовании, чего не было ранее. (Это может быть малоизученное психическое явление, это могут быть результаты, полученные на социальной группе, ранее не изучаемой.)

Программа исследования (научный аппарат: цель, задачи, предмет, объект, гипотезы, методы).

Ваши результаты: (излагаются согласно поставленным задачам), подтвердились ли гипотезы, насколько достигнута цель. Почему получены такие данные, Ваши варианты интерпретации. Результаты – это самый большой раздел.

Практическая значимость, перспектива исследования (что еще не изучено). Благодарность за внимание.

Раздаточный материал может включать: определения основных понятий, программу исследования, основные результаты в графическом исполнении (таблицы, графики, диаграммы).

Помните о регламенте: 7 – 12 минут (курсовая), 12 – 15 (дипломная).

_____________________________________________________________

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования. М., 2005.

Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2006.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. СПб,, 2003.

Залесская С.Н. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ. Тверь, 2003.

Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. М., 2007.

Куликов Л.В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. СПб., 2001.

Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. СПб., 2007.

Меняется социальный контекст, следовательно, у людей меняется восприятие, интерпретация реальности, меняется поведение. Появляются новые способы коммуникации, субкультуры, профессии и т. д. И возникают новые исследования. И пока буду происходить общественные изменения, у исследователей в области социальной психологии всегда будет работа. Успехов!


ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец оформления титульного листа дипломной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии

Специальность 030301 «Психология»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Социально-психологическая адаптация граждан Южной Америки

в иной культурной среде

(на примере студентов из Эквадора и Венесуэлы)

Выполнила студентка 51 группы

Шевченко Екатерина Владимировна

Научный руководитель:

канд. психол. наук, доцент

Короткина Елена Дмитриевна

Допущена к защите

«____» _______________ 2013 г.

Подпись научного руководителя:

------------------------

Оценка_____________

Тверь, 2013


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31784. Рынок: сущность, условия и причины возникновения, субъекты, структура, инфраструктура, функции 43 KB
  Существует обыденное и экономическое понятие рынка. В сфере обмена рынка выступают два собственника собственник товара и собственник денег. При этом реализуются две основные стороны рынка: удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и возмещение в денежной форме стоимости произведенной и доставленной на рынок продукции. Поэтому экономическое определение рынка Самуэльсон характеризует так: Рынок это упорядоченная структура посредство которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара чтобы определить его цену и...
31785. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 31.5 KB
  Формулируются задачи которые должны быть решены в ходе проверки каждого сегмента устанавливаются совокупности элементов натуральных единиц или документов которые должны быть подвергнуты проверке для решения указанных задач. Задачи проверки соответствующего сегмента вытекают из критериев существования возникновения прав и обязанностей полноты оценки точности представления и раскрытия. Указанные критерии определены федеральным правилом стандартом аудиторской деятельности № 5 Аудиторские доказательства и обеспечивают достаточные...
31786. Система межбюджетных отношений в Российской Федерации 41.5 KB
  Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти на различных уровнях а также органами местного самоуправления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечения бюджетного процесса. Для того чтобы правильно раскрыть сущность межбюджетных отношений необходимо раскрыть понятие бюджетного федерализма как их определенного типа. Под бюджетным федерализмом понимают форму организации межбюджетных отношений в федеративном государстве.
31787. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 37.5 KB
  Федеральный закон Об аудиторской деятельности. К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон Об аудиторской деятельности N 307 от 30122008 в ред. N 80 О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ ; Положение о лицензировании аудиторской деятельности утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г.
31788. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России 30.5 KB
  Целью нормативного регулирования бухучета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации предоставляющей объективную картину финансового положения и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Рыночная экономика потребовала разработки новой системы нормативных документов регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации а также определения роли государственных органов в ее создании. Все вопросы организации бухучета регламентируются Министерством финансов РФ.
31789. Система «стандарт-кост» 36.5 KB
  традиционный учет по полной себестоимости принятый в отечественной промышленности или стандарткост принятый в зарубежной практике; Система неполного ограниченного включения затрат в себестоимость по какомулибо признаку например по признаку зависимости расходов от объемов производства то есть система директкостинг. Отличия системы нормативных затрат стандарткост и нормативного метода учета затрат лежат в нескольких плоскостях: 1 В способе калькулирования себестоимости продукции и определения прибыли: в нормативном учете в...
31790. Особенности организации системы внутреннего контроля в субъектах малого бизнеса 37.5 KB
  Особенности организации системы внутреннего контроля в субъектах малого бизнеса Аннотация:В малом бизнесе внутренний контроль организуется на средства хозяйствующего субъекта по решению руководства для повышения эффективности управления. Определяя необходимость функционирования внутрихозяйственного контроля целесообразно рассмотреть элементы системы внутреннего контроля. Определяя необходимость функционирования внутрихозяйственного контроля целесообразно рассмотреть элементы системы внутреннего контроля. В научной и учебной литературе...
31791. Системы управленческого учета 41.5 KB
  Финансовый учет это система сбора и обработки информации о финансовом состоянии организации он включает в себя бухучет. На микроуровне к финансовому учету относится отчетность предприятия перед вышестоящим предприятием. Управленческий учет – это система сбора и обработки информации в целях принятия управленческих решений на всех уровнях управления предприятия.
31792. Концепция автоматизации поддержки принятия управленческих решений 34.5 KB
  2Необходима поддержка со сторон др делового лица 3Необходимо применение человеком технологий основанных на использовании современных технологий коммуникации – СППР. СППР – интерактивная АИС использующая модели выбора решений обеспечивающая пользователям удобный и эффективный доступ к централизованным информационным ресурсам и предоставляющая возможности по переработке и отображению информации. Структура СППР: 1Функциональная подсистема принятия решений. Включает: акомпонент формирования морфологических таблиц бкомпонент математических...