38683

Как писать диссертацию

Книга

Архивоведение и делопроизводство

Магистерская диссертация после защиты которой студенту присваивается квалификация магистр сельского хозяйства должна не только выявить уровень знаний выпускника но и определить его способность к владению навыками самостоятельной научноисследовательской работы умение формулировать и решать научные задачи выбирать методы исследования обрабатывать полученные данные вести библиографическую работу представлять научную продукцию в форме отчетов статей анализировать технологии производства и разрабатывать модели устойчивого развития...

Русский

2013-09-29

141.5 KB

4 чел.

Введение

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования магистерская диссертация является завершающим этапом комплексного двухуровневого обучения студента в вузе, способом приложения полученных знаний к решению вопросов сельскохозяйственного производства или проведении научных работ.

Магистерская диссертация, после защиты которой студенту присваивается квалификация «магистр сельского хозяйства», должна не только выявить уровень знаний выпускника, но и определить его способность к владению навыками самостоятельной научно-исследовательской работы, умение формулировать и решать научные задачи, выбирать методы исследования, обрабатывать полученные данные, вести библиографическую работу, представлять научную продукцию в форме отчетов, статей, анализировать технологии производства и разрабатывать модели устойчивого развития агроэкосистем и проекты современных систем земледелия в сельскохозяйственных предприятиях.

Работа над магистерской диссертацией учит студента самостоятельно разбираться в потоке информации, выбирать из нее необходимую для конкретной темы. Из всех видов самостоятельной работы выполнение НИР, оформление и защита магистерской диссертации является наиболее совершенным, так как способствует формированию специалиста экспериментатора, научного работника, педагога, умеющего анализировать и обобщить полученные факты, делать из них соответствующие выводы.

1. РУКОВОДСТВО МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ

И ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕ

Руководитель магистерской диссертацией назначается кафедрой и утверждается приказом ректора.

Руководителями магистерских диссертаций могут быть: профессора, а также доценты имеющие разрешение Ученого совета вуза на руководство аспирантами.

Руководитель магистерской диссертации выдает задание, оказывает студенту помощь в разработке календарного графика её выполнения, проводит беседы и консультации, проверяет выполнение. По отдельным разделам, в случае необходимости, кафедра предоставляет право пригласить консультантов. Консультантами могут быть: профессора, доценты, опытные преподаватели, научные сотрудники вузов и НИИ.

Выполнение магистерской диссертации может проходить непосредственно в вузе, а так же в научно-исследовательском институте или на сельскохозяйственном предприятии.

Тема магистерской диссертации должна соответствовать направлению магистратуры. Она должна  носить экспериментальный характер и быть увязана с тематикой научно-исследовательской работы выпускающей кафедры. Необходимо, чтобы студент работал по теме не менее двух лет. В этом случае тема выпускной работы определяется на втором курсе бакалаврита.

До закладки опыта студент составляет  список литературы и оформляет реферат по избранной тематике с использованием 20 - 30 источников литературы. В 4-м семестре студент является основным исполнителем полевого опыта в период прохождения научно-методической практики на опытном поле академии. В 5-м семестре (до 15 октября) студент представляет  руководителю отчет по НИР с обзором литературы. Данные исследований он апробирует на третьем курсе на научной конференции студентов.

На третьем курсе в период прохождения производственной практики студент-бакалавр проводит исследования повторно. В этом случае уже желательно определиться по вопросу будущего обучения в магистратуре и планировать практику в учебном хозяйстве. Отчет за два года исследований должен быть представлен на 4 курсе и защищен на выпускающей кафедре не позднее 20 октября. Результаты желательно апробировать на очередной научной конференции студентов академии. Обучаясь в магистратуре студент имеет возможность заложить опыт третий раз в 10 семестре, можно по сокращенной программе, или ограничиться производственной проверкой.  Проведенный эксперимент по описанным этапам завершается оформлением диссертации на шестом курсе.

Разрешается написание магистерской диссертации на тему «разработка адаптивно-ландшафтной системы земледелия хозяйства». Данная тема разрабатывается студентом на 3 курсе бакалавриата в период прохождения производственной практики, а также при обучении в магистратуре.

Темы работ, представленные кафедрами, обсуждают на методической комиссии факультета, а затем оформляют приказом по академии с указанием руководителя и рецензента.

Начинать работу следует с составления подробного плана и графика выполнения отдельных разделов, согласовав их с научным руководителем, затем периодически отчитываться перед руководителем о ходе выполнения графика. После проверки чернового варианта научный руководитель даёт разрешение на оформление чистового варианта работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Магистерскую диссертацию выполняют по следующему плану:

Введение

1. Обзор литературы (глава может иметь специальное название)

2. Объект, методика и условия проведения исследований

3. Результаты исследований

3.1. Урожайность

3.2. Сопутствующие наблюдения

4. Экономическая, агроэнергетическая и производственная оценки

5. Охрана окружающей среды

Выводы

Рекомендации производству

Библиографический список

Приложения

Введение

В экспериментальной выпускной работе в этом разделе необходимо обосновать актуальность, научную новизну, практическую значимость и сформулировать цель и задачи исследований.

Цель исследований обычно одна – это то, к чему надо стремиться, или то, что надо осуществить в широком, но конкретизированном плане. Например. – «Установить пути дальнейшего повышения урожайности яровой пшеницы не менее 3 т/га».

Задачи исследований – это то, что требует исполнения, разрешения. Для решения поставленной цели обычно планируют не одну, а несколько задач:

  •  определить…………
  •  изучить …………..
  •  дать обоснование и экономическую оценку полученным результатам исследований
  •  выдать рекомендации с.-х. производству.

Окончательный вариант текста введения лучше писать после чернового варианта оформления всей работы в целом, когда ее содержание, выводы и рекомендации получили достаточную ясность, т.е. четко определились.

Объём раздела 1 – 2 страницы.

Обзор литературы

Объем раздела 10-15 страниц, где должно быть обобщено до 60 – 80 источников по изучаемой теме. Желательно больше использовать местную, зональную литературу: монографии, труды академии, статьи в специальных журналах за последние 10 лет («Земледелие», «Зерновое хозяйство», «Картофель и овощи», «Аграрный вестник Урала» и др.).

Конспектирование научной литературы желательно проводить в тетради на одной стороне листа с полями. Обращая внимание на библиографические данные (фамилия, инициалы автора, название статьи, название источника (труды, книга, журнал), место (город) и издательство, год, номер журнала, номер тома трудов, страницы), условия, методику проведения и результаты исследований.

Ссылку на источники литературы в тексте дают в хронологическом, а не в алфавитном порядке. После предложения  в скобках с указанием фамилии, инициалов автора, года издания (Прокошев В.Н., 1970). При ссылке на источник с несколькими авторами (больше двух), пишут первого, затем добавляют «и др.» (Корляков Н.А.  и  др., 1972). Если ссылка дается на исследования конкретного автора, то инициалы ставят перед фамилией автора, а год издания указывают в скобках после фамилии. Например: В.Н. Прокошев (1970) считает, что  ………….. .

В обзоре литературы автор должен показать свою теоретическую осведомленность по изучаемому вопросу, умение анализировать приводимые им научные факты. Обзор не должен носить описательный констатирующий характер, что чаще всего бывает. Он должен быть аналитическим или критическим, что повышает существенно его ценность. Для этого можно использовать обороты: «Одни исследователи отмечают  ……….., другие придерживаются иного  мнения……………..». Затем автор должен сделать обобщение и высказать свою точку зрения.

В обзор не следует включать общие вопросы описывающие объект исследования: морфологические, биологические особенности, агротехнику в целом.

Объект, методика и условия проведения исследований

В данной главе указывают объект исследований и дают полную характеристику сорта.

Затем приводят методику проведения опыта: название, схему, план и метод размещения вариантов, общую и учетную площадь делянки, повторность, если требуется, то характеристику изучаемых вариантов (дозы пестицидов, удобрений, глубина обработки почвы и т.д.), перечень наблюдений и исследований.

Не рекомендуется студенту предлагать схемы опытов состоящих более чем из 15 вариантов. Приветствуется проведение комплексные исследований в многофакторных опытах. При постановке 2х и 3х факторных опытов нужно указывать расшифровку факторов, контроль по каждому фактору, соблюдая принцип единственного различия.

Перечень наблюдений и исследований приводят с указанием ГОСТов и общепринятых методик. В качестве обязательных в перечень сопутствующих исследований нужно включать: анализ агрохимических свойств пахотного слоя почвы, анализ посевных качеств семян использованных для посева, фенологические наблюдения, анализ структуры урожайности, определение запасов продуктивной влаги в почве по основным фазам вегетации, оценку качества продукции, включая полный зоотехнический анализ основной и побочной продукции. Работы в которых исследованы показатели качества продукции выглядят завершенными и ценнее. Другие исследования планируют с учетом темы исследований и поставленных задач. Они должны соответствовать и содействовать решению этих задач.

Все наблюдения и исследования необходимо проводить в 3 – 4 кратной повторности, что позволяет провести математическую обработку данных и повышает их достоверность.

Общепринятые ГОСТы и методики на проведение анализов только перечисляют с указанием их номера и года, не давая подробного описания. Анализы и исследования, которые проведены по методикам, утвержденным на кафедре, следует дать более подробно (можно в приложении).

Условия исследований включают место и время проведения опыта, метеорологические и почвенные условия (прилож. 1),  агротехнику.

Характеристику климатических условий дают по данным метеорологической станции, в зоне действия которой проведены исследования. Погодные условия (температура, осадки, ГТК и др.) за годы исследований сравнивают со средними многолетними данными по фазам роста и развития растений, или по декадам, указав их влияние на урожайность, её структуру и другие показатели. Данные нагляднее показать графически, при этом таблицы с исходными цифрами следует дать в приложении.

Агротехнику в опыте описывается по плану: севооборот (чередование культур и полное название), предшественник, система удобрений, подготовка почвы, семена и их подготовка, посев (срок, способ, норма высева, глубина и направление посева), приемы ухода, способ и срок уборки, с полной агрономической характеристикой приема (сортовые и посевные качества семян, дозы, удобрений и пестицидов, срок проведения, агрегат, глубина и т.д.).

Объем главы 4 – 5 страниц.

Результаты исследований

Объем главы должен составлять 20-25 станиц.

Урожайность основной продукции, приведенной к стандартной влажности и 100% чистоте, в основной части работы можно представлять в виде средней из повторений по вариантам опыта (данные по повторностям обязательно должны быть в приложении). Урожайность и отклонения от контроля следует давать в ц, или т/га (сено, зерно, сухая масса с точностью до 0,1, картофель, зеленая масса трав, силосных – до целых без десятых). При обсуждении результатов не нужно повторять цифры таблицы. Лучше назвать абсолютную цифру контроля, а затем отклонения от него, в г, ц, кг, и в процентах. Процент приводят с точностью до целых.

В таблице урожайности (внизу) указывают статистический показатель, подтверждающий достоверность полученных данных – коэффициент вариации, наименьшая существенная разность (HCP05). В 2-х и 3-х факторных опытах должны быть приведены HCP05  главных и частных различий. Методики математической обработки данных дисперсионным и корреляционным методами, а также примеры расчетов приведены в приложении 2.

Анализ полученных результатов следует проводить обязательно с учетом HCP05, сопоставляя с известными в литературе данными других авторов, нормативными требованиями. Исполнитель должен высказать свою точку зрения на полученные результаты, определить их значение для производства.

Результаты исследования следует излагать, начиная с основных показателей, а затем им давать научное обоснование. Так, при поставленной цели на достижение урожайности сельскохозяйственной культуры, научным обоснованием должны быть слагаемые ее (структуры) – густота продуктивного стеблестоя или растений на 1 м2, масса зерна с соцветия или растения, число зерен или семян в соцветии или с растения, масса 1000 семян. Эти показатели должны быть приведены с указанием НСР05.

Затем следует приводить данные остальных сопутствующих наблюдения и исследований: фенологию культуры, пищевой и водный режимы почвы, показатели фотосинтеза, засоренность, поражение  вредителями и болезнями, качество продукции и т.д. с их математической обработкой,  т.е. оценкой существенности различий. Работа считается завершенной, если дана оценка качества продукции, что является обязательным.

Экономическая, агроэнергетическая  и производственная оценки

Объем главы 5 - 7 страниц.

Студент должен уметь пользоваться методиками определения экономической эффективности изучаемых вариантов, культур и дать им организационно-экономическую оценку. Показатели экономической оценки изученных вопросов разнообразны и зависят от задач исследований, культуры и специфики условий проведения научной работы.

Наиболее распространенными показателями экономической оценки будут: достоверная прибавка урожайности основной и побочной продукции по сравнению с контролем в денежном выражении с учетом качества продукции, себестоимость продукции, чистый доход с единицы площади и дополнительного урожая, рентабельность производства продукции и окупаемость дополнительных затрат, возможную прибыль в стоимостном выражении (р./га).

Конкретные вопросы по теме исследования, рассматриваемые в экономической части работы студент уточняет в частной беседе с консультантом. Консультант после ознакомления с темой магистерской диссертации определяет индивидуальное задание каждому студенту, порядок и сроки ее выполнения.

Основой для расчетов экономической эффективности изучаемых вариантов: культуры, сорта, приемы обработки почвы, норма высева, удобрения, пестициды и т.д. является технологическая карта. Карту составляют, чаще всего, на контрольный вариант и его урожайность. По ней определяют нормативы затрат – натуральные и денежные. Расчет ведут на 1 га площади посева и единицу продукции (кг, т, ц). Дополнительные затраты, связанные с вариантами опыта, рассчитывают отдельно и относят на дополнительный урожай, или прибавку (прилож. 3).

Затраты на средства производства определяют по типовым нормативам, или хозяйственным нормам и сложившимся ценам на момент расчета. Все отклонения от общей методики рассматривают с консультантом.

Результаты излагают в таблице (прилож. 4).

Показатели оценки: масса натуральной продукции (ц/га), выход  кормовых единиц (к.ед./га), сбор переваримого протеина (п.п.) (кг/га), обеспеченность кормовой единицы переваримым протеином (г).

Затраты оценивают (по каждой культуре) по основной и побочной (ботва и солома), продукции на корм. Расчеты ведут по таблице (прилож. 5).

В опытах по изучению различных приемов обработки почвы задача экономической оценки сводится к определению разницы в затратах труда и материально-денежных средств на возделывание сельскохозяйственных культур по вариантам опыта. Особенности оценки заключаются в более тщательных и глубоких расчетах затрат, связанных с применением новой техники или новых приемов обработки почвы. Уточняются нормы выработки, нормы расхода горючего. Если используется новая техника, то предварительно определяют расход горючего и норму выработки по формуле:

Нсм = 0,1 х Ур х Вр х Тр

где Нсм – сменная норма выработки

Ур – рабочая скорость агрегата, км.час

Вр – рабочая ширина агрегата, м

Тр – время работы агрегата под загрузкой за смену, час

0,1 – коэффициент перерасчет принятых единиц

измерения в гектары

Расчет потребности ГСМ при отсутствии нормы можно определить, исходя из его расхода в расчете на 1 л.с. за час; или  за час работы тяговой машины конкретных марок, которые имеются в каталоге сельскохозяйственной техники. В практической работе при закладке опыта исследователю (студенту) можно замерить время обработки каждой делянки  и расход ГСМ по вариантам и повторениям.

Показателями оценки чаще всего являются производственные затраты на 1 га по вариантом опыта, т.е. по вариантам обработки почвы. Необходимо выявить варианты с наименьшими затратами труда и средств на 1 га пашни.

Подробные методики проведения экономической оценки приемов и технологий в растениеводстве приведены в следующих учебниках и учебных пособиях:

  •  Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях / под ред. В.И. Яковлева. – М.: Агропромиздат, 2000.
  •  Внутрихозяйственное планирование на предприятии АПК: учебно-методическое пособие / под ред. Т.М. Малюгиной, Пермская ГСХА. – Пермь: ПГСХА, 2007.
  •  Бизнес – планирование и предпринимательство на предприятиях АПК: методическое пособие/под ред. Т.М. Малюгиной, Пермская ГСХА. – Пермь: ПГСХА, 2007.

При изучении энергосберегающих приемов и технологий возделывания сельскохозяйственных культур желательно привести их энергетическую оценку. Энергетическая оценка дополняет экономическую. Основным показателем энергетической оценки является биоэнергетический коэффициент  (r) который определяют по каждому варианту опыта по следующей формуле:

где   Q – выход валовой энергии с урожаем основной и побочной продукции, МДж/га

E – полные затраты техногенной энергии, МДж/га

Выход энергии с урожаем (Q) определяют по формуле:

Q = У0 х Э0 + Уn х Эn

где У0 и Уn – урожайность основной и побочной продукции,

кг/га

Э0 и Эn – энергосодержание основной и побочной продукции, МДж/кг

Энергосодержание продукции (Э) определяют на основе ее биохимического состава уравнению регрессии:

Э = 0,23 СБ + 0,38 СЖ + 0,17 СУ

где   СБ, СЖ, СУ -  содержание сырого белка, сырого жира и углеводов (безазотистые экстрактивные вещества и клетчатка), %

Биохимический состав продукции определяют в ходе лабораторного анализа или используют справочные данные.

Затраты техногенной энергии определяют на основе нормативных данных по технологическим картам. Для этого используют расчеты нормативных и трудовых затрат, полученные при экономической оценке. Прямые и косвенные материальные затраты по каждому виду работ переводят в затраты энергии через энергетические эквиваленты. Например: расчет затрат энергии топлива (Ет) проводят по формуле:

Ет = Рт х Ат

где   Рт – расход топлива на проведение технологического приема, кг

Ат – энергетический эквивалент 1 кг топлива, МДж

Полные затраты энергии включают:

  •  прямые затраты энергии (энергия труда, энергия топлива, электроэнергия, тепловая энергия);
  •  косвенные затраты энергии (энергия использования техники, оборудования, зданий, сооружений, оборотных средств (удобрения, семена, пестициды др.)

Подробная методика проведения энергетической оценки приемов и технологий в растениеводстве приведена в учебном пособии «Аргоэнергетическая оценка эффективности приемов и технологий возделывания полевых культур» / С.Л.  Елисеев. – Пермь, 2010.

Производственную оценку проводят на основе производственного опыта, проведенного в условиях сельскохозяйственного предприятия, в котором сравнивают контрольный и оптимальный варианты по урожайности и другим показателям (структура урожайности, качество продукции, экономические показатели и т.д.) (прилож. 6).

Выводы

Это заключительный раздел (1-2 страницы) магистерской диссертации. Он должен быть написан так, чтобы, прочитав его, сложилось явное представление о существе данной работы без чтения всего текста – даны ответы на цель и задачи.

Перед изложением пунктов с выводами следует сделать вступление, например: «На основании данных двухлетних полевых опытов (2010-2011 гг.), проведенных в учхозе «Липовая гора», можно сделать следующие выводы:

  1.  ………………………………………………….

Выводы излагают в виде отдельных пунктов с номерами, каждый в виде одного абзаца текста. Следует дать краткий ответ на поставленную цель, задачи исследований, включая по выводу из разделов: экономическая (энергетическая) оценка и охрана окружающей среды. В общей сложности должно быть не более 6-7 пунктов.

Рекомендации производству

В рекомендациях производству также отдельными  пунктами формулируются, технологические параметры предлагаемые для внесения изменений в общепринятую технологию возделывания культуры.

ПОСЛЕ ВЫВОДОВ ИЛИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

РАБОТУ СЛЕДУЕТ ПОДПИСАТЬ (РАСПИСАТЬСЯ)

И УКАЗАТЬ ДАТУ.

Библиографический список

В список включают только литературу, использованную в работе на которую есть ссылка в тексте, а не всю, прочитанную студентом.

Авторов приводят в алфавитном порядке по первой, второй и т.д. буквам, в хронологическом порядке, если этот автор использован в нескольких источниках, в именительном падеже (сначала на русском, затем иностранных языках).

Список литературы оформляют по ГОСТ 7.1-2003. Обязательные выходные данные, их очередность:

  •  автор (фамилия, инициалы);
  •  ответственность;
  •  название статьи;
  •  название журнала, трудов;
  •  место издания;
  •  издательство;
  •  год, номер тома сборника трудов, журнала;
  •  страницы с указанием «С.» перед количеством страниц, если статья из журнала, трудов, т.е. источник использован частично. При использовании источника в полном объеме, в начале указывают количество страниц, затем «с.» знаки препинания писать строго по ГОСТу (прилож. 7). Рекомендуемое количество источников литературы от 60 до 80 наименований.

Приложения

В приложении должны быть представлены данные урожайности по годам и повторностям, технологические карты, метеоданные, данные сопутствующих исследований по годам, фотографии, рисунки, схемы и т.д. Данные представленные в приложениях должны быть обработаны математическими методами. Объем приложений не ограничивается. На все приложения должна быть ссылка в тексте.

Содержание магистерской диссертации выполненной в виде проекта адаптивно-ландшафтной системы земледелия может быть представлено по такому плану:

Введение

1. Обзор литературы (с указанием темы обзора)

2. Цель и задачи работы

3. Анализ состояния производства продукции растениеводства в хозяйстве

3.1. Анализ организационно-экономических условий

3.2. Анализ агроландшафтных и климатических условий

3.3. Состояние отрасли растениеводства

3.4. Результаты наблюдений за посевами

4. Проект адаптивно-ландшафтной системы земледелия

5. Экономическая оценка

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

В этом разделе магистерской диссертации обосновывается актуальность разработки темы для хозяйства. Объем раздела 1 – 2 страницы.

Обзор литературы

На основе анализа источником научной литературы дается теоретическое обоснование методики разработки адаптивно-ландшафтной системы земледелия в хозяйстве.

Цель и задачи работы

Формулируется конкретная цель проводимой работы, которая может подразумевать улучшение экономических показателей производства продукции растениеводства, повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий и т.д. задачи работы подразумевают анализ состояния производства, проведение научных исследований, разработку проекта, экономическую оценку проекта и т.д.

Анализ состояния производства продукции

растениеводства в хозяйстве

Разработка проекта адаптивно-ландшафтной системы земледелия начинается с установления причин низкой продуктивности с.-х. угодий.

Анализ организационно-экономических условий включает: уточнение общей площади землепользования хозяйства (пашня, пастбища, сенокосы, леса, водоемы и т.д.), количества населенных пунктов, размещение производственных объектов, оценку формы организации и управления, состав и структуру средств производства, обеспеченность трудовыми ресурсами и другие необходимые сведения.

При анализе агроландшафтов оценивается по каждому урочищу: крутизна, длинна и экспозиция склона, площадь, гидрологический режим, тип, гранулометрический состав и агрохимические показатели почвы, эродированность, удаленность.

Про анализе агроклиматических ресурсов уточняются показатели: приход ФАР, сумма активных температур, сумма осадков, высота снежного покрова по урочищам, продолжительность периодов с сумой среднесуточных температур больше 5 и 10 0С, сроки весенних и осенних заморозков.

Состояние отрасли растениеводства в хозяйстве анализируют за последние 5 лет по показателям производства различных видов продукции, оценивают землепользование (структура сельскохозяйственных угодий, структура посевных площадей, севообороты), урожайность культур, экономические показатели, технологии выращивания культур. Следует обратить внимание на показатели эффективности использования 1 га пашни, 1 кг удобрений и т.д.

Для более глубокой оценки формирования урожайности культур в хозяйстве желательно в летний период провести исследования в посевах (фенология, структура урожайности, фитосанитарное состояние, засоренность и т.д.).

Проект адаптивно-ландшафтной системы земледелия

Проектирование адаптивно-ландшафтной системы земледелия включает следующие этапы:

1. Проведение агроэкологической группировки земель.

2. Уточнение специализации хозяйства.

3. Разработка структуры посевных площадей и системы адаптированных севооборотов.

4. Проектирование системы удобрений и воспроизводства плодородия почвы.

5. Разработка ресурсосберегающей системы обработки почвы.

6. Разработка системы защиты растений от вредных организмов.

7. Расчет основных показателей системы семеноводства.

8. Разработка технологий производства различных видов продукции растениеводства на пашне и естественных угодьях.

9. Составление плана освоения адаптивно-ландшафтной системы земледелия.

Экономическая оценка

Экономическую оценку проводят по севооборотам или в целом по структуре посевных площадей, сравнивая базовые показатели и полученные в результате проектирования.

Для экономической оценки севооборотов исходными данными являются технологические карты по культурам севооборота. Затраты оценивают по каждой культуре по основной и побочной (ботва, солома) продукции. Расчеты ведут по таблице (см. прилож. 5).

Заключение

В данном разделе излагается существо работы. Даются ответы на поставленные цель и задачи. Заключение должно содержать также выводы по экономической эффективности разработки и её природоохранном значении. На основе  детального анализа материала основных разделов делают рекомендации производству.

Объём раздела 1 – 2 страниц.

ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ АВТОР ОБЯЗАН ПОДПИСАТЬ РАБОТУ С УКАЗАНИЕМ ДАТЫ.

3. ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Представленная к защите магистерская диссертация должна быть напечатана на компьютере грамотно без орфографических, стилистических погрешностей и с соблюдением правил пунктуации. Объем ее не должен превышать 80 страниц компьютерного текста. Работы большего объема не могут быть рекомендованы, так как они, как правило, изобилуют пространными описаниями, переписанными из источников литературы, и не приучают студента работать с текстом, выражать прочитанное лаконично, умело обобщать данные нескольких источников. Превышение объема оценивается как недостаток работы.

Работу набирают на компьютере на одной стороне листа формата А4 в редакторе Microsoft WORD со следующими параметрами: стиль обычный, шрифт Times New Roman, кегль шрифта – 14 (в таблицах допускается 12) поля: левое –30 мм., правое – 10 мм., верхнее – 15 мм., нижнее –20 мм, междустрочный интервал полуторный. Отступ для новой (красной) строки 1 см.

Таблицы создавать в Microsoft WORD. Рисунки допускаются только черно-белые, с использованием штриховок, без заливки и полутонов (прилож. 8).

Новая глава магистерской диссертации должна начинаться с новой страницы. Главы диссертации нумеруют арабскими цифрами. После номера ставится точка. Нельзя начинать главу, раздел сразу с таблицы. В начале должен быть текст со ссылкой на таблицу, затем располагают таблицу и ее обсуждение. Ссылку на таблицу в тексте дают в скобках (табл. 1). Все таблицы должны иметь сквозную нумерацию над заголовком таблицы справа (см. прилож.1).

Таблицы должны быть исчерпывающие содержательные. Название   с указанием единиц измерения приведенных данных, года опыта, сорта, статистических показателей (HCP05, коэффициент корреляции и т.п.) (см. прилож. 1). При использовании у показателя дополнительного деления на два и более, общий показатель пишут над всеми колонками с прописной (большой) буквы, а ниже в следующей строке – уже только со строчной (обычной) буквы, например, приводим показатель «кустистость», которая бывает общая и продуктивная. Над двумя колонками пишем «Кустистость», затем делим на две колонки  в первой из которых пишем «общая», а во второй колонке – «продуктивная». Слова общая и продуктивная идут под общим заголовком « Кустистость» и поэтому их следует написать только с маленькой (строчной) буквы. К сожалению, эту ошибку часто можно встретить в компьютерной программе.

Иллюстрации (рисунки, графики, фотографии) обозначают словом рис., помещают в тексте после ссылки на них и самостоятельно нумеруют (рисунок 1). Название иллюстрации помещают под ней после поясняющих надписей. Если в работе только одна иллюстрация или таблица, то номер не пишут (см. прилож. 8).

Заголовки глав и таблиц следует писать в середине строки не подчеркивая и без точки в конце, кроме заголовков, расположенных в строке, где необходимо поставить точку. Избегать переноса в заголовках, заголовки должны быть отделены от текста сверху и книзу 3 интервалами и выделены жирным шрифтом для лучшей наглядности. Заголовок к таблице нельзя разъединять с таблицей. Желательно вообще не разрывать таблицу. Однако в том случае, если таблица не помещается на одной странице, то на первой обязательно проводят только нумерацию колонок (без их расшифровки) и продолжают изложение показателей.

Нумерация страниц в работе сквозная, включая все приложения. Номер страницы проставляют внизу в середине страницы арабскими цифрами без точки. Титульный лист, аннотацию, задание и содержание включают в общую нумерацию страниц работы, но номер на них не ставят.

Нельзя допускать произвольные сокращения слов в тексте и таблицах, кроме условных общепринятых сокращений (г, кг, т, см, м и т.д.). Буква «г» без точки – это грамм, а «г.» с точкой – это год, на что следует обратить внимание при их использовании (см. прилож. 7).

Пояснение значения символов и числовых коэффициентов приводить непосредственно за формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, первую строку пояснений начинают со слова «где» без двоеточия, значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.

Приложения к работе начинают с новой страницы. В правом верхнем углу должно быть слово «Приложение» и номер. Ниже по центру содержательный заголовок.

Оглавление магистерской диссертации с указанием начальных страниц разделов рукописи помещают после титульного листа, задания и аннотации. Бланки титульного листа и задания студент получает в деканате (прилож. 9, 10). Форма аннотации приводится в приложении 11. Аннотацию пишут на русском и английском языках.

Окончательно оформленную магистерскую диссертацию студент подписывает на титульном листе со всеми подписями консультантов в задании и отзывом руководителя в переплетенном виде за 14 дней до защиты представляет заведующему кафедрой. Предварительно студента заслушивают на комиссии выпускающей кафедры согласно графика. С визой заведующего кафедрой диссертацию отдают на рецензирование. За три дня до защиты с отзывом рецензента работу сдают в деканат факультета.

4. ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ И РЕЦЕНЗИЯ

В соответствии с положением на магистерскую диссертацию должны быть даны отзыв руководителя с общей оценкой работы студента в качестве научного сотрудника и преподавателя и рецензия. Руководитель не имеет права давать конкретную оценку магистерской диссертации в баллах, но обязан высказать мнение о присвоении квалификации «магистр сельского хозяйства», по рекомендации выпускника для обучения в аспирантуре и внедрению результатов в производство.

Рецензию дают преподаватели других кафедр академии или работники научных учреждений. Рецензия может быть дана и специалистами сельскохозяйственных организаций. В задачу рецензента входит оценка методики и техники проведения опытов, оформления работы, проверка полученных данных, а также выпускной работы в целом. Рецензент утверждается распоряжением по факультету, и вместе с темой выпускной работы оформляется приказом по академии. Рецензент дает оценку работы по пятибалльной системе (обязательно).

При выполнении магистерской диссертации на базе агропредприятия обязательно, помимо рецензии, представление отзыва с производства. С этой целью студент докладывает содержание своей работы на производственном совещании агропредприятия, дает в письменном виде практические рекомендации для внедрения в производство и получает отзыв о результатах своего исследования. В том случае, когда студент не может выехать на место, работу высылают в это хозяйство для письменного отзыва. Бланки отзыва руководителя и рецензии студент получает в деканате (прилож. 12, 13).

5. ЗАЩИТА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Защита магистерской диссертации проводится перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК) на открытом заседании согласно графика деканата  (июнь месяц).

Для доклада студенту дается 15 -20 минут. Вопросы студенту могут задавать все присутствующие на заседании (прилож. 14). После ответов на вопросы зачитывают отзыв руководителя и рецензию, а затем проводят обсуждение работы. Руководитель работы имеет право присутствовать на защите. Оценку результатов проводят на закрытом заседании членов ГАК. Оценка работы отражает тщательность ее выполнения и методическую выдержанность, эрудированность автора в изучаемом вопросе, качество доклада и демонстрационного материала только собственных исследований.

Доклад включает вступительную фразу из введения, кратко изложенные условия и методику исследований (1-2- минуты,   можно читать), затем студент излагает основные результаты исследований (работы) в презентации, используя абсолютные данные с их анализом (рассказывает своими словами), затем выводы и рекомендации производству можно зачитать. В итоге доклад достаточно написать на 6 - 7 страницах, хорошо его прорепетировать перед коллегами и доложить перед комиссией выпускающей кафедры. Предзащита магистерских диссертаций на кафедре обязательна (согласно графика).

Таблицы должны иметь содержательные заголовки, с указанием единиц измерения, сорта, лет исследований. Под каждой таблицей, рисунком должно быть указано место проведения исследования и фамилия выпускника. Презентация на мультимедийном проекторе должна быть продублирована на бумажном носителе для всех членов ГАК. В презентацию включают: название темы с указанием исполнителя и руководителя, цель и задачи работы, схему опыта с указанием площади делянки, метода их размещения и количества повторностей, агрохимическую характеристику почвы, метеорологические данные, урожайность, данные научного обоснования урожайности, показатели качества продукции, экономическую оценку, выводы, рекомендации. Желательно представление натуральных экспонатов – образцов зерна, плодов, снопового или гербарного материала.

Допускается защита с использованием таблиц на ватмане. Они должны быть четко написаны на листах белой чертежной бумаги с расчетом, чтобы текст и цифры были видны всем членам комиссии. Все таблицы нумеруются. Без таблиц или слайдов защита не проводится. Количество слайдов презентации не должно быть больше 20, таблиц не более 10.

После обсуждения работы выпускник получает заключительное слово для кратких ответов и пояснений на замечания рецензента и выступающих.

Оценку магистерских диссертаций члены ГАК проводят с учетом следующих показателей:

  1.  Продолжительность исследований (2-3 года).
  2.  Объем сопутствующих наблюдений и исследований.
  3.  Содержание доклада.
  4.  Оформление работы и таблиц.
  5.  Ответы на вопросы.
  6.  Оценка рецензента.

Аттестационная комиссия выносит решение о целесообразности внедрения полученных результатов в сельскохозяйственное производство с учетом следующих условий.

  1.  Экспериментальная работа проведена в течение двух и более лет.
  2.  Диссертация выполнена по заказу конкретного хозяйства, или при наличии отзыва из хозяйства, акта о внедрении результатов.
  3.  При наличии просьбы в отзыве руководителя или заключения кафедры с рекомендацией внедрения результатов защищаемой диссертации.

Лучшие студенты могут быть рекомендованы для поступления в аспирантуру. Оценки за магистерскую диссертацию и решение о присвоении квалификации, рекомендации в магистратуру объявляет председатель Государственной аттестационной комиссии ежедневно в конце заседания. Студента, получившего при защите магистерской диссертации неудовлетворительную оценку, допускают к повторной защите в течение пяти лет при представлении положительной характеристики с места работы.

Магистерская диссертация после её защиты в ГАК храниться в вузе в течение пяти лет. Студенту – выпускнику разрешается снять копию диссертации для себя и передачи хозяйству для внедрения.

PAGE  19


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6875. Дослідження залежності опору металів і напівпровідників від температури 320.5 KB
  Дослідження залежності опору металів і напівпровідників від температури Мета роботи: порівняння закономірностей температурної залежності електропровідності металів і напівпровідників визначення температурного коефіцієнта опору металів визначення ш...
6876. Створення геоприв’язаної карти 3.87 MB
  Створення геоприв'язаної карти Однією з базових задач в роботі із супутниковими знімками, є прив'язка їх до існуючої карти, чи створення нової карти на основі супутникових зображень. В даній роботі ми розглянемо процес створення геоп...
6877. Ефект Холла. Визначення знаку носіїв струму, їх концентрації і рухливості у напівпровідниках і напівметалах за допомогою ефекту Холла 262.5 KB
  Ефект Холла Мета роботи: визначення знаку носіїв струму, їх концентрації і рухливості у напівпровідниках і напівметалах за допомогою ефекту Холла. Зміст роботи і завдання Ознайомитись із приладами, які використовуються в роботі. Виміряти...
6878. Дослідження характеристик дуги постійного струму 405 KB
  Дослідження характеристик дуги постійного струму 1 Мета роботи Метою роботи є ознайомлення з електричною дугою постійного струму, її статичними вольт-амперними і регулювальними характеристиками, умовами існування стаціонарного дугового розряду і виб...
6879. Дослідження діелектричних властивостей сегнетоелектриків 226.5 KB
  Дослідження діелектричних властивостей сегнетоелектриків Мета роботи: дослідження процесів, що відбуваються при поляризації сегнетоелектриків та визначення їх діелектричних характеристик. Зміст роботи і завдання. Ознайомитись з експериментальною у...
6880. Головне меню програми та MDI інтерфейс 74.18 KB
  Головне меню програми та MDI інтерфейс Хід роботи 1)Створив новий проект, додав 2 форми, розмістив необхідні компоненти на формах. Далі вказав головну батьківську форму...
6881. Побудова 3D-моделі рельєфа 1.21 MB
  Побудова 3D-моделі рельєфа. Одночасно відкриті в ENVI знімок та карта Використаємо створені на попередній лабораторній роботі файли карти для побудови тривимірної моделі поверхні. Для цього нам потрібна карта висот відповідної області...
6882. Магнітна індукція у феромагнетиках 215 KB
  Магнітна індукція у феромагнетиках Мета роботи: вивчення процесів, що відбуваються при намагнічуванні та перемагнічуванні тороидального феромагнітного сердечника. Зміст роботи і завдання 1. Ознайомитися з лабораторним макетом для зняття петель перем...
6883. Робота із мультиспектральними знімками. Класифікація 2.5 MB
  Робота із мультиспектральними знімками. Класифікація Більшість супутників, що проводять фотозйомку земної поверхні постачають дані не у вигляді кольорового зображення, а у вигляді декількох (інколи декількох десятків) монохромних зображень - по...