38689

ВЛИЯНИЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Автореферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Современная российская молодежь в полной мере испытывает на себе негативные последствия глубокой социальной трансформации общества которая сопровождается процессом интенсивной криминализации. рост количества преступлений и правонарушений совершенных молодежью говорит о необходимости выработки эффективных мер противодействия негативному влиянию криминального общества на подрастающее поколение в первую очередь на правовое сознание молодежи. Одним из условий успешного решения этой проблемы является научное исследование процесса криминализации...

Русский

2013-09-29

109 KB

5 чел.

На правах рукописи

Жегусов Юрий Иннокентьевич

ВЛИЯНИЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

(По материалам Республики Саха (Якутия))

Специальность 22.00.04 – социальная структура,

социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Улан – Удэ – 2006

Работа выполнена в Центре изучения социально-политических

процессов Института гуманитарных исследований

Академии наук Республики Саха (Якутия)

Научные руководители: доктор социологических наук, профессор

                                             Винокурова Ульяна Алексеевна

                                              кандидат социологических наук, доцент

                                              Винокурова Декабрина Михайловна

Официальные оппоненты:  доктор философских наук, профессор

                                                  Сандакова Людмила Гармаевна

                                               кандидат социологических наук, доцент

                                               Бояк Татьяна Николаевна

Ведущая организация:      Якутский государственный университет

Защита диссертации состоится 26 октября 2006 г. в 16.00  на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета.

Автореферат разослан 25 сентября 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук,                                  Цырендоржиева Д.Ш.

профессор       

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современная российская молодежь в полной мере испытывает на себе негативные последствия глубокой социальной трансформации общества, которая сопровождается процессом интенсивной криминализации. Социализация молодежи и формирование ее правового сознания происходят в условиях возрастающего влияния негативных социальных факторов, которые обусловлены как объективными, так и субъективными условиями.

Во-первых, современное российское общество находится в состоянии социальной аномии, когда прежние нормы и ценности, исторический опыт страны подвергаются жесточайшей критике и пересмотру, что в определенной степени, они утратили свое былое значение, а новые, только внедряемые зачастую не получают одобрения, или еще не прижились. В результате значительная часть населения оказалась в нормативно-ценностном, идеологическом вакууме, испытывает затруднения в различении позитивного и негативного, дозволенного и недозволенного в повседневной жизни. При активном негативном воздействии СМИ, сознание широких слоев населения маргинализировалось, потеряло способность критического осмысления происходящих процессов в стране,  замкнулось в пределах решения повседневных проблем и выживания в новых условиях.

Во-вторых, на фоне социально-экономического и духовного кризиса, современная молодежь в значительной степени осталась «заброшенной» обществом и государством, предоставлена себе самой. Зачастую она остается один на один с «лавиной» пропаганды бездуховности, деструктивной идеологии потребительства и социального эгоизма, которая, закономерно, приводит к примитивно-прагматическим жизненным целям и деформации нравственного, и правового сознания. В результате в системе ценностей молодежной среды, все более шире получает распространение стандарт – образ быстрого и легкого материального обогащения, которое, как правило, возможно только за счет нарушения нравственных и правовых норм.

В-третьих, на современном этапе, преступность изменилась не только в количественном, но и в качественном отношении. Она все отчетливее дифференцировалась на «преступность бедности», на основе которых строятся официальные статистические данные, и на практически безнаказанную «преступность богатства и власти», за деяния которых в действующем законодательстве или не предусмотрены соответствующие санкции или они затруднены. В результате в российском обществе образовалось альтернативное – криминальное общество, со своими сферами жизнедеятельности и социальной структурой, которая оказывает значительное влияние на подрастающее поколение, втягивает молодежь в противоправную деятельность, формируя свой «резерв».

Процесс «омоложения» преступности, т.е. рост количества преступлений и правонарушений, совершенных молодежью, говорит о необходимости выработки эффективных мер противодействия негативному влиянию криминального общества на подрастающее поколение, в первую очередь на правовое сознание молодежи.

Одним из условий успешного решения этой проблемы является научное исследование процесса криминализации современного российского общества, а также, выявление негативных факторов правовой социализации и их влияние на состояние правового сознания молодежи. В таком контексте актуальным представляется комплексный социологический анализ влияния процесса криминализации общества на правовое сознание молодежи.

Степень научной разработанности проблемы. Научные труды, относящиеся к теме диссертации, подразделяются на два направления. Во-первых, это работы западных и отечественных исследователей теоретико-методологического характера, обосновывающие и раскрывающие проблему криминализации общества и социальных детерминантов преступности. Фундаментальные социологические теории Э.Дюргейма, Р.Мертона, Т.Селлина, Э.Сатерленда, Э.Шура представляют собой подходящую основу для анализа процесса криминализации современного российского общества.

В нашей стране комплексное исследование процесса криминализации общества с использованием криминологических и социологических методов проводили Э.Н. Грибакина, А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.В. Кривошеев, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев, Н.В. Номоконов, С.А. Мерзаканов, К.А. Радовицкий и др. Проблему криминализации отдельных сфер общества рассматривали В.П. Воротников, В.Э. Войцехович, А.А. Гаджиева, Я.В. Костюковский, Н.Ф. Кузнецова, С.Я. Лебедев, П.А. Скобликов, В.С. Разинкин, А.Л. Репецкая,  В.Ф. Пирожков, М.Е. Тарасов, А.М. Яковлев и др.

Второе направление работ составляют исследования советских и российских ученых по проблемам правового сознания. Среди работ, посвященных общетеоретическим проблемам правового сознания выделяются труды А.С. Гречина, Г.Х Ефремовой, И.Е. Фарбера, А.К. Уледова, И.И. Карпец, В.И. Каминской, А.Р. Ратинова, В.Р Петрова, В.А. Щегорцова и др. Процесс правовой социализации изучали В.Л. Васильев, В.Н. Кудрявцев, А.Г. Сапрунов, В.М. Сырых, Г.Г. Шиханцов и др. Видное место в эмпирическом изучении правосознании молодежи занимают работы С.Л. Арутюнян, Л.А. Волошиной, А.И. Долговой, Г.Х. Ефремовой, Г.Р. Ишкильдиной, В.И. Каминской, Г.М. Миньковского, Э.Л. Раднаевой, Е.А. Певцовой, Е.М. Юцковой,  В.А. Яхонтова и др.

Вместе с тем, следует отметить практическое отсутствие крупных социологических исследований, посвященных влиянию процесса криминализации общества на правовое сознание молодежи. Это обстоятельство определило выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования – правовое сознание учащейся молодежи Республики Саха (Якутия).

В качестве предмета исследования выступило влияние процесса криминализации общества на формирования правового сознания учащейся молодежи РС (Я).

Целью диссертационного исследования является выявление тенденции влияния криминализации  общества на формирование правосознания учащейся молодежи РС (Я).

В соответствии с намеченной целью работы были определены следующие задачи исследования:

– произвести социологический анализ криминализации современного российского общества, определить социальную структуру криминального общества, факторы влияния данного процесса на формирование правового сознания молодежи;

– выявить особенности структуры правосознания молодежи, произвести типологию;

– изучить характер и содержание социально-правового опыта учащейся молодежи РС (Я);

– определить социально-правовые воззрения студентов и учащихся РС (Я);

– апробировать методы проективных ситуаций,  шкального измерения и социологического эксперимента в исследовании социально-правовых установок учащейся молодежи РС (Я).

В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в результате влияния процесса криминализации современного российского общества правосознание учащейся молодежи имеет явные признаки социально-правовой маргинализации, суть которой заключается в неустойчивости, противоречивости взглядов и установок в отношении соблюдения норм права, что в свою очередь благоприятствует противоправному поведению.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: классическая теория социальной аномии Э. Дюргейма и Р. Мертона, теория «дифференциальной связи» Э. Сатерленда; теория конфликта культур Т. Селлина; теория правового сознания, разработанная и развитая отечественными исследователями А.С. Гречиным, А.И. Долговой, Г.Х Ефремовой, А.Р. Ратиновым, В.А. Щегорцовым и др. В работе использовались общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение и сравнение) и специальные – анкетный опрос, социологический эксперимент, фокусированное интервью, анализ статистических данных, количественный и качественный анализ линейных распределений, метод шкального измерения, метод типологизации.

Эмпирическую базу исследования составляют данные Госкомстата РС (Я), оперативные данные МВД РФ, МВД РС (Я), а также результаты социологических исследований, проведенных автором в профессионально-технических  училищах,  средних  специальных  и  высших учебных заведениях г. Якутска в 2000-2004 гг. Выборочная совокупность основного исследования «Правовое сознание учащейся молодежи РС (Я)» составило 400 респондентов, величина допустимой ошибки равняется 5%.

Первичная обработка первичной информации проводилась с помощью программы SPSS-11.0 for Windows.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

– Определена социальная структура криминального общества.

– Выявлена социологическая структура правосознания, где раскрыты уровни и объекты отражения, произведена его типология;

– Разработана и апробирована методика шкального измерения социально-правовой установки.

– Разработан и применен экспериментальный метод изучения социально-правовых установок, который позволил определить поведенческие позиции испытуемых в моделируемой экспериментом криминогенной ситуации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

– Криминализация современного российского общества рассматривается как формирование и развитие структур криминального общества, в котором выделяются также сферы жизнедеятельности как криминальная субкультура, криминально-теневая экономика и финансовая система, криминально-теневая юстиция, теневая политика. Социальная структура криминального общества состоит из традиционно-общеуголовной преступности (низший уровень), уголовной преступности новой формации (низший средний уровень), беловоротничковой преступности (высший средний уровень), элитно-властной преступности (высший уровень). В криминальном обществе также кроме субъектов «юридических» преступлений, в зависимости от масштабов наносимого ими ущерба нами выделено пять видов «фактических» преступников, деяния которых не подпадают под санкции действующего законодательства.

– Правовое сознание молодежи состоит из следующих уровней: социально-правового опыта, воззрений и установок. Объектами отражения правового сознания являются социально-правовой действительности: правовые нормы, правовые отношения, правоохранительные органы и преступная среда. Произведена следующая типология правосознания: легалистская, позитивно-маргинальная, абсолютно-маргинальная, негативно-маргинальная и криминальная.

– Негативными факторами правовой социализации молодежи выступают продуцируемая криминальным обществом криминальная форма аномии, столкновение правовых культур, информационно-психологическая война, в качестве инструмента использующая СМИ, разрушение единой системы общественного и семейного правового воспитании. Основным негативным механизмом влияния криминальной среды на формирование правового сознания молодежи является социально-психологический механизм – подражание модели поведения реального и (или) виртуального преступника, тиражируемого СМИ.

– Вследствие влияния криминализации общества на непосредственный и опосредованный социально-правовой опыт, правовое сознание учащейся молодежи имеет маргинальный характер, индикаторами которых являются противоречивость правовых воззрений и неустойчивость социально-правовых установок. Именно маргинальное состояние правового сознания способствует выбору в пользу противоправного поведения в неблагоприятных жизненных ситуациях (в криминогенной ситуации).

Теоретико-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные позволяют выявить тенденции формирования правового сознания молодежи в условиях криминализации общества, и тем самым научно обосновать постановку целей и задач концепций, программ противодействия преступности и правового воспитания молодежи.

Сформированные теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов социологии права и преступности, юридической психологии и криминологии. Материалы исследования могут быть применены при анализе социальных процессов в современном российском обществе переходного периода.

Исследование может быть использовано в проведении целенаправленной социальной работы по профилактике преступности в молодежной среде. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе в вузах при подготовке учебно-методических пособий и других материалов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на научно-практической конференции «Якутск в XXI веке» (2002г.), аспирантских чтениях «Молодежь и наука» (2003г.), научно-практической конференции молодых сотрудников ИГИ АН РС (Я) (2003г.), всероссийских научно-практических конференциях: «Криминологические и правовые проблемы борьбы с криминальным насилием» (Якутск, 2004г.), «Социально-экономические и инновационные проблемы региона» (Самара, 2005г), «Куда идет Россия: проблемы системной трансформации современного российского общества» (Челябинск, 2005г.) Диссертация прошла обсуждение на заседании отдела изучения социально-политических процессов ИГИ АН РС (Я). По результатам исследования издано 6 научных работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, включающих инструментарий проведенных автором конкретных социологических исследований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуется степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, указывается научная новизна и положения, выносимые на защиту, устанавливается, практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения взаимосвязи криминализации общества и формирования правосознания молодежи» рассмотрены: процесс криминализации общества, структура правого сознания и негативные социальные факторы правовой социализации современной российской молодежи.

В первом параграфе «Криминализация общества: аномия, «фактические» преступления, формирование альтернативной структуры» автором предпринята попытка определения социальной структуры криминального общества.

При изучении процесса криминализации общества основным критерием анализа является определение понятий «преступление» и «преступник». Юридическое определение преступления дополняется социологическим, путем введения понятия «фактические» преступления, тех деяний, преступных по своей сути, которые в действующей правовой системе не находят отражения1. Исходя из понятия «фактических» преступлений автором выделено 5 видов «фактических преступников» в зависимости от масштабов наносимого ими ущерба, которые не подпадают под действующие правовые санкции.

Таким образом, междисциплинарный подход позволяет учитывать многосторонний характер криминализации современного российского общества и считать ее признаками:

  •  усилившуюся тенденцию криминальной формы аномии2, когда стирается грань между позитивным и негативным, правовым и преступным, дозволенным и недозволенным3;
    •  рост зарегистрированных и латентных преступлений, и число лиц их совершивших4;
    •  изменение общественных отношений в сфере экономики, политики и права в пользу неправовых и деструктивных моделей взаимодействия, основанных на насилии, обмане, подкупе, коррупции и т.п.;
    •  эрозию базисной культуры российского общества5 в результате экспансии криминальной субкультуры, доминированию в СМИ худших образцов и форматов западной масскультуры, морали сверхпотребительства и вседозволенности и т.д.;
    •  формирование альтернативной социальной структуры криминального общества6, которая включает в себя собственные сферы жизнедеятельности: теневую, криминальную экономику, юстицию, политику и субкультуру. Социальная структура криминального общества состоит из представителей традиционной и «новой» общеуголовной преступности, «беловоротничковой» и властно-элитной преступности, и почти дублирует социальную структуру общества. Ее субъекты деяний, и их последствия все, разрастаясь, паразитируют и поражают здоровые силы общества.

Во втором параграфе главы: «Правовое сознание: анализ структуры и типология» рассматриваются теоретико-методологические подходы в изучении понятия, структуры и видов правового сознания7.

На основе анализа, автор приходит к выводу, что правовое сознание состоит из трех уровней: социально-правового опыта, социально-правовых воззрений и социально-правовых установок. Диссертант предлагает следующие определения перечисленным элементам правосознания:

Социально-правовой опыт это совокупность знаний и умений, приобретенных на основе и в процессе непосредственного и практического взаимодействия индивида с социально-правовой реальностью общества.

Социально-правовые воззрения представляют собой образ мыслей, индивидуальную точку зрения в отношении права, правоохранительных органов, преступности и преступников, всех социальных явлений, которые связанны с применением правовых норм.

Социально-правовые установкиповеденческие позиции, готовность к определенной модели правового поведения, которые базируются и находятся в тесной взаимозависимости с социально-правовыми опытом и воззрениями.

Специфика изучения объекта в комплексе с процессом криминализации общества предопределило выделение следующих элементов социально-правовой действительности, объектов отражения правого сознания: норм права, правоохранительных органов и их деятельности, а также преступности.

Автор также выделяет следующие типы правового сознания, в зависимости от преобладания положительного или негативного отношения к нормам права:

  1.  Легалистский тип правосознания содержит в себе преимущественно позитивный социально-правовой опыт, положительные правовые воззрения и устойчивую установку на правопослушное поведение в любой ситуации.
  2.  Позитивно-маргинальное правосознание включает в себя и негативный и позитивный социальный опыт, но здесь положительная оценка закона перевешивает антиобщественные взгляды. Правовое поведение сильно зависит от возникающих ситуаций, но благодаря индивидуальным качествам личности правомерное поведение в большинстве случаев будет доминировать над противоправным.
  3.  Абсолютно-маргинальный тип имеет некоторое сходство с позитивно-маргинальным правосознанием в отношении социально-правового опыта, но его отличает крайняя противоречивость в правовых воззрениях. Прогноз правового поведения индивида с таким типом правосознания практически невозможен и он действует по принципу «куда ветер подует».
  4.  Негативно-маргинальное правосознание также имеет некоторое сходство с описанными маргинальными типами в плане неустойчивости социально-правовых воззрений и ориентаций, но здесь налицо преобладание противоправных взглядов над позитивным отношением к правовым нормам. Правовое поведение в этом случае больше склоняется к нарушениям закона.
  5.  Криминальный тип правосознания формируется в результате: воздействия негативных факторов социализации, приобретения криминогенных взглядов при общении с правонарушителями, также усвоения худших образцов массовой культуры, идеологии сверхпотребительства и криминальной субкультуры. Представителей криминального типа правосознания отличает правовой нигилизм, устойчивая готовность достижения цели противоправными методами.

В третьем параграфе «Негативные социальные факторы формирования правового сознания современной российской молодежи» рассматривается понятие «правовая социализация», и выявлены социальные факторы, негативно влияющие на правовое сознание подрастающего поколения.

Автор считает, что основными негативными социальными факторами формирования правового сознания современной российской молодежи являются:

1) Кризис базовых ценностей и социальных норм российского общества, который характеризуется состоянием аномии криминального типа, конфликтом культур, в том числе и в сфере права. В условиях социальной аномии традиционные нормы и ценности теряют свое значение, легализуются ранее порицавшиеся и наказуемые деяния, стирается грань между нравственным и аморальным, правомерным и противоправным и т.п. Сознание широких слоев населения теряет позитивные ориентиры и маргинализуется.

2) Широкая доступность приемов, методов и технологий информационно-психологической войны. Средства массовой информации стали особо эффективным ее инструментом. Основными целями информационно-психологических спецопераций являются девальвация и разрушение единых моральных и правовых норм, духовных ценностей конкретного общества, общественной идеологии, позитивного образа прошлого, пропаганда деструктивных ценностей потребительства и «красивой жизни», «упрощение» культурного и интеллектуального уровня населения, искусственное создание и сохранение состояния «стабильной нестабильности» в обществе, война между конкурентами и т.п.

3) Расширение социального пространства криминального общества, распространение криминальной субкультуры не только препятствует правовой социализации молодежи, но и является источником ее альтернативной – криминальной социализации.

4) Падение эффективности деятельности правоохранительных органов, ориентация на развитие собственного бизнеса приводит к их отчуждению от основной массы населения. В современных условиях правоохранительные органы ориентированы только на выявление и наказание представителей «преступности бедности», а «преступность богатства» остается вне сферы их действия. В подобной ситуации не может быть и речи об участии правоохранительных органов в правовой социализации молодежи.

5) Разрушение единой системы правового воспитания и просвещения явилось результатом развала государства, утратой единой идеологии, на которой основывалась правовая пропаганда, в результате чего сильно пошатнулось позитивное влияние агентов правовой социализации: семьи, школы, СМИ, правоохранительных органов и т.п.

6) Кризис социального института семьи, которая выражается в росте доли неблагополучных семей, а также в ослаблении защитных функций семьи от негативных факторов социализации.

Вторая глава «Правовое сознание учащейся молодежи РС (Я) в условиях влияния криминализации общества» посвящена анализу социально-правового опыта, воззрений и установок учащихся ПТУ, ССУЗ и студентов вузов Якутии по данным прикладных социологических исследований, в котором были использованы методы шкального измерения и проективных ситуаций, а также полевого социологического эксперимента.

Обобщая полученные данные исследования, можно говорить о социально-правовом опыте, воззрениях и установках учащейся молодежи. Нами были выявлены следующие тенденции социально-правового опыта учащейся молодежи:

– В правовой социализации все большее значение приобретают СМИ. Правовые знания приобретаются в основном опосредованно, через телевидение и радио (74,8%), также газеты и журналы (70,1%).

– Неформальные контакты с представителями криминальной среды имела более половины опрошенных (55,5%),  что в два раза превосходит долю тех (24%), кто получает правовые знания у сотрудников правоохранительных органов. Имеют знакомых из криминальной среды (41,8%), друзей (15,4%), родственников (14,4%).

– Некоторые элементы криминальной субкультуры получили достаточно широкое распространение в молодежной среде. Так, большинство (70,9%) призналось, что употребляют уголовный жаргон. Более половины (55%) отметило, что они сами или лица их круга общения имеют клички («погонялы»). Татуировки не нашли такого широкого распространения (6,7%). Но вместе с тем имеется большой потенциал нанесения тату у некоторой части учащихся и молодежи, особенно у девушек по их признаниям.

– Негативный социально-правовой опыт достаточно распространен,  учащаяся молодежь в повседневной жизни в основном сталкивается со случаями драк (80,3%), хулиганства (47,5%), воровства (31,5%) и вымогательства денег (24,4%). При совершении акта правонарушений они становились: наблюдателями (39,5%), участниками (35,9%) свидетелями (30,5%), потерпевшими (24,1%). И лишь малая часть из них (18,9%) обращались в правоохранительные органы.

– Большинство респондентов (75,3%) считает, что имеет достаточные знания относительно своих прав и обязанностей, приобретенных в ходе правовой социализации.

Что касается социально-правовых воззрений, то согласно полученным данным воззрения респондентов в отношении знания правовых норм и правового поведения людей имеют в основном позитивное содержание и отражают характер социальных процессов в стране.

Необходимость знаний правовых норм понимается учащейся молодежью в первую очередь как инструмент защиты личных интересов от возможных посягательств. Отсюда, выглядит несколько противоречивым их оценка, что большинство членов общества соблюдают законы во имя общественных, коллективных интересов.

Учащаяся молодежь остро реагирует на проявления социальной несправедливости и ущемления личного достоинства, которая является результатом снижения общей культуры общества и распространения криминальных норм и ценностей.  По мнению респондентов самыми ущемляемыми являются право на равенство всех перед законами и право на защиту от унизительного обращения.

В социально-правовых воззрениях четко прослеживается ориентация на ужесточение наказаний за уголовные преступления. По мнению большинства учащихся и студентов только ужесточение законов и применение практики смертной казни за тяжкие преступления может переломить криминальную ситуацию в пользу общества.

Мнения учащейся молодежи в отношении правоохранительных органов и их деятельности диаметрально разделились:

– Большинство респондентов считают, что у милиции низкий авторитет среди населения, и только 30% опрошенных доверяют милиции;

– Социальный опыт в сознании у одной половины опрошенных (51%) закрепился в виде негативного стереотипа представителя правоохранительных органов. Он предстает в обобщенном образе прислужника властей (26%), бесполезной фигуры (11,1%) и преследующего прежде всего личные интересы (11,5%); У другой половины (49%) сформировался положительный образ сотрудника правоохранительных органов. 58,9% респондентов уверены, что правоохранительные органы вполне успешно могут вести борьбу с организованной преступностью, если создать для этого приемлемые условия;

– Социальные воззрения учащихся и студентов относительно преступности представляют собой стремление дистанцироваться от представителей традиционно-уголовной среды, которые выражаются, в распространенности негативного образа человека имеющего судимость. Вместе с тем, выявлено толерантное отношение большой части опрошенных к близким отношениям с несудимыми членами криминальных группировок, представителями т.н. уголовной преступности «новой формации». Учащаяся молодежь отмечает высокую степень влияния организованной преступности на экономику, власть и правоохранительные органы, т.е. криминализацию общества.

Проведенное исследование социально-правовых установок учащейся молодежи позволяет выявить некоторые тенденции правового сознания учащейся молодежи РС (Я).

Поведенческие позиции в отношении соблюдения правовых норм отличаются неустойчивостью, противоречивостью, что доказывает маргинальное состояние правосознания молодежи. Так согласно нашей типологии, методом шкального измерения выявлена следующая структура правосознания респондентов:  легалистский тип (10,8%), позитивно-маргинальный тип (55%), абсолютно-маргинальный тип (12,2%), негативно-маргинальный тип (20,3%), криминальный тип (1,7%). Вселяет надежду то, что доля респондентов с позитивно-маргинальной установкой более чем в два раза превышает, тех, у кого негативно-маргинальная социально-правовая установка.

Методом шкального измерения выявлено, что на социально-правовые установки в отношении норм права негативно влияют: неформальные связи с представителями криминальной среды на уровне дружеских и приятельских отношений; частое употребление в общении уголовного жаргона, прослушивание блатных песен.

Большинство респондентов (77,6%) потенциально готовы оказать содействие правоохранительным органам при раскрытии преступления, при условии в первую очередь предоставления им гарантии безопасности.

В ситуации вымогательства со стороны преступной группы большинство выберут неправовые методы решения проблемы, такие как организация активной защита своими силами или с привлечением близких и друзей (23,8%), обращение за помощью к криминальному авторитету, выполняющему функции теневой юстиции (23,6%). Только пятая часть респондентов рассчитывает на помощь милиции.

Проведенный социологический эксперимент выявил, что 66,7% испытуемых потенциально готовы к противоправной деятельности в виде  исполнения разовых услуг организованной преступности, в качестве ударной силы, наркокурьера, информатора «наводчика» и т.д. Главным мотивом здесь выступает получение материальных выгод. Основной причиной готовности совершить противоправный поступок является последствия криминализации общества, когда у индивида затруднено различение позитивного и негативного действия; деформации правового сознания в форме правового инфантилизма и правового нигилизма; неустойчивое, маргинальное состояние правового сознания большинства учащейся молодежи.

Итак, несмотря на интенсивное негативное влияние процесса криминализации общества, социальной аномии и криминальной среды, «маятник» правового сознания учащейся молодежи РС (Я) не качнулся в сторону тотального правового нигилизма и криминализации сознания, а балансирует между негативными и позитивными ценностными ориентациями и установками, находясь в шатком, неустойчивом маргинальном состоянии правового сознания. Дальнейший характер формирования правового сознания молодежи зависит от того, какое общество будет доминировать в будущем: легалистское или криминальное; конструктивные социальные силы или деструктивные.

В Заключении подведены итоги исследования, изложены основные выводы.

Основные положения и выводы диссертации изложены автором в следующих публикациях:

  1.  Жегусов, Ю.И. Элементы криминальной субкультуры в среде учащейся молодежи Якутска / Ю. И. Жегусов // Якутск: история и современность (к 370-летию города). Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2002. – С. 309-312.
    1.  Жегусов, Ю.И. Исследование социально-правовых установок учащейся молодежи РС (Я) методом шкального измерения / Ю.И. Жегусов // Проблемы гуманитарной науки в трудах молодых исследователей: Сб. науч. ст./ Акад. Наук Респ. Саха (Якутия). Ин-т гуманит. Исслед.:– Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2004. – С. 120-128.
      1.  Жегусов, Ю.И. Проблемы борьбы с преступностью в Якутии: экспертная оценка / Ю.И. Жегусов // Правовое сознание населения Республики Саха (Якутия) в социологическом измерении: Данные. Анализ. Дискуссии. – Якутск: изд-во ИМПНС ЯНЦ СО РАН, 2004. – С. 54-63.
        1.  Жегусов, Ю.И. Особенности правовой социализации учащейся молодежи Республики Саха (Якутия) в условиях влияния криминального общества / Ю.И. Жегусов, З.И. Корякина // Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике Саха (Якутия). Под ред. проф. А.И. Долговой. – М., Российская криминологическая ассоциация, 2004. – С. 282-284.
        2.  Жегусов, Ю.И. Правовое сознание учащейся молодежи в условиях криминализации социально-экономических отношений (на примере Республики Саха (Якутия)) / Ю.И. Жегусов // Социально-экономические и инновационные проблемы региона. Самара, 2005. – С.249-256.
        3.  Жегусов, Ю.И. Влияние трансформационных процессов современного российского общества на формирование правосознания молодежи (на примере Республики Саха (Якутия)) / Ю.И. Жегусов // Куда идет Россия: проблемы системной трансформации современного российского общества. Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (28 марта 2005) / Челябинск: ЧИ УРАГС, 2005. – С. 249-255.

Подписано в печать 15.09.06. Формат 60×84/16

Бумага тип. №2 Гарнитура «Таймс». Печать офсетная

Печ.л. 1,2. Уч.-изд.л. 2,19. Тираж 100 экз. Заказ 252

Издательство ЯГУ. 677891, г. Якутск, ул. Белинского, 58.

_______________________________________________________

Отпечатано в типографии издательства ЯГУ

1 Грибакина, Э.Н. Социальная сфера общества, ее специфика: классообразующий срез/ Э.Н. Грибакина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1992. – 177 с. – ISBN 5-7525-0314-0

2 Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности. М., 1966. – С. 299-314.

3 Кривошеев, В.В. Криминализация российского общества: Состояние, тенденции, развитие, прогноз: дисс... докт. соц. наук: 22.00.04 / Кривошеев Владимир Вениаминович. – М., 2001. – 314 с.

4 Карпец, И.И. Преступность: иллюзии и реальность / И.И. Карпец. – М.: Российское право, 1992. – 431 с.; Лунеев, В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции: Мировой криминологический анализ / В.В. Лунеев. – М.: НОРМА, 1999. – 516 с.

5 Преступность и культура: сб. ст. / Отв. ред. А.И. Долгова. – М.: Криминол. ассоциация, 1999. – 160 с.

6 Долгова, А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество / А.И. Долгова. – М.: Криминол. ассоциация, 2003. – 572 с.

7 Гречин, А.С. Социология правового сознания / А.С. Гречин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 256 с.; Ратинов, А.Р. Правовая психология и преступное поведение / А.Р. Ратинов, Г.Х. Ефремова. – Красноярск: Изд-во Краснояр. Ун-та, 1988. – 253 с.; Петров, В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы Теории и практики: автореф. дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. / Петров Владислав Руфович. – Н. Новгород, 2000. – 24 с.;  Щегорцов В.А. Социология правосознания. – М.: Мысль, 1981. – 174 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53436. Обучить формулам обращения в русском и английском языке 56 KB
  Традиции употребления обращений в русском и английском языке Цель: обучить формулам обращения в русском и английском языке; Задачи: Актуализировать знания учащихся по теме Формы обращения в русском и английском языке; Продолжить ознакомление учащихся с формулами обращения в русском и английском языке; Создать условия для активизации употребления формул речевого этикета в речи учащихся; Приобщать учащихся к культуре традициям и реалиям стран родного и иностранного языков в рамках конкретной ситуации общения отвечающей опыту...
53437. Звук «р», букви Р р. Письмо великої літери «Р». Парасолька Оле Лукойє 43 KB
  Парасолька Оле Лукойє. Тип уроку: комбінований Обладнання: парасолька ілюстрація Оле Лукойє розрізані букви складові таблиці по швидко читанню демонстраційна таблиця Р р ілюстрації квітів назви квітів розсипані слова фішки настроюфарби пензлик ескізи парасольки стрічки уваги мішечок. Діти як звуть цього дідуся Оле Лукойє Навіщо дідусю парасолька щоб творити дива Урок в нас діти незвичайний – Гостя радо зустрічаймо Казку слухати почнемо і дідусю доведемо Що настрій...
53438. Путешествие по карте Украины 57 KB
  Оборудование: компьютеры карта Украины фотографии с видами городов Украины. Каждый ученик при подготовке к уроку получил индивидуальное задание и задание для работы в группах проведя самостоятельную исследовательскую работу Работа по виртуальным картам Украины установленным на каждом мониторе компьютера. А знаете ли вы сколько в мире стран Около 200 Выберите правильный вариант названия страны изображённой на мониторе Италия Россия Франция Украина Польша Назовите и покажите на карте соседей Украины.
53439. Інтегрований урок з української мови та трудового навчання в 7-му класі «Кухарі-мовознавці» 53.5 KB
  Твіррозповідь про процес праці з трудового навчання – Особливості приготування страв із круп Мета уроку: навчити писати твіррозповідь про процес праці; навчити готувати страви з крупів; повторити типи та стилі мовлення особливості побудови розповіді та опису; ознайомити дітей з видами крупів їхнім значенням у харчуванні людини народними традиціями пов’язаними із зерновими культурами з різноманітністю способів і рецептів приготування каш; допомогти учням вибрати жанр і стиль майбутнього твору; розвивати усне та писемне...
53440. Море у творчості митців 58 KB
  Тема: Море у творчості митців Мета: Показати взаємопроникнення видів мистецтва: поезії музики живопису підвести дітей до висновку що кожен митець застосовує ті засоби художньої виразносмті які йому найбільш подобаються розвивати вміння бачити музику чути картину розвивати творчу уяву; виховувати культурного слухача всебічно розвинену особистість; прищеплювати любов до мистецтва. Айвазовського репродукція картини Дев’ятий вал†грамзапис; папір фарби текст пісні Море Ю. Вчитель музики: Вірно сьогодні ми говоритимемо та...
53441. Інтегроване навчання та міжпредметні звязки на уроках: спільне, відмінне, особливості реалізації 75.5 KB
  З’ясуємо суть понять міжпредметні зв’язкиâ€ й інтеграція†та особливості їх впровадження в навчання учнів початкової школи. Проте згодом намітилася їх диференціація: у тих випадках коли один предмет є основним а відомості з іншого викладаються лише в допоміжній ролі з метою повторення прискорення процесу навчання чи закріплення знань умінь і навичок є підстава говорити про міжпредметні зв’язки. Словосполучення інтеграція навчання†у Педагогічному словнику тлумачиться як відбір та об’єднання навчального матеріалу з різних...
53443. Звичаї і традиції українського народу 68.5 KB
  Сопілка До ІІ туру переходять 10 учасників ІІ конкурс Народні звичаї Кого кличуть їсти голодну кутю Мороз Коли настає Новий рік за старим стилем З 13 на 14 січня Яку назву має той період коли не можна їсти м'ясо молоко яйця Піст Яке свято завжди приходить рівно через 50 днів після Великодня Трійця Що шукали в ніч на Івана Купала Квітку папороті Страва з варених крупів Каша Густий суп із пшона Куліш Різаний або рваний шматок прісного тіста зварений у супі Галушка Одна із 12 обов’язкових страв...
53444. Інтелектуальна гра як одна із форм роботи з обдарованими учнями 422 KB
  Уровень коммуникативной интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности характера игры отношения к ней ребенка и позиции взрослого. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе. Принцип рефлексивного последействия который заключается не просто в фиксации результатов игры а в анализе собственных действий каждого участника игры. Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать “просчитывать†складывающиеся в группе отношения.