3873

Транспортная задача

Лекция

Логистика и транспорт

Транспортная задача Транспортная задача — задача о поиске оптимального распределения поставок однородного товара от поставщиков к потребителям при известных затратах на перевозку (тарифах) между пунктами отправления и назначения. Является задач...

Русский

2012-11-09

199.04 KB

338 чел.

Транспортная задача

Транспортная задача — задача о поиске оптимального распределения поставок однородного товара от поставщиков к потребителям при известных затратах на перевозку (тарифах) между пунктами отправления и назначения. Является задачей линейного программирования специального вида. Транспортная задача может быть записана в виде прямоугольной таблицы. Пример подобной таблицы приведен ниже:

Потребитель B1, потребность 20 кг

Потребитель B2, потребность 30 кг

Потребитель B3, потребность 30 кг

Потребитель B4, потребность 10 кг

Поставщик A1, запас 30 кг

С11=2 руб./кг

С12=3 руб./кг

С13=2 руб./кг

С14=4 руб./кг

Поставщик A2, запас 40 кг

С21=3 руб./кг

С22=2 руб./кг

С23=5 руб./кг

С24=1 руб./кг

Поставщик A3, запас 20 кг

С31=4 руб./кг

С32=3 руб./кг

С33=2 руб./кг

С34=6 руб./кг

Цена перевозки (например, в рублях за 1 килограмм груза) Cij записывается в ячейки таблицы на пересечении соответствующего потребителя и поставщика (цена может быть и отрицательной — в этом случае она представляет собой прибыль).[1]:296 Неизвестной (искомой) величиной в задаче являются такие объемы перевозки xij от поставщиков к потребителям, чтобы минимизировать общие затраты на транспортировку.[2]:185[3]:87. В табличной записи цены отделяют от объемов перевозки косой чертой или квадратным уголком, в этой статье из соображений лучшей доходчивости они подписаны. При решении транспортной задачи единственными необходимыми арифметическими действиями являются сложение и вычитание.[1]:304 Для поиска начального решения применяют метод северо-западного угла, метод минимальных тарифов или метод Фогеля, а для окончательной оптимизации — метод потенциалов. В то же время, транспортная задача является подмножеством задач линейного программирования и может решаться симплекс-методом. [1]:296 Транспортную задачу можно решать также в Excel.

Содержание

[убрать]

  1.  1 Историческая справка
  2.  2 Балансировка задачи
  3.  3 Поиск начального решения
  4.  3.1 Метод северо-западного угла
  5.  3.2 Метод минимальных тарифов
  6.  3.3 Метод Фогеля
  7.  4 Решение транспортной задачи методом потенциалов
  8.  4.1 1. Проверка правильности распределения объемов
  9.  4.2 2. Вычисление общей стоимости транспортировки
  10.  4.3 3. Разделение ячеек на базисные и свободные
  11.  4.4 4. Проверка плана на вырожденность
  12.  4.5 5. Вычисление потенциалов
  13.  4.6 6. Проверка решения на оптимальность
  14.  4.7 7. Построение цикла
  15.  4.8 8. Перераспределение поставок по циклу
  16.  4.9 9. Зацикливание решения
  17.  4.10 10. PROFIT
  18.  5 Программная реализация
  19.  6 Решение симплекс-методом
  20.  7 Поиск решения в Excel
  21.  8 Источники

Историческая справка

Транспортная таблица из публикации А. Н. Толстого, 1930 г.[4]:363

Проблема была формализована французским математиком Гаспаром Монжем в 1781 г.[5]По сведениям Alexander Schrijver, первым, кто изучал транспортную задачу математически, был А. Н. Толстой из СССР. В 1930 г. вышла его работа о поиске минимального общего километража в железнодорожных перевозках, где использовались перераспределительные циклы.[4]:362 По сведениям Гасса[2]:184, задача такого вида в западной литературе впервые была поставлена Хичкоком в 1941 г.[6] и детально разобрана Купмансом[7], который работал членом Объединенного комитета перевозок во время Второй мировой войны, когда недостаток грузовых судов представлял собой критическое узкое место.[8]:295 Как проблему линейного программирования (детализация симплекс-метода) ее впервые рассмотрел Дж. Данциг.[8]:296 Другой процесс вычисления («метод одновременного решения прямой и двойственной задач») был предложен Фордом и Фулкерсоном в 1956 г.[9][8]:388 Способ решения транспортной задачи (методом потенциалов) в СССР был опубликован Канторовичем и Гавуриным в 1949 г.[10] и ранее. В своей книге «Линейное программирование, его применения и обобщения» (М.: Соцэкгиз, 1966) Дж. Данциг ссылается на публикации Канторовича 1939 г.[11] и 1942 г.[12], а также последующую статью 1949 г.,[10] содержащие, как он считал, в завершенном виде теорию задачи о перевозках, хотя и с неполным вычислительным алгоритмом, написанные на доступном для расчетчиков языке. К сожалению, по его мнению, эти работы оказались малоизвестными в СССР и за его пределами.[1]:30 В противоположность этому, сам Канторович в своих мемуарах 1987 г. утверждал, что университет немедленно опубликовал его статью, и она была разослана в пятьдесят Народных комиссариатов.[4]:369 По сведениям Данцига, для ЭВМ программа симплекс-метода для случая решения транспортной задачи[13] была впервые разработана в 1950 г. для машины СЕАК, а программа для общего симплекс-метода — в 1951 г. под руководством А. Ордена из ВВС США и А. Д. Гофмана из Бюро стандартов.[1]:32

Балансировка задачи

Если сумма запасов равна сумме потребностей,[14] то транспортная задача называется закрытой. Если равенство не соблюдается, то задача называется открытой. Для решения транспортной задачи необходимо, чтобы она была приведена к закрытому виду.[15]

В показанном выше примере, сумма запасов = 30 + 40 + 20 = 90 кг, а сумма потребностей = 20 + 30 + 30 + 10 кг = 90 кг (запасы и потребности равны между собой, задача закрытая).

Если это равенство не соблюдено, необходимо ввести фиктивного поставщика или фиктивного потребителя на недостающий или избыточный объем товара, которому нужно приписать нулевую цену доставки. Этот объем будет соответствовать недопоставке или, напротив, избытку товара на складе.[3]:86

Поиск начального решения

Решение транспортной задачи начинается с поиска допустимого начального решения (плана перевозок), чтобы все запасы поставщиков были распределены по потребителям. Допустимое начальное решение не обязательно оказывается оптимальным, а метод его нахождения может быть как простейшим (метод северо-западного угла или аналоги) или более сложным и приближенным к оптимальному решению (метод минимальных тарифов, метод Фогеля)[16]:120, или же вообще произвольным. [17]:57

Метод северо-западного угла

Допустимое (но не всегда оптимальное с точки зрения стоимости доставки) начальное решение транспортной задачи можно построить, последовательно перебирая строки таблицы (то есть поставщиков) сверху вниз. В пределах каждой строки, нужно перебрать слева направо не охваченных или не полностью охваченных поставками потребителей, записывая в соответствующие ячейки объем поставляемого груза от поставщика в данной строке, и так до исчерпания возможностей поставщика. Таким образом, весь груз от поставщиков будет распределен по потребителям. Этот метод был предложен Данцигом в 1951 г.[8] и назван Чарнесом и Купером[18] «правилом северо-западного угла».[2]:189

B1, 20 кг

B2, 30 кг

B3, 30 кг

B4, 10 кг

A1, 30 кг

X11=20 кг

Х12=10 кг

A2, 40 кг

Х22=20 кг

Х23=20 кг

A3, 20 кг

Х33=10 кг

Х34=10 кг

В таблице здесь и далее зеленым цветом отмечены ячейки с ненулевыми объемами перевозки груза (базисные ячейки).[19]

Метод минимальных тарифов

Другой метод получения начального решения — записывать отгрузки в первую очередь в те ячейки, где тариф минимален. Этот метод позволяет получить более приближенное к оптимальному решение, которое, однако, может потребовать дальнейшей оптимизации.[3]:87 Метод минимальных тарифов с его модификациями (минимальный тариф по строке или минимальный тариф по столбцу) был описан Данцигом в работе 1951 г.[8]

Метод Фогеля

Для поиска начального решения транспортной задачи можно применить также метод Фогеля, который обычно дает еще более приближенное к оптимальному решение.

Решение транспортной задачи методом потенциалов

Метод потенциалов позволяет за несколько шагов (итераций) найти полностью оптимальное решение транспортной задачи. Перед решением задачи этим методом нужно найти допустимое начальное решение одним из методов, описанных в разделе выше. Поскольку у нас нет ограничений на черно-белую полиграфию, для большей ясности ячейки транспортной таблицы в этой статье отмечены разными цветами.

1. Проверка правильности распределения объемов

Эта проверка не входит в алгоритм метода потенциалов, но может потребоваться для исключения арифметических ошибок (при ручном расчете на бумаге) или самопроверки алгоритма при компьютерных вычислениях. Особенностью распределения груза по транспортной таблице является совпадение суммы объемов по строкам с запасами соответствующего поставщика, а суммы объемов по столбцам — с потребностями соответствующих потребителей.[20][1]:297

В показанном выше примере,

  1.  Для 1-й строки: 30 кг = 20 + 10 кг
  2.  Для 2-й строки: 40 кг = 20 + 20 кг
  3.  Для 3-й строки: 20 кг = 10 + 10 кг
  4.  Для 1-го столбца: 20 кг = 20 кг
  5.  Для 2-го столбца: 30 кг = 10 + 20 кг
  6.  Для 3-го столбца: 30 кг = 20 + 10 кг
  7.  Для 4-го столбца: 10 кг = 10 кг

2. Вычисление общей стоимости транспортировки

Этот шаг также не входит в сам алгоритм метода потенциалов, но он полезен для распечатки результатов и показа, что алгоритм движется в правильном направлении, уменьшая на каждом (или не на каждом) шаге общую себестоимость перевозки. Для всех ячеек цена умножается на объем перевозки и полученный результат суммируется.[21][3]:86

B1, 20 кг

B2, 30 кг

B3, 30 кг

B4, 10 кг

A1, 30 кг

С11=2 руб./кг, X11=20 кг

С12=3 руб./кг, Х12=10 кг

С13=2 руб./кг

С14=4 руб./кг

A2, 40 кг

С21=3 руб./кг

С22=2 руб./кг, Х22=20 кг

С23=5 руб./кг, Х23=20 кг

С24=1 руб./кг

A3, 20 кг

С31=4 руб./кг

С32=3 руб./кг

С33=2 руб./кг, Х33=10 кг

С34=6 руб./кг, Х34=10 кг

В нашем примере, сумма затрат на перевозку груза составляет

2×20 + 3×10 + 2×20 + 5×20 + 2×10 + 6×10 = 290 руб.

3. Разделение ячеек на базисные и свободные

Ячейки (клетки) транспортной таблицы с ненулевыми перевозками называются базисными, а клетки с нулевыми объемами перевозки — свободными.[15]:9

4. Проверка плана на вырожденность

→ Вырожденность в транспортной задаче

Базисных (см. выше) ячеек таблицы должно быть не менее m+n−1, где m и n — соответственно, число поставщиков и потребителей, иначе решение считается вырожденным и требует введения в базис одной из ячеек с нулевой перевозкой[16]:120 (чтобы алгоритм не впал в бесконечный цикл, эта ячейка должна быть случайной).[1]:312 Для исключения ситуаций с вырожденностью к объемам потребления добавляют небольшие возмущения — числа, заведомо ничтожные при перевозках (такие как 0.00001), при этом к объему поставки одного из поставщиков добавляют их сумму (или наоборот).[1]:303[2]:195

5. Вычисление потенциалов

Каждому поставщику Ai соответствует потенциал Ui, а каждому потребителю Bj соответствует потенциал Vj. Данциг называет потенциалы Ui и Vj симплекс-множителями или неявными ценами.[1]:300,305 Чтобы определить эти потенциалы, полагают, что U1=0, а остальные потенциалы вычисляют из соотношения

Ui + Vj = Cij

для всех занятых (базисных) ячеек таблицы (отмечены зеленым).[3]:89

V1

V2

V3

V4

U1=0

С11=2 руб./кг

С12=3 руб./кг

U2

С22=2 руб./кг

С23=5 руб./кг

U3

С33=2 руб./кг

С34=6 руб./кг

U1+V1=2. Поскольку U1=0, 0+V1=2, следовательно, V1=2 руб./кг

U1+V2=3. Поскольку U1=0, 0+V2=3, следовательно, V2=3 руб./кг

U2+V2=2. Поскольку V2=3, U2+3=2, следовательно, U2=–1 руб./кг

U2+V3=5. Поскольку U2=–1, –1+V3=5, следовательно, V3=6 руб./кг

U3+V3=2. Поскольку V3=6, U3+6=2, следовательно, U3=–4 руб./кг

U3+V4=6. Поскольку U3=–4, –4+V4=6, следовательно, V4=10 руб./кг

При компьютерной реализации удобно использовать рекурсию: взаимный вызов двух функций, которые отрабатывают алгоритм, соответственно, по строкам и по столбцам. Если на предыдущем шаге 4 (в разделе «Проверка плана на вырожденность») в базис была введена случайная не занятая ячейка (без проверки ее на ацикличность), то вычисление u и v может дать сбой, и в этом случае случайный выбор вводимой в базис нулевой ячейки на предыдущем шаге 4 следует повторить.

6. Проверка решения на оптимальность

Для всех не занятых ячеек (с нулевым объемом перевозки) вычисляют оценки клеток распределительной таблицы Δijпо формуле Δij = Сij – Ui – Vj, где Ui и Vj берутся из вычислений, выполненных в разделе выше (здесь они вписаны в заголовки таблицы).[3]:89

Для всех занятых ячеек (с ненулевыми объемами перевозки, отмечены зеленым цветом) полагают Δij=0, поскольку на следующем шаге нам потребуется значение с минимальной оценкой в незанятых ячейках.[3]:89

V1=2

V2=3

V3=6

V4=10

U1=0

Δ11=0

Δ12=0

Δ13 = 2–0–6 = –4

Δ14=4–0–10 = –6

U2=–1

Δ21=3–(–1)–2 = 2

Δ22=0

Δ23=0

Δ24=1–(–1)–10 = –8

U3=–4

Δ31=4–(–4)–2 = 6

Δ32=3–(–4)–3 = 4

Δ33=0

Δ34=0

Если в получившейся таблице нет отрицательных значений Δij, то план перевозок оптимален и задача решена (переход к шагу 10).

В нашем примере есть отрицательные значения. Наличие отрицательных значений Δij означает, что решение не оптимально.[3]:89

B1

B2

B3

B4

A1

Δ11=0

Δ12=0

Δ13=–4

Δ14=–6

A2

Δ21=2

Δ22=0

Δ23=0

Δ24=–8

A3

Δ31=6

Δ32=4

Δ33=0

Δ34=0

Наименьшее отрицательное значение Δ24=–8 (начальная вершина для цикла перераспределения поставок, о котором см. ниже)[3]:89 отмечено красным цветом. Если одинаковых отрицательных значений несколько, то берется любое[17] [22]

7. Построение цикла

Допустимые циклы для транспортной задачи.[23]:239

Цикл перераспределения поставок представляет собой замкнутую ломаную линию, которая соединяет начальную вершину (отмечена красным цветом) и занятые (отмеченные в нашем примере зеленым цветом) ячейки транспортной таблицы по определенным правилам.[3]:89

  1.  Все вершины, кроме начальной, находятся в занятых ячейках таблицы (ячейки с ненулевыми перевозками или «введенные в базис» на шаге 4 (в разделе «Проверка плана на вырожденность» ячейки с нулевой перевозкой — здесь они отмечены в примерах зеленым цветом), при этом охвачены циклом могут быть не все, а лишь некоторые занятые ячейки.[3]:89
  2.  В каждой вершине цикла встречаются ровно два звена ломаной линии, причем одна из них находится по строке, а другая — по столбцу.[23]:238 Иначе говоря, они пересекаются под прямым углом.[3]:90
  3.  Линия может пересекать занятые ячейки, не включая их в цикл (включение их в цикл не допускается).[3]:90 Другими словами, никакие три последовательные вершины не могут находиться в одной и той же строке или одном и том же столбце.[23]:238
  4.  Линия может пересекать саму себя, при этом точка пересечения не включается в цикл (исходя из п.2).[23]:239

B1, 20 кг

B2, 30 кг

B3, 30 кг

B4, 10 кг

A1, 30 кг

X11=20 кг

Х12=10 кг

A2, 40 кг

Х22=20 кг

(*) Х23=20 кг

(*)

A3, 20 кг

(*) Х33=10 кг

(*) Х44=10 кг

Вершины цикла в этом примере помечены звездочкой (*). Горизонтальные и вертикальные линии, соединяющие вершины, в этом примере не показаны. По вершинам цикла нужно перераспределить объемы, чтобы получить следующее приближение к оптимальному решению задачи, как это показано далее.

При компьютерной реализации построения цикла удобно использовать рекурсию, то есть взаимный вызов двух функций, которые строят линии цикла по строкам и по столбцам, соответственно.[24]

8. Перераспределение поставок по циклу

«Красной» ячейке цикла присваиваем знак (+), следующей по циклу (начать двигаться можно в любом направлении) — знак (–), следующей ячейке цикла — опять (+) и так далее. Находим минимальную поставку по отмеченным знаком (–) вершинам цикла и обозначаем ее θ. Эта вершина цикла Х34=10 кг помечена желтым цветом. Значение θ вычитаем из вершин цикла, которые помечены знаком (–) и прибавляем его к вершинам цикла, которые помечены знаком (+).[3]:93[23]:242

B1, 20 кг

B2, 30 кг

B3, 30 кг

B4, 10 кг

A1, 30 кг

X11=20 кг

Х12=10 кг

A2, 40 кг

Х22=20 кг

(–) Х23=20 кг

(+)

A3, 20 кг

(+) Х33=10 кг

(–) Х34=10 кг

9. Зацикливание решения

Поскольку алгоритм является циклическим (итерационным), переходим к пункту 1.

Примечание: есть опасность, что алгоритм впадет в бесконечный цикл из-за вырожденности или каких-либо ошибок реализации, поэтому полезно предусмотреть проверку на максимальное число шагов или максимальное время, которое будет исполняться программа (например, при поиске решения в Microsoft Excel эти параметры вынесены в пользовательские настройки). Впрочем, по мнению Данцига, те меры, которые можно предпринять для исключения вырожденности (см. Вырожденность в транспортной задаче) приводят к успеху в 100 % случаев. Для подстраховки можно применить метод Фогеля, который не склонен «впадать» в бесконечные циклы, и выдает более или менее приближенное к оптимальному решение за ограниченное число шагов.

10. PROFIT

PROFIT — завершающий пункт решения транспортной задачи и других оптимизационных алгоритмов.[25]

Сюда мы переходим из пункта 6, если решение было признано оптимальным.[25]

Программная реализация

Программа от Jean-Pierre Blanger, PSI Editions, France, 1982 содержит достаточно древний код на языке Basic,[26] версия на языке Pascal была реализована J-P Moreau, Paris.[27]. Реализация для 1С:Предприятие и Delphi 7 (адаптация кода от Blanger с обменом через XML) приведена по ссылке.[28] Код изобилует goto, но работоспособный, однако, в нем не учитывается возможность вырожденности и на некоторых задачах выдается ошибка «degenerate solution» (побороть можно простым прибавлением малых чисел — возмущений, см. выше). Реализация на языке Бейсик имеется в книге Б.Банди[29], однако, код в русском переводе не работоспособен. Реализация на языке Python (работающая) от James Coliins приведена по ссылке.[24] Для 1С:Предприятие 8.2 автором статьи был разработан оригинальный код с заимствованием некоторых идей и тестовых примеров от James Coliins, который приведен по ссылке.[30]

Решение симплекс-методом

→ Решение транспортной задачи симплекс-методом

Транспортную задачу можно решать также симплекс-методом, выразив данные транспортной таблицы через линейные уравнения:[1]:296

Поиск решения в Excel

Для поиска оптимального решения транспортной задачи, а также проверки имеющихся программных средств на правильность можно использовать надстройку «Поиск решения» в Microsoft Excel.

Программа «склонна» выдавать вещественные объемы перевозок наподобие 4.99999 или 1E-26, которые перед показом пользователю подлежат округлению соответствующим форматированием ячеек Excel.

Excel выдает ошибку на таблицах определенной величины (из 2-3 десятков потребителей и поставщиков).

Решение транспортной задачи в Excel — условное название для методов нахождения решения транспортной задачи с применением электронных таблиц Microsoft Excel. Надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel позволяет напрямую находить оптимальное решение транспортной задачи. В MS Excel также можно организовать поиск начального допустимого плана и пошаговое решение транспортной задачи симплеккс-методом.

  1.  

Рабочий лист

При решении в качестве начального этапа можно подготовить рабочий лист как показано на рисунке:

A

B

C

D

E

F

G

1

2

3

Цены перевозки, руб./кг

Потребитель 1

Потребитель 2

Потребитель 3

Потребитель 4

4

Поставщик 1

2

3

2

4

5

Поставщик 2

3

2

5

1

6

Поставщик 3

4

3

2

6

7

8

Объёмы перевозки, кг:

Потребитель 1

Потребитель 2

Потребитель 3

Потребитель 4

Запасы

9

Поставщик 1

20

-

10

-

30

30

10

Поставщик 2

0

30

-

10

40

40

11

Поставщик 3

-

-

20

-

20

20

12

20

30

30

10

90

13

Спрос:

20

30

30

10

90

14

Целевая функция:

170

Можно, в частности, взять готовую «рыбу», которую можно скачать, например, здесь:[1]

Формулы в таблице

Ячейки рядом с серыми (на изображении — строка 12 и столбец F) содержат формулы суммирования по строке и столбцу.

  1.  F9: =СУММ(B9:E9)
  2.  F10: =СУММ(B10:E10)
  3.  F11: =СУММ(B11:E11)
  4.  B12: =СУММ(B9:B11)
  5.  C12: =СУММ(C9:C11)
  6.  D12: =СУММ(D9:D11)
  7.  E12: =СУММ(E9:E11)

В отмеченной красным цветом итоговой ячейке использована формула =СУММПРОИЗВ(B4:E6;B9:E11), которая вычисляет сумму произведений цены на объем для каждого из путей перевозки груза. Другие ячейки на этом рабочем листе формул не содержат.

Изменение числа поставщиков и потребителей

Если число строк и столбцов (поставщиков и потребителей) не совпадает с примером, их добавляют, "не задевая" первую и последнюю колонку из диапазона, чтобы не испортились настройки. Например, чтобы добавить еще одну колонку, добавляйте ее после столбца B, а нового поставщика — после строки Поставщик 1 в двух местах), после чего нужно «размножить» соответствующие формулы и оформление из имеющихся ячеек на вновь вставленные.

Ввод исходных данных

В отмеченные зеленым цветом клетки затем надо ввести цены, в отмеченные серым — объем спроса и предложения. Желтые ячейки (объемы перевозки) при вызове надстройки «Поиск решения» программа посчитает сама.

Сбалансированность задачи

Сумма спроса и сумма запасов (в этом примере = 90) должны совпадать, в противном случае требуется ввести фиктивного отправителя или поставщика с нулевыми ценами доставки (см. Транспортная задача#Балансировка задачи).

Установка надстройки

Чтобы начать расчет, нужно убедиться, что в меню Сервис есть пункт меню «Поиск решения»:

Если его там нет, то нужно зайти в пункт «Надстройки» и установить соответствующую надстройку:

Выполнение вычислений

Затем необходимо вызвать пункт меню «Сервис — Поиск решения»:

В этом примере наложено целочисленное ограничение, если оно не требуется, то его можно убрать (выделить в настройках строку со словом «целое» и нажать кнопку «Удалить»).

Для начала поиска решения нужно нажать кнопку «Выполнить», затем в появившемся окне — «Сохранить найденное решение».

Округление

В итоговом решении могут оказаться числа наподобие 19.99999 или 1E-6 — для их форматирования до чисел с нужной разрядностью следует использовать кнопку «Формат с разделителями» на панели инструментов.

Настройки для предотвращения зацикливания

По нажатию кнопки Параметры доступно окно с параметрами поиска решения:

В частности, задано ограничение на время исполнения алгоритма и на число итераций (повторений) цикла во избежание зацикливания, при необходимости длительных вычислений можно выставить значения до 32767. Если алгоритм впал в бесконечный цикл, то есть транспортная задача вырожденная, то можно исправить ситуацию, прибавив к объемам груза у потребителей в исходной задаче небольшие числа, такие как 0.0001. Чтобы при этом задача не оказалась разбалансированной, сумму этих небольших чисел надо прибавить к объему груза одного из поставщиков.

Итоговое решение

Общая стоимость транспортировки содержится в отмеченной красным цветом ячейке «Целевая функция». Чем меньше это значение, тем меньше будет затрачено денег на перевозку всего груза.

Ограничение на величину таблиц

Excel 2003 выдает ошибку на таблицах определенной величины (из 2-3 десятков потребителей и поставщиков).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36617. УСТАТКУВАННЯ ЗАКЛАДІВ ГОТЕЛЬНО-РЕСТОРАННОГО ГОСПОДАРСТВА. Механічне та теплове устаткування 12.46 MB
  Універсальні кухонні машини. Допоміжними елементами машини є засоби керування регулювання захисту сигналізації а також пристрої які забезпечують безпеку експлуатації. Ведуча ланка зєднується з приводом машини а ведена – з робочими органами. Такі машини називаються складними на відміну від простих машин з одним робочим органом.
36618. ОБ’ЄКТНО-ОРІЄНТОВАНЕ ПРОГРАМУВАННЯ 3.53 MB
  Об’єктноорієнтоване програмування це методологія програмування яка базується на поданні програми у вигляді сукупності об’єктів кожний із яких є реалізацією певного класу а класи утворюють ієрархію на принципах успадкування. кожний об’єкт є реалізацією певного класу; 3. Це обєкт класу який асоційований з системною консоллю і отже все те що буде передано в цей об'єкт за допомогою оператора буде виведено в консоль. Тема 15 Поняття класу.
36619. Цивільний захист. Курс лекцій 2.99 MB
  Розроблення найбільш доцільних заходів для захисту людей. Тема 4 : ЗАХИСТ НАСЕЛЕННЯ І ПЕРСОНАЛУ ПІДПРИЄМСТВ ПРИ НС Для захисту населення і персоналу підприємств передбачаються наступні заходи: Своєчасне оповіщення про погрозу НС або її виникнення. Використання засобів індивідуального захисту промислового або самостійного вироблення. Введення режимів радіаційного захисту на заражених територіях до початку евакуації.
36620. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ З УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ 327.5 KB
  КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ З УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ для студентів 1 курсу напрямів підготовки Облік і аудит Конспект лекцій з української мови для студентів напрямів підготовки. Дидактична мета курсу: розширення знань про українську мову як національну мову українського народу виховання поваги до української літературної мови; набуття знань про особливості офіційноділового стилю класифікацію документів структуру тексту документа вимоги до складання й оформлення ділових...
36621. Суть залізобетону. Матеріали для залізобетонних конструкцій 18 MB
  Суть залізобетону Бетон це штучний кам’яний матеріал який добре протистоїть стисканню і значно гірше розтяганню. Залізобетоном називають штучний композитний будівельний матеріал що складається з бетону та сталевої арматури які працюють разом. Елементи під навантаженням: а бетонна балка; б залізобетонна балка; в залізобетонна колона Армування бетонної балки дає можливість використовувати міцність сталевої арматури на розтягання і міцність бетону на стискання. Армування стиснутого бетону підвищує також надійність залізобетонних...
36622. Трудова поведінка: зміст, структура, функції 92.5 KB
  Трудова поведінка як різновид соціальної поведінки. Зміст структура та функції трудової поведінки. Види трудової поведінки. Механізми регуляції трудової поведінки.
36623. Информационные системы предприятия 1.03 MB
  В самом общем виде под информационной системой предприятия (ИСП) понимается весь комплекс данных и знаний, используемых на предприятии в целях управления и любой другой, направленной на экономический эффект деятельности, вместе со средствами получения, учета, хранения, доступа, представления, а также анализа данных и знаний.
36624. Ринок цінних паперів та його місто в системі фінансових ринків 2 MB
  Ринок цінних паперів та його місто в системі фінансових ринків Змістовий модуль 1. Поняття та види ринків цінних паперів 1. Ринок цінних паперів в системі фінансових ринків та його види. Основні види ринків цінних паперів.
36625. Cовершенствование организации и технологии технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей 909.5 KB
  Проблема технического обслуживания, текущего ремонта и диагностики в участка, имеющая недостатки как в организации, так и в выполнении плана ТО является актуальной и требующая пересмотра существующей организации техобслуживания и диагностики.