38731

Создание мобильного пространства школьного музея

Курсовая

Педагогика и дидактика

Учебно-методическом пособии: «Музей-пространство образования» выпуск 1 «Педагогический музей: от традиций к новациям» отражена концепция музейно-педагогического комплекса как образовательного поля-особой развивающей среды, в которой:

Русский

2013-09-29

4.31 MB

10 чел.

Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра культурологического образования

Курсовая работа на тему:

Создание мобильного пространства

школьного музея

Разработчик:

Гайдукова Екатерина Владимировна

Педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №27 им. И.А. Бунина

Василеостровский район

Руководитель:

Хащанская Мария Карловна

Преподаватель кафедры

культурологического

образования СПбАППО

Санкт-Петербург

2013

       

    №                                                СОДЕРЖАНИЕ                                            стр.

             Введение………………………………………………………………3- 4

    1      Создание мобильного пространства   школьного музея…………...5- 16                         

              

    1.1    Архитектурно-планировочное решение пространства

             музея…………………………………………………………………..6-10

1.2    Культурологический потенциал музея…………………………  ..11-13

1.3    Методические разработки для творческих занятий в музее…  …14-15

1.4    Музейное занятие, связанное с творчеством И.А.Бунина………...…16

2       Заключение…………………………………………………………...…17

3       Список литературы…………………………………………………..…18

4       Приложения:

  •  планировочные схемы музеев……………………………            рис.1.1
  •  основная схема проекта мобильного музейного простр-ва……рис.1.2                                                                                            
  •  зонирование музейного пространства………….                          рис.1.3
  •  изменение интерьера музея с помощью расстановки

    мольбертов ……………………………………..                            рис.1.4

  •  тематическое зонирование интерьера музея……………..     рис.1.5;1.6
  •  возможное декоративное оформление оконных проёмов………рис.1.7
  •  фрагмент декоративного оформления интерьера музея………   .рис1.8
  •  образцы женских и детских костюмов конца 19 в.………….рис1.9;1.10
  •  образцы декорирования шляп для музейного занятия в школе…рис.1.11      
  •  предполагаемый общий вид  спроектированного музея…………рис.2.1      

         

   

           

           

                 

          ВВЕДЕНИЕ

Целью курсовой работы является создание условий для расширения возможностей использования музейного пространства как образовательного, на примере проектирования мобильного музея.

Для достижения цели создаётся пространство - трансформер, где происходит трансформация экспозиций.

Основными задачами для осуществления цели являются:

1-проектирование мобильного пространства школьного музея

2-разработка новых форм работы в музее

3-тематическое расширение экспозиции

  Разработанность данной темы в научной и методической литературе  высока, например в Монографии Л.М.Ванюшкиной и Е.Н.Коробковой очень чётко выделены три подхода к организации деятельности на экспозиции музея :

1-просветительская деятельность;

2-музейно-педагогическая деятельность;

3-педагогика музейной деятельности;

Для того, чтобы заинтересовать современных посетителей школьного музея (как детей, так и взрослых) просто необходимо искать всё новые и новые формы деятельности музея, и в связи с этим должно трансформироваться и архитектурно-планировочное решение музейного пространства.

В учебно-методическом пособии: «Музей-пространство образования» выпуск 1 «Педагогический музей: от традиций к новациям» отражена концепция музейно-педагогического комплекса как образовательного поля-особой  развивающей среды, в которой:

1-разворачивается дидактическая «проблемная» экспозиция;

2-выстраиваются модели музейной коммуникации;

3-создаются условия для диалогового, творческого, личностно-деятельностного обучения педагогов;

4-происходит овладение методами внеаудиторного образования;

5-создаются собственные «тексты культуры»

 Если рассматривать значение темы создания  мобильного пространства в образовательном процессе, то такое нестандартное решение способствует более эффективному вовлечению детей во внеклассную деятельность, а также расширение внеаудиторного образования детей.

  Если говорить о краткой характеристике методов, для достижения цели то это:

      1- основной принцип структуирования музейного пространства –

         принцип зонирования       

      2- простота и лаконичность используемых предметов для экспозиции

      3- возможность декорировать стены самыми различными        стилистическими способами;

      4- большие возможности в театрализации музейных занятий;

      5- использование пространства музея для различных целей – экскурсии,

учебная деятельность, вернисажи, проведение праздников.

 Хочется надеяться, что проект привнесёт в жизнь школы новые возможности в изучении различных предметов и тем (в любой сфере знаний, не замыкаясь на чём - то одном), заинтересует  школьников в изучении музейного пространства, быть активными участниками создания экспозиций такого мобильного музея, воспринимать с любопытством каждую меняющуюся экспозицию через временной аспект и станет любимым местом для проведения времени у школьников, как во время экскурсий, так и во время отдыха.  

В том же учебно-методическом пособии под редакцией Л,М.Ванюшкиной о Педагогическом музее говорится: «Тематика музейно-педагогических занятий, проводимых в музейном пространстве, отражает идею преемственности традиций и новаций российского образования, особенно актуальна в наше время».

1 СОЗДАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

В рамках курсовой работы для разработки  взята тема создания проекта мобильного пространства школьного музея, который был создан в процессе обучения на курсах «Музейной педагогики» и  явился одним из заданий, кроме этого данный проект будет непосредственно связан с спроектированным музейным занятием, которое будет посвящено изучению творчества И.А.Бунина.

Проекта музея, который называется информационно-познавательным центром «Окно в Эпоху». Название музея или точнее информационно-познавательного центра обусловлено тем, что любая тема, любой предмет рассматривается во  временном изменении, будь то литература или история; математика или биология; живопись или история костюма; архитектура или развитие письменности (шрифтов) и т.д.


1.1 АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА МУЗЕЯ

Предлагается создать музейное пространство, используя внутренний двор школы, который часто существует, в типовых проектах школ.

Но если брать проекты  зданий школы, такое пространство может быть любой конфигурации, что позволяет создавать различные формы экспозиции, т. е.  данный проект очень мобилен и позволяет фантазировать в процессе создания интерьера музея.

Помещение музея или информационно-познавательного центра непосредственно примыкает к стенам школы и вход в него осуществляется как со двора (для гостей школы, родителей и т. д.), так и из школы (для школьников и учителей) через дополнительные входы.

Сверху пространство музея предполагается перекрыть световым фонарём, остеклённым частично или на всю поверхность.

Музей как самостоятельный объект вливается в жизнь школы и имеет коммуникационные связи через окна, расположенные в стенах школьного здания.

Внешняя конфигурация пространства музея зависит от конфигурации школьного здания, приводятся несколько примеров объёмной планировки территории, занимаемой школьным музеем, которые дадут возможность по-разному взглянуть на одно и то же здание и организовать территорию, прилежащую к музею.

Конфигурация музея изменяется, а соответственно и интерьер музейного пространства в зависимости от различной конфигурации здания школы.

 

Основная схема мобильного музейного пространства

Рис.1.2

   

 

                                          Экспликация по плану

  1.  Постоянные остеклённые стеллажи для хранения музейных экспонатов
  2.  Столешницы для размещения экспонатов, а также для работы с планшетами.
  3.  Мольберты для размещения меняющихся экспонатов.
  4.  Этажерки для размещения работ декоративно-прикладного искусства.
  5.  Рабочий стол и стулья, размещённые в центре и предназначенные для работы школьников.
  6.  Экраны для показа слайд-шоу.

Основным архитектурно-планировочным решением интерьера музея является создание некой оси, вокруг которой и будет формироваться всё пространство музея. Это прежде всего круглый стол и стулья для работы школьников и всех посетителей (выполнение заданий; чтение книг; рисование и т.д.). В центре этой планировочной оси планируется разместить зелёный сад, который может представлять собой как одно высокое растение, так и этажерка с цветами. Основная роль такой озеленённой оси заключается прежде всего в создании некоего стабилизирующег и успокающего оазиса, позволяющего сосредоточиться на своей работе, визуально создавая уединение для каждого человека.

         Основной принцип структуирования мобильного пространства            

    школьного музея-принцип зонирования.

Всё помещение музея разделено на четыре сектора, которые обозначают отдельные темы экспозиции и могут выделяться между собой следующим образом:

1.  За счёт названий экспозиций .

    2.  Акцентов освещённости, когда можно включать свет над обсуждаемой

         экспозиции.    

    3. Декоративным элементом - занавесом расположенным на тросе – такой

        вариант создаёт ощущение некого театрального действа.

Деление на сектора может осуществляться в различных направлениях.

В разработанном проекте предложено деление по диагоналям.  Представлены несколько способов зонирования, которые в корне меняют внутреннее пространство, его интерьер, что доказывает  главную идею проекта- мобильность данного проекта.

         В музее предполагается наличие как стационарных - постоянных, так и

меняющихся, временных экспозиций. В качестве постоянных планируется использовать угловые остеклённые стеллажи, примыкающие к стенам здания, в которых можно хранить книги, предметы антиквариата, документы и другие необходимые вещи, связанные, например, с историей школы. Также вдоль стен используются столешницы на консолях, которые могут использоваться как для размещения на них экспонатов, так и для учебной работы. Под столешницами возможно устройство шкафчиков для хранения дополнительных экспонатов, различных документов для наполнения музея. Столешницы предлагается изготовить откидными, что позволит увеличить внутреннее пространство музея.

Временные или меняющиеся экспонаты планируется размещать на мольбертах. Такая деталь как мольберты выбрана поскольку:

Во-первых, мольберты сами являются очень декоративными элементами, украшающими интерьер, особенно музейный.

Во-вторых, это очень мобильная конструкция, которая позволяет легко менять наклон, высоту и направление экспозиции, что полностью отвечает задачам проекта.

Кроме того, с помощью мольбертов можно легко изменить внутреннее содержание музея, поставив их в различном направлении и легко изменить маршрут экскурсии.

Маршрут экскурсии может быть проложен в любом заданном направлении, отвечающем соответствующей тематике и осмотр экспонатов предполагается также проводить достаточно свободно, не зажимая его в определённые рамки.

  В качестве меняющихся экспонатов   могут быть различны стенды, рисунки ребят (как индивидуальные работы, так и коллективные, которые в частности создавались в нашей школе в качестве инновационной педагогической идеи) , плакаты, которые будучи развешенными на стенах школы, включаются в пространство музея и образуют декоративный фон на любую тему музейного занятия или праздника. Это может быть и шпалерная развеска и выделенная индивидуально, при этом в музейном пространстве будет постоянно существовать вернисаж.

Перед мольбертами предлагается поставить небольшие этажерки, с расположенными на них предметами декоративно-прикладного искусства, выполненные руками учеников, которые также будут соответствовать изучаемым темам экспозиций.

Одним из проектных решений и предложений могло бы быть размещение на подвесах экранов в центральной части, перед столами (по принципу телепередачи: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?), на которых давались бы соответствующие задания виде показа слайдов. Также возможна установка мониторов-экранов на стенах для показа необходимой информации по тематическим экскурсиям.


  1.  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОТЕНЦИАЛ  МУЗЕЯ

Проект информационно-познавательного центра получил название «Окно в Эпоху». Экспозиции в зависимости от изучаемого предмета и литературные темы и исторические, и естественные науки,  все они будут отображать изменение во времени, например изменение книги и письменности или наука как таковая и её эволюция.

На рис.1.5,1.6 в приложении приведены примеры тематического зонирования информационно-познавательного центра, в связи с чем может в корне меняться оформление интерьера за счёт таких мобильных элементов, как мольберты с наглядной информацией, тематических предметов, рисунков и т.д.

Так например, изучая живопись, можно выделить тему натюрморта,   изучить символизм в натюрморте 17-18 в.в., дав возможность ребятам самим составить композиции на этажерках перед мольбертами из предоставленных предметов и постепенно перейти к теме натюрморта в современной фотографии, её световых и цветовых акцентах,  дав возможность ученикам продемонстрировать свои фотоработы, посвятив этому целое музейное занятие. Или, изучая развитие математики, научить ребят считать на счётах, счётной машинке старого образца и т.д. Изучая историю архитектурных стилей в архитектуре показать метаморфозы капителей колонн от дорического к коринфскому  и перейти к современному стилю декорирования, предложив детям применить свои творческие способности в различных формах, например лепке из пластилина, создании объёмных бумажных конструкций, в рисунках простым карандашом и тушью.

Таким образом, можно выбрать большое количество культурологических тем, где школьники будут иметь возможность, в театрализованной форме, изучать культурное наследие в различных областях, впитав богатый опыт прошлых лет, усилить желание развивать себя дальше и вкладывать свои знания в выбранную профессию.

 Маршрут экскурсий,  полностью подчинён выбранной теме и может быть, как лекционным, так и свободным, когда есть возможность просто погулять по пространству музея.

 В проекте информационно- познавательного центра «Окно в Эпоху» -- окна школы, выходящие в его внутреннее пространство являются важным элементом- это «Глаза школы», которые могут выполнять различную роль:

1.  наблюдение за тем, что происходит в музее

2.  место для размещения рисунков и объёмных инсталляций

3.  и наконец, декорации для кукольного или драматического спектакля.

4.  сцена и зрительный зал для проведения театрального действа.

Кроме тематических экскурсий, помещение информационно-познавательного центра «Окно в Эпоху» пространства школьного музея может также широко использоваться и в других целях, например как развлекательный центр для проведения различных праздников, где окна играют огромную свою роль.

Помещение школьного информационно-познавательного центра «Окно в Эпоху» это- большая рекреационная зона отдыха, где школьники просто находят покой и возможность отдохнуть, прочесть книгу, подумать, послушать музыку, сделать домашнее задание и т. д. Для усиления эффекта релаксации, покрытие пола предполагается сделать, имитирующим зелёную траву, что будет придавать уют и возможность посидеть прямо на полу и кроме того на таком покрытии любая экскурсия будет выглядеть как выход на пленер, тем более что просвечивающее через фонарь небо также будет создавать иллюзию пребывания на природе, особенно при наличии таких элементов как мольберты.

Поскольку современные формы музейных экспозиций не всегда привлекают детей, как педагогам, так и работникам музея приходиться находить новые формы, для того чтобы увлечь ребят.

Проект мобильного пространства школьного музея может заинтересовать учеников новыми формами работы с экспозицией.

Далее хочется представить фрагмент данного спроектированного пространства со всеми элементами интерьера, чтобы обрисовать тот внутренний мир, который бы хотелось создать в таком музее.  Это и рабочие      

места для школьников, и декоративное оформление стен и места для постоянных и временных экспозиций - столешницы, стеллажи и мольберты и этажерки. Кроме того, в таком центре могут широко использоваться инновационные технологии для создания презентаций в электронном виде, а

также слайд-шоу, световых декораций и др. Это наглядно показано на рис.1.8

в приложении.  

 

                       

  1.  МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В МУЗЕЕ.

Наша школа № 27 Василеостровского района с углублённым изучением литературы, истории и иностранных языков специализируется на изучении творчества И. А. Бунина и кроме этого на истории женских гимназий конца 19в. В связи с проектом мобильного пространства школьного музея, предлагается выйти за рамки изучаемых тем, расширив их изучение путём интерактивных занятий и театральных представлений.

1- это классическая форма экскурсий, которые проводит как сотрудник музея, так и сами ученики с демонстрацией экспонатов, чтением стихов и отрывков из произведений Бунина, показ спектаклей или сценок, устройство вернисажей из работ школьников и т.д.

2- предполагается выйти за рамки существующего помещения музея в рекреацию, оформив её планшетами с утерянными храмами Санкт-Петербурга, а также с другой информацией, связанной с этим периодом времени. Рядом предполагается изобразить гуляющих дам в костюмах конца 19в., что создаст визуальную атмосферу 19 века и дало бы возможность ученицам создать костюмированный вернисаж, нарядившись в соответствующие костюмы изобразить прогуливавшуюся публику того времени, опять же связав это с творчеством Бунина.

3- запроектировано создание плоскостного манекена взрослой женской фигуры и детской, для которых будут изготовлены плоские нарисованные костюмы, как учителей, так и учениц гимназий, а также светские женские и детские костюмы, которые ребята сами в форме игры будут одевать на манекены, выполняя практическую работу по изучению и созданию костюмов по принципу забытых старых моделей советского и дореволюционного времени.


В ходе экскурсии и демонстрации костюмов того времени мы постараемся

Найти ответы на вопросы, связанные со временем преподавания в женских

гимназиях, будничной жизнью конца 19 в., что в  принципе объясняет образ  жизни  того времени, его нравственные устои.

     Идея просвещения дворянских девушек появилась ещё в 18веке в эпоху

Императрицы Екатерины 2. Именно в образовании императрица видела возможность создания «новой породы людей» - «вкоренять в сердцах добронравие», чтобы смягчить нравы русского общества.

     Следуя правилу: действовать на девочек благородными примерами – обязаны были обращаться с благородными девицами кротко, справедливо и ласково.

      И наконец, в краткой форме хочется привести пример музейного занятия,

непосредственно связанного с экспозициями и тематикой нашего музея, который  явится  моделью  для нового мобильного информационно-познавательного центра школьного музея.


1.4 МУЗЕЙНОЕ ЗАНЯТИЕ, СВЯЗАННОЕ С ТВОРЧЕСТВОМ И.А.БУНИНА

 Музейное занятие представляет собой  театрализованное дефиле женских шляп конца 19 и начала 20 в.в. Шляпы будут изготовлены мною при участии учениц старших классов из ватмана, а далее декорированы рисунками и объёмными элементами, лентами и вышивкой в стиле «графика» руками школьников в стилистике произведений И.А.Бунина, чьё творчество изучается в нашей школе.

       Это могут быть и акварельные работы «по-мокрому» с лирическими пейзажами из поэзии Бунина, и более яркая техника с темой деревни, и яблоки, а также тема Парижа и т.д.

Школьницы будут демонстрировать показ шляп, сопровождая его чтением как поэзии, так и прозы Бунина, это театрализованное действие может сопровождаться также музыкальными фрагментами того времени: классикой, романсами, французским аккордеоном. Стихи к прекрасной даме обращаются из уст мальчиков.  Если представить такое занятие в пространстве спроектированного мобильного пространства школьного музея, то активно могут быть задействованы окна школы в качестве декораций, постепенно раздвигающиеся занавеси, осуществляя переход из одного сектора в другой, живые застывшие фигуры и т.д.

На мольбертах могут быть выставлены как рисунки ребят, так и тексты Бунина.

       Хочется отметить, что такие творческие занятия, как шляпное дефиле или работа с костюмами и манекенами могут происходить в пространстве спроектированного музея, где можно выделить и временные и тематические отрезки.

                        

.                         

2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

В заключение курсовой работы отмечается выполнение поставленных задач для достижения поставленной цели:

1-спроектировано мобильное пространство школьного музея - информационно - познавательного центра «Окно в Эпоху»;

2-разработаны новые формы работы в музее - костюмированный вернисаж ,практическая работа по изучению и созданию костюмов, шляпное дефиле.

3-на примере тематических схем показаны возможности расширение тематики экскурсий и экспозиций.

Тематические выставки и примеры музейных занятий- это только начало исследования мобильных способностей спроектированного информационно-познавательного центра «Окно в Эпоху» в рамках нашей школы. В ходе дальнейшей разработки и сбора материала предстоит ответить на вопросы: какие традиции преподавания литературы и истории являются актуальными сегодня? В чём заключается историческое своеобразие нашей школы? Думается на эти вопросы важно ответить накануне празднования 155-летия

нашей  27 школы им. И.А.Бунина .

Далее на рис.2.1 в приложении предлагается предполагаемый общий вид спроектированного музея.

 


3   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная литература:

     1. Федеральная целевая программа «Создание системы открытого

          Образования в России»

     2.  Концепция модернизации российского образования на период до        

        2010года.-М.,2004г.    

Энциклопедии и словари:

     1. Педагогический энциклопедический словарь( А.М.Прохоров и др.) -    

          М., 1993г.

     2. «Иллюстрированная энциклопедия моды» Изд.Артия,Прага,1986г.

     3.«Журналы мод 19 века»; «Элегантные дети» из собрания                

          Исторического музея –М., 2012г.

Учебные пособия:

     1. Музей-Пространство образования: Музейно-педагогический  

         Комплекс»Феникс»; вып.1 Педагогический музей: от традиций к

         новациям(Л.М.Ванюшкина,И.Е.Барыкина,Л.В.Дербилова,

         Е.Н.Коробкова,М.К.Хащанская)- СПб.,2013г.

     2. Педагогика художественного музея: от истоков до современности:

         Учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных

         факультетов.(Б.А.Столяров) - СПб.,1999г.

     3. Курсовая работа в системе постдипломного образования:   

         Требования и рекомендации – СПб.,2011г.

Монографии:

     1. Образование в пространстве культуры (Л.М.Ванюшкина,

         Е.Н.Коробкова) – СПб., 2012г.

     2. Внеаудиторное образование-путь в новое образовательное

         пространство(Л.М.Ванюшкина) – СПб.,2003г.

Статьи:

     1. Художественный  музей  как феномен культуры - СПб., 2001г.

     2. Образовательный музей  ( педагогический,школьный,детский)

          М., 2007г.

Диссертации:

      1. Педагогический потенциал наследия Н.Я.Данилевского в контексте

         Российского философско-образовательного поиска: (канд. пед. наук

         В.В.Сороковых – Елец,2005г.

                             

                             


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53486. Процедура правого поворота для AVL дерева и ее особенности 41.46 KB
  В 1962 году советские математики Адельсон-Вельский Г.М. и Ландис Е.А. предложили метод балансировки, требующий после включения или исключения узла лишь локальные изменения вдоль пути от корня к данному узлу, то есть времени не более O(log2n)
53488. Процедура вставки вершин в AVL дерева и ее особенности 19.29 KB
  Показатель сбалансированности в дальнейшем будем интерпретировать как разность между высотой левого и правого поддерева, а алгоритм будет основаться на типе TAVLTree, описанном выше. Непосредственно при вставке (листу) присваивается нулевой баланс
53489. УРОКИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 415 KB
  Издание содержит основные требования к урокам математики в начальной школе нормы оценок устных и письменных работ учащихся схемы анализа уроков и контрольных работ. Предложены типы уроков математики раскрыты особенности их построения приведены типичные причины затруднений практикантов на уроках. Содержание Введение 4 Этапы планирования и подготовки урока студентом 5 Действия практиканта при планировании и конкретизации задач урока. 9 Примерное содержание комбинированного урока 11 Образцы оформления конспектов...
53492. Построение таблицы по бинарному дереву поиска 22.96 KB
  Уровень узла в бинарном дереве определяется следующим образом: уровень корня всегда равен нулю, а далее номера уровней при движении по дереву от корня увеличиваются на 1 по отношению к своему непосредственному предку
53493. Расчет козлового крана по заданным параметрам 799 KB
  Повышение качества создаваемого механического оборудования и конструкций необходимо связывать, прежде всего, с уменьшением их веса и стоимости, повышением надежности и улучшением ряда других характеристик
53494. Особенности и результат левого поворота поддерева AVL дерева 131.17 KB
  После добавления нового элемента необходимо обновить коэффициенты сбалансированности родительских узлов. Если любой родительский узел принял значение -2 или 2, то необходимо выполнить балансировку поддерева путем поворота