38738

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Книга

Архивоведение и делопроизводство

Безвиконная МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Учебнометодическое пособие Омск 2011 СОДЕРЖАНИЕ Общие требования к выпускной квалификационной работе 3 Основные этапы подготовки работы 7 Содержание выпускной квалификационной работы. 13 Требования предъявляемые к оформлению выпускной квалификационной работы 28 Оформление списка источников и литературы библиографическое описание 29 Оформление...

Русский

2013-09-29

299.5 KB

4 чел.

Министерство образования и науки Р Ф

ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет

Исторический факультет

Е.В. Безвиконная

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ, НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Учебно-методическое пособие

Омск 2011


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Общие требования к выпускной квалификационной работе……………… 3
  2.  Основные этапы подготовки работы………………………………………… 7
  3.  Содержание выпускной квалификационной работы……………………….. 13
  4.  Требования, предъявляемые к оформлению

выпускной квалификационной работы………………………………………… 28

  1.  Оформление списка источников и литературы

(библиографическое описание)………………………………………………… 29

  1.  Оформление ссылок……………………………………………………………33  
  2.  Порядок и сроки защиты выпускной квалификационной работы…………. 34
  3.  Список использованной литературы………………………………………… 36
  4.  Приложения…………………………………………………………………… 38


Методические указания подготовлены на основании стандартов:

ГОСТ 7.0-99 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения;

ГОСТ 7.4-95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения;

ГОСТ 7.11-78. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании;

ГОСТ 7.12-93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись.  Сокращение слов на русском языке;

ГОСТ 7.32-91. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;

ГОСТ 7.80-2000. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.  Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения;

ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание.

  1.  Общие требования

к выпускным квалификационным работам

Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом обучения студента в высшем учебном заведении. Согласно Закону РФ “Об образовании” от 10.07.1992 г. (в ред. от 29.12.2004 г.), Федеральному закону “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22.08.2996 г. (в ред. От 13.07.2007 г.) определены следующие ступени высшего профессионального образования:

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

Реформирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации направлено на выработку четких квалификационных требований к уровню подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Выпускная квалификационная работа наряду с Государственным аттестационным экзаменом выступает основным критерием оценки качества образовательного процесса в высшем учебном заведении. Дипломная работа специалиста является традиционной формой итоговой аттестации специалиста, разработаны универсальные требования по ее выполнению и защите. Что касается выпускной работы бакалавра и магистерской диссертации, то для российской системы высшего профессионального образования они представляют собой новые формы аттестации выпускников. Возникает настоятельная потребность в разработке специальных методических рекомендаций по написанию выпускной работы бакалавра и магистерской диссертации. Данное пособие ориентировано на студентов-бакалавров, специалистов и магистров в области правового образования.

А). Выпускная работа бакалавра

Выпускная квалификационная работа бакалавра является самостоятельной научно-исследовательской работой учебного характера и служит для определения уровня подготовки выпускника для продолжения образования в магистратуре. При написании данной работы студент должен продемонстрировать уровень владения теоретическими знаниями, умение использовать их при анализе практического материала, делать самостоятельные выводы и аргументировать их. Выпускная работа бакалавра отличается от дипломной работы более узкими задачами и незаконченным характером исследования, которое будет продолжено в рамках магистерской диссертации. Выпускнику следует использовать научно-теоретические разработки (собственные, или других авторов) при изучении конкретного фактического материала, собранного в результате прохождения практики.    

Б). Дипломная работа

Дипломная работа представляет собой законченное, самостоятельное исследование, носящее научно-практический характер. В процессе выполнения дипломной работы студент должен в полной мере использовать, систематизировать и углубить теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения. Она должна быть выполнена на основе глубокого изучения нормативно-правовых актов и комментариев к ним, специальной отечественной и зарубежной литературы, статистических материалов, делопроизводственной документации и иных источников. Отличительной особенностью дипломной работы является ее ярко выраженный проблемный характер, наличие анализа конкретного практического материала, собранного в период прохождения преддипломной практики, самостоятельное его осмысление и выработка собственных предложений, рекомендаций по разрешению избранной для исследования проблемы.

В. Магистерская диссертация  

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу, которая является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя. Это высшая форма квалификационной работы в сравнении с дипломным проектом специалиста и выпускной работой бакалавра. Защита магистерской диссертации происходит публично на заседаниях Государственной аттестационной комиссии.

Магистерская подготовка выступает первой ступенью в научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к       поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской      диссертации. Степень магистра является, прежде всего, академической степенью, отражающей образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику. На этом основании магистерская диссертация должна содержать обоснованные и качественные положения, выводы и рекомендации, отличающиеся новизной. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора навыков научно-исследовательской работы в избранной области профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация  – самостоятельное творческое исследование одной из проблем современной юридической науки. При ее написании магистрант должен продемонстрировать:

  •  уровень теоретического мышления, а также умение применять, полученные в период обучения знания;
  •  степень владения общей и специальной литературой;
  •  способность анализировать нормативно-правовую базу и практику ее применения;
  •  умение решать конкретные вопросы, возникающие в науке и практике;
  •  способность формулировать свою позицию по спорным проблемам и отстаивать ее;
  •  способность вносить предложения по совершенствованию действующего законодательства и практике его применения.

Магистерская диссертация занимает промежуточное положение между выпускной квалификационной (дипломной) работой и кандидатской диссертацией. В отличие от кандидатской диссертации магистерская обладает рядом существенных особенностей. Во-первых, она не требует обязательного наличия публикаций (тезисов и статей) в научных изданиях. Во-вторых, представления автореферата диссертации к защите не является необходимым, поскольку магистрант должен представить Государственной аттестационной комиссии только диссертационную работу.  

Отличительной особенностью магистерской диссертации по отношению к дипломной  работе является законченный характер научного исследования, которое раскрывает содержание предмета изучения. Она должна содержать решение задачи, имеющей существенное значение для современной юридической науки, либо в ней должны быть изложены научно-обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

Диссертация готовится единолично автором и носит самостоятельный характер; в ней должна содержаться совокупность научных выводов, выдвигаемых им для публичной защиты, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы. Новые решения, предложенные соискателем, должны быть четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками.

2. Основные этапы подготовки

выпускной квалификационной работы

Подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра, специалиста и магистра в области правового образования является трудоемким процессом, рассчитанным на длительный период времени. Возможно выделить следующие этапы работы:

  1.  Выбор научного руководителя и темы исследования;
  2.  Определение содержания ВКР;
  3.  Сбор фактического материала;
  4.  Системное изложение материала;
  5.  Редактирование материала;
  6.  Составление списка использованных источников и литературы;
  7.  Оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  8.  Подготовка отзыва научного руководителя и рецензии,
  9.  Защита ВКР перед членами Государственной аттестационной комиссии.

1. Выбор темы исследования. Тему работы студент может выбрать из списка тем, разработанных преподавателями кафедры правоведения и методики преподавания права, либо предложить собственную тему с учетом своих научно-практических интересов. Выбор темы должен быть обусловлен предшествующими курсовыми работами, для магистров – выпускной работой бакалавра. Студенту предоставляется возможность избрать в качестве руководителя ВКР преподавателя иной кафедры исторического факультета. Для этого необходимо написать заявление на имя декана факультета с просьбой назначить руководителем работы преподавателя соответствующей кафедры. Заведующий кафедрой правоведения и методики преподавания права ставит визу на заявлении о своем согласии (или несогласии) на назначение руководителем ВКР преподавателя иной (не профильной) кафедры.  

От продуманного выбора проблемы для научного исследования зависит возможность формулирования стратегических задач в ВКР. Для этого необходимо настойчиво, изо дня в день кропотливо работать, творчески осмысливать собранный материал, изучать события и факты.

Любой исследователь, не только начинающий, обязан опираться на научные достижения, полученные другими учеными, объективно оценивать их, прислушиваться к мнению специалистов, работающих в различных областях научного знания. Исходя из этого принципа, начинающему исследователю целесообразно не только прислушаться к мнению научного руководителя, учесть его пожелания, но и проконсультироваться с ведущими специалистами в области юриспруденции. Вместе с тем, студенту необходимо научиться творчески осмысливать высказанные пожелания, отстаивать свои позиции, избегая “слепого” следования установкам других ученых. Проявив большую самостоятельность в определении тематики исследования, студент в дальнейшем избежит проблем с формулировкой собственного видения проблемы и подведением результатов проделанной работы.

Тема ВКР должна отвечать принципу “золотой середины”, быть не слишком широкой и не слишком узкой. Например, такие темы как: ”Правовые основы российской государственности”, “Российский федерализм: истоки и перспективы” представляются чрезвычайно широкими и должны рассматриваться на уровне докторских диссертаций.

При выборе темы следует избегать так называемых “конъюнктурных тем”, появление которых вызвано потребностями политической, идеологической ситуации. В отношении юридических исследований данная опасность весьма существенна. Для ее избежания необходимо внимательно оценить степень научности избранной проблематики и перспективы ее дальнейшего развития. Например, проблемы местного самоуправления, принципов организации исполнительной власти, государственной службы, реформа избирательного законодательства и др. представляются «вечными» и всегда найдут своего исследователя.

При формулировании темы ВКР необходимо следовать следующим принципам: проблемность, лаконичность, четкость, доступность для восприятия (не загроможденность понятийным аппаратом). В приложении № 1 предлагаются формулировки тем, не отвечающие перечисленным принципам, а также варианты формулировок им соответствующие.     

Работая над темой, следует просмотреть каталог авторефератов диссертаций защищенных по соответствующей отрасли юридической науки. Это поможет выявить сферу приложения собственных научных изысканий. Следует ознакомиться также с дипломными и диссертационными работами, защищенными в смежных областях науки, так как на стыке наук можно найти новые проблемы, пути их решения. Например, исследования в области  муниципального права невозможны без привлечения научных достижений в сфере теории государства и права или конституционного права.

Особое внимание студент должен уделить выяснению новизны в его исследовании и обоснованию актуальности избранной темы. Новизна работы может пониматься в двух значениях:

  •  обращение к ранее не изученной (не достаточно изученной) проблеме юридической науки (ликвидация “белых пятен”);
  •  выявление новых аспектов в исследовании достаточно “традиционной” проблемы, привлечение новых источников.

В обоих случаях тема диссертации может быть признана актуальной. Для членов Государственной аттестационной комиссии имеет принципиальное значение самостоятельное осмысление выпускником темы его ВКР, способность видеть перспективу.

Практическая значимость исследования может выражаться в различных формах, что определяется характером самой работы. Практическая составляющая ВКР как правило выражается в двух формах:

  1.   Разработка теоретической концепции (применение существующей в ином контексте), которая может использоваться в последующих юридических исследованиях. Преимущественно характерно для ВКР в области Теории государства и права;
    1.   Выработка практических предложений по совершенствованию действующего законодательства, существующей модели организации властных институтов, принципов взаимодействия государства и общества (например, в сфере трудовых отношений).

2. Составление списка источников и литературы

Важной задачей студента после выбора темы исследования и утверждения ее содержания становится изучение научных исследований и сбор источникового материала. Эту работу рекомендуется вести в сотрудничестве с научным руководителем. Начинающему исследователю рекомендуется чаще обращаться к руководителю за помощью, прислушиваться к его мнению, как по содержанию индивидуального плана работы, так и изучению литературных источников.

Необходимо познакомиться со всеми видами источников и литературы, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся:

  1.  Материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях,
  2.  Неопубликованные документы,
  3.  Диссертации,
  4.  Депонированные рукописи,
  5.  Официальные материалы.
  6.  Публикации, содержащиеся в периодической печати: статьи, заметки, данные социологических опросов, официальные сообщения.

Состояние изученности темы целесообразнее проследить по информационным изданиям, цель выпуска которых оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о произведениях печати, но также идеями и фактами, в них заключенными. Издания можно классифицировать по трем видам: библиографическому, реферативному и обзорному.

Библиографические издания чаще всего носят сигнальный характер и состоят из кратких библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Они с максимальной полнотой фиксируют новинки отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе. Они представляют собой по преимуществу систематические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, тематика которых охватывает почти все отрасли мировой науки и техники.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Реферативные сборники представляют собой периодические, продолжающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Их выпускают центральные отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие издания носят узко тематический характер.

Обзорные издания чаще всего посвящаются одной проблеме. Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Они сообщают о состоянии или развитии отрасли науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Знакомясь с публикациями по избранной проблеме, следует просмотреть ретроспективную библиографию, обычно помещенную в конце монографии или журнальной статьи. Списки таких источников, как свидетельствует практика, облегчают работу исследователя: они информируют его о научных трудах, вышедших в предшествующие годы по интересующим аспектам данной проблемы.

Составляя список (картотеку) литературных источников, следует отчетливо записать фамилию и инициалы автора, название источника, год и место издания, количество страниц монографии или брошюры, так как по ГОСТу это требуется отразить в диссертации. В случае ознакомления с журнальной статьей необходимо (в целях экономии времени при составлении списка литературы) обязательно выписывать исходные данные журнала (кем издается, год и месяц, номер издания). Нередко при чтении источников возникают собственные гипотезы, мысли, выводы; их целесообразно записывать по мере чтения материала на полях выписок. Они могут послужить основой для разработки новых положений, обоснования новых знаний.

Привлечение Интернет-ресурсов при написании ВКР признается допустимым только если информация берется с официального сайта органа власти, политической партии, общественной организации, либо материал не был опубликован на печатном носителе (например, статьи из Интернет-журналов, газет). Не допускается ссылка на нормативно-правовые акты, размещенные в Интернете, поскольку существуют официальные источники публикации: Собрание законодательства РФ и Российская газета.

3. Составление плана (содержания) ВКР.

При составлении плана работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

- самостоятельность;

- разделение на главы и параграфы;

- логика содержания работы (последовательность в изучении проблемы).

В методологии научного исследования выделяют несколько видов планов работы:

1. Дедуктивный (общетеоретический характер);

2. Монистические теоретические исследования (отраслевые);

3. Теоретико-эмпирические исследования;

4. Историко-диахронические исследования (См. приложение 2).

4. Работа с источниками и литературой.

5. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

6. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.

7. Разработка разных способов решения выделенной проблемы. Определение оптимального пути решения проблемы.

8. Компоновка текста в главы, написание к ним выводов.

9. Составление заключения и введения.

10. Составление списка источников и литературы, приложений. Завершение оформления работы.

11.  Представление на кафедру для рецензирования (до 1 мая текущего года).

12. Защита выпускной квалификационной работы. 

3. Содержание выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа оценивается не только по актуальности проблемы исследования, содержанию проанализированного материала, но также и по уровню методологической подготовки студента, его способности правильно выстроить структуру работы и организовать фактический материал.

В структурном отношении ВКР должна включать следующие единицы:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Основная часть, под разделенная на главы и параграфы

5. Заключение

6. Список использованных источников и литературы

7. Приложение(я) (при необходимости).

Форма оформления титульного листа в зависимости от вида ВКР дана в приложениях 3, 4, 5.

На следующей после титульного листа странице помещается содержание, в котором отражены названия глав и параграфов, номера страниц на которых они расположены (Приложение 6).

Нумерация страниц (вверху по середине листа) начинается с третьей страницы, на которой помещается введение. Оно должно составлять не менее 10 - 15 % от объема всей работы. Во введении обязательно должны быть отражены:

  1.  Обоснование актуальности темы;
  2.  Степень изученности темы (историография);
  3.  Объект, предмет исследования;
  4.  Цель и задачи исследования;
  5.  Хронологические и географические рамки (если необходимо);
  6.  Теоретическая основа ВКР (методологические подходы и методы исследования);
  7.  Источниковая (нормативно-правовая) база исследования;
  8.  Научная новизна (для магистерских диссертаций);
  9.  Практическая значимость исследования (для магистерских диссертаций);
  10.  Апробация и внедрение результатов исследования (для магистерских диссертаций);
  11.  Структура работы.

Обосновывая актуальность избранной темы, студент должен четко определить ее место среди проблем современной юридической науки, а также выявить ее перспективы, возможности дальнейшего совершенствования (Приложение 7). Для качественного определения актуальности исследования рекомендуется составить тезисный план его содержания, содержащий логические «переходы» от одного рассуждения к последующему.    

Пример: «Брачный договор как основание установления договорного режима имущества супругов: понятие, заключение, содержание».

1. Совершенствование семейных правоотношений, понятий семьи и брака. Новые формы регулирования имущественных отношений.

2. Брачный договор – форма регулирования имущественных отношений, приобретает все большую популярность в РФ (западный опыт).

3. Особенности заключения и содержания брачного договора в связи с российскими реалиями.

В приложении 8 предлагается практическое задание, которое позволит студенту научиться правильно, обосновывать актуальность своего исследования.

Степень изученности темы предполагает проблемно-хронологический анализ исследований, посвященных изучаемой проблеме или (при необходимости) смежным проблемам.

Возможно несколько вариантов определения степени изученности темы:

1. В хронологическом порядке проанализировать ключевых авторов, занимающихся проблематикой работы, первоначально разделив их на исторические этапы (например, дореволюционный, советский, современный). Обязательным является наличие логичных переходов от одного периода к другому.

2. Проблемный анализ специальных работ по теме исследования (образец представлен в приложении 9).  

От качественного анализа предшествующей исследовательской традиции зависит способность студента определить место своей работы в проблематике современной юридической науке, выявить объектно-предметную область.  

Объект исследования – часть общественных процессов и явлений, подвергающихся изучению в ВКР. В качестве примера можно рассмотреть такую тему как “Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации”. Объектом исследования в данной работе выступают институты политической системы общества. Другая тема - “Юридическая ответственность муниципальных служащих”. Объектом исследования в данной работе являются либо институт муниципальной службы, либо правовая категория юридической ответственности.

Предмет – сторона объекта исследования. В нашем первом примере – это конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации. Во втором примере – юридическая ответственность муниципальных служащих.

Цель ВКР должна быть сформулирована четко и лаконично, и найти отражение в заключительной части работы. Она должна содержать оценку результатов исследования.

Задачи вытекают из целевой установки и могут быть определены двумя способами:

  •  последовательно раскрываться в отдельных главах (параграфах) ВКР (наиболее предпочтительный вариант).
    •  иметь “сквозной” характер, т.е. прослеживаться на протяжении всей работы в различных главах (параграфах).

Хронологические и географические рамки работы определяются только в силу необходимости. Специфика юридической науки обуславливает обращение к наиболее актуальным современным проблемам, необходимость привлечения последней нормативно-правовой базы и достижений ключевых исследователей в этой области. Только в случае обращения студента к историко-юридической проблематике возникает необходимость обоснования хронологических рамок работы. Обоснование должно быть четким и содержательным.

Географические (территориальные) рамки диссертации обосновываются в случае, если объектная область исследования выходит за рамки Российской Федерации и охватывает иные географические пространства.

Теоретическую основу ВКР составляют методологические подходы юридической науки, а также используемые в их рамках общенаучные и специальные методы исследования. Ключевые методологические подходы определяются для магистрантов в рамках теоретических и практических занятий по курсу “Методология и методика юридической науки”, для студентов-специалистов и бакалавров в рамках курса «Методология научного исследования», а также в индивидуальном порядке с научным руководителем.

Методология научного исследования – это принципы организации, способы и формы научно-исследовательской деятельности. Методология позволяет правильно и логично организовать собранный фактический материал и написать правильное заключение в научной работе.

Уровни методологии:

1. Общетеоретический (диалектика). Наиболее общим, универсальным принципом организации научного исследования общественных процессов является социальная диалектика.

Принципы диалектики:

  1.   Изучение явлений и процессов требует их рассмотрения в системе связей и взаимодействий. Любое явление состоит из нескольких элементов взаимосвязанных между собой (внутренние связи). Кроме того, явления имеют внешние связи с другими явлениями и процессами.

Пример:

"Эволюция РФ к президентской республике" – внутренние связи: основные черты российского типа республики; внешние связи: влияние международной тенденции к укреплению власти исполнительной ветви власти.

  1.  Изучаемые явления находятся в постоянном развитии, т.е. переходят из одного состояния к другому, усложняются связи между элементами.

 Пример:

 Республиканская форма правления в РФ эволюционирует от республики смешанного типа к республике президентской после реформ 2000 – 2005 гг.

3. Использование принципа историзма, т.е. рассмотрение изучаемых явлений в историческом контексте, выявление этапов их эволюции.

Пример:

В качестве предпосылок появления президенской республики выступают – авторитарный режим (культ личности); император; особенности менталитета и др.

  4. Поиск противоречий как источника развития изучаемого явления.

Пример:

Противоречия между целью – централизации власти с одной стороны, и социально-экономическим и политическим кризисом, с другой, который мешает проведению административной реформы.

5. Выявление причинных связей в развитии явления (принцип социального детерминизма).

Пример:

Закономерность перехода к президентской республике.

2. Теоретический (философский) – привлечение философских концепций, теорий и понятий для осмысления изучаемой научной проблемы. К основным теоретическим методологическим подходам относятся:

1. Юридический позитивизм (Р. Иеринг, Дж. Остин, Г. Кельзен, Г. Харт).

В качестве самостоятельного научного направления сформировался в середине XIX в. (Д. Остин, К. Бергбом). Основываясь на классическом позитивизме О.Конта было обосновано ключевое положение юридического позитивизма – право есть явление чисто эмпирическое, оболочка социально-экономических отношений (норма – основа правовой системы). Цель юридической науки заключается в том, чтобы вывести теорию права из области метафизических спекуляций, очистить от “вечных и неизменных правовых принципов”. Интерес исследователей концентрировался на текстах права, его источниках. Аксиологические, оценочные аспекты права, его связи с социальными процессами игнорировались. Методологической основой юридического позитивизма выступает формально-логический метод.

 

2. Феноменология права (социологическая юриспруденция) - Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Мерло-Понти, А. Шюц, П. Рикёр.

- объектом изучения становится поведение людей в сфере права;

- методы исследования – прямое наблюдение и социологический опрос;

- задача исследователя – констатация юридического факта, а не его оценка.

Наиболее важное положение феноменологического учения состоит в том, что социальный мир представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. В качестве первой он представлен социальными институтами, обеспечивающими социализацию индивида и воспроизводство в форме традиций общества. Мир как субъективная реальность — это уникальная субъективность человека и его возможность изменять (конструировать) объективную реальность. Так обеспечивается инновационное воспроизводство социума.

3.Герменевтика:

- метод интерпретации – семантический анализ текста, его толкование и понимание (“множественность смыслов”);

- конфликт интерпретаций – законодатель и толкователь ставят разные

- цели, которые предстоит истолковать.

4. Системный подход (системный анализ) – И. Валлерстайн, А. Холл, Н. Винер, А. Рапопорт:

- исследование объектов во всей совокупности составляющих сторон;

- система целостна, иерархична, интегративна;

- построение «дерева целей»;

- этапы системного анализа.

В соответствии с системным подходом политические отношения и отношения государства с социальными группами рассматриваются как системы, т.е. целостные множества структурно и функционально связанных элементов, полнота и непротиворечивость которых определяет состояние всей системы.

5. Синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин):

- изучаемые явления и процессы рассматриваются в качестве самоорганизующихся систем;

- теория изменений системы;

- точка бифуркации (возникновение альтернативы) и множественность вариантов (аттрактор).

6.Сравнительный анализ (компаративистика):

- сопоставление различных процессов и явлений, выявление их сходств

и различий;

- процедура анализа – сегментация;

- прогностическое значение метода.

7. Институциональный подход (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, А. Де Токвиль):

-  осуществление политических процессов через деятельность политических институтов (органов власти, учреждений);

- взаимодействие институтов с со всеми сферами жизнедеятельности общества и между собой.

8. Моделирование:

- построение модели – идеального воспроизведения исследуемого объекта;

- этапы процесса моделирования.

В научном исследовании студент вправе использовать не один, а несколько методологических подходов, но в отношении каждого из них он должен обосновать потребность их использования в работе.

3. Общенаучная (универсальная) методология – методы, используемые в различных науках.

- метод теоретического обобщения, использующий системный подход. Избранный метод позволил синтезировать положения об объекте, выведенные в специальных исследованиях междисциплинарного характера.

- анализ и синтез.

Анализ – разделение изучаемых явлений и процессов на элементы и исследование каждого из них в отдельности.

Пример:

Концепция разделения властей – Законодательная власть – Исполнительная власть – Судебная власть – Информационные технологии и СМИ.

       Синтез – осмысление взаимосвязей и взаимодействий каждого элемента изучаемого явления.

Пример:

Ответ на вопрос о возможности появления четвертой ветви власти в РФ.

Анализ и синтез – это взаимосвязанные методы исследования.

- индукция, 

Индукция способ познания от фиксирования отдельных фактов и их анализа к их систематизации и обобщению. Для качественного исследования необходимо чтобы все факты были изучены (полная индукция), что удается далеко не всегда.

Пример:

Правовой статус Президента РФ

- дедукция.

Дедукция метод исследования предполагающий выведение из общих положений, считающихся достоверными, определенных следствий.

Пример:

Общее положение – укрепление правового статуса Президента;

Следствие – переход РФ к президентской республике.

- аналогия.

Аналогия установление сходства одних свойств у явлений позволяет сделать вывод о наличии у них и других свойств. Историческая аналогия.

Пример:

Полномочный представитель Президента РФ – генерал-губернатор Сибири.

Президент РФ – Президент США.

- моделирование.

Моделирование - воспроизведение в специально созданной модели свойств изучаемых явлений или процессов. Модель может быть двух видов: материальная и идеальная (мысленная конструкция).

Пример:

- Реконструкция государства майя по археологическим артефактам.

- Последствия перехода РФ к президентской республике.

Применение метода моделирования способствует получению нового знания (эвристический характер). Для историко-правовых исследований характерно использование "моделей жизненного цикла" – изучение явлений и процессов на различных этапах развития.

Пример:

"Государственная Дума в России: этапы эволюции"

Метод моделирования позволяет спрогнозировать направления развития процессов и явлений (прогностическая функция).

- восхождение от абстрактного к конкретному.

Процесс познания движется от изучения отдельных фактов, событий к обобщенному (целостному) знанию о них, выраженному в понятиях и теориях.

Пример:

"Политический режим в США" – научные факты – либеральный режим.

- междисциплинарный подход.

- системный анализ.

Изучаемое явление рассматривается в качестве системы составляющих его взаимодействующих элементов. Все элементы системы взаимосвязаны и образуют единую структуру.

Пример:

"Правовые основы муниципального управления в РФ" – Конституция, ФЗ, Указы, Уставы, муниципальные правовые акты.

Принципы системного анализа:

  •  целостность изучаемой системы – все элементы взаимосвязаны и причинно обусловлены;
  •  выявление источников развития системы

Пример:

Расширение количества муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Этапы системного анализа:

А). Постановка цели исследования на основе имеющихся знаний;

Б). Выделение основных элементов в изучаемом явлении и исследование их взаимосвязей;

В). Выявление основополагающих факторов их функционирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития;

Г). Целостная оценка изучаемого явления.

Пример:

"Правовые основы мцниципального управления в РФ" (этапы + структура работы).

- логический - последовательность изучения процессов и явлений, выявлений их предпосылок и взаимосвязей.

4.Конкретно-предметные методы исследования – совокупность методов и процедур, применяемых в определенной науке.

- сравнительный анализ - сопоставление явлений с целью обнаружения их сходства и различий, получения новой информации.

Механизм сравнительного анализа:

А). Сегментация – деление явления на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвергнуты сравнительному анализу.

Пример:

"Российская модель местного самоуправления"

Б). Обоснование выявленных сходств и различий.

В). Прогнозирование развития процесса (явления). Формы прогнозирования:

  •  прямое сопоставление данных о развитии процесса в разных странах;
  •  экстраполяция  - распространение полученных данных на будущее (краткосрочный прогноз).

- правовой метод - комментирование нормативно-правовых актов, их качественный анализ.

- конкретно-исторический - на основе которого факты и явления рассматривались не статично, а в динамике развития;

- системно-структурный анализ - комплексное рассмотрение процесса законотворчества, включающего изучение предыстории закона, его текстовой анализ и правоприменительную практику. 

- структурно-функциональный анализ – для понимания политических (и иных общественных) явлений и процессов необходимо проанализировать их структурные элементы, проследить их взаимосвязи,

- сравнительно-исторический метод - сравнительный анализ исторических и современных процессов и выявление их общих и особенных характеристик.

 - конкретно-исторический метод – рассмотрение явлений в историческом контексте.

- социологические методы (наблюдение, эксперимент, контент-анализ).

- статистический анализ,

- экспертные методы исследования:

А). Устная беседа (интервью)

Б). Письменный анкетный опрос

В). Специальные экспертные опросы:

  •  разовый индивидуальный опрос;
  •  однократный коллективный опрос;
  •  метод Дельфи (коллективный опрос в несколько туров.

Перечисленные методы применяются в научном исследовании в совокупности и дополняют друг друга.

Источниковую базу ВКР составляют:

- правовые акты различной юридической силы (федеральные, региональные, местные, локальные),

- документы институтов, организаций,

- архивные материалы,

- документы личного происхождения,

- данные социологических опросов,

- графические и статистические материалы и др.

Для упорядочения источников, используемых в работе рекомендуется классифицировать их по различным основаниям: юридической силе, типам (письменные, устные; опубликованные, неопубликованные) или степени значимости для научного исследования.

Научная новизна исследования обусловлена обращением к недостаточно изученной проблеме юридической науки, выявлением нового аспекта в “традиционной” теме, привлечением нового источникового материала, разработке рекомендаций, которые могут быть внедрены в практику. Обоснование научной новизны ВКР является обязательным только для магистерской диссертации.

Апробация результатов (только для магистерских диссертаций) исследования может осуществляться посредством выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, публикации статей, учебных пособий, издании курса лекций, методических рекомендаций и в иных формах. В случае если магистрант в своей диссертации предлагает конкретные рекомендации, то ему необходимо обозначить возможность внедрения достигнутых результатов в практику работы организации, учреждения и др.

Завершением вводной части служит краткая характеристика структуры диссертации, т.е. основных вопросов, раскрываемых во введении, каждой главе и заключении. Наличие краткой характеристики работы обязательно для всех типов ВКР.

В основной части работы студент обязан четко, в логической последовательности, аргументировано излагать собранные теоретические и практические материалы. Рекомендуется разделить основную часть на три раздела:

  1.  Теоретический (методологический),
    1.  Аналитический,
      1.  Практический1.

В первом разделе выполняется теоретический анализ состояния и перспектив развития проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, излагаются и обосновываются собственные мировоззренческие позиции автора, формируется необходимый категориальный аппарат. Данная глава служит теоретическим обоснованием последующего анализа источникового материала.

Во втором разделе предлагается конкретно-предметный анализ изучаемой проблемы, собранного источникового материала, с использованием различных методов исследования, выявляются общие тенденции развития, вскрываются недостатки и причины, их обусловившие, намечаются пути их возможного устранения.

В третьем разделе должны содержаться собственные оценки, изучаемой проблемы, предложения и рекомендации по ее решению. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит анализ, проведенных в предшествующих главах.

Изложение материала в основной части рекомендуется осуществлять, руководствуясь одним из трех методологических подходов:

  1.  Последовательное изложение материала (переход от одного раздела к другому невозможен без завершения предыдущего). Данный способ применяется при условии наличия всего необходимого материала;
    1.  Целостный вариант, когда работа первоначально пишется «вчерне», а затем происходит ее обработка, вносятся дополнения и уточнения в соответствии с новыми материалами. Это позволяет более продуманно подойти к процессу написания ВКР;
      1.  Выборочное изложение материала. Обработка собранного материала происходит в удобном для студента порядке, зачастую непоследовательно по параграфам или главам. Такой способ весьма эффективен в случае использования архивного материала.

Рекомендуется в теоретической части работы вступать в полемику с другими авторами, принимать или опровергать их выводы, дискутировать по спорным проблемам. Такие формы изложения и анализа материала ярко показывают научную позицию исследователя, умение самостоятельно и творчески вести дискуссию. Они позволяют в конце каждого параграфа и главы делать короткие выводы, обобщения, позволяющие логично перейти к дальнейшему изложению темы.

В заключении необходимо последовательно изложить полученные итоги, которые должны соответствовать поставленным задачам. Выводы из отдельных глав и параграфов существенно облегчат написание заключения. Обобщения и выводы излагаются, как правило, в виде отдельных абзацев, следуя логике построения работы. В заключении обычно содержатся также практические предложения по внедрению в практику полученных результатов, вытекающие из теоретического анализа.

Следующим элементом структуры исследования является список использованных источников и литературы. В списке выделяется несколько разделов:

  1.  Источники (нормативно-правовая база, архивные, статистические, социологические и др.);
    1.  Литература (включая монографии, статьи, учебные издания, которые располагаются в алфавитном порядке).

Приложениями к ВКР служат подлинные документы (их ксерокопии), анкеты данные социологических опросов, таблицы итоговых опросов, графики, карты и т.д. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, номер, обозначаемый арабскими цифрами (например, Приложение 1.). 

4. Требования, предъявляемые к оформлению

выпускной квалификационной работы

1. Работа должна быть выполнена в электронном виде, через 1,5 межстрочных интервала общим объемом 75 – 90 страниц (110 – 120 страниц для магистерских диссертаций).

2. Текст печатается с соблюдением следующих размеров полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее. 20 мм.

3. Шрифт должен быть четким (размер 14 п.).

4. Опечатки, описки, обнаруженные в процессе выполнения работы, можно подчищать или закрашивать штрихом и наносить на это место исправленный текст (отдельные буквы, слова). 

5. Текст работы делится на главы и параграфы. В одной главе должно быть не менее двух параграфов.

6. Название главы должно быть четким, лаконичным и соответствовать ее содержанию. Количество глав не ограничено, но название и содержание каждой должно последовательно раскрывать избранную тему. Недопустимо, чтобы одна из глав повторяла название ВКР.

7. Нумерация страниц и глав

Страницы дипломной работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. В общую нумерацию включается и титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Отдельные главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами и должны иметь заголовки, отражающие содержание разделов. Заголовки глав, введение, заключение, список использованных источников и литературы и содержание следует располагать по середине строки и печатать прописными буквами, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Каждая глава, введение, заключение и т.д. начинаются с новой страницы.

8. Графический материал

Схемы, таблицы следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Каждая из них должна иметь название и, по необходимости, поясняющие данные.

Цифровой материал рекомендуется помещать в виде таблиц. Порядковый номер таблицы следует размещать в правом верхнем углу, после слова "таблица". Каждая таблица должна иметь соответствующее название.

Размещение таблицы непосредственно в тексте работы требует ее расположения таким образом, чтобы ее возможно было прочитать совсем не переворачивая работу или переворачивая по часовой стрелке.

  1.  Оформление списка использованных источников и литературы (библиографическое описание)

Примеры  библиографического  описания

Книга одного автора

Кравченко Л.И.  Муниципальное право: учеб. пособие / Л.И. Кравченко. – 7-е изд., перераб. – Минск: Новое знание, 2004. – 544 с.

Книга двух авторов

Козлихин И.Ю. Право и политика: учеб. пособие / И.Ю. Козлихин, Л. Н. Никулина. СПб., 2006. – 288 с.

Книга трех авторов

Попов В. М. Теория государства и права / В. М. Попов, С. Ляпунов, А. Касаткин. – М.: Кнорус, 2003. – 448 с.

Книга четырех и более авторов

Муниципальное право: учебник / Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, Т. К. Серегина и др. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2003. – 364 с.

Книга с указанием редактора и составителя

Ответственность власти: учеб. пособие / под ред. В. М. Поздняковского. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2003. – 271 с.

Книги, переведенные с иностранного языка

Дженфкинс Ф. Управление: учеб. пособие / Ф. Дженфкинс ; пер. с англ. Б. Л. Еремина. – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 543 с.

Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т. 1.:  пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – 13-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2000. – 486 с.

Многотомное издание

Российская юридическая энциклопедия: в 5 т. / под ред. Я. Л. Орлова. –  М.: За социальную защиту, 1999.

Отдельный том

Новая Российская энциклопедия. В 12 т. Т. 1. Россия / под ред. А. Д.  Некипелова. – М.: Энциклопедия, 2003. – 960 с.

Электронные ресурсы

Юридическая наука XXI века [Электронный ресурс] : V междунар. науч.-исслед. конф., 12-13 мая 2004 г., Воронеж, Россия. – Электрон. дан. – Воронеж : [б. и.], 2004. – 1 электрон. опт. Диск (CD-ROM) ; 12 см. – Загл. с вкладыша контейнера.

Официальные документы

Конституция Российской Федерации. – М.: Книга сервис, 2004. – 33 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 20.09.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 30. - Ст. 3068.

Федеральный  закон

О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ // Российская газета. – 2004. –           16 нояб.

Указ  Президента  РФ

Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений : указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 827  г. // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 30. - Ст. 3047.

Постановление  Правительства РФ

Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы : постановление Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213  //  Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. – 2003. - № 10. – С. 2-5.

Об уполномоченном и регулирующем органе в делах банкротства и процедурах банкротства : постановление Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. № 855 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 49. – Ст. 4886.

Закон  омской области

О государственных гарантиях Омской области: закон Омской области от 24 июля 2004 г. // Ведомости Законодательного собрания Омской области - 2004. -  №  19. - С. 6-8.

О социальном партнерстве: закон Омской области от 12 июля 2004 г. // Ведомости Законодательного собрания Омской области. – 2004. – 20 июля.

 Постановление администрации г. Омска

О порядке принятия решений о корректировке размеров оплаты за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнения природоохранных мероприятий : постановление администрации г. Омска от 12 июля 2004 г. // Омский вестник. - 2004. – 27 июля.

Приказы министерств и ведомств

О формах бухгалтерской отчетности организаций : приказ М-ва финансов РФ от 22.07.2003 г. №67-н // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. – 2003. -  № 18. – С. 2-6.  

Инструктивные письма министерств и ведомств

О порядке расчета платы за загрязнение окружающей среды в  2003 году : письмо М-ва природы РФ от 12 августа 2004 г. № ВС-21-47/ 5991 // Финансовый вестник. – 2004. - № 10. – С. 70-71.

Аналитическое описание

Статья из сборника

Ипатко Л.И. Некоторые аспекты проблемы трудового законодательства / Л.И. Ипатко, Ю.В. Гаранина // Экономическо-юридические проблемы регионов: материалы межрегион. науч.-практ. конф., 23 апреля 2004 г. / Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. - Красноярск, 2004. - С. 37-39.

Чаплина А. Н. К вопросу о концепции менеджмента в торговле / А.Н. Чаплина, И.В. Кошелева // Сфера потребительских услуг: актуальные проблемы и перспективы развития : материалы регион. науч.-практ. конф., 22 апреля 2004 г. /  Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. – Красноярск, 2004. – Ч. 2. –  С. 97-125.

Глава из книги

Гаджинский А.М. Философия права // Философия науки: учеб. пособие / А.М. Гаджинский.  – М., 2001. – Гл. 14. – С. 352-366.

Зарнадзе А. А. Целостность управления экономикой  / А.А.  Зарнадзе             // Введение в институциональную экономику: учеб. пособие / под ред.                     Д.С. Львова. – М., 2005. – Гл. 5. – С. 154-221.  

Статья из журнала

ВТО и заблуждения // Современное право. – 2006. - № 2. – С.41-48.

Рожкова И.В. Анализ состояния трудового законодательства в России / И.В. Рожкова,  С.Н. Юров // Трудовое право. – 2006. - № 1. – С. 121-124.

Гайворонская Я.В. Нормативность права как идеологическая и правовая концепция в отечественном правоведении // Юридическое образование и наука. 2000. № 2. С. 10 – 13.

Старилов Ю. Административная юстиция: итоги дискуссии и проблемы законотворчества // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 3. С. 83 - 92. №4. С. 86 - 92.

Статья из газеты

Правовые проблемы промышленно развитых стран // БИКИ. – бюллетень иностранной коммерческой информации. – 2006. – 7 марта.

Плотникова В. Продукт номер один / В. Плотникова // Омский вестник. 2006. – 30 марта.

Электронные ресурсы

Копылова Н. Трудовое законодательство / Н. Копылова // www.gazete.ru

Описание авторефератов диссертаций

Габрачиидзе В.Ф Региональная система предупреждения преступлений несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2004. – 245 с.

Иванов А.Н. Особенности предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис. д-р. юрид. наук. – Красноярск, 2001. – 25 с.

6. Оформление ссылок

Частью библиографического аппарата научной работы являются ссылки. Они применяются при цитировании, заимствовании материала из других источников, при упоминании или анализе работ того или иного автора, при необходимости адресовать к трудам, в которых рассматривается данный вопрос.

В работе необходимо делать библиографические ссылки на источники и литературу. Ссылки бывают трех видов:

  •  внутритекстовые (расположены непосредственно в строке после текста в квадратных скобках),
  •  подстрочные (расположены внизу страницы под строками основного текста),
  •  затекстовые (расположены за текстом всей работы, главы и т. п.). При ссылке на источник следует приводить в тексте его порядковый номер по списку использованных источников, заключаемый в квадратные скобки. Например - [4, с. 34].  

Студент вправе выбрать любую форму ссылки. Но наиболее удобным для научного руководителя и рецензента является подстрочные ссылки. Ссылки делаются по правилам библиографического описания документа, приведенных выше, но имеют особенности.

В конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице (подстрочные ссылки). В зависимости от вида ссылки, внизу страницы, под чертой, отделяющей ссылку от текста, этот номер повторяется и за ним следует название источника, из которого приводится цитата. Например:

___________________

1 Лукич Р. Методология права. М., 1915. С. 36.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга или статья, во второй ссылке можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

2 Там же. С. 57.

Если та же книга или статья цитируется в следующий раз не на той же странице, то указывается ее автор, а вместо названия используется сокращение - “Указ. соч.” (указанное сочинение). Например:

1 Кон И.С. Указ. соч. С. 38.

Если в тексте дана не цитата, а только пересказ своими словами мысли автора, то в тексте делается обычный знак ссылки и под чертой после номера пишется “См.”. Например:

1 См.: Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. 288 с. (или С. 45 – 78)

Информация, воспроизведенная не из основного источника, а из источника заимствования, добавляются слова "Цит. по" (цитируется по). Например:

1 Цит. по: Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. – М., 1965. – С. 122.

7.Порядок и сроки защиты

выпускной квалификационной работы

Тема и научный руководитель ВКР утверждается приказом ректора университета. По результатам предзащиты предоставляется возможность отредактировать тему работы. Предзащита проводится за 2 недели до установленного срока защиты. По результатам предзащиты на заседании кафедры правоведения и методики преподавания права выносится Заключение о допуске соискателя к защите ВКР в Государственной аттестационной комиссии, производится окончательное утверждение названия  диссертации, научного руководителя и рецензента. В случае отрицательного Заключения соискатель имеет право обжаловать это решение перед деканом факультета.

Студент, не допущенный к защите или не выполнивший учебный план (не сдавший установленное число экзаменов и зачетов) к защите не допускается.

Соискатель представляет 1 экземпляр ВКР секретарю ГАК не позднее, чем за семь дней до даты защиты. К работе прилагается авторская Аннотация, размером не более 1 страницы (для магистерских диссертаций) и отзыв научного руководителя. В отзыве соискатель характеризуется как научно-педагогический работник, выносится предложение о присвоении соответствующей квалификации (для специалистов) или степени (для магистров и бакалавров) и может быть дана рекомендация для поступления в аспирантуру.

Студент передает секретарю, ГАК Рецензию на ВКР в 2-х  экземплярах не позднее, чем за 7 суток до времени защиты. Рецензия  должна содержать предложение о присвоении соответствующей квалификации или степени и, возможно, рекомендацию для поступления в аспирантуру. Один из 2-х экземпляров Рецензии вручается соискателю для подготовки ответов на замечания рецензента по существу содержания работы.

Защита ВКР происходит публично на заседании ГАК. Защита носит характер научной дискуссии и проходит в обстановке высокой требовательности и принципиальности.

Для доклада студенту предоставляется до 10 минут времени (до 15 для магистранта). Из доклада должно быть ясно, в чем состоит личное участие студента в получении защищаемых результатов. Доклад должен сопровождаться демонстрацией иллюстративных материалов и включать следующие положения:

  1.  Обоснование актуальности выбранной темы, важности и целесообразности ее освещения в современных условиях;
  2.  Теоретические и методические положения, на которых базируется ВКР;
  3.  Краткое содержание ВКР;
  4.  Выводы и конкретные предложения по решению проблемы или совершенствованию соответствующих процессов с обоснованием возможности их реализации.

ГАК выносит свое решение в день защиты. Оно является окончательным. В случае отрицательного заключения ГАК соискателю выдается справка об окончании обучения в университете. Студенту разрешается повторное представление ВКР к защите в течение трех лет после завершения обучения в университете, но не ранее, чем через 1 год, и не более одного раза. ВКР, представленная к защите повторно, проходит все стадии экспертизы,  предусмотренные для защиты работ, представленных к защите впервые.

8. Список использованной литературы

Основная:

  1.  Ануфриев А.Ф. Научное исследование. М.: “Наука”, 2004.
    1.  Клеандров М.И. Кандидатская диссертация юриста. М., 2004.
      1.  Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и защиты. М.: “Наука”, 1997.
      2.  Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК “Дашков и К”, 2005. - 340 с.
      3.  Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 2. Логика правового исследования (Как написать диссертацию). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. - 560 с.  

Дополнительная:

1. Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертации. – М.: АОЗТ “ИКАР”, 1995. – 200 с.

2. Брауде Л.Р., Ронжес В.Н., Чеснокова О.В. Основы библиотечно-библиографических знаний. – М., 1998. – 28 с.

3. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: Ось-89, 1999. – 208 с.

4. Новиков А.М. Как работать над диссертацией? Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 3-е изд. – М.: Эгвес, 1999. – 104 с.

5. Составление библиографического описания. – М., 1998. – 220 с.

6. Эхо Ю. Дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. – М., 1996. – 112 с.


Приложение 1.

Тематика выпускных квалификационных работ и их модификации

Заголовки выпускных квалификационных работ, сформулированные их авторами

Возможные варианты упрощения заголовков при сохранении их прежнего содержания

1. Законодательство Российской Федерации: понятие и система в условиях постсоветского развития российской государственности

1. Система законодательства Российской Федерации

2. Законодательство Российской Федерации о выборах: теория и практика избирательных кампаний 1993 – 1996 гг.

2. Избирательные компании 1993 – 1996 гг. в Российской Федерации: теория и практика

3. Правовой статус Российской Федерации: проблема укрепления ее государственного единства

3. Правовой статус Российской Федерации в условиях укрепления ее государственного единства

4. Модели современного конституционализма и опыт постсоциалистических государств (на примере Кыргызской Республики)

4. Модель конституционализма Киргизской Республики

5. Институционально-правовые аспекты местного самоуправления в Российской Федерации (на примере муниципального образования Омской области)

Институционально-правовые аспекты местного самоуправления в Омской области

Приложение 2

Виды планов ВКР

1. Тема: Истинность норм российского права                                          

Глава 1. Понятие истинности норм российского права

1.1. Методологические предпосылки применения категории "истинность" к нормам российского права.

1.2. Нормы российского права как процесс отражения человеческой деятельности.

1.3. Информационно-познавательный характер содержания российских юридических норм.

1.4. Определение категории "истинность норм российского права".

Глава 2. Истинность в системе свойств норм российского права.

2.1. Взаимосвязь истинности и социальной ценности норм российского права.

2.2. Истинность и эффективность российских юридических норм.

2.3. Взаимодействие истинности и динамизма норм российского    права в российском государстве.

Глава 3. Проблема критерия истинности норм российского права.

3.1. Российское правотворчество как критерий истинности норм права.

           3.2. Критериальная проверка истинности российских юридических норм в правоприменении.

_______________________________________________________________

2. Тема: Принципы юридической ответственности в системе принципов права.

Глава 1. Принципы юридической ответственности.

1.1. Понятие юридической ответственности.

1.2. Определение понятия принципов юридической ответственности.

Глава 2. Виды принципов юридической ответственности.

2.1. Принцип справедливости.

2.2. Принцип законности.

2.3. Принцип неотвратимости.

2.4. Принцип индивидуализации.

2.5. Принцип виновности деяния.

Глава 3. Соотношение принципов юридической ответственности с ее функциями и принципами права.

3.1. Взаимосвязь принципов юридической ответственности и принципов права.

3.2. Взаимосвязь юридической ответственности с ее функциям.

_______________________________________________________________

3. Тема: Льготы в российском праве (вопросы теории и практики)

Глава 1. Льготы как правовая категория.

1.1 Понятие, признаки и социальная сущность правовых льгот.

1.2. Соотношение категорий "правовая льгота" и "привилегия".

1.3. Цели и функции правовых льгот.

1.4. Использование правовых льгот в политике.

Глава 2. Виды льгот и их использование в отраслях российского законодательства.

2.1. Видовая характеристика правовых льгот.

2.2. Использование правовых льгот в отраслях материального и процессуального права.

Глава 3. Эффективность правовых льгот в условиях рыночной экономики.

3.1. Критерии эффективности правовых льгот.

3.2. Основные пути оптимизации правовых льгот в современном российском законодательстве.

_______________________________________________________________

4. Тема: Государственная власть и местное самоуправление: опыт историко-правового исследования.

Глава 1. Теоретико-правовые основы развития государственной власти и местного самоуправления..

Глава 2. Нормативно-правовое регулирование государственной власти и местного самоуправления России (X – XIX вв.).

Глава 3. Эволюция идей и организационных структур государственной власти и местного самоуправления в России в XX веке.

Глава 4. Современные проблемы и перспективы взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления.


Приложение 3

Титульный лист дипломной работы

(образец)

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет

Исторический факультет

кафедра правоведения, государственного и муниципального управления

Кузнецов Алексей Александрович

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫБОРНЫХ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

выпускная квалификационная (дипломная) работа

по специальности “Юриспруденция”

                                                                               Научный руководитель:

                                                                               к.ю.н., доцент А.И. Иванов

                                                                           Зав. кафедрой

                                                                           Правоведения, ГМУ

                                                                    д.полит.н., профессор О.В. Волох

          

Омск – 2011

Приложение 4

Титульный лист магистерской диссертации

(образец)

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет

Исторический факультет

кафедра правоведения, государственного и муниципального управления

На правах рукописи

Кузнецов

Алексей Александрович

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫБОРНЫХ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

540400 – Социально-экономическое образование

Диссертация на соискание ученой

степени магистра правового образования

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

                                                                                          доцент А.И. Иванов

Омск - 2011


Приложение 5

Титульный лист выпускной работы бакалавра

(образец)

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет

Исторический факультет

кафедра правоведения, государственного и муниципального управления

Кузнецов Алексей Александрович

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫБОРНЫХ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

выпускная работа бакалавра

по правовому образованию

                                                                        Научный руководитель:

                                                                         к.ю.н., доцент А.И. Иванов

                                                                     Зав. кафедрой

                                                                     Правоведения, ГМУ

                                                                   д.полит.н., профессор О.В. Волох

          

Омск – 2011

Приложение 6

Оформление содержания ВКР (образец)

Содержание

Введение .................................................................................................... 3

Глава I. Название ........................................................................................

            1.1. Название ..................................................................................

         

            1.2. Название ..................................................................................

           

            1.3. Название ..................................................................................

Глава II. Название  ......................................................................................

            2.1. Название ...................................................................................

            2.2. Название ...................................................................................

Глава III. Название  ......................................................................................

            3.1. Название ...................................................................................

            3.2. Название ...................................................................................

            3.3. Название ...................................................................................

Заключение ..................................................................................................

Список использованных источников и литературы ...............................

Приложения .................................................................................................

Приложение 7.

Образец обоснования актуальности темы ВКР

Кадровый резерв государственной гражданской службы в Российской Федерации и Омской области

Процесс формирования эффективного функционирования института государственной гражданской службы в Российской Федерации в условиях продолжающейся административной реформы определяет потребность качественного исследования его содержания и разнообразных форм проявления. Ключевой установкой российской политической элиты во главе с Президентом В.В. Путиным стало укрепление российской государственности посредством восстановления четкой вертикали исполнительной власти и приведения регионального законодательства в соответствие с федеральными источниками права. В данной ситуации от эффективности организации и деятельности института государственной службы непосредственно зависит целостность системы органов государственной власти Российской Федерации.

Государственная служба рассматривается в качестве необходимого связующего звена между государственной властью и интересами общества в целом и его отдельными представителями в частности. Данный статус института определяет особое внимание государства к повышению его качественных характеристик государственных служащих, включающих профессионализм, личностные качества, склонность к карьерному росту, умение взаимодействовать в коллективе и т.д. Действующая нормативно-правовая база, регулирующая принципы организации государственной гражданской службы Российской Федерации затрагивает все ключевые аспекты функционирования института, но применительно к отдельным субъектам возникает потребность уточнения положений федерального законодательства и их изменение в соответствии с потребностями региона.

Наиболее действенным механизмом повышения качественных характеристик государственных служащих в органах исполнительной власти служит процедура аттестации и формирования кадрового резерва из числа наиболее подготовленных и профессиональных сотрудников. Представляется, что на сегодняшний день в государственных структурах кадровый резерв не оценивается в качестве действенного механизма формирования служащих высшего звена. Несмотря на наличие достаточно солидной нормативно-правовой базы как федеральной, так и региональной ее положения на практике реализуются достаточно сложно. Создается устойчивое мнение, что создание кадрового резерва есть бесперспективная трата значительных финансовых средств. Изменить сложившуюся ситуацию призван новый федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также новые законотворческие инициативы региональной администрации в лице Губернатора и Правительства Омской области.

В процессе исследования темы удалось сформулировать определенную проблему - отсутствие реальных механизмов, процедур формирования кадрового резерва государственной гражданской службы Российской Федерации и Омской области.   

    

Приложение 8

К предложенным темам научных работ составьте тезисный план     обоснования их актуальности.

Пример тезисного плана:

Тема: Брачный договор как основание установления договорного режима имущества супругов: понятие, заключение, содержание.

1. Совершенствование семейных правоотношений, понятий семьи и брака. Новые формы регулирования имущественных отношений.

2. Брачный договор – форма регулирования имущественных отношений, приобретает все большую популярность в РФ (западный опыт).

3. Особенности заключения и содержания брачного договора в связи с российскими реалиями.

  1.  Установление происхождения ребенка, рожденного в браке.
  2.  Личные права и обязанности родителей.
  3.  Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия.
  4.  Ограничение родительских прав. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка.
  5.  Восстановление в родительских правах и отмена ограничения родительских прав.
  6.  Понятие, признаки и правовая природа алиментного обязательства.
  7.  Обязанности супругов по взаимному содержанию.
  8.  Соглашение об уплате алиментов: понятие, заключение, содержание, значение.
  9.  Понятие, значение и порядок усыновления (удочерения) детей.
  10.  Тайна усыновления ребенка, ее значение. Средства сохранения тайны усыновления.
  11.  Опека и попечительство над детьми. Права детей, находящихся под опекой (попечительством).
  12.  Приемная семья: понятие, основание возникновения приемной семьи.
  13.  Правовое регулирование заключения и расторжения брака при наличии иностранного элемента.


Приложение 9

1. Разбейте по проблемным группам исследования по теме:

«Правовое регулирование процедуры

лишения родительских прав»

Общие работы, связанные с защитой прав и интересом детей

Работы, специально посвященные проблеме лишения родительских прав (общетеоретические исследования)

Исследования, связанные с рассмотрением процедуры лишения родительских прав

А.М. Белякова

В.Б. Боровиков

Ю.Ф. Беспалов

  1.  Белякова A.M. Правовая охрана детства: Учебное пособие. - М.: Знание, 1968.
  2.  Беспалов Ю.Ф Основания и порядок лишения родительских прав // Российская юстиция. - 2000. - № 12.
  3.  Батова О.С. Проблемы классификаций судебных споров, связанных с воспитанием детей // Журнал российского права. - 2005. - № 6.
  4.  Блохина О.Ю. Сочетание частного и публичного в деятельности органов опеки по обеспечению интересов детей // Право и политика. - 2004. - № 8.
  5.  Боровиков В.Б. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) // Российский судья. - 2005. - № 2.
  6.  Бороданков А., Джандвери А. Лишение родительских прав преступников при рассмотрении уголовных дел // Соц. законность. - 1969. - № 7.
  7.  Волкова Н. Насилие над детьми требует ужесточения наказания
    за содеянное: Комментарий специалиста // Человек и закон.- 1996. - № 7.
  8.  Гаврилов С.Т., Анисимов А.А., Середин А.А. Правовая защита семьи: Учебно-методические рекомендации, 2004
  9.  Домашняя юридическая энциклопедия: Семья. - М., Искусство 2003.
  10.  Дьяченко А., Цымбал Е. Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения в современной России // Уголовное право. - 1999. - № 4. - С. 75.
  11.  Емельянов В. Понятие злоупотребления гражданскими правами // Законность. - 2000. - № 11.
  12.  Королев Ю.А. Комментарий к Семейному Кодексу РФ (постатейный). - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.
  13.  Королев Ю.А. Супруги, родители, дети. - М., 1985., // Перииздат. - М.: ИНФРА. - 2001.
  14.  Кострова Н.М. Процессуальные правила разбирательства семейных дел в Семейном кодексе РФ // Журнал российского права. 2000. №3.
  15.  Кривоносова П.А. Лишение родительских прав // Правоведение. -1990. - № 2.
  16.  Мороз Л.К. Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав. - М., 1991.
  17.  Нечаева A.M. Исполнение по делам, связанным с воспитанием детей // Российская юстиция. - 1998. - № 4.
  18.  Нечаева A.M. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. - М., 1991.
  19.  Нечаева A.M. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей. // Начальная школа. - 1997. - № 9.
  20.  Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка. М., 2003.
  21.  Овчинникова И.Г. Осторожно дети. - М., 1990.
  22.  Парышев А.И. Правовое регулирование уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей // Российский следователь. - 2004. - № 12.
  23.  Пчелинцева О.Н. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права. - 2001. - № 6.
  24.  Червяков К. Установление и прекращение родительских прав и обязанностей. - М., 1997.

  1.  Из каждой группы выделите 1 – 2 наиболее значимых авторов (авторов нескольких работ) и дайте краткую характеристику их исследованиям.

Пример:  Исследователь Ю.А. Королев попытался проанализировать все разнообразие семейных правоотношений между родителями и детьми. В своих работах он акцентировал внимание, в том числе, на различных формах защиты интересов несовершеннолетних детей1.  

 

1  Студент вправе совместно с научным руководителем выбрать иную форму организации материала в основной части работы.

1  Королев Ю.А. Комментарий к Семейному Кодексу РФ (постатейный). - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003; Королев Ю.А. Супруги, родители, дети. - М., 1985., // Перииздат. - М.: ИНФРА. - 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52932. Перспективи входження України до Євросоюзу 66 KB
  Перспективи входження України до Євросоюзу. розкрити місце України у розширенні Євросоюзу. розкрити причини низького рівня розвитку економіки України. показати шляхи економічного розвитку та зростання України.
52933. Поурочні плани для курсу за вибором «Євроклуб» 762 KB
  Виховання учнів здійснюється через систему особистісних стосунків із новою культурою і процесом оволодіння нею. Виховна мета це виховання в учнів: позитивного ставлення до іноземної мови як засобу спілкування; розуміння сучасних інтеграційних процесів та тенденцій; поваги до народу носія цієї мови толерантного ставлення до його культури звичаїв і способу життя; культури спілкування прийнятої в сучасному цивілізованому світі; емоційноціннісного ставлення до всього що нас оточує; розуміння важливості оволодіння іноземною мовою...
52935. Европа в XVI веке - смена эпох 54 KB
  ЭТАП По историческим местам: о ком идет речь; какое открытие было сделано; в каком году. 2 Этап Рост промышленности. ЭТАП Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Капиталистическая...
52936. Використання евристик на уроках математики 346.5 KB
  Завдання: Знайдіть графіки функцій змальованих на картині і запишіть ним відповідні формули. Завдання: Які чотирикутники змальовані на картині Перерахуєте їх дайте визначення кожному розкажіть якими властивостями і ознаками вони володіють. Що ви знаєте про вписані багатокутники Біля будьякого чотирикутника можна описати коло Біля яких чотирикутників на картині описані кола Прямокутник квадрат. Які багатокутники називаються описаними біля кола У які чотирикутники можна вписати коло Які описані чотирикутники змальовані на...
52937. Подорож по країні Excel. Введення та редагування даних різного типу. Автозаповнення. Копіювання, переміщення, вилучення, форматування таблиці 205.5 KB
  Домашнє завдання на наступний урок та інструктаж щодо його виконання: Достатній рівень: надр.процесорі таблицю Календар на 2011 рік Високий рівень: робота над проектом Розробка системи електронних таблиць що буде забезпечувати роботу певного магазину і складу при ньому 1 таблиця – Прайслист товарів послуг в різній валюті. Д Зберегти виконане завдання до своєї папки з ім'ям Розрахунки Домашнє завдання: Достатній рівень: надр.процесорі таблицю Календар на 2011 рік Високий рівень: робота над проектом Розробка...
52938. Екскурсія до військово – історичного музею Повітряних Сил Збройних Сил України 8.52 MB
  Вінниця 2012 Тема: Екскурсія до військово – історичного музею Повітряних Сил Збройних Сил України. Хід екскурсії Сьогодні експозиція музею Повітряних Сил Збройних Сил України нараховує 41 експонат військової техніки а у фонді налічується більше 2000 предметів. Колективом музею створено декілька тематичних експозицій: â€œВінничани – Герої Радянського Союзу†“43тя Ракетна армія та Ракетні війська стратегічного призначення†“Історія створення ВійськовоПовітряних Си놓Історія військ Протиповітряної оборон膓Авіаційна...
52939. ЕКСКУРСІЯ ПО МІСТАМ УКРАЇНИ 147.5 KB
  T. The last time we spoke about Zaporizhyan Sich and Zaporizhya, the city closely connected with Zaporizhyan Sich. But in the history of our Motherland there were very many other historical events. Today we’ll start our talk about Ukrainian towns and cities.
52940. Эйдетические формы обучения русскому языку 179.5 KB
  Владимир Троицкий А когда уроки для нас становятся светлыми и радостными праздниками Когда они проходят интересно плодотворно на одном дыхании Наверное когда у вас всё получается когда всё понимаете и запоминаете и эти знания вы можете применить на практике. Уже 17 лет на каждом уроке русского языка я провожу такой эксперемент используя различные формы и методы развития образной памяти и всякий раз убеждаюсь что применение эйдетической...